Археология наука изучающая историю. Археология

Археология изучает историческое прошлое всего человечества. В этом ей помогают так называемые вещественные источники. К ним относятся постройки и различные предметы, созданные человеком и сохранившиеся до наших дней: оружие, посуда и украшения, произведения искусства. Они несут определенную информацию об истории человечества.

Определение археологии

Что такое археология? Чаще всего понятие «археология» раскрывается при изучении истории человечества с помощью различных материальных источников или свидетельств.

Изучают все эти источники и свидетельства специалисты-археологи. Они проводят раскопки, изучают найденные предметы и восстанавливают по ним историю, узнают, как жили люди в прошлом.

Подытожим, что такое археология и каково ее значение для современной науки и общества. Большое значение археологические находки представляют для составления исторического описания жизни общества в те времена, когда еще не существовало письменности.

Немного истории

Рассмотрим, откуда берет свое начало археология. Первое упоминание термина «археология» датируется 4 веком до нашей эры. Великий философ Платон говорил о существовании науки о древности. Но со временем этот термин в разных странах приобрел разное значение. Общенациональное современное понимание того, что изучает эта наука, сложилось примерно в 19 веке.

Итак, древняя археология берет свое начало еще со времен царствования Набонида в Вавилоне. В древности целью исследований в основном были поиск надписей фараонов и императоров. Эпоха Средневековья приостановила развитие этой науки. Но возобновились археологические раскопки уже в 16 веке в Италии. Научную цель раскопки приобрели только в 18 в. Деятели французской революции стали проявлять активный интерес к предметам времен античности.

Труды археолога из Швеции О. Монтелиуса включают распределение найденных предметов по определенным типам. Типы он заключил в ряды. Таким образом, имеется возможность проследить за эволюционными изменениями человечества.

Российская археология

Археология России тесно связана с именем А. Н. Радищева. Он поддерживал теорию о существовании трех веков (каменного, бронзового и железного) в истории развития человечества. Также большой вклад в развитие данной науки внесли такие ученые-археологи, как Э. Ларте, Дж. Леббок, К. Томсен, Э. Пьет.

В современной системе Российской академии наук свое место занял Институт археологии, являющийся одним из ведущих учреждений по исследованиям в данной области знаний.

Типология вещественных источников

В основном найденные предметы, которые представляют для археолога научную ценность, разделяются на несколько групп. К первой относятся артефакты. Это различные украшения, орудия труда, одежда, глиняная посуда и даже отходы производства.

Ко второй категории относятся постройки или сооружения, сделанные людьми, гробницы, туннели, а также самые обычные ямы для хранения. Отдельную группу составляют биологические остатки: пыльца и зерна растений (называются они экофактами), раковины улиток, древесина.

К последней категории относят почвенные и галечные отложения, которые скапливаются на площади памятника. Они помогают определить природу их происхождения. Образцы таких отложений обязательно берутся для проведения лабораторного исследования.

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.
Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.
Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога - создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин:

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).
Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная - поиск под водой;
Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом - при планировании раскопок, фотоаппаратом - для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет - это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию
Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.
Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:
«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».
(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого , находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно».
(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.
Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.
Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.
Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.
А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

История человечества имеет множество темных пятен. Не все события находили свое отображение в хрониках. Иногда, чтобы узнать какие-либо подробности необходимо искать отдельные элементы, принадлежащие к тому или иному периоду. Именно такая деятельность является направляющей для археолога.

Что делает археолог

Что делает и чем занимается археолог? Многие считают, что археология – это захватывающее приключение, которое предполагает поиски сокровищ и массу впечатлений. Такой стереотип был сформирован под воздействием голливудских фильмов. Отчасти подобная подача информации является правдивой, но без массы прикрас. Человек, который хочет освоить профессию археолог, в первую очередь должен быть фанатом своего дела.

Поиск артефактов не является особо простым процессом. Все они в большинстве случаев надежно скрыты от человеческого взгляда. Иногда для великих открытий необходимо опускаться в водные глубины (чем и занимается морская археология). Полевая археология предполагает ведение раскопок вдалеке от удобств и цивилизации. Нередко найденные реликвии необходимо исследовать или консервировать прямо на месте.

Также стоит отметить, что отсутствие надлежащих условий проживания может быть не таким уж приятным моментом. Не всегда есть возможность умыться или даже почистить зубы. Профессия археолог связана с выполнением четкого графика: ранний подъем и поздний отбой с небольшими перерывами на отдых – это неотъемлемая часть данной специализации.

Плюсы и минусы профессии археолог

Преимущества:

  • бесконечно интересная профессия;
  • возможность побывать в самых отдаленных уголках планеты;
  • прикосновение к древности;
  • социальная значимость профессии. Каждый специалист может войти в историю как первооткрыватель чего-либо.

