Бухгалтерский учет по договору франчайзинга.

За счёт чего обслуживающее подразделение строительной фирмы смогло стать самостоятельной и прибыльной компанией

IT-инструменты, которые использует Полина Муртазина

  • 1С:Бухгалтерия 8 («облачная»)
  • Skype
  • Сервисы Google
  • Пакет Microsoft Office
  • Mail.ru

История компании «ВСК» из Екатеринбурга – это хороший пример того, как упорство, системность и вера в свои силы могут спасти бизнес, казалось бы, уже идущий ко дну. Изначально «ВСК» создавалась как дочернее предприятие строительного холдинга, её задачей было бухгалтерское и финансовое сопровождение предприятия. В какой-то момент было принято решение развивать компанию как самостоятельный бизнес. Всего за год фирма несколько раз оказывалась на грани закрытия. Но благодаря терпению, настойчивости и предпринимательскому чутью директора «ВСК» сейчас у компании прибыльный и растущий бизнес. О том, как важно работать системно и верить в себя, Полина Муртазина рассказала порталу Biz360.

Полина Муртазина , предприниматель, директор консалтинговой компании «ВСК» в Екатеринбурге. В 2010 году закончила Уральскую академию государственной службы по специальности «Государственное муниципальное управление», но по специальности не работала. С 2012 года возглавила консалтинговую компанию «ВСК», которая изначально была создана для бухгалтерского обслуживания семейного бизнеса, а позднее стала отдельным самостоятельным бизнесом.


Семейный бизнес оказался привлекательней госслужбы

Родители Полины Муртазиной – предприниматели с многолетним стажем, владельцы группы компаний «Вам-Строим» (индивидуальное жилищное строительство). Еще будучи студенткой, Полина принимала участие в семейном бизнесе в качестве ассистента бухгалтера - помогала оформлять несложные бухгалтерские документы. Каждый день после учёбы она приезжала на работу в офис фирмы, который находился за городом. На дорогу уходило по 3 часа в день.

Когда бухгалтера фирмы пришлось уволить из-за финансовых нарушений, отец предложил Полине глубже вникнуть в бухгалтерию и взять на себя контроль за финансами. «Я человек системный, и решила в этом вопросе разобраться, - вспоминает Полина. - Знаний для этого не хватало, в моем вузе даже не было специальности «бухучёт». Поэтому я – бухгалтер-самоучка».

После окончания академии госслужбы Полина планировала работать в городской администрации, куда её к моменту окончания учёбы уже пригласили. Но, побывав там на студенческой практике, поняла, что эта работа для нее неинтересна. Ей хотелось больших возможностей для самореализации, и поэтому Полина приняла решение остаться в семейном бизнесе.


Полина Муртазина и её папа Игорь Владимирович Щукин, глава холдинга «Вам-Строим»

Бухгалтерское сопровождение собственной группы компаний было решено выделить в отдельную структуру. Летом 2012 года была создана фирма «ВСК», на которую возложили функцию финансового управления и бухгалтерского сопровождения. В штате числилось двое сотрудников – Полина и её помощница. Первыми клиентами фирмы, помимо «основной» компании родителей, стали её подрядчики и партнеры. Спустя полтора года после начала работы в «ВСК» стали обращаться первые «сторонние» клиенты. Они приходили по рекомендациям, поиском клиентов Полина тогда не занималась.

В самостоятельное плавание

В 2014 году в строительном бизнесе родителей Полины начались первые проблемы – в отрасли стал ощущаться кризис. И тогда у девушки появилась идея построить самостоятельный бизнес, независимый от головной компании. Она решила выйти на рынок бухгалтерского аутсорсинга, то есть предоставлять услуги бухгалтерского сопровождения вплоть до полной замены штатной бухгалтерии клиента.

«Я решила, что мой проект должен приносить доход, а не «сидеть на дотациях» от родительского бизнеса. Плюс мне хотелось доказать родителям, что я тоже способна что-то сделать и чего-то добиться самостоятельно. Я начала искать информацию в интернете на тему построения бухгалтерского бизнеса. В процессе поисков наткнулась на сайт фирмы «1С» . Мне сначала казалось, что это что-то из области фантастики, что это очень сложно и безумно дорого. Но я подумала, что под лежачий камень вода не течёт, и решила отправить заявку на покупку франшизы», - рассказывает Полина.

После прохождения всех необходимых формальностей в феврале 2015 года она оплатила начальный взнос, чтобы выкупить франшизу «1С:БухОбслуживание» . Взнос был выплачен на сбережения из собственной зарплаты. После покупки лицензии, по признанию Полины, работать стало сложнее, но намного интереснее. Появились определенные требования и стандарты в работе, которым нужно было соответствовать. Относятся они не только к обслуживанию, но и к привлечению клиентов. До приобретения франшизы систематической работы в этом направлении не велось, клиенты приходили случайно.

О том, что для работы была выбрана именно лицензия «1С», Полина не жалеет. «Мне очень нравится работать именно в сети 1С, - признается она. - У них очень серьезная маркетинговая поддержка, профессиональный подход к бизнесу и к обучению. На мой взгляд, они делают всё для того, чтобы создать возможности. У тех, кто этими возможностями воспользуется, есть все шансы получить хороший результат».

Стандарты и гарантии

Все партнёры компании «1С» работают по стандарту, который контролируется франчайзером. Сотрудники фирм, работающих по лицензии 1С, обязаны пройти сертификацию. Заключая договор с компанией-партнером 1С, её клиент получает определенный регламент работы бухгалтерии. Программное лицензионное обеспечение клиенту предоставляется бесплатно.

Важным плюсом для клиентов являются финансовые гарантии, предоставляемые в рамках договора обслуживания. Например, если им, вследствие ошибок или недоработок компании «ВСК», выставят штрафы или пени от налоговой инспекции, компания их компенсирует за свой счет

«Мне самой очень нравится продукт, который мы предлагаем. Я считаю, что это лучшее, что существует для малого бизнеса на рынке бухгалтерского учёта. Наш продукт – это симбиоз современных технологий и профессионализма сотрудников, который гарантируется брендом и стандартами 1С. Наша система бухучёта максимально адаптирована к современным требованиям. Бухучёт становится для клиента чётче, прозрачнее, понятнее. А когда в бухгалтерии всё хаотично, это несет очень большие риски для бизнеса», - считает Полина Муртазина.

Step by step

К работе по новой схеме Полина приступала с большими надеждами. Однако первые месяцы работы по франшизе не принесли желаемого результата. Точнее сказать, результаты были обескураживающими: ни одного нового клиента за февраль и март 2015 года. Появилось ощущение неуверенности – был проделан огромный объём работы, который фактически пропал впустую.

Но Полина не думала сдаваться. В мае 2015 года она прошла обучение на семинаре 1С, и поняла, что всё не так уж и безнадежно. Бизнес в сфере интеллектуальных услуг имеет свои особенности. Речь здесь идёт о «длинных» деньгах, на мгновенную финансовую отдачу рассчитывать можно не всегда. Но при грамотной отладке процессов бизнес способен приносить стабильный доход. Работа, проведенная компанией, не уходит «в никуда», и обязательно должна дать результат в перспективе.

К лету ситуация стабилизировалась. Проведённые Полиной корректировки в стратегии развития и мотивации персонала принесли результат. Начался приток клиентов «со стороны», найденных Полиной и новым менеджером по продажам. Но в июне 2015 года компанию «ВСК» ждало ещё одно серьезное испытание. В строительном бизнесе родителей Полины произошел серьезный финансовый провал, который поставил семейное дело на грань выживания. В течение двух недель у их фирмы разорвались крупные контракты по стройке, и «головная компания» фактически заморозила свою деятельность.

Бизнес Полины из-за этого тоже оказался под угрозой закрытия. Более 50% выручки на тот момент компания «ВСК» получала именно с обслуживания «своих» компаний, а все расходы несла головная фирма. Поэтому прежде всего нужно было ликвидировать кассовый разрыв и заработать деньги на покрытие возникших дополнительных затрат. У Полины и её команды это получилось.

За период с апреля по август 2015 года компания подписала 56 договоров на бухгалтерское обслуживание. Для региональных компаний, работающих по франшизе 1С, это является выдающимся результатом.

