А зори здесь тихие 5 девушек. «Женщины русские женщины победившие войну и смерть

Начало 70-х было буквально озарено светом «Зорь». Народ зачитывался вышедшей в 1969 году в журнале «Юность» повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Через два года читатели уже ломились на знаменитый спектакль «Таганки». А 45 лет назад на экраны вышел двухсерийный фильм Станислава Ростоцкого, который в первый же год посмотрели 66 млн — каждый четвертый житель СССР, если считать грудных младенцев. Несмотря на последующие экранизации, этой, в основном черно-белой, картине зритель отдает безусловную пальму первенства и вообще считает ее одним из лучших фильмов о войне.
От героев былых времен

В те годы о войне снимали часто, и снимали великолепно. Фильм о пяти погибших девчонках и их грубоватом, но таком душевном старшине сумел выделиться и из этого созвездия. Вероятно, потому, что ему отдали свои воспоминания, душу, опыт бывшие фронтовики, начиная с автора сценария, писателя Бориса Васильева.

Он умел написать о войне особенно. Его герои никогда не были идеальными. Васильев как бы говорил молодому читателю: смотри, на фронт уходили такие же, как ты, — сбегавшие с уроков, дравшиеся, невпопад влюблявшиеся. Но что-то в них оказалось такое, а значит, есть и в тебе.

Фронт прошел и режиссер фильма Станислав Ростоцкий. Повесть Васильева заинтересовала Станислава Иосифовича именно потому, что ему хотелось снять кино о женщине на войне. Его самого вынесла на руках из боя медсестра Аня Чегунова, которая потом стала Бекетовой. Ростоцкий разыскал спасительницу, которая, как оказалось, дошла до Берлина, потом вышла замуж и родила прекрасных детей. Но к тому моменту, когда съемки завершились, Анна уже была слепа и угасала от рака мозга. Режиссер привел ее в студийный просмотровый зал и всю картину подробно пересказывал происходящее на экране.

Воевали главный оператор Вячеслав Шумский, главный художник Сергей Серебренников, гример Алексей Смирнов, ассистент художника по костюмам Валентина Галкина, директор картины Григорий Рималис. Они просто физически не могли допустить на экране неправды.
Старшина Васков – Андрей Мартынов

Трудной задачей был поиск актеров – таких, чтобы им поверили. Ростоцкий задумывал: пусть старшину сыграет кто-то известный, а девчонок, наоборот, дебютантки. На роль старшины Васкова он выбрал Вячеслава Тихонова, а Борис Васильев считал, что лучше всех справится фронтовик Георгий Юматов. Но случилось так, что поиск «Васкова» продолжился. 26-летнего актера ассистентка видела на дипломном спектакле.

Андрей Леонидович родился в Иванове, с детства бредил театром. А его герой мало того, что был на шесть лет старше, так еще и из деревни, имел «коридорное образование», слова ронял – как рублем одаривал.

Первые пробы были очень неудачными, но, видимо, Ростоцкого очень привлекал типаж актера и его упорство. В конце концов Мартынов сыграл Васкова, да так, что зритель безоговорочно полюбил этого нелепого старшину вслед за его экранными бойцами. Мартынов великолепно провел и заключительные сцены фильма, где он, уже седой, однорукий, вместе с приемным сыном устанавливает скромное надгробие в честь своих девчат.

Рекомендуем почитать


У актера была еще одна звездная роль — в телесериале «Вечный зов». Мартынов успешно работал в кино и в театре. Он озвучил более 120 иностранных картин, в том числе «Крестный отец» и «Список Шиндлера».

Жизнь преподнесла ему своеобразный сюрприз: его женой стала гражданка Германии, с которой он познакомился на фестивале. Франциска Тун отлично говорила по-русски. У супругов родился сын Саша. Но Андрей не хотел жить в Германии, хотя на родине коллеги его буквально заклевали за брак с иностранкой. А Франциска не желала переезжать в СССР. Их союз в конце концов распался.


Рита Осянина – Ирина Шевчук

Рита – единственная из героинь, которая побывала замужем и стала вдовой в первые же дни войны. В тылу у нее вместе с матерью остался маленький ребенок, его потом усыновляет Васков.


Мучительную личную драму своей героини Шевчук помог сыграть ее сложный роман с набиравшим тогда популярность актером Талгатом Нигматулиным («Пираты XX века»). А вот счастье материнства Ирине выпало испытать много лет спустя. В 1981 году она родила дочь, известную актрису Александру Афанасьеву-Шевчук (отец девушки – композитор Александр Афанасьев).