Недостатки:

  • жизнь не всегда в комфортных условиях (отсутствие возможности правильно питаться, сон в палатке, отсутствие душа, туалета);
  • изнурительный труд;
  • частые командировки могут помешать личной жизни;
  • нет гарантий успешного завершения экспедиции.

Не пропустите:

Как стать археологом

Время не щадит ничего. Именно поэтому все предметы, найденные во время раскопок, характеризуются высокой хрупкостью. Малейшее неверное движение может привести к непоправимым последствиям. Аккуратность в работе археолога занимает особое место.

Артефакты сами по себе не смогут рассказать ничего. Необходимо знать массу сведений о той местности, где ведутся исследования.

Очень часто ученые, занимающиеся археологией, превращаются в узких специалистов, ориентирующихся лишь в определенном отрезке истории. Находки не могут быть вырваны из общей картины действительности. Поэтому, очень важно знать исторические предпосылки того или иного явления.

Помимо глубоких познаний в этой сложной науке, археологу также стоит изучить элементарные основы рисования и фотографии. Все найденные предметы обязательно должны быть запечатлены. Никогда не знаешь, что с ними может случиться в дальнейшем. Знание древних языков также будет немаловажным дополнением.

Ценность открытия теряет всякий смысл, если о нем не сообщить людям. В данном случае пригодится умение анализировать все свои наблюдения и излагать мысли в статьях или научных публикациях.

Где учиться на археолога

  • Московский археологический институт
  • Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный Университет
  • Волгоградский государственный университет

Археология (от греческого "архайос" - древний и "логос" - слово, учение) - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам, то есть предметам, сохранившимся от древних культур. К ним относятся орудия труда, оружие, постройки, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что сделано руками человека.

Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат непосредственной информации об исторических событиях, поэтому исторические выводы из них можно получить только путем научной реконструкции. Например, исследуя неолитическую стоянку, археологи находят кремневые орудия труда, костяные украшения, фиксируют расположение земляных жилищ на поселении эпохи неолита, характер захоронений - все это дает им возможность воссоздать образ жизни, бытовой уклад и характер социальных взаимоотношений между членами неолитической общины.

Археология очень важна для изучения эпох, предшествовавших появлению письменности. Прослеживая изменения в технологиях производства орудий и оружия, эволюцию стиля украшений, сопоставляя уникальные типы предметов с конкретными географическими территориями, археологи реконструируют исторические процессы миграций племен, которые невозможно реконструировать другими способами.

Многие письменные источники стали известны только благодаря археологии - например, древнеегипетские папирусы, новгородские берестяные грамоты.

Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, т.к. сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников. Как правило, современники не считают важным фиксировать обыденные для их понимания признаки и памятники своей эпохи, такие, как форма одежды, бытовой уклад, предпочитая сохранять память о том, что казалось им более важным - политические изменения, катастрофы, войны. Однако без этих бытовых деталей мы сегодня были бы лишены возможности представить себе жизнь минувших эпох такой, какой она была. Иногда это может приводить к критичным ошибкам - их примером служит русская историческая живопись 19-го века, изображавшая древнерусских князей в одеяниях и доспехах Древней Греции, что для современного восприятия практически сводит на нет их художественную ценность.

Археология непрерывно развивается. Сегодня на вооружении археологов находятся методы радиоуглеродного и изотопного анализа, позволяющие все более точно определить возраст находки. Новые методы консервации находок позволяют сохранить для потомков вещи, которые еще несколько лет назад были бы безвозвратно утрачены вследствие коррозии или благодаря своей хрупкости. Металлография позволяет определить состав и происхождение металла, из которого сделаны предметы, вплоть до географического региона. Новые горизонты открывает перед археологами исследование ДНК, сохранившейся в костных останках древних людей и животных.

Возможно, когда-нибудь археологи, вооруженные все более мощными научными методами и технологиями исследований, смогут полностью реконструировать историю человечества во всей ее полноте - начиная от палеолита до новейших времен, когда обилие письменных источников делает археологические методы ненужными. Но письменная история человечества относится к дописьменной примерно так же, как верхушка айсберга к его подводной части.

История термина «археология»

Слово «археология» впервые было употреблено Платоном в значении «история прошедших времен». После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений. В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет Археологии: «Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая случилась в третий год 128 олимпиады. Я рассказываю, равным образом, о всех войнах и междоусобиях, которые вел римский народ. Я сообщаю также о всех формах государственного устройства и управления, которые государство имело при царях и по уничтожении монархии. Я привожу большое собрание нравов и обычаев и знаменитейшие законы и представляю в кратком обозрении всю старую государственную жизнь».

