Бенджамин клементин. Эксклюзив: интервью с Бенджамином Клементином

О н скромен, при этом по-детски открыт. Он любит выходить на сцену босиком, в темном длинном пальто поверх голого торса. Говорят, что его талант по-настоящему раскрылся в парижском метро, где он два года подрабатывал, исполняя на станции Плас де Клиши песни из репертуара Джеймса Брауна, Боба Марли и Нины Симон. Кстати, именно с верховной жрицей соула чаще всего сравнивают Бенджамина Клементина в прессе , называя его «мужской реинкарнацией Нины Симон». Безусловно, что в случае с Бенджи и божественной Ниной существуют определенные эмоциональные и стилистические параллели. Однако, по-настоящему их души роднит беззащитная распахнутость миру, незашоренность подхода к музыке в целом и к соул-музыке в частности. «Я - экспрессионист. Я пою о том, о чём говорю, а говорю то, что чувствую и чувствую, что играю искренне, делая это как никто другой».
Бенджамин Клементин © Jacopo Lorenzo Emiliani

Жизнь и приключения этого молодого человека трудно описать в двух словах, они заслуживают отдельного рассказа. Родился Бенджамин Сен-Клементин в 1989 году в Лондоне в семье выходцев из Ганы. Его уникальные музыкальные способности к проявились, когда ему было 17 лет. Среди юношеских пристрастий были Эрик Сати и Энтони Хегарти, Леонард Коэн и Нина Симон, Лучано Паваротти и Джими Хендрикс. Тяга к музыке позволила ему с легкостью освоить клавиши, флейту, кларнет, саксофон, скрипку, гитару и ударные. Однако неожиданная встреча увела Бенджи от сцены в сторону… подиума. Все предопределила встреча на лондонской Оксфорд-стрит: представитель модельного агентства заметил молодого человека с яркой, броской внешностью и тут же предложил вдохновленному юноше стать лицом корейского бренда HUM.

Но самое интересное случилось дальше. После нескольких лет успешной работы в Лондоне, Бенджамин… пропал. Одним пасмурным утром он, никого не предупредив, купил билет на самолет в Париж – абсолютно незнакомый ему город. Здесь он 2 года жил в метро (реже – в хостелах), выступая время от времени в барах и отелях. Последующая череда встреч с будущими продюсерами и, как следствие, подписание контрактов с британским лейблом Virgin EMI и французским Barclay – история не менее интересная, но с сюжетной точки зрения слишком сказочная.

Сегодня для Бенджамина Клементина наступило время «собирать камни»: мировые критики не скупятся на похвалы, отмечая в своих рецензиях как его глубокий, мощный, чувственный вокал, так и поэтический дар. А дебютный альбом At Least For Now, которому предшествовали два миньона Cornerstone (2013) и Glorious You (2014), имеет все шансы стать одним из главных открытий этого года.

  • Официальный сайт Бенджамина Клементина: benjaminclementine.com
  • На титульном фото : Бенджамин Клементин © Micky Clément
album

Исполнитель: Benjamin Clementine
Альбом: At Least For Now
Лейбл: Behind / Barclay Records
Дата релиза: 12 января 2015
videos



concerts

Benjamin Clementine — Live Deezer Session (2015)

Benjamin Clementine — Live sur Le Ring (2015)

Benjamin Clementine — Cornerstone | TEDx (2015)

Темнокожий уроженец Лондона с прической афро, Бенджамин Клементин еще недавно пел за еду на улицах Парижа, а сегодня выпускает второй студийный альбом, став за какие-то два года поистине музыкальным феноменом и культовой фигурой: его голос сравнивают с голосами Нины Симон и Леонарда Коэна, модный дом Burberry устраивает коллаборации , а Gorillaz и Шарль Азнавур зовут петь вместе. В преддверии первого сольного российского концерта столь самобытного артиста мы собрали главные факты о яркой судьбе Клементина и выбрали его лучшие, на наш взгляд, песни.

Бенджамин – сын глубоко верующих католиков из Ганы. Раннее детство он провел в промышленном пригороде Лондона со своей фанатично верующей бабушкой, после чего переехал к родителям. В школе он часто становился объектом насмешек, а дома воспитывался в строгой религиозной манере, в связи с чем рос непослушным и часто прогуливал занятия, предпочитая уединенное посещение библиотек. Интерес к музыке возник у него в 11 лет благодаря старшему брату Джозефу: тот приобрел пианино и давал Бенджамину поиграть после своих занятий. Впрочем, родители не поддерживали творческие начинания младшего сына и всячески отваживали его от игры на любых музыкальных инструментах, мечтая вырастить из него юриста.

