Анализ прозаического произведения. Что такое прозаическое произведение Что значит прозаический

прозаический

прозаическая, прозаическое; в качестве кратк. форм употр. прозаичен, чна, чно (книжн.).

    только полн. формы. Написанный прозою; противоп. стихотворный (лит.). Прозаический перевод.

    Употребляющийся преимущ. в прозе, отзывающий прозой, пригодный для прозы, а не для поэзии (лит.). Прозаическое выражение. Это выражение прозаично. Порой дождливою намедни я завернул на скотный двор... тьфу! прозаические бредни! Пушкин.

    Непоэтичный, лишенный увлекательности, занимательности. Скрепя сердце, обращаюсь я к событиям этого рассказа, столько же правдивого, сколько и прозаического. Григорович.

    Скучный, будничный, самый обыденный. Прозаический разговор. Прозаические отношения. Жизнь человека необеспеченного имеет свои прозаические интересы. Чернышевский.

    Деловой, практический, корыстный (ирон.). Преследовать прозаические цели.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

прозаический

    ом. проза.

    То же, что прозаичный.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

прозаический

    Соотносящийся по знач. с сущ.: проза , связанный с ним.

    1. Свойственный прозе (1), характерный для нее.

      перен. Связанный с повседневной, бытовой, материальной стороной жизни; скучный, будничный, обыденный, лишенный поэтичности.

  1. Написанный прозою (1).

    Принадлежащий прозе (2).

Примеры употребления слова прозаический в литературе.

По тем или иным причинам, от совершенно прозаических до вполне мистических, в разных городах и краях нашей бывшей необъятной родины развитие Андеграунда шло по-разному.

Природа вообще, растения и животные в особенности почитаются за их благодетельность - если выражаться языком религиозным или поэтическим, за их полезность - если говорить на языке не религиозном, а обыденном или прозаическом , за их необходимость, невозможность без них существовать - выражаясь философски.

Она возбудила к себе исключительное внимание современников, вызвала много, большею частью анонимных, подражаний, стихотворных и прозаических , и донесла до нас правдивую живописную картину своего времени со всеми его тревожными идейными запросами и исканиями накануне проповеди Виклифа и великого крестьянского восстания 1381 г.

Михалков никогда не принадлежал к профессиональному клану так называемых инсценировщиков, которые лучше или хуже, но приспосабливают те или иные прозаические произведения к специфическим законам сцены.

В 1950 году Лагерквист стал лауреатом Нобелевской премии и с тех пор написал еще ряд прозаических вещей.

Этот флот был невымышленной явью Венеции, прозаической подоплекой ее сказочности.

И при всем этом Утамаро смог разглядеть своим пытливым, ищущим глазом необыкновенное обаяние женщины в ее наиболее прозаическом занятии.

Один из них, погрудный, в собрании Ротермира в Лондоне задуман в прозаическом буржуазном духе, в опрятной одежде с крахмальным воротником и широкополой шляпой.

Значение прозаически описанной сцены с участием могильщика мы уже разобрали.

У пьесы обязаны быть собственные начало, середина, конец, выверенная действенная кульминация, и эпизоды желательно строить не прозаически , а драматургически - в одном состоянии персонажи входят, в другом выходят - их много сугубо драматургических пониманий и приемов, по которым складывается театральное действие.

Очень скоро над лесом показались Тобо и Ревун и принялись деловито забрасывать таглиосцев прозаическими зажигательными бомбами.

Но для начала давайте займемся очень прозаическим делом -так называемой рекапитуляцией, или, попросту говоря, повторением, которое попытаемся организовать как, может быть даже, катехизис.

В конце концов он увидел сквозь бесконечно длинную и узкую воздушную шахту, как звездочка завяла, а ромбоид ночного неба прозаически посерел.

Герцену как гениальному эстетику 40-х годов претил прежде всего самый образ этой средней европейской фигуры в цилиндре и сюртучной паре, мелкодостойной, настойчивой, трудолюбивой, самодовольной, по-своему, пожалуй, и стоической и во многих случаях, несомненно, честной, но и в груди не носящей другого идеала, кроме претворения всех и вся в нечто себе подобное и с виду даже неслыханно прозаическое еще со времен каменного периода.

