Археологические культуры верхнего палеолита. Нарвская и Верхнеднепровская культуры

К позднемадленским культурам Северо-Западной Европы, переходным от мадлена к мезолиту, относятся крезвелская культура в Англии и ремушампская в Бельгии. Крезвелская культура названа по ряду пещер (Creswell Crags) на границе Дербшира и Нотингемпшира . Слои позднепалеолитического времени близки к позднемадленским памятникам ФРГ и Нидерландов (культуры аренсбургская и федермессер). Найдены костяные статуэтки и гравированное на кости изображение головы лошади. В мезолитических слоях крезвелских местонахождений встречены уже микролитические орудия.

Ремушампская культура (названа по гроту Remouchamp близ Льежа) содержит острия с косоусеченным лезвием, в виде ножичков, резцы с черенком и немного изделий из кости. Весь инвентарь близок к инвентарю аренсбургской культуры. Главным занятием населения была охота на оленя и других животных. Встречены кости, украшенные геометрическим орнаментом, иногда в виде звезды с прямоугольником или треугольником в центре. Орнамент выполнен с помощью просверливания точек. Охота была основным источником пищевых ресурсов мадленского человека, так как в суровом климате нельзя было рассчитывать на сбор каких-либо плодов, кроме ягод. Высказывается предположение, что мадленские люди могли приручить и содержать в качестве домашних животных оленей и лошадей, но никаких доказательств этого пока нет.

Крупные сдвиги в развитии производительных сил в эпоху верхнего палеолита должны были повлечь за собой изменения в организации общества. Первобытное человеческое стадо сменила материнская родовая община. Предположение о существовании такой формы общественной организации основано на косвенных археологических данных, таких, как существование больших общинных жилищ (подобных длинным домам ирокезов), многочисленные находки женских статуэток, и на следующем логическом рассуждении: при низком уровне развития человечества в то время единственно реальной основой для упрочения социальных связей могли быть узы кровного родства.

При неупорядоченности полового общения отношения родства могли быть установлены только между потомками одной матери. На женщинах лежала забота о детях, поддержание огня, ведение хозяйства. Поэтому они составляли наиболее стабильную часть тогдашних коллективов. Определяющим признаком родственной группы стал обычай экзогамии, т. е. запрета полового общения внутри рода. Вероятно, тогда же возникла дуальная организация - сочетание двух экзогамных групп в одно взаимобрачное объединение, зародыш эндогамного племени .

Существует, однако, и другая точка зрения, согласно которой главным и всеобъемлющим социальным организмом первобытного общества являлся не род, а община. Палеолитические поселки якобы и представляют такую общину. В общине осуществлялась повседневная жизнь людей во всех ее проявлениях. Это и производственная кооперация, и бытовой, и культовый коллектив. Существование такой общины с самого начала связано с существованием внутри общины парной семьи, в то время как род не состоит из семей . Эта точка зрения обосновывается преимущественно этнографическими параллелями, и мы почти не имеем в ее пользу археологических доказательств, если не считать таковыми находки жилищ с отдельными очагами.

Г. П. Григорьев считает, что племенной строй возник еще в мустьерское время, а может быть, и в ашеле. Основной формой организации мустьерцев было "предплемя", объединявшее ряд общин. В верхнем палеолите место "предплемен" занимают племена .

В основе этой концепции лежит утверждение, что различия в технике изготовления орудий и их формах отражают племенное деление.

Это утверждение само по себе спорно, но если бы мы его и приняли, осталось бы много неразрешенных вопросов, препятствующих признать существование племен в столь отдаленном прошлом. Что же касается верхнепалеолитических культур, то и они вряд ли соответствуют племенам. Скорее, это какие-то группы родственных племен, элементы культуры которых стали сходными в результате диффузии. Племена, насколько мы их знаем из этнографических данных, не могли занимать столь значительных территорий, как те, на которых распространены памятники даже самой маленькой из верхнепалеолитических культур.

Заканчивая обзор археологии Европы в эпоху палеолита, необходимо сделать следующие замечания.

В начале развития археологии каменного века, когда была создана схема Мортилье (позже несколько дополненная и исправленная), ученые рассматривали археологические культуры - шелль, ашель, мустье, ориньяк, солютре и мадлен - как определенные стадии развития техники, непосредственно вытекающие одна из другой и знаменующие техническую и культурную эволюцию человечества. Правда, еще тогда возникла мысль о некоем противоречии между логикой исторического процесса и археологическими фактами. В наиболее древнем периоде истории человечества, когда можно предположить лишь существование отдельных, разрозненных, не связанных между собой человеческих коллективов, у них оказывается сходная, почти идентичная техника. По мере же расселения человечества и развития контактов появляется все больше локальных вариантов одной и той же культуры. Чаще всего это противоречие объяснялось тем, что на начальных этапах культура настолько примитивна, что невозможно обнаружить сколько-нибудь значительных отличий. Однако по мере развития археологии все новые и новые открытия показывали, что "культуры" Мортилье не являются универсальными даже для приледниковой зоны Европы. В западноевропейской археологии вводилось в научную литературу все больше различных археологических культур и стало затруднительным связать их между собой и рассматривать в процессе эволюции автохтонных культур. Тогда стали искать выход в предположениях, что эти культуры появились в результате миграций групп населения из внеевропейских территорий. Предположение о миграциях могло бы объяснить, с точки зрения его сторонников, и необычайный скачок в развитии культуры между средним и верхним палеолитом. Однако не всегда удается найти место, откуда такая группа могла бы мигрировать. Утверждают, например, что верхнепалеолитическая техника пришла в Европу с востока, из областей, лежащих восточнее Урала и Каспийского моря. На вопрос, почему же мы не знаем соответствующих исходных культур из этих областей, сторонники миграций отвечают: потому, что они еще не открыты из-за слабой изученности этих районов . Этот ответ вряд ли вполне убедителен.

Очень многие миграционные теории, в том числе такая в свое время широко распространенная, как теория о приходе носителей ориньякской культуры из Передней Азии, оказались разрушенными новыми открытиями. Но даже в том случае, если миграция какой-то группы населения научно подтверждается, это никак не может объяснить множественности культур верхнего палеолита. Да мы и не знаем, что в конечном итоге представляют эти культуры. Различия в форме орудий, наблюдаемые одновременно на разных территориях, могут быть связаны с традициями проживавших здесь групп населения (племен?), но могут быть вызваны какими-то местными экономическими, экологическими и другими условиями. Форма орудия определялась его функцией и достигнутым уровнем обработки камня, но также и материалом, встречающимся в данной местности, условиями охоты и производств (на месте длительного или временного проживания) и т. п. Поэтому приписывать различия в форме функционально однозначных орудий только традициям данной группы населения неверно. Археологические культуры верхнего палеолита могут отражать племенное деление, но это не единственный возможный способ их интерпретации. Традиционность была свойственна первобытному производству, но абсолютизация представления о традиционности, так же как и представления о резкой замкнутости племени, противоречит данным о широком распространении сходных культурных явлений, которое могло происходить лишь вследствие принятия отдельными группами населения чуждых традиций.

