Bob marley годы жизни. Yeah mon! Житие Боба Марли

Боб Марли (1945-1981) – знаменитый музыкант и вокалист, гитарист и композитор из Ямайки. Самый известный исполнитель музыки в стиле регги. Благодаря Бобу Марли, этот музыкальный стиль стал очень популярным в мире далеко за пределами Ямайки.

Детство и юность

В 1944 году в северной части Ямайки существовала маленькая деревенька под названием Найн-Майлс. Проживавшая там чернокожая молодая девушка по имени Седелла Букер вышла замуж за белого моряка европейца Норвала Марли. Капитану было 50 лет, раньше он служил офицером в военно-морских силах Великобритании, а потом в качестве рулевого его прикомандировали в британский Вест-индийский полк, дальше последовала служба управляющим на плантации Ямайки. А в феврале 1945 года Седелла родила сына, ей на тот момент было 18 лет, мальчика назвали Роберт Неста Марли.

Но вскоре на Норвала стала давить предыдущая семья, он покинул молодую жену и только что родившегося сына. Потом он навещал их совсем редко, хотя материально всегда помогал, насколько для него это было возможным. Боб видел своего отца всего два раза. Когда мальчику было 10 лет, Норвал Марли умер.

В ямайских деревнях все жители мечтали о столице Кингстоне, им казалось, что этот город открывает для людей кучу возможностей и перспектив. Поэтому провинциалы огромными потоками ехали в столицу, хотя работы там было совсем не много. В скором времени иллюзии разрушались, но люди в деревни всё равно возвращаться не хотели. Так в западной части Кингстона разрослись трущобы, из которых Тренчтаун пользовался особенно дурной славой. Именно здесь оказался Боб Марли со своей матерью, будучи ещё подростком.

Тут он познакомился с таким же бедным мальчишкой из трущоб, Невиллом Ливингстоном, его прозвище было Банни. Вместе они стали делать свои первые робкие шаги в мир музыки. Ребята слушали американское радио, особенно им нравилась новоорлеанская радиостанция, которая передавала новые музыкальные композиции Кертиса Мэйфилда, Рея Чарльза, Брука Бентона, Фэтса Домино. Интересна была мальчишкам также музыка чернокожих исполнителей, пользовавшихся на острове невероятной популярностью.

Обучение в школе Боб не закончил и пошёл подрабатывать сварщиком в сварочные мастерские. Но в жизни у него было только одно увлечение и стремление – музыка. В совершенствовании музыкальных навыков ему помогал ямайский певец Джо Хиггс, проживавший в том же районе Тренчтаун. Он бесплатно давал мальчишкам уроки вокала. На одном из таких занятий парни познакомились с Питером Макинтошем, позже он стал известен всему миру как Питер Тош.

Начало музыкального пути

В 1962 год Боба прослушал местный антрепренер Лесли Конг. Вокал юноши его впечатлил, и на студии он записал с ним несколько композиций. Сингл «Judge Not» стал дебютным в музыкальной творческой карьере певца Боба Марли, он написал его в соавторстве с Джо Хиггсом.

В следующем году всё тот же Джо Хиггс помог Бобу в создании вокальной группы под названием «The Wailers», в состав которой входили:

  • Питер Тош – вокалист, клавишник и гитарист;
  • Беверли Кельсо – бэк-вокал;
  • Банни Ливингстон – вокал, перкуссия;
  • Черри Грин – бэк-вокал;
  • Джуниор Брейтвэйт – вокал.

Сам Боб Марли выступал в качестве гитариста и вокалиста. Алвин Паттерсон, барабанщик, стал наставником группы и помогал ей развиваться. Он помог ребятам пробиться к продюсеру из Кингстона Клементу Додду. Клемент послушал их музыкальные композиции, остался весьма доволен и согласился на запись.

На улицах Кингстона зазвучала новая танцевальная зажигательная музыка, в её основе лежали традиции Ямайки, но резко выраженный горячий ритм и звонкий бит напоминали новоорлеанский ритм – энд-блюз.

Перед самым 1964 годом у группы вышел первый сингл «Simmer Down», и уже в январе он занял вершину ямайского хит-парада, продержавшись на первых строчках около двух месяцев. Песня стала сенсацией и разошлась 80-тысячным тиражом.

С этого времени группа стала постоянно записываться на студии, но со временем немного начал меняться стиль их музыки. Тексты всё больше затрагивали уличную жизнь трущобных районов Кингстона. Ямайская музыка жёстко стала на уличные позиции.

В следующие два года группа выпустила около 30-ти песен, многие из которых имели невероятный успех, к примеру, «Rude Boy».

На ямайской сцене группа заняла крепкие позиции, но внутри начались разногласия. В 1965 году коллектив покинуло три человека, а в следующем году он распался совсем.

