Чем интересна деятельность в кружке истории. Образовательная программа исторического кружка "клио"

Воронина И.С.

учитель истории

МОУ «Безруковская ООШ», Новокузнецкий район, Кемеровская обл.


Увеличение объема научно-познавательной и образовательной информации, обрушивающейся на современных детей и подростков, – хорошо известное явление. Вступая в школьную жизнь, ученик радуется новому, ему всё интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребенка. В результате теряется интерес к учебе и рождается обычный троечник. Как избежать этого, как сохранить свежесть детского восприятия? Вероятно, выход следует искать не только в повышении занимательности самого учебного материала, но и в активном привлечении учащихся к внеклассным занятиям по предметам образовательного цикла.

Формы внеклассных занятий по истории разнообразны. Основными являются три формы. Это – массовая форма, групповая и индивидуальная. К массовой форме внеклассной работы относятся: исторические вечера, олимпиады, викторины, конференции, встречи с участниками исторических событий. Групповая форма внеклассной работы включает исторические кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории. Индивидуальная внеклассная работа по истории предполагает изучение краеведческой литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает групповая , результаты занятий в группе часто выносятся на общественные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.

Основные направления деятельности исторического кружка в школе.

Известный методист-историк А.А. Вагин подчеркивал, что «кружок является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий».

Высокая оценка кружковой работы неслучайна. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы. Школьный кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках. Он дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом . Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. Успех работы кружка зависит от умения, желания, инициативы и знаний его руководителя.

Работа исторического кружка осуществляется в двух направлениях:

Теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).

Практическом (экскурсии, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).

Руководитель кружка, учитель истории, обеспечивает научное и методическое руководство кружком : консультирует учеников, рекомендует необходимую литературу, помогает систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал. Для текущей организационной и технической работы на общем собрании кружковцев избираются ответственный секретарь и его помощник. Они по согласованию с учителем назначают занятия кружка, дают отдельные поручения его членам и проверяют выполнение заданий. В работе кружка особое внимание следует уделять выбору тематики, определению источников и планированию. Кружок работает по плану, утвержденному на собрании кружковцев в начале учебного года . План работы составляется с учетом:

Самых сложных вопросов школьной программы;

Вопросов по историческому краеведению;

Материалов по вспомогательным историческим дисциплинам, не входящим в учебную программу;

В плане определяются цели и задачи и указываются различные формы работы. Основной формой работы кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и работает над ней. В итоге работы кружка каждый из его участников овладевает определенными умениями и навыками исследовательской деятельности. Особое внимание следует уделять углубленному изучению тем по историческому краеведению. Когда изучается значительное историческое событие и показывается, как оно преломлялось в данной конкретной местности, это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие исторические события, отраженные в близкой им обстановке. Все записи рассказов очевидцев исторических событий, а также копии архивных и музейных документов, изучаются, группируются по темам, систематизируются, обрабатываются и используются для подготовки ученических исследовательских работ, выступлений и выставок. Работа кружка заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме исторического вечера или конференции.

Историк Вяземский Е.Е. утверждает, что «постоянно развивая интерес учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать теоретические и практические занятия, но умело их чередовать».

Исторический кружок как форма внеклассной работы по истории способствует углубленному изучению программного материала, его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения школьников. Тренирует мыслительную деятельность, обогащает опыт самостоятельной эмпирической и исследовательской работы с исторической литературой, научно-историческими источниками, справочно-энциклопедическим и архивным материалами. Воспитывает такие качества личности, как инициативность, уважительное отношение к духовно-нравственным традициям Отечества, гордость за славное прошлое своей страны, принадлежность к её корням.
Список использованной литературы

1. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М. : Просвещение, 1972. – 311 с.

2. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. : ВЛАДОС, 1999 – 174 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением

отдельных предметов» г.Череповца

Войнова Т.Ю.

Утверждено приказом директора

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Череповца

Кравцова В.Л.

Приказ № 116

Программа кружка «За страницами урока истории».

Срок реализации: 2013-2014 учебный год.

Возраст: 6 классы.

учитель истории и обществознания

г.Череповец, 2013г.

Пояснительная записка

Согласно требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кружок «За страницами урока истории» организован по общеинтеллектуальной направленности.

Данная программа разработана на основе компетентностного подхода в образовании. В условиях современного общества, когда достоверная информация устаревает в считанные часы, приобретение навыков самостоятельной работы через проектную деятельность будет важной и полезной для учеников, учащихся по данной программе.

Целью образовательной программы кружка «За страницами урока истории» является развитие личности учеников через формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности (в том числе и с использованием проектной деятельности) с учетом возрастных особенностей.