«Бурный рост продаж летом 2015 года был, можно сказать, простимулирован форс-мажорными обстоятельствами. Я взяла нового менеджера по продажам, и мы оба прошли обучение в головном офисе 1С в Москве. Мы стали работать по конкретной схеме, когда знаешь, что нужно сделать для достижения результата (сколько звонков в день сделать, сколько встреч провести и т.д.) Плюс к этому я стала искать дополнительные внешние источники поступления клиентов. Мы начали договариваться с банками о партнёрских программах. Компания стала больше «выходить в свет» и участвовать в публичных мероприятиях. Мы проводим семинары для собственников бизнеса, в основном на площадках банков-партнёров. Всё это в совокупности дало такой эффект. Вся команда сработала очень сильно, каждый внес в этот успех свой вклад», - вспоминает Полина.

Новый менеджер, нанятый в фирму «ВСК», оправдал ожидания своих работодателей и с первого месяца начал приносить компании клиентов. Но основу роста клиентской базы заложила сама Полина своей работой с партнёрскими компаниями и их рекомендациями. К примеру, одним из партнёров головной фирмы является юридическая компания. По её рекомендации к Полине пришла крупная организация, в рамках которой «встали на обслуживание» 10 юридических лиц. Сумма этого договора практически компенсировала «ВСК» весь кассовый разрыв, образовавшийся из-за необходимости самостоятельно оплачивать расходы.

«Я не была уверена, что мы сможем качественно обслужить всех новых клиентов, потому что на тот момент мы были слабенькими. Но все-таки решила рискнуть и попробовать, и не прогадала. Партнёрские схемы сработали у нас очень удачно. Менеджер по продажам работает больше с мелкими и средними клиентами, а крупные приходят исключительно по рекомендации, либо от руководителей других компаний, от партнёров, от банков и т.д. Это определенная бизнес-тусовка, позволяющая выйти на нужного человека, пообщаться с ним, заинтересовать его, показать принцип работы продукта и его результат. После этого они становятся к тебе лояльными, и с ними можно выстраивать долгосрочные отношения», - раскрывает секреты Полина Муртазина.

Реформа ценообразования

Некоторые из клиентов, заключивших стандартные (самые бюджетные) договоры на обслуживание с «ВСК», требовали к себе особого внимания и индивидуального подхода. В процессе работы выяснилось, что затраты времени и усилий на обслуживание таких клиентов огромны, но совершенно не окупаются приносимыми ими деньгами. При этом у сотрудников компании оставалось меньше времени на обслуживание клиентов «полного цикла». Полине даже пришлось взять ещё одного бухгалтера, чтобы из-за возросшей «внеплановой» нагрузки не страдало качество обслуживания клиентов.

Для решения этой проблемы Полина внесла коррективы в стратегию развития на 2016 год. Она провела сегментацию клиентов «по величине чека» на четыре типа, от «маленьких» до «крупных». Исходя из этого, был переформирован подход к ценообразованию на основе двух подходов к клиентам.

«Есть «конвейерный» подход – франшиза со всеми её стандартами без каких-либо дополнительных услуг. Компании, стремящиеся сэкономить по максимуму, выбирают стандартный вариант. Но если клиент хочет, чтобы к нему применялся индивидуальный подход в части обслуживания – у нас есть такая возможность. Иногда нам говорят: «Я готов платить 50 000 рублей в месяц, но не хочу морочиться вообще ничем. Если у меня в этом месяце 100 документов, а в следующем 10 – мне неважно, я всё равно заплачу 50 000». Наша новая схема позволяет комфортно себя чувствовать всем клиентам – и экономным, и получающим ВИП-обслуживание», - объясняет Полина.

Варианты обслуживания

В рамках франшизы компания «ВСК» имеет право устанавливать индивидуальные тарифы. Поэтому ценообразование в компании гибкое и зависит от объёма услуг, предоставляемых клиенту. Клиент сам может регулировать, сколько он готов платить, и какие функции он готов отдать на аутсорсинг. Клиент может поручить компании весь свой бухучёт, включая оформление первичных документов. Тогда появляется больше возможностей для оперативного решения возникающих вопросов. По сути, клиентам предоставляется комплексный консалтинг по бухгалтерским, налоговым, юридическим и прочим вопросам.

«У нас сейчас есть пара достаточно крупных клиентов (среди них сеть развлекательных заведений), которые вообще ликвидировали у себя бухгалтерию как таковую. С ними мы работаем исключительно по индивидуальной схеме. Для них, если бюджет позволяет, мы выделяем отдельного сотрудника, который ведет только двух-трёх клиентов и занимается исключительно ими»

Если клиент берёт часть функций на себя (например, оформление документов), обслуживание в «ВСК» будет для него стоить дешевле. Но в таком случае клиенту придется тратить больше времени и усилий.

Существует и третий - «промежуточный» - вариант сотрудничества. Работа ведётся по стандартной схеме, но при этом клиентский пакет может быть дополнен какими-то индивидуальными сервисами. Это будет стоить чуть дороже, чем обычная схема обслуживания. Бывает, что клиенту по каким-то причинам удобнее работать на другом программном продукте, максимально «заточенном» под его нужды. В этом случае аутсорсинговую бухгалтерию можно рассматривать как функцию налогового учёта.

«Эти две программы (нашу и клиентскую) можно адаптировать друг к другу. В «своей» программе клиент ведёт оперативную деятельность, из неё он получает финансовую и управленческую аналитику. Мы со своей стороны «выжимаем» из этой программы только то, что касается бухучёта. И уже в нашей программе, по которой работаем в рамках франшизы, ведем налоговый учёт. Со многими клиентами эта схема реализована и успешно работает, ничего сложного в этом нет», - говорит Полина.

Программу лояльности компания «ВСК» еще не разработала. Но если клиент готов оплатить услуги фирмы авансовыми платежами, ему предоставляется скидка либо месяц бесплатного обслуживания.

Ставка – на поступательное развитие

Продвижение и развитие бизнеса по предоставлению бухгалтерских услуг имеет свои особенности. Привлекать новых клиентов не имеет смысла, если компания не в состоянии предоставить им качественное обслуживание. А подготовка бухгалтера, умеющего работать по стандартам 1С, занимает до нескольких месяцев. Чтобы новичок вышел на уровень серьезного бухгалтерского специалиста, обычно требуется от года до полутора лет.

Полина Муртазина открывает вакансию бухгалтера, когда нагрузка на специалистов компании становится выше оптимальной. Менеджеру по продажам ставится план, по которому он должен в течение 3 месяцев обеспечить новому человеку загрузку в количестве 10 компаний. После этого подключаются дополнительные ресурсы для привлечения клиентов. Новый бухгалтер обучается, осваивается, получает клиентов и ведёт их. Сейчас в команде «ВСК» пять человек: руководитель, два главбуха, один ведущий бухгалтер и менеджер.


Полина Муртазина и её команда.

«Наш основной ресурс – это люди, найти хороших специалистов очень сложно, - считает Полина. - Это относится как к бухгалтерам, так и к менеджерам по продажам. Продавать бухгалтерские услуги непросто – очень длинный цикл продаж, нет быстрого результата и быстрых денег. Это тяжело морально, не все выдерживают первые месяцы, и нужно найти человека, которому всё это было бы интересно. Сейчас команда собрана, и чтобы расти дальше, нужно уже формировать «второй пласт» специалистов. Мы как раз этим занимаемся, поэтому в ближайшее время нам не нужен бурный рост клиентской базы. Сейчас моя основная цель - максимально «отработать» уже набранных клиентов».

«Я по характеру не революционерка. Мне больше нравится эволюционный путь развития, чем скачки и прорывы. В связи с тем, что перед нами стоял вопрос выживания, нам пришлось сделать рывок. Сейчас наша задача – планомерное поступательное развитие с обязательным «подтягиванием тылов» перед очередным наступлением. Я хочу, чтобы всё было гармонично – и рост количества клиентов, и уровень их обслуживания»

Основной приоритет для Полины – качественное обслуживание клиентов согласно установленным стандартам. Поэтому резкого, скачкообразного роста клиентов, какой произошел летом 2015 года, она в ближайшее время не ожидает. Но развитие компании, безусловно, не останавливается. Весной 2016 года Полина Муртазина планирует взять на работу еще одного менеджера по продажам, запустить контекстную рекламу в интернете и расширить штат бухгалтеров, увеличив таким образом производственные возможности компании.

