Архитектор гиппиус - самое интересное в блогах. Карл Карлович Гиппиус и его «Версаль на Зацепе» для семьи Бахрушиных Какое растение гиппиус в оформлении дома бахрушина

Карл Карлович Гиппиус (1864-1941) - московский архитектор, мастер эклектики и модерна. Известен как семейный архитектор московских купцов Бахрушиных, строитель чайного магазина Перловых на Мясницкой. Аквариумист-любитель, один из организаторов, а в советское время - главный архитектор Московского зоопарка.

Биография

Родился в семье профессора химии в Санкт-Петербурге. В 1882-1889 обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, окончив его с Большой серебряной медалью и классным званием художника-архитектора. Работал на фирму Р. И. Клейна. В 1896-1917 занимал посты штатного архитектора при Московской городской управе.

Пятницкое попечительство о бедных, Москва, 1904-1907, фото NVO ,

С самого начала карьеры вошёл в круг подрядчиков московских династий купцов Бахрушиных и Перловых. Первая и наиболее известная работа Гиппиуса - проект «китайских» фасада и отделки чайного магазина В. Н. и С. В. Перловых (Мясницкая улица, 19) выполнена еще под руководством Клейна в 1895-1896. В те же годы, Гиппиус самостоятельно спроектировал и построил псевдоготический особняк А. А. Бахрушина на Зацепском валу, 12 (ныне Государственный центральный театральный музей им. А. А.Бахрушина), за которыми последовали сиротский приют имени Бахрушиных в Рижском переулке, проект дома бесплатных квартир имени Бахрушиных на Софийской набережной, 26, доходные дома Бахрушиных в Козицком переулке, 2 и на Тверской, 12, дом А. С. Бахрушиной на Воронцовом поле, 6 и т. д.

Дом Бахрушина (Театральный музей), фото

С 1898 строит в стиле франко-бельгийского модерна - особняк Казакова (партнёр Перловых) в Староконюшенном переулке, 23, чаеразвесочная фабрика Перловых и Казакова на Каланчёвской, 17 и т. п. Гиппиус - мастер традиционных для бельгийского модерна растительных орнаментов; вероятно, в творчестве ему помогал опыт натуралиста-любителя. Один из самых известных аквариумистов-любителей Москвы, Гиппиус поддерживал Московский зоопарк, а в 1910 устроил в собственном доме большой публичный аквариум, дополнявший экспозицию зоопарка. Также был известен как мастер-фотограф, с 1910 - председатель Московского фотографического общества.

Благодаря сотрудничеству с Зоопарком, после революции Гиппиус стал его штатным архитектором. После присоединения «Морозовского сада» в 1925-1927 спроектировал и построил основные сооружения новой территории зоопарка - «Турью горку», Обезъянник, «Остров зверей», «Полярный мир». Эти сооружения многократно перестраивались, но общая планировка Гиппиуса сохраняется по сей день. В 1927-1928 спроектировал [источник не указан 235 дней ] сохранившийся дачный посёлок «Соломенная сторожка» в нынешнем Тимирязевском районе Москвы.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Постройки