У римлян для обозначения древней истории появилось новое слово «Antiquitates» (Cic. Acad. I, 2: Plin. H. N. I, 19; Gell. V, 13; XI, 1). Теренций Варрон озаглавил этим новым термином свое сочинение «De rebus humanis et divinis».

Из христианских авторов «Antiquitates» употребляют в том же значении блаженный Августин (De Civit. Dei. VI. 3) и блаженный Иероним (adv. Iovin. II. 13). С XVI столетия оба выражения принимают более определенное значение и употребляются для обозначения жизни и состояния прошедших времён в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого.

Археология — это наука, которая знакомит нас с жизнью людей, обитавших на Земле в прошлом. Она занимается изучением всего, что осталось от древних двуногих обитателей нашей планеты.

Работа археологов делится на две составные части. Чтобы заниматься любой из них требуется специальная подготовка. Первая часть — это проведение раскопок на месте древних поселений. Эта работа должна выполняться медленно и очень аккуратно, чтобы не повредить откопанные предметы, часто бывающие весьма хрупкими. Записи о ходе раскопок заносятся в специальный дневник.

Вторая стадия — это тщательное изучение найденных предметов и составление их подробного описания, необходимого для того, чтобы информация стала доступной каждому, кто интересуется историей. После того, как эта работа будет завершена, археолог делает выводы. Выводы эти никогда не бывают полными, поскольку основываются на исследовании сохранившихся вещей. Главным образом это предметы, когда-то окружавшие людей в их каждодневной жизни. Большую часть находок составляют развалины древних жилищ, инструменты, украшения и драгоценности, кухонная утварь, детские игрушки. Часто археологи находят и кости животных, мясо которых служило пищей для людей.

Однако исследователям редко удается обнаружить недолговечные изделия из кожи, ткани, шерсти, дерева или соломы. По той же причине зачастую бывает невозможно отыскать сохранившиеся произведения древнего искусства, за исключением, разумеется, тех, которые были выполнены из металла, камня или керамики.

Археология возникла в то время, когда люди впервые стали интересоваться историей развития человечества. В V веке до н.э. греческий историк Геродот посетил Египет, интересуясь древними памятниками. Однако после заката древнегреческой цивилизации интерес к истории, казалось, угас.

Он вновь возродился лишь в XVI веке, когда средневековые ученые, посещавшие Италию и Грецию, стали обращать внимание на сохранившиеся образцы античной культуры. Жители Италии начали копаться в руинах, отыскивая древние монеты, вазы и другие предметы. Вскоре все больше людей стали заниматься «раскопками в прошлом», и таким образом было положено начало науки археологии.

Как археологи узнают, что они находят?

Археолог откапывает вещи, захороненные древними людьми. Вопрос в том, как он может представить города, людей и предметы такими, какими они были, воссоздать прошлую жизнь из того, что он нашел?

Дело в том, что он не всегда может это сделать, поскольку он не всегда находит именно те вещи, которые ему нужны, чтобы создать полную картину жизни людей в прошлом. В конце концов, все, что он находит,— это только то, что оставили предки, обычно это предметы, которые использовались каждый день. Это могут быть остатки домов, инструментов, украшений, посуды, игрушек, а также кости съеденных животных.

Но многие из тех вещей, которые были важны для жизни первобытных людей, обнаружить невозможно. Предметы из кожи, дерева, хлопка, шерсти и соломы обычно быстро разрушаются и не оставляют следов. Другой загадкой для археологов является одежда древних людей. Археолог может сказать, использовали ли они материю или шкуры животных, но если они не оставили своих изображений, он мало что может сказать об их одежде.

У археолога также нет ответа и на вопрос, обладали ли древние люди художественным вкусом, и он практически ничего не знает об их мыслях и идеях. Поэтому его картина жизни первых людей может быть весьма неполной.

Но несмотря на это, археолог может рассказать нам о многом. Сначала он определяет тот порядок, по которому строились города — один на руинах другого. Затем он должен знать тот город, где был найден предмет. На каждый предмет прикрепляется бирка, он фотографируется, измеряется и т.д. Если место археологических раскопок относится к историческим временам, он должен знать древнюю письменность этого района.

Многие эксперты помогают археологам: геологи, ботаники, зоологи и другие, то есть все те, кто помогают ему идентифицировать и анализировать найденный материал. Иногда археологу требуются годы работы и научных изысканий, прежде чем он сможет опубликовать работу о своих находках. Но если ему это удается, перед нами может развернуться восхитительная картина прошлого — картина жизни древних народов.