Бежин луг дать характеристику мальчикам. Главные герои, «Бежин луг»: крестьянские дети

"Бежин луг" - рассказ И. С. Тургенева, вошедший в сборник "Записки охотника". В период создания этого проводил много времени в деревне. Основными его собеседниками были охотники, которые сильно отличались от остальных сельских жителей. Именно эти рассказы, а также удивительная природа и послужили вдохновением для создания цикла "Записки охотника". Рассказ "Бежин луг" - небольшое по объему произведение, изобилующее описаниями прекрасных и безмятежных русских пейзажей.

Начинается повествование с того, что в один теплый июльский день охотник теряется в лесу. Долго он блуждает по неизвестным тропинкам, но найти дорогу домой так и не может. Уже совсем отчаявшись и чуть было не упав в обрыв, охотник вдруг замечает костер. Откуда ни возьмись, навстречу ему с лаем выбегают две большие собаки, а следом за ними - деревенские мальчики. Охотник узнает, что ребята пришли ночью пасти лошадей, так как днем животным не дают покоя насекомые и жара.

Скромно устроившись под кустом рядом с костром, путник делает вид, что спит, хотя на самом деле он наблюдет за мальчиками. Охотник не хочет их стеснять, поэтому и не показывает, что все видит и слышит. Ребята, немного расслабившись, возобновляют прерванное общение. Звенит и переливается их голосами Бежин луг.

Характеристика мальчиков. Особенности внешности

Ребят у костра пятеро: Федя, Павлуша, Ваня, Костя и Илюша. Бежин луг - так называется место, куда они выгнали пастись лошадей. Федя - самый старший на вид, ему около 14 лет. С первого взгляда охотник понимает, что мальчик из богатой семьи, и что он пришел с ребятами не из-за нужды, а ради развлечения. Это видно по его манере общения, по аккуратной новой одежде и по тонким чертам лица.

Второй мальчик - Павлуша. За внешней его непривлекательностью скрывается удивительная сила характера. Мальчик сразу вызывает большую симпатию у охотника. Несмотря на то что ему всего лишь двенадцать лет, Павел ведет себя, как самый взрослый. Он успокаивает мальчиков, когда их что-то пугает, в каждом его слове прослеживается рассудительность и смелость. Рассказ "Бежин луг" - произведение, в котором Тургенев с особой любовью описывает обычных крестьянских детей, каждый из которых представляет будущее страны.

Илюша того же возраста, что и Павлуша. У него ничем не примечательное лицо, на котором лежит отпечаток болезненной заботливости о чем-то. Именно Илюша рассказывает больше всех историй, он отличается умением хорошо и увлекательно передавать суть произошедшего. Из таких историй и состоит произведение "Бежин луг". Характеристика мальчиков, данная в рассказе, подчеркивает индивидуальность каждого повествователя.

Костя - мальчик с внимательными и грустными глазами. Веснушчатое лицо его украшают огромные черные глаза, сияющие непонятным блеском, словно он хочет сказать нечто важное, но не может. Ему около десяти лет.

Последний мальчик, самый младший, Ваня. Сначала охотник и не замечает его, так как ребенок лежит, укрывшись с головой рогожей. Это семилетний мальчик с кудрявыми волосами. Он не рассказывает ни одной истории, однако автор восторгается его детской чистотой мышления.

Каждый из ребят занимается своим делом и одновременно ведет беседу. Тишиной вторит им Бежин луг. Рассказы мальчиков очень интересуют охотника, поэтому он всеми силами старается делать вид, что спит.

Домовой

Первым начинает свой рассказ Илюша. Он говорит, что слышал домового, когда они с ребятами после работы оставались ночевать на рольне. Дух пошумел-пошумел над головами у ребят, покашлял и исчез.

