Чем болел евгений чубаров художник. Какое бы слово вместо «энергетики» вы использовали

Вы первый московский галерист, заинтересовавшийся Чубаровым. Чем он привлек ваше внимание?

Я был первым галеристом, но не первым человеком, обратившим внимание на Чубарова. Как-то я спросил одного коллекционера, может ли он назвать по-настоящему интересное явление на фоне шестидесятников и нонконформистов, которые были тогда повсюду. Он сказал, что есть одно дарование, которое не подпускает к себе никого, и при этом он гений. Я спросил, что же указывает на его гениальность. Тогда этот коллекционер рассказал историю о том, что как-то Кабаков вместе с Пивоваровым и Пацюковым были у Чубарова в гостях, и после этого Кабаков сказал: «Ребята, только что мы побывали у гения».

Конечно, при первой нашей встрече Чубаров не был настроен разговаривать со мной, но я как-то нашел с ним общий язык и тут же купил у него много графических работ.

Когда смотришь на его искусство, кажется, что видишь какую-то чернуху, на самом же деле в нем та же мистика и даже религиозность, как и в русском лубке. Однажды он сидел и продавал свои работы на Арбате, а к нему подошел человек с большой черной бородой и спрашивает:

Это ваши работы?

Мои, - отвечает Чубаров.

Сколько стоят?

Пять рублей.

А за все сколько?

500 рублей, - сказал Чубаров, чтобы от него отвязались, потому что и за пять рублей у него никто ничего не брал.

Человек повернулся к своим соседям и сказал: «Дайте ему денег». Оказалось, это был армянский архиепископ Вазген II. Я думаю, что это может быть критерием того, что его искусство не демонично, а даже наоборот.

Его всегда представляли сумасшедшим или алкоголиком, хотя он вообще не пил. Чубаров боялся прикасаться к алкоголю, опасавшись стать другим человеком. Он постоянно был одержим каким-то поиском внутри себя, желанием создать то, чего он сам от себя не ожидал. При этом он не был равнодушным или безразличным. Он совершенно искренне хвалил художников, которые ему нравились, и даже в работах самых бездарных находил какие-то удачные моменты.

Кроме Москвы вы выставляли его в Нью-Йорке. Как на его искусство реагируют зрители тут и там, есть ли разница?

Если вы пойдете на хороший джазовый концерт, то увидите в зале только профессионалов, людей, способных расшифровать музыку. Слушать джаз - не развлечение, он подразумевает понимание. Так и в живописи. Публика по большей части понимает лишь фигуративную живопись, потому что она ясна и знакома: есть туловище, есть руки, ноги - предмет понятен. Когда смотришь на что-то неизвестное, нет точки отсчета, от которой нужно исходить, чтобы определить, насколько это хорошо или плохо. Большого художника может понять только большой художник. Чубаров настолько умен, тонок и сложен, что его может понять только такой же человек.

У художников того поколения мастерские напоминают музей, где в каждом углу - крошечный осколок какой-то эпохи, культуры, художественного направления. Такая ли мастерская была у Чубарова, что в ней запомнилось?

Мастерская у Чубарова в Москве - это подвал, где пол был поднят на 20 сантиметров, а под ним журчала вода. Окна были забиты железными листами, чтобы туда не проникли бездомные, а на потолке были подвешены картины. Он не мог писать на стенах, так как к ним были прикреплены проволокой многочисленные скульптуры.

А вот его мастерская в Берлине была огромным открытым пространством, в которой не было ничего лишнего, кроме пары картин и икон, у него не было никакой эмоциональной привязанности к вещам. Это была всегда чистая и аккуратно убранная мастерская.

У вас самого дома есть работы Чубарова?

Да, конечно. Его работы висят у меня в Нью-Йорке и в Германии, он всегда присутствует в моем окружении. Он один из моих любимых художников. Это единственный художник из русского и даже европейского пространства, с вещами которого мне не тяжело жить.

Как вы думаете, почему Евгений перешел от ранних скульптур и рисунков ламповой копотью к консервативной по нынешним временам абстракции? И какой период его творчества близок лично вам?

Не люблю словосочетание «ламповая копоть». Грязно написанные вещи могут быть очень элегантными. У него никогда не было денег, но когда они появлялись, он покупал индийскую тушь, которой были написаны все его ранние работы. Он всегда писал дорогими красками (дорогими не по западным меркам, но в российской действительности).

Я выбрал его из всех художников как человека рефлексирующего, умного, тонкого, глядя именно на его ранние работы. А то, что он перешел к абстракции, - это было приятным сюрпризом. Это означало, что человек развивается, а не продает собственные клише. Его абстрактное искусство - лучшее, что им было создано. Его картины можно на равных сравнивать с лучшими работами западных художников.