Он стремился подчинить ритмику стиха ритмам обыденной речи, сблизив поэзию с газетой, вводя обширные прозаические фрагменты и подчеркнуто сухие фактографические свидетельства, на первый взгляд лишенные художественного содержания.

ПРОЗАИЧЕСКИЙ

ПРОЗАИЧЕСКИЙ

2. Употребляющийся преим. в прозе, отзывающий прозой, пригодный для прозы, а не для поэзии (лит.). Прозаическое выражение. Это выражение прозаично. «Порой дождливою намедни я завернул на скотный двор… тьфу! прозаические бредни!» Пушкин .

3. Непоэтичный, лишенный увлекательности, занимательности. «Скрепя сердце, обращаюсь я к событиям этого рассказа, столько же правдивого, сколько и прозаического.» Григорович .

|| Скучный, будничный, самый обыденный. Прозаический разговор. Прозаические отношения. «Жизнь человека необеспеченного имеет свои прозаические интересы.» Чернышевский .

4. Деловой, практический, корыстный (ирон.). Преследовать прозаические цели.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПРОЗАИЧЕСКИЙ" в других словарях:

    - (от слова прозаик). Непоэтический. В фигуральном значении: вседневный, будничный, однообразный. Прозаический взгляд. Практический, утилитарный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОЗАИЧЕСКИЙ 1)… …

    См. будничный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. прозаический прил. 1. будничный … Словарь синонимов

    прозаический - ая, ое. prosaïque adj. 1. Отн. к прозе 1, свойственный ей. БАС 1. Приводя в пример судьбу своего прозаического языка, г. Лемонте утверждает, что и наш язык не столько от своих поэтов, сколько от прозаиков должен ожидать европейской своей… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ПРОЗАИЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. см. проза. 2. То же, что прозаичный. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    1) написанный прозой; не стихотворный; не поэтический; 2) * будничный; серый, скучный Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

    Прил. 1. соотн. с сущ. проза, связанный с ним 2. Свойственный прозе [проза 1.], характерный для нее. отт. перен. Связанный с повседневной, бытовой, материальной стороной жизни; скучный, будничный, обыденный, лишенный поэтичности. 3. Написанный… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Прозаический, прозаическая, прозаическое, прозаические, прозаического, прозаической, прозаического, прозаических, прозаическому, прозаической, прозаическому, прозаическим, прозаический, прозаическую, прозаическое, прозаические, прозаического,… … Формы слов

    прозаический - проза ический … Русский орфографический словарь

    прозаический - … Орфографический словарь русского языка

    Ая, ое. 1. к Проза (1 зн.). П. перевод Слова о полку Игореве. П ое произведение. П ие жанры (например, комедийный, жанр записок и дневников и т.п.). 2. Будничный, обыденный; непоэтичный. П ое выражение. Задача самая п ая рассчитаться с долгами.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Картины из истории народа чешского (комплект из 2 книг) , В. Мартемьянова , Владислав Ванчура , Дмитрий Горбов , Н. Аросева , Прозаический шедевр народного писателя Чехословакии Владислава Ванчуры (1891 - 1942) - "Картины из истории народа чешского" - произведение, воссоздающее дух нескольких столетий отечественной… Категория: Современная проза Издатель: Художественная литература. Москва ,
  • Троянская война и её герои. Приключения Одиссея , Тудоровская Елена Александровна , Прозаический пересказ Еленой Тудоровской поэм "Илиада" и "Одиссея" Гомера рассказывает о великой Троянской войне, которая длилась десять лет и вспыхнула из-за прекрасной Елены; о приключениях… Категория: Эпос и фольклор Серия: По страницам времен Издатель:

Все мы изучали прозу в школе на уроках литературы, а кто может сейчас дать ответ на вопрос о том, что такое проза? Может быть, то, что прозой называют устную или письменную речь, вы помните, но наверняка забыли, что произведения в прозе не делятся на соизмеримые отрезки (проще говоря – стихи). В отличие от стихов, ритм прозаических произведений – это соотношение синтаксических конструкций (предложений, периодов).