К этому времени мама Боба снова вышла замуж и уехала в Америку. Она скопила достаточную сумму денег, чтобы выслать сыну деньги на билет до Соединённых Штатов.

Седелле хотелось, чтобы он переехал к ней поближе и начал здесь новую жизнь. После распада группы Марли Боб уехал к матери, какое-то время проработал на американском автомобильном заводе подсобным рабочим. Но пробыл Боб в Америке совсем недолго, через 8 месяцев он вернулся на Ямайку и воссоздал свою группу.

Зрелое творчество

В жизни Боба Марли наступил определяющий период. К этому времени на Ямайке очень сильно распространилось движение растаманов, Марли тоже постепенно втягивался в это, и его музыка стала полным отображением новой веры и идей. Песни всё больше затрагивали проблемы духовного и социального плана.

Воссозданный коллектив пел песни разного жанра, но за пределами Ямайки популярность пока не приходила.

В 1971 году Боб с друзьями открыл фирму записи грампластинок, но ничего хорошего из этого не получилось. Однако в конце года Марли повезло, он заключил контракт с певцом из Америки Джонни Нэшем и сочинил ему две композиции, которые стали хитами. Джонни пригласил Боба сопроводить его в поездке по Швеции, Марли не отказался и уехал. Наконец, в Европе он заключил контракт с компанией CBS, и группа Боба Марли выпустила сборник песен «Catch a Fire», сделавший их знаменитыми за пределами родного острова.

Популярность коллектива «The Wailers» росла, в 1973 году у них был гастрольный тур по Великобритании и Соединённым Штатам Америки.

Весь 1974 год в жизни Боба был насыщен работой над новым альбомом, он очень много времени проводил на студиях.

Но в скорости Питер Тош и Банни Ливингстон приняли решение о начале сольных выступлений и ушли из коллектива. Их место заняло трио темнокожих женщин, а группу назвали «Bob Marley & The Wailers». Одна из вокалисток, Рита, супруга Боба.

Обновлённый женский коллектив отправился в большой тур по Северной и Южной Америке, Европе и Африке.

Середина 70-х годов ознаменовалась тем, что Марли со своей группой был признан мировым лидером в музыкальном стиле регги, их альбомы занимали высокие позиции в хит-парадах, а песни, которые одновременно выражали «бунт, любовь и веру», были очень популярными среди интеллектуалов.

Когда группа возвращалась после гастрольных туров домой, их встречали как самых величайших звёзд Ямайки. Вместе с музыкальной мировой известностью Боба Марли рос его политический авторитет в стране.

В течение почти всего 1977 года Боб жил и работал в Лондоне, он трудился над новым альбомом «Exodus». Три композиции с этой пластинки впоследствии стали бестселлерами.

В 1978 году Марли был приглашён в Нью-Йорк, где ему вручили Медаль Мира. В этом же году он впервые побывал в Эфиопии и Кении. В 1979 году увидел свет новый альбом Боба «Survival».

Он был посвящён солидарности стран Африки в их борьбе за независимость.

В 1980 году группу Боба Марли пригласили в Зимбабве на празднование независимости. Вышел следующий альбом «Uprising», который моментально стал хитом. Группа отправилась в большое турне по Европе, которым побила все имеющиеся пики популярности на континенте. Самый большой в истории существования группы концерт они дали в этом году в Милане, присутствовало 100 000 зрителей.

Надежды и планы были грандиозными, но болезнь Боба не позволила им осуществиться.

Личная жизнь

В 1965 году, незадолго до того, как уехать к матери в Америку, Боб познакомился с девушкой Ритой Андерсон. Завязались любовные отношения, а 10 февраля в 1966 году молодые люди сыграли свадьбу.

Прожив несколько месяцев с музыкантом, девушка тоже начала сольную карьеру. Когда Рита вышла замуж за Боба, у неё уже была дочь от другого мужчины, Марли девочку удочерил. Совместных детей у них четверо – сын и три дочери.

У Боба Марли всего 11 детей, шестеро из них рождены вне брачных связей, во время его гастрольных туров и поездок у музыканта было много отношений на стороне.

Болезнь и смерть

Марли обожал футбол. Во время любительской игры в Лондоне он повредил палец на ноге, но поначалу особого внимания этой травме не придавал.

Когда палец стал беспокоить сильно и Марли обратился в клинику, врачи признали у него меланому – злокачественную опухоль большого пальца ноги. Бобу предложили ампутировать ногу, он не захотел. Просто сказал, что как же он потом будет играть в футбол и выступать на сцене, ведь он должен быть пластичным. Кроме этого, его растаманская вера не допускала, чтобы «человека разбирали на части», в их понятии тело должно до конца жизни оставаться единым целым.

