Архитектура османской империи в средние века. Исламская архитектура (англ

Об архитектуре Турции можно говорить бесконечно. Историю турецкой архитектуры можно разделить на три периода. Первый, сельджукский период, примерно 13 век. Второй, османский период, примерно 14-19 век. Третий, современный период, конец 20 века начало 21 века.

Внутри каждого периода выделяют несколько этапов. Подобные жилища средних слоев населения, как и у других народов, не представляют никакого интереса, поэтому, когда говорят о турецкой архитектуре, то имеют в виду самые яркие и наиболее известные сооружения, таких как: караван-сараи, мечети, медресе, общественные бани, а так же правительственные здания и многое другое.

Империя сельджуков, которая была до прихода турок на территорию Анатолии (т.е. на современной территорию Анталии), примерно, в 11 веке, включала в себя еще и Иран. Иран – это государство, которое имеет высокую культуру и довольно развитую архитектуру. Турки привезли из Ирана навыки и опят, которые хорошо повлияли на строительство и всю архитектуру данного периода. Для сельджукского периода характерны элегантность, простота, гармоничные пропорции не только комнаты, но и всего здания. Еще можно отнести богатство и изысканность деталей, особенно входных ворот или парадных дверей. Этому стилю характерны еще небольшие внутренние дворики.

Османский период имеет большое влияние византийской архитектуры и строительных традиций Египта. Например, хорошо известный Собор Святой Софии. Это известный памятник, который относится к византийскому зодчеству, стал большим примером для подражания и источником вдохновения для других сооружений данного периода. Архитектура османского периода характеризуется величественными куполами, сводами, арками. В общем виде архитектура данного периода отражается как архитектура Средиземноморья и Ближнего Востока.

На современную турецкую архитектуру оказала огромное влияние политика секуляризации, которая началась при Кемалеме Ататюрке. Если раньше медресе и мечети являлись основными образцами национальной архитектуры, то уже в середине 1920 годов строительство медресе, мечетей и других культурных сооружений не поощрялось государством. В связи с этим резко усилилось влияние современной архитектуры. Этим объясняется отсутствие преемственности в стиле современной турецкой архитектуры. С 1920 года основными образцами архитектуры стали офисы, гостиницы, музеи, правительственные здания и т. п. Главными чертами стиля становятся простота, функциональность и модернизм. Основоположниками современной школы турецкой архитектуры считаются Седат Хаким Элдем, Клеменс Хольцмайстер и Онат.

Архитектура Турции очень разнообразна. Большая часть сооружений и зданий построено из камня. Бани, цитадели, дворцы, крытые рынки, все практически здания украшены искусными эрзацами, керамической облицовкой, орнаментной резьбой. Архитектура Турции имеет свои характерные черты, к ним можно отнести каллиграфические надписи, геометрические фигуры и растительные мотивы. Чтобы придать узору объемность и глубину архитекторы использовали «игру света и тени».

Турецкая архитектура

В турецкой ветви мусульманской архитектуры сильнее всего проявилось влияние Византии (купольные конструкции усложненного типа), но византийские элементы тут не менее глубоко переработаны, чем в других группах памятников архитектуры ислама. Йешиль-Джами в Бруссе (рис. 299 и 300) очень близка к византийским церквам (см. том II), но толстые стены разделяют внутреннее пространство на отдельные части, а в середине остается типичная мусульманская крестообразная композиция четырех айванов. Очень усложненные своды, напоминающие позднеготическую архитектуру (см. том III), вносят сильную дематериализацию. Особенно характерна Улу-Джами в Бруссе (рис. 301). Это - колонная мечеть в одежде византийской сводчатой системы.

Рис. 299. План Йешиль-Джами в Бруссе

Рис. 300. План хор Йешиль-Джами в Бруссе

Рис. 301. План Улу-Джами в Бруссе

Наиболее замечательными произведениями турецкой архитектуры являются большие мечети Стамбула, построенные по образцу Софии (см. том II). Мечеть султана Магомета II (рис, 302 и 303) возведена в 1463–1471 гг., но история константинопольской архитектуры турецкого периода показывает, что здание было сильно переделано позднее. Основное и очень глубокое отличие этого сооружения от его византийского прототипа состоит в том, что оно распространяет систему полукуполов Софии на все четыре стороны. Благодаря столь частому повторению форм полукупола все покрытие становится похожим на систему сталактитов. Дематериализация наглядно проявляется в обилии световых отверстий, придающих наружным стенам прорезной, орнаментальный характер, Типична трактовка углов: иррациональный момент вносится расположением полукупола над углом. Вся внутренняя отделка крайне сложна и запутанна. Целое имеет иррациональный характер. Очень важны многочисленные лампы, свисающие на одном уровне. Когда они зажжены, создается равномерное орнаментальное распределение световых пятен над головами молящихся. Эта световая завеса заволакивает своды, неясные очертания которых тонут в темной выси.

