Частотный диапазон бас гитары. Виды бас-гитар Бас — всему голова



История создания бас гитары достаточно широко известна. Несмотря на попытки, начавшиеся еще в начале 30-х годов ХХ го века, лавры «отца основателя» получил, заслуженно, великий Лео Фендер. Его Fender Precision Bass и Jazz Bass с 1951 года до сих пор являются синонимом бас гитары. Дека - ольха, кленовый гриф, 20 ладов. На первых экземплярах даже устанавливался упор под струнами снизу. Предполагалось, что играть будут большим пальцем. Практика это опровергла.

Какое-то время всех все устраивало, но наступила эра стремительного развития музыки. Появились THE BEATLES. Рок вышел на стадионы и открытые пространства. Требовалось больше звука. Бас стал теряться на фоне гитар и при максимальной громкости на больших площадках, бас больше не «качал». Исчез низкочастотный «пинок». Методом проб и ошибок на принципах трансформатора была внедрена активная электроника. Стали появляться разнообразные типы и калибры струн.

Доподлинно неизвестно, но официально считается, что первым, кто придумал безладовый бас, был Билл Вайман. В 1961 году он собственноручно вытащил лады из дешевого, купленного на распродаже инструмента. В начале 70-х свой собственный безладовый бас изготовил Жако Пасториус, хотя безладовая бас гитара поступила в продажу с 1966 года.

Особенности безладового баса в том, что струна прижимается непосредственно к дереву накладки, поэтому, чтобы избежать преждевременного износа и повреждения древесины, накладку грифа покрывают слоем эпоксидки, и используют плоские струны. Звучит инструмент певуче по контрабасному, позволяет использовать приемы игры глиссандо, вибрато, играть четверть тонами, что требует хорошего музыкального слуха.

Рост мастерства и амбиций музыкантов требовало расширения звукового диапазона. Количество ладов возросло до 24-х (ровно две октавы). Дальнейшее развитие джаза, появление арт-рока, рок-прогрессив, изобретение направлений сверх тяжелого и сверх техничного металла повлияло на увеличение количества струн до шести и более.

Шестиструнники потребовали новых инженерных решений. Чтобы компенсировать огромную силу натяжения, грифы, для прочности, состоят из трех, пяти, шести и более кусков древесины разной плотности, склеенных вместе. Многие производители устанавливают два анкерных стержня.

Конкуренция заставляет искать звук. Комбинация сортов дерева, способ крепления грифа, новые материалы. Были попытки изготовить грифы и накладки из металлических сплавов. Фирма Hohner выпускает безголовые бас гитары полностью из композитов и пластиков.

Какие еще бывают бас гитары

  • Многострунные бас гитары. Восьми, десяти, двенадцати струнные бас гитары. Имеют парные струны, настроенные в унисон, по типу акустических гитар.
  • Чудовищные монстры, имеющие полный набор гитарных и басовых струн. Диапазон полностью покрывает рояльный.
  • Бас гитары пикколо. Шести струнные бас гитары, звучащие на октаву выше. Почти гитара, но сохраняет бархатный, плотный, басовый низ.
  • Лидер группы Manowar Джое Ди Майо пошел еще дальше: по его заказу был изготовлен четырехструнный бас с узким грифом, маленьким расстоянием между струнами, короткой мензурой, тремя звукоснимателями и тонкими струнами, специально для скоростной медиаторной игры.
  • Специальные модели бас гитар, заточенные для игры теппингом.
  • Конрад Лант из Venom использовал на концертах Jazz Bass, не имеющий ладов выше 9 го.
  • Двух грифовые бас гитары, по аналогии с гитарами. Два грифа имеют разную настройку, например ладовый и безладовый, или же четырех и пяти струнные. Несмотря на большой вес, очень удобно использовать на концертах. Как правило, многие производители предлагают такие инструменты мелкосерийно или на заказ. Такие бас гитары Rickenbacker активно используют Гедди Ли из Rush и Крис Сквайер из Yes. Встречаются гибриды соло и бас гитары в одном корпусе.


Статьи для гитаристов:

  • История бас гитары и низкочастотных инструментов в целом

Аппликатуры аккордов:

  • История бас гитары и низкочастотных инструментов в целом
  • Роман Виталиевич («Маруся-русак»): от новичка до мастера
  • Выбираем металлические струны для акустической гитары

Бас-гитара – сравнительно молодой инструмент, появившийся в начале 1950-х годов. Основное предназначение бас-гитары в музыкальном коллективе – игра в низкочастотном диапазоне в составе ритм-секции.