В 1980 году, после успешного европейского тура из Германии, Боб отправился с группой дальше на гастроли в Америку. Прошло два концерта, а потом на утренней пробежке в парке музыкант потерял сознание. Турне прервали, Боб улетел в Мюнхен к знаменитому медику в области онкологии Йозефу Иссельсу. Ему провели лечение и курсы химиотерапии, восемь месяцев он пробыл в Баварской клинике, но всё безрезультатно. У него стали выпадать знаменитые спутанные локоны волос – дреды, пришлось их срезать. Рак в своей самой опасной форме стал поражать всё тело Боба.

В начале мая 1981 года Марли покрестился в православной Кингстонской церкви в Эфиопии, взяв имя Берхане Селассие.

Он очень хотел перед смертью последний раз увидеть Ямайку, однако перелёт из Германии не получился. Состояние здоровья Марли ухудшилось, самолёт вынужденно приземлился в штате Флорида, где в больнице 11 мая 1981 года Боб умер.

Он успел сказать своему сыну важные, последние и настоящие слова: «Деньги никогда не могут купить жизнь».

Тело Боба Марли перевезли на место его рождения, где 21 мая 1981 года прошли похороны. Его захоронили в мавзолее. В склепе рядом с ним лежат Библия и гитара, футбольный мяч с пучком марихуаны и кольцо, подаренное эфиопским принцем, которое он никогда не снимал.

Великие человеческие заслуги требуют таких же великих мировых наград:

Год Награда
1978 Получение медали «третьего мира» от ООН.
1981 Получение ордена «За заслуги», за вклад в историю Ямайки.
1994 Добавление в зал славы рок-н-ролла.
1999 Альбом «Exodus» признан альбомом века.
2001 Получение звезд на Аллее Славы в Голливуде.
2001 Посмертное награждение премией Грэмми.
2004 В списке «100 величайших артистов всех времён и народов» Боб Марли занял 11-ю строку по версии журнала «Rolling Stone».

Песня «One Love» по опросу ВВС названа лучшей песней тысячелетия, а сам Боб Марли – величайшим лириком всех времён и народов.

Несмотря на то, что прошло уже более тридцати лет после смерти Боба Марли, он до сих пор остается наиболее известным во всем мире и авторитетным музыкантом, исполнявшем песни в стиле .

Жизнь Боба Марли

Боб Марли родился на Ямайке. Его матерью была местная девушка, а отцом – европеец, который при жизни виделся с сыном всего два раза, а когда Бобу было 10 лет, умер. В ранние годы Боб Марли принадлежал к субкультуре руд-боев (разочарованных парней из низших классов, выказывающих презрение к власти и каким-либо порядкам).

Позднее молодой человек увлекся музыкой и сам начал писать песни в стиле регги. Вместе со своей группой Боб Марли объездил Европу и Америку с концертами, его песни и альбомы лидировали во многих престижных мировых хит-парадах. Именно благодаря музыкальной деятельности Боба Марли регги-культура стала популярна за пределами Ямайки.

Боб Марли являлся также приверженцем растафарианства – религии, отвергающей приверженность к культуре потребления и западным ценностям, а также проповедующей любовь к ближнему. Музыкант активно участвовал в политической и общественной жизни Ямайки.

Почему умер Боб Марли?

Многие, задаваясь вопросом, в каком году и от чего умер Боб Марли, удивляются, ведь певцу было всего 36 лет. Он умер в 1981 году.

Причиной смерти Боба Марли стала злокачественная опухоль кожи (меланома), появившаяся на пальце ноги. Рак обнаружили в 1977 году и тогда же, пока болезнь не дала осложнений, предложили музыканту ампутировать палец. Однако он не согласился. Причиной отказа от операции Боб Марли назвал боязнь потерять свою пластику, которой он поражает поклонников на сцене, а также невозможность играть в футбол после ампутации. Кроме того, последователи растафарианства верят, что тело должно сохраняться в целостности, а потому операция не могла состояться и из-за религиозных убеждений Боба Марли. Он продолжил активную певческую карьеру и гастрольную деятельность.

В 1980 году Боб Марли проходил курс лечения от рака в Германии, певцу сделали химиотерапию, от которой у него начали выпадать дреды. Кардинального же улучшения самочувствия так и не произошло.

Читайте также
  • 9 победительниц конкурса «Мисс мира» спустя десятилетия – время vs красота
  • Как бы выглядели 7 легендарных музыкантов, будь они живы сегодня?
  • 13 известных фраз, авторство которых приписывают не тем людям

В итоге Боб Марли решил вернуться на родину, однако из-за плохого состояния здоровья перелет из Германии на Ямайку осуществить не удалось. Музыкант остановился в больнице Майами, где и скончался впоследствии. Смерть настигла Боба Марли 11 мая 1981 года.