Проблемы происхождения культур очень сложны и на нынешнем этапе развития археологии еще часто неразрешимы. Поэтому, характеризуя отдельные европейские палеолитические культуры, я стремился очень осторожно высказываться об их происхождении и взаимных связях.

Очень трудно составить себе представление о количестве населения Западной Европы в нижнем и среднем палеолите. Ясно, что оно было очень невелико. Мустьерские местонахождения редки и указывают, что состав отдельных групп населения не превышал 30-40 человек. В верхнем палеолите намечается постепенный рост населения с большим скачком в конце мадлена. Стоянки конца мадлена многочисленны, и, по-видимому, увеличение населения было связано с новыми средствами добычи пищи - рыбной ловлей, может быть, изобретением лука или способов хранения пищи - консервирования мяса копчением. В одной из немногочисленных демографических работ, автор которой пытается подсчитать количество населения эпохи палеолита во всей ойкумене, ему честно приходится признать, что почти нет оснований для научного обсуждения такого вопроса.

Культура палеолита

Самые первые образцы палеолитического искусства были обнаружены в пещерах Франции в 40-х годах XIX в.

Так, в 1864 г. в пещере Ля-Мадлен было найдено изображение мамонта на костяной пластине, которое показывало, что люди в то время не только жили вместе с мамонтом, но и уже воспроизводили это древнее животное в своих рисунках.

В 1875 году в Альтамире (Испания) неожиданно были обнаружены пещерные росписи, которые поразили исследователей своим великолепием.

Сотни фигур, обведенных темными линиями, - желтых, красных, коричневых, писанных охрой, мергелем и сажей, украшают стены пещеры Ласко. Здесь можно увидеть головы оленей, козлов, лошадей, быков, бизонов, носорогов, и все это почти в натуральную величину.

Эта пещера недалеко от местечка Монтиньяк на юго-западе Франции была обнаружена в сентябре 1940 г.

Четыре школьника отправились в археологическую экспедицию, которую сами же и задумали. На месте вырванного с корнем дерева они увидели зияющую в земле дыру. Эта дыра их заинтересовала, тем более, что ходили слухи, будто это вход в подземелье, которое ведет в соседний средневековый замок. Внутри оказалась еще одна дыра - поменьше. Один из школьников бросил в нее камень и по шуму падения определил, что глубина здесь большая. И все же он расширил отверстие, забрался внутрь, зажег фонарик и, ошеломленный позвал приятелей. Со стен пещеры на школьников смотрели какие-то огромные звери. Придя в себя, школьники догадались, что это не подземелье, ведущее в средневековый замок, а пещера доисторического человека. О своей находке юные археологи сообщили учителю, который вначале отнесся к их рассказу недоверчиво.

Изображение мамонта. Пещера Ля-Мадлен (Франция).

Но все же согласился посмотреть на находку, а когда оказался в пещере, - ахнул от изумления.

Так была открыта пещера Ласко, которую позже прозвали «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Это сравнение со знаменитыми фресками Микеланджело неслучайное и не преувеличенное. Живопись пещеры полностью выражает духовные устремления и творческую волю людей, которые создали собственное изобразительное искусство, восхищающее нас и сегодня.

Кстати, французские школьники не только открыли пещеру, но и тут же устроили возле нее свой лагерь и стали первыми хранителями художественных сокровищ.

Это было кстати, поскольку, молва о пещерных рисунках быстро разнеслась по округе и привлекла целые толпы любопытных.

Как часто бывает в таких случаях, многие вначале усомнились в подлинности древней пещеры, высказывая предположение, что все это - творчество современных живописцев, которые решили посмеяться над легковерной толпой.

Однако вскоре подлинность рисунков была доказана научной экспертизой.

В пещере Ласко мы встречаем редкую попытку первобытного человека изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом. Перед нами раненный копьем бизон, у которого из брюха вываливаются внутренности. Рядом с ним поверженный человек. А недалеко от них нарисован носорог, который, возможно, и убил человека.

Трудно точно определить содержание этой наскальной картины. Нужно отметить, что человек на ней изображен схематично, неумело. Так обычно рисуют дети. Но ни один ребенок, пожалуй, не смог бы точно передать гибель бизона, спокойную и грузную поступь победно удаляющегося носорога.

Изображения козлов и лошадей. Пещера Комбарелль (Франция).

Интересные пещерные рисунки обнаружены в пещере Фон-де-Гом и в пещере Нио во Франции.

Уже в эпоху Ориньяк мы находим на стенах пещер, где обитал человек, контур руки с широко расставленными пальцами, обведенный краской и заключенный в круг. Вполне возможно, что таким образом первобытный человек пытался оставить на камне собственный отпечаток, чтобы запечатлеть и утвердить свое присутствие.

В верхнем палеолите усложняется техника охотничьего хозяйства. В это время зарождается домостроительство, складывается новый уклад быта. Развиваются мышление и речь. Расширяется умственный кругозор человека и обогащается его духовный мир.

Глубокая архаичность наиболее ранних пещерных изображений сказывается в том, что возникновение самых древних из них, раннеориньякских, вызвано было на первый взгляд как будто случайными ассоциациями в сознании первобытного человека, который заметил сходство в очертаниях камней или скал с обликом тех или иных животных.

Скульптурная фигура женщины, вырезанная из бивня мамонта (фас и профиль). Костёнки I. Из раскопок 1952 г.

Но уже в ориньякское время вместе с образцами архаического искусства, в которых сочетаются естественное сходство и творчество человека, были широко распространены и такие изображения, которые своим появлением целиком обязаны творческому воображению первобытных людей.

Очень рано, еще в ориньякское время, вместе с рисунками и барельефами начала появляться круглая скульптура. Как правило, это было изображение женщины.

Статуэтки обнаружены в различных поселениях верхнего палеолита приледниковой зоны, которая распространялась от Средиземного моря до Байкала.