Русалка

Следующий случай, о котором Костя услышал от отца. Как-то Гаврила, плотник, пошел в лес и встретил там красивую русалку. Долго звала она Гаврилу, но тот не поддавался. А когда почувствовал, что сил сопротивляться уже не осталось, осенил себя крестным знаменем. Русалка заплакала и сказала, что он тоже всю свою жизнь слезы лить будет вместе с ней. После этого плотника никто веселым больше не видел. Тургенев ("Бежин луг") как бы вкладывает истории мальчиков в один большой рассказ охотника.

Утопленник

Илюша рассказывает о псаре Ермиле, который, возвращаясь поздно домой, увидел маленького барашка на могиле у утопленника. Взял он его себе, а оказалось, что это душа покойника вселилась в животное.

Вдруг собаки соскакивают со своих мест и бросаются в темноту. Павлуша, не задумываясь, бежит за ними проверить, в чем дело. Ему чудится, что волк пробрался слишком близко к ним. Оказалось, что это не так. Охотник невольно залюбовался мальчиком, таким красивым и смелым он был в тот момент. С особой любовью рисует образ Павлуши Тургенев. "Бежин луг" - рассказ, который хоть и заканчивается на минорной ноте, но все же воспевает победу добра над злом.

Беспокойный барин

Илюша продолжает свой рассказ слухами об умершем барине. Как-то встретил его дед Трофим и спросил, что он ищет. Покойник ответил, что ему нужна разрыв-трава. Значит, барин слишком мало пожил, захотелось ему из могилы вырваться.

Церковная паперть

Далее Илюша рассказывает о том, что в можно встретить тех, кто должен умереть в скором времени. Бабка Ульяна увидела сначала мальчика Ивашку, который скоро после этого утонул, а потом и саму себя. Странные и порой страшные образы вызывает Бежин луг. Рассказы мальчиков - настоящее тому свидетельство.

Антихрист

Павлуша подхватывает разговор своим рассказом о солнечном затмении. В их деревне ходило придание, что в тот момент, когда солнце закроется на небе, придет Тришка. Это будет необычный и лукавый человек, который начнет соблазнять грехом всех верующих христиан.

Леший и водяной

Следующим по очереди идет рассказ от Илюши. Он повествует о том, как одного деревенского мужика леший водил по лесу, а тот еле от него отбился. Этот рассказ плавно перетекает в рассказ о водяном. Жила как-то одна девушка Акулина, была она очень красивая. После того как на нее напал водяной, стала она Теперь ходит Акулина вся черная, в рваной одежде и смеется без повода.

Водяной также губит и местного мальчика Васю. Мать его, предчувствуя беду от воды, с большим волнением отпускает его купаться. Однако все же не может уберечь его. Мальчик тонет.

Судьба Павлуши

В это время Павел решает спуститься к реке набрать воды. Возвращается он взволнованный. На вопрос ребят отвечает, что слышал Васин голос, что тот звал его к себе. Мальчики крестятся, говорят, что это плохая примета. Неспроста заговорил с ним Бежин луг. Характеристика мальчиков раскрывает каждый отдельный образ, завуалированно рисуя детей.

Утро и возвращение домой

Проснувшись ранним утром, охотник решает, что пора возвращаться домой. Он тихо собирается и подходит к спящим мальчикам. Все спят, только Павлуша поднимает голову и смотрит на него. Охотник кивает мальчику головой и уходит. Прощается с ним Бежин луг. Характеристика мальчиков требует особого внимания. После окончания чтения стоит еще раз пересмотреть ее.

Заканчивается рассказ словами о том, что Павел впоследствии погибает. Мальчик не тонет, как предсказывают ему истории мальчишек, он падает с лошади и разбивается насмерть.

