Аукционный шаг. Шаг аукциона

Электронный аукцион достаточно сложный способ закупки, который предусматривает совершение заказчиком ряда последовательных действий в установленный Законом № 44-ФЗ срок. В статье расскажем о каждом этапе электронного аукциона и о сроках проведения.

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.
Под электронным аукционом в Законе № 44-ФЗ понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта.

Для наглядности разобьём процедуру проведения электронного аукциона на ряд этапов и рассмотрим сроки проведения каждого из них.

1. Размещение в Единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении электронного аукциона и документации.

Для того, чтобы сообщить информацию о закупке неограниченному кругу лиц, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении аукциона.

Минимальные сроки для размещения извещения в ЕИС установлены Законом № 44-ФЗ в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Так, при НМЦК, не превышающей 3 млн руб., разместить извещение необходимо не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, при НМЦК более 3 млн руб. - не менее чем за 15 дней .

В Законе № 44-ФЗ не установлен особый порядок исчисления сроков. В свою очередь, статьёй 191 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что течение срока, определённого периодом, начинается на следующий день после наступления календарной даты или события, которыми определено его начало.

Извещение о проведении электронного аукциона следует размещать так, чтобы период между днём размещения извещения и днём окончания срока подачи заявок составлял не менее 7 (15) календарных дней.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (письмо от 28.08.2015 № ОГ-Д28-11486).

Заказчикам следует очень внимательно относиться к срокам размещения извещения о проведении закупки, поскольку за сокращение срока подачи заявок на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере 30 тыс. руб. (ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ). При этом электронный аукцион может быть аннулирован по предписанию контрольного органа.

2. Размещение в ЕИС разъяснений положений документации об электронном аукционе.

Разъяснения документации необходимо разместить в ЕИС в течение 2 дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника.

При этом, если запрос поступает позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, то отвечать на такой запрос заказчик не должен. В случае когда последний день срока поступления заказчику запроса приходится на выходной, датой окончания данного срока является следующий за ним рабочий день (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2882).

3. Внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона либо аукционную документацию.

Принять решение о внесении изменений в извещение о закупке, аукционную документацию заказчик может не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Разместить в ЕИС текст изменений необходимо в течение 1 дня с даты принятия указанного решения.

При внесении изменений необходимо убедиться, что с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок осталось не менее 7 дней , а при НМЦК более 3 млн руб. - не менее 15 дней . При необходимости срок подачи заявок продлевается.

4. Отказ от проведения электронного аукциона.

Отказаться от проведения аукциона можно не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок. После истечения этого срока (и до заключения контракта) отменить проведение аукциона можно только при возникновении обстоятельства непреодолимой силы.

5. Рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе.

Не позднее 1 рабочего дня , следующего за датой окончания подачи заявок на участие в аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику первые части заявок. Аукционная комиссия обязана проверить поступившие заявки, чтобы установить лиц, допущенных к участию в аукционе.

Первые части заявок на участие в электронном аукционе должны быть рассмотрены в срок, установленный в извещении и документации об аукционе, который не может превышать 7 календарных дней с даты окончания срока подачи заявок.

Протокол рассмотрения заявок необходимо направить оператору электронной площадки и разместить в ЕИС не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок.

6. Определение победителя электронного аукциона.

Аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день и время, указанные в извещении о проведении электронного аукциона. Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки. Днём проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

После начала аукциона для подачи ценовых предложений отводится 10 минут . Это время автоматически продлевается после очередного предложения одного из участников. По истечении указанного основного времени в течение ещё 10 минут каждый участник может подать ещё одно предложение о цене (не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта).

7. Рассмотрение вторых частей заявокна участие в электронном аукционе.

Вторые части заявок направляются оператором электронной площадки заказчику в течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

Рассмотреть вторые части заявок на участие в электронном аукционе необходимо в течение 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Протокол подведения итогов аукциона публикуется в ЕИС не позднее 1 рабочего дня , следующего за датой его подписания.

8. Заключение контракта с победителем электронного аукциона.