Вместе с пластическими изображениями женщин для искусства верхнего палеолита очень характерны одинаково верные природе скульптурные изображения животных из бивня мамонта, из кости и даже глины, смешанной с костной золой. Часто такие фигуры изображали мамонта, бизонов, лошадей и других животных, в том числе и хищников.

Много интересных находок было обнаружено в уже известных читателю Костёнках. Замечательны по жизненной передаче форм обнаженного женского тела и выразительности две статуэтки, обнаруженные здесь. В Костёнках была найдена целая серия миниатюрных головок и фигур животных, вырезанных из мергеля - мягкого местного камня. Здесь есть хищники, например, лев и медведь, есть и превосходно оформленная голова верблюда.

На Украине, в Мезине, обнаружены совершенно необычные по своеобразной стилизации фигурки хищных птиц, покрытые богатым геометрическим узором.

В Мальте и Бурети (на реке Ангаре) найдены скульптурные фигурки водоплавающих птиц, изображенных в полете, с длинной вытянутой вперед шеей и массивной головой. Скорее всего, это гагары или лебеди.

В Авдеевской стоянке обнаружены фигурки мамонтов, вырезанные из костей ступни самого мамонта.

Точно такие же статуэтки были найдены в Пржедмосте, в Словакии.

Точность и острота наблюдений, отраженных в образах животных, определялись повседневным трудовым опытом древних охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания образа жизни и характера животных, от умения выследить и поймать их. Такое знание мира животных было делом жизни и смерти для первобытных охотников, а проникновение в жизнь зверей являлось характерной и важной частью психологии людей. Причем, в такой степени, что окрашивало всю их духовную культуру, начиная, судя по данным этнографии, с животного эпоса и сказок, где животные выступают единственными или основными персонажами, кончая обрядами и мифами, в которых люди и звери представляют одно целое.

Палеолитическое искусство доставляло людям того времени удовлетворение соответствием изображений природе, четкостью и симметричным расположением линий, силой цветовой гаммы этих изображений.

Нередко орнаментом покрывали самые простые бытовые вещи и придавали им скульптурные формы. Таковы, скажем, кинжалы, рукоять которых превращена в фигурку оленя или козла, такова копьеметалка с изображением куропатки.

Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Первобытные танцы, в большинстве своем подражательные, представляют собой воспроизведение ритма трудовой деятельности. Часто при таких танцах производилась имитация сцен собирательства, охоты, рыболовства и т. д.

Были также военные танцы, которые обычно исполнялись перед отправлением в поход.

Зарождение танца относится к мадленской эпохе. Танец непосредственно связан с песенной и инструментальной музыкой, возникшей из ритмов трудовых процессов. Тесная связь этих двух видов первобытного искусства доказывается тем, что многие племена обозначают песни и танцы одним словом. Первобытная песня состояла из ритмованной речи. Основой являлся речитатив, а мелодия уже возникла позже.

Следует отметить, что первобытные люди создали все виды музыкальных инструментов - ударные (из кости, дерева или натянутого куска кожи), струнные или щипковые (их прототипом являлась тетива лука), духовые из полого дерева и трубчатой кости.

Особенно широкое распространение получили трещотки и барабаны.

Музыка, как правило, являлась сопровождением танцев, которые повествовали о многочисленных подвигах от важных охотников, воинов и т. д.

На поселениях позднего палеолита обнаружены трубчатые кости с боковыми отверстиями. На Украине, в районе Чернигова, в хижине из костей мамонта нашли две костяные колотушки, шумящий наборный браслет из пяти костяных пластин и молоток из рога северного оленя.

Некоторые ученые считают, что эти предметы являются музыкальными инструментами древнейшего оркестра.

Конечно, музыка в первобытном обществе в целом была развита слабо, что объясняется низким уровнем техники вообще, а следовательно, и техники изготовления музыкальных инструментов.

Очень рано у первобытных людей начал развиваться и фольклор. Раньше всего появились легенды о прошлом, мифы, позднее - сказки, песни, эпос, загадки, пословицы.

Из книги Неандертальцы [История несостоявшегося человечества] автора Вишняцкий Леонид Борисович

Ноу-хау среднего палеолита Хоть и не камнем единым был жив человек каменного века, для нас главным источником информации о том, чего он сумел добиться в области технологии, являются всё же именно его каменные орудия. Ведь они долговечны и, в отличие от изделий из других

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Восточная Европа в раннюю пору верхнего палеолита Период, предшествующий появлению на Русской равнине культур охотников на мамонтов, археологи называют ранней порой верхнего палеолита. Длился этот период около 20 тысяч лет (примерно, с 45 до 25 тыс. лет назад). Это куда более

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Каменный век: от палеолита к неолиту История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем. Одной из наиболее распространенных периодизаций этой формации

Из книги Друиды Русского Севера автора Лазарев Евгений Сергеевич

ХРАМОВНИКИ ПАЛЕОЛИТА Какими были святилища гиперборейской протоцивилизации? Только ли ландшафтными скальными структурами, величественными горными цирками? Нет, видимо, существовали и храмовые постройки, а значит, и то, что называют храмовым сознанием, теменологией.

автора Бадак Александр Николаевич

Общественные отношения людей раннего палеолита Безусловно, трудно представить себе, какие общественные связи налаживались между древнейшими людьми, так как этнографам неизвестно ничего похожего на состояние людей столь отдаленного времени. Да и совершенно невозможно,

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Общая характеристика орудий труда верхнего палеолита Для верхнего палеолита характерно наличие разнообразных по форме, более совершенных по обработке и специализированных по назначению орудий труда, знаменующих собой скачок в развитии производительных сил.Отделка

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Расселение людей и природный фон позднего палеолита Поздний или верхний палеолит относят к вюрмскому оледенению. Вюрмские ледники занимали меньшую территорию, чем рисские (в Европе они были только в бассейне Балтийского моря с прилегающими к нему районами). Но с их

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Поселения и образ жизни людей верхнего палеолита Очень многое для представления о жизни человека в то далекое время дают поселения.При этом особенно важное значение в деле изучения жизни верхнепалеолитического человека имеет методика раскопок его поселений. В

автора Квеннелл Марджори

Глава 2 Первые люди палеолита Теперь мы можем перейти к самому интересному объекту нашего исследования - доисторическому человеку. Что он делал на берегах Соммы, Темзы или Уэя; как он добывал пропитание для себя, своей жены и детей? Или он первым делом заботился о себе, а

Из книги Первобытные люди [Быт, религия, культура] автора Квеннелл Марджори

Глава 4 Художники палеолита

Из книги История Литвы с древнейших времен до 1569 года автора Гудавичюс Эдвардас