Характеристика Мальчиков из произведения «Бежин луг» И.С.Тургенев

Ночь. На лугу около костра пять мальчиков. В котелке варится картошка. Поблизости пасутся лошади. Вдруг собаки залаяли и бросились в темноту. Широкоплечий неуклюжий парнишка, молча, вскочил, прыгнул на лошадь и поскакал вслед за собаками.
Это был Павел, один из героев рассказа Ивана Сергеевича Тургенева "Бежин луг". Павел понравился мне больше других ребят. Он был из бедной крестьянской семьи и одет был очень бедно, лицо изрыто оспой, а голова, как говорится, с пивной котел. Павел - немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля.
Но было в Павле что-то очень привлекательное. Особенно ясный умный взгляд, сильный голос, спокойствие и уверенность. Еще больше привлекает в нем его деятельность. Все ребята сидели, а он варил картошку, следил за костром. И рассказы его отличались от рассказов других ребят. Павел всегда говорил только о том, что сам видел, в его рассказах был юмор. И когда он рассказывал, как ждали дня, когда Тришка-антихрист должен был спуститься на землю, все ребята смеялись.
Еще из мальчиков мне понравился Костя. Правда, он во многом отличался от Павла. Костя на два года младше Павла. У него худое лицо, с острым, как у белки, подбородком, большие черные глаза смотрели всегда немножко грустно, как будто хотели что-то сказать, но на языке таких слов не было. Худенький, он был одет так же бедно, как и Павел. А лицо у него было усталое, с болезненным выражением. оказался ночью в лесу, то, наверное, тоже испугался бы ночных криков. Но не потому, конечно, что вообразил себе леших, а просто так, потому что как-то страшно в темноте.
Мальчики, о которых пишет Тургенев, были неграмотными, суеверными, и они всерьез верили тому, что рассказывали Костя, Илюша и Федя.

Но мне понравились не только Павел и Костя, но и остальные мальчики: Федя, Илюша и Ваня. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи. А у Илюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд.

Зато они многое знали и умели делать: пасли лошадей, помогали взрослым в поле и дома, собирали в лесу ягоды, грибы, особенно хорошо чувствовал себя в ночном Павел. Он лучше всех знал природу, объяснял ребятам, какая птица кричит, кто в реке плещется.
Костя сказал, что проходил мимо бучила, а там кто-то застонал жалостливо. Костя испугался, вообразив себе водяного. А Павлик сказал, что так могут кричать маленькие лягушки.
В то же время Костя лучше всех описывал природу в своих рассказах. Он очень красочно описал, как плотник Гаврила встретил в лесу русалку. Павел любил настоящую жизнь леса и поля, а Костя видел во всем этом что-то сказочное.
Мне, как и Тургеневу, в речи Павла понравился его юмор и здравый смысл, а в речи Кости - мечтательность, поэтичность.
Было между ними еще одно отличие. Павел был смелым, решительным мальчиком. Я уже написала в начале, как Павел решительно поскакал на лошади. Это он хотел отпугнуть волка, а с собой не взял ничего, кроме хворостины. А когда вернулся, и не подумал похвастаться свой смелостью. А Костю даже сам Тургенев назвал трусишкой. И не зря. Ведь Костя пугался всего непонятного, даже крика лягушки в бучиле.
Костя был добрым мальчиком. Он очень жалел Феклисту, мать утонувшего Васи. Когда Павел пошел к реке, Костя предостерег его, сказал: "Осторожно, не упади!"
А Павел заботился о других не на словах, а на деле он бросился спасать от волка не свою лошадь, а всех лошадей. И картошку варил не для себя, а для всех ребят.

Все пятеро ребят не похожи друг на друга. Они очень разные, но все-таки нашли общий язык, и были очень дружны между собой.

Характеристика Мальчиков из произведения «Бежин луг» И.С.Тургенев Ночь. На лугу около костра пять мальчиков. В котелке варится картошка. Поблизости пасутся лошади. Вдруг собаки залаяли и бросились в темноту. Широкоплечий неуклюжий парнишка, мол В рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" мы встречаемся с охотником, заблудившимся в лесу, от лица которого и ведется повествование. Ближе к ночи он оказался на Бежином лугу, где встретил пять мальчишек из соседских деревень. Наблюдая за ними и слушая их беседу, охотник дает каждому из ребят детальную характеристику, отмечая их природную даровитость.