Заказчик обязан разместить в ЕИС проект контракта с включёнными условиями его исполнения, предложенными победителем электронного аукциона в течение 5 календарных дней с даты размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

В случае, если победитель электронного аукциона разместит в ЕИС протокол разногласий, заказчик обязан рассмотреть и учесть замечания победителя (или отказаться учесть эти замечания) в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола разногласий.

Если победитель направит протокол разногласий по истечении 13 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов, то согласовывать разногласия не требуется. В этом случае победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.

После размещения в ЕИС (на электронной площадке) подписанного победителем электронного аукциона проекта контракта заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Проверить предоставленное обеспечение целесообразно сразу после предоставления обеспечения победителем электронного аукциона. Если в качестве обеспечения представлена банковская гарантия, то рассмотреть её заказчик должен в срок не более 3 рабочих дней со дня поступления.

Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола подведения итогов электронного аукциона.

Стоит учесть, что если последний день срока подписания проекта контракта победителем является нерабочим, то победитель вправе подписать контракт в первый из последующих рабочих дней. Такой вывод основан на положениях статьи 193 ГК РФ и поддержан Минэкономразвития России (письмо от 01.06.2015 № Д28и-1449).

При признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, заказчик обязан направить проект контракта второму участнику в срок не позднее 10 календарных дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся, а также в срок не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником направить сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта.

Для того, чтобы не запутаться в главных сроках, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, предлагаем Вам пользоваться нижеприведённой таблицей:

№ п/п Этап аукциона Контрольные сроки Статья в Законе
№ 44-ФЗ
Размещение в ЕИС извещения и документации При НМЦК, ≤ 3 млн руб., - не менее чем за 7 дней Часть 2 статьи 63
При НМЦК > 3 млн руб. - не менее чем за 15 дней Часть 3 статьи 63
2. Размещение в ЕИС разъяснений положений документации В течение 2 дней с даты поступления запроса участника Часть 4 статьи 65
3. Внесение изменений в извещение и документацию Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок Часть 6 статьи 65
4. Отказ от проведения аукциона Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок Часть 1 статьи 36
5. Рассмотрение первых частей заявок Не более 7 дней с даты окончания срока подачи заявок Часть 2 статьи 67
6. Проведение электронного аукциона Рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе Части 2, 3 статьи 68
Подача ценовых предложений - 10 минут (автоматически продлевается после очередного предложения) Часть 11 статьи 68
По истечении основного времени в течение еще 10 минут участник может улучшить своё ценовое предложение Часть 12 статьи 68
7. Рассмотрение вторых частей заявок Не более 3 рабочих дней с даты размещения протокола проведения электронного аукциона Часть 5 статьи 69
8. Заключение контракта с победителем Проект контракта размещается в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона Часть 2 статьи 70
Рассмотрение замечаний победителя — в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС протокола разногласий Часть 5 статьи 70
Проверка обеспечения при предоставлении банковской гарантии - не более 3 рабочих дней со дня поступления Часть 5 статьи 45
Подписание контракта Заказчиком — в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона Части 7, 9 статьи 70
Победитель признан уклонившимся — в срок не позднее 10 дней заказчик направляет проект контракта второму участнику Часть 14 статьи 70
Подача сведений для включения в РНП — не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником Часть 4 статьи 103

Классический аукцион в традиционном виде с молотком уступил место электронному аукциону. При этом понятие «шаг аукциона» сохранилось. В Федеральном законе о контрактной системе № 44-ФЗ чётко приписано определение выше указанного термина: «Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее — "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта» (ч. 6 ст. 68 44-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, максимальный временной интервал между предложениями участников составляет 10 минут. Если в течении этого времени ни одного предложения не поступило, то аукцион считается завершённым.

Существует несколько тактик подачи предложения. Например, можно первые 10-20 минут понаблюдать за конкурентами, которые начали торги. В процессе проведения электронного аукциона видно, как ведёт себя каждый из участников. Одни участники предпочитают совершать минимальный шаг аукциона (0,5% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК)) и выжидать до последних секунд, чтобы вновь сделать шаг. Другие же предпочитают более активные действия - быстро подавать свои ценовые предложения и (или) делать шаг аукциона с существенным снижением цены (более 0,5% от НМЦК).