Рис. 304. Наружный вид мечети Селимие в Адрианополе

Селимие в Адрианополе (1567–1574) стремится к дальнейшему упрощению… внутренних подразделений пространства, создавая цельное дематериализованное пространство с большим куполом и прорезными стенами.

Наружная форма турецких мечетей (рис. 304) основывается главным образом на многочисленных минаретах, тонких, как иглы, распыляющих материю в пространстве. Картина ансамбля Стамбула определяется многочисленными минаретами и проникнута принципом дематериализации. Общий вид турецкой столицы можно было бы сравнить с композицией колонн мечети в Кордове, воспроизведенной в гигантских размерах.

Из книги Правда о Николае I. Оболганный император автора Тюрин Александр

Турецкая перестройка Султан Махмуд II в 1830-е гг. начал проводить модернизационные реформы, которые должны были, по идее, превратить Османскую империю из феодального государства в прогрессивную буржуазную страну Нового времени.Осуществлялись реформы при деятельном

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

Русско-турецкая война Русско-турецкая война 1878–1882 годов привела к новым победам русское оружие. Плевна и Шипка – названия не менее известные и славные, чем Прёйсиш-Эйлау и Бородино.1878 год – русские войска громят турок, они готовы к взятию Константинополя. Но

Из книги Рождение Европы автора Ле Гофф Жак

Турецкая угроза С середины XIV века угроза, нависшая над Балканами в связи с нашествием турок-османов, вырисовывалась все отчетливей. С 1353 по 1356 год они захватили Галлиполи и Южную Фракию, в 1387 году - Салоники, а в 1389 году одержали кровавую победу над сербами на Косовом поле.

Из книги Крестовые походы. Миф и реальность священной войны автора Виймар Пьер

2 ТУРЕЦКАЯ САБЛЯ И ФРАНКСКИЙ МЕЧ Турки и греки глазами армян Кто расскажет обо всех бедах армянского народа, всех страданиях, которые они перенесли от турок, этих свирепых зверей, пьющих кровь? Наше царство лишилось своих законных правителей, которых у нас отняли лживые

Из книги Вся правда об Украине [Кому выгоден раскол страны?] автора Прокопенко Игорь Станиславович

Русско-турецкая война В XIII веке на крымской земле появились первые монголы, и вскоре полуостров был завоеван Золотой Ордой. В 1441 году, с созданием Крымского ханства, начался недолгий период независимости. Но буквально через несколько десятков лет, в 1478 году, Крымское

Из книги Турция. Книга странствий автора Мейер М. С.

Турецкая кухня Гастрономические впечатления и радости – украшение любого странствия. Турция славится тем, что умеет делать эти радости и впечатления незабываемыми. Как и все знаменитые мировые кухни, турецкая складывалась веками. Поэтому ее история неотделима от

Из книги Эпоха религиозных войн. 1559-1689 автора Данн Ричард

Турецкая империя Турецкая империя была чем угодно, только не слабой страной до середины XVI в. Сулейман Великий (правивший в 1520–1566 гг.), последний из великих турецких султанов-воинов, держал под своей властью Балканский полуостров и большую часть Венгрии. У него было 30

Из книги Великая Екатерина. Рожденная править автора Соротокина Нина Матвеевна

Первая турецкая война Первая война с турками продолжалась шесть лет (1768–1774 гг.) и, как пишут о ней историки, ознаменовалась блестящими победами русского оружия. Все это так, но в этой войне императрица зачастую теряла ощущение реальности.Екатерина стала весьма заметной

Из книги Александр Васильевич Суворов. Его жизнь и дела [вычитано, современная орфография] автора Телешев Николай

ПЕРВАЯ ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА. Настоящего военного дела в Финляндии, однако, не было. Суворов скучал и стал просить о назначении его в действующую армию в Турцию: Россия в зто время вела первую войну с турками. Желание его скоро исполнили, и в мае 1773 года он уже скакал в Яссы, где

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Дорошенко. Турецкая ориентация Поражение поляков и их бегство из-под Глухова укрепили русские позиции на Левобережье. Окрепло также положение избравшего своей резиденцией Гадяч и державшегося русской ориентации левобережного гетмана И. Брюховецкого.На Правобережье же

автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в

Из книги Дипломатия в годы войны (1941–1945) автора Исраэлян Виктор Левонович

«Турецкая карта» Черчилля Немалое место в мировой дипломатии периода войны занимала позиция Турции.Хотя Турция и провозгласила нейтралитет в войне, ее симпатии были явно на стороне гитлеровской Германии, с которой она поддерживала самые широкие политические и

Из книги Русская история. Часть II автора Воробьев М Н

2. 2-я Русско-турецкая война Готовясь к войне с Турцией, Екатерина сумела договориться с Австрией о военном союзе. Это был крупнейший внешнеполитический успех, потому что проблемы, которые предстояло решать, стали значительно проще. Австрия могла выставить довольно

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Турецкая экспансия В начале XIV в. в западной части Малой Азии стало усиливаться небольшое тюркское (турецкое) государство Осман-бея, от имени которого турок стали называть османами. Походы против слабеющей Византии были успешны, и вскоре большая часть Малой Азии

Следующая значительная школа в архитектуре ислама – Османская. К ней в основном относятся памятники, созданные в Турции. Еще в XI в. турки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Среди них выделялся Румийский султанат со столицей в городе Конья. Сельджукские правители, добившиеся политического и экономического могущества, объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. Следуя иранским традициям, они возводили мечети с центральным двором, окруженным 4 айванами, многочисленные мавзолеи и медресе.

Чтобы избежать расчлененного пространства, сельджуки создали собственный тип медресе, в котором над одним большим залом размещался купол. Это медресе Каратай было открыто в Конье еще в XIII веке.

Но после опустошительного монгольского нашествия Румийский султанат распался, а возникшее через некоторое время на части его территории новое государство нанесло сокрушительный удар по слабеющей Византийской империи, в результате чего сначала в Малой Азии, а затем и на обширном пространстве Ближнего и части Среднего Востока и Балканского полуострова возникла Османская империя.

Золотым веком Османской империи стало правление в XVI в. Сулеймана Великолепного. Он не только значительно расширил границы своего государства, но и успел построить множество храмов, крепостей и дворцовых комплексов. Среди выдающихся сооружений султана дворец Топкапы. Вернее, это сложный дворцово-парковый комплекс, в котором среди зелени и цветов, следуя отдельным зонам, располагались частные покои султана и его гарем. Здесь девушек привезенных из разных концов страны обучали поэзии, музыке, танцам.

В покоях султана собирались правитель, его мать и женщины, родившие султану наследников престола. Тут бывали и фаворитки, избранные женщины, сумевшие добиться расположения своего повелителя.

В павильоне Чинили Кёшк («фаянсовый павильон» – турецк.), украшенном фаянсом и расписной керамикой женщины устраивали концерты и прославляли великолепие султана. Он и его сыновья были единственными мужчинами, которые могли сюда войти. Главными надзирателями в этом недоступном для посторонних месте были черные евнухи.



Фаянс украшал весь гарем. Изразцовую плитку привозили из города Изник. Она славилась своим красно-бурым цветом, который давала земля с востока Турции. Колоннады поддерживали своды павильонов, а некоторые из покоев даже были перекрыты куполами.

Излюбленным сюжетом орнаментации османских дворцовых помещений были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. Во времена Ахмеда II стали рисовать лютик и листья гороха, которые вскоре стали главным мотивом османского орнамента. Действительно, это растение с гибким вьющимся стеблем необыкновенно пригодно для орнамента, что позволяет избежать в нем монотонности.

Дворец Топкапы в Стамбуле.

Архитектор Ильяс Али в орнаменте использовал куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии, в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых рисовали вьющиеся растения, цветы или плоды. Султан Мехмед Челеби (1413–1421) организовал производство изразцов и изделий из керамики в Нике, Бурсе и других городах. Кроме того, мечети и дома богатых горожан украшались фресками, которые османские мастера заимствовали у византийцев, эта живопись называлась калем. Фрески делались не только на стенах, но и на потолках, чаще всего это были пейзажи.

Украшением гарема был величественный купол в покоях султана, создание которого приписывали великому Сенану. Османские султаны большое внимание уделяли украшению столицы. В связи с этим была введена специальная должность главного архитектора султана. В период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566) главным архитектором был ходжа Кемаль ад-дин Синан (1489–1578 или 1588), обращенный в ислам армянин. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.

Сам архитектор Синан наиболее удачными считал три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне.