Когда говорят о Чубарове или его работах, всегда всплывает слово «энергетика». Как, по-вашему, почему? Как зритель может ее обнаружить?

Я не понимаю слово «энергетика». В его случае я бы говорил больше о сложном алгоритме знаков, цвета. Он завершал свои работы, контролируя каждое движение, а не случайным жестом, как это часто происходило у американских экспрессионистов.

Какое бы слово вместо «энергетики» вы использовали?

Каллиграфия. У Чубарова есть уверенность в себе, в технике, осознанность. Был ряд очень интересных циклов, которые я просил его повторить, но он не мог повторяться. Каждый раз это был новый подход.

Как вы думаете, абстрактное, беспредметное искусство в XXI веке по-прежнему актуально?

Оно актуально, но оно превратилось в продажу ложного товара. Не каждый человек, создающий абстракцию, может абстрактно мыслить, и имитация плохого реалистического искусства часто выдается за абстракцию.

Почему на фоне других нонконформистов Евгений был не так известен и почти 20 лет сидел без выставок?

Он никогда не был нонконформистом. Я знаю, что один известный современный художник не рекомендовал интересоваться Чубаровым, потому что однажды, увидев свои работы на фоне Чубарова, он понял, насколько они провальны. Если какую-нибудь выставку курирует художник, то он никогда не будет включать в нее работы того художника, который равен ему или же превосходит его самого.

Работая с Чубаровым, я платил за собственное образование: ни в одном университете я не смог бы узнать об искусстве столько же, сколько от него. Работая же с нонконформистами, я чувствовал себя банальным спекулянтом, понимая, что больше не развиваюсь.

И все-таки какой характер был у Чубарова?

Сложный. Это был человек, преданный своему делу, сконцентрированный на самореализации, но в хорошем смысле. В его работах всегда читается утонченность, элегантность и уверенность. Он хотел создать то, что не будет забыто. Он даже не хотел детей, чтобы ничего не отвлекало его от искусства. Он всегда чуть-чуть сомневался в себе, но при этом был уверен, что на сегодняшний день он делает все, что в его силах. Он постоянно говорил: «Завтра я сделаю лучше».

Чубаров Евгений Иосифович (1934 — 2012 гг.) — российский художник-нонконформист, график, скульптор. Родился 11 декабря 1934 года в селе Нижнее Бобино, Мечетлинского района Башкирии. Страсть к рисованию возникла у художника еще в детстве, под влиянием отца. В юности, желая получить более престижную профессию, Чубаров уехал в Златоуст, где в 1954 году закончил ПТУ при местном металлургическом комбинате по специальности гравер-чеканщик. После окончания училища, Чубаров отслужил пять лет в армии на Балтийском флоте.
В 1959 году художник уехал в Саратов, потом в Загорск (ныне - Сергиев Посад), где работал в реставрационной студии скульптора Дмитрия Цаплина.