Проза возникла во времена античной литературы. С XIX века проза стала лидировать в словестности.

Поясним, что относится к прозе. Прозой называют обычную речь, простую, не мерную, без размеров. Однако существует мерная проза, похожая по своему звучанию на старинные русские песни.

У прозы также есть формы. Так вот, первоначально развились публицистическая, деловая, научная, религиозно-проповедническая, мемуарно-исповедническая формы.

Рассказы, повести и романы относятся к художественной прозе и отличаются от лирики своей эмоциональной сдержанностью, интеллектуальностью, философскими началами.

Из опредления в начале статьи легко понять, что проза - это противоположность стихотворению. Но тогда что такое стихотворение в прозе? Это текст очень складный, но без рифмы, почти всегда романтического содержания. Много стихотворений в прозе написал И.С Тургенев.

Прозаические жанры

Традиционно в число литературных жанров, относящихся к прозе, входят:

  • Роман. Романом называют повествовательное произведение, большое по объёму и со сложным, развитым сюжетом.
  • Повесть. Это род эпический поэзии, похожий на роман, который рассказывает о каком-нибудь эпизоде из жизни. В повести в меньшей степени, чем в романе, рассказывается о быте и нраве героев, она короче и сдержаннее.
  • Новелла. Новеллой называют небольшой литературный повествовательный жанр. По объему она сопоставима с рассказом, но отличительной чертою является наличие генезиса, истории и структуры.
  • Эпопея. Эпическое произведение, монументальное по форме, затрагивающее общенародную проблематику.
  • Рассказ. Является малой формой художественной литературы. Объем текста маленький, так как в рассказе не охватывается большой промежуток времени и описывается какое-либо конкретное событие в конкретном временном промежутке.
  • Эссе. Это сочинение прозаической формы на любую тему. По объему небольшое, композиция строго не обозначена. В эссе автор выражает свое индивидуальное впечатление и мнение по конкретному вопросу.
  • Биография - всем нам известная форма изложения истории жизни и деятельности человека.

Проза (лат. prōsa) – это речь без деления на соизмеримые отрезки, ритм которой опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций. Она же – нестихотворная литература.

В отличие от поэзии, проза не имеет значительных ограничений по ритму и р ифме. Она предоставляет авторам, как отмечал М. М. Бахтин, более широкие «возможности языкового многообразия, соединения в одном и том же тексте разных манер мыслить и высказываться: в прозаической художественности (наиболее полно проявившейся в романе)». Проза, в частности, многократно превосходит поэзию в жанровом многообразии.

Копирайтеру необходимо уметь создавать как прозаические, так и поэтические произведения. Знание поэзии обогащает язык прозаика. Как отмечал К. Паустовский:

«Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную девственную свежесть».

Роды и жанры литературы

Все словесно-художественные произведения можно объединить в три большие группы, именуемые литературными родами и включающими в себя как поэтические, так и прозаические тексты:

– эпос,

– драма,

– лирика.

Также как отдельный род выделяют лироэпику и отличают некоторые межродовые и внеродовые формы.

Хотя имеется разделение на роды, в литературных произведения может быть «родовое пересечение». Так, может быть эпическая поэма, лирическая повесть, драматический рассказ и т.д.

В каждый из литературных родов входят произведения определенного жанра.

Литературные жанры – это группы произведений, собранные по формальному и содержательному признаку. Также можно сказать, что жанр – это исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения, имеющий определенный комплекс устойчивых свойств (размер, речевые конструкции, принципы построения и т.д.). Жанры обеспечивают преемственность и стабильность в литературном развитии.

Со временем одни жанры отмирают, им на смену приходят другие. Также «оставшиеся в живых» жанры могут становиться как более, так и менее популярными – как у авторов, так и у читателей. На формирование или изменение литературных жанров влияет историческая действительность. Так, например, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков мощно развивались детективный, полицейский роман, научно-фантастический и дамский («розовый») роман.