Ирина Борисовна успешно сочетает актерскую и общественную карьеру. В 2016 году она снялась в фильме «Украденное счастье». Одновременно Шевчук является вице-президентом одного из крупнейших кинофестивалей России «Киношок».

Женька Комелькова – Ольга Остроумова

К моменту съемок «Зорь» Ольга у того же Ростоцкого сыграла запомнившуюся роль в «Доживем до понедельника». Женька Комелькова – яркая, дерзкая и героическая – была ее мечтой.

В фильме Остроумовой, дедушка которой был священником, пришлось сыграть совершенно непривычную для СССР «обнаженку». По сценарию девушки-зенитчицы мылись в бане. Режиссеру было важно показать красивые женские тела, предназначенные для любви и материнства, а не для попадания пуль.

Ольга Михайловна и по сию пору считается одной из красивейших российских актрис. Несмотря на чрезвычайно женственную внешность, Остроумова обладает твердым характером. Она не побоялась развестись со вторым мужем, главным режиссером театра «Эрмитаж» Михаилом Левитиным, хотя в браке у них родилось двое детей. Сейчас уже актриса трижды бабушка.


В 1996 году Ольга Михайловна вышла замуж за актера Валентина Гафта. Два столь ярких творческих человека сумели ужиться, хотя Гафт – звезда «Современника», а Остроумова работает в Театре им. Моссовета. Ольга Михайловна рассказывала, что в любое время готова слушать стихи Валентина Иосифовича, которые он пишет так же талантливо, как и играет в кино и на сцене.
Лиза Бричкина — Елена Драпеко

Лене, конечно же, очень хотелось сыграть Женьку Комелькову. Но в ней, худенькой девушке, родившейся в Казахстане, учившейся в Ленинграде, режиссер «увидел» полнокровную красавицу Лизу, выросшую на глухой лесной заимке и втайне влюбленную в старшину. К тому же Станислав Иосифович решил, что Бричкина должна быть не брянской, а вологодской девушкой. Елена Драпеко так научилась «окать», что долго не могла избавиться от характерного говора.


Одними из самых трудных для молодой актрисы были сцены, когда ее героиня тонет в болоте. Всё снималось в натуральных условиях, на Лену-Лизу надевали гидрокостюм. Ей приходилось нырять в грязную жижу. Она должна была умирать, а вокруг все смеялись тому, как выглядела «болотная кикимора». Да еще ей всё время восстанавливали наклеенные веснушки…

Несгибаемый характер Елены Григорьевны проявился в том, что она стала не только очень известной актрисой, которая снимается до сих пор, но и общественным деятелем. Драпеко – депутат Госдумы, кандидат социологических наук.

Политическая деятельность не всегда способствовала личной жизни. Но у Елены Григорьевны есть дочь Анастасия Белова, успешный продюсер, и внучка Варенька.
Соня Гурвич – Ирина Долганова

Ирина Валерьевна и в жизни была такая же скромная, как ее героиня, самая тихая и «книжная» среди пятерых бойцов. Ирина прибыла на пробы из Саратова. Она настолько не верила в себя, что даже не оставила адреса. Ее еле-еле разыскали и тут же отправили играть сцены на катке с тогда еще начинающим Игорем Костолевским, иначе пришлось бы дожидаться следующей зимы.

«А зори здесь тихие...»: актеры продолжили судьбы героев
Накануне 22 июня мы вспоминаем о страшной войне, унесшей миллионы жизней. Уже для нескольких поколений весь ужас того времени передает самый трагический военный фильм - «А зори здесь тихие...» Станислава Ростоцкого по повести Бориса Васильева, снятый в 1972 году. Судьба пятерых девушек, погибших при столкновении с немецкими диверсантами в карельском лесу, заставляет нас замирать от грусти, страха и несправедливости.

Сегодня даже не верится, что старшину Васкова или Женю Комелькову мог сыграть кто-нибудь другой. Но тогда большинство актеров были утверждены на роли случайно, иногда даже вопреки здравому смыслу. Не иначе как рукой Ростоцкого водила сама судьба! Она же и заставила звездный состав прожить так, как это сделали бы их герои.

