Аркадий адамов библиография. Аркадий Адамов - …Со многими неизвестными

Арка́дий Григо́рьевич Ада́мов (13 июля 1920 - 26 июня 1991) - русский советский писатель, автор детективов . Сын писателя Григория Адамова .

После демобилизации учился на историческом факультете МГУ и окончил его в 1948 г. Одновременно занимается литературной деятельностью, экспериментируя в различных жанрах: повесть «Шелихов на Кадьяке» (1948 год) и сборник рассказов «По неизведанным путям» (1948-1950 годы) о путешествиях и приключениях российского исследователя, мореплавателя и купца в Русской Америке , повесть «Василий Пятов» (1952 год).

В 1952 году выходит на руководителей МУРа с пожеланием дать ему возможность изучить работу уголовного розыска и подготовить на основе собранных материалов литературные произведения, по-новому освещающие задачи и методы современной милиции. Получившие после смерти Сталина самую широкую огласку факты политических репрессий , создавали в обществе самое негативное отношение к работникам органов внутренних дел. Ситуацию необходимо было исправлять, и Адамов получил разрешение на получение всей необходимой информации. Известный комментатор книг А.Адамова Евгений Рысс вспоминает:

Писатель мог ограничиться беседами со следователями, оперативными работниками и специалистами научно-технического отдела. Но может быть, А. Адамов понимал, что написать хорошую книгу после таких бесед невозможно, а может быть, просто его увлекли специфика розыскной работы, сочетание логики и риска, объективных данных науки и смелых логических построений. Так или иначе, А. Адамов, к счастью, не ограничился беседами. Он ходил на операции, участвовал в обысках и засадах, дежурил но ночам в МУРе и выезжал с оперативными группами на место преступления. Короче говоря, он знает дело не по рассказам. Он пережил, как и его герои, напряжённые часы в засаде, когда нельзя ни кашлянуть, ни закурить, ни пошевелиться. Сидел на оперативных совещаниях. Участвовал в обысках, когда точно известно, что крупный преступник скрывается здесь, в этой комнате или в этой квартире, а найти его не удаётся.

Работа над первой повестью Дело «пёстрых» была завершена в 1956 году. Но из редакций следовал отказ за отказом. Буд­ни милиции счи­та­лись те­мой, не­до­стой­ной ли­те­ра­ту­ры, ограбленный обыватель - не герой подобающего сюжета. Возможный читательский интерес разглядел Ва­лен­тин Ка­та­ев , главный редактор «Юности» . В этом журнале в 1956 году и состоялся дебют Адамова, как основателя жанра нового советского детектива.

Адамов издал около 30 своих произведений, среди которых публитистические записки «Мой любимый жанр - детектив» и исследования по зарубежной детективной литературе.

Адамов удостоен премии Всесоюзного литературного конкурса Министерства внутренних дел СССР , Союза писателей СССР и Госкомиздата СССР , посвященного 60-летию советской милиции в 1977 г. Трилогия «Инспектор Лосев» награждена Золотой медалью имени Героя Советского Союза Н. Кузнецова за лучшее героико-приключенческое произведение 1981 года, учрежденной СП РСФСР .

Критика и отзывы

Анатолий Королев, писатель, для РИА Новости : «Аркадий Адамов сформировал золотой шаблон массовой литературы и массовых зрелищ, где обязательно должен быть ошибающийся герой, молодой человек с чувством невольной вины, при этом обязательно влюбленный в девушку, которая ненадолго увлеклась каким-нибудь несимпатичным типом; где любовь двух сердец должна быть увязана с отчаянной схваткой против жестокого подпольного мира, где есть все: золото, власть, тайны, деньги, кровь, предательства, преступления, но нет только чистой прекрасной любви.»

Список произведений

  • Шелихов на Кадьяке (повесть, 1948)
  • По неизведанным путям (рассказы, 1950)
  • Василий Пятов (повесть, 1952)
  • Дело «пёстрых» (повесть, 1956). Экранизирована в 1958 году .
  • Чёрная моль (повесть, 1958).
  • Последний бизнес (повесть, 1961)
  • Личный досмотр (повесть, 1963)
  • След лисицы (повесть) (1965)
  • Стая (повесть, 1966)
  • Со многими неизвестными (повесть, 1968)
  • Угол белой стены (повесть, 1970)
  • Час ночи (повесть)
  • Круги по воде (повесть, 1970)
  • Злым ветром (роман, 1975). Экранизирован в 1982 году .
  • Петля (роман, 1975). Экранизирован в
  • Мой любимый жанр - детектив (1980)
  • На свободное место (роман, 1982)
  • Болотная трава (повесть, 1986)
  • Вечерний круг (повесть, 1982)
  • Идёт розыск (роман, 1985)