Понаблюдав за развитием торгов, можно сделать вывод о количестве ключевых участников электронного аукциона, а также об их поведении и тактике. Безусловно, существуют «серые схемы» торгов. Например, в аукционе участвуют два ключевых участника и два подставных. Два подставных участника электронного аукциона максимально снижают цену, после чего аукцион завершается. После подачи последнего предложения каждый из участников электронного аукциона вправе в течении 10 минут подать своё ценовое предложение, которое не может быть выше последней ставки. Таким образом, один из ключевых участников, который был в сговоре с двумя подставными игроками, подаёт своё ценовое предложение с небольшим падением. При рассмотрении вторых частей заявок первых двух подставных участников электронного аукциона, комиссия обязана отклонить их заявки за несоответствие требованиям Федерального закона № 44-ФЗ. Поэтому остаются два ключевых игрока. Как правило, участник электронного аукциона, который не участвовал «в серой схеме» не подаёт ценового предложения и выходит до окончания электронного аукциона, т.к. видит большое снижение цены. В большинстве подобных случаев ключевой участник электронного аукциона, который был в сговоре объявляется победителем.

Опытные участники электронных аукционов всегда наблюдают за началом электронного аукциона без вмешательства. И после 20-30 минут торгов могут определить есть среди участников конкретного электронного аукциона подставные участники. Шаг аукциона (его величина) каждого участника электронного аукциона может дать хорошую подсказку для выигрышной тактики.

Статьи по подготовке к участию в торгах:
1
2
3
4

Заказчик в торгах никакого участия не принимает.
Участники же (в произвольном порядке) жмут на кнопочку "понизить цену на полпроцента", покуда эта цена их устраивает. Предложенные цены видны, авторы этих предложений - нет.
На этом статью можно заканчивать. Я серьёзно: мотайте вниз и смотрите видео, всё остальное написано для придания объёма, поисковых систем и очистки совести.

период доподачи

После завершения основной части аукциона (когда прошло 10 минут с последнего предложения) наступает 10-ти минутный период во время которого все участники кроме победителя, могут улучшить свои предложения.
Улучшить вплоть до цены лидера включительно (но такое предложение останется на втором месте по времени подачи).
Занять второе место "получше" имеет смысл на случай (гипотетического) отклонения текущего лидера(ов) по второй части заявок или уклонения от заключения контракта им самим.
Улучшить собственное предложение не являющееся лидирующим, при этом НЕ перебивая предложение лидера можно и во время основной части аукциона. Для этого на площадках отображаются соответствующие кнопки.
Доподача это очень специфический и не особо нужный механизм, новичкам не стоит думать об этом слишком много, и уж тем более пытаться придумывать (или бояться) каких-то "стратегий". Делайте свои ценовые предложения в основное время и всё.

Мы уже писали о правилах электронного аукциона, его тонкостях и подготовке первой части заявки. В этой статье напомним о работе на электронных торговых площадках (ЭТП):

    Участники, чьи первые части заявок допущены к участию, в назначенный день и час заходят в аукционный зал ЭТП. Торги проходят в реальном времени: например, если ЭТП назначила торги на 15:30 по Москве, то поставщики из Новосибирска сядут участвовать в 19:30.

    Шаг аукциона — от 0,5% до 5% от НМЦ. Например, если НМЦ 1 000 000 рублей, можно подавать цену в диапазоне от 5 000 до 50 000 рублей. Интерфейс всех ЭТП отличается, но понятен. Везде есть кнопки для подачи минимальной и максимальной цены. Нажимая одну кнопку, можно ходить стандартным шагом 0,5%. На самой популярной площадке Сбербанк-АСТ есть скролл для выбора цены.