Образ Павлуши в рассказе "Бежин луг"

Одним из мальчиков, встреченных охотником в долине, был Павлуша. Этот приземистый и неуклюжий парень двенадцати лет, с огромной головой, всклоченными черными волосами, серыми глазами, бледным и рябым лицом, стоял на коленях у костра и варил "картошки". И хотя он с виду был неказист, Ивану Петровичу он сразу понравился. Он восхищен его "смелой удалью и твердой решимостью", когда тот стремглав, без оружия помчал среди ночи один на волка и ничуть этим не похвастался, а вскоре один пошел к реке набрать воды, услышал голос покойника и не показал при этом признаков страха. "Что за славный мальчик!" - так оценил его охотник.

Рассказчик уделил внимание и одаренности Павлуши: "глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила". И лишь в последнюю очередь автор обратил внимание на одежду, которая состояла из портов и простой рубахи. Павел сохраняет спокойствие и храбрость, он деловит и решителен: после жуткой истории, которую поведал Костя, он не испугался, а успокоил ребят и перевел беседу на другую тему. Сам же Павлуша, умный и смышленый мальчик, лишь слушает истории о нечистой силе, рассказав только реальный случай, произошедший в его селе во время "небесного предвиденья". Только вот врожденная смелость и твердый характер не вознаградили его долгой жизнью. Как отмечает рассказчик, в том же году Павла не стало, он разбился, упав с лошади. "Жаль, славный был парень!" - с печалью на душе заканчивает Тургенев свой рассказ.

Характеристика Феди

Самый старший из ребят - Федя. Происходил он из богатой семьи, а сторожевать табун выехал он ради забавы. В отличие от остальных мальчиков, он был одет в ситцевую рубаху с каемкой, новенький армячок, носил собственные сапоги, а также имел при себе гребешок - редкий атрибут у крестьянских детей. Федя был мальчиком стройным, "с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой". Федя по-барски лежал, опершись на локоть, всем видом показывая свое превосходство. Во время беседы он ведет себя деловито, задает вопросы, важничает, покровительственно разрешает мальчикам делиться удивительными рассказами. Он внимательно слушает друзей, но всем видом демонстрирует, что слабо верит в их истории. Чувствуется, что у него неплохое домашнее образование, а оттого ему не характерна наивность, присущая остальным детям.

Описание Илюши из рассказа "Бежин луг"

Илюша - двенадцатилетний мальчик с незначительной внешностью, горбоносый, с вытянутым, подслеповатым лицом, выражающим "какую-то тупую, болезненную заботливость". Автор подчеркивает, насколько бедно выглядел этот крестьянский мальчик: "На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку". А свою низенькую войлочную шапочку, из-под которой торчали острые косицы желтых волос, он то и дело натягивал на уши обеими руками.

Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерством интересно и увлекательно пересказывать страшные истории. Он поведал друзьям 7 историй: о домовом, которая приключилась с ним и его товарищами, об оборотне, про покойного барина Ивана Ивановича, о гадании в родительскую субботу, об антихристе Тришке, о мужике и лешем, и о водяном.

Костя

В описании десятилетнего Кости рассказчик отмечает печальный и задумчивый взгляд, с которым он, понурившись, глядел куда-то вдаль. На его худом и покрытом веснушками лице выделялись только "его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов". Жуткие истории о нечистой силе производят на маленького Костю сильное впечатление. Однако и он пересказывает друзьям услышанную от отца историю о русалке, о голосе из бучила, а также о несчастном Васе, мальчике из его деревни.

Ваня

Для наименьшего из ребят Вани автор не дает портретной характеристики, отмечая только, что мальчику было всего семь лет. Он тихо лежал под своей рогожей, пытаясь уснуть. Ваня молчалив и робок, он еще слишком мал, чтобы рассказывать истории, а только лишь смотрит на ночное небо и восхищается похожими на пчел "божьими звездочками".

, Федя,

Образы крестьянских детей описаны в произведении со всем присущим автору мастерством. На протяжение всего повествования писатель всячески проявляет свою симпатию к простому русскому народу. Образы детей, описанные в повести «Бежин луг», не стали исключением.