а. Конец палеолита /13/ Процесс возникновение человека, вобравший сотни тысяч или миллион и более лет, прошел вдали от нынешней территории Литвы. Северная граница области позднего палеолита в постледниковой Европе (Мустьерская культура), пролегает через Центральную

Из книги Русские боги. Подлинная история арийского язычества автора Абрашкин Анатолий Александрович

Часть II Боги палеолита Нет, не боюсь языческого лиха я. Шмель, леший, дуб - Мне любо все, – и плес, и чаща тихая, И я им люб. Здесь каждый ключ, ручей, болотце, лужица Журчат мне: пей! Кричат дрозды, кусты звенят и кружатся, Хмелит шалфей. Д. Андреев Человек – часть природы,

Из книги Археологический словарь автора Матюшин Геральд Николаевич

Из книги Китай. История страны автора Крюгер Рейн

ГЛАВА 1. От раннего палеолита до эпохи Шан (700 000-1750 гг. до н. э.) По своим размерам Китай близок к целому континенту - он лишь немного меньше Европы и больше Соединенных Штатов. Северная часть страны, расположенная в полузасушливой климатической зоне, характеризуется

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

1. ЭПОХА ПАЛЕОЛИТА Ранний палеолит. Вероятно, не менее миллиона лет прошло с тех пор, как началось продвижение древнейших человеческих сообществ из южной половины Восточного полушария, из Африки и, возможно, из Юго - Восточной Азии, на север. Уже в раннем палеолите стал

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

На переходе от палеолита к неолиту Следующий за поздним палеолитом период археологической классификации - мезолит, или средний каменный век, - изучен на территории современного Китая очень слабо и трудноотделим как от древнекаменного, так и от новокаменного

Любая археологическая культура характеризуется набором различных признаков. Это погребальный обряд, особенности материальной куль­туры (домостроительство, гончарство, ювелирное дело и т.д.). Но в эпоху верхнего палеолита, когда погребальный обряд почти неизвестен, за ред­чайшим исключением, когда отсутствует глиняная посуда, а свидетельства домостроительства, ювелирного дела единичны, важнейшим признаком, который разделяет археологические культуры, является способ (способы) обработки камня. Они, эти способы, не были одинаковыми, что было свя­зано с разными традициями, доставшимися от разных предков, разными условиями охоты (например, охота это на мамонта или на птицу). Для верх­него палеолита, как и для почти всего периода каменного века важнейшим показателем культурных различий и был камень, способы его обработки и разница в форме полученных орудиий труда.

Костенковско-стрелецкая культура (ее часто называют сокращенно -стрелецкая) является одной из древнейших в Костенковско-Боршевском районе (Палеолит СССР, 1984, с. 179-181). Название ее происходит по на­селенным пунктам Среднего Дона - Костенкам и Стрелице. Находки, отно­сящиеся к этой культуре, залегают как в нижнем гумусированном слое под вулканическим пеплом, так и выше него - в самом начале верхнего гумусированного слоя. То есть эта культура, по данным стратиграфии, одна из древних, и она относится ко времени межледниковья. Датируется временем древнее 32 тысяч лет назад, продолжает существовать и в период расцвета палеолита (примерно 24-17 тысяч лет назад).

Что же представляет собой каменный инвентарь этой древней культуры хнего палеолита? Вспомним, что последовательность обработки камня древним камнетесом выглядит следующим образом: 1 - первичная обработка (раскалывание заготовки, придание ей первоначальной, нужной формы); 2 - вторичная обработка (придание окончательной формы изделию путем дополнительных сколов, ретуширования). В конечном итоге получается определенный и нужный для какой-либо цели набор орудий.

Исследователи обращают внимание на сравнительную примитивность техники обработки камня населением стрелецкой культуры, уходящую кор­нями в глубокую «мустьерскую» древность (мустье), к неандертальцу. Об этом свидетельствует, в частности, форма нуклеусов. Она «несовершенна»: нуклеусы «современной формы» (в форме усеченной призмы) отсутствуют. Вместо этого - нуклеусы, с которых скалывали заготовки не вертикальными ударами или отжимами, а горизонтальными. Ударные площадки неровные, скошенные. Эта техника обработки типична для мустьерской эпохи, более древней и более примитивной. Более примитивна и вторичная обработка камня - нанесение ретуши.

Набор орудий представляет собой, главным образом, остроконечники, скребла, массивные орудия с лезвием, скребки, листовидной формы орудия. Встречаются и характерные только для этой культуры орудия - изящные треугольные наконечники с вогнутым основанием.

В более поздних слоях культуры появляются новые орудия труда (напри­мер проколки), уходят в прошлое грубые и массивные орудия, более раз­нообразны наконечники с вогнутым основанием. Иначе говоря, культура развивается.

Обнаружено и жилище стрелецкой культуры. Оно представляло собой легкую наземную постройку из дерева. Видимо, ее накрывали шкурой жи­вотного. Камень, кости крупных животных для ее сооружения не применя­ли. Этот тип жилищ был широко распространен в первый период климати­ческих изменений на всей территории Русской равнины.

Исследователи палеолита считают, что происхождение стрелецкой культуры связано с населением южных районов - Кубани и междуречья р. Днестр. Там известны памятники периода межледниковья, похожие ору­дия труда из камня и техника их обработки. Население это продвинулось в северные районы - сначала на Средний Дон, затем на Оку. Там, на Оке, находится известная стоянка Сунгирь с более развитой, чем стрелецкая, культурой, но имеющая с ней много общего в технике обработки камня и наборе каменных орудий. Ее многие называют за эту схожесть «стрелецкой культурой», и археологи связывают Сунгирскую стоянку своим происхож­дением с населением стрелецкой культуры. Есть предположение о дальней­шем продвижении этого населения к северу, к берегам р. Печора (Канивец, 1976; Бадер, 1978).

Чем жили люди стрелецкой культуры? Данных мало, но больше всего костей на стоянках принадлежит дикой лошади, которая являлась основ­ным объектом охоты. Оружие - копье или дротик с кремневым наконечни­ком. Сунгирцы применяли, кроме того, и копья из бивней мамонта, удар­ную силу которых усиливали кремневыми вкладышами.