Так как бас-гитара является ближайшим родственником контрабаса, в классическом исполнении она имеет также четыре струны. Обучаться проще всего как раз на четырехструнном инструменте.

Четырехструнная бас-гитара имеет квартовый строй: Ми (самая низкая струна), Ля, Ре, Соль. Эти струны полностью соответствуют четырем нижним струнам на обычной шестиструнной гитаре, только звучание их находится октавой ниже.

Иногда некоторые бас-гитаристы перестраивают нижнюю струну Ми на тон ниже – в Ре. Таким образом, интервал между двумя нижними струнами превращается из кварты в квинту. В таком строе очень удобно исполнять так называемые пауэр-корды (квинтовые аккорды), просто зажимая их одним пальцем. Для быстрой перенастройки бас-гитары во время игры из одного строя в другой применяется специальное механическое устройство D-Tune, позволяющее быстро опустить или поднять на тон четвертую струну при помощи рычажка.

Механизм D-Tune для понижения строя струны

Среди мировых звезд, играющих на четырехструнной бас-гитаре, можно назвать такие имена, как Стэнли Кларк, Виктор Вутен, Маркус Миллер, Джако Пасториус, Билли Шихан.

В последнее время большую популярность завоевали пятиструнные бас-гитары, обладающие расширенным диапазоном звучания. В этом случае к стандартным четырем струнам добавляется еще одна, более низкая струна, настраиваемая в Си. Таким образом, в «пятиструнке» все струны по-прежнему имеют квартовый строй.

Игра на пятиструнной бас-гитаре очень комфортна в некоторых тональностях, и позволяет оставаться в низком диапазоне, не используя верхние ноты. Кроме того, «пятиструнку» оценили и любители игры «тяжелых» стилей: нижняя струна Си выдает очень энергичные и насыщенные «низы».

При игре на такой бас-гитаре следует учитывать, что гриф ее шире, чем на четырехструнном инструменте, но при этом расстояние между струнами немного меньше.

На пятиструнных бас-гитарах играют такие звезды, как Натан Ист, Тони Левин, Ришар Бона.

Кроме пятиструнных бас-гитар некоторую популярность получили и шестиструнные бас-гитары. Это настоящие монстры с широченным грифом и самым широким басовым диапазоном. Строй шестиструнной бас-гитары соответствует «пятиструнке» с добавленной высокой струной До. Как видно, в шестиструнной бас-гитаре по-прежнему полностью сохраняется квартовой строй, так как между всеми струнами присутствует интервал кварта.

Начинающим гитаристам не рекомендуется обучаться игре сразу на шестиструнной бас-гитаре. Она значительно сложнее в освоении техники игры, чем стандартная четырехструнная гитара. «Шестиструнка» нужна, в основном, тем бас-гитаристам, которые часто исполняют сольные партии.

Шестиструнные бас-гитары используют при игре Стив Бэйли, Джон Патитуччи, Джон Маянг.

Для любого музыканта важно не только уметь играть на своем инструменте, но и знать некоторые его физические особенности, которые помогут правильно отстроить звучание при игре соло или в ансамбле и лучше понимать специфику инструмента. Одной из таких особенностей является частотный диапазон инструмента. А поскольку этот сайт посвящён бас гитаре, то говорить мы будем про частотный диапазон бас гитары.

Основная частота ноты

Человеческий слух воспринимает звуки, находящиеся в частотном диапазоне от 20Гц до 20кГц. Логично, что бас будет занимать в этом диапазоне низкие частоты. Его диапазон будет находиться между основными частотами самой нижней и самой верхней ноты на грифе. Основная частота — это самая громкая 1-я гармоника, которую мы воспринимаем как некую ноту. Например, ля первой октавы обычно имеет основную частоту в 440Гц. Таким образом верхняя и нижняя границы основных частот будут незначительно отличаться для различных видов басов и зависят от количества струн, количества ладов на грифе и строя.

Но, это очень упрощенная модель, которая не учитывает гармоники нот и корпуса бас гитары и в действительности все немного сложнее. Давайте попробуем разобраться.