Клементин действительно долгое время был бездомным. В 16 лет он завалил большинство своих школьных экзаменов и решил покинуть надоевшее учебное заведение навсегда, что привело к неизбежной ссоре с родителями – те выставили сына за дверь. Не имея средств к существованию и буквально крыши над головой, Бенджамин провел пару лет на улицах Лондона, а к 19 годам переехал в Париж, где выступал в барах, гостиницах и метро, параллельно сочиняя собственные песни. Многие видеозаписи, гуляющие сегодня по YouTube, запечатлели Бенджамина с гитарой наперевес, исполняющего по вагонам Марвина Гэя, Боба Марли и Джона Ледженда.

Успех пришел к бездомному музыканту спонтанно. На одном из вечерних выступлений на площади Клиши его заметил музыкальный агент, который и познакомил Клементина с его первым менеджером. Уже в 2012 году Бенджамин начинает выступать на крупных фестивальных площадках в Каннах и Ла-Рошель, на последней из которых играет четыре ночи подряд и зарабатывает повышенное внимание французской прессы, назвавшей артиста «английским откровением». Вскоре Клементин подписывает свой первый в жизни контракт, разделенный между тремя звукозаписывающими компаниями: Capitol Records, Virgin EMI и Barclay Records. В 2013 году он выпускает и первый студийный сингл.

За дебютный альбом «At Least for Now» Клементин получил престижную Mercury Prize. Сегодня эта музыкальная награда считается главной на территории Соединенного Королевства, и в тот год в борьбе за награду Бенджамин обошел таких заслуженных британских исполнителей, как Florence and the Machine, Aphex Twin и Jamie xx. В том же году английская пресса называет его в череде самых влиятельных людей страны, The New York Times зачисляет в новые культурные гении, а в любви к эмоциональной манере исполнения артиста признаются Бьорк и сам сэр Пол Маккартни.

Новый лонгплей Клементина вышел 29 сентября 2017 года. И если первый альбом был практически целиком написан музыкантом во время его парижского периода, нося отпечаток уличных скитаний и внутренних метаний артиста, то «I Tell a Fly» придумывался преимущественно в Нью-Йорке и получился более экспериментальным по звучанию. На новой записи много от современной электронной музыки, шансона и даже рока, а нестандартные аранжировки и тексты, уходящие в абстрактные размышления (например, отсылки к «мухе» в названии), и вовсе могут отпугнуть прежних поклонников артиста от своего кумира. Впрочем, как и с любым альбомом по-настоящему большого автора, именно такие непривычные и порой трудные для восприятия записи и требуют от нас многократного, вдумчивого прослушивания – а возможно, даже и купленного билета на концерт .

Три главные песни Бенджамина Клементина

Cornerstone

Визитная карточка Клементина, с которой и началась его большая карьера, – о разбитом любовью сердце.

London

Один из главных хитов музыканта – признание в любви родному городу и в то же время откровенная исповедь блудного сына.

Phantom of Aleppoville

Главный сингл со второго альбома, одновременно личное и политическое высказывание Клементина, рифмующее войну в Сирии и школьную травлю.

18 декабря в киевском клубе Stereo Plaza выступит Бенджамин Клементин. Это третий приезд в Украину молодого британского музыканта, который сводит с ума весь мир. За несколько дней до концерта в Киеве Бенджамин Клементин рассказал Дарье Слободяник о своем впечатлении от Украины, поэзии и моде.

Бенджамин Клементин

Звонок Клементина оживил редакцию сайт: главред интересовалась, не будет ли это скайп-интервью, ведь тогда вся команда сможет посмотреть на любимого музыканта; коллеги спрашивали: "Ну как?", а я тем временем искала укромный уголок, чтобы уединиться для разговора с музыкантом. Бенджамин говорит тихо, вдумчиво и живо реагирует на мои вопросы - то и дело смеется и восклицает что-то. Большой "звездой" он стал только год назад, когда в 2015-м получил престижную музыкальную награду Mercury Prize, поэтому вопросы прессы ему пока не приелись. в Stereo Plaza - третий визит музыканта в Украину: , а в августе - в Одессе. "Украина для меня - большая загадка", - приветливо говорит Клементин. - Я много читал в новостях о вашей стране и так хотел приехать сюда - увидеть все своими глазами. В Украине оказалось чудесно, вы полны жизни. И девушки очень красивые".