По сюжету произведения рассказчик-охотник, вышедший на охоту в погожий летний день, заблудился. И надвигающаяся ночь застала его врасплох. Совершенно случайно рассказчик увидел свет от костра. Так он и попал на огромный луг, называемый в народе Бежин. У костра сидело пять деревенских мальчуганов. Детвора вышла в «ночное», чтобы пасти коней. Устроившись на ночлег, рассказчик притворился спящим. И это обстоятельство даёт возможность мальчикам вести себя непринуждённо.

Самым старшим мальчиком в этой компании был Федя . По его внешнему виду и поведению его можно было охарактеризовать как мальчика из зажиточной семьи. Он старше всех присутствующих и всячески это подчёркивает. Ему не было нужды ехать на пастбище. Просто он увязался за всеми ради скуки.

За простой и непривлекательной внешностью Павлика угадывается сильный характер. Он на два года моложе Феди, но не по годам рассудительный. Нельзя отказать ему и в смелости. Он не верит в поверья и предрассудки. Зато слепо верит в судьбу.

Следующим мальчиком был ровесник Павлуши – Илья . Мальчик с лицом, отмеченным какой-то озабоченностью. Обладающий невзрачной внешностью, этот мальчуган умел заинтересовать слушателей своими необыкновенными историями. Историй Илюша знал несметное количество. Илья уже познал тяжесть физического труда. Вместе со своим братом он трудился на производстве, изготавливающем бумагу. Этот, совсем недетский труд, требовал большой ответственности. И это придавало ему серьёзности в глазах рассказчика.

Маленьким и щуплым был Костя . На его болезненном, как бы измождённом личике, отдельной жизнью жили только глаза. Все остальные черты лица были ничем не приметны. Десяти лет от роду, он, как и все, слушал и рассказывал свои истории. Рассказы о домовых, русалках и леших пугали его.

Самым маленьким участником событий был Ванечка . Неприметный и тихий, он спал, укрывшись с головой. Когда он проснулся и увидел над головой звёздное небо, он выразил свой восторг. И он поделился своим впечатлением со своими друзьями.

Цикл рассказов «Записки охотника» Тургенева И.С. были изданы в 1852 году. В этот цикл вошло и произведение «Бежин луг».

Пребывание писателя в родовом имении Спасское-Лутовиново нашло своё отображение в повести. Рассказчик, от имени которого ведётся повествование, как бы перекидывает мосток между действующими лицами повести и самим читателем.

Сочинение Характеристика и образы мальчиков

Еще при жизни Иван Сергеевич Тургенев завоевал популярность, он своими произведениями подталкивал народ на борьбу с рабством. В рассказах Тургенева природа каждый раз оживала, очень ярко и красочно писатель мог описать красоту российской природы. В рассказе «Бежин луг» за основу Иван Сергеевич взял детскую психологию и видение мира детскими глазами.

В своем рассказе Тургенев описал летнюю июльскую ночь, где возле костра собрались пятеро ребят Федя, Костя, Ванечка, Ильюша, Павлуша, которые по ночам охраняют стадо лошадей. Ребята разрешают остаться возле своего костра охотнику, который заблудился и именно от слов рассказчика идет повествование рассказа. Тургенев описывает внешний вид каждого из ребят, во что они одеты их черты внешности и характера.

Самый старший из мальчиков, которому на вид было около четырнадцати лет, Федя по описанию мог не идти на ночь в поле, потому что производил впечатление обеспеченного мальчика. У него были очень красивые и аккуратные черты лица, стройный и высокий мальчишка с постоянной улыбкой на лице поехал в поле для того чтобы развлечься.

Костику на первый взгляд было не больше десяти лет, его маленькое заостренное лицо в веснушках было похоже на белку. Губы были настолько маленькие, что их было почти незаметно, а его огромные черные глаза, которые блестели, производили неизгладимое впечатление. Охотник заметил что взгляд у Кости умный и он словно хочет что-то сказать, но не находит подходящих слов для этого.