  • Перестройка фасада и интерьеров чайного магазина В. Н. Перлова, совместно с Р. И. Клейном (1895-1896, Мясницкая улица, 19)
  • Особняк А. А. Бахрушина (1895-1896, Зацепский вал, 12)
  • Перестройка особняка К. П. Бахрушина (1895-1896, Новокузнецкая улица, 27)
  • Перестройка дома (1897, Улица Петровка, 18)
  • Службы во владении Тальгрена (1897, Малый Николопесковский переулок, 5)
  • Особняк Н. И. Казакова (1898-1901, Староконюшенный переулок, 23)
  • Сиротский приют имени Бахрушиных (1899-1901, Первый Рижский переулок, 2)
  • Особняк Н. В. Бахрушина (1900, Смоленский бульвар), неосуществлён
  • Доходный дом Товарищества А. Бахрушина (1900-1901, Тверская улица, 12)
  • Собственный доходный дом (1901, Улица Тимура Фрунзе, 20)
  • Пристройка к училищу И. И. Фидлер (1901, Улица Макаренко, 5/16)
  • Комплекс доходных домов Товарищества А. Бахрушина и сыновей (1901-1904, Козицкий переулок, 2)
  • Доходный дом «Общества для пособия нуждающимся студентам Императоского Московского Университета» (1902, Малая Бронная улица, 4)
  • Доходный дом Е. Н. Свешниковой (1902-1903, Большой Чудов переулок, 5)
  • Дом А. С. Бахрушиной (А. П. Бахрушина) (1903, Улица Воронцово Поле, 6)
  • Фабрика Электрической развески чаёв Торгового дома «С. В. Перлов и И. И. Кузнецов» (1905-1906, Каланчёвская улица, 28)
  • Сооружения Московского зоопарка (Турья горка, обезьянник, Остров зверей, Полярный Мир) (1925-1927, Большая Грузинская улица, 1)

Карл Карлович Гиппиус /1864 – 1941/ — московский архитектор, мастер эклектики и модерна – родился в Санкт-Петербурге, в профессорской семье.

В период с 1882 по 1889 гг. молодой человек проходил учёбу в училище живописи, ваяния и зодчества. По окончании учебного заведения получил звание «классного художника» архитектуры с вручением Большой серебряной медали.

Первые годы работал на архитектурную фирму Романа Клейна, но уже тогда вошёл в круг исполнителей подрядов от купеческих семей Бахрушиных и Перловых.

Одна из первых самостоятельных работ Карла Карловича Гиппиуса – перестройка фасада чайного магазина Перловых в «китайском» стиле /ул. Мясницкая, д. 19/. В это же время он строит особняк для семьи Алексея Александровича Бахрушина на Зацепском Валу в псевдоготическом стиле. Замысел дома рождался совместными усилиями архитектора и владельца, которые были ровесниками.

Дом сразу предполагался одноэтажным с обширным полуподвалом, поэтому все парадные и жилые помещения необходимо было расположить на одном этаже. Самым важным на первом этапе проектирования было разработать планировочную структуру нового дома, в которой были бы максимально учтены потребности всех членов семьи. В завершённой редакции общий абрис плана здания приблизился к простой прямоугольной форме с двумя небольшими ризалитами по сторонам — они выделяли кабинет Бахрушина слева от входа и хозяйскую спальню справа — и трапециевидным выступом объёма столовой сзади. Ассиметрию плана подчёркивал тамбур входа, позволявший войти как с улицы, так и из парадного двора, и водворившийся слева от вестибюля, центр которого заняла парадная лестница. Кабинет остался слева, но библиотека, выходившая в последнем проекте окном на улицу, переместилась в левый дальний угол постройки. Столовая осталась в центре дома, по оси передней. Вход в неё соседствовал слева с дверью в библиотеку, справа – в коридор, вдоль которого с тыльной стороны дома расположились сначала лестница в полуподвал, а затем детские и комната гувернантки. Именно в этом проекте лестница в полуподвал заняла место в центре дома, и это неслучайно. В цокольном этаже должна была со временем занять своё место уникальная театральная коллекция Алексея Александровича Бахрушина, начало которой уже в те годы было положено. В левом дворовом углу постройки была пристроена нарядная открытая веранда, на которую можно было выйти из столовой. Веранда имела спуск во двор.

К концу 1897 г. дом был построен. К Новому 1898 г. Бахрушины переехали в особняк. Красивое здание вскоре получило у современников название «Версаль на Зацепе». Его интерьеры также были созданы по проектам Карла Карловича Гиппиуса.