Родителями Боба были 18-летняя чернокожая девушка по имени Седелла Букер (Cedella Booker) и 50-летний белый квартирмейстер Британской Империи капитан Норвел Марли (Norval Marley). Они поженились в 1944 году, а через год - 6 февраля 1945 года на севере острова в Бухте Святой Анны родился Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Отец, несмотря на свою любовь к сыну, под давлением родственников был вынужден отказаться от совместного с ним проживания, но деньги высылал исправно и старался хоть иногда встречаться с Бобом.

Уже будучи подростком, Боб с матерью переехали в столицу Ямайки - город Кингстон, который был золотой мечтой любого ямайца. Как и всем приезжим, жить им пришлось в трущобном районе - Тренч-Тауне (Trenchtown), названном в честь дренажной канавы, проходившей неподалеку. В 14 лет он становится учеником местного певца и благочестивого растамана Джо Хиггса (Joe Higgs). Первые шаги в музыкальном направлении Марли начал делать в начале 60-х. Он записал пару синглов (первая запись - «JudgeNot» была сделана в 1962 году на студии продюсера Лесли Конга), которые, однако, особого интереса не представляли...

Популярность пришла в 1964 году, когда композиция «Simmer Down» группы «Wailers» попала в ямайские чарты. Ядро группы составляли Боб Марли, Невил О’Райли Ливингстон и Питер МакЛинтош (более известные как Банни Ливингстон и Питер Тош), которые в 1963 году основали «The Wailing Wailers». Кроме них в группу входили Шерри Смит (Cherry Smith), Юниор Брайтуэйт (Junior Braithwaite) и Беверли Келсо (Beverly Kelso), продержавшиеся в ней до 1966 года. Изначально коллектив назывался «The Teenagers», затем - «The Wailing Rudeboys», и лишь потом - «The Wailing Wailers». Записывались они на студии с лаконичным названием «Studio One» продюсера Коксона Додда (Coxsone Dodd). Дебютная запись – «I"m Still Waiting». К этому же периоду относятся написание и запись таких композиций как «Let Him Go (Rude Boy Get Gail),» «Dancing Shoes,» «Jerk in Time,» «Who Feels It Knows It» и «What Am I to Do». Огромное влияние на творчество ребят оказало американское радио, в частности, одна из станций Нового Орлеана, крутившая Рея Чарльза, Фатса Домино, Брука Бентона. Ребята также внимательно слушали песни черных вокалистов, таких как Drifters - сверх популярной на Ямайке группы.

10 февраля 1966 года Боб женится на молодой певице группы «Soulettes» – Рите Андерсон (Rita Anderson) и… улетает в США к своей матери (которая, выйдя вторично замуж, переехала в 1963 году в Ньюарк, штат Делавэр). Прожив на континенте всего 8 месяцев, он возвращается в Кингстон и, полный новых идей, воссоздает «The Wailers» вместе с Банни и Тошем. В 1967 году все трое серьезно увлеклись растафарианством, что сказалось как на их творчестве, так и на отношениях с продюсером Доддом. Расторгнув контракт, группа записывает «Bend Down Low» на собственно лейбле «Wail’N’Soul», который закончил свое существование в том же году по финансовым причинам. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, «Wailers» пишут песни для американского певца Джонни Нэша (Johnny Nash), снискавшего международную популярность с марлевской «Stir It Up». Продюсером в этот короткий период выступал Дэнни Симс (Danny Sims). Так продолжалось до 1968 года, когда группа приступила к сотрудничеству с гениальным регги-продюсером Ли Перри (Lee ‘Scratch’ Perry). Под аккомпанемент группы Перри «The Upsetters» трио записало множество хитов, таких как «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty» и «Small Axe». После этих сессий Астон Баррет (Aston "Family Man" Barrett) и его брат Карлтон Баррет (Carlton Barrett) – басист и ударник «Upsetters», имеющие неоспоримую репутацию самой мощной ритм-секции на острове, присоединились к «Wailers», и в 1971 году группа основала очередной лейбл «Tuff Gong». Это был их последний плацдарм перед покорением мира – ведь, несмотря на бешеную популярность в странах Карибского бассейна, международного признания ребята пока не добились.

Во время своего пребывания в Лондоне (сопровождая Джонни Нэша в его турне) Боб заглянул на студию «Island Records», глава которой – Крис Блэквелл (Chris Blackwell) - еще в 50-х годах пытался привлечь внимание Западной Европы к ямайской ска-музыке. Имея обширные связи в музыкальном бизнесе, выпуская музыку Jethro Tull, King Crimson, Traffic, Блэквелл мог предоставить «Wailers» огромные возможности в записи, продюсировании и раскрутке. В свою очередь, будучи наслышанным о популярности группы в Вест-Индии, Крис понимал, что регги может стать сверх популярным на Западе. Поэтому в 1972 году «The Wailers» и «Island Records» подписали контракт.