Поначалу охотник даже не заметил тихо лежащего под рогожей мальчика лет семи от роду, он дремал и лишь один раз подал голос. Ваня смотрел на звездное небо и заметил, что звезды на нем похожи на рой пчел. У мальчика были красивые русые кудрявые волосы, в свои семь Ваня был очень честным и справедливым. Мальчишка очень любил свою семью и в столь юном возрасте уже знал, что такое ответственность.

Ильюша мальчишка двенадцати лет с какой-то болезненной заботливостью, его почти белые волосы торчали в разные стороны под маленькой войлочной шапочкой, которую то и дело пытался натянуть себе на уши. Его одежда была аккуратной и чистой, а брови сдвинуты плотно друг другу, словно он щурится от костра.

Павлуше, так же как и Ильюше лет двенадцать, черные волосы были всклоченные, а его глаза были серые и умные. Одет он был бедненько, на нем была лишь замашная рубаха, да старенькие портки. Несмотря на то, что мальчик выглядел неуклюже, и его голова выглядело больше, чем неказистое тело охотник заметил, что Павлуша был очень умным. Голос мальчика был очень твердым и решительным, поэтому рассказчику показалось, что он очень смелый юноша. Лицо его было необычное большой рот и рябая и слишком бледная кожа.

Всех этих пятерых ребят собрало возле костра желание помочь своим родителям и близким, а так же желание рассказа историй возле костра. Каждый из мальчишек имел свой характер, кто-то из них был трусоват, кто-то, наоборот, через чур смел. Несмотря на разные социальные статусы в обществе ребята знали, что такое настоящая дружба и ценили каждого из друзей. Каждый из них вписался гармонично в компанию и выполнял свою функцию, рассказывая страшилки, которые они услышали у себя в деревне и им нравится проводить время около костра.

Тургенев с любовью описывает ребят, которые в столь юном возрасте ведут себя и рассуждают как взрослые. В своем рассказе писатель пишет об огромном духовном мире ребят и пишет, что если бы все люди были такими же, мир был бы намного лучше. Мальчики олицетворяют пример для отношения к жизни и людям.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Кити Щербацкой в романе Анна Каренина Толстого сочинение

    Кити Щербацкая – московская дворянка, княжна восемнадцати лет. Она наивная, милая, добрая, искренняя, правдивая и воспитанная девушка.

  • Образ и характеристика Гриши Добросклонова в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова сочинение

    Образ Гриши завершает поэму Некрасова, в которой показал поэт столько несчастий, страданий простых людей. Кажется, что нет уже у них надежды… Но вот в самом эпилоге позитивная нота - Добросклонов

  • Анализ рассказа Чехова Анна на шее 9 класс

    Рассказ написан в 1895 году. Он относится к позднему этапу творчества А.П. Чехова, когда были созданы такие произведения, как «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Дом с мезонином» и другие.

  • Анализ рассказа Беда Зощенко 7 класс

    Основным персонажем произведения является обыкновенный деревенский мужик по имени Егор Иваныч Глотов, мечтающий долгое время о приобретении собственной лошади, необходимой для ведения его нехитрого крестьянского хозяйства.

  • Образ и характеристика Ефима Изварина в романе Шолохова Тихий Дон сочинение

    Мужчина является донским казаком, служащим в должности офицера. Осенью 1917 года судьба сводит его с главным героем Григорием, они становятся сослуживцами и служат в одном полку.

Тема: Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

Образы крестьянских мальчиков.

Цели урока:

образовательные : раскрыть образы крестьянских мальчиков ; показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

воспитательные : воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

За­да­чи: закрепить навыки работы над порт­рет­ной ха­рак­те­ри­сти­кой литературного героя; по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; вы­яс­нить, как ис­то­ри­и, рас­ска­зан­ные маль­чи­ка­ми, ха­рак­те­ри­зу­ют их; раз­ви­вать вни­ма­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды; вос­пи­ты­вать вни­ма­ние к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

Оборудование урока : презентация к уроку Microsoft Power Point , билет на вход, билетик на выход, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры Corners , портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.