Компания «ВСК» работает пока только в Екатеринбурге. В этом году Полина планирует отладить до автоматизма «конвейерную» схему с небольшими клиентами, и экспортировать её по другим городам Свердловской области. В перспективах своей компании и рынка бухгалтерских услуг как такового Полина не сомневается.

«Считается, что в кризис сфера услуг страдает в первую очередь, - замечает девушка. - Но я считаю, что для нас кризис – это зона роста. Нужно просто выработать правильную политику. С одной стороны, чтобы клиенту наши предложения были интересны, в том числе и по цене. С другой стороны, чтобы при этом не страдало качество обслуживания. К примеру, если клиент привык, чтобы у него был свой бухгалтер, и готов платить по 40-50 тысяч рублей в месяц, то наша задача – показать клиенту, что с помощью нас он может получить гораздо больший комплекс услуг за те же самые деньги. Я считаю, что в нашей сфере будет рост. Тем более рынок пока не переполнен, зоны роста есть».

Сегодня - информация от экспертов о некоторых особенностях учетно-правовой стороны франчайзинговой деятельности.

Дмитрий Гудович, руководитель службы бухгалтерской поддержки клиентов Modulbank

Договор франчайзинга (или коммерческой концессии) предусматривает передачу правообладателем комплекса исключительных прав для использования другой стороной в предпринимательской деятельности. По франшизе могут быть переданы права на использование торгового знака, коммерческого обозначения, секрета и методов производства и т.д. Естественно, право передается на возмездной основе, то есть за определенную плату.

Оплата права по договору франчайзинга состоит из двух частей. Первая - единовременный платеж в фиксированной сумме (его еще называют паушальный платеж), он может быть уплачен как единовременно, так и в рассрочку. Вторая часть платежей - роялти, это периодические платежи, которые могут быть как фиксированными, так и зависеть от объемов выручки пользователя франшизы. Роялти обычно уплачивается на ежемесячной основе. Помимо паушального платежа и роялти, одна из сторон также несет расходы по государственной регистрации договора коммерческой концессии. Обязанность по оплате этих расходов может быть возложена как на правообладателя, так и на пользователя.

Для налогового учета деятельности правообладателя по договору франчайзинга будет являться важным отнесение доходов от реализации франшизы к доходам от обычной деятельности или к внереализационным доходам. Учитывая, что четких критериев отнесения доходов к той или иной группе нет, следует придерживаться принципа основного вида деятельности правообладателя. В случае, если основным видом деятельности для него является реализация прав и франшиз, то доходы будут принадлежать к категории доходов от реализации. Во всех других случаях реализация прав будет являться внереализационным доходом.

Единовременный (паушальный) платеж определяется в качестве дохода в налоговом учете по принципу равномерности признания доходов и расходов. Это означает, что его сумма должна быть равномерно распределена на весь период действия договора франшизы. В случае, если договор не имеет сроков действия, тогда вся сумма признается в качестве дохода на момент передачи пользователю неисключительных прав.

С получением роялти у правообладателя все несколько проще. Эти платежи имеют периодический характер и доход по ним отражается в налоговом учете на конец того месяца, за который правообладатель получает очередной платеж.

Правообладатель франшизы также несет определенные расходы. Это могут быть как затраты, связанные с регистрацией договора, так и амортизационные расходы на объект исключительных прав. Дело в том, что сами исключительные права остаются у правообладателя в составе нематериальных активов, а значит подлежат амортизации в течении всего срока их действия.

Для пользователя оплата паушального платежа и роялти являются расходами и для них действуют схожие правила признания в налоговом учете. В случае с паушальным платежом, расходы должны быть равномерно распределены на срок действия договора коммерческой концессии. Если же договор является бессрочным, то расходы распределяют на 5 лет. Роялти относят в расходы в том месяце, в котором они были начислены к уплате. В случае с договором франшизы, роялти для пользователя будут являться прочими расходами.

Точно так же прочими расходами будут являться платежи за государственную регистрацию договора, если последним обязанность по уплате таких платежей возложена на пользователя. Учитываются эти расходы в том периоде, в котором они были фактически оплачены.

Александр Хаминский, Председатель правления НП «Республиканское юридическое общество»

Если вознаграждение (роялти) выплачивается в виде отчислений от выручки организации, а организация имеет несколько видов деятельности, в том числе, не связанных с использованием комплекса прав, полученных по договору коммерческой концессии, необходимо вести раздельный учет выручки от данных видов деятельности, чтобы избежать необоснованного завышения суммы вознаграждения (роялти), так как в противном случае налоговый орган не признает данные расходы к затратам по смыслу п. 37 ст.264 НК РФ.

Кроме того, налоговым органом часто признается в качестве формы недобросовестной оптимизации налогов создание нескольких, афиллированных компаний, использующих УСН (упрощенную систему налогообложения) и имеющих договоры коммерческой концессии с правообладателем, если единственным экономическим смыслом такого дробления является уход от налогов.

Немаловажным является вопрос, можно ли учесть выплаты по договору коммерческой концессии на расходы в случае, если не соблюден порядок регистрации договора, предусмотренный ч.2 ст.1028 ГК РФ?

Финансовые органы и судебная практика на сегодняшний день придерживаются двух прямо противоположных позиций по данному вопросу. В частности, в письме Минфина России от 12.07.2006 N 03-03-04/2/172 финансовое ведомство указало, что установленный п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" порядок оформления первичных учетных документов предусматривает указание на содержание хозяйственной операции, определяемой условиями заключенных между сторонами договоров. Таким образом, расходы по не заключенным в установленном порядке договорам не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций, как не соответствующие условиям, которые содержатся в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Однако же, суды зачастую придерживаются той позиции, что сам по себе факт отсутствия регистрации договоров коммерческой концессии не имеет значения в целях налогообложения, поскольку услуги реально оказаны, документально подтверждены и экономически обоснованны (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2007 по делу N А56-19610/2006, Постановление ФАС СКО от 13.12.2010 по делу N А53-7659/2010).

Елена Бектемирова, эксперт сервиса Контур.Норматив компании «СКБ Контур»

В бухгалтерском учете операции по договору франшизу отражаются такими записями:

Дебет 012 (или любой другой забалансовый счет в соответствии с рабочим планом счетов, выделенный для такой операции) - Получение нематериального актива;

Дебет 60 (76) Кредит 51 - Оплата по договору франшизы

Дебет 97 Кредит 60 (76) - Отражен единовременный разовый платеж

Дебет 20 (44) Кредит 97 - Списание единовременного разового платежа равномерно в течение действия договора (или в течение срока, закрепленного учетной политикой - см. выше);

Дебет 20 (44) Кредит 60 (76) - Списан периодический платеж по договору франшизы

Дебет 19 Кредит 60 (76) - Отражен «входной» НДС по платежам по договору франшизы

Дебет 68 Кредит 19 - Поставили НДС к вычету по платежам по договору франшизы

* В расчетах используются средние данные по России

На сегодняшний день в российском налоговом законодательстве нет каких-либо особенностей налогообложения, присущих исключительно франчайзингу. Это означает, что индивидуальный предприниматель, заключивший договор коммерческой концессии, как и в случае с открытием собственного бизнеса с нуля, может выбирать между общей и упрощенной системами налогообложения.

При выборе обычной (общей) системы налогообложения предприниматель будет уплачивать следующие налоги: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добавленную стоимость (НДС), страховые взносы (бывший ЕСН). Доходы, которые получает франчайзи-индивидуальный предприниматель, облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13 % (гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ). Как и в других случаях ведения бизнеса, этим видом налога облагаются все доходы, получаемые франчайзи от ведения своей предпринимательской деятельности, уменьшенные на суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, которые имеют непосредственное отношение к получению этих доходов (так называемые профессиональные налоговые вычеты). К расходам относятся и уплаченные страховые взносы. Какие именно расходы, принимаемые к вычету, указывать в декларации, определяет сам налогоплательщик в том же порядке, в котором определяются расходы для целей налогообложения согласно главе «Налог на прибыль организаций».