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 13 июля
  • Родившиеся в 1920 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 26 июня
  • Умершие в 1991 году
  • Умершие в Москве
  • Кавалеры ордена Отечественной войны I степени
  • Кавалеры ордена Отечественной войны II степени
  • Кавалеры ордена Дружбы народов
  • Награждённые медалью «За боевые заслуги»
  • Награждённые медалью «За оборону Москвы»
  • Русские писатели XX века
  • Писатели России XX века
  • Выпускники исторического факультета МГУ
  • Писатели СССР
  • Авторы детективной прозы

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Смоленск-Северный (аэродром)
  • Зур (значения)

Смотреть что такое "Адамов, Аркадий Григорьевич" в других словарях:

    Адамов Аркадий Григорьевич - Русский советский писатель, автор милицейских детективов Аркадий Григорьевич Адамов родился 13 июля 1920 г. Сын писателя Григория Адамова. В 1941 г., будучи студентом четвертого курса авиационного института, Аркадий Адамов ушел добровольцем на… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    АДАМОВ Аркадий Григорьевич - (р. 1920), русский советский писатель. Детективно приключенческие нов. «Дело пестрых» (1956), «Черная моль» (1958), «Последний “бизнес”» (1961), «Личный досмотр» (1963), «След лисицы» (1965), «Стая» (1966), «… Со многими… … Литературный энциклопедический словарь

    Адамов Аркадий Григорьевич - … Википедия

Арка́дий Григо́рьевич Ада́мов (13 июля 1920 - 26 июня 1991) - русский советский писатель, автор детективов. Сын писателя Григория Адамова.

Окончив среднюю школу в 1937 году, поступил в Московский авиационный институт. В 1941 г., не завершив обучение, ушёл добровольцем на фронт. Красноармеец ОМСБОН, участвовал в Московской битве и других операциях Западного фронта. Был ранен, в 1943 уволен в запас по болезни. После демобилизации учился на историческом факультете МГУ и окончил его в 1948 г. Одновременно занимается литературной деятельностью, экспериментируя в различных жанрах.

В 1952 году выходит на руководителей МУРа с пожеланием дать ему возможность изучить работу уголовного розыска и подготовить на основе собранных материалов литературные произведения, по-новому освещающие задачи и методы современной милиции. Работа над первой повестью Дело «пёстрых» была завершена в 1956 году. Но из редакций следовал отказ за отказом. Буд­ни милиции счи­та­лись те­мой, не­до­стой­ной ли­те­ра­ту­ры, ограбленный обыватель - не герой подобающего сюжета. Возможный читательский интерес разглядел Ва­лен­тин Ка­та­ев, главный редактор «Юности». В этом журнале в 1956 году и состоялся дебют Адамова, как основателя жанра нового советского детектива.

Адамов издал около 30 своих произведений, среди которых публитистические записки «Мой любимый жанр - детектив» и исследования по зарубежной детективной литературе. А. Адамов - член Союза писателей СССР.

(1920-07-13 )

Арка́дий Григо́рьевич Ада́мов (13 июля 1920 - 26 июня 1991) - русский советский писатель детективного жанра. Сын писателя-фантаста Г. Адамова .

После демобилизации учился на историческом факультете МГУ и окончил его в 1948 году . Одновременно занимается литературной деятельностью, экспериментируя в различных жанрах: повесть «Шелехов на Кадьяке» (1948 год) и сборник рассказов «По неизведанным путям» (1948-1950 годы) о путешествиях и приключениях российского исследователя, мореплавателя и купца в Русской Америке , повесть «Василий Пятов» (1952 год).

Видео по теме

Критика и отзывы

Анатолий Королёв , писатель, для РИА Новости : «Аркадий Адамов сформировал золотой шаблон массовой литературы и массовых зрелищ, где обязательно должен быть ошибающийся герой, молодой человек с чувством невольной вины, при этом обязательно влюблённый в девушку, которая ненадолго увлеклась каким-нибудь несимпатичным типом; где любовь двух сердец должна быть увязана с отчаянной схваткой против жестокого подпольного мира, где есть всё: золото, власть, тайны, деньги, кровь, предательства, преступления, но нет только чистой прекрасной любви»

Аркадий Григорьевич Адамов

Адамов Аркадий Григорьевич (1920/1991) - советский писатель, родоначальник советского детектива. В 1956 г. выходит повесть «Дело "Пестрых"», которая была признана первым отечественным детективом. Кроме того, перу Адамова принадлежат литературоведческие исследования детективов зарубежных авторов, а также документальная проза «Мой любимый жанр - детектив» (1980).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 7-8.