Формы работы : групповая, парная, индивидуальная.

Обучающие структуры (Educare) : Corners, Single Round Robin, Mix Pair Share, билетик на выход .

Тип урока : комбинированный

«Читая рассказ, словно наяву любуешься

мальчишками- каждый из них – характер, в каждом

неповторимая душа…»

И. Смольников « Середина столетия»

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие гостей, партнера по плечу, по лицу.

2.Сообщение темы и цели урока.

Учитель читает стихотворение И. З. Сурикова « В ночном».

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Работа в группах.

Обсудите с партнёром по лицу:

Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

Отвечает участник №3 стол №2, №4 стол №1.

Обсудите с партнёром по плечу:

Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью ) Ч то значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

Отвечает участник №1 стол №3, №2 стол №4.

Сингл Раунд Робин . Сейчас я вам задам вопрос, вы обсудите его в группе по очереди. Начинает ученик №1.

Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?

Отвечает участник №1 стол №3, участник №2 стол №4.

4.Индивидуальная работа . Частичная проверка знания текста на первом этапе урока.

Каждый из вас получил сегодня билетик на вход (приложение №1 ), раскройте его. Что вы видите? (текст) Что это за текст? (Описание, портрет)

- А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).

Что можно узнать по портрету?

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Тексты (на листах А4, который свёрнут конвертиком, чтобы не было видно номера)

1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой . (Федя).

2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).

3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки . (Илюша)

4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

Определите, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе ) и определитесь с героем.

5. Углы. Corners (ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного им варианта ответа)

А теперь посмотрите внимательно на стены и найдите портрет своего героя. Пройдите к нему.

Зачитайте ваше описание друг другу (15 сек.) Согласны ли вы, что правильно определили героя?

Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани. (10 сек).

Почему?

А теперь разверните ваш билет на вход. Вы увидели номер группы, куда вы отправляетесь для дальнейшей работы.

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен. На работу 7 минут.

6.Выступления (3 минуты)

7.Закрепление материала (микс-пэа-шэа).

Потанцуем! Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Музыка прекратилась, учитель объявляет «Встаньте в пары!». Ученик образует пару с ближайшим к нему учеником и дают «пять». Ученики, которые не нашли партнёра, поднимают руку, чтобы найти друг друга.

Вопрос учителя (5 секунд, чтобы его обдумать):

1) Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

Отвечают ученики, у которых светлее глаза.

Музыка.

2) Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете?

(Федя. По одёжде)

Отвечают ученики, у которых темнее волосы

Музыка.

3) Сколько лет было детям ? ( Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

Отвечают ученики, старшие по возрасту.

Музыка.

4)Что готовили мальчики? «Картошку»

Отвечают ученики, чей дом ближе к школе.

-Поблагодарим друг друга.

8 Билетик на выход (приложение № 3). Выполнение задания по кругу (задания веером, каждый отвечает по одному вопросу, проговаривая ответ соседу по плечу и по лицу.) Обсуждение в группах.

Ответить письменно на вопросы:

1.О чём говорят мальчики у костра?

Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут. 3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

    Подведём итоги урока.

В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?

(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

- Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

- Как вы се­бе пред­ста­ви­ли мир кре­сть­ян­ских де­тей 19 века? Чем он на­пол­нен? Как они жи­ли?

(С од­ной сто­ро­ны, са­мо­стоя­тель­ные с пе­лё­нок впи­тав­шие всё рус­ское: от­но­ше­ние к при­ро­де, по­ве­рья, при­ме­ты, жи­вой ум. С другой сто­ро­ны, тя­жё­лый труд, от­сут­ст­вие воз­мож­но­сти учить­ся.)

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание. Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)

10.Оценки за урок (приложение №4):

До свидания, ребята. Всего доброго!