Основные расходы, которые могут возникать у ИП в процессе исполнения договора коммерческой концессии, - это расходы на государственную регистрацию договора франчайзинга (включая и государственную пошлину), расходы на вознаграждения франчайзеру (роялти и паушальный взнос включаются по аналогии с расходами, связанными с производством и/или реализацией), расходы на оплату обучения франчайзи (в том случае, если плата за обучение выделяется в договоре отдельно от паушального взноса и вносится отдельно), расходы в виде покупной стоимости товаров, которые приобретаются франчайзи непосредственно у франчайзера или же других поставщиков (но лишь в том случае, если франчайзи в дальнейшем перепродает их в рамках своей предпринимательской деятельности), расходы на рекламу продукции, которую продает или производит пользователь, оказываемых им услуг или выполняемых работ. Рекламные расходы также зачастую входят в сумму роялти, что вполне понятно, ведь франчайзер имеет прямую заинтересованность в стимулировании сбыта продукции под своим брендом. Впрочем, при наличии рекламных кампаний, инициированных франчайзером, франчайзи также имеет право рекламировать свою деятельность в том регионе, где он ее ведет. В таком случае его расходы на рекламу уменьшают налоговую базу.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 346,16 Налогового кодекса РФ, франчайзи на упрощенной системе налогообложения может учесть в составе расходов затраты на рекламу производимых или приобретенных и/или реализуемых товаров, работ или услуг, товарного знака или знака обслуживания. Порядок учета приводится в статье 264 НК РФ. Расходы на рекламу, которые не упомянуты в кодексе, признаются в размере не более 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

Повторим, что учитывать такие расходы возможно лишь в том случае, если, предприниматель может подтвердить все свои расходы на бумаге. Если же у него нет необходимых документов, доказывающих сумму расходов, то профессиональный налоговый вычет составит 20 % от общей суммы доходов, полученных правополучателем в ходе своей предпринимательской деятельности.

В вознаграждение франчайзера включается также налог на добавленную стоимость (НДС). Для этого у пользователя должен быть счет-фактура с указанием общей суммы вознаграждения и соответствующей суммой НДС, который ему дает правообладатель. Согласно статье 164 Налогового кодекса РФ, ставка НДС на товары и услуги по всей территории страны составляет 18 %. Однако есть определенные исключения: отдельные товары для детей, отдельные продовольственные товары, периодические печатные издания и книжная продукция, носящая образовательный характер, а также отдельные медицинские товары отечественного и зарубежного производства облагаются налогом по ставке 10 %. Сумма НДС по выплатам франчайзеру, вычитается в обычном порядке, который регламентируется статьями 171 и 172 НК РФ. Право представить на вычет сумму НДС возникает лишь после уплаты паушального взноса. В случае с роялти НДС можно вычитать после каждой уплаты вознаграждения правообладателю. Соответственно, налоговые вычеты со стоимости других работ или услуг, которые необходимы для осуществления предпринимательской деятельности по договору коммерческой концессии, производятся также в соответствии с положениями главы 21 Налогового кодекса РФ.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Правополучатель - индивидуальный предприниматель также выплачивает страховые взносы (ранее они назывались единым социальным налогом), составляющие 34 % от заработной платы. Для некоторых видов деятельности доступна льготная ставка страховых взносов (к примеру, для организаций, работающих в сфере информационных технологий или оказывающих инжиниринговые услуги, фирм, в штате которых есть инвалиды, и ряда других предприятий).

Если же предприниматель отдает предпочтение упрощенной системе налогообложения (УСН), то в этом случае процентная ставка по налогам составит от 6 до 15 % в зависимости от вида упрощенки. Дополнительное преимущество – отсутствие перечислений во внебюджетные фонды, если у ИП нет наемных работников. Налогом облагаются доходы, полученные индивидуальным предпринимателем за налоговый период в денежной или натуральной форме за вычетом расходов, идущих на получение прибыли. Расходы, принимаемые к такому вычету, определяются положениями главы 25 Налогового кодекса РФ. Расходами налогоплательщиков, выбравших упрощенную систему налогообложения, признаются затраты после их фактической оплаты, согласно п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ. А в соответствии п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, полученные доходы можно уменьшить на расходы в том случае, если последние экономически оправданны, подтверждены документами, соответствующими требованиям закона, произведены для осуществления предпринимательской деятельности для получения дохода. Если же расходы не соответствуют хотя бы какому-нибудь из этих требований, то уменьшить налогооблагаемый доход не получится.

В случае с индивидуальными предпринимателями, работающими по договору коммерческой концессии, к таким расходам, включающихся в состав затрат, входят расходы на выплату паушального взноса и роялти, расходы в виде покупной стоимости товаров, приобретаемых у франчайзера или других поставщиков, расходы на оплату обучения для ведения бизнеса по франчайзингу.

Индивидуальные предприниматели, выбравшие УСН, уплачивают налоги поквартально. Таким образом, за год они должны сделать четыре платежа: за первый, второй, третий и четвертый кварталы соответственно. Оплата за первые три кварталы для ИП по УСН должна поступить не позднее 25 числа месяца, который следует за отчетным (то есть не позднее 25 апреля, 25 июля и 25 октября). А налог по УСН за четвертый квартал отчетного года уплачивается не позднее 30 апреля следующего года. Уплатить налоги предприниматель может по квитанции через Сбербанк или платежкой через расчетный счет ИП или с помощью банк-клиента. Сумму налога можно уменьшить на величину фиксированных взносов, но не более чем наполовину. Это означает, что ИП на УСН 6 % может понизить налоговую ставку до 3 %.

Готовые идеи для вашего бизнеса

С 2013 года ИП может выбрать так называемую патентную систему налогообложения (ПСН), которая является заменой таких режимов, как упрощенный (УСН), вмененный (ЕНВД) и сельхозналог (ЕСХН). Перейти на патентную систему налогообложения с налоговой ставкой 6 % можно добровольно. Кроме того, ее можно применять одновременно с другими налоговыми режимами. Однако для ее применения необходимо, чтобы средняя численность наемных работников предприятия не превышала 15 человек, а общая выручка от реализации всех услуг и товаров не превышала 60 млн. рублей в год.

11 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 2499 раз.

Хотите узнать, когда окупится бизнес и сколько реально вы сможете заработать? Бесплатное приложение "Бизнес-расчеты" уже помогло сэкономить миллионы.

Психологический салон "1000 идей" - это уникальный формат своего дела, открывающий безграничные возможности для самореализации в одной из самых востребованных ниш современного бизнеса.

Мобильный комплект, на базе аппарата «ГалоВита» с набором аксессуаров. Идеально подходит для проведения сеансов галогигиены на территории ваших клиентов. Надёжно, безопасно, эффективно!

Объект обложения НДС - это операции по реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав (ст. 146 НК РФ). По договору франчайзинга исключительные права не реализуются, а предоставляются в пользование. В то же время предоставление этих прав для целей налогообложения признается услугой. То есть в данном случае речь идет о реализации услуг по предоставлению исключительных прав.

Поэтому франчайзер должен начислить НДС на сумму вознаграждения и выставить франчайзи счет-фактуру. Счет-фактура на сумму паушального платежа выставляется на дату вступления в силу договора франчайзинга. Счета-фактуры на сумму роялти - на дату осуществления расчетов в соответствии с условиями договора.

Возможна также ситуация, когда франчайзи не производит товары самостоятельно, а приобретает их у правообладателя. В этом случае счета-фактуры на стоимость товаров составляются в общем порядке на дату их отгрузки. Кроме того, договором может быть предусмотрено, что обучение персонала франчайзи осуществляется за отдельную плату. При таких условиях оказание услуг по обучению у франчайзера также будет облагаться НДС. Счета- фактуры на стоимость таких услуг составляются на дату подписания акта об оказании услуг.

Договоры франчайзинга получили широкое распространение не только благодаря тому, что позволили многим компаниям занять свое место на рынке, пользуясь известными торговыми марками.

Франчайзинг применяется также и для оптимизации налогообложения, в частности для снижения нагрузки по налогу на прибыль. Правда, в этих схемах обязательно используются офшорные компании. Оптимизация сводится к тому, что роялти заменяют собой дивиденды, выплачиваемые зарегистрированной в офшорной зоне организации-учредителю. Дивиденды выплачиваются за счет чистой прибыли, т.е. в составе расходов не учитываются, тогда как роялти налогооблагаемую прибыль уменьшают.