Мечеть Шах-Заде была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. В офромлении интерьера были использованы разноцветный камень и витражи, но кенотафов в самой мечети нет. По османской традиции, для захоронения останков строилось специальное тюрбе, вне мечети, которое само по себе представляет небольшую часовню.

Мечеть Сулейманийе (Сулеймана 1) повторяет решение собора св. Софии. Огромное внутреннее пространство здания увенчано огромным куполом, опирающемся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Ощущение пронизанного светом воздуха создается благодаря использованию инкрустированных мраморных панелей и цветных витражей.

Мечеть Сулейманийе сооружена на вершине холма и господствует над бухтой Золотой рог. Ее окружают платаны и кипарисы. Ее два минарета – разной высоты, но они поставлены далеко друг друга, что делает этот факт мало заметным. Более низкий равен по высоте шпилю купола. Внутри можно увидеть античные колонны с разными капителями, взятые из различных византийских церквей, однако они хорошо вписаны в общий ансамбль мечети. На востоке от мечети находится тюрбе султана Сулеймана и тюрбе его любимой супруги Роксоланы.

Мечеть Селимийе поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен.

Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным балкончиком «шюрфэ» в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

7 лет строил Синан мечеть, превратив ее в настоящий социальный центр. Под многочисленными куполами располагалась не только мечеть, но кухни для бедных, школа, больница.

Синан, названный турецким Леонардо, оставил после себя не только многочисленные шедевры, но и талантливых учеников. Среди них можно назвать Седефкара Мехмед-ага, построившего напротив собора св. Софии мечеть Ахмедийе (1609-1617). В народе за ней закрепилось другое название: «Голубая мечеть» - из-за того, что интерьер храма украшен голубыми изразцами из Изника. Их более двухсот тысяч, и они сплошным ковром покрывают стены мечети.

Громадный зал мечети (в нем одновременно может совершать молитву 35 тыс. верующих) залит светом. Двести шестьдесят больших окон устроены таким образом, что свет достигает даже самых дальних уголков храма. Боковые галереи, образуемые мраморными колоннами и стрельчатыми арками, увеличивают и без того огромный молитвенный зал, создавая впечатление необыкновенного простора.

Голубая мечеть в Стамбуле.

Опирающийся на четыре мощные каннелированные пилоны, диаметром 5 м, купол (его диаметр у основания - 33,6 м) легко парит в воздухе, достигая высоты 43 м. Основание мечети - прямоугольник со сторонами 72х64 метра. Несомненно, что образцом для строительства явился храм Святой Софии: каскад куполов, напоминает аналогичный прием, примененный строителями византийского храма. Центральный купол окружают четыре полукупола, а под ними располагаются еще четыре купола меньшего размера. Боковые галереи образуются мраморными колоннами и стрельчатыми арками, которые увеличивают и без того огромный молитвенный зал, отчего внутри мечети создается впечатление необыкновенного простора.

Михраб из цветного мрамора является поистине шедевром, ибо трудно поверить, что из мрамора можно соткать столь дивный тонкий узор. На стене (слева от михраба) в рамке укреплен кусок священного камня из Каабы. Михраб (молитвенная ниша, обращенная в сторону Мекки) и минбар (кафедра для чтения проповедей) вырезаны из белого мрамора.

Необычным является количество минаретов - их шесть: четыре высоких минарета, с тремя балконами (шерефе), как обычно, стоят по углам ограды, а два минарета пониже, с двумя шерефе - на внешних углах внутреннего двора.

В мечети есть внутренний двор, в который ведут трое ворот, а посреди двора находится фонтан для омовений с шестиугольным каменным бассейном. Восточную часть двора занимает мусульманская школа - медресе. Здание мечети (его размеры - 72 × 64 м) окружает крытая колоннада из порфира, на крыше которой устроено 30 маленьких куполов.


Османская архитектура (или, как ее называют, турецкая)- это архитектура Османской империи, возникшая в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародившаяся на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под влиянием иранской, византийской архитектуры, а также Мамлюкских традиций, после завоевания Константинополя турками. В течении почти 400 лет византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, служили моделями для многих османских мечетей.

Исламская религиозная архитектура, ранее представленная простыми зданиями с обширной декорацией, была преобразована Османами через динамичный архитектурный набор – возведением сводов, куполов, полукуполов и колонн.

Из узких и темных залов со стенами, покрытыми инкрустациями, мечеть была преобразована в здание утонченного изящества, сбалансированное эстетически и технически, с намеком на небесное превосходство.

И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи, в проектах современных турецких архитекторов в Европе и, в частности, в России.

Еще в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций.