4-х струнные бас гитары

Основные частоты нот 4-х струнной бас гитары лежат в диапазоне примерно от 40Гц до 400Гц. Если говорить более точно, то открытая струна Е вибрирует на частоте 41Гц, а нота Eb (на 20-м ладу струны соль) вибрирует на 311Гц. Современные бас гитары обычно имеют 24 лада, поэтому нота G на последнем ладу в таких инструментах звучит на частоте 392Гц.

5 и 6 струнные бас гитары

Бас гитары с пятью и шестью струнами имеют более широкий основной диапазон. Нижняя струна си расширяет его вниз до 31Гц, а если есть высокая струна C, тогда верхний порог расширяется уже до 523Гц — нота до на 24 ладу.

Диапазон обертонов

Несмотря на то, что мы определили конкретные значения частотных границ нот, извлекаемых на бас гитаре, нужно понимать, что струна и весь инструмент в целом не звучит только в этих пределах. Причина — физические свойства звука и колеблющихся тел. Одновременно с основной частотой звучат также все обертона или гармоники струны, корпус инструмента также начинает вибрировать, создавая свой набор гармоник, без которых, звук был бы «стерильным». Обертона звучат тише основного тона, но все вместе делают весомый вклад в частотный диапазон любого музыкального инструмента, определяют его тембр и дают звуку свою окраску.

Вывод: бас гитара — инструмент с очень широким частотным диапазоном. Несмотря на то, что диапазон основных частот для нот (нотный диапазон), которые мы обычно извлекаем на инструменте, приблизительно составляет всего 500Гц, очень важные составляющие звука находятся на всем диапазоне — 80Гц, 250Гц, 500Гц, 1кГц, 4кГц и выше. Все они влияют на формирование правильного звучания инструмента, его яркость, читаемость в миксе и др.

При возможности попробуйте убирать или добавлять на эти частоты и обратите внимание как они влияют на звук. Если жестко обрезать высокие частоты например, звук станет менее читаемым и бас легко потеряется в миксе.

Ответ от Boss.ua [новичек]
Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. «Эталонным» строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой) .
Другие строи:
D# G# C# F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) - все струны опускаются на полтона.
D G C F (ре-соль-до-фа) - все струны опускаются на тон.
C# F# B E (до-фа-си-ми) - все струны опускаются на полтора тона.
C F A# D# (до-фа-ля-диез-ре-диез) - все струны опускаются на два тона.
Также существуют так называемые Dropped-строи:
D A D G (ре-ля-ре-соль) - четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
C G C F (до-соль-до-фа) - все струны опускаются на один тон, а четвертая на два.
В панк-музыке строй не опускают, а наоборот поднимают, но не всегда.
F A# D# G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез) - все струны поднимаются на полтона.
F# B E A (фа-диез-си-ми-ля) - все струны поднимаются на один тон.
Строй пятиструнной бас-гитары
H E A D G (си-ми-ля-ре-соль) - эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
E A D G C (ми-ля-ре-соль-до) - альтернативная настройка для пятиструнной бас-гитары с добавлением не более низкой, а более высокой струны «до» из шестиструнного комплекта. Расширяет возможности для солирования в верхнем регистре, без ущерба для нижнего диапазона и неудобства, вызванного необходимостью глушить большое количество струн.
A# D# G# C# F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) - все струны опускаются на полтона.
A D G C F (ля-ре-соль-до-фа) - все струны опускаются на тон. Наиболее популярные группы, играющие в таком строе - Korn и Pantera
Строй шестиструнной бас-гитары
B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до) - эталонный строй. Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре.
Другие модификации бас-гитар
семиструнная бас гитара B E A D G C F (си-ми-ля-ре-соль-до-фа) - впервые появилась в 1987 году.
восьмиструнная, десяти- и двеннадцатиструнная бас-гитары - каждая из струн обычной четырёх или пятиструнной бас-гитары получает пару, настраиваемую на октаву выше (аналогично двенадцатиструнной акустической гитаре) , что создаёт особый акустический эффект. На двенадцатиструнной бас-гитаре струны идут даже не парами, а по три. Добавочная пара настраивается при этом вероятнее всего в унисон. кроме этого были отдельно выпущены варианты, обединяющие в себе 4 бас-гитарных и 6 гитарных струн на одном грифе и 11-ти и 12-тиструнные бас-гитары, покрывающие диапазон рояля.
Бас-гитара пикколо - как правило, шестиструнная бас-гитара, настроенная на октаву выше. Это может быть достигнуто за счёт более короткой мензуры или за счёт более тонких струн. Существуют наборы для пикколо, которые можно установить на обычный бас. В отличие от электрогитары бас пикколо не утрачивает того мясистого звука, присущего бас-гитаре, равно как и квартового строя. Один из ярких образцов такой бас-гитары можно услышать на альбоме Джона Патитуччи «One More Angel».
кроме этого существует ещё одна разновидность бас-гитары, специально приспособленная для техники «двуручный теппинг» , называемая стик. На ней установлены как бы два комплекта струн, самая низкая по середине и более тонкие по убыванию от середины к краям. Играют на нём, ударяя по струнам пальцем в области грифа, а не щипком, обеими руками одновременно. Это позволяет исполнять две мелодические линии одновременно, комбинируя их ритмически. По исполнению и звучанию схоже с партиями для фортепиано. Один из самых ярких исполнителей на этом инструменте - Тони Левин (King Crimson)