Удерживать налог на прибыль из доходов нерезидента при перечислении роялти тоже не придется, если такое правило предусмотрено соглашением об избежании двойного налогообложения. Такое условие содержится, например, в Соглашении между Россией и Кипром. Поэтому многие офшорные компании, участвующие в таких схемах, регистрируются именно в этой стране. Конечно, при этом нельзя забывать о том, что и на Кипре с доходов, полученных в виде роялти, заплатить налог все-таки придется. Но ставка налога на прибыль там гораздо ниже. Поэтому подобные схемы достаточно широко распространены.

Так, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее - Соглашение) заключено 05.12.1998 и ратифицировано Федеральным законом от 17.07.1999

Соглашение предусматривает, что дивиденды, выплачиваемые российскими организациями резидентам Кипра, могут облагаться налогом на прибыль как в России, так и на Кипре. При этом сумма налога, взимаемого в России, не может превышать 5 или 10% общей суммы дивидендов в зависимости от величины средств, вложенных нерезидентом в российскую компанию (п. п. 1, 2 ст. 10 Соглашения). В то же время роялти, выплаченные российской компанией резиденту Кипра, облагаются налогом только на Кипре (п. 1 ст. 12 Соглашения). Ставка корпоративного налога на Кипре - 10%. Ставка налога на доходы иностранных организаций в России - 20% (п. 2 ст. 284 НК РФ).

Бухгалтерский и налоговый учет операций по договорам франчайзинга очень схожи. И паушальный платеж, и роялти признаются доходами правообладателя и расходами пользователя. При этом если правообладатель сам производит продукцию или оказывает услуги, то доходы от предоставления в пользование товарного знака он будет учитывать в составе прочих расходов в бухгалтерском учете и в составе внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль. Если же основная часть его доходов поступает именно от предоставления в пользование исключительных прав, то это будут доходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете и доходы от реализации в налоговом учете.

В бухгалтерском учете франчайзи вознаграждение включается в состав расходов по обычным видам деятельности. Оно может учитываться на счетах 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу". Учесть вознаграждение правообладателя в расходах при исчислении налога на прибыль позволяет специальная норма, предусмотренная ст. 264 НК РФ.

Поскольку роялти - это периодические платежи, в бухгалтерском учете они признаются доходами или расходами по мере начисления. В целях налогообложения роялти могут учитываться на дату осуществления расчетов, предусмотренную договором, либо на дату предъявления документов, служащих основанием для расчетов, либо в последний день отчетного или налогового периода в зависимости от того, какая из этих дат наступит ранее.

На практике условия договора чаще всего предусматривают, что роялти выплачиваются в последний день каждого месяца. В этот же день они и учитываются в целях налогообложения. Иногда стороны указывают в договоре, что расчеты по роялти осуществляются на дату подписания расчетных документов. Но такие формулировки лучше не использовать, потому что это может вызвать претензию к пользователю со стороны налоговых органов.

Например, последний день месяца приходится на выходной. А в договоре указано, что выплата вознаграждения производится при подписании расчетных документов. Тем не менее бухгалтер по привычке, не задумываясь, учитывает роялти в составе расходов в последний день месяца. А затем при проверке его спрашивают: "А кто же подписывал расчетные документы в выходной день?". У проверяющих возникают сомнения в подлинности этих документов, а значит, и в оправданности расходов. Такие случаи уже имели место.

Чтобы избежать таких проблем, в договоре лучше всего указать, что датой осуществления расчетов признается последний день месяца. И тогда независимо от того, будет этот день рабочим, выходным или праздничным, у франчайзи будут все основания, чтобы признать роялти в составе расходов.

С паушальным платежом ситуация немного сложнее.

Для правообладателя это доход, полученный единовременно, но связанный с предоставлением исключительных прав в течение всего срока действия договора франчайзинга, т.е.

Доход, относящийся не только к текущему, но и к будущим периодам. Поэтому при предоставлении пользователю исключительных прав он учитывается на счете 98 "Доходы будущих периодов" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Затем в течение всего срока действия договора этот платеж равномерно признается в составе текущих доходов (Дебет 98 - Кредит 91 "Прочие доходы и расходы").

При этом в случае если срок действия договора не определен, то организация самостоятельно может определить период, в течение которого паушальный платеж будет полностью учтен в ее доходах.

В налоговом учете доходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, также распределяются организацией самостоятельно (п. 2 ст. 271 НК РФ). Поэтому никакие расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом в данном случае не возникают.

Аналогично в бухгалтерском учете франчайзи паушальный платеж изначально учитывается по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов", а затем равномерно списывается на текущие расходы. В налоговом учете эти расходы тоже признаются равномерно в течение срока действия договора или (если договор бессрочный) другого периода, установленного организацией самостоятельно. Порядок учета таких расходов необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения (п. 1 ст. 272 НК РФ).

В составе расходов будущих периодов также учитываются затраты на регистрацию договора франчайзинга, которые могут возникнуть у обоих участников договора. Но если эти затраты незначительны, их можно учесть и единовременно.

Товарные знаки, коммерческие обозначения и другие объекты, которые могут быть предметом договора франчайзинга, в учете правообладателя учитываются в качестве нематериальных активов.

При передаче в пользование исключительных прав на эти активы они остаются в собственности правообладателя и используются им для извлечения прибыли. Поэтому правообладатель продолжает начислять по ним амортизацию как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (п. 25 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н).

Приведем такой пример. Правообладатель предоставляет пользователю право на использование своего знака обслуживания, технологию приготовления блюд и стандарты обслуживания покупателей. Вознаграждение правообладателя складывается из двух частей: паушальный платеж - 1 000 000 руб. (без НДС) и роялти, размер которых составляет 5% (без НДС) выручки пользователя от оказания услуг под предоставленным ему знаком обслуживания. Роялти уплачиваются в последний день каждого месяца. Срок действия договора франчайзинга - пять лет. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений по знаку обслуживания - 50 000 руб.

Регистрацией договора занимался правообладатель, в связи с чем ему пришлось потратить 2000 руб. на уплату госпошлины.

Предположим, что договор был заключен в апреле 2007 г. В мае пользователь начал работать под знаком обслуживания, полученным от правообладателя, и получил выручку в сумме 2

Франчайзинг - оптимальный вариант начать собственное дело под уже известным брендом. Ведь правообладатель бренда (франчайзер) предоставит пользователю (франчайзи) проверенную схему работы, которая при должном ее выполнении гарантирует успех. Наиболее широкое распространение франчайзинг получил в розничной торговле, общепите и гостиничном бизнесе.

Примечание

Договор франчайзинга (франшиза) - договор, по которому одна сторона (франчайзер) обязуется за вознаграждение предоставить другой стороне (франчайзи) право на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) по технологии и под брендом правообладателя при условии соблюдения определенных стандартов на производимые франчайзи товары (работы, услуги).

Договорные нюансы

В российском праве подобные отношения регулируются договором коммерческой концессии . Сторонами такого договора могут быть только организации и предприниматели. Предмет этого договора - предоставление правообладателем комплекса принадлежащих ему исключительных прав за вознаграждение пользователю для использования в предпринимательской деятельности. Это, в частности, права пользования:

- товарным знаком или знаком обслуживания . Причем право пользования каким-либо из этих объектов должно быть передано по договору обязательно;

- коммерческим обозначением (например, названием кафе, магазина, салона красоты);

- секретом производства (ноу-хау) .

Для справки

Товарный знак и знак обслуживания - любое обозначение (словесное, изобразительное и пр.), служащее для индивидуализации товаров организаций или предпринимателей, а также выполняемых ими работ или оказываемых ими услуг соответственно.

Коммерческое обозначение - обозначение, не являющееся фирменным наименованием, используемое организациями или предпринимателями для индивидуализации принадлежащих им магазинов, производственных и других предприятий, обладающее достаточными различительными признаками и известное в пределах определенной территории.

Но поскольку покупатели ожидают, что качество товаров (работ, услуг), предлагаемых пользователем, будет соответствовать привычному для них уровню известного бренда, передачи только прав пользования торговым знаком или знаком обслуживания явно недостаточно.

Для того чтобы пользователь не обманул ожидания потребителей, ему необходимо знать и иметь возможность применять технологии, используемые правообладателем. Поэтому правообладатель обычно не только предоставляет пользователю технические и управленческие разработки (документацию), необходимые для работы, но и дает практические рекомендации, помогает обучать сотрудников пользователя. У правообладателя, конечно, есть и свой интерес. Ведь если товары (работы, услуги), реализуемые пользователем, не будут соответствовать ожиданиям потребителей, окажется подмоченной репутация всего бренда. И как правило, правообладатель оставляет за собой право контролировать качество товаров (работ, услуг) пользователя.