Уникальность события состояла в том, что впервые регги-группа получила возможность использовать дорогостоящую аппаратуру, хорошие инструменты, работать с первоклассными звукорежиссерами. До того регги-команды выпускали лишь синглы и дешевые альбомы - сборники. «The Wailers» первыми среди своих коллег выпустили альбом, который записывался и раскручивался по всем стандартам рок-бизнеса. Это был «Catch A Fire», релиз которого произошел в 1973 году. Как и следовало ожидать, он не стал мгновенным хитом, но о «Wailers» заговорили по обе стороны Атлантики, и «Island Records» отправляет группу в британо-американское турне. Прибыв в Лондон в апреле 1973 года, «Wailers» в течение 3 месяцев выступают в клубах и зарекомендовывают себя как отличная концертная группа, когда Ливингстон заявляет о своем нежелании выступать в Америке. Его место занимает Джо Хиггс - тот самый, который учил юного Марли петь. Американское турне прошло с переменным успехом: на некоторых концертах группа собирала аншлаги, некоторые же пришлось отменить. Часть концертов была дана совместно с Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), еще несколько – с очень популярной в США командой Sly & The Family Stone.

Следом за «Catch A Fire», в 1973 году выходит второй альбом «The Wailers», также с «огненным» названием – «Burnin’». Туда вошли как новые версии старых проверенных временем хитов вроде «Small Axe» и «Put It On», так и совсем свежие (но в последствии не менее популярные) «Get Up Stand Up» и «I Shot The Sheriff» - последняя приобрела мировую известность благодаря удачному каверу (Eric Clapton), достигшему первой строчки американского чарта.

Ознаменованный работой над альбомом «Natty Dread», 1974 год стал последним для классического состава «Wailers» - в январе 1975 Банни и Питер заявляют о своем уходе из группы, сославшись на диктаторские замашки Марли. Последний решает открыть «семейный бизнес» и приглашает на место ушедших со-вокалистов женское трио «I-Threes», состоящее из жены Боба Риты, Марсии Гриффитс (Marcia Gtiffiths) и Джуди Моватт (Juddy Mowatt). Ансамбль переименовывается в Bob Marley & The Wailers и в феврале 1975 года выпускает пластинку «Natty Dread», включающую в себя такие шедевры как «Talkin" Blues», «No Woman No Cry», «Revolution», «Them Belly Full (But We Hungry)» и прочие. Новым составом группа отправляется в турне, дает аншлаговые концерты в лондонском театре «Lyceum», а «No Woman No Cry» тем временем взлетает на вершину британского Top 40. Подтвердив свою репутацию первоклассной «живой» команды, «Wailers» в ноябре возвращаются на Ямайку, где дают грандиозный концерт со Стиви Уандером, окончательно возведя себя в роль национальных и интернациональных героев.

Годом позже, в 1976, Marley и компания записывают «Rastaman Vibration», где Боб в полной мере самовыразился в музыкальном и смысловом планах. Помимо таких ярких композиций, как «Crazy Baldhead», «Johnny Was», «Who the Cap Fit», на альбоме присутствует одна из самых острых песен Марли – «War». Таким образом, в середине 70-х, регги (благодаря Марли) окончательно занял свою нишу в популярной музыке.

Пропагандируемое творчеством «Wailers» растафарианство получило множество последователей среди ямайской молодежи, и вскоре Marley ощутил в себе значительную политическую силу. Пытаясь дать «примирительный» концерт на острове, он чуть было не погиб от пули в собственном доме (3 декабря 1976 года) и был вынужден уехать с Ямайки на долгих 18 месяцев, которые, однако, не прошли даром, а вылились в новую пластинку под названием «Exodus». Его релиз состоялся летом 1977 года и подарил слушателям песни «Jammin’», «Exodus», «Waiting In Vain», а его создателю – новую славу и 56 недель в хит-парадах Великобритании.

В 1978 году группа закрепила свой успех в чартах альбомом «Kaya», занявшим 4 строчку уже через неделю после выхода в свет. Наибольшей популярности добились синглы «Satisfy My Soul» и «Is This Love». Вообще, этот год стал для Марли годом общественной деятельности: в апреле на Ямайке он дает концерт One Love Peace, на котором примиряет лидеров власти и оппозиции, летом его приглашают в штаб-квартиру ООН, где вручают Медаль Мира, а в конце года Боб посещает Кению и Эфиопию – родину растафарианства.