Дмитрий Цаплин — известный скульптор-анималист, который благодаря покровительству Луначарского в 1920-30-е годы изучал опыт европейского модернизма непосредственно в Париже. Французские газеты называли Д.Цаплина «гениальным мужиком с Волги». Чубаров работал у Цаплина подмастерьем и перенял у него интерес, во-первых, к изображению животных (достаточно вспомнить многочисленных чубаровских быков), а, во-вторых, к упрощению формы. Влияние Цаплина заметно во многих скульптурных изображениях Чубарова. В частности, в скульптурной композиции из парка «Музеон» в Москве, состоящей из 237 скульптурных голов и посвященной жертвам репрессий 1937 года.
В 1963 году картины Чубарова «Март» и «Заводской пейзаж» попадают на выставку молодых художников в Москву. «Заводской пейзаж» затем публикуют в журнале «Искусство», всего через несколько месяцев после того, как Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев посетил выставку «XXX лет МОСХ» в Манеже и раскритиковал художников, ориентированных на европейский авангард. В это же время Чубаров увлекается деревянной скульптурой, получая материал у знакомого инженера Загорского кирпичного завода. По воспоминаниям жены художника, это были ростовые портреты, напоминавшие фотографии жертв Освенцима.
Графические и живописные работы 60-х годов подчеркнуто экспрессивны и фигуративны. Художник просто писал окружавших его людей без всякого социального посыла.
В 1970-80-е Чубаров от простых композиций переходит к новой трактовке соотношения между живописной и телесной массой и много работает над своей серией мощных многофигурных композиций тушью на бумаге. Композиционно его работы наследуют «Несению креста» Босха (1515-1516), экспрессионизму Бориса Григорьева периода «Ликов России» (1920-30-е) и аналитическим опытам Павла Филонова. Если раньше Чубаров писал отдельные фигуры в легко читаемых взаимоотношениях, то теперь он создает ситуации максимальной тесноты, заполняя холст все новыми и новыми лицами и телами, редко связанными общим сюжетом. Рисунки этого периода поражают своей динамичностью, экспрессивным напором, напряжением.
В 1975 году Чубарова принимают в Союз художников СССР. Однако, это не помогает его работам быть принятыми в официальных художнических организациях. Советская часть биографии Чубарова вообще небогата внешними событиями и не свидетельствует так же о том, что художник старался закрепиться в андеграунде: его имя не фигурирует в списках художников, пытавшихся выставляться независимо.
Середина 1980-х и перестроечные годы были тяжелым временем в жизни художника. Из-за артрита ему пришлось отказаться от занятий скульптурой и сосредоточиться исключительно на изобразительном искусстве. Вспоминают даже, что сразу после перестройки художника можно было увидеть на Старом Арбате, продающим свои графические листы по 25 рублей.
В начале 1990-х годов по приглашению арт-дилера Гари Татинцяна художник уезжает сначала в Берлин, где он живет и работает в течение 8 лет, а затем и в Нью-Йорк. В это время происходит последняя трансформация его манеры. Из экспрессионизма Чубаров уходит в чистую абстракцию и добивается успеха — становится стипендиатом фонда Джексона Поллока-Краснера, участвует в выставках наравне с крупнейшими художниками послевоенного поколения. Сам Чубаров считал себя наследником русской «архаической» культуры, проводя параллель своей техники с идеями «черного квадрата» Малевича, самобытно интерпретировал стиль русской парсуны, визуально запечатляя энергетику окружавшего его мира.
Главной задачей Чубарова в живописи с начала 1990-х становится переход к абстрактному письму в несколько слоев, лишенному «темных страстей», даже наоборот - оптимистичному по сравнению с работами советского времени. Опыт изображения анархической телесности в 1970-80-е позволил Чубарову отказаться от самопроявляющихся символов. Художник отказался от характерного для абстрактного экспрессионизма близкого контакта с холстом, превращающего картину либо в фиксацию жеста, как у Поллока, либо в умозрительное пространство чистого цвета, как у Ротко. Чубаров писал работы как для взгляда вплотную, так и для рассматривания издалека.
В конце 90-х Чубаров с супругой вернулись в Москву, поселившись в квартире в Мытищах, где часто гостили многие представители неофициальной и официальной культуры (в том числе, Эрнст Неизвестный, Илья Кабаков и Виктор Попков).
Монументальные работы Чубарова были показаны на известных площадках Европы и США, а позже и в России. На групповых выставках работы Чубарова выставлялись наравне с картинами классиков ХХ века – Мела Бохнера, Фрэнка Стеллы, Сола Левитта, Дэмиена Херста, Питера Хелли и Стефана Балкенхола.
Произведения художника хранятся в ГМИИ им А. С. Пушкина, ГТГ, ММСИ, Музее Ратгерского Университета в Нью-Джерси (Собрание Нортона Доджа) и др.

Наш сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. сегодня не составит труда – можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и , найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Подробная информация:

​Евге́ний Ио́сифович Чуба́ров родился 11 декабря 1934 года в селе Нижнее Бобино, Мечетлинского района Башкирии. Страсть к рисованию возникла у художника еще в детстве, под влиянием отца. В юности, желая получить более престижную профессию, Чубаров уехал в Златоуст к дяде, который помог ему устроиться в Златоустское прикладное училище гравировки по металлу. Художник учился на ювелира, оформителя декоративного оружия. После окончания училища Чубаров отслужил пять лет в армии на Балтийском флоте.

В 1959 году художник уехал в Саратов, потом в Загорск (ныне - Сергиев Посад), где работал в реставрационной студии скульптора Дмитрия Цаплина. Вскоре Чубаров познакомился со своей будущей супругой Людмилой Гукович, работавшей в то время в Истре детским врачом-терапевтом и в 1961 году вступил с ней в брак.

В 1963 году картины Чубарова «Март» и «Заводской пейзаж» попадают на выставку молодых художников в Москву. «Заводской пейзаж» затем публикуют в журнале «Искусство», всего через несколько месяцев после того, как Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев посетил выставку «XXX лет МОСХ» в Манеже и раскритиковал художников, ориентированных на европейский авангард. В это же время Чубаров увлекается деревянной скульптурой, получая материал у знакомого инженера Загорского кирпичного завода. По воспоминаниям жены художника, это были ростовые портреты, напоминавшие фотографии жертв Освенцима.