    Можно сделать любой шаг из диапазона от 0,5% до 5% (например, 13 929 рублей), если соблюдать следующие условия:

    • Первое снижение цены возможно только в пределах «шага аукциона»
    • Второе и последующие предложения или снижают текущее минимальное значение цены в пределах «шага», или они находятся в пределах от текущей цены до начальной максимальной.
    • Участник не может подавать предложение, которое больше или равно его предыдущему предложению.
    • Нельзя подавать предложение равное нулю.
    • Участник не может «играть сам с собой», то есть снижать текущую цену, если она была предложена этим участником.
  1. На шаг дается 10 минут. Продолжительность аукциона автоматически увеличивается на 10 минут, когда любой из участников предлагает лучшую цену. Поэтому у остальных участников всегда есть в запасе время на обдумывание своего следующего шага.

Если конкурент переключает скорости

Быстро и агрессивно снижает цену

Участник делает свой шаг моментально (5-10 секунд) после шага своего конкурента с и максимальным размером шага 5%. Тем самым он дает понять, что обдумывать нечего, нацелен на победу. Неопытный конкурент может остановить снижение, так как посчитает, что бороться нет смысла, и выйдет из аукционного зала. Сработать может крайне редко и только с самыми неопытными участниками.

Изматывает конкурентов

Участник делает шаг каждый раз на последних секундах (за 10-30 секунд до конца времени на шаг). Таким образом аукцион может быть затянут на долгое время. Шаги в такой тактике всегда делаются с минимальным размером шага 0,5%.

Использует комбинированную тактику

Например, на начальном этапе участник может избрать медленную тактику, а затем применить агрессивную, затем снова перейти на медленную. Это запутает конкурентов, неопытные участники, увидев резкое падение по цене, могут отказаться от участия в аукционе.

Что делать?

Если вы заметили, что конкурент применяет одну из этих схем, не переживайте. Контрстратегия тут максимально простая — спокойно идите к своей минимальной цене вне зависимости от действий соперников.

Если чувствуете, что участие в торгах может затянуться (например, раньше в аналогичных торгах вы сидели по 5 часов) и вы не можете себе позволить сидеть долго за компьютером, поставьте робота на участие с установленной заранее минимальной ценой — это можно сделать за сутки до начала аукциона. Пока такая возможность есть только на Сбербанк-АСТ и РТС-Тендер.

Также можно обратиться к специалистам по сопровождению торгов, которые поучаствуют в торгах за вас и опустятся до цены, которую вы обозначили.

Если конкурент предложил круглую цену

Пожалуй, один из самых часто работающих сценариев. Представьте себе, идет борьба, снижение уже на 30-40% от НМЦ и мы понимаем, что у нас и конкурента близок порог подачи последних ценовых предложений и исход может решить одно понижение. И тут конкурент ставит ровную цифру, выглядит это так:

У некоторых участников цена рассчитана примерно и округлена до определенной цифры, ниже которой конкурент снижаться уже не готов. В своей работе во время аукционов мы часто сталкиваемся с тем, что руководитель/коммерческий директор компании говорит: “в этом аукционе опускаемся до восьмисот тысяч рублей”, так как многие просто не хотят тратить время, высчитывая ровную цену снижения и говорят “на глазок”.

Что делать?

После такого лучшим вариантом будет сделать еще одно стандартное снижение на 0,5% от “ровной” цены конкурента. Конечно, это не значит, что следующим шагом вы выиграете, тем не менее, иногда это действительно работает. Также старайтесь рассчитывать свою минимальную цену до рубля, чтобы своей округленной цифрой не давать конкуренту повода думать, что вы достигли минимума.

Как вести себя в схеме «Таран»?

Это известная многим схема для ведения нечестной игры. Двое участников намеренно агрессивно снижают цену, при этом прикладывают во второй части заявки документы, не соответствующие закону, чтобы их отклонили. Третий участник на последних секундах аукциона предлагает цену на 0,5% ниже последнего ценового предложения добросовестного участника, тем самым занимает 3 место после участников, резко снижающих цену. В итоге, первых двух отклоняют по вторым частям, а третий одерживает победу в торгах с выгодной для себя ценой.

Что делать?

Во-первых, до аукциона заранее определяйте цену, до которой можете опускаться. Затем спокойно дождитесь, пока пройдет первый этап торгов. На втором этапе аукциона, когда у вас будет еще 10 минут на подачу ценовых предложений, на последней минуте (тут зависит от скорости вашего интернета, но мы не рекомендуем затягивать прямо до последних секунд), подайте свою цену, с которой вам выгодно исполнить контракт.