По материалам недавнего европейско-американского турне «Wailers» записывают второй концертник, (первый был выпущен в 1976 году и назывался просто «Live») под названием «Babylon By Bus», а также расширяют географию своих выступлений, сыграв концерты в Японии, Австралии и Новой Зеландии. Как активный борец за свободу, Марли не мог оставаться в стороне от событий в Африке, где бывшие колонии одна за другой получали независимость. Именно им посвящен его девятый на Island Records альбом «Survival»; вот только некоторые полит-композиции: «Zimbabwe», «So Much Trouble In The World», «Ambush In The Night» и «Africa Unite».

В начале 1980 года группа впервые дала ряд концертов в Африке, в том числе – на церемонии обретения независимости Зимбабве. Такая честь, оказанная музыкальной группе еще раз подчеркнула значимость «The Wailers» для стран Третьего Мира. Примерно в это же время – в мае выходит пластинка «Uprising», немедленно ставшая хитом продаж, включив в себя «Could You Be Loved», «Work», «Redemption Song» и множество других, не менее замечательных песен. Находясь на гребне своей популярности, ансамбль дает ряд грандиознейших концертов в Европе, бьющих все рекорды посещаемости (так, в Милане на выступление пришло около 100 тысяч человек). На вторую половину года было запланировано масштабное американское турне вместе со Стиви Уандером. Но сбыться этим планам суждено не было…

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.


Боб Марли умер 11 мая 1981 года. Он был легендой или даже больше. Мы знаем крайне мало людей, которые не любят Боба, а те, кто знает его, просто обожают. Уж больно он позитивный парень!

Сегодня мы немного расскажем про Боба Марли в фактах. Это будет напоминать систему FAQ.

Почему Боб Марли не стригся и не брился

Боб Марли родился на Ямайке, на зеленом острове. На карибских берегах зародились его религия - растафарианство - и его музыка - реггей. И теперь всякий уважающий себя ямайский негр старается быть похожим на Боба Марли.

Романтичная бухта Runaway bay - место высадки Колумба на Ямайку. Именно здесь каравеллы впервые пристали к берегу, и именно отсюда ушел последний испанец, когда англичане отобрали у них Ямайку. Сейчас остров, как поется в известной песне, «ничейный» и «бухта ничейная», развалины, ржавый сухогруз «Амазония», обшарпанная кафешка, которая неизвестно как называется - на стенах намалеваны разные слова: «Columb», «Sunny», «Runaway bay», «Selassie». И так же коряво, но крупно вырезано на деревянной двери: «Мерзкий, грязный, ужасный». «Селассие - тот, кто меня привел к такой жизни, он - тот, кто указал мне верную дорогу!» - реггей из кафешки разносится над бухтой. Поет, конечно, Боб Марли.

Хозяин откидывает дерюжный полог и выходит к посетителям. Волосы его похожи на клочья свалявшейся пакли, какой она бывает между бревнами старого деревенского дома. Он говорит медленно, слова трудно выходят через неподвижные пухлые губы, но все-таки он отвечает на все вопросы. Оказывается, этого негра-хозяина зовут Sunny, а залив Runaway - место, где мы находимся в данный момент времени, которое, впрочем, течет, как песок, ведь прошлого нет, а будущее еще не наступило. Селассие - эфиопский император, который однажды приезжал на Ямайку, для растаманов он пророк и наместник бога Джа.

Санни еще не растаман, он только готовится к принятию религии, обряды еще не практикует, не созрел. Он пока еще «дред-лакс» (dread lacks) - «спутанные волосы». Дреды для растамана - антенны в духовный мир, средство общения с богом. Санни никогда не расчесывает и не стрижет волосы, однако моет их и смазывает иной раз маслом. Моет не шампунями (по его мнению, это вредно), а отваром из листьев мыльного дерева.

Самую приятную обязанность растамана - курение ганджиба-са, ганджи (одно из наименований индийской конопли) - Санни выполняет регулярно. Скоро он откажется от мяса, начнет соблюдать обряды, войдет солдатом в построенную по военному принципу иерархию растаманов, и его пригласят на веселую сходку банануну. Знает ли Санни, что император Эфиопии Хайле Селассие умер? Знает. А знает ли, что его лично расстрелял из автомата друг Советского Союза товарищ Менгисту Хайле Мариам, а после приказал зарыть труп под полом своего кабинета? Нет, таких подробностей Санни не знает, но догадывается, что Селассие жил в роскоши и вел себя нескромно, и потому народ вполне мог обидеться. Такова жизнь, и пророки иногда умирают. Вот Боб Марли умер, а ведь он точно был пророк. Санни не хочет жить и умереть, как Селассие, он хочет жить и умереть, как Боб Марли.