Лиза Бричкина стала депутатом

Дочь лесника Лиза Бричкина покорила старшину Васкова тем, что тоже чувствовала себя в лесу как дома, знала голоса всех птиц и замечала каждую сломанную веточку.

Лиза - румяная, бойкая деваха. Кровь с молоком, титьки колесом, - вспоминает актриса Елена Драпеко, которая сыграла эту роль. - А я-то была тогда второкурсница-тростиночка, не от мира сего, занималась балетом, играла на рояле и скрипке. Какая у меня крестьянская хватка?

Из-за этого ее даже хотели отстранить от роли. Но потом высветлили брови, нарисовали рыжие веснушки на лице, вытравили волосы - и оставили.

Если другие девочки играли как бы самих себя, то мне всю себя пришлось переделывать, - говорит Елена Драпеко.

В результате Лиза Бричкина у нее получилась немного не такая, как в сценарии - более светлая, романтическая. И именно такая она понравилась миллионам зрителей.

Елена часто слышала на улице: «Вон пошла та самая, которая в болоте утопла!» Вскоре после этого она сменила профессию актрисы на административную должность - сейчас она народный депутат и заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре.

Если бы Лиза не утонула в болоте, а выучилась в техникуме, она тоже стала бы депутатом! - смеется Елена Драпеко.

Женя Комелькова - звезда экрана и жена народного артиста

Самая красивая, веселая и кокетливая, настоящая девушка без комплексов, Женя Комелькова отвлекала внимание немцев от своих боевых подруг то стриптизом у реки, то распеванием песен в лесу. Сыгравшая ее Ольга Остроумова - единственная из пятерых актрис, для которой этот фильм не был дебютом - к тому времени она уже сыграла десятиклассницу Риту Черкасову в фильме «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого. Режиссер очень захотел увидеть молодую актрису и в этом фильме.

По сценарию Женя должна была быть рыжей, и это - важная составляющая ее образа. А Остроумова была блондинкой. Ее несколько раз перекрашивали - и всё время получалось не то. Появились мнения, что она вообще не подходит по фактуре на эту роль. Но Ростоцкий решил рискнуть и выпустил актрису на съемочную площадку такой, какая она была…

После «Зорь» ее творческая судьба сложилась удачнее всех. Остроумова снялась в картинах «Любовь земная», «Судьба», «Гараж», играла в театре. Зрители и сейчас частенько видят ее в сериалах - «Бедная Настя», «Не родись красивой», «Капитанские дети». А еще многие знают актрису как жену Валентина Гафта. Народный артист России положил на нее глаз еще во время съемок «Гаража». Но решился дать волю своим чувствам только в 1995 году, когда Остроумова развелась с Михаилом Левитиным. До сих пор актеры живут в мире и согласии.

Рита Осянина: бизнес-леди и просто хорошая женщина

Круглолицая, с пухлыми губками и большими глазами, Рита Осянина была похожа на ребенка. Но уже пошла воевать, чтобы отомстить за убитого мужа и иметь возможность проведывать маленького сына в городе, рядом с которым расквартирован отряд зенитчиц.

Для актрисы Ирины Шевчук эта роль стала единственной запоминающейся. Зато уж в ней она выложилась в полную силу - когда Рита получила ранение в живот, актриса настолько реально прочувствовала предсмертные муки своей героини, что после съемок ее пришлось откачивать.

Сейчас она мечтает:

Хочется сыграть нормальную, хорошую женщину, чтобы все рыдали от восторга, что такие бывают.

Пока такой роли ей не предложили, но она не расстраивается и весьма успешно реализует себя в другой сфере - как бизнес-леди и директор фестиваля «Киношок».

Соня Гурвич выбрала тихое служение обществу

Соня - нетипичный для советского кинематографа женский образ. Интеллигентная еврейская девочка, которая ушла на фронт прямо из университета, а лежа в засаде, декламирует стихи. Между прочим, Борис Васильев писал ее со своей жены.

Студентке саратовского театрального училища Ирине Долгановой эта роль принесла моментальную и ошеломляющую славу. Но она поступила вполне в духе Сони - вернулась в провинцию, чтобы работать в горьковском ТЮЗе.

Я познакомилась с главным режиссером этого театра. Подкупило совпадение его творческой концепции с той, по которой меня обучали в Саратове. От добра добра не ищут: осознав это, я продолжила свою школу в Горьком.