Адамов Аркадий Григорьевич - прозаик.

Сын известного писателя Григория Адамова, автора популярного приключенческого романа 1930-х «Тайна двух океанов». В 1948 Адамов оканчивает исторический факультет МГУ. Мотив приключенчества, соединение научного анализа исторических событий с занимательностью заявляют о себе уже в первых произведениях Адамова «Шелехов на Кадьяке» (1948), «Первые русские исследователи Аляски» (1950). В журнале «Вокруг света» в 1951 публикует статью «Правда о русских открытиях в Америке», которая в следующем году выходит отд. изд. В 1952 появляется повесть о русском изобретателе - «Василий Пятов». Повесть «Шелехов на Кадьяке» и исторический очерк «Григорий Иванович Шелехов» предстают как увлекательное повествование о родившемся в России в XVIII в. плане освоения бассейнов Тихого и Ледовитого океанов. Об одном из авторов этого плана Г.Державин писал: «Колумб наш Шелехов чрез воды спешит в неведомы народы...» Деятельность героя предстает под пером Адамов романтичной и увлекательной: «Коммерческие планы Шелехова шли очень далеко. Он мечтал весь Тихий океан избороздить своими кораблями, завязать торговлю с Китаем, Японией, Индией, Кореей, Филиппинами, с испанцами в Калифорнии» (Адамов А. Колумб российский. Курск, 1948. С.89). Автор показывает гуманизм русского морепроходца, его доброе отношение к различным народам.

Романтика поиска отражена и в произведениях детективного жанра, к которым Адамов одним из первых обратился в 1950-е. Роман «Дело "пестрых"» (1956) не сразу был принят к изданию, считалось, что тема борьбы с преступностью не заслуживает внимания. Впоследствии книга выдержала несколько изданий, по роману был поставлен фильм, который долго не сходил с экранов. В последующих книгах Адамов детективного жанра усложнялся психологический рисунок, более глубокому анализу подвергались воссоздаваемые криминальные ситуации: повести «Черная моль» (1958), «Последний "бизнес"» (1961), «Личный досмотр» (1963), «След лисицы» (1965), «Со многими неизвестными» (1968). Автора интересует не только раскрытие преступления, но прежде всего важный вопрос о причинах преступности и возможностях ее предотвращения. Перед читателем не просто остросюжетное занимательное чтение, но литература с большим воспитательным потенциалом, в этом ее ценность.

Адамов стал одним из первых, кто в послевоенные годы поднял авторитет детектива как жанра. Сам проработав в уголовном розыске несколько лет, Адамов как бы изнутри понял «проклятую святую работу» своих героев Сергея Коршунова, Виталия Лосева и др. Они незаурядны, умны, опытны, преданы своей работе, увлечены ею. В 1970-е появились повести «Злым ветром», «Квадрат сложности», роман «Петля». В них также решались нравственные проблемы. Адамов писал: «Не так страшно быть плохим токарем, как плохим человеком» (Аврора. 1982. № 11. С.140).

В 1970-е Адамов продолжает пользоваться доброжелательным вниманием читателей и критики. Творческая работа становится все более интенсивной; опубликованы повести «Круги по воде» (1970), «Угол белой стены» (1971), «Личный досмотр» (1974); в 1978 издается дилогия «Инспектор Лосев». Адамов осмысливает творческий опыт предшественников, в своих записках «Мой любимый жанр - детектив» (1980) Адамов тонко анализирует многие произведения русской и мировой литературы, пишет об Эдгаре По, Агате Кристи, А.Конан-Дойле, У.Коллинзе, Г.Честертоне, Б.Райнове, Ю.Семёнове; выстраивает любопытные историко-литературной закономерности в детективном жанре.

В 1980-е Адамов сосредоточивается на более крупной форме - на жанре детективного романа: «На свободное место» (1981), «Идет розыск» (1985). Роман «На свободное место» завершил трилогию «Инспектор Лосев». А. адресует свои книги прежде всего молодому читателю - «с надеждой разбудить в нем добрые чувства, чему-то научить, в чем-то предостеречь, привить качества бойца» (Аврора. 1982. №2. С.137). Таково кредо писателя, он напоминает: «Самое страшное в человеке - позиция "моя хата с краю", равнодушие к чужой беде, к чужой жизни, порой очень близкой, соседней... Главное - совесть и гражданская позиция» (Там же. С. 137, 140).