Графические и живописные работы 60-х годов отчетливо трактуют интерес художника к эросу, как физическому, так и психологическому. Холст 1969 года изображает женщину, сидящую на коленях у мужчины, у которого вместо головы - темно-зеленый квадрат с небрежно набросанными глазами и ртом. Трактовка мужских фигур как геометричных теней встречается и в других работах этого периода. Мужское понимается Чубаровым как безличное, незавершенное, это базовая стадия оформления подсознательных импульсов.

В 1970-80-е Чубаров от простых композиций переходит к новой трактовке соотношения между живописной и телесной массой и много работает над своей серией мощных многофигурных композиций тушью на бумаге. Композиционно его работы наследуют «Несению креста» Босха (1515-1516), экспрессионизму Бориса Григорьева периода «Ликов России» (1920-30-е) и аналитическим опытам Павла Филонова. Если раньше Чубаров писал отдельные фигуры в легко читаемых взаимоотношениях, то теперь он создает ситуации максимальной тесноты, заполняя холст все новыми и новыми лицами и телами, редко связанными общим сюжетом.

В «Драке» (1982) Чубаров приравнивает поверхность холста к телу, кожному покрову, стирая границу между живописными и телесными массами. Позже такое понимание живописной поверхности поможет ему перейти к окончательной беспредметности. Мотивы «Драки» останутся у художника и в период занятий чистой абстракцией, но переедут в многочисленные рисунки.

Другие полотна 1980-х также полны отсылок к скрытой и демонстративной сексуальности - от образа могильщика до персонажей с обрубленными конечностями или следами трупного окоченения на лицах.

На протяжении нескольких десятков лет Чубаров работал над серией скульптур из камня. В московском парке скульптур «Музеон» располагается композиция из 283 каменных голов, помещенных в отдельно стоящую стену и забранных решеткой; эта структура, как и смысл работы - памятник жертвам сталинских репрессий - придумана не художником, а руководством парка, принявшим эти скульптуры в дар в середине 1990-х.

В 1986 году Чубарова принимают в Союз художников СССР.

Советская часть биографии Чубарова небогата внешними событиями и не свидетельствует о том, что художник старался закрепиться в андеграунде: его имя не фигурирует в списках художников, пытавшихся выставляться независимо.

По п риглашению арт-дилера Гари Татинцяна художник уезжает сначала в Берлин, где он живет и работает в течение 8 лет, а затем и в Нью-Йорк. В это время происходит последняя трансформация его манеры. Из экспрессионизма Чубаров уходит в чистую абстракцию и добивается успеха - становится стипендиатом фонда Джексона Поллока-Краснера, участвует в выставках наравне с крупнейшими художниками художниками послевоенного поколения. Чубаров приходит к абстракции в тот момент, когда она перестает быть политическим жестом эмансипации от официальных требований к искусству. Столь поздний шаг за пределы повествовательного искусства подчеркивает его внутреннюю независимость от художественного контекста, в котором ему приходилось работать. Чубаров смог сконцентрировать внимание на кропотливом изготовлении нефигуративной картины в первую очередь как вещи, предмета в разных измерениях, от орнаментального до психологического. Сам Чубаров считал себя наследником русской «архаической» культуры, проводя параллель своей техники с идеями «черного квадрата» Малевича, самобытно интерпретировал стиль русской парсуны, визуально запечатляя энергетику окружавшего его мира.

Главной задачей Чубарова в живописи с начала 1990-х становится переход к абстрактному письму в несколько слоев, лишенному «темных страстей», даже наоборот - оптимистичному по сравнению с работами советского времени. Опыт изображения анархической телесности в 1970-80-е позволил Чубарову отказаться от самопроявляющихся символов. Художник отказался от характерного для абстрактного экспрессионизма близкого контакта с холстом, превращающего картину либо в фиксацию жеста, как у Поллока, либо в умозрительное пространство чистого цвета, как у Ротко. Чубаров писал работы как для взгляда вплотную, так и для рассматривания издалека.

В конце 90-х Чубаров с супругой вернулись в Москву, поселившись в квартире в Мытищах, где часто гостили многие представители неофициальной и официальной культуры (в том числе Эрнст Неизвестный, Илья Кабаков и Виктор Попков).

Персональные и групповые выставки:

Монументальные работы Чубарова были показаны на известных площадках Европы и США, а позже и в России. На групповых выставках работы Чубарова выставлялись наравне с картинами классиков ХХ века – Мела Бохнера, Фрэнка Стеллы, Сола Левитта, Дэмиена Херста, Питера Хелли и Стефана Балкенхола.

В 2015 году в Галерее Гари Татинцяна прошла персональная выставка Евгения Чубарова, посвященная 80-летию со дня рождения художника .