Галя Четвертак пишет детективы

Семнадцатилетнюю девочку из детдома, у которой на войне не выдержали нервы и она с криком «Мама!» выбежала из засады прямиком под немецкие пули, натурально сыграла, как ни странно, благополучная москвичка Екатерина Маркова, у которой родители были, да еще какие: папа - первый секретарь Союза писателей!

«Зори», чего и следовало ожидать, дали мощный толчок ее карьере - вот только не актерской, а писательской.

Благодаря фильму я тоже стала литератором, как папа, - говорит она. - Впечатлений от поездок накопилось так много, что я написала очерк в журнал «Советский экран». Потом вышли книги «Актриса» и «Каприз фаворита», сейчас работаю над детективными романами.

Федот Васков женился на... немке

Образы погибших девушек в нашем сознании неразрывно связаны с бесстрашным, добрым и по-житейски мудрым старшиной Федотом Евграфычем Васковым, его пышными усами и колоритным оканьем.

Выпускнику ГИТИСа Андрею Мартынову эта роль досталась по чудесной случайности. Вначале она предназначалась знаменитому Георгию Юматову. Но на пробах он больше походил на городского супермена, нежели на крепкого вологодского мужика. И тут ассистентка режиссера вспомнила об одном юноше, которого видела на студенческом спектакле. Поначалу у Ростоцкого были сомнения насчет его кандидатуры, ведь ему тогда было всего 26 лет, а Федоту по сценарию - хорошо за тридцать. Но Мартынова тайным голосованием утвердила вся съемочная группа, в том числе осветители и работники сцены.

После Васкова у актера была еще одна звездная роль - Кирьян Инютин в многосерийном фильме «Вечный зов». А вскоре в его личной жизни произошло парадоксальное событие:

Исполнитель ролей советских солдат, ожесточенно воюющих с фашистами, женился на… немке. С Франциской Тун, окончившей МГУ и свободно говорившей по-русски, он прожил несколько лет, но потом они расстались. Считается, потому, что не смогли определиться, в какой стране им жить. У них есть сын, театральный художник, который живет в Германии, и трое внуков.

Болото, обнаженка - всё по-настоящему

Станислав Ростоцкий, сам фронтовик, решил любой ценой добиться полной реалистичности на съемочной площадке. Еще до начала процесса он привез молоденьких актрис в глухую карельскую деревню Сяргилахта, выдал обмундирование и заставил вживаться в роли маршировать, учиться обращаться с оружием, ползать по-пластунски. Если в сценарии написано, что Соня Гурвич натерла себе ноги, значит, так должно было быть и на съемочной площадке.

Я долго просила дать мне сапоги моего размера, - вспоминает Ирина Долганова, - но Станислав Львович категорически отказал. В итоге я еле ходила из-за жутких мозолей.

Сцена перехода через болото в фильме занимает всего несколько минут, однако для того, чтобы ее снять, приходилось сутками напролет барахтаться в топи. Впрочем, и сам Ростоцкий честно делил все тяготы с актрисами. Каждое утро он, поскрипывая протезом (на фронте режиссер потерял ногу), первым влезал в грязную жижу с присказкой «баба сеяла горох - ох!».

Но самым тяжелым для актрис было даже не грязное болото, а эпизод в бане, где они должны были сниматься обнаженными. В то время подобная сцена могла быть расценена как настоящая порнография, и девушки пытались отговорить режиссера от нее. Но он собрал всех вместе и объяснил: «Поймите, девочки, мне надо показать, куда падают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать».

В итоге фильм у Ростоцкого действительно получился таким трогательным, что он даже сам не смог сохранить хладнокровие. Когда режиссер монтировал отснятый материал, то плакал, потому что ему было жаль девочек.

Война – не место для женщины. Но в порыве защитить свою страну, своё отечество, даже представительницы прекрасной половины человечества готовы сражаться. Борис Львович Васильев в повести «А зори здесь тихие…» смог передать тяжёлую судьбу пятерых девушек–зенитчиц и их командира во время второй войны.

Сам автор утверждал, что в качестве основы сюжета было выбрано реально произошедшее событие. Семеро солдат, проходивших службу на одном из участков Кировской железной дороги, смогли дать отпор немецко-фашистским захватчикам. Они сразились с диверсионной группой и предотвратили подрыв своего участка. К сожалению, в конце живым остался лишь командир отряда. Ему в последствии выдадут медаль «За боевые заслуги».