Растафари - религия ямайских негров, близкая христианству в эфиопском варианте: шестиконечные звезды, царь Соломон, царица Савская. Главное отличие - экстерьер и дымок ганджи. Растаман носит вязаную шапочку трех эфиопских цветов - черного, красного и желтого, или таких же цветов берет под Че Гевару, или щегольской цилиндр с козырьком. Под шапкой скрывается копна паклеобразных нечесаных волос. К концу жизни иной растаман носит на голове пять а то и семь килограммов дредлоков. Но, странное дело, вы не увидите на Ямайке лысеющих растаманов. Наверное, опыт растаманов доказывает, что именно расчесывание и стрижка волос приводят к их потере. Желающие поспорить могут поинтересоваться у индийцев-сикхов, которые тоже не стригут волосы, есть ли среди них лысые. Сикхи, в отличие от растаманов, расчесывают волосы металлическим гребнем и покрывают свои шевелюры (или лысины) чалмой.

Растаманы обязаны соблюдать запреты: не есть свинину, моллюсков, рыб без чешуи, не курить табак (только ганджу), не пить ром и вино, не употреблять соль, уксус, молоко, не играть в азартные игры. Поскольку бог Джа создал человека по своему образу и подобию, то любое искажение божественного облика - грех, в том числе стрижка и бритье.

Боб Марли был растаманом, поэтому не стригся, не брился и не делал всего остального, чего не велел ему делать его бог Джа.

Почему Боб Марли умер с косяком во рту?

Растафари - модная религия: потертые штаны, майки с Бобом, шерстяные джемперы, береты, дреды. За последние годы число белых поклонников растафарианства увеличилось многократно. Они есть повсюду: в Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме. Достаточно растафари есть и в Москве. Курение марихуаны, свободный секс, реггей, принципиальная лень, танцующая походка - это как детская болезнь: не надо в школу ходить, лежишь себе в постели, читаешь книжку про пиратов, пьешь микстуру от кашля, ешь апельсин. Но на следующий день надоедает болеть, хочется во дворе гулять, да и в школу тоже пора.

Каждый ямаец со вкусом костерит американцев. Проклятые янки гоняют наркодельцов, чтобы бедным людям жизни не давать, а сами в Калифорнии выращивают в три раза больше ганджи, чем на Ямайке! Если ямаец ганджу не курит, то заваривает на ночь от бессонницы и вполне искренне считает, что табак убивает гораздо быстрее. Конопля - трава мудрости, так считают эти парни. По их преданию она выросла на могиле царя Соломона. А еще ганджа помогает от астмы и глаукомы! Но это они так считают, а мы как-то не сильно так думаем.

Может быть, астматиков на Ямайке и нет. Но вот мутных личностей с выморочными вытаращенными глазами много.

А Боб Марли был похоронен с косяком во рту.

Очень долго негры не приезжали в Эс-Сувейре по своей воле. Но вот в конце шестидесятых в Эс-Сувейре появился Джимми Хендрикс. По одной версии, его привлекли свежая красота города и желание основать Город Свободы, по другой - застучал сердце позвало его туда, где загубили его предков. Не будем забывать, что к этому времени друг Хендрикса Боб Марли уже стал растаманом и настойчиво предлагал всем неграм подумать о возвращении в Африку.

Марли отсидел полгода в американской тюряге за косяк, а в Марокко в те годы водилось вдоволь дешевого гашиша и не было никаких законов, запрещающих курить травку. Словом, вознамерился Джимми Хендрикс купить пару кварталов Эс-Сувейры и пригородную деревню для пляжного отдыха, и никаких препятствий у него не возникло: евреи, составлявшие примерно половину населения города, тысячами уезжали в Израиль, а арабское население не спешило заселять опустевшие дома. В кафе Rial Amadine Джимми Хендрикс курил гашиш, пил инжирную водку и сочинял песни, самая известная из которых - «Замок в песках”. Еще он играл на гитаре, причем не мог играть обыкновенным способом в волшебной Эс-Сувейре и потому перебрасывал гитару за спину, заламывал руки и своими длинными пальцами управлялся со струнами и за спиной. Когда ему наскучивало играть, он левитировал. Старший метрдотель Rial Amadine вспоминает, как мальчишкой он подсматривал за левитирующим негром, - и хорошо помнит, зачем врать: Джимми Хендрикс парил в нескольких сантиметрах над ковром.