Книги Адамова издавались большими тиражами как в отечественных, так и в зарубежных издательствах. Только в 1994 было издано 13 книг, в 1997 - 23 книги Адамова. В многочисленных статьях о нем, например «Детектив требует внимания» Н.Наумовой, «Наследники Одиссея» В.Назаренко и др., раскрывалось большое воспитательное значение произведений Адамова: «Мы читаем между строк: если каждый отдаст другому кусочек сердца, особенно когда этот другой юн, никто не скажет, что нет правды - она будет познана. Правда любви, правда добра...» (Аврора. 1982. №11. С.139).

В.А.Шошин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 17-18.

Сочинения:

Избранные произведения: в 3 т. М., 1986;

Избранное. Челябинск, 1995;

Шелехов на Кадьяке. М., 1948;

По неизведанным путям. М., 1950;

Болотная трава: повесть, роман. М., 1990;

Дело «пестрых». М., 1994, и др. изд.;

Вечерний Круг. Идет розыск. М., 1994;

Инспектор Лосев: трилогия. М., 1994; [Послесл.] // Адамов Г. Победители недр. М., 1989. С. 407-413;

Угол белой стены. Личный досмотр. М., 1994;

Час ночи. М., 1997;

Петля. М., 1997;

Стая. М., 1997.

Литература:

Рысс Е. Книги Аркадия Адамова // Адамов А. Круги по воде. М., 1970. С. 250-255;

Ревич В. Признание в любви // Литературное обозрение. 1981. №11;

Сидоров Е. Слово о любимом жанре // Юность. 1982. №1;

Нехотин В. Детектив: Легенды и действительность // Вопросы литературы. 1982. №4;

Захаров В. Этюд к портрету. Творческая биография писателя А.Адамова // Аврора. 1982. №11;

Рысс Е. [Предисл.] // Адамов А. Дело «пестрых». Черная моль. М., 1991. С.5-10.

Аркадий Григорьевич АДАМОВ

…Со многими неизвестными

ТРИ ПАСПОРТА ИЗ БОРСКА

Плотная толпа постепенно втягивалась на эскалатор и длинной пестрой лентой медленно ползла вверх. А навстречу спускался поток лиц, самых разных: молодых, розовых от мороза, улыбающихся, и немолодых, задумчивых, невыспавшихся, со следами забот и волнений. Сергей любил вглядываться в эти проплывавшие мимо лица, стараясь схватить в них что-то главное, что-то отличное от других, и порой усмехался над своими неожиданными маленькими открытиями.

Через минуту он машинально переступил с уходившей из-под ног плитки на мраморный пол вестибюля и, увлекаемый потоком людей, поднялся по широким ступеням к окутанному паром выходу из метро.

Очутившись наконец на площади, он глубоко вдохнул свежий, морозный воздух и по привычке взглянул на часы, седой круг которых висел в центре площади на высокой мачте. «Так, – отметил он про себя, – несмотря на мороз, метель и Витькину географию, движемся нормально, по графику».

Зима в этом году удалась на славу, вот уже месяца два как мороз не отступал, навалило уйму снегу. Вчера, в воскресенье, они с Витькой ходили на лыжах по Измайлову часа четыре. И ведь не устал, чертенок, с гор носится как оглашенный. Сергей, взобравшись на вершину, еще только прикидывал, как и где спуститься, еще собирался с духом, а Витька маленьким синим шариком уже несся вниз. И Сергей, устыдившись, сломя голову летел за ним. А Витька последние метры катился кубарем, вопя от восторга.

В воскресенье они всегда обедали у стариков. Туда же после утреннего спектакля приезжала Лена.

А сегодня с утра Витька что-то покашливал, и Сергей с Леной обменивались тревожными взглядами. «Вот ваши лыжи, – сердито говорила Лена. – Больше не пущу одних». Но Сергей знал, что больше всего она каждую зиму боялась гриппа и лыжи были ни при чем.

Из дома Сергей с Витькой всегда выходили вместе. По дороге начиналась «география». Дед подарил Витьке недавно атлас. Целыми днями он изучал карты и поражал родителей своими открытиями. Так было и в это утро, по дороге в школу.

– Пап, – начал Витька, – а сколько в Америке Вашингтонов, знаешь? – и тут же выпалил: – Три!

– То есть как три? – удивился Сергей.

– А так. Столица, и еще в штате Техас, и еще в Оклахоме.

– Ага. И еще, знаешь, там Москва и Петербург есть.