В августе 2016 года в немецком городе Хаген в Музее Карла Эрнста Остхауса открылась персональная выставка художника "The Berlin Works".

Награды и достижения:

Стипендиат фонда Поллока-Краснер.

22 июня 2007 года на русских торгах аукционного дома «Phillip"s» картина Е. Чубарова «Без названия» 1994 года была продана за рекордную для здравствующего художника из России сумму - $1 198 500.

Персональные выставки:

2016 - «Берлинские работы». Музей Карла Эрнста Остхауса, Хаген, Германия.

2015 - Галерея Гари Татинцяна, Москва, Россия

2014 - Государственный Центр Современного Искусства, Москва, Россия. – Выставка работ Евгения Чубарова. К 80-ЛЕТИЮ ХУДОЖНИКА

2007 - Галерея Гари Татинцяна, Москва, Россия.

2007 - «Тот самый Чубаров». Галерея С"АРТ, Москва, Россия

2004 - «Возвращение к беспредметному». Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия

2004 - «Возвращение в беспредметность». Государственный Центр Современного Искусства, Москва, Россия

2003 - Евгений Чубаров. Галерея Гари Татинцяна, Нью-Йорк, США

1996 - Галерея Андреас Вайс, Берлин, Германия

1993 - 1-ая Выставка Восточно-Европейского искусства, Гамбург, Германия

1990 - Галерея 4, Берлин, Германия

1989 - Галерея Татунц, Берлин, Германия

1988 - «Возвращение». Дом скульптора, Москва, СССР

1987 - «В сторону к скифам». Объединение “Эрмитаж”, Москва, СССР

Групповые выставки:

2009 - «Price Of Oil». Галерея Гари Татинцяна, Москва, Россия

2007 - «Создай свой музей». Галерея Гари Татинцяна, Москва, Россия

2003 - День рождения К.Малевича. Центр «Дом», Москва, Россия

2002 - Реплики. Центр «Дом», Москва, Россия

1999 - Сол ЛеВит, Мел Бокнер, Евгений Чубаров. Галерея Гари Татинцяна, Нью-Йорк, США

1998 - Галерея Байер, Штуттгарт, Германия

1989 - Пардоксы материального. Галерея А-3, Москва, СССР Диалог: Русские и современность. Центр им. Бориса Виана, Франция

2001 - Евгений Чубаров. Галерея Гари Татинцяна, Нью-Йорк, США

1998 - «Жертвы сталинизма». Музей под открытым небом, Центр им. А. Сахарова, Москва, Россия

1988 - Картина как объект. Дом Художника, Москва, СССР

1987 - Художник и современность. Выставочный зал на Каширском шоссе, Москва, СССР

1986 - Праздник культуры. Выставочный зал на Каширском шоссе, Москва, СССР

1985 - Мифология окружающего пространства. Выставочный зал на Каширском шоссе, Москва, СССР

1962 - Выставка молодых художников. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва, СССР

Публичные коллекции:

ГМИИ им. Пушкина, Москва

Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Музей Университета Ратгера, Нью-Джерси

Музей Современного искусства, Москва


ХУДОЖНИК ЧУБАРОВ ЕВГЕНИЙ ИОСИФОВИЧ


Художник редкой энергетики – так с полным основанием можно сказать о Евгении Иосифовиче Чубарове. Будущий художник родился в 1934 году в селе Бобино (Башкирия), достаточно рано проявив художественные способности. Получил среднее специальное образование, обучаясь в ПТУ, открытом при металлургическом комбинате г. Златоуста. До 1959 года работал на комбинате гравером и чеканщиком, после чего переезжает в Загорск. Загорск стал целой вехой в жизни художника: здесь он знакомится с нонконформистами и устраивается подмастерьем к скульптору Д. Цаплину. Примерно в это время Евгений Чубаров начинает создавать картины, которые можно обозначить как «деревенская брутальщина»: экспрессивные работы художника в основном посвящены темной стороне жизни советской глубинки. Резкие, жесткие и отчаянно-грубые образы в чем-то оказываются обезоруживающе правдивыми, а где-то слишком мрачными и саркастически-пугающими. Эти мрачные картины далеки от романтичных образов русской деревни, захватывая в себе все самое отвратительное, гнилое и чуждое разуму, что может предоставить русская душа. Перебравшись в 1968 году в Мытищи, Евгений Чубаров так и не стал публичным автором: он практически не принимал участия в кухонных посиделках художников, вел замкнутый и отстраненный образ жизни. Период распада Советского Союза ознаменовал появление в картинах Чубарова большей абстрактности. Так и не получив художественного образования, Чубаров создает достаточно техничные картины, выполненные мастерски и без лишних деталей, хотя иногда на полотне совершеннейшее обилие штрихов и закорючек – в композиции это составляет необычайную авторскую неповторимость. По словам самого Чубарова его картины – это способ «упасть в свое собственное Я».