Эта история показалась писателю интересной, и он решил воплотить её на бумаге. Однако когда Васильев приступил к написанию книги, он осознал, что в послевоенное время было освещено множество подвигов, и такой поступок является лишь частным случаем. Тогда автор решил изменить пол своих героев, и повесть заиграла новыми красками. Ведь освещать женскую долю на войне решался не каждый.

Смысл названия

Название повести передает эффект неожиданности, который обрушился на героев. Этот разъезд, где происходило действие, был действительно тихим и спокойным местом. Если вдалеке оккупанты бомбили Кировскую дорогу, то «здесь» царила гармония. Те мужчины, которых направляли его охранять, спивались, потому что делать там нечего: ни боев, ни нацистов, ни заданий. Как в тылу. Именно поэтому туда послали девушек, как бы зная, что с ними ничего не случится, участок безопасный. Однако читатель видит, что враг только усыплял бдительность, планируя атаку. После трагических событий, описанных автором, остается только горько посетовать на неудавшееся оправдание этой жуткой случайности: «А зори здесь тихие». Тишина в названии также передает эмоцию траура – минуту молчания. Сама природа скорбит, видя такое надругательство над человеком.

Кроме того, название иллюстрирует мир на земле, которого добивались девушки, отдавая свои молодые жизни. Они достигли своей цели, но какой ценой? Их усилиям, их борьбе, их крику с помощью союза «а» противопоставляется эта кровью омытая тишина.

Жанр и направление

Жанр книги – повесть. Она очень небольшая по объему, читается на одном дыхании. Автор намеренно вынул из военных будней, хорошо знакомых ему, все те бытовые подробности, которые замедляют динамику текста. Он хотел оставить только эмоционально заряженные фрагменты, вызывающие неподдельную реакцию читателя на прочитанное.

Направление – реалистическая военная проза. Б. Васильев повествует о войне, используя реальный жизненный материал для создания сюжета.

Суть

Главный герой – Федот Евграфыч Васков, является старшиной 171 железнодорожного уезда. Здесь спокойно, и прибывшие в эту местность солдаты часто начинают выпивать от безделья. Герой пишет на них рапорты, и в конечном итоге ему отправляют девчат-зенитчиц.

Поначалу Васков не понимает, как обращаться с юными девушками, но, когда дело доходит до военных действий, все они становятся единой командой. Одна из них замечает двух немцев, главный герой понимает, что это диверсанты, которые собираются пройти тайно через лес к важным стратегическим объектам.

Федот быстро собирает группу из пяти девушек. Они идут по местной тропе, чтобы опередить немцев. Однако выясняется, что вместо двух человек во вражеском отряде шестнадцать бойцов. Васков знает, что им не справиться, и он отсылает одну из девушек за подмогой. К сожалению, Лиза погибает, утонув в болоте и не успев передать послание.

В это время, стараясь хитростью обмануть немцев, отряд старается отвести их как можно дальше. Они изображают лесорубов, стреляют из-за валунов, находят место отдыха немцев. Но силы не равны, и в ходе неравной битвы погибают остальные девушки.

Герою всё же удаётся захватить оставшихся солдат в плен. Спустя много лет он возвращается сюда, чтобы привезти на могилу мраморную плиту. В эпилоге молодые люди, увидев старика, понимают, что оказывается и тут шли бои. Повесть заканчивается фразой одного из молодых ребят: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел».

Главные герои и их характеристика

  1. Федот Васьков – единственный выживший из команды. Впоследствии потерял руку из-за ранения. Храбрый, ответственный и надёжный человек. Считает неприемлемым пьянство на войне, рьяно отстаивает необходимость дисциплины. Несмотря на сложный характер девушек, заботится о них и очень переживает, когда осознает, что не уберег бойцов. В конце произведения читатель видит его с приёмным сыном. Что означает, что Федот сдержал обещание, данное Рите – позаботился о ее сыне, ставшем сиротой.