Историческая справка:

В 1071 г. возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии.
В 1326 г. на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса.
В 1453 г. турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи.


Период расцвета Румелийского султаната был временем подъема его культуры. Наиболее яркое проявление сельджукская культура нашла в архитектуре. Султаны, крупные феодалы и сановники, даже купцы для украшения других городов и с целью совершения богоугодных дел строили мечети, медресе (религиозные училища), тюрбе (мавзолеи), ханы (дома для приезжих), караван-сараи на дорогах и пр.

Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

На своей родине в Центральной Азии тюрки жили в куполообразных палатках, целесообразных для их среды. Эти палатки позднее приобрели влияние на дальнейшее формирование турецкой архитектуры и декоративных искусств. Когда Сельджуки впервые появились в Иране, они столкнулись с архитектурой на основе старых местных традиций, к которым тюрки оказались восприимчивы.

И, что не маловажно, так как проникновение тюрков в Малую Азию происходило через Закавказье, то, как отмечали многие ученые и исследователи, например, И.А.Орбели, для первых сельджукских мечетей прообразом послужили армянские и грузинские церкви.

Ранний Османский период

Начиная с создания первых Османских бейликов,1300-1453 года составляют ранний или первый Османский период, когда османское искусство находилось в поиске новых идей. Османы воспринимали существующий строй завоеванных городов, и архитектура не стала в этом вопросе исключением.


На отвоёванных у византийцев землях военно-феодальная верхушка османов своей столицей избирает Бурсу. Наиболее важными сооружениями того времени являются мечеть Улу джами (1396-1400), Зеленая мечеть (1423), а также мечети в Изнике, столице другого османского бейлика-княжества, и других городах. Священная мечеть в Бурсе Улу Джами была первой Сельджукской мечетью, которая стала многокупольной.

После завоевания земель в Европе, Эдирне стал последней Османской столицей, предшествовавшей Стамбулу, и именно здесь мы можем наблюдать заключительные стадии архитектурного развития, кульминацией которых стало строительство крупных мечетей в Стамбуле.

Здания, построенные в Стамбуле в период завоевания города, и строительство стамбульской мечети Баязида II (1501-1506) считаются также произведениями раннего периода. К их числу относят мечеть Фатих (1470), мечеть Махмут Паша (1464), дворец Топкапы (1475-1478). Османы интегрировали мечети в гармоничный архитектурный комплект, добавив в их структуру бесплатные столовые для бедных, богословские школы, больницы, турецкие бани и гробницы.

Классический период

В ходе классического периода (1437-1703) , который последовал за переносом столицы в Стамбул, план мечети претерпевает изменения и включает в себя внутренний и внешний дворики. Внутренний двор и мечеть были неразделимы.

Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текийе – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текие Сулейманийе), Каире, Багдаде и других городах.

В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана. Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений.

Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Именно в этот период главным архитектором классического периода стал Мимар (Архитектор) Кемаль ад-дин Синан (родился в 1492 г. в Кайсери, умер в 1588 г. в Стамбуле).

Великий зодчий Синан

Синан начал новую эру в мировой архитектуре. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 (предположительно 334) позиций в различных городах. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке или текийе (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.

Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне. Мечеть Шах-Заде (1548) стала первым серьезным проектом Синана. Она была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы.

Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. Его вторая значительная работа мечеть Сулеймание (1550-1558) и окружающий ее комплекс, построенный для Сулеймана Великолепного. Мечеть Селимийе (1568-1574) в Эдирне был построен в то время, когда Синан находился в расцвете своего таланта как архитектора.

Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели и цветные витражи. В качестве своей базы в классическом периоде использовались элементы Византийской архитектуры соседних балканских стран.

Среди наиболее известных работ Синана можно назвать также мечеть Рюстемпаша (1561-1563), мечеть Михриман Султан (1562-1565), мавзолеи Шехзаде, Султана Сулеймана Кануни (Законодателя), Роксоланы и Селима II.

Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным – шюрфэ – балкончиком в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

Еще о работах Синана...

XVI век Османские зодчие поставили образцом для последующих творений. Здания, такие как Голубая мечеть или Ахмедийе (1609-1616) (сейчас первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула) были простой имитацией Синановского стиля. Архитектор мечети - Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана, который решил превзойти своего учителя.

Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, включающего: медресе, больницу, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.