В 1975 Евгений Чубаров получил членство в Союзе художников СССР. Известный нью-йоркский галерист Гари Татинцян очень высоко оценил работы Евгения Чубарова, чем способствовал организации целого ряда персональных выставок Чубарова в Европе и США. Также Гари Татинцян помог привлечь особое внимание к работам Чубарова за счет организации нескольких совместных выставок с картинами таких маститых авторов ХХ века как Мел Бохнер, Фрэнк Стелла и Сол Левитт.

Многие зарубежные критики очень тепло приняли художника, даже обозначив его как одного из наиболее перспективных русских живописцев, которые появлялись за многие годы. Такая признательность, очевидно, связана с тем, что Чубаров не предлагает картины, которые разбавлены в слишком глубоком концептуализме и несут явный оттенок соц-арта. Чубаров смог создать живые образы – четкие, ясные, без символической глубины и во всей очевидности своей простоты. Что не может не потрясать в работах Евгения Чубарова, так это то, что картины пронизаны мощнейшей энергетикой, которая, тем не менее, сохраняется, не разрушая интерьер.

Необычность истории как самого художника, так и стилистической смелости его работ, привлекает особое внимание ко всему, что он создал – не случайно в 2007 году его картина «Без названия» (1992) была продана за $562 000, что является самой высокой ценой, предложенной за картину ныне здравствующего русского художника.

Одна из характерных работ художника, создающая неизгладимое переживание чего-то давящего и неоднозначного. Рисунок оставляет целую гамму ощущений: лишнее, объемно-бесформенное тело, заползающее своей отвратительностью в душу и находящая там всё-таки, не смотря ни на что, нечто родственное себе. Отталкивающие яркие образы плотно охватывают пространство вокруг и несут мощнейший заряд энергии – как нигде в этом неповторимо раскрывается подлинный талант художника. Нелепая, острая картина, со всей ясностью передающая смысл простой и очевидной реальности… Так художник может не только передать подлинно свое видение этого образа, но и создать у зрителя органичное единение с его чувствами. Грандиозное обилие чувств: стыд, досаду, томное осознание своей истинности… Это и многое другое, неуловимо присущее картине, открывается для того, кто, преодолев сомнение и неприязнь, открывает для себя красоту этого сюжета.

C 1 по 25 ноября в воронежской галерее «Х.Л.А.М.» открыта выставка, пожалуй, одного из самых загадочных художников последнего времени - Евгения Иосифовича Чубарова

В какой-то степени художник всегда живет в безумии.
Для того чтобы открыть подлинный образ реальности,
необходимо выключить разум.
И тогда я говорю: «упадите в собственное Я,
обнаружьте в самом себе и чистую природу,
и потенциальное будущее».

Евгений Чубаров

C 1 по 25 ноября в воронежской галерее «Х.Л.А.М.» открыта выставка, пожалуй, одного из самых загадочных художников последнего времени - Евгения Иосифовича Чубарова .

Его произведения хранятся в ГМИИ им А. С. Пушкина, ГТГ, ММСИ, Музее Ратгерского Университета в Нью-Джерси (Собрание Нортона Доджа) и др. Персональные выставки с большим успехом проходили по всему миру: в 2004-м, например, его выставляли в Мраморном дворце Санкт-Петербурга (Русский музей) и в московском ГЦСИ.

Однако о нем самом и о его жизни широкой публике практически не известно. Сведений и прижизненных публикаций о художнике крайне мало, но кое-что все же удалось найти.

Евгений Чубаров родился 11 декабря 1934 года в Башкирии (в указании более точного места рождения источники расходятся: упоминаются села Бобино и Емаши).

Как и многие известные художники, искусством он заинтересовался в раннем возрасте, однако понятно, что в небольшом башкирском селе художественное образование получить особо было негде, поэтому, окончив школу, будущий художник отправился в город Златоуст (300 км от Уфы), где в 1954 году закончил ПТУ при местном металлургическом комбинате по специальности гравера-чеканщика. После окончания обучения Чубаров остался на комбинате и работал там по специальности до 1959 года.

В 1959 году он переехал в Загорск (Сергиев Посад).