Наряду с появлением новых построек в стиле «неогрек» и в русском стиле, неоготика занимала видное место в системе эстетических предпочтений состоятельных горожан. Таким образом, очевидно, что выбор Бахрушиным и Гиппиусом неоготических форм органично вписывался в круг современных московских построек, принадлежавших родовой аристократии и самым богатым и просвещённым купеческим семьям. Выбирая эти формы, Алексей Александрович Бахрушин безмолвно обозначал свою принадлежность к деловой и интеллектуальной элите Москвы.

Внутреннее убранство дома было по-замоскворецки сравнительно скромным и очень уютным, а быт продолжал во многом базироваться на сложившихся традициях московской усадебной жизни. Для семьи Бахрушиных, так много времени и средств отдававшей благотворительности и коллекционированию, главным был не бьющий в глаза внешний лоск, а насыщенная духовная и культурная жизнь, наполненная созидательным трудом на благо своей родины.

Карл Карлович Гиппиус стал семейным архитектором Бахрушиных. По его проектам были также построены:

— Особняк Бахрушина на ул. Новокузнецкая /перестройка/

— Приют имени Бахрушиных в 1-ом Рижском переулке

— Доходный дом «Товарищества А. Бахрушина» на ул. Тверская, д.12

— Комплекс дом для «Товарищества А. Бахрушин и сыновья» в Козицком пер., д.2

— Особняк А.С. Бахрушиной на ул. Воронцово поле, д.6

— Реконструкция дома во владениях Бахрушина под театр на ул. Малая Дмитровка, д. 17 /Театр Корша, в настоящее время – Театр Наций/

Зодчий, помимо архитектурной работы, слыл натуралистом-любителем, активно помогал Московскому зоопарку, в советское время был его главным архитектором.

Любил Карл Карлович Гиппиус и фотографировать. С 1910 г. он возглавлял фотографическое общество г. Москвы.

August 17th, 2018 , 07:22 pm

Пятиэтажный жилой доходный дом с магазинами на первых двух этажах построен на участке, принадлежавшем Товариществу «А. Бахрушина сыновья», архитектором Карлом Гиппиусом в 1900-1901 годах.


Карл Гиппиус - крупный московский архитектор, много строивший для семьи Бахрушиных в разных их владениях. В его творчестве присутствуют разные течения, мотивы модерна. В этом доходном доме явно присутствуют мотивы французского ар нуво. Его фасад имеет причудливый сочный декор - один из характерных образцов московского модерна. Самым запоминающимся декоративным элементом дома являются металлические ограждения балконов - тонкие стебли с качающимися венчиками цветов.

Два эркера по бокам фасада поддерживаются короткими колонками с капителями в виде женских масок с развивающимися волосами - лорелеями.

По всему фасаду на уровне 4 этажа тянется балкон, в кронштейнах которого тоже лорелеи, они же подпирают козырек дома в центре. Вообще это самый богато декорированный дом архитектора Гиппиуса.

Тверская улица 1911—1917, Россия, Москва,

.
Купцы Бахрушины ведут свой род из Касимова. В Москву родоначальник их Алексей Федорович Бахрушин пришел с супругой и тремя сыновьями из Зарайска. Они обосновались сначала на Таганке, а потом создали крупное кожевенное производство в Кожевнической слободе, куда и переселились. Там им принадлежало два крупных производства - кожевенный завод и суконная фабрика, а так же половину улицы Кожевнической занимали их жилые дома. Вырабатывали они разные виды кож, от грубой невыделанной кожи до сафьяна и лайковых перчаток. Имели свой клеевой завод.
.

После неожиданной смерти Алексея Федоровича осталось много долгов, и на семейном совете братья решили никогда не делить дело, не брать деньги в долг и часть ежегодной прибыли пускать на благотворительность. Чему и следовали вплоть до революции. Их в Москве называли даже «професиональными благотворителями».

Бахрушин, Алексей Александрович (31 января (12 февраля) 1865 — 7 июня 1929) — русский купец, потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.

Ими построены и содержались Вдовий дом или дом бесплатных квартир для вдов и курсисток на Софийской набережной,
.