Образы девушек:

  1. Елизавета Бричкина – трудолюбивая девушка. Она родилась в простой семье. Её мать больна, а отец работает лесником. До войны Лиза собиралась переехать из деревни в город и учиться в техникуме. Она умирает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь привести солдат на подмогу своей команде. Погибая в трясине, она до последнего не верит в то, что смерть не даст ей реализовать честолюбивые мечты.
  2. Софья Гурвич – рядовой боец. Бывшая студентка Московского университета, отличница. Она изучала немецкий язык и могла быть хорошим переводчиком, ей прочили большое будущее. Выросла Соня среди дружной еврейской семьи. Умирает, пытаясь вернуть командиру забытый кисет. Она случайно встречает немцев, которые закалывают её двумя ударами в грудь. Хоть на войне у нее не все получалось, она упорно и терпеливо выполняла свои обязанности и достойно приняла смерть.
  3. Галина Четвертак – самая младшая из группы. Она сирота, выросла в детском доме. На войну идёт ради «романтики», но быстро понимает, что это не место для слабых. Васков берёт её с собой в воспитательных целях, но Галя не выдерживает давления. Она паникует и пытается убежать от немцев, но те убивают девушку. Несмотря на трусость героини, старшина говорит остальным, что она погибла в перестрелке.
  4. Евгения Комелькова – молодая красивая девушка, дочь офицера. Немцы захватывают её деревню, она успевает спрятаться, но всю её семью расстреливают у неё на глазах. На войне проявляет храбрость и героизм, Женя заслоняет собой сослуживцев. Сначала её ранят, а затем расстреливают в упор, ведь она отвела отряд на себя, желая спасти остальных.
  5. Маргарита Осянина – младший сержант и командир отделения зенитчиц. Серьёзная и рассудительная, была замужем и имеет сына. Однако муж погибает в первые дни войны, после чего Рита стала ненавидеть немцев тихо и безжалостно. Во время сражения её смертельно ранят, и она выстреливает себе в висок. Но перед смертью просит Васькова позаботиться о сыне.
  6. Темы

    1. Героизм, чувство долга . Вчерашние школьницы, ещё совсем молодые девушки уходят на войну. Но делают они это не из-за нужды. Каждая приходит по своей воле и, как показала история, каждая вложила все свои силы, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам.
    2. Женщина на войне . В первую очередь в произведении Б. Васильева важен тот факт, что девушки находятся не в тылу. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них – это личность, у каждой были планы на жизнь, своя семья. Но жестокая судьба отнимает это всё. В устах главного героя звучит мысль о том, что война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа.
    3. Подвиг маленького человека . Ни одна из девушек не была профессиональным бойцом. Это были обычные советские люди с разными характерами и судьбой. Но война сплачивает героинь, и они готовы сражаться вместе. Вклад в борьбу каждой из них не был напрасным.
    4. Мужество и смелость. Некоторые героини особенно выделились на фоне остальных, проявив феноменальную отвагу. Например, Женя Комелькова ценой жизни спасла товарищей, обратив преследование врагов на себя. Она не боялась рискнуть, так как была уверена в победе. Даже получив ранение, девушка лишь удивилась, что такое произошло с ней.
    5. Родина. Васков винил себя за то, что случилось с его подопечными. Он представлял, что их сыновья поднимутся и выскажут упрек мужчинам, которые не смогли уберечь женщин. Он не верил, что какой-то Беломорканал стоит этих жертв, ведь его и так охраняли сотни бойцов. Но в разговоре со старшиной Рита пресекла его самобичевание, сказав, что отчество – это не каналы и дороги, которые они защищали от диверсантов. Это вся русская земля, которая требовала защиты здесь и сейчас. Именно так автор представляет родину.

    Проблемы

    Проблематика повести охватывает типичные проблемы из военной прозы: жестокость и человечность, смелость и трусость, историческая память и забытье. Также она передает специфическую новаторскую проблему – судьба женщины на войне. Рассмотрим самые яркие аспекты на примерах.

    1. Проблема войны . Борьба не разбирает, кого убить, а кого оставить в живых, она слепа и равнодушна, подобна разрушительной стихии. Поэтому случайно гибнут слабые и ни в чем не повинные женщины, а единственный мужчина выживает, тоже случайно. Они принимают неравный бой, и вполне естественно, что им никто не успел помочь. Таковы условия военного времени: везде, даже в самом тихом месте, опасно, везде ломаются судьбы.
    2. Проблема памяти. В финале старшина приходит на место страшной расправы с сыном героини и встречает молодых людей, которые удивляются тому, что в этой глуши происходили бои. Таким образом, выживший мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливая мемориальную плиту. Теперь потомки будут помнить их подвиг.
    3. Проблема трусости . Галя Четвертак не смогла воспитать в себе необходимую храбрость, и своим неразумным поведением она осложнила проведение операции. Автор не винит ее строго: девушка и так воспитывалась в тяжелейших условиях, ей не у кого было учиться вести себя достойно. Родители бросили ее, побоявшись ответственности, так и сама Галя испугалась в решающий момент. На ее примере Васильев показывает, что война – это не место для романтиков, потому что борьба всегда не красива, она чудовищна, и выдержать ее гнёт дано не каждому.