В Загорске Чубаров наконец-то познакомился с профессиональным художником - скульптором Д. Ф. Цаплиным . Дмитрий Филиппович Цаплин - когда-то известный скульптор-анималист. В 1920–30-е годы благодаря покровительству Луначарского он изучал опыт европейского модернизма непосредственно в Париже и тогда же заработал во французских газетах прозвище «гениального русского мужика с Волги». Чубаров работал у Цаплина подмастерьем и, очевидно, у него перенял и интерес к изображению животных (достаточно вспомнить многочисленных чубаровских быков) и свободное отношение к форме. Влияние Цаплина явно прослеживается во многих скульптурных опытах Чубарова - например, в памятнике жертвам репрессий 1937 года, который можно увидеть в парке скульптуры «Музеон» в Москве. В композиции, состоящей из 237 скульптурных голов, явно прослеживается стремление к упрощению форм, огрублению их, уход от сугубой вещественности, реалистичности к обобщенной форме, придающей как головам Чубарова, так и фигуркам зверей Цаплина черты монументальности и вечности.

В 1960-х же Чубаров сделал много экспрессивных и подчеркнуто фигуративных живописных и графических серий. Он писал безо всякого социального посыла, писал тех, кого каждый день видел рядом с собой, - жителей небольшого городка, соседей, мужчин и женщин.

В 1968 году Чубаров переехал поближе к Москве, в город Мытищи, где с некоторыми перерывами (в конце 1980-х он несколько лет жил и работал в Германии) прожил до самой своей смерти в 2012 году.

В Мытищах он, кстати, и работал над своими скульптурными головами. Один из его друзей, художник Хсар Гассиев вспоминал: «г. Мытищи, 6-й микрорайон, огромное поле между улицей Юбилейной и Северной ТЭЦ. Где-то в центре - небольшой холмик, летняя “мастерская–блиндаж” скульптора Евгения Чубарова. Землянка, большая мачта, вкопанная в землю, поднимающаяся на роликах крыша. Система собственного изобретения. Обладающий большой физической силой Чубаров поднимал крышу с помощью троса, устанавливал упоры, получалась мастерская. Вечером, после работы складывал мастерскую обратно. На поле скульптор находил большие камни (диаметром 30–50 см), оттаскивал в “мастерскую” и рубил из них головы.


Основная мастерская Чубарова, в глубоком подвале жилого дома, вдоль стен решетки из проволоки. За эти решетки он кидал головы, принесенные с поля. Рядом стояли фигуры из дерева. Со временем таких голов, из разных камней скопилось огромное количество. Жуткое зрелище в подвале, в полумраке… Так появился памятник жертвам сталинских репрессий в Парке скульптуры в Москве (за ЦДХ)».

До конца 1980-х основным занятием художника оставались скульптура и графические (по большей части) серии. Среди них есть и вполне типичные натюрморты с вазами и листьями, есть цикл, состоящий из набросков людей, чаще всего обычных прохожих, привлекших внимание художника, а также огромное количество рисунков летящих птиц и когтистых хищников. Рисунки его обычно подчеркнуто динамичны и предельно экспрессивны. Своим энергетическим напором поражают даже некоторые его ню, в которых подобного напряжения в общем-то обычно не предусмотрено.


Чубаров работал много и плодотворно, однако, несмотря на то, что в 1975 году его приняли в Союз художников СССР, вещи его не пользовались успехом в официальных художнических организациях.

Одна из знакомых художника (участник форума AI) вспоминает: «1985 год. Чубаров зашел в КЖИ (Комбинат Живописного Искусства МОСХ) на ул. Горького, 48. Принес пачку своих рисунков… Подошел к одному, к другому, к третьему…

А вы кто?.. - …Это не к нам - у нас тут живопись, станковая!.. - Идите, идите… - Не мешайте работать!..

Одна сердобольная дама (худ. рук.) отвела его в сторонку: «Не расстраивайтесь. Зайдите в соседний дом - там Комбинат Графического Искусства. Подойдите к N., скажите, что от меня, покажите ему свои работы…»


Середина 1980-х и период перестройки вообще были не лучшим временем в жизни художника. Из-за артрита Чубарову пришлось совсем отказаться от скульптуры и сосредоточиться исключительно на изобразительном искусстве. Вспоминают даже, что сразу после перестройки на Старом Арбате можно было увидеть Чубарова, продававшего листы графики. Лист формата А3 стоил 25 рублей.

В 1988 году художник с супругой уехали в Германию на несколько лет. Чубаров рассказывал потом своим друзьям, что ему предоставили там жилье и мастерскую, обеспечили материалами, он создал большое количество работ. «Пока заработал немного, все картины остались в Германии, но ждал каких то сдвигов»

Жизнь в России в начале 1990-х, когда Чубаров вернулся в страну, все еще была далека от стабильности и устроенности, необходимой художнику, поэтому он принял решение пожить в Германии еще немного.