Дом бесплатных квартир братьев Бахрушиных на Софийской набережной



больница для неизлечимых больных на Стромынке,

Сокольники. Больница и дом призрения имени братьев Бахрушиных на Стромынке



детский приют или убежище для детей, покинутых родителями.

Село Алексеевское. Московский городской сиротский приют имени братьев Петра, Александра и Василия Алексеевичей Бахрушиных



Бахрушинский приют был основан в 1896 году в подмосковном селе Алексеевское (ныне в черте Москвы). В его Уставе было сказано: «приют имеет целью бесплатно давать религиозное, нравственное и физическое воспитание и практическое ремесленное образование бедным детям мужского пола, покинутыми родителями». На него Бахрушины пожертвовали 600 тысяч рублей. Из них 150 тысяч предназначались непосредственно на строительство, а остальная сумма (450 тысяч) была положена под проценты на содержание приюта. Здесь дети жили с 4-6 лет, получали общее образование и овладевали профессией.

Кроме того они учреждали стипендии учащимся 5 учебных заведений - Московского университета Духовной академии, Коммерческого интститута и гимназии. Они давали деньги многим городским попечительствам о бедных, о народной трезвости и другим благотворительным заведениям.

На деньги А.А. Бахрушина и при его деятельном участии был выстроен Введенский народный дом на Введенской пл, теперь площадь Журавлева. Всего на дела благотворительности по грубым оценкам с 1882 года по 1917 год ими было потрачено почти 6 млн. рублей.

Введенский народный дом 26 марта 1906 года


.
Многие Бахрушины являлись известными коллекционерами. Алексей Алексанрович Бахрушин создал удивительный театральный музей, который передал Императорской Академии Наук.
.
Его кузен Алексей Петрович Бахрушин был самым известным и фанатичным в Москве коллекционером старинных книг и предметов. После его смерти вся коллекция передана в Исторический музей.

.

За долгие годы своего существования здание в основном сохранило свою первоначальную конструкцию, а также основные стилистические характеристики и композицию фасадов.
.

За этим доходным домом семьи Бахрушиных по Тверской, 12, со стороны Козицкого переулка, выстроено еще четыре строения той же направленность - предоставление внаем меблированных квартир. Этот комплекс зданий имеет огромную историко-культурную ценность, как образец московского доходного домостроения на изломе XIX-XX столетий. Кроме этого объекты принадлежат к лучшим образцам творчества архитектора К.К. Гиппиуса.

Комплекс дом для «Товарищества А. Бахрушин и сыновья» в Козицком пер., д.2

.
В апреле 2012 года на заседании специальной группы при Правительстве города Москвы было принято решение рекомендовать включить в реестр московского культурного наследия весь архитектурный ансамбль.
.

Дом имеет и богатую историю. Так, после окончания строительства первый этаж был арендован под магазин известных в столице братьев Пате, занимавшихся здесь продажей модных тогда патефонов и фонографов.

Магазин Братьев Пате. Москва, Тверская. 1903-1910г.

Магазин фирмы братьев Пате на Тверской левее булочной Филиппова


Витрина магазина братьев Пате

Генеральная компания фонографов, синематографов и точных аппаратов, одна из крупнейших в России фирм, занимавшихся производством фильмов и их прокатом, продажей кино- и фоноаппаратуры. Учреждена во Франции в 1897 году, ответственное агентство в России открыто в 1909 году в Москве на Тверской (сейчас дом 12) улице левее булочной Филиппова.

.
На этом же уровне располагалась и фотостудия «Отто Ренар».

Фотостудия Отто Ренар на Тверской.1901-1911

.
В годы советской власти в доме разместили кабинеты Центропечати, в помещениях которых, в 1921 году, Владимир Ильич Ленин надиктовал несколько своих речей на граммофонную запись.

Ленин среди сотрудников Центропечати. Июль 1919 г.


В начале 1919 года вновь созданный отдел Центропечати «Советская пластинка» приступил к записи речей В. И. Ленина, которые производились в специально оборудованном помещении в Кремле. До 1921 года было записано около тринадцати его выступлений. Последняя запись была сделана в здании самой Центропечати.