Трогательную историю о том, как Клементин в течение нескольких лет скитался по Парижу и пел в переходах в метро, где его заметил продюсер, не пересказал только очень ленивый журналист. Что в этой истории правда, а что - домыслы, совершенно неважно - она в любом случае придает музыканту таинственности. Сам Бенджамин о своем прошлом говорит без кокетства, хоть и не вдается в подробности. Он вспоминает, что когда в прошлом году на церемонии вручения Mercury Prize услышал свою фамилию, то просто не поверил. "Я поднялся на сцену, начал что-то говорить, но все равно не верил в происходящее. Слишком все это отличалось от мой прежней жизни, в Париже, в которой я был никем и никому не был нужен". Победа Бенджамина была похожа на историю про Золушку, а передовицы серьезных газет, например, британской Telegraph, пестрели заголовками: "Парижский уличный музыкант получил Mercury Prize".

К слову, тогда на сцене 25-летний музыкант говорил вовсе не о музыке, а о Париже. Буквально за несколько дней до вручения премии в парижском концертном зале "Батаклан" случилась террористическая атака, и Бенджамин посвятил свою победу "людям Парижа". Париж - важный город для Клементина: он буквально сбежал туда из Лондона в 19 лет, прожил шесть лет, из них полгода, по его собственному признанию, был бездомным. "В Париже я стал мужчиной. Я оказался там один на один с собой, не было ни друзей, ни денег, ни возможностей, я не знал языка, поэтому пришлось позврослеть. В Париже я написал большую часть песен, которую вы слышали в альбоме At least for know - я просто рассказывал о том, что чувствую, о том, что переживал, о том, за чем скучаю".

Вручение Mercury Prize, 2015 год

"Говорят, что человек не может стать пророком в своей стране, так что я уехал - и вот он я". Это слова из песни At Least for Now. С новым альбомом Клементин в 2015 году действительно триумфально вернулся в Лондон: получил Mercury Prize, подписал контракт с крупным музыкальным лейблом, стал звездой фестивалей, от Каннского до джазового в Монтре, и любимцем модной публикой. С модой все особенно любопытно: еще в юности в Лондоне Клементин подрабатывал моделью для нескольких брендов, но об этом почти не говорит. А в прошлом году Кристофер Бейли, креативный директор дома , пригласил Беджамина выступить на нескольких показах бренда - и так музыкант стал своим для британского мира моды.

"Меня удивило то, что Кристофер Бейли знал обо мне, когда я был никем. Он слышал меня где-то, когда я жил в Париже, и когда я вернулся в Лондон, он был одним из первых публичных людей, которые меня поддержали. Мы встретились на одном из музыкальных фестивалей в Лондоне и подружились - он оказался очень приятным. Когда он впервые предложил сыграть на показе Burberry, я немного удивился - я был тогда далек от этой публики. Бейли заставил меня изменить мой взгляд на мир моды и богатых людей. Раньше я относился к ним с небольшим предубеждением - мол, богатый не может быть душевным, но оказалось, я думал поверхностно. Хотя кто-то и сейчас говорит, что моя музыка не для Burberry и вообще не для мира моды, но кто это решает?"

Бенджамин Клементин на показе Burberry, 2015

Отровенность Бенджамина поражает - и в интервью, и на сцене. Если вслушаться в его тексты - The People and I, Condolence, Adios, становится понятно, что он поет о себе - о любимых людях, привычках, комплексах и страхах. Не страшно ли так обнажаться перед публикой? "Нет-нет", - торопливо говорит Бенджамин. - Это мой выбор! Я знаю, что в жизни произвожу впечатление человека нелюдимого и стеснительного, такой я и есть, в принципе, но на сцене я совсем другой. Я на сцене ничего не боюсь, потому что могу честно говорить с публикой".

На сцене я ничего не боюсь

Кажется, этому человеку интересно все. За 20 минут мы успеваем поговорить о моде, поэзии, музыке, политике и путешествиях - Бенджамин вдумчив, открыт и очень умен. О таких, как он, говорят "хорошо образован" - но вся соль в том, что у Бенджамина нет высшего образования, он самоучка. Он вырос на музыке Шопена и Дебюсси, самостоятельно освоил фортепиано, кларнет, флейту и саксофон. Также самостоятельно Клементин изучал литературу: просто "нарыл" в библиотеке неподалеку от своего дома в Эдмонте, пролетарском пригороде Лондона, книги Уильяма Блейка и Джуорджа Оруэлла - вот и образование.

Поэзия, кстати, большая любовь Клементина - он даже написал сборник стихов, нашел издателя, но не хватило времени довести дело до конца. "Вы же наверняка слышали, что я большой поклонник Боба Дилана и Леонарда Коэна. Я много слушал их и однажды понял, что эти люди никогда не сочиняли песни - они сочиняли поэзию. И в какой-то момент так начал действовать я сам. Потому что стихи - самый честный способ общения с публикой".