Но вот среди каменного инвентаря стрелецкой культуры были найдены и небольшие наконечники, длина которых 2-2,5 см. Другие имеют длину от 3 до 6 см. На одной из стоянок в Костенках (Гмелинская) было обнаружено более сотни подобных наконечников. Они полностью повторяют большие наконечники копий и дротиков. Уж не наконечники ли это стрел? Палеолитчики А.Н. Рогачев, Н.Д. Праслов, М.В. Аникович считают, что это именно на­конечники стрел (Праслов, 2006). Гмелинская стоянка имеет возраст более 22 тысяч лет. Более 400 наконечников собрано в солютрейских слоях пещер в Испании. По своим параметрам и черешкам они аналогичны стрелам эпохи бронзы. Н.Д. Праслов обращает внимание на то, что на наскальных рисун­ках нет нигде крупных животных, поражаемых стрелами, а только животные средних размеров (наиболее эффективен лук и стрелы именно для средних животных). Хотя стрелы изображены не так четко и ясно, как хотелось бы, таких знаков-стрел нет на носорогах, мамонтах. Не найдено остатков луков (эти находки отсутствуют или единичны и для других эпох). Трудно их из-за схематизма изображений вычленить на наскальных рисунках.

В итоге вполне вероятно, что лук и стрелы были изобретены задолго до «отведенного» учеными времени - 10 тысяч лет назад, в конце ледникового периода. Лук и стрелы могли быть изобретены в связи с необходимостью эффективной охоты на быструю лошадь, бизона, пушных зверей (Праслов, 2006, с. 41).

Костенковско-спицынская культура. Названа по населенному пункту и фамилии известного российского археолога - А.А. Спицына, открывше­го одну из стоянок у с. Борщево. Находки этой культуры залегают в том же слое, что и находки стрелецкой культуры. Полагают, что они существовали в одно время. Чем же отличается эта культура от стрелецкой?

Люди спицынской культуры при первичной обработке (создании нукле­усов) получали более совершенный нуклеус в виде усеченной призмы. С та­кого нуклеуса скалывали или отщепляли пластины вертикальными сколами или отщеплением. Техника вторичной обработки иная (нанесение ретуши). Но главное: в культуре отсутствуют мустьерские формы орудий труда и при­емы обработки камня. И в этом отношении культура представляется более развитой, чем стрелецкая.

Почему же люди в одно и то же время использовали разную технику об­работки камня? Одни «влачили» наследие неандертальцев и долго их изжи­вали, а другие как-то сразу совершили скачок к более совершенным оруди­ям и способам их обработки. Причины этого явления неясны. По мнению А.Н. Рогачева и М.В. Аниковича, это связано с разными путями перехода от мустьерской эпохи к позднему палеолиту (Палеолит СССР, с. 182). На этом пути могли стоять (или отсутствовали), например, традиции, привычки, а также происхождение людей, их образ жизни. Пример же спицынской куль­ты не единичный. Тот же быстрый скачок от мустье совершила ориньякская культура во Франции.

Набор костей животных разнообразный, и не выделяются какие-либо виды,как лошадь в стрелецкой культуре: мамонт, северный олень, зубр, сайга, песец, заяц, лошадь, росомаха.

Выше вулканического пепла в верхнем гумусе (период последнего потеп­ления) находятся палеолитические стоянки, которые также принадлежат разным культурам. Продолжает существование все более развивающаяся стрелецкая культура, все более освобождаясь от наследия мустье, но появи­лись и новые. Одна из них - городцовская.

Городцовская культура. В этой новой культуре сохраняются традиции мустьерской эпохи. Но что примечательно: мустьерская техника обработки камня разная у представителей стрелецкой и городцовской культур. Полага­ют, что различия в стрелецкой и городцовской культурах связаны с разными традициями разных групп мустье (Палеолит СССР, 1984, с. 183). Но более конкретно об этом говорить не приходится ввиду отсутствия достаточной археологической информации. Городцовцы были охотниками на лошадей и меньше охотились на мамонтов. Много костяных орудий, и в целом культу­ра выглядит более развитой, чем стрелецкая этого же времени, изживавшая свои мустьерские традиции.

Но расцвет культур палеолита произошел в более позднее время. Это вре­мя археологи называют «средней порой верхнего палеолита». Абсолютная хронология этого периода определяется исследователями по-разному. Но, в общем, укладывается в рамки 24000-17000 тысяч лет до наших дней. Кроме расширения ассортимента каменных орудий, широкого применения кости, появляются фигурки животных из кости - мамонтов, изображения головы медведя, пещерного льва. Именно в этот период получают распространение долговременные жилища с использовани­ем костей мамонтов. И еще одно явление -появление фигурок - статуэток с изобра­жением женщин. К ним мы еще вернемся после рассмотрения «жилищного вопроса» людей средней поры верхнего палеолита.


Эпохой верхнего палеолита называется период примерно от 40 до 10 тысяч лет назад. В Африке обычно выделяют "поздний каменный век", имеющий древнейшие датировки 30-50 тыс.л.н. и заметно отличающийся технологически от европейского и азиатского верхнего палеолита. Множество верхнепалеолитических культур было создано людьми, относящимися к современному виду Homo sapiens ; население Европы этого времени часто называется кроманьонцами (по пещере Кро-Маньон во Франции, где в 1868 г. были сделаны важные находки скелетов людей и орудий эпохи верхнего палеолита).

Кроманьонцы в Европе и на Ближнем Востоке не менее 5 тысяч лет подряд соседствовали с неандертальцами; возможно, этот этап можно удлинить даже до 24 тысяч лет (древнейшие датировки для верхнего палеолита – 52 тысячи лет, позднейшие для мустье и неандертальцев – 28 тысяч лет, хотя и те, и другие иногда оспариваются). Переходными культурами между мустье и верхним палеолитом являются шательперрон, улуццо, бачокирская, богуничская, селетская, существовавшие от 45 до примерно 30 тыс. лет назад. Часть археологов считает, что верхнепалеолитические культуры возникали независимо друг от друга из местных среднепалеолитических практически повсеместно. Особенно широко распространён был такой взгляд на проблему места и времени возникновения верхнего палеолита у советских археологов и сейчас в региональных археологических школах. В этом случае упомянутые культуры с признаками и мустье, и верхнего палеолита считаются стадиально промежуточными. Другие археологи аргументируют точку зрения, согласно которой мустье было вытеснено. Обычно слой мустье на стоянках резко отграничен от слоя верхнего палеолита в культурном отношении, а иногда и стерильной прослойкой. К тому же известны примеры, когда слой верхнего палеолита перекрыт сверху мустьерским, что свидетельствует о их синхронности. О верхнепалеолитических чертах в позднейших неандертальских культурах уже говорилось.