Однако выпуск граммофонных пластинок не занимал заметного места в работе Центропечати. В середине 1919 года фабрика «Братья Пате» прекратила производство и полностью перешла на сборку граммофонных аппаратов. После реорганизации Центропечати в «Товарищество на паях контрагентства печати» в конце 1921 года отдел «Советская пластинка» был ликвидирован. С 1922 года производством пластинок занимался Госпросснаб.


.

В 70-е годы прошлого столетия по адресу Тверская улица, 12, строение 1 располагался знаменитый магазин по продаже ювелирных изделий «Березка».


Магазин "Берёзка" на улице Горького.1962

Улица Горького. Магазин "Берёзка".1962. Москва

Магазин не Внешпосылторговский!

Карл Гиппиус - крупный московский архитектор, много строивший для семьи Бахрушиных в разных их владениях.

Карл Карлович Гиппиус /1864 - 1941/ — московский архитектор, мастер эклектики и модерна - родился в Санкт-Петербурге, в профессорской семье.

В период с 1882 по 1889 гг. молодой человек проходил учёбу в училище живописи, ваяния и зодчества. По окончании учебного заведения получил звание «классного художника» архитектуры с вручением Большой серебряной медали.

Первые годы работал на архитектурную фирму Романа Клейна, но уже тогда вошёл в круг исполнителей подрядов от купеческих семей Бахрушиных и Перловых.

Одна из первых самостоятельных работ Карла Карловича Гиппиуса - перестройка фасада чайного магазина Перловых в «китайском» стиле /ул. Мясницкая, д. 19/.

В это же время он строит особняк для семьи Алексея Александровича Бахрушина на Зацепском Валу в псевдоготическом стиле. Замысел дома рождался совместными усилиями архитектора и владельца, которые были ровесниками.
.

К концу 1897 г. дом был построен. К Новому 1898 г. Бахрушины переехали в особняк. Красивое здание вскоре получило у современников название «Версаль на Зацепе». Его интерьеры также были созданы по проектам Карла Карловича Гиппиуса.

Сохранился уникальный акварельный рисунок особняка Бахрушиных с автографом К. К. Гиппиуса, он храниться в запасниках театрального музея А. А. Бахрушина.



.
Наряду с появлением новых построек в стиле «неогрек» и в русском стиле, неоготика занимала видное место в системе эстетических предпочтений состоятельных горожан. Таким образом, очевидно, что выбор Бахрушиным и Гиппиусом неоготических форм органично вписывался в круг современных московских построек, принадлежавших родовой аристократии и самым богатым и просвещённым купеческим семьям. Выбирая эти формы, Алексей Александрович Бахрушин безмолвно обозначал свою принадлежность к деловой и интеллектуальной элите Москвы.
.


ГИППИУС ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА 1869-1945 Родилась в г. Белев Тульской губернии. Поэт, писатель, литературный критик. Сборники рассказов "Алый меч", 1906; "Лунные муравьи", 1912 и др. Роман "Чертова кукла" (1911). Критические статьи (книга "Литературный дневник", 1908; псевдоним Антон Крайний). Сборник "Последние стихи" (1918). С 1888 жена Д.С. . С 1920 жили в Париже. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
"Брокгауз и Ефрон":
Мережковская Зинаида Николаевна - жена Д. С. Мережковского, пишет под девичьей фамилией Гиппиус. Род. в 1867 г.; по отцу - шведского происхождения; до замужества жила на Кавказе. С начала 90-х гг. поместила ряд повестей и стихотворений в "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Северном Вестнике", "Всемирной Иллюстрации", "Ниве" и др. Часть их вышла отдельным изданием, под заглавием "Новые люди" (СПб., 1896). По основным качествам своего таланта, совершенно лишенного лиризма, М. примыкает к реалистической школе, и больше всего ей удается насмешливое изображение мелочей домашней жизни; мир прислуги, например, М. рисует очень оригинально, стараясь открыть общечеловеческие черты ее психологии. Но, не довольствуясь природными данными своего незаурядного дарования, М. стремится к "новой красоте" и считает свой сборник "первыми ступенями" к ней. Для достижения "новой красоты", рядом с вполне жизненными типами она вводит в каждый рассказ, часто совершенно механически, одно или несколько лиц, психология которых создана из идеи Ницше, с его прославлением зла, французского декадентства, с его враждой к определенности, и, наконец, культа красоты, как принципа высшего, чем принцип нравственности. Сами типы "Новых людей" совсем не удались автору; часто это даже не лица, а какие-то бесплотные видения. Как выражение настроения, "Новые люди", тем не менее, очень интересны: это - одна из первых попыток воспроизвести бескрылое, лишенное воли и стремления к добру поколение последних лет. Стихотворения М. любопытны по той откровенности, с которой в них провозглашается религия эгоизма ("Люблю себя, как Бога").