– М-да, – растерянно соглашался Сергей, про себя удивляясь этим открытиям.

– Пап, – не унимался Витька, – а почему во Франции Орлеан есть, а в Америке Новый Орлеан? И еще знаешь…

– Ты на морозе-то много не болтай, – оборвал его Сергей. – И так вон кашляешь.

Проводив сына до школы, Сергей пошел дальше, к метро. Выходил он обычно на площади Маяковского и дальше шел пешком по улице Горького, через площадь Пушкина, вниз, до Центрального телеграфа, и тут поворачивал в министерство. Весь путь был рассчитан по минутам, и ровно в девять он входил в гулкий подъезд. Показав удостоверение часовому, Сергей, переговариваясь с сослуживцами, поднимался на лифте на четвертый этаж.

Все было так и в это утро.

Войдя к себе в кабинет, Сергей снял пальто, спрятал В шкаф. Растер окоченевшие руки. Затем уселся за стол и с наслаждением закурил. Первая сигарета была всегда самая вкусная.

Но тут внезапно зазвонил один из телефонов. «Так, начинается», – отметил про себя Сергей и снял трубку.

– Слушаю вас, Петр Иванович.

– Прошу зайти ко мне, Сергей Павлович.

Через пять минут он уже входил в приемную начальника управления.

– Один? – кивнув на дверь, спросил он у секретаря

Сергей понимающе кивнул в ответ.

В просторном кабинете начальника управления негромко переговаривались два человека, разделенные большим письменным столом. Когда вошел Сергей, оба одновременно подняли головы.

– Присаживайтесь, – неторопливо сказал начальник управления, жестом указывая на второй стул около стола.

Он был всегда сдержан, подчеркнуто спокоен и редко скупо улыбался. Короткие белокурые волосы, расчесанные на аккуратный пробор, скрывали густую седину, но на худом румяном лице резко выделялись морщинки вокруг глаз и в уголках рта.

Светлов же был молод, порывист, на тугих, пухлых щеках играл здоровый румянец, в большой руке его черная авторучка казалась обгорелой спичкой.

Перед Светловым на маленьком столике, придвинутом к письменному столу, высилась гора толстых папок, бумаги еле вмещались в них.

– Привет, Сергей Павлович, – произнес он. – С хорошей погодкой тебя. Небось на лыжах вчера гонял?

– Гонял, – добродушно усмехнулся Сергей.

– А мы с Верой в Турист ездили. Вот где горы!

– Ну, ну, поехали, – усмехнулся начальник управления. – Давайте-ка к делу. Доложите всю ситуацию сна чала. И не торопитесь. Обсуждать будем.

Светлов так же легко и свободно, как о лыжах, сказал:

– Начинать надо, Петр Иванович, с мошенничества.

– Ну вот и начинайте.

– Слушаюсь. Мошенничества крупные, вокруг автомашин. Четыре случая.

– Три, – поправил Сергей.

– Уже четыре, – живо откликнулся Светлов. – Поступила еще ориентировка.

Сергей покачал головой.

– Опасная группа действует.

– Именно, – подхватил Светлов. – И одно интересное обстоятельство открывается. Для пущей убедительности преступники оставляют на руках у своих жертв паспорта.

– Знаем, – кивнул Сергей.

Светлов лукаво усмехнулся:

– Не знаешь другого. Но сначала заметим, что все паспорта краденые, даже фотографии не переклеивали. На легковерных людей рассчитано.

– Тоже, знаем…

– Ты погоди. Так вот, из четырех оставленных паспортов три выданы и прописаны в городе Борске. Это ты тоже знаешь?

– Интересно…

– А ты думал. Ниточка! Причем только первая пока. Теперь можно насчет снотворного, Петр Иванович? – обернулся Светлов к начальнику управления.

– Погоди. У вас, Сергей Павлович, есть чего добавить? Борек в вашей зоне.

– Так вот, – оживленно продолжал Светлов, – теперь последнее дело. В поезде дальнего следования преступники познакомились с жертвой – человек собирался сделать в Москве крупную покупку, – подсыпали в вино снотворное, затем похитили деньги, аккредитивы и документы. Человек этот умер. – Светлов многозначительно поднял палец. – И тут имеется одна деталь.

Сергей слушал с возрастающим интересом. О случаях мошенничества с автомашинами, когда преступники завлекали свои жертвы в какое-либо учреждение под предлогом продажи там машины, выдавая себя за сотрудников этого учреждения, он знал. Но, оказывается, ниточка тянется в Борек! И вот теперь со снотворным…