С другой стороны, отдельные мустьерские черты типичны именно для европейских верхнепалеолитических памятников, но отсутствуют в Африке; этот факт может быть интерпретирован как свидетельство обратных влияний – мустье на ранний верхний палеолит. Необходимо упомянуть, что древнейший верхний палеолит Европы найден в восточной её части, проникновение Homo sapiens шло, вероятно, с Ближнего Востока (где верхний палеолит ещё древнее) через Восточноевропейскую равнину и Балканы на запад. Для людей верхнего палеолита была типична склонность к далёким миграциям (например, некоторые стоянки Прибайкалья удивительно схожи с восточноевропейскими по целому комплексу признаков).

В Африке обнаруживается плавный переход от "среднего каменного века" к "позднему" 50-30 тыс.л.н. в центральных областях, но нет столь плавного перехода в Северной, Восточной и Южной Африке. Происходит микролитизация орудий, исчезают наконечники, типичные для "среднего каменного века". Во многом "поздний каменный век" Африки напоминает мезолит Европы, хотя намного древнее его.

По особенностям памятников материальной культуры верхний палеолит обычно подразделяют на следующие временные периоды, наименованные по местам классических для этого периода находок:

65--35 тысяч лет до Р.Х. Поздний Мустье;

35--25 тысяч лет до Р.Х. Ориньяк;

25--20 тысяч лет до Р.Х. Солютр;

20--10 тысяч лет до Р.Х. Мадлен.

Находок эпохи верхнего палеолита - неолита достаточно много для того чтобы увидеть их значение в духовных исканиях древнего человека.

Ориньякские захоронения кроманьонца имеют для нас новую интересную деталь. Дно могил заранее посыпано охрой. Тело покойного снова посыпали охрой, накрывали лопатками мамонта и только после этого засыпали землей. Охра очень часто, почти повсеместно используется кроманьонцем как в заупокойном ритуале, так и при иных религиозных обрядах. Она символизирует кровь, жизнь и, говоря словами религиоведа Э.О. Джеймса, «выражает намерение оживить умерших через соединение с веществом, имеющим цвет крови» Цит. по: Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. -- М.: Планета детей, 1997, С. 65 . Не исключено, что именно этот обычай положил начало устойчивой ассоциации «того света» с цветом крови во многих религиозных традициях.

Нахождение рогов копытных, бивней мамонтов в могилах позднего неолита становится более распространенным, чем в захоронениях неандертальцев. Эта широко известная в человеческой культуре символика, наверняка должны были означать присутствие божественного покрова над человеком. Свидетельствовать не просто об уповании воскресения, но о надежде на воскресение в лучшем, чем этот, божественном мире.

Умерших полагали в расшитых раковинами моллюсков одеждах, не очень-то удобных в носке. Видимо, мы имеем дело со специально сшитым заупокойным облачением. Так хоронили и женщин, и детей, и даже новорожденных.

Но не все погребения имеют такой торжественно спокойный характер. В полной противоположности к ним оказываются находки связанных после смерти тел, иногда лишенных каких-либо заупокойных даров; людей, похороненных лицом вниз под грудой тяжелых камней; расчлененных трупов.

Согласно методу историко-феноменологической школы можно предположить, что бросали в яму без облачений, без правильного погребения, со связанными руками и ногами не из-за страха, что умерший встанет, но желая изобразить, как с законопреступником поступят на загробном суде. Тело грешника становилось своеобразной иконой мучений и гибели его души в инобытии, и, одновременно, поскольку образ и первообраз, тело и личность до конца, скорее всего, не разделялись по представлениям древних, должно было усиливать страдания души, лишенной божественного блаженства и воскресения.

Так ли думали ориньякские охотники на мамонтов, или они руководствовались иными мотивами, торжественно погребая одних из умерших и «казня» тела других, но ясно одно -- «Люди последней ледниковой эпохи хоронили своих мертвецов в безусловной уверенности их будущей телесной жизни. Они, кажется, также считали, что в телах умерших продолжает длиться какая-то жизнь» Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. -- М.: Планета детей, 1997. С.68.,- пишет Дж. Марингер.

Если бы кроманьонские охотники не были убеждены в воскресении своих умерших, они наверняка не стали бы придавать такого значения заупокойному ритуалу и сохранению их физических останков. Простой опыт, безусловно, свидетельствовал им, что такое воскресение не наступит вскоре. Кости предков продолжали истлевать в земле, несмотря на охру, бивни мамонтов и ракушки каури. И то, что это не обескураживало древних охотников, не взращивало в них безверие, заставляет предполагать, что кроманьонцы Древние люди создавшие эту археологическую культуру. ожидали победы над смертью не вскоре, но в далеком будущем, когда все их ритуальные усилия принесут бесценный плод полносоставного телесного воскресения.

Связь с умершим. Но ожидание воскресения умерших отнюдь не означало для кроманьонца их полного исчезновения из жизни живых до наступления этого чаемого мига. Хотя кости покойников лежали в могилах, их души и силы оставались частью племени и принимали какое-то участие в жизни. О том, что так думали верхнепалеолитические охотники, мы можем догадываться по некоторым странным, на первый взгляд, находкам. Это так называемые ревуны, изделия из рога с доминирующей трехчастной символикой. Применяя метод сопоставления с практикой современных внеисторических народов, можно утверждать, что они использовались для общения с предками. Когда по ревуну проводят специальными предметами (гребнем, шкурой тотемного животного) он издает звуки, в которых аборигены слышат голоса предков. На ревуне из Ля Рош сохранились следы охры, что безусловно указывает на связь предмета с заупокойным ритуалом и потусторонним миром.

Большей частью люди верхнего палеолита хоронили своих умерших, но иногда они, хранили черепа в жилищах живых или в специальных святилищах. Изготавливали из черепной коробки чашу для питья. Последователи чикагской школы склонны интерпретировать эти факты следующим образом: «…череп, бывший вместилищем мозга, сохраняет какое-то духовное, незримое содержание, какую-то частичку личности умершего, которой могут приобщиться живые. Материальные останки умершего были для кроманьонцев не бесчувственным прахом, но одним из элементов, одной из составных частей их умершего сородича, оставшейся в их мире, дабы с ее помощью можно было вступать в общение с ушедшим в инобытие. Эта часть хранила что-то от личности усопшего, она была символом умершего человека. Но, как и в случае с иными символическими образами, здесь он сохранял качества и силы первообраза, самого умершего предка. Заупокойный ритуал кроманьонцев, в котором, судя по остаткам в них охры, использовались чаши из черепов, еще более укреплял эту связь и делал умерших предков частью мира живых» Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. -- М.: Планета детей, 1997. С. 71..