В году на основе своей электрогитары Telecaster , откликнувшись на просьбы многочисленных музыкантов по всему миру. До изобретения бас-гитары ее роль выполнял контрабас , техника игры на котором довольно сложна.

Техники игры на бас-гитаре

  • Апояндо - самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки с опорой на предыдущую сыгранной струну. Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и среднего, еще безымянный и даже мизинец.
  • Игра медиатором - тоже довольно популярная техника, при которой на бас-гитаре играют так же, как и на обычной гитаре .
  • Рэйкинг - звукоизвлечение одним указательным пальцем правой руки. Происходит от английского rake - "грабли". При этом палец скользит с более высокой струны на более низкую, таким образом одним движением извлекая несколько нот. Применяется для ускорения игры, данную технику активно использует Billy Sheehan .
  • Хаммер - техника, при которой звук возникает от сильного прижимания струны к грифу левой рукой (hammer on) и последующего отпускания ее с усилием (pull off).
  • Слайд - техника, также используемая на других гитарах . После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну.
  • Слэп - особый перкуссивный прием. Как таковой, состоит из двух приемов - собственно slap и pop. Для того, чтобы сделать слэп, нужно резко ударить суставом большого пальца по струне. Pop представляет собою подцеп струны указательным пальцем правой руки. Данная техника характерна для музыкального стиля фанк . Наиболее известными виртуозами слэпа являются Victor Wooten и Flea из группы Red Hot Chili Peppers.
  • Тэппинг - особая техника, заключающаяся в извлечении звука за счет прижимания струны пальцем к грифу на нужном ладу. Известен также как двуручный тэппинг, поскольку звукоизвлечение осуществляется как правой, так и левой рукой. При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о лады, сродни приему хаммер .

Варианты настройки бас-гитары

Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. "Эталонным" строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль ). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой).

Другие строи:

  • D#G#C#F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез
  • D G C F (ре-соль-до-фа ) - все струны опускаются на тон.
  • C#F# B E (до-фа-си-ми ) - все струны опускаются на полтора тона.
  • C F A#D# (до-фа-ля-диез-ре-диез ) - все струны опускаются на два тона.

Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и мешают при игре. Также существуют так называемые Dropped-строи:

  • D A D G (ре-ля-ре-соль ) - четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
  • C G C F (до-соль-до-фа ) - все струны опускаются на один тон, а четвертая еще на один.

В панк -музыке строй не опускают, а наоборот поднимают.

  • F A#D#G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез ) - все струны поднимаются на полтона.
  • F#B E A (фа-диез-си-ми-ля ) - все струны поднимаются на один тон.

Строй пятиструнной бас-гитары

  • B E A D G (си-ми-ля-ре-соль ) - эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
  • A#D#G#C#F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез ) - все струны опускаются на полтона.

Ниже опускать струны уже не имеет смысла, потому что ля субконтроктавы и ниже очень редко используется в музыке. Исключением является Fieldy - басист группы Korn, который опускает строй в "ля", используя для этого пятиструнную бас-гитару (практически именная серия Ibanez K5) и очень толстые струны.

Строй шестиструнной бас-гитары

  • B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до ) - эталонный строй. Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре.