Архитектурная композиция зданий. Понятие архитектурной композиции

Архитектурная композиция в Architectural Desktop

Алексей Ишмяков

Термин «композиция» обозначает сложение, состав, построение художественного произведения, определенные системы средств раскрытия и организации образов, связи и отношения этих образов. Изучением процесса и результатов композиционного моделирования архитектурной формы занимается специальная наука — теория архитектурной формы и композиции.

Создание художественно-композиционной модели будущего объекта, фиксация ее в объемных макетах, схемах, эскизах — важнейшая стадия архитектурного проектирования. Испокон веков на первичном этапе проектирования зодчие использовали архитектурную композицию (рис. 1), характерной особенностью которой является трехмерное представление будущего здания или сооружения.

Рис. 1

Процесс создания архитектурного произведения — это движение композиционной модели от первоначальной идеи (представленной в виде простейших геометрических форм, рожденных образной ассоциацией) через организацию пространства из групп усложненных форм к конструктивно-технологической системе документов, выраженной в понятии «проект».

Традиционная методика изучения архитектурной композиции (ОАПК) в зависимости от способа использования трехмерного пространства выделяет следующие виды композиции: фронтальная, глубинная и пространственная (рис. 2). Однако при этом понятие «пространство» не имеет четкой трактовки. Дело в том, что традиционные способы отображения пространства средствами макетирования или графики очень условны. Сегодня ясно, что выполнение полноценной пространственной композиционной модели возможно лишь средствами виртуального компьютерного моделирования. Модель же архитектурного пространства, созданная традиционными средствами архитектурного макетирования (бумага, пластилин и т.п.), всегда будет груба, примитивна, условна.

Рис. 2

По сравнению с реальными физическими материалами, из которых архитектор создает традиционный макет (бумага, картон, «…поролон, резиновая губка, мочалка «Люфа», олений мох, засохшие цветы, различные травы, ольховые шишки…»), виртуальное трехмерное моделирование обладает рядом несомненных преимуществ. Оно позволяет управ­лять геометрией объектов и оптическими свойствами материалов, функционально разнообразить состав композиции.

В состав Autodesk Architectural Desktop (ADT) (www.autocad.ru) входят специальные инструменты навигации в виртуальном трехмерном программно формируемом пространстве, позволяющие создавать любые виды архитектурной композиции. Так, программа дает возможность преобразовывать ортогональный вид в объемный, перемещать виртуальную камеру-наблюдателя вокруг трехмерного объекта, автоматически создавать разнообразные перспективные проекции, проектную анимацию. При этом окружающее пространство воспроизводится в точном соответствии с психофизиологическими особенностями человеческого восприятия. Естественно, что при таком подходе надобность в четкой классификации видов композиции отпадает.

Первичный композиционный замысел развивается только тогда, когда формируются различные модели проектируемого объекта (функционально-планировочная, эргономическая, конструктивная и т.д.), которые согласуются с архитектурной композицией, уточняя и конкретизируя ее.

Процесс работы над проектом начинается с формирования отвлеченной объемно-пространственной геометрической композиции, обладающей некоторыми конкретными признаками будущего объекта. Сначала создается обобщенная геометрическая модель-макет, пространственные характеристики которой соответствуют габаритам и имеют характерный силуэт-абрис проектируемого сооружения (рис. 3). Это промежуточная стадия между абстрактной графической объемной композицией (которая имеет лишь художественно-прикладное значение) и итоговым проектным решением (архитектурно-строительной виртуальной моделью объекта, комплектами рабочей документации) (рис. 4).

Рис. 3

Рис. 4

Современная теория архитектурной композиции определяет общие категории взаимоотношений архитектурного объема-массы, геометрического пространства, физиологических законов восприятия цвета и света. Различаются виртуальные композиционные модели ограниченных и открытых архитектурных пространств.

Композиция ограниченного пространства решается с помощью организации различных геометрических элементов, расположенных внутри визуальной границы восприятия архитектурного пространства (по периметру, на поверхности основания и поверхности перекрытия) (рис. 5). К таким композиционным моделям относят объемно-пространственную композицию отдельного фрагмента здания или сгруппированных фрагментов сооружения, интерьера, конструктивного каркаса.

Рис. 5


Рис. 6

Композиция открытого пространства решается формированием пластики поверхности тектонического основания и объектов-доминант (рис. 6). Пластика основания задает характер движения в трехмерном пространстве и определяет сценарий восприятия архитектурного решения. Объекты-доминанты определяют характер различных связей между соподчиненными им элементами композиции. В число указанных композиционных моделей входят ландшафтные композиции, варианты объемных решений экстерьера объектов, сценарные градостроительные композиции.

Очевидно, что традиционный бумажно-картонный макет в обозримом будущем перестанет существовать, поскольку такая форма подачи проектного материала морально устарела и может рассматриваться лишь как один из видов декоративно-прикладного искусства, а также служить для решения учебных задач на начальной стадии освоения профессии архитектора.

Средства создания трехмерных объектов в ADT

Композиционная модель может быть создана инструментами твердотельного моделирования (Solids) , AEC-моделирования (Mass-elements), а также при помощи средств редактирования уже готовых трехмерных объектов.

Различают простое моделирование, при котором используются элементарные геометрические формы-тела (параллелепипеды, шары, кубы, призмы, пирамиды и т.д.), и более сложное моделирование, применяющее принцип «Edit in place » («формирование непосредственно по месту»).

Управление твердотельным моделированием Solids AutoCAD осуществляется из верхнего текстового меню 3D Solids , а архитектурной композицией ADT, предоставляющей дополнительные возможности трехмерного моделирования, — из плавающей инструментальной панели Tool Palettes закладки Massing или из верхнего текстового меню Design этой же закладки. Оба эти инструмента имеются схожие черты:

Предусмотрен набор стандартных команд-инструментов: Sphere (Шар), Box (Параллелепипед), Dome (Призма), Cylinder (Цилиндр) и др.;

Обеспечена возможность создания произвольных трехмерных объектов из эскизов – замкнутых полилиний – при помощи инструментов Extrude (Выдавливание/вытягивание), Revolve (Вращение);

Средства редактирования трехмерных объектов отличаются большим разнообразием, однако основаны на трех базовых логических операциях: Union (Объединение), Subtract (Вычитание), Intersect (Пересечение).

Практика показывает, что при моделировании в некоторых случаях удобно пользоваться телами Solids , а иногда — AEC Mass-elements ADT.

Тела Solids упрощают получение криволинейных объектов со сложной траекторией (например, трубопроводов, отдельных элементов архитектурного декора) способом Extrude-Lofting (Вытягивание). Инструменты Solids позволяют достичь корректных проекций разрезов или фасадов, обеспечивая подавление лишних линий, разделение на видимые (контурные) и невидимые (скрытые) линии.

AEC Mass-elements обеспечивает лучшее взаимодействие при работе с объектами ADT, в результате чего скорость проецирования возрастает на порядок.

Сложные трехмерные объекты архитектурной композиции

При создании сложных геометрических форм элементов архитектурных конструкций и декора применяется универсальный геометрический принцип Boolean (Логические операции), используемый при работе с трехмерными объектами во всех без исключения программных продуктах.

В ADT логические операции обеспечивают возможность из нескольких простых трехмерных объектов сформировать трехмерные объекты очень сложной формы, которые невозможно воспроизвести с помощью известного каждому архитектору аппарата начертательной геометрии. Это позволяет фактически безгранично расширить диапазон приемов и методов формообразования. Для создания сложных форм могут использоваться как объекты Solids AutoCAD, так и объекты Mass Elements ADT.

В качестве примера рассмотрим усложнение формы композиционной модели объекта Mass Elements ADT:

1. Создайте объект Solids — параллелепипед. Нажмите правую клавишу мыши и выберите в контекстном меню команду Convert to Mass Element .

2. После появления в командной строке запроса Erase…geometry Yes/No нажмите Enter .

3. Нажмите правую клавишу мыши и в контекстном меню выберите команду Name . Введите имя, которое может состоять из букв и цифр (например, Forma_1), нажмите Enter .

4. Возникнет новый объект — Mass Element ADT , совпадающий с Solids объектами и расположенный на специальном слое A-Area-Mass . Выключите слой Solids .

5. Выделите Mass Element . Совместите курсор с одной из Grips марок, расположенных на гранях выделенного объекта. Марка подкрасится красным цветом, и выделится лицевая грань Mass Element . Такая операция предоставляет возможность изменять положение любой лицевой грани объекта. Используя режимы полярного отслеживания и объектной привязки AutoCAD, вы сможете указать направление движения грани и ввести в командной строке величину смещения (рис. 7).

6. Положение системы координат на момент редактирования не имеет значения, поскольку во время указания Grips-марки она автоматически изменяется. По завершении изменения положения грани прежняя система координат восстанавливается.

Рис. 7


Рис. 8

7. Взаимодействие логическими операциями между Mass Element осуществляется таким же образом, как у тел Solids: выделите Mass Element , нажмите правую клавишу мыши, откройте закладку Boolean (Логические операции) и выберите любую из трех предложенных команд — Union (Объединение), Subtract (Вычитание) или Intersect (Пересечение) (рис. 8). Предусмотрена возможность выполнения логических операций и между Solids и Mass Elements .

8. Объекты Mass Elements доступны также для операции Split (Разделение) — аналога команды Solids AutoCAD Slice (Разрезание). Выделите Mass Element , нажмите правую клавишу мыши, выберите команду Split . Последовательно укажите на плане первую и вторую точки секущей плоскости. Разделение всегда производится плоскостью, перпендикулярной плану, а разделенные объекты становятся полностью самостоятельными. Продолжение изменений объекта в плане производится растягиванием Grips (рис. 9).

Рис. 9


Рис. 10

9. Для создания дополнительных граней на поверхностях Mass Elements следует выделить Mass Element , нажать правую клавишу мыши и выбрать команду Split Face (Раздели грань). После указания на грани первой и второй точек будет образована дополнительная грань, которую также можно разделить (рис. 10).

10. Для создания сложных архитектурных композиций используется метод определения взаимодействия сгруппированных объектов Mass Elements , которые называются Mass Group (Композиционная группа).

В отличие от традиционного способа работы с архитектурной формой, который предусматривает создание графических изображений на бумаге или на плоскости бумажного листа при макетировании, теперь предлагается использовать различные сочетания объемных линейных стержневых объектов, пластин и массивов, легко взаимодействующих между собой и трансформирующихся друг в друга. Разработка большого количества трудоемких черновых эскизов из трехмерных объектов осуществляется почти мгновенно. Ни одна другая платформа не обеспечивает корректную работу с ADT.

1 Мардасов Н.Д., Длугач Е.И. Макетный метод проектирования в гражданском строительстве. М.: Стройиздат, 1980.

«САПР и графика» 10"2000

Различают три вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную .

Признаком, отличающим фронтальную композицию , является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады зданий).

Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30? и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Глубинно-пространственная композиция строится на развитии пространства в глубину. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.

Внешний облик архитектурного сооружения (экстерьер ) зависит от архитектуры внутреннего пространства здания (интерьера ) и градостроительных условий (ансамбля).

Интерьер определяется назначением здания (функцией), типом, конструкцией и др. Внутренние помещения можно разделить на три группы: главные (для основных функций здания), вспомогательное и коммуникационные. Существуют разные схемы композиции интерьера :

зальная - все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);

центрическая - группировка меньших помещений вокруг большего, главного (зрелищные и выставочные залы);

анфиладная - помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);

коридорная - помещения расположены с одной или двух сторон связывающего их коммуникационного коридора;

секционная - здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);

смешанная - зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.

Композиционная схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, поэтому главная роль в интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения.

Общественные и жилые интерьеры с соответствующей организацией пространства помещений могут вызывать различные настроения. В типовых зданиях с повторяющимися конструкциями и одинаковыми габаритами помещений появляется проблема создания разнообразия художественных решений . Большую роль здесь играют отделочные материалы, декоративные штукатурки, разнообразные покрытия полов, а также произведения монументального и декоративно-прикладного искусства. Однако во всех случаях цель - выявить в интерьере задуманную в проекте архитектурно-пространственную идею, иначе художественное решение интерьера будет подменено декоративным оформлением, не соответствующим архитектуре здания.

Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Ансамбли бывают городские, загородные и парковые. Пространственную композицию ансамблей делят на несколько типов:

Глубинно-пространственная перспектива, раскрытая вдоль площади, улицы и т.п.;

Замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой;

Свободное пространство без строгих границ;

Панорама, раскрывающаяся с высоких точек зрения, на набережных и т.п., где имеет значение силуэт застройки.

Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля - постановка его композиционных узлов : зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры; монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле городской застройки могут быть центры площадей. Такова, например, триумфальная Александровская колонна на Дворцовой площади Ленинграда, представляющая собой монумент славы России, победившей Наполеона.

Основные свойства архитектурно-пространственных форм

архитектурная пространственная форма

Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Вот их главные свойства.

1. Геометрический вид - основное свойство формы архитектурного сооружения, он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.

2. Размеры архитектурной формы - свойство ее протяженности по высоте, ширине, глубине по отношению к размерам человека и в сравнении с другими смежными формами.

3. Положение формы в пространстве по отношению к зрителю; фронтальное, профильное, горизонтальное;ближе, дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта.

4. Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие.

5. Фактура материала - важное свойство архитектурной формы, отражающее объемный характер поверхности, в то время как текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала на поверхности (например, текстура древесины).

6. Цвет в архитектурных композициях - свойство поверхности отражать или излучать свет разного спектрального свойства. Его характеризуют цветовой тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности).

7. Светотень - свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков по поверхности формы. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы.

Наиболее выявляет объем и фактуру архитектурной формы направление света под углом 45° к горизонту и к вертикальной плоскости. Роль естественного и искусственного освещения архитектурно-пространственной композиции (как объемной формы, так и интерьера) в создании художественного образа особенно важна.

Качественные характеристики света - прямого, рассеянного и отраженного - связаны с ориентацией здания и состоянием естественной среды. Прямой свет может освещать южный, восточный и западный фасады сооружений, проникая в интерьеры в качестве бокового или верхнего света. Он создает радостное настроение, однако в рабочих и учебных помещениях слепит.

Естественный свет , отраженный экранами, увеличивает освещенность. Рассеянный свет, отраженный от небосвода, не выявляет формы, поэтому не применяется при глубоких рельефах, однако удобен для рабочих помещений.

Искусственное освещение объемов архитектурных сооружений используется на уровне уличного, магистрального освещения и подсветки ряда памятников архитектуры. Искусственный свет включился в интерьер более органичной массой осветительных приборов, светящихся потолков, световых отражателей. Отраженный свет в интерьере создает иллюзию легкости форм. Осветительные приборы в интерьере иногда приобретают самостоятельное значение, участвуя в решении композиционной задачи, выделяя главное - тектонику, форму.Все рассмотренные свойства архитектурной формы проявляются в их совокупности и единстве, образуя сложные композиционные закономерности.

Архитектурная композиция (творение, сочинение) - это система создания проекта и самого объекта архитектуры.

Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающих художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям.

Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания.

Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача), с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей -красоту форм (эстетическая задача).

Требования к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.

Наконец, психология и физиология человека также предъявляют требования к архитектурным композициям зданий. Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формировании его духовного мира.

Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований - главнейшая задача архитектуры.

Свойства пространственной формы предметов

Прежде чем рассмотреть различные закономерности композиции, надо познакомиться со свойствами пространственной формы материальных предметов. Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков:

1. геометрический вид (конфигурация)

2. величина

3. положение в пространстве

5. фактура

6. текстура

8. светотень

Геометрический вид - свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства, а также характером (конфигурацией) поверхности формы. В зависимости от преобладания одного из трех основных измерений выделяются три вида формы:

1. объемный, характеризуемый относительным равенством всех трех измерений

2. плоскостной, определяющийся резкой (или полной) уменьшенностью размеров по одной из координат измерения

3. линейный, для которого характерно преобладание какого-либо одного измерения над двумя другими при их относительно малой величине.

Прямолинейность (криволинейность) поверхности. По данному признаку форма характеризуется крайними состояниями:

1. прямая линия (многоугольник) – окружность

2. плоская (цилиндрическая, шаровая, коническая) - многогранная поверхностьМежду пределами "прямая линия - окружность", "плоская - многогранная поверхность" находится бесконечный ряд промежуточных состояний.

Величина - свойство протяженности формы и ее элементов по трем координатам. Величина формы оценивается по отношению к размерам человека или других форм или как соотношение величин элементов одной и той же формы.

Фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.). Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.

Текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани. Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Следует избегать несвойственной материалу текстуры, например имитации пластмассы под дерево и т. п. Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания - радиальной, тангенциальной, радиально-торцевой, тангенциально-торцевой. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет, особенно разница (контраст) в естественной окраске волокон древесины.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать.

Цвет - свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света. Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности).

Свойства объемно-пространственных форм

Величина- соотношения по пространственной протяженности - высоте, ширине и глубине объемно-пространственных форм и их частей. На основе этих соотношении возникают пропорции как гармонические взаимоотношения частей друг с другом и с целым.

При изучении композиции объемно-пространственной формы наибольшее значение имеет развитие восприятия и понимания отношений величин п возникающих из них таких явлений, как зрительная динамика, соподчинение, усиление плп ослабление массивности и др. Соотношения по ведальше; горизонтальное - выше, правее, левее. Поверхности могут занимать разнообразные положения, всевозможные повороты и наклоны под различными углами, то есть возможно бесконечное количество вариантов соотношений только двух поверхностей по их положению в пространстве. Форма, как таковая, и ее изменения: по виду (линейная, плоскостная, объемная); по геометрическому строению (параллелепипед, цилиндр, конус, шар и т. п.).По указанным двум направлениям, особенно по второму, возможны многие варианты соотношений (плоско-криволинейное, вы- пукло-вогнутое, разные степени криволинейности и т.д.) (.

Положение форм в пространстве - соотношения форм п их элементов по отношению к зрителю и координатам пространства. Эта категория совершенно отлична от величины и величинных соотношений. Рассматривая, например, плоскую поверхность, мы можем выделить такие координатные положения, как горизонтальное, вертикальное, фронтальное и вертикальное профильное. По отношению к зрителю эти положения могут изменяться: фронтальное - ближе, ниже; вертикальное профильное

О пропорциях, как средствах композиции, писали в прошлом многие теоретики архитектуры (Витрувий, Альберти, Палладио и др.), преимущественно связывая пропорции с ордерной системой. В новейшее время ряд теоретиков разрабатывали геометрические методы пропорционирования (Хембидж, Гика, Мес- сель, Корбюзье и др). Свой вклад в теорию пропорций внес советский зодчий И.В. Жолтовский которыми возможны бесчисленные промежуточные состояния по массивности и пространственное™. Один предел - форма максимально заполнена массой (или выражена, как таковая); другой предел - форма выражена минимальным количеством массы. Кроме четырех указанных основных свойств, главным образом определяющих характер формы, необходимо указать еще следующие свойства:Фактура, или строение поверхности формы, которое может изменяться от рельефной к гладкой, полированной и зеркальной. Светотень, как степень освещенности и затененности формы и ее частей, зависящая от условий освещения (т. е. от силы источников света и от положения по отношению к ним поверхностей формы) Цвет - свойство, характеризуемое следующими основными признаками: цветовым тоном (хроматические и ахроматические тона), насыщенностью (степень яркости цвета) и светлотой.

Схемы. Характер формы и фактуры

Изменение цвета по указанным признакам создает бесконечное разнообразие юношений.В композиционном использовании всех этих свойств решающее шачсние имеют три основных вида качественных соотношений между ними - контраст, нюанс, тождество (повторение). В контрасте сопоставляются сильно различающиеся состояния какого-либо свойства (большое с малым, вертикальное с горизонтальным, массивное с пространственным, плоское с объемным, плоскостное с рельефным и т. п.).

В нюансе сопоставляются близкие состояния какого-либо свойства. В тождестве повторяются состояния свойств.

На основе этих соотношений могут возникать различные композиционные связи и гармонические взаимоотношения в объемно- пространственных формах.Контраст и нюанс нельзя понимать статически, как неизменные отношения. Это такие отношения состояний свойств формы, которые способствуют возникновению художественной выразительности композиции в целом. Поэтому контраст и нюанс могут быть названы композиционными средствами.

Перечисленные выше первичные свойства пространственной формы являются первоначальными и исходными элементами композиции, первичным формообразующим материалом, из которого строится композиция. И этот же первичный материал становится активно воздействующим, когда выступает в виде гармонического отношения, то есть первичное свойство становится композиционным средством.

Когда в форме начинает преобладать одно из измерений, во» пикает зрительное движение в направлении этого измерения. О г четливо оно возникает при восприятии правильных геометрических форм. Это явление называется динамикой, и под ним понимаете не физическое, а зрительное движение.

Динамика возникает не только в направлении преобладающего измерения (в высоту, ширину или глубину), но и в направлении, по которому в зрительном движении человек воспринимает развп тие пространства.

В противоположность динамике относительное отсутствие зри тельного движения называется статикой. Под этим понимается зрительная неподвижность формы, состояние покоя. Квадрат н плоскости и куб как объемная форма могут служить примерами статических форм. Прямоугольники и параллелепипеды, в которых одно измерение больше других в два и более раз, - пример динамических форм.

Динамика, в элементарном виде возникающая в простейших геометрических формах, в построении пространственной композиции приобретает значение важного композиционного средства, при помощи которого может быть достигнута художественная целостность композиции. Неорганизованная динамика элементов, несо гласованность их зрительных движений может создать распад композиции на отдельные несвязанные части, то есть разрушить главное ее качество - единство.

К числу важных средств композиции относится напряженность - свойство, характеризующее активность воздействия композиции на человека.

Рассмотренные выше элементы и понятия - виды композиции, основные свойства пространственной формы; некоторые основные композиционные средства составляют богатейшую палитру для решения самых разных композиционных задач.

Композицией (от лат. compositio - составление,
соединение, связывание) называют построение
художественного произведения, обусловленное его
содержанием и назначением и во многом определяющее
его восприятие. Композиция - это важнейший
организующий элемент всякой художественной формы,
придающий произведению единство и целостность.
Архитектурной композицией называют определенное
закономерное расположение и сочетание всех внешних
и внутренних элементов здания, гармонично
согласованных между собой и образующих единое целое.
Закономерное расположение нескольких или многих
зданий в сочетании их с внешним пространством также
составляют еще более сложную композицию - ансамбль.

Средства архитектурной композиции

Единство архитектурного произведения
достигается рядом композиционных и
художественных средств. Простейшее
средство создания единства - придание
объему здания простой геометрической
формы. В сложном ансамбле здания
единство достигается соподчинением:
главному объему (композиционному
центру) подчиняются второстепенные
части здания. Композиционными
средствами являются также тектоника
(художественно выявленное
конструктивное строение здания) и
ориентация (или направленность) частей
архитектурного сооружения в сторону
композиционного центра.

Важное средство достижения
единства и художественной
выразительности композиции в
архитектуре - симметрия.
Симметричными считают
тождественные элементы формы
относительно точки (центра), оси или
плоскости симметрии. Применяют в
архитектуре и асимметрию.
Средством создания единства в
асимметричных композициях
является зрительное равновесие
частей по массе, фактуре, цвету и пр.
Роль асимметрии в композиции
архитектурных форм состоит в
выявлении динамики
художественного образа сооружения.
В сложных композициях могут
сочетаться симметрия и асимметрия