Религиозный смысл верхнепалеолитической живописи. Верхнепалеолитическая живопись была открыта в 1879 году испанским дворянином Марчеллино де Сатуоло. Поначалу казалось само-собой очевидным, что в человеке просто проснулось чувство прекрасного, и он стал вдохновенно творить. «Искусство для искусства» -- было девизом того времени в культуре, и воззрение это с решимостью перенесли на 20--30 тысяч лет в прошлое, приписав кроманьонцу. В XX веке эти находки стали интерпретировать по иному. В начале было обращено внимание, что и в живописи пещер, и в найденных позднее скульптурах животных, изваянных в то же время, немалое число сюжетов составляют сцены охоты, вернее, изображения поражаемых стрелами, копьями и камнями животных, иногда -- истекающих кровью. И хотя при всей многочисленности такие сюжеты далеко не главенствовали в пещерном искусстве. Палеоантропологи к концу 1930-х годов согласились на том, что побудительным мотивом кроманьонского искусства являлась симпатическая магия, то есть убеждение, что, изобразив перед охотой пораженного стрелой зверя, можно с уверенностью надеяться поразить его и в грядущей травле.

Предположение было основано на данных этнографии. Некоторые примитивные племена, например пигмеи, -- перед охотой действительно рисуют на песке животное, которое они собираются убить и на рассвете дня охоты, с первыми лучами солнца, поражают изображение охотничьим оружием, рецитируя определенные заклятия. Охота после этого, как правило, бывает удачной, и животное поражается именно в то место, которое пронзило копье на рисунке. Но после завершения охоты рисунок никогда не сохраняется. Напротив, на него изливают кровь (то есть жизнь-душу) убитого животного, а потом изображение изглаживается пучком отстриженной от шкуры шерсти.

При казалось бы полном сходстве охотничьей магии пигмеев с памятниками палеолитической живописи сразу же заметны очень важные отличия. Во-первых, большинство животных все же остается на пещерных «фресках» непораженными, часто художник тщательно рисует их мирную жизнь, любит изображать беременных самок и животных во время брачных игр (впрочем, с завидной стыдливостью). Во-вторых, изображения делаются «на века» прочнейшими, имеющими долгую и очень трудоемкую технологию изготовления красками. Для пигмейского волхва важно изобразить животное, поразить его, потом, полив кровью, как бы вернуть убитому жизнь. После -- изображение пораженного животного только мешает его возрождению и потому немедленно уничтожается удачливым колдуном. Палеолитический охотник почему-то вовсе не стремился после успешной охоты считать дело оконченным. Его стремления были противоположного свойства. В-третьих, колдуну, как правило, важно приблизить свое волхование к месту и времени события, на которое он хочет повлиять. Желая убить антилопу, пигмеи «убивали» ее изображение на рассвете дня охоты, на той же земле и под тем же небом, которые должны были стать свидетелями их охотничьего искусства.

Совсем иначе поступали художники франке-кантабрийских пещер. Они казалось бы намеренно избирали самые темные, потаенные уголки, часто исключительно труднодоступные и, по возможности, поглубже уходящие в землю. Иногда, после завершения работ, вход заделывался каменной стенкой, вовсе препятствуя проникновению людей. Древние художники, в отличие от их нынешних собратьев, кажется, вовсе лишены были профессионального честолюбия. Они избегали работать там, где жили их соплеменники. Кроманьонцы селились, как правило, недалеко от входа в пещеру, если уж избирали этот вид жилища, а рисовали подальше от стойбищ, в сокровенной тишине подземелий. Но особенно любили они избирать галереями пещеры, вовсе не приспособленные для жилья, где никаких следов повседневной жизни кроманьонца археологи так и не обнаружили. Знаменитая пещера Ляско (Lascaux. Дордонь, Франция), с ее труднодоступностью и промозглостью, оказалась особенно желанным местом для древнего художника.

Крупнейший специалист в области палеолитической живописи А. Леруа-Гуран указал на интереснейшую ее особенность -- «исключительное единообразие художественного содержания» -- «образный смысл изображений, кажется, не изменяется с тридцатого до девятого тысячелетия до Р.Х. и остается одним и тем же от Астурии до Дона». Это явление сам французский ученый объяснил существованием «единой системы идей -- системы, отражающей религию пещер» Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. -- М.: Планета детей, 1997. С.75..

Вот какую интерпретацию дает феноменологический подход в религиоведении: «Кроманьонцы навыкли хоронить в земле своих мертвецов. И если они стремились поглубже в глубинах земли оставить изображения, то скорее всего и эти изображения имеют отношение не к этому надземному, но к тому подземному (инфернальному) миру. Они пытались скрыть изображения от глаз случайных зрителей, а часто -- и от зрителей вообще -- следовательно не человеку были предназначены они, или уж точно -- не всякому человеку. Это были картины, предназначенные для обитателей подземного мира, для душ умерших и духов преисподней. Картины того охотничьего рая, куда уходили предки и в котором они пребывали в ожидании воскресения. Духи, в отличие от живых, не могут поражать животных стрелами и копьями, но они нуждаются в крови жертвенных животных, чтобы там вести полноценную (полнокровную) жизнь и помогать обитателям этого мира. И потому изображены на сценах охоты истекающие кровью, умирающие животные. Это -- вечно длящиеся жертвоприношения усопшим» Там же. С. 74..

Идея Бога в верхнем палеолите. Среди находок, относящихся к археологическим культурам ориньяк и солютр, изобилуют кости мамонтов. Охотится из чисто утилитарных целей, на такое огромное животное, не имеет смысла. Мамонтов между тем убивали не как исключение, но регулярно, как будто без них кроманьонец никак не мог обойтись. Есть даже мнение, что это замечательное животное исчезло по причине слишком пристального интереса к нему древнего человека. И интерес этот, кажется, был не столько гастрономического, сколько религиозного свойства. Мамонт был необходим верхнепалеолитическому охотнику в ритуале.

Примечательно, что и современные пигмеи Тропической Африки никогда не охотятся на слона просто ради мяса. Эта опасная и трудная для них охота всегда сопряжена с жертвоприношением. Слона они считают воплощением Высшего Бога, духом, покровителем человека. Перед ним извиняются за то, что его убили, самые вкусные части (например, хобот) хоронят в земле, а мясо едят с благоговением, в надежде сопричаститься высшей Небесной Силе. Аналогию этих обрядов с обычаями кроманьонца впервые усмотрел П. Вернер Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. -- М.: Планета детей, 1997. С.80..