Сельджукское барокко

Во время правления Ахмеда III (1703-1730) и с подачи его великого визиря Ибрагима Паши последовал период мира с Францией, что повлияло на проникновение в Османскую архитектуру стилей барокко и рококо, которые были популярны в Европе в то время. А произведения архитектуры этого периода – медресе Чифтеминаре в Сивасе, медресе Индже Минаре в Конье и т.д., занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот стиль часто называют Сельджукское барокко. После Турции он снова возник в Италии и пользовался популярностью в Османской империи, а декоративные элементы европейских барокко и рококо повлияли даже на религиозные сооружения Османской архитектуры.

Излюбленным сюжетом орнаментации османских стиля были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. В орнаменте использовался куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек.

Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых изображали вьющиеся растения, цветы или плоды. И, конечно, тюльпан.

Родина тюльпанов

Люди несведущие склонны полагать, что родина тюльпанов – Голландия. Но это ошибочное представление. Прекрасный цветок появился в Азии и с глубокой древности был известен кочевникам. Тюльпан воспевали в стихах (самые ранние письменные упоминания можно найти в произведениях начала XI века), с ним сравнивали красивых девушек. Турки, также не чуждые прекрасного, вскоре начали культивировать тюльпан у себя на родине.

Во времена правления Сулеймана Великолепного (1520–1566) турецкие садовники принялись создавать новые декоративные сорта – за короткий срок их появилось около 300. Любовь турок к тюльпанам расцвела пышным цветом полтора века спустя, во времена правления Ахмеда III (1703- 1730 гг.). И этот период в истории Турции стал "Лале Деври" – "Эрой тюльпанов". Цветы появились повсюду – в орнаментах произведений прикладного искусства, в рукописных миниатюрах, в архитектурных декорах и, конечно, в садах. Луковицы редких сортов тюльпанов стоили дороже золота, покупать и продавать их можно было только в столице. Отчаянные, но небогатые любители тюльпанов рисковали жизнью – воровали цветы из садов султана и его придворных.

Естественно, современная Турция отличается от той, давней, но тюльпаны здесь по-прежнему любят, а в последние годы даже стремятся восстановить историческую справедливость – напомнить всему миру, что родина этих прекрасных декоративных цветов находится на Босфоре. Уже несколько лет подряд в апреле сады и парки Стамбула расцветают полями тюльпанов, а в апреле проводится тюльпанный фестиваль.

Поздний период

В течение XVIII, XIX и начале XX вв. Османская архитектура попадает под влияние европейских стилей. Округлые, волнистые и изогнутые линии преобладают в структурах этого периода, а первые примеры барочной архитектуры появились в XVIII в. в таких зданиях, как Гарем дворца Топкапы, дворец Айналикавак (1603-1617) и мечеть Нур-у Османие (1748-1755), мечеть Зейнеп Султан (1769), мечеть Лалели (1760-1763) и т.д. Мимар Тахир является важным архитектор этого периода.

Многие здания были построены в XIX веке с эклектичным миксом различных европейских стилей, таких как барокко, рококо и неоклассицизма архитектуры, включая дворец Долмабахче, дворец Бейлербейи, мечеть Долмабахче (1853-1855) и мечеть Ортакёй (1854-1856). Архитекторы из семьи Балян и братья Фоссати были ведущими специалистами того времени.

Некоторые мечети были спроектированы даже с Османской аранжировкой Неоготического стиля, как мечеть Пертевнийал Валиде Султан или Аксарай Валиде Султан (1872) и мечети Йылдыз Хамидийе (1884-1886) рядом с дворцом Йылдыз и бульваром Барбарос.

В конце XIX - начале XX вв. Стамбул стал одним из ведущих центров движения «модерн» во главе с архитекторами Александром Vallaury и Раймондо д-Аронко, разработке ряда известных зданий в этом стиле. А в начале XX в турецкие архитекторы Мимар Кямаледдин Бей и Мимар Ведат Бей впервые вводят «турецкий неоклассический» архитектурный стиль, используя многие архитектурные элементы зданий прошлых веков. Примером этого стиля является Главный Почтамт в Стамбуле.

Примеры Османской архитектуры классического периода (и не только), помимо Турции, можно увидеть на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе и Алжире, где строились мечети, мосты, фонтаны и школы.

  • Мечети Стамбула
  • Смотрим иллюстрации....
  • Османская архитектура возникла в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародилась на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под сильным влиянием византийской архитектуры, а также иранских и Мамлюкских традиций. После завоевания Константинополя турками в завоеванных городах под мечети просто приспосабливали христианские часовни и церкви, впоследствии византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, послужили моделями для многих османских мечетей. В самостоятельных постройках османские зодчие в разных вариантах разрабатывали тему большого купольного перекрытия, и в XV веке создали особый тип многокупольной мечети. Мечети этого типа покоятся на колоннах, украшены многочисленными куполами с одним центральным, зачастую внутренний двор обнесён галереей. Часто наблюдаются многочисленные пристройки, которые прилеплены к основному зданию и тоже часто перекрыты маленькими куполами. Отличаются османские мечети тонкими минаретами с коническими фонарями. И, если византийские мастера украшали капители колонн точеными и резными листьями, то османские мастера использовали комбинации из сталактитов, которые применялись в арабских странах и Иране.