Джимми упрашивал Боба Марли: приезжай к нам, брат, вместе воспарим над миром! Боб собрался, прилетел в Касабланку. Но в аэропорту его задержали: слишком много вез гашиша, несколько больших сумок. Ему сказали: «Зачем так много тащишь? У нас купишь лучший в мире - из города Ктема». А Боб в ответ: «Знаю я ваш гашиш, он парфюмом воняет». Еще он сказал: «Ктемский полцены не имеет против ямайского, и если человек привык курить ямайский ганджубас, ни на какой другой он его не променяет». Ему сказали: «Положим, ты прав, когда ты прав, но сейчас ты не прав, поэтому ополовинь запасы: половину мы у тебя отберем, а половину - из уважения к тебе - пропустим, вот такой компромисс мы допустим с нашей стороны». А Боб сказал: «Пропускайте всё, или я уеду домой». Он не был склонен к компромиссам, думал, с ним шутят, и допустил большую ошибку. Марокканцы отличаются от всех прочих арабов внешним спокойствием, поэтому в Марокко легко ошибиться: человек с виду спокойный, а на самом деле - разъярен и нервничает. Характер у марокканцев взрывной, причем никогда не знаешь, когда они взорвутся. Боб Марли перебрал с наездами, и его самого не пропустили, а родной гашиш отобрали. Вышло по марокканской пословице: «Упрямый бык всегда мутную воду пьет».

Потом Боб расстраивался, что не попал в Марокко. Там легко научиться левитации, тем более если ты негр. Вот Джимми Хендрикс быстро научился. Он поехал в Марракеш, там на площади перед мединой под треск кастаньет и вытье глухих дудок прыгают негры гнауа из таинственной секты акробатов. Танцоры так отчаянно вертятся, прыгают и выкрикивают сакральные слова, что к концу танца глаза у них закатываются, руки повисают плетьми. И тогда они садятся как будто отдохнуть - и впадают в настоящий религиозный транс. Одни бормочут что-то себе под нос, другие просто не шевелятся, третьи смотрят сквозь тела, навесы и стены и видят что-то, другим невидимое. В таком состоянии недолго и воспарить. Джимми и воспарил.

А Боба Марли завернули в аэропорту, поэтому он так и не научился левитировать.

Ямайский артист Боб Марли был не только первоклассным певцом и гитаристом, исполнявшим собственные песни. Он сделал ямайский стиль регги международным достоянием, благодаря своей популярности. Кроме этого, Марли своим творчеством способствовал победе панафриканизма в родной стране и внёс вклад во всемирное движение за равноправие чернокожего населения планеты. Причиной смерти Боба Марли стало онкологическое заболевание.

Боб родился на Ямайке, в 1955 году, от связи европейца с 16-летней ямайской девушкой. Он вырос в небогатой провинции и начинал своё знакомство с миром как руд-бой: агрессивный и презирающий опасность представитель молодёжной субкультуры. Переехав с матерью в 1950 году в столицу Ямайки – Кингстон, он начал усиленно интересоваться музыкой и стал брать уроки у знаменитого певца Джо Хигса. В 1963 году они вместе написали первый сингл для Марли «Judge Not». Позже Боб, вместе с друзьями, организовал вокальную группу. Их первая же песня стала хитом на Ямайке и разошлась тиражом в 80 тысяч экземпляров.

После нескольких неудач, группе удалось создать собственный альбом, вышедший за пределы острова. В 1973 году их музыкальный коллектив выехал на свои первые гастроли в Америку. После того, как часть его коллег-музыкантов занялась сольной карьерой, Боб собрал новую группу с женским вокальным трио, в котором пела его жена Рита, и поехал с ними в турне по Африке, Европе и всему американскому континенту. Уже в середине 1970-х годов группа стала признанным авторитетом стиля регги и его лицом.

После этого блистательного вояжа, Боб был признан у себя на Ямайке культовой фигурой, а его выступления, а так же – политические и религиозные взгляды, стали примером для подражания. В декабре 1976 года он даже оказался жертвой политического покушения. Марли получил ранения в грудь и руку, но провёл концерт-акцию, в поддержку премьер-министра Майкла Мэнли, ратующего за примирение борющихся сил. Это было выступление для 80-тысячной аудитории, продолжительностью в полтора часа.

Подобным концертом Боб порадовал своих сограждан и в 1978 году, когда добился рукопожатия вождей двух противоборствующих сторон прямо на своей сцене, для предотвращения гражданской войны. В это время он уже был убеждённым растаманом — последователем религиозного движения -субкультуры потомков чернокожих рабов, включающего в себя систему взглядов, типа поведения и музыки. Этот выбор, возможно, объясняет, почему умер Боб Марли.

По понятиям расты, человек не имеет права на ампутацию, а врачи обнаружили у Боба злокачественную меланому на большом пальце ноги – результат старой футбольной травмы. Марли продолжал жить по-прежнему, но когда ему стало плохо после концерта в Мэдисон-Сквер-Гарден, его турне прекратились. В результате лечения в Мюнхене, в 1980 году, улучшения не наступило. В мае 1981 года певец умер в больнице, в возрасте 26 лет и похоронен по обряду эфиопской православной церкви. После его смерти осиротели его жена, 7 сыновей, 4 родные, и 2 — приёмные дочери. Большинство из них впоследствии стали музыкантами.

1164 Просмотров