Видимо, и для древних охотников Европы общение с мамонтом в жертвоприношении, присутствие бивней и костей мамонта в могиле, в святилище было знаком богоприсугствия, богообщения. Отдавая своих умерших покрову Того Существа, символом которого являлся мамонт, кроманьонцы скорее всего уповали на приобщение своих умерших к Его свойствам вечности, всемощности.

Культ мамонта безусловно доминирует в позднем палеолите Евразии, но и более древние культы медведя не забылись полностью. Некоторые племена отдавали предпочтение им. В силезской пещере, Хелльмишхёхлль, Л. Зотз сделал в 1936 году еще более интересную находку. Недалеко от входа он обнаружил специально захороненную голову молодого (2--3 года) пещерного медведя вместе с костями бурого медведя. Археолог обратил внимание, что зубы пещерного медведя были тщательно спилены незадолго до его гибели (дентин на спилах не успел восстановиться полностью). В черепе были найдены орудия ориньякской археологической культуры. Вскоре после опубликования Л. Зотзом этой находки, этнолог В. Копперс подсказал современную аналогию находке Зотза. Оказывается у гиляков и айнов Сахалина и Курилл еще в начале XIX века был замечен обычай так называемого «медвежьего праздника». Зимой, после солнцеворота, специально выращенный в неволе 2--3-летний медведь, после торжественных ритуалов приносится в жертву. Его полагают посланцем к великому духу и, по убеждению айонов, он будет ходатайствовать за племя перед этим духом в течение всего года и особенно будет споспешествовать охотникам. Примечательно, что незадолго до жертвоприношения зубы жертвенного медведя спиливаются «дабы он не причинил вреда во время празднеств» Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. -- М.: Планета детей, 1997. С. 83..

Но сохранение обряда у айнов и гиляков вовсе не значит, что и объяснения его сути дошли до нас в неизменном виде. Обитатели Курильской гряды и Сахалина не в состоянии разумно объяснить зачем они мучают и без того обреченного на жертву и при том весьма почитаемого в принципе зверя. Вероятно это позднейший домысел. Обряд избиения медведя, появляющийся в верхнем палеолите, не мог не иметь тогда ясного и хорошо сознаваемого людьми смысла. Скорее всего он как-то был связан с идеей страдания Высшего Существа за грехи людей, он был ритуальным воспроизведением какого-то божественного события, бывшего «во время oно» и связанного со страданием Бога.

Однако ни древний культ медведя, ни рога оленей и бивни мамонта в могилах соплеменников не могли в эпоху верхнего палеолита полностью успокоить рвущуюся за пределы этого земного и временного мира человеческую душу. В пещере Ляско, нас встречают некоторые изображения по сей день никем не объясненные сколько-нибудь удовлетворительно. Начать с того, что в первом же зале процессию разнообразных животных «ведет» по сводам странное трехметровое существо. Оно имеет хвост оленя, заднюю часть дикого быка, горб зубра. Задние ноги напоминают слоновьи, передние -- конские. Головой животное это подобно человеку, а от темени отходят два длинных прямых рога, каких вовсе не нет в животном мире. Зверь этот, по мнению ряда исследователей, являет собой женскую особь с подчеркнутыми признаками беременности.

Если бы целью древнего художника была «охотничья магия», то он никогда бы не изображал подобных монстров. Ведь чтобы поразить животное во время охоты, надо, с точки зрения колдуна, как можно более точно воспроизвести его образ, а потом убить изображение. Даже если согласиться (а это весьма сомнительно), что темные пятна на шкуре чудовища из Ляско -- это следы от камней охотничьей пращи, то непонятно зачем надо было стараться колдуну над трехметровым изображением, занимающим центральное место среди изображений первого зала, если животное такое все равно не встретишь в полях охоты. Комбинированные изображения животных убедительно свидетельствуют против объяснения палеолитического искусства как «охотничьей магии».

Скорее всего, и вышеописанное существо, и так называемый рисунок «умерший перед Великим Зубром» из следующего зала, отражают идею Бога в верхнем палеолите. О последней сцене А. Зубов пишет: «Здесь, в этой таинственной фреске из Ляско, перед нами предстает самое сокровенное упование палеолитических людей -- надежда на победу над смертью, и предстает не в виде элементов заупокойного ритуала, но в символическом изображении. Стоящий над умершим зубр поражен кажется тяжелым копьем. Он и податель жизни -- и жертва за жизнь» Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. -- М.: Планета детей, 1997. С. 88.. Представление это может показаться слишком сложным для ориньякских охотников, но вспомним, что именно с таким представлением о гибели и победе над смертью подателя жизни (Осирис в Египте, Думузи в Шумере, Яма -- в ведах) входит человечество в религиозную историю 4--5 тысяч лет назад. Идея единства жертвоприношения, жертвы и жертвователя -- идея очень древняя.

С фреской Ляско совпадает изображение на палетке из пещеры Раймондон (Франция). Только здесь люди приносят в жертву зубра, надеясь, должно быть, через эту жертву соединиться с первообразом, с тем великим Существом, символом Которого был для кроманьонца зубр. На палетке безусловно изображено жертвоприношение. Голова зубра на уже освобожденном от мяса костяке и две передние ноги, отсеченные и лежащие перед головой. По обе стороны зубра стоят люди. Это -- участники жертвоприношения, жертвенной трапезы. У одного из них в руке нечто наподобие пальмовой ветви.

Фреска Ляско и палетка из Раймондон -- две части целостной картины религиозных упований человека верхнего палеолита. На палетке мы видим жертвоприношение в мире людей, на стенах пещеры -- результат (и одновременно причину) этого жертвоприношения в мире богов, куда так желал попасть человек, пройдя рубеж земной жизни. Зачастую животные для жертвы были взаимозаменяемы, но смысл жертвоприношения от этого не менялся.

Палеолитические Венеры. Еще одним кругом верхнепалеолитических находок, имеющих значение, выходящее за пределы этой обыденной посюсторонней жизни, являются многочисленные фигурки, рельефы и рисунки женщин. Фигурки палеолитических «венер», относящиеся большей частью к Ориньяку показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной прически, но вот все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка -- все это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Все это свидетельствует о том, что палеолитическая Венера это многорождавшая мать Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. -- М.: Планета детей, 1997. С.98..

Возможна следующая интерпритация. Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «Матери Земли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность так изображавшаяся была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь. Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она -- вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. -- М.: Планета детей, 1997. С.93.. Поклонение Матери Земле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века.