    Мечеть Ени Кума Трабзон, Турция. Ранее это была византийская церковь, посвященная Святому Евгению.

    Святой Евгений считается покровителем Трапезунда. Он пострадал за христианскую веру, когда обвинил языческих судей в жестокости и отрекся от их веры. Наказание было жестоким: ему вырвали язык, перебили руки и ноги. Точная дата постройки церкви не известна, однако на одной из стен есть надпись, указывающая на 1291 год. На стенах до сих пор сохранились следы фресок, а на полу- фрагменты мозаики. По легенде - после захвата Трапезунда Султан Мехмед II Фатих, совершив ритуал омовения в фонтане, прочел здесь пятничную молитву (отсюда происходит второе название мечети), и объявил этот храм мечетью.


    Мечеть Беязит - одна из крупнейших мечетей Стамбула. Мечеть была построена в период с 1500 по 1505 г.г. султаном Беязитом. Архитекторами, построившими мечеть, предположительно были Кемаледин и Хайретдин. Диаметр купола мечети - 17 метров. Купола мечети османские архитекторы крыли свинцовыми плитами, а на шпиле сооружали золотой полумесяц. Минареты мечети украшает кирпичный орнамент.

    Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566). Именно в этот период главным архитектором стал ходжа Кемаль ад-дин Синан. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы и бани. Творчество Кемаль ад-дина Синана считается вершиной османского зодчества, самого архитектора даже называли «турецким Леонардо». И действительно, его никто не смог превзойти, а созданные им здания стали эталонами для культовой архитектуры всего мусульманского мира. Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шехзаде, Сулейманийе, Селимийе.


    Мечеть Шехзаде (1543–1548) была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память о Шехзаде Джихангир, младшем сыне Сулеймана 1 от его законной жены Хюррем Султан. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. В офромлении интерьера были использованы разноцветный камень и витражи, но кенотафов в самой мечети нет. По османской традиции, для захоронения останков строилось специальное тюрбе, вне мечети.




    Мечеть Сулейманийе (1549–1557) в Стамбуле, Турция.

    Четыре минарета в углах напоминают о том, что Сулейман - четвертый султан после захвата османами Константинополя, а десять балконов-шерефе на минаретах символизируют, что он - десятый султан с момента основания Османской империи. Ее два минарета – разной высоты, но они поставлены далеко друг друга, что делает этот факт мало заметным. Более низкий равен по высоте шпилю купола.


    Купол освещают почти полторы сотни окон, благодаря чему человек, сюда пришедший, попадает в поток света, струящегося от самой вершины купола на землю. Внутри можно увидеть античные колонны с разными капителями, взятые из различных византийских церквей, однако они хорошо вписаны в общий ансамбль мечети. На востоке от мечети находится тюрбе султана Сулеймана и тюрбе его любимой супруги Роксоланы


    Мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне, Турция. Она поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен.




    Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели, цветные витражи. Минареты Синана - это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным - шюрфэ - балкончиком в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.


    Мечеть Султана Ахмеда (Ахмета) Стамбул, Турция Время строительства: 1609-1616 гг. Другие названия: Голубая мечеть, Мечеть Султанахмет, Мечеть Ахмедийе.


    Архитектор: Седефкар Мехмед-ага - один из талантливейших учеников великого Синана Вместимость: до 10 тысяч человек. Одна из крупнейших мечетей Турции была воздвигнута в честь султана Ахмеда I (1601–1617).Официальное название мечети султана Ахмеда - Ахмедийе, но ее часто называют «Голубая мечеть». Дело в том, что интерьер храма отделан изразцами ручной работы, в которых преобладает голубой цвет. Но также это название можно связать и с серо-голубым цветом внешних стен и куполов мечети.На стенах развешаны щиты с именами сподвижников пророка Мухаммада работы знаменитого каллиграфа Касима Губари, а в михраб вмонтирован небольшой осколок черного камня из меккской аль-Ка’бы.