В следующий раз он вернулся в Мытищи в 1996 году.

Именно во время второй поездки, в 1990-е годы Чубаров пришел от самобытной экспрессивной фигуративности к полной абстрактности. И именно крупные абстрактные композиции принесли Евгению Чубарову известность на международной арене. Рост внимания к абстракциям Чубарова в 1990–2000-е годы в значительной степени произошел благодаря работе галериста Гари Татинцяна (Gary Tatintsian). При его поддержке монументальные абстракции Чубарова были показаны на известных площадках Европы и США, а позже и в России.

В 1995 году Чубаров получил грант фонда «Поллок Краснер», занимающегося поддержкой выдающихся художников по всему миру (с момента его создания в 1985 году художникам в 75 странах мира было вручено 3 850 грантов на общую сумму более 58 миллионов долларов).

В 1999 году Гари Татинцян представил полотна Чубарова на групповой выставке в своей нью-йоркской галерее. А в 2004-м персональные выставки художника с размахом прошли сразу и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Надо сказать, что сам художник никакого личного участия ни в выставках (даже персональных, даже в России), ни в шумихе, связанной с ценами на его картины, не принимал, предпочитая вести замкнутую, «отшельническую» жизнь в подмосковных Мытищах.

Среди сохранившихся воспоминаний о Чубарове самые известные связаны с посещением студии Чубарова Ильей Кабаковым в компании Виктора Пивоварова и Виталия Пацюкова в 1978 или 1979 году. Кабаков, пораженный обстановкой мастерской, говорил: «Мы были в гостях у живого гения». Виталий Пацюков позже так охарактеризовал художника: «Это мамонт в замерзшей глыбе. В этой глыбе он пережил всю эволюцию - от амебы до настоящего времени, записал ее на свой hard drive и, как только его разморозили, сумел выдать накопленную информацию в одну плоскость».

Но лучше всего уникальность абстрактного экспрессионизма Чубарова, пожалуй, выразил галерист Гари Татинцян: «Я выбрал Чубарова именно за его способность к рефлексии, к живой реакции на увиденное, сказанное, предложенное. Каждая его картина - это космос, в котором много миров. Макромир, в котором любой элемент из микромира абсолютно гениален и отточен. Чубаров невероятно чувствителен к опыту мирового искусства, он постоянно сосуществует в диалоге с окружающей его новой культурой. Когда он жил в российской глубинке, он и делал вещи на основе провинциального русского, лубочного сознания, лишенного интеллектуальной культуры, но вдохновленный его мистичностью. Работая на Западе, Чубаров был окружен каталогами, книгами, но не стремился копировать то, что уже существует, а создавал что-то новое. Он лавировал между фигуративным и абстрактным мировым искусством. Это был своего рода слалом. В результате Чубаров полностью устранился от предыстории: не желая с ней конкурировать, он ушел в направлении, куда никто раньше не забредал».

В 2007 году абстрактные произведения Чубарова впервые появились на аукционных торгах. 15 февраля на Sotheby’s его большая, 2 × 3 метра работа «Без названия» (1992), имеющая в активе продажу в галерее Гари Татинцяна (1999) и экспозицию в Государственном Русском музее (2004), была продана за 240 тысяч фунтов (358 тысяч евро), в четыре раза выше верхней границы эстимейта (40–60 тысяч фунтов). До сих пор это самый лучший дебютный результат русского художника на мировом арт-рынке. Полгода спустя аукционный дом Phillips De Pury продал похожую работу художника уже за 600 тысяч фунтов - рекордную сумму для картин Чубарова.

На сегодняшний день известно 46 работ Чубарова, выставлявшихся на открытые торги за последние 6 лет. В основном это графика (37 работ) 1970–80-х годов, находящаяся в среднем ценовом сегменте. Рекорд художника в графике - 95 000 рублей, был показан 15 декабря 2007 года на торгах аукционного дома «СОВКОМ». За эту сумму ушел рисунок тушью на бумаге 1978 года «Муж и жена - одна сатана».


Список самых дорогих живописных работ художника, проданных на открытом рынке, возглавляет работа без названия (1994), за которую 22 июня 2007 года на торгах Phillips de Pury заплатили 692 000 фунтов (1 438 992 доллара). На втором месте в списке - еще одна безымянная работа (1992), проданная 15 февраля того же 2007 года на Sotheby’s за 288 000 фунтов (562 550 долларов). Замыкает тройку «Автопортрет с молотом» (1978) за 1 100 000 рублей (46 310 долларов); этот результат был показан на торгах дома «СОВКОМ» 31 мая 2008 года, и он же сделал автопортрет самой дорогой работой, проданной на территории России.