Доминанта - главенствующая идея, основной
признак или важнейшая составная часть чеголибо. В композиции- это не всегда самый
крупный элемент, это может быть самая
мелкая обособленная форма, создающая
пластический конфликт.
Одно из средств создания композиционного
единства - масштабность: соразмерность
формы и ее элементов по отношению к
человеку, окружающему пространству и
другим архитектурным формам.
Важное средство приведения элементов
архитектурных форм к единству - ритм
(соразмерность, стройность), с помощью
которого достигается необходимая
соразмерность и выразительность
произведения архитектуры. Ритм - это
изменяющееся повторение в композиции.
Другими средствами художественной
выразительности в создании единства
композиции являются контрастные и
нюансные отношения элементов формы, а
также отношения равенства, или
тождества.

Виды архитектурной композиции

Различают четыре вида
архитектурной
композиции:
фронтальную;
объемную;
высотную;
глубиннопространственную.

Фронтальная композиция

В основе композиции лежит распределение элементов формы
по двум координатам: вертикальной и горизонтальной.

Фронтальная композиция отличается
преобладанием размеров по
протяженности здания над размерами
по глубинной координате. В связи с
этим построение композиции внешних
объемов осуществляется
преимущественно в фасадных
плоскостях. Фронтальные композиции
присущи большинству дворцовых и
учебных зданий. При размещении
таких зданий в застройке учитывается,
что для обеспечения целостного
восприятия их фронтальности
необходимо свободное пространство
перед ними (площадь, парадный двор).
Плоскостность фронтальной
композиции обогащают
включением отдельных
объемных или глубинных
элементов. В качестве
последних используют такие
функциональные элементы
зданий, как сквозные
проезды, галереи, лоджии,
эркеры, выступающие
объемы групп входных
помещений и прочие.

Объемная композиция

Объемная композиция представляет собой форму, развитую
по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон.

Присуща большинству зданий
цирков, крытых рынков, крытых
спортивных сооружений или
выставочных павильонов.
Размещение объектов объемной
композиции в застройке должно
обеспечивать возможность
всестороннего обзора и в свою
очередь требует согласование форм
всех фасадов. Визуальному
выявлению объемной формы
способствует применение
вертикальных членений фасадов
благодаря их ритмичным
Объемная композиция
сокращениям в перспективе.
всегда взаимодействует с
окружающей средой.
Среда может
увеличивать или
уменьшать
выразительность одной и

Высотная композиция

Высотная композиция отличается преобладанием
размера высоты сооружения над его размерами в плане.

Высотные композиции присущи древним
культовым и оборонительным зданиям и
сооружениям (храмы, колокольни, минареты,
крепостные башни) и современным
высотным офисам, гостиницам, а также
инженерным сооружениям -
телевизионным, водонапорным,
радиобашням. В высотных сооружениях
композиционно выявляется ведущая роль
вертикальной координаты с помощью
соответствующей системы членений и их
пропорциональной согласованности.
В архитектуре прошедших веков ведущим
приемом гармонизации высотного объема
служило его членение на ярусы,
массивность которых убывала по высоте, а
высоты ярусов пропорционально
согласовывались с учетом перспективных
искажений их действительных размеров
при восприятии композиции с основных

Глубинно-пространственная композиция

В основе художественного облика этой композиции - расстановка
объемов в пространстве, где пространство преобладает над
элементами, а зритель воспринимает этот облик целиком.

Глубинная или глубинно-пространственная
композиция отличается развитием
преимущественно по глубинной координате. Ее
применяют в целях организации продольноосевых пространств в градостроительстве или
интерьеров анфиладного типа. В
градостроительстве характерно ее применение
для обеспечения архитектурного единства
относительно узких продольно-осевых уличных
пространств, ориентированных на
расположенный в глубине этого пространства
главный объект. Для усиления единства
композиции фасады зданий обстраивающих
улицу проектируют одинаковыми.
Такое
композиционное
построение может
относиться как к одному, так
и к группе зданий.
Существует два основных
вида глубинного
пространства:
внутреннее(интерьер)
и внешнее(архитектура
ансамблей). В развитую
глубинно-пространственную

Ансамбль в архитектуре

Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды,
приведенная к единству и получившая определенный художественный облик.
Ансамбли бывают городские, загородные и парковые. Пространственную
композицию ансамблей делят на несколько типов:
- глубинно-пространственная перспектива, которая может раскрываться
вдоль вытянутой площади, вдоль улицы, бульвара, канала, реки и т. п. Эта
перспектива может начинаться с композиционно главного элемента либо
приводить к нему; или все пространство, охватываемое перспективой, может
быть главным элементом по отношению к окружающему;
- замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой. К этому
виду композиции ансамбля относятся городские и парковые площади,
внутриквартальные и внутризаводские пространства и площади;
- свободное пространство без строгих границ, в котором здания
располагаются таким образом, что они не образуют строго определенных
линейных границ площади или улицы;
- панорама, к которой относятся панорамы набережных, а также панорамы,
раскрывающиеся с высоких точек зрения внутри самого города или поселка.

Глубинно-пространственная перспектива

Свободное пространство

В этом случае элементом, определяющим пространственную
среду, служат природные границы или периметральные

Замкнутое пространство

Панорама

В этого рода ансамблях большое значение приобретают силуэт
застройки и высотные сооружения. Обычно мы наблюдаем в ансамблях
совмещение указанных типовых случаев, тем более, что ансамбли

Один из основных приемов построения архитектурного
ансамбля - постановка его композиционных узлов:
зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом,
композицией или являющихся историческими
памятниками архитектуры; монументов, посвященных
важным событиям и видным деятелям. Крупными
композиционными узлами в ансамбле городской
застройки могут быть центры площадей.
Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-

Художественная выразительность зданий достигается при помощи архитектурной композиции . Композиция – это латинское слово, означающее составление или сочетание. Архитектурная композиция – построение (здания или сооружения), предполагающее установление единства функционального назначения, конструктивной структуры и эстетических качеств.

В сложный процесс создания архитектурной композиции входят: разработка объемно-планировочного решения и конструктивной схемы здания, решения его интерьеров и внешнего облика, установление взаимосвязи между внешним обликом и интерьером, между внешним обликом здания и окружающей среды.

Архитектурная композиция здания в целом включает в себя композицию всех его слагающих элементов: внешних объемов и внутренних пространств, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания, деталей.

Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его внутреннее пространство и внешний объем . Сочетание этих двух компонентов образует объемно-простраственную структуру здания .

Видимый снаружи объем здания может быть различной формы и состоять из одной или нескольких частей, каждая из которых представляет самостоятельный объем.

Архитектурная композиция внутренних помещений и внешнего облика здания всегда пространственная. Внутреннее пространство и внешний объем тесно связаны между собой, так как внешний объем зависит от размеров и формы внутреннего пространства. Взаимосвязи между внутренним пространством и внешним объемом очень многообразны. Они для каждого отдельного случая устанавливаются при проектировании в соответствии с функциональным назначение здания и художественными задачами. При этом обязательным условие должно быть композиционное единство между пространством здания и его внешним объемом. Единство обычно не достигается, когда размеры и форма внешнего объема не отвечают размерам и формам внутреннего пространства, или, наоборот, когда внутреннее пространство не получает во внешнем облике соответствующего композиционного выражения. Примером этого служит ГУМ в Москве. Его фасады не выражают в своей композиции внутренней структуры сооружения.

Могут быть случаи когда внутреннее пространство относительно внешнего объема может иметь ничтожно малые размеры или вовсе отсутствовать. Например: мемориальные сооружения (памятники), ведущую роль в композиции играют идейно-художественная выразительность.

Другой случай, когда внутреннее пространство может существовать без видимого внешнего объема. К нему относятся подземные сооружения (метро, погреба, подземные гаражи.)

Особую группу составляют здании и сооружения, в которых внутреннее пространство, хотя и имеется, но недостаточное или малодоступное восприятию (котельные тепловых электростанций, внутреннее пространство которых занято технологическим оборудованием; склады сыпучих материалов и жидкостей). Однако и в этом случае композиционное единство между внутренним пространство и внешним объемом не должно нарушатся.