    Султанахмет - мечеть с шестью минаретами. Столько же минаретов было и у мечети Аль-Харам. Имам Мекки назвал это святотатством, и, чтобы уладить конфликт, султан Ахмед I повелел достроить к мечети Аль-Харам седьмой минарет.

    В течение XVIII, XIX и начале XX вв. Османская архитектура попадает под влияние европейских стилей. Округлые, волнистые и изогнутые линии преобладают в структурах этого периода.


    Мечеть Долмабахче Бешикташ, Турция. Это одна из самых красивых и богато декорированный мечетей. Она находится в южной части дворца Долмабахче, на берегу пролива Босфор. Мечеть построена в 1855 году по проекту архитектора Гарабета Бальяна. Ее приказал возвести султан Абдюльмеджид. Уникальность мечети придают ее окна, напоминающие павлиний хвост, и два минарета, украшенные балконами.


    Мечеть Лалели Джамии, построенная султаном Мустафой III в 1759-1763 годах, выполнена архитектором Мехмедом Тахир-Аги - пример османского барокко. Мечеть расположена в районе Фатих и является последним имперским комплексом, построенным в Стамбуле.




    Мечеть Ортакёй в Стамбуле. Расположена в новой части города в районе Ортакёй рядом с Босфорским мостом. Построена в 1853-1854 годах, имеет два минарета.

    Мечеть возведена в стиле османского барокко. Султан Абдул-Меджид I поручил её строительство армянскому архитектору Никогосу Бальяну, архитекторы из семьи Бальян и братья Фоссати были ведущими специалистами того времени.


    Мечеть Бейлербейи Стамбул, Турция. Она воздвигнута в 1778 году в память матери Рабии Султан архитектором Мехмедом Тахиром Ага по приказу султана Абдульхамида I.

    Главное помещение мечети увенчано большим куполом и пятью небольшими полукуполами, которые посажены на два свода. Ее украшением являются круглые S- и C- образные арки. Вокруг купольного свода мечети расположено 20 окон, поэтому в ней довольно светло.


    Некоторые мечети были спроектированы даже с Османской аранжировкой Неоготического стиля, как мечеть Пертевнийал Валиде Султан. Она была построена в 1871 году в пышно украшенном и ставшим предметом насмешек западном стиле, который обычно называют имперским и который выдают украшенные окна мечети и ее купол.



    Мечеть Нусретие была построена султаном Махмудом II в 1826 году как символ его победы над янычарами. Здание мечети спроектировано родоначальником знаменитой династии архитекторов Григором Бальяном. Считается ярким образцом стиля османского барокко. Купол мечети достигает высоты 33 метра. Он опирается непосредственно на стены, поэтому внутреннее пространство не перегорожено колоннами и выглядит очень объемным и светлым. Белый мрамор – основной материал внутренней отделки. Главное украшение мечети – два ее тончайших минарета, возможно, самых изящных среди всех стамбульских.

    Мечеть Коджатепе является крупнейшей мечетью и одной из главных достопримечательностей турецкой столицы (Анкара). Она расположена в одноименном районе, немного южнее исторического центра города. Строительство мечети Коджатепе началось в 1967 году.


    Мечеть Коджатепе увенчана большим куполом и окружена четырьмя минаретами, она выполнена в стиле классических османских мечетей. Высота ее основного купола составляет около 48,5 метров, а его диаметр - 26 метров. Высота украшенных позолоченными полумесяцами минаретов составляет 88 метров. Общая площадь сооружения - 4288 квадратных метров.


    Мечеть Сабанджи-Маркез в городе Адана является самой большой на Ближнем Востоке и, по мнению многих специалистов, одной из самых красивых. Время строительства 1998-1999 гг. Автор проекта - Неджип Динч. Вместимость: 28 500 человек.

    Внешне Сабанджи-Маркез очень похожа на Голубую мечеть в Стамбуле. Она такая же величественная, и при ней, в отличие от других мечетей, шесть минаретов. Четыре из них имеют высоту 99 метров, два другие – по 75 метров, так что их видно практически из любого уголка города. Минареты выполнены из бетона, в состав которого вошли белый цемент и щебень цвета слоновой кости.


    Центральный зал мечети может вместить одновременно 28500 верующих. Его мощный купол диаметром 32 метра покоится на восьми огромных несущих колоннах. Высшая точка купола – 54 метра над уровнем пола. Во внутреннем убранстве мечети использованы традиционные для турецких культовых построек светлый мрамор, изразцовая плитка в виде орнаментов, каллиграфические работы известного каллиграфа Хусейна Кутлу.

    Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текке – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текке Сулейманийе), Каире, Багдаде и др. городах.