Так как в основе договора коммерческой концессии лежит лицензионный договор о передаче прав пользования товарным знаком или знаком обслуживания, он должен быть зарегистрирован в Роспатенте.

Внимание! Договор коммерческой концессии обязательно должен быть зарегистрирован в Роспатенте.

За регистрацию договора взимается патентная пошлина. Причем, если договором не предусмотрено иное, расходы по его регистрации несет правообладатель.

Примечание

Российские организации и предприниматели, обратившиеся за регистрацией договора коммерческой концессии, относящегося к товарному знаку (знаку обслуживания), уплачивают патентную пошлину в размере 10 000 руб. (плюс 8500 руб. за каждый товарный знак и знак обслуживания свыше одного).

Если договор не зарегистрировать в Роспатенте, он будет недействительным. А это может привести к претензиям со стороны контролирующих органов. Так как и Минфин, и налоговая служба считают, что расходы, понесенные по недействительным договорам, не могут учитываться для целей налогообложения, а предъявленный НДС не может быть принят к вычету.

К счастью для налогоплательщиков, суды эту позицию не разделяют. Они отмечают, что отсутствие регистрации договоров не имеет значения для целей налогообложения, если права по договору предоставлены, услуги реально оказаны, а расходы документально подтверждены и экономически обоснованны.

Однако недействительный договор - это причина для споров не только с налоговыми инспекторами, но и с контрагентом. Причем конфликты с партнером могут привести к куда большим убыткам. Поэтому пренебрегать регистрацией договоров коммерческой концессии нельзя.

Право использовать товарный знак или знак обслуживания правообладателя пользователь получает в момент заключения договора. С одной стороны, никаких актов о передаче прав законодательство составлять не требует. Но, с другой стороны, если хочется иметь такой документ, почему бы его не составить.

Для справки

Исключительное право на товарный знак и знак обслуживания действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на их регистрацию в Роспатент. Этот срок может быть продлен по заявлению правообладателя на 10 лет неограниченное число раз.

А вот передачу технологической и управленческой документации (которая может содержать в себе ноу-хау правообладателя) следует оформить актом. Этот акт подтверждает, что часть своих договорных обязательств правообладатель исполнил. Более того, если реально начать работать по договору пользователь сможет, только получив такую документацию, дата ее передачи (составления акта) будет датой, когда ему предоставлен весь комплекс прав по договору. Кстати, передача такой документации обычно происходит не только после заключения договора и его регистрации в Роспатенте, но и после уплаты пользователем паушального платежа.

Следующее условие договора, без которого не обойтись, - срок его действия. Договор коммерческой концессии может быть заключен :

(или) на определенный срок;

(или) с указанием на то, что он бессрочный;

(или) без указания на срок действия договора. В таком случае он будет считаться заключенным на 5 лет.

В любом случае срок действия договора не может превышать срок действия исключительного права на товарный знак или знак обслуживания, право использования которых предоставляется по договору. То есть при прекращении исключительного права на такие объекты интеллектуальной собственности прекратится и договор коммерческой концессии.

Важное условие любого договора - его цена. А для договора коммерческой концессии она является еще и существенным условием. Поэтому неуказание размера или порядка определения вознаграждения правообладателя приведет к тому, что договор будет считаться незаключенным. Это, в свою очередь, может привести не только к конфликтам между сторонами договора, но и к придиркам со стороны налоговых органов, если вы учтете для целей налогообложения расходы по такому договору.

Вознаграждение может выплачиваться правообладателю в виде:

Паушального платежа;

Для справки

Паушальный платеж - вознаграждение правообладателя, установленное в виде твердой суммы, уплачиваемое, как правило, единовременно.

Роялти - периодический платеж - вознаграждение правообладателя, определенное либо в твердой сумме, либо, например, как процент (доля) от прибыли, выручки пользователя.

Учет у правообладателя

Учет доходов и расходов правообладателя по договору коммерческой концессии зависит от того, является франчайзинг для вас основной деятельностью или нет . Так как для подавляющего большинства правообладателей франчайзинг - основной вид деятельности, из этого мы и будем исходить, рассматривая операций по таким договорам.

Бухгалтерский учет

Стоимость объектов интеллектуальной собственности, право использования которых передано пользователю, в бухгалтерском учете правообладателя может быть учтена как:

(или) НМА, если они отвечают условиям признания таких активов ;

(или) текущие расходы, если на момент их возникновения (создания) они не отвечали условиям признания НМА .

Если в вашем учете такие объекты - НМА, то с момента заключения договора коммерческой концессии вам нужно отражать их обособленно от других НМА. Так вы покажете пользователям своей отчетности, что ваши НМА приносят вам доход еще и от их предоставления в пользование третьим лицам. Для этого предусмотрите в своем рабочем плане счетов отдельный субсчет к счету 04 "Нематериальные активы", назвав его, например, "НМА, переданные в пользование". Начисление амортизации по таким объектам вы продолжаете в обычном порядке.

Затраты на регистрацию договора в Роспатенте складываются из патентной пошлины и вознаграждения патентного поверенного (если вы не занимались регистрацией самостоятельно). Это расходы по обычным видам деятельности.

Некоторые специалисты считают, что сумму таких затрат нужно распределить и включать в расходы постепенно в течение всего срока действия договора, считая, что они обусловливают получение доходов по договору - вознаграждения правообладателя.

Однако, хотя эти расходы непосредственно связаны с заключением договора, сказать, что они действительно обусловливают получение доходов, нельзя. Ведь, во-первых, несмотря на заключение договора, стороны могут его даже не начать исполнять. Тем не менее расход будет понесен. А во-вторых, обоснованное распределение таких расходов на период действия договора может оказаться проблематичным, если заключен бессрочный договор. Кроме того, затраты на регистрацию договора в сравнении с его ценой несущественны. Поэтому с учетом требования рациональности правильнее и проще признать их в расходах в периоде, когда они понесены, то есть:

Патентную пошлину - в периоде ее уплаты;

Примечание

Патентная пошлина не является налогом или сбором. Поэтому, несмотря на то, что зачисляется она в доход федерального бюджета, для ее отражения на счетах бухгалтерского учета лучше использовать не счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", а счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Свое вознаграждение вам надо включить в состав доходов от обычных видов деятельности :

Периодические платежи (роялти) - в том отчетном периоде, в котором они были начислены по условиям договора;

Разовый (паушальный) платеж:

(или) отразить на счете 98 "Доходы будущих периодов" и относить на доходы ежемесячно равными долями в течение срока действия договора. Этот вариант возможен, если считать, что паушальный платеж относится к доходам следующих отчетных периодов. При заключении бессрочного договора для распределения дохода можно взять за основу срок, оставшийся до истечения срока действия регистрации товарного знака или знака обслуживания, право пользования которыми предоставлено по договору. Этот срок указан на Свидетельстве на товарный знак (знак обслуживания). Ведь если вы не продлите срок действия исключительного права на товарный знак или знак обслуживания, договор коммерческой концессии будет прекращен;

(или) включить в доходы того отчетного периода, в котором он начислен по условиям договора. Потому что паушальный платеж - это плата за сам факт заключения договора коммерческой концессии, которая не зависит от успешности деятельности пользователя. Вполне может получиться, что он по каким-либо причинам не сможет работать как франчайзи и даже не будет платить роялти (например, если их размер установлен как доля выручки или прибыли либо уплата роялти не предусмотрена условиями договора), но паушальный платеж и в этом случае останется у правообладателя. И опять-таки точно распределить такой доход на срок действия договора не получится, если договор бессрочный.

Конечно, когда есть разные варианты учета того или иного дохода либо расхода, выбранный вами вариант закрепите в учетной политике.

Налог на прибыль

Периодические платежи по договору (роялти) при методе начисления вы признаете в составе доходов от реализации на дату начисления соответствующего платежа в соответствии с условиями договора.

Единовременное вознаграждение (паушальный платеж) признается в доходах :

(или) ежемесячно равными долями в течение срока действия договора, если вы считаете, что этот доход относится к нескольким периодам. Именно этого подхода к признанию таких доходов придерживаются и контролирующие органы. Кроме того, такой вариант, безусловно, выгоден, так как позволяет оптимизировать (распределить) налоговую нагрузку;

(или) единовременно в периоде его начисления.