В случае, если действительно была использована схема “таран” и первых двух/трех участников отклонят, а ваша заявка будет первой соответствующей, с вами заключат контракт по предложенной цене. Второй и самый простой способ борьбы — просто поставить заранее робота на аукцион со своей минимальной ценой.

Выводы

  1. В электронном аукционе нет секретного способа, который гарантированно приведет вас к победе. Тем не менее, нужно быть всегда внимательным, уметь верно интерпретировать действия других участников, подмечать время подачи ценовых предложений и размеры шагов конкурентов.

    Заранее определяйте свою цену, до которой вы готовы опускаться в ходе торгов.

    В ходе аукциона не входите в кураж, пытаясь выиграть закупку любой ценой. В своей практике мы встречали случаи, когда клиент входит в азарт и ему уже без разницы по какой цене выиграть у конкурента. Последствия могут быть негативные: работа в ноль или в минус или уклонение от подписания контракта, так как контракт невозможно исполнить за предложенную сумму.

    Не бойтесь применять робота для участия в электронных аукционах.

    Рецепт победы — иметь возможность предложить в аукционе цену ниже, чем у конкурентов.

Как работает система шагов ставки

В процессе торгов в формате аукциона мы будем автоматически увеличивать вашу ставку до установленной вами максимальной ставки, чтобы сохранить вашу позицию лидирующего участника аукциона или выставить ставку, равную отправной цене товара. Шаг ставки - это минимальная сумма, на которую может быть повышена ваша ставка.

Что определяет величину шага ставки?

Шаг ставки определяется исходя из самой высокой текущей ставки по товару.

Текущая цена Шаг ставки

0,01 – 0,99 долл. США

0,05 долл. США

1 – 4,99 долл. США

0,25 долл. США

5 – 24,99 долл. США

0,50 долл. США

25 – 99,99 долл. США

1 долл. США

100 – 249,99 долл. США

2,50 долл. США

250 – 499,99 долл. США

5 долл. США

500 – 999,99 долл. США

10 долл. США

1000 – 2499,99 долл. США

25 долл. США

2500 – 4999,99 долл. США

50 долл. США

5000 долл. США и выше

100 долл. США

Примечание. Хотя в приведенной таблице мы указали наши обычные шаги ставки, мы можем время от времени изменять эти величины в большую или меньшую сторону. Мы можем менять их на всем нашем сайте или в отдельных его разделах, чтобы протестировать новые функции, оптимизировать работу сайта, улучшить удобство его использования и для прочих целей.

Можно ли увеличить ставку на величину, большую чем величина стандартного шага?

Ставка может быть увеличена на число, превышающее стандартный шаг, если необходимо:

    достичь отправной цены . На аукционах с отправной ценой мы автоматически увеличим ставку до достижения отправной цены, после этого размещение ставок продолжится. При этом мы не будем превышать вашу текущую максимальную ставку.

    перебить высшую ставку конкурирующего с вами участника торгов. Мы увеличим вашу ставку на число, превышающее шаг ставки, чтобы перебить другую ставку, не превышая сумму вашей максимальной ставки.

Могут ли мою ставку перебить на величину неполного шага?

Вашу ставку могут перебить на величину неполного шага. Ставка выигравшего участника аукциона должна превышать следующую максимальную ставку всего на один цент.

Пример:

    Вы являетесь первым участником торгов по товару с начальной ценой 8,50 долл. США, и ваша максимальная ставка составляет 20 долл. США. Ваша начальная ставка составит 8,50 долл. США. Если второй участник торгов предложит ставку 9 долл. США, ваша ставка будет автоматически повышена до 9,50 долл. США.

    Если третий участник торгов сделает ставку 20,01 долл. США, он станет лидирующим участником при ставке 20,01 долл. США. Поскольку ставка размером 20,01 долл. США превышает ставку в 10 долл. США и больше вашей максимальной ставки, третий участник выиграет аукцион, если вы не увеличите свою ставку или другой участник торгов не предложит более высокую максимальную ставку.