    Смысл

    Автор хотел показать, как русские женщины, издавна славящиеся своей силой воли, боролись с оккупацией. Он не зря рассказывает о каждой биографии в отдельности, ведь по ним видно, с какими испытаниями прекрасный пол сталкивался в тылу и на передовой. Пощады не было никому, и в этих условиях девушки принимали на себя удар противника. Каждая из них пошла на жертву добровольно. В этом отчаянном напряжении воли всех народных сил и кроется главная мысль Бориса Васильева. Будущие и настоящие матери пожертвовали естественным долгом – рожать и воспитывать будущие поколения – ради того, чтобы спасти весь мир от тирании нацизма.

    Разумеется, главная идея писателя – гуманистический посыл: женщинам не место на войне. Их жизни топчут тяжелые солдатские сапоги, как будто им на пути попадаются не люди, а цветы. Но если враг посягнул на родную землю, если он безжалостно истребляет все, что дорого сердцу, то даже девушка способна бросить ему вызов и победить в неравной борьбе.

    Вывод

    Каждый читатель, конечно, подводит нравственные итоги повести самостоятельно. Но многие из тех, кто вдумчиво читал книгу, согласятся с тем, что она повествует о необходимости сохранения исторической памяти. Нам необходимо помнить о тех немыслимых жертвах, которые добровольно и осознанно приносили наши предки во имя мира на Земле. Они шли в кровавый бой, чтобы истребить не только оккупантов, но и саму идею нацизма, лживую и несправедливую теорию, которая сделала возможным множество беспрецедентных преступлений против прав человека и его свобод. Эта память нужна, чтобы русский народ и его не менее отважные соседи осознавали свое место в мире и его современной истории.

    Все страны, все народы, женщины и мужчины, старики и дети смогли объединиться ради общей цели: возвращения мирного неба над головой. Значит, и сегодня мы «можем повторить» это объединение с тем же великим посылом добра и справедливости.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Фильм «А зори здесь тихие…»: как погибают девушки? Пять девчонок ушло на задание и все до единой погибли.

Повесть Бориса Васильева и созданный по ней фильм «А зори здесь тихие…» оставляют неизгладимое впечатление. Зритель чувствует себя едва ли не участником событий, сопереживая героиням и проживая с ними до их последнего момента.

«Пять девочек, всего пять»

Их пять. Молоденькие, наскоро обученные и неопытные . Врага в лицо увидеть довелось лишь Рите Осяниной и Женьке Комельковой – они-то и продержатся дольше всех.

Лиза Бричкина , девчонка, у которой практически не было детства, влюбилась в старшину.

Федот Васков тоже выделил ее среди остальных.

Но не суждено было Лизе узнать счастливую девичью долю – она ушла за подмогой, и, не успев дойти до своих, утонула в трясине.

Соня Гурвич – «заморыш воробейный», как называл старшина непонятную ему девушку. Умная и мечтательная, она любила поэзию и читала наизусть Блока. Соня погибает от ножа фашиста, когда бежит за кисетом Васкова.

Галя Четвертак – самая юная и непосредственная. Ее переполняет детская радость от того, что ей доверили ответственное задание. Однако справиться с собственным страхом не сумела, выдала себя и была в упор расстреляна фашистской очередью. Умерла детдомовка Галя с криком «Мама».

Женя Комелькова – самый яркий персонаж. Живая, артистичная и эмоциональная, всегда привлекает к себе внимание. Даже в женский отряд она попала из-за романа с женатым командиром. Зная, что наверняка погибнет, она уводит фашистов от раненной Риты и старшины Васкова.

Муж Риты Осяниной погиб на второй день войны. Ей бы сына поднять, но она выбрала месть за смерть любимого. Решительная и смелая, Рита нарушила приказ старшины Васкова, не ушла с позиции. Тяжело раненная, она умирает от собственной пули.

Да, у войны не женское лицо . Женщина – олицетворение жизни . И очень жаль, что сын Риты вырастет без матери, а детям остальных девушек вовсе не суждено родиться.