Совет

Какой бы вариант признания паушального платежа в доходах для целей налогообложения вы ни выбрали, правильнее и удобнее (во избежание возникновения временных разниц по ПБУ 18/02) придерживаться одинаковых вариантов и в налоговом, и в бухгалтерском учете.

Затраты на регистрацию договора коммерческой концессии включаются в налоговые расходы, как и в бухгалтерском учете, единовременно:

Патентная пошлина - в периоде ее уплаты;

Вознаграждение патентного поверенного - в периоде, когда его услуги считаются оказанными (подписан акт).

Если объекты интеллектуальной собственности, право использования которых предоставлено по договору, учитываются вами для целей налогообложения как НМА, их налоговая амортизация продолжает начисляться и включаться в расходы в обычном порядке.

Предоставление права использования объектов интеллектуальной собственности облагается НДС . Поэтому на сумму своего вознаграждения (паушального платежа и роялти) вы должны начислить НДС.

Исключение составляет вознаграждение за предоставление права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца, программы для ЭВМ, базы данных и секрета производства (ноу-хау), на которое НДС не начисляется.

Но, как мы уже сказали, исключительно эти объекты сами по себе предметом договора коммерческой концессии быть не могут. Потому что по такому договору обязательно должно быть передано право использования товарного знака или знака обслуживания.

Тогда не облагать НДС можно только ту часть вознаграждения, которая является платой за предоставленное право использования объектов интеллектуальной собственности, упомянутых в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. А это возможно, только если соответствующая часть вознаграждения выделена в договоре отдельно.

Обычно же вознаграждение по договору представляет собой плату за весь комплекс предоставленных прав и оказываемых пользователю услуг без выделения стоимости права использования объектов интеллектуальной собственности, не облагаемых НДС. В этом случае на все вознаграждение начисляется НДС.

Начислить НДС вы должны :

На сумму единовременного вознаграждения:

(если) весь комплекс прав, предоставляемых по договору, можно считать переданным при заключении договора - на дату заключения договора;

(если) весь комплекс прав, предоставляемых по договору, может считаться переданным только после передачи пользователю какой-либо документации (например, содержащей секрет производства), которая состоится позже заключения договора, - на дату передачи этой документации. Конечно, и в этом случае на дату заключения договора право использования товарного знака или знака обслуживания уже считается переданным, а значит, настал момент определения налоговой базы. Но так как вознаграждение по договору уплачивается за весь комплекс передаваемых прав, налоговую базу по передаче права использования только товарного знака или знака обслуживания определить невозможно;

На сумму периодического вознаграждения:

(если) вознаграждение установлено в твердой сумме - на последнее число каждого квартала исходя из суммы вознаграждения, приходящейся на этот период;

(если) вознаграждение установлено как процент (доля) прибыли или выручки пользователя - на дату получения от пользователя документов, позволяющих установить размер вознаграждения.

В течение 5 календарных дней со дня начисления налога вы должны выставить пользователю соответствующий счет-фактуру.

Вознаграждение по договору коммерческой концессии может быть уплачено и авансом:

Единовременное вознаграждение - до передачи всего комплекса прав, предоставляемых по договору;

Периодическое вознаграждение - до начала квартала, за который оно уплачивается.

В таком случае на дату получения предоплаты вам нужно:

Исчислить с ее суммы НДС по расчетной ставке;

В течение 5 календарных дней выставить пользователю авансовый счет-фактуру.

После передачи всего комплекса прав, предоставляемых по договору, или окончания расчетного месяца (квартала) соответственно вы начислите НДС со всей суммы причитающегося вам вознаграждения, выставите пользователю отгрузочный счет-фактуру и примете НДС, уплаченный с аванса, к вычету.

Пример . Отражение операций по договору коммерческой концессии в бухгалтерском и налоговом учете правообладателя

Условие

29.06.2010 Роспатентом зарегистрирован договор коммерческой концессии, заключенный 15.06.2010 между ЗАО "Пивной дом" (правообладатель) и ООО "Пиво.есть" (пользователь), по которому правообладатель обязуется предоставить пользователю на 5 лет право использования:

Знака обслуживания "Пивная "Три богатыря";

Секрета производства - рецептуры трех сортов пива и технологии пивоварения.

Вознаграждение правообладателю уплачивается в форме:

Единовременного (паушального) платежа в размере 1 180 000 руб. (в том числе НДС - 180 000 руб.);

Периодических платежей (роялти) в размере 10% от бухгалтерской прибыли пользователя за квартал.

Согласно договору паушальный платеж должен быть перечислен пользователем в течение 5 рабочих дней со дня регистрации договора в Роспатенте. Документацию, содержащую секрет производства, правообладатель передает пользователю в течение 5 рабочих дней после перечисления паушального платежа. Роялти уплачивается пользователем ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным кварталом. В этот же срок пользователь должен представить правообладателю копию бухгалтерской отчетности за соответствующий период.

Патентная пошлина в размере 10 000 руб. уплачена правообладателем 01.06.2010. Паушальный платеж получен правообладателем 02.07.2010. Документация, содержащая секрет производства, передана пользователю по акту 05.07.2010.

15.10.2010 пользователь представил правообладателю бухгалтерскую отчетность за 9 месяцев 2010 г., согласно которой его прибыль составила 15 000 руб. Вознаграждение было перечислено правообладателю 20.10.2010.

Знак обслуживания отражен в учете правообладателя как НМА первоначальной стоимостью 300 000 руб.

Решение

В бухучете ЗАО "Пивной дом" будут сделаны следующие записи.

Уплачена патентная
пошлина

76 "Расчеты с
разными дебиторами
и кредиторами",
субсчет "Патентные
пошлины"

51 "Расчетные
счета"

Патентная пошлина учтена
в прочих расходах

91, субсчет 2
"Прочие расходы"

76 "Расчеты с
разными дебиторами
и кредиторами",
субсчет "Патентные
пошлины"

Предоставлена лицензия
на использование знака
обслуживания

04 "Нематериальные
активы", субсчет
"НМА, переданные
в пользование"

04 "Нематериальные
активы"

На дату получения денег от пользователя (02.07.2010)

Получен паушальный платеж
от пользователя

51 "Расчетные
счета"

76 "Расчеты с
разными дебиторами
и кредиторами",
субсчет "Расчеты
с пользователями"

Начислен НДС
с полученного аванса
(паушального платежа)
(1 180 000 руб. x 18/118)

76 "Расчеты с
разными дебиторами
и кредиторами",
субсчет "Расчеты
с пользователями"

68 "Расчеты по
налогам и сборам",
субсчет "Расчеты
по НДС"


(05.07.2010)

Паушальный платеж отражен
в доходах

76 "Расчеты с
разными дебиторами
и кредиторами",
субсчет "Расчеты
с пользователями"

90 "Продажи",
субсчет 1
"Выручка"

Начислен НДС на сумму
паушального платежа

90 "Продажи",
субсчет 3 "НДС"

68 "Расчеты по
налогам и сборам",
субсчет "Расчеты
по НДС"

Принят к вычету НДС,
начисленный с аванса

68 "Расчеты по
налогам и сборам",
субсчет "Расчеты
по НДС"

76 "Расчеты с
разными дебиторами
и кредиторами",
субсчет "Расчеты
с пользователями"

Начислено роялти
(15 000 руб. x 10% +
15 000 руб. x 10% x 18%)

76 "Расчеты с
разными дебиторами
и кредиторами",
субсчет "Расчеты
с пользователями"

90 "Продажи",
субсчет 1
"Выручка"

Начислен НДС на роялти
(15 000 руб. x 10% x 18%)

90 "Продажи",
субсчет 3 "НДС"

68 "Расчеты по
налогам и сборам",
субсчет "Расчеты
по НДС"

На дату получения денег от пользователя (20.10.2010)

Получено роялти

51 "Расчетные
счета"

76 "Расчеты с
разными дебиторами
и кредиторами",
субсчет "Расчеты
с пользователями"

Наименование операции

Классификация
дохода/расхода

Сумма,
руб.