По-моему, пятиэтажный дом № 12 на Тверской украшают самые красивые Лорелеи Москвы. Фасад дома имеет такой причудливый декор, что рассматривать его надо внимательно и детально. Все пять этажей оформлены по-разному. Особенно приятно на него смотреть в зимнее время, он весь украшен растительными мотивами.
Этот доходный дом был построен в 1900-1901 годах для Товарищества "А. Бахрушин и сыновья", учредителями которого были крупные российские предприниматели братья Александр и Василий Алексеевичи Бахрушины, известные также своей благотворительной деятельностью. Неподалёку от доходного дома располагались кожевенный завод и суконная фабрика Бахрушиных.

1. Архитектурный проект выполнил известный московский архитектор Карл Карлович Гиппиус (1864-1941) - мастер эклектики и модерна. Этот дом в стиле бельгийского модерна принадлежат к лучшим образцам творчества архитектора. Здание имеет симметричную композицию и богатое внешнее оформление. Гиппиус известен как семейный архитектор московских купцов Бахрушиных, кроме того он был одним из организаторов, а в советское время - главным архитектором Московского зоопарка.

2. Первые два этажа дома арендовали торговые учреждения, на верхних этажах располагались жилые комнаты, сдававшиеся внаём. Два фасадных эркера на уровне второго этажа поддерживают небольшие колонны с оригинальными капителями в виде женских головок - Лорелей с развевающимися волосами.

4. Гиппиус был мастером традиционных для бельгийского модерна растительных орнаментов. Чугунные ограждения балконов дома выполнены в виде тонких переплетающихся стеблей и венчающих их цветов.

5. Лепнина также включает множество растительных мотивов.

6. На уровне второго этажа находятся два балкона.

9. Лепнина в основании эркера.

10. Элемент лепнины на эркере между этажами.

11. На уровне третьего этажа другие Лорелеи - на кронштейнах, поддерживающих балкон четвёртого этажа.

12. И если Лорелеи второго этажа полузакрыли очи, то - на кронштейнах уже внимательно наблюдают за прохожими.

13. Причём выражение лиц у них разное.

14. Единственный балкон третьего этажа - растительный узор опять другой.

16. Фасадную часть на уровне четвертого этажа полностью занимает длинный балкон.

17. В оформлении четвёртого этажа преобладает лепнина в виде маковых головок и розочек. Ограждения балконов имеют простой, но изящный рисунок.

18. Если посмотреть наверх, то можно увидеть самый верхний ряд Лорелей - они совсем другие.

19. Лорелеи пятого этажа наблюдают за улицей свысока.

20. Балконная решётка пятого этажа.

21. Венчают здание три мансарды.

22. В 70-е годы прошлого столетия по адресу Тверская улица, 12 располагался знаменитый ювелирный магазин "Березка".
За долгие годы своего существования это здание в основном сохранило свой первоначальный вид, и редкий прохожий в наши дни не обратит внимание на него.