Классификация ж анров – задача непростая, т.к. разные жанры могут обладать одинаковым свойствами.

Исторически жанры разбивали на две группы: «высокие» и «низкие». Так, в ранние литературные времена жития святых относились к «высоким», а развлекательные произведения – к «низким». В период классицизма была установлена строгая иерархия жанров: высокие – это ода, трагедия, эпопея, низкие – комедия, сатира, басня. Позже к «высоким» стали относить сказку, роман.

Сегодня говорят о высокой литературе (строгой, подлинно художественной, «литературном верхе»), и о массовой («тривиальной», «популярной», «потребительской», «паралитературе», «коньюктурной литературе», «литературном низе»). Первая предназначена для людей рефлексирующих, образованных, разбирающихся в искусстве. Вторая – для невзыскательного большинства читателей, для человека «не приобщенного (или мало приобщенного) к художественной культуре, не обладающего развитым вкусом, не желающего либо не способного самостоятельно мыслить и по достоинству оценивать произведения, ищущего в печатной продукции главным образом развлечения». Массовую литературу отличает схематизм, использование стереотипов, клиширование, «безавторство». Но свои недостатки популярная литература компенсирует динамично развивающимся действием, обилием невероятных происшествий.

Также выделяют классическую литературу и беллетристику. Классическая литература – это те произведения, которые являются вершинами творчества и на которые нужно равняться современным авторам.

Как говорят, классика – это то, что пишется с расчетом на вкусы будущих поколений.

Беллетристикой (от фр. belles lettres – изящная словесность) обычно называют неклассическую повествовательную прозу, относящуюся к массовой литературе, но не находящуюся в самом «низу». Другими словами, беллетристика – срединная массовая литература, находящаяся между классикой и бульварным чтивом.

Копирайтер должен хорошо представлять себе специфику родов и жанров литературных произведений. Например, смешение или подмена жанров может легко «убить» текст для читателя, ожидающего одно, а получившего другое (вместо «комедии» – «драму», вместо «боевика» – «мелодраму» и т.д.). Однако же продуманное смешение жанров может также и эффективно работать на определенный текст. Конечный результат будет зависеть от грамотности и мастерства копирайтера. Он обязан знать «законы жанра».

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

В чем отличие стихотворения от прозаического произведения?

    Эпос и лирика вообще относятся к разным родам литературы. Так, стихотворение относится к лирике, а проза относится к эпосу.

    Отличие можно увидеть визуально, посмотрев на текст. Думаю, каждый понимает, как пишется стихотворение и, например, рассказ, который относится к прозе. Проза - это сплошной текст, а стихотворение пишется в стихотворной форме, то есть стихотворными строчками. Стихотворении нет автора, а есть лирический герой. В стихотворении выражается чувство, внутренняя реакция на впечатление.

    Есть, правда, стихотворения в прозе, которые внешне выглядят как проза, но в нем используются звуковые переклички, повторение ритмически подобных синтаксических конструкций, средства выразительности, то есть все то, что используется в речи стихотворной.

    Основное отличие, безусловно состоит в наличии рифмы. Второе требование, у стихотворения обязательно должна быть ритмическая структура. Следует заметить, что существуют ещ, так называемые, белые стихи, в которых отсутствие рифмы, как бы компенсируется определнным размером (белый ямб, анапест или дольник).

    В стихотворении наблюдается ритм, такт, рифмовка и стихотворные стиль и форма. А прозаическое произведение пишется сплошным текстом. У стихотворения есть лирический герой, чьи переживания и описаны в произведении, а в прозе героев может быть бесконечно много (роман-эпопея. например). А еще в прозаическом произведении можно охватить большой промежуток времени, много переживаний героя от разных поступков. В прозе раскрываются характеры многих персонажей одновременно.

    Стихотворения отличаются от прозы наличием рифмы, стилистикой, ритмичностью и написанием (стихи пишутся в столбик). Правда есть еще белые стихи без рифмы. Проза же отличается от стихов отсутствием ритма.