Документ

На дату уплаты патентной пошлины (01.06.2010)

В расходы включена
патентная пошлина

Прочий расход

Платежное
поручение

На дату передачи документации, содержащей секрет производства
(05.07.2010)

В доходы включен
паушальный платеж

Доход от
реализации

Договор.
Акт приема-
передачи
документации

На дату получения бухгалтерской отчетности пользователя (15.10.2010)

В доходы включены роялти

Доход от
реализации

Договор.
Копия
бухгалтерской
отчетности
пользователя.
Бухгалтерская
справка-расчет

Учет у пользователя

При учете операций по договору коммерческой концессии пользователю важно понимать, что он получил лишь право использовать определенные объекты интеллектуальной собственности правообладателя (товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет производства - ноу-хау). Исключительные же права на эти объекты к нему не переходят .

Бухгалтерский учет

Объекты интеллектуальной собственности, право пользования которыми получено по договору, пользователь должен учитывать на забалансовом счете в оценке, определяемой как сумма платежей по договору. Если сумму всех платежей по договору определить невозможно (например, если роялти установлено как процент (доля) от прибыли), то их примерную сумму можно определить исходя из бизнес-плана. А когда договором предусмотрен паушальный платеж - исходя из его размера.

Поскольку Планом счетов забалансовый счет для отражения таких активов не предусмотрен, вы можете открыть его самостоятельно (например, назвав его в рабочем плане счетов 012 "НМА, полученные в пользование").

Вознаграждение, причитающееся правообладателю , вы отразите:

Периодические платежи (роялти) - в расходах по обычным видам деятельности того периода, за который они уплачены;

Разовый (паушальный) платеж - в расходах будущих периодов на счете 97 "Расходы будущих периодов". Впоследствии вы будете ежемесячно относить его равными долями на расходы по обычным видам деятельности в течение срока действия договора. Если заключен бессрочный договор, то при распределении расходов можно исходить из оставшегося на момент заключения договора срока действия исключительного права на товарный знак или знак обслуживания, право использования которых предоставлено по договору. Этот срок указан на Свидетельстве на товарный знак (знак обслуживания). Ведь, как мы уже отмечали, если правообладатель не продлит срок действия исключительного права на товарный знак или знак обслуживания, договор коммерческой концессии будет прекращен. Хотя в принципе можно исходить из того, что порядок учета паушального платежа в этом случае бухгалтерским законодательством не определен, а значит, вы вправе разработать собственный порядок учета, в том числе признать такой платеж в расходах единовременно. Естественно, собственный вариант учета нужно закрепить в учетной политике.

Налог на прибыль

Периодические платежи по договору (роялти) вы должны учитывать в составе прочих расходов:

(или) на дату расчетов в соответствии с условиями договора;

(или) на дату предъявления вам счета;

(или) в последний день отчетного (налогового) периода.

Единовременный (паушальный) платеж включается в налоговые расходы :

(или) равными долями в течение срока действия договора, а если договор бессрочный, то в течение периода, определенного вами самостоятельно. Как и для целей бухгалтерского учета, за основу можно взять оставшийся срок действия исключительного права на товарный знак или знак обслуживания, право использования которых предоставлено вам по договору;

(или) в периоде, когда вы должны его уплатить по условиям договора (либо когда вам выставлен счет). Конечно, обосновать такой вариант учета паушального платежа можно, только если, помимо него, правообладателю будут уплачиваться периодические платежи (роялти). Тогда можно говорить, что паушальный платеж представляет собой плату за сам факт заключения договора. Но если паушальный платеж достаточно велик, то этот вариант почти неизбежно вызовет претензии со стороны контролирующих органов. Вместе с тем есть несколько судебных решений, в которых он был признан правомерным.

Вывод

Конечно, безопасным является первый вариант. Во-первых, с ним согласен и Минфин. Во-вторых, при значительной сумме паушального платежа он позволит избежать налоговых убытков, которые неизбежно привлекут внимание налоговых инспекторов.

И в-третьих, он совпадает с порядком учета, предписанным ПБУ 14/2007. Следовательно, его применение позволит избежать возникновения временных разниц по ПБУ 18/02.

Независимо от того, когда вы признаете в расходах паушальный платеж и роялти, НДС, предъявленный вам правообладателем, вы можете принять к вычету сразу после отражения полученных прав и сумм вознаграждения, причитающихся правообладателю, на счетах бухгалтерского учета и получения счета-фактуры от правообладателя.

Пример . Отражение операций по договору коммерческой концессии в бухгалтерском и налоговом учете пользователя

Условие

Воспользуемся условиями предыдущего примера, дополнив их. Правообладатель сообщил пользователю информацию о первоначальной стоимости знака обслуживания. Пользователь принимает НДС к вычету только по отгрузочному счету-фактуре.

Решение

В бухучете ООО "Пиво.есть" будут сделаны следующие записи.

На дату заключения договора коммерческой концессии (15.06.2010)

Получено право
пользования знаком
обслуживания

012 "НМА,
полученные
в пользование"

На дату регистрации договора коммерческой концессии Роспатентом
(29.06.2010)

Начислен паушальный
платеж

97 "Расходы
будущих периодов"

76 "Расчеты с
разными дебиторами
и кредиторами",
субсчет "Расчеты с
правообладателями"

Отражен НДС, подлежащий
перечислению в составе
паушального платежа

19 "НДС по
приобретенным
ценностям"

76 "Расчеты с
разными дебиторами
и кредиторами",
субсчет "Расчеты с
правообладателями"

На дату перечисления денег правообладателю (02.07.2010)

Перечислен паушальный
платеж

76 "Расчеты с
разными дебиторами
и кредиторами",
субсчет "Расчеты с
правообладателями"

51 "Расчетные
счета"

На дату получения документации, составляющей секрет производства
(ноу-хау) (05.07.2010)

Получено право
пользования секретом
производства (ноу-хау)
(1 000 000 руб. -
300 000 руб.)

012 "НМА,
полученные
в пользование"

На дату получения огрузочного счета-фактуры от правообладателя

НДС по паушальному
платежу принят к вычету

68 "Расчеты по
налогам и сборам",
субсчет "Расчеты
по НДС"

19 "НДС по
приобретенным
ценностям"

На последнее число каждого месяца в течение срока действия договора

Часть паушального платежа
отнесена на расходы
отчетного периода
(1 000 000 руб. /
60 мес.)

20 "Основное
производство"

97 "Расходы
будущих периодов"


Начислено роялти
(15 000 руб. x 10%)

20 "Основное
производство"

76 "Расчеты с
разными дебиторами
и кредиторами",
субсчет "Расчеты с
правообладателями"

Отражен НДС, подлежащий
перечислению в составе
роялти
(1500 руб. x 18%)

19 "НДС по
приобретенным
ценностям"

76 "Расчеты с
разными дебиторами
и кредиторами",
субсчет "Расчеты с
правообладателями"

На дату перечисления роялти правообладателю (20.10.2010)

Перечислено роялти
(1500 руб. + 270 руб.)

76 "Расчеты с
разными дебиторами
и кредиторами",
субсчет "Расчеты с
правообладателями"

51 "Расчетные
счета"

На дату получения счета-фактуры от правообладателя

НДС по роялти принят
к вычету

68 "Расчеты по
налогам и сборам",
субсчет "Расчеты
по НДС"

19 "НДС по
приобретенным
ценностям"

На дату окончания срока действия договора (30.06.2015)

Прекращено право
пользования знаком
обслуживания

012 "НМА,
полученные
в пользование"

Прекращено право
пользования секретом
производства (ноу-хау)

012 "НМА,
полученные
в пользование"

Для целей налогообложения прибыли будут учтены следующие доходы и расходы.

Наименование операции

Классификация
дохода/расхода

Сумма,
руб.

Документ

На последнее число каждого отчетного (налогового) периода в течение
срока действия договора

В расходы включена часть
паушального платежа
(1 000 000 руб. /
60 мес. x 3 мес.)

Прочий расход

Договор,
Бухгалтерская
справка-расчет

Ежеквартально в течение срока действия договора на дату утверждения
бухгалтерской отчетности, согласно которой получена прибыль

В расходы включены роялти

Прочий расход

Договор.
Бухгалтерская
отчетность за
9 месяцев.
Бухгалтерская
справка-расчет

Как видите, основные риски (как предпринимательские, так и налоговые) при заключении договора коммерческой концессии ложатся на пользователя. Но эти риски можно минимизировать, грамотно составив бизнес-план и сформулировав положения учетной политики по этим операциям как для целей налогообложения, так и для целей бухгалтерского учета.