Задачи дополнительной образовательной программы:

    Обучение – расширение знаний об основных событиях, явлениях и процессах общественной жизни в истории России и зарубежных стран, формирование исследовательских навыков (таких как работа с историческими источниками, описание (реконструкция), элементы анализа и объяснения, работа с версиями и оценками), умения применять полученные знания и навыки в практической повседневной деятельности, развивать творческие способности через подбор дифференцированных заданий, повышение мотивации изучения истории и обществознания через применение нестандартных приемов обучения;

    Развитие исследовательских умений (ставить исследовательские вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, составлять план работы, проверять гипотезы, выделять информацию из разных источников, Систематизировать информацию, представлять результаты в разных формах (схема, таблица, устное и письменное сообщение, навыки создания проекта и его защиты), коммуникативных умений (совместная работа в группах по сбору и анализу необходимой информации, умение аргументировано высказывать свою и выслушивать чужую точку зрения);

    Воспитание активной гражданской позиции, ценностные установки на понимание и осознание необходимости изучения мировой истории, чувства гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности известных деятелей нашей Родины.

Особенностью программы кружка «За страницами урока истории» является то, что содержание занятий кружка позволяет узнать о тех сторонах общественной жизни, которые остаются за рамками учебников по истории, но при этом представляют наибольший интерес. Интересное знаниевое наполнение занятий кружка позволит эффективнее организовать работу по формированию исследовательской и коммуникативной компетенции, а применение нетрадиционных приемов обучения сделает данный процесс интереснее и увлекательнее.

Программа рассчитана на учеников 6 классов.

Сроки реализации программы: 2013-2014 уч. год.

Кружок «За страницами урока истории» включает теоретическую и практическую части. Формы организации занятий сочетают индивидуальную и групповую формы работы, проведение различных игр и конкурсов при использовании дифференцированных заданий. Кружок рассчитан на 34 часа, один час в неделю.

Предполагаемы результаты:

    Приобретение учащимися первичных знаний о месте и роли Череповца и нашего края в истории Отечества;

    Приобретение знаний об основных проблемах и личностях отечественной и всемирной истории;

    владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)

    Овладение навыками самостоятельной исследовательской и проектной деятельности;

    Овладение навыками работы в группе;

    Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тетрадь с конспектами и заданиями, готовые проекты (рефераты, презентации и т.д.).

Учебно-тематический план

Название разделов, тем.

Кол-во часов.

Практика

Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины

Тема 1 Наука о времени.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Тема 3 Монета на ладони.

Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.

Раздел 3 Роль личность в истории.

Тема 1 Кто творит историю?

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова»

Тема 6 Екатерина II и Петр III

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Раздел 4 История малой Родины.

Название разделов, тем.

Практика

Тема 1 Наука о времени.

Актуальность изучения истории в современном обществе, возможности применения методов исторического познания для понимания современного состояния и развития общества.

Понятие «вспомогательные исторические дисциплины», их значимость для истории.

Предмет и методы познания вспомогательными историческими дисциплинами исторической действительности.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Создание герба, работа с иллюстрациями, выступление перед аудиторией.

Тема 3 Монета на ладони.

Разработка аналитического описания, синтез, решение познавательных задач.

Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны.

Решение познавательных задач.

Тема 5 Почему мы так называемся?

Разработка аналитического описания, решение познавательных задач.

Тема 6 Быль и вымысел в истории.

Формулирование, доказательство, аргументация, работа с документами.

Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны».

Решение познавательных заданий и задач.

Тема 1 Миф о технической отсталости России.

Различные точки зрения на проблемы истории России, господствующие в современной науке.

Достижения и изобретения отечественных мастеров.

Решение проблемы, работа в группах, решение познавательных заданий и задач.

Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории.

Загадки и проблемы в мировой истории и споры исторической науке.

Формулирование, аргументация и доказательство своей точки зрения.

Тема 3 Миф о кровавой истории России.

Причины появления мифа. Сравнение России и Запада.

Решение проблемы (сопоставление России и Запада), работа в группах.

Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым.

Личность Бориса Годунова, основные направления его политики, оценки деятельности.

Формулирование, аргументация, доказательство своей точки зрения, работа с документами, картами, работа в группах.

Тема 5 Случайности и закономерности в истории.

Случайности в истории. Основные тенденции развития общества. Циклы истории.

Работа с источниками, анализ и синтез информации, работа в группах.

Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория.

Антинаука и паранаука, их влияние на развитие общества, антинаучные теории в современной исторической науки.

Формулирование, доказательство и аргументация своей точки зрения, публичные выступления.

Тема 7 Викторина «Что было, то было».

Викторина «Что было, то было».

Решение познавательных заданий, работа в группах.

Тема 1 Кто творит историю?

Роль классов и народных масс в истории. Лидеры в истории. Роль лидеров в развитии общества.

Работа с документами, высказывание и аргументация собственной точки зрения.

Тема 2 Лидеры I и II ополчения.

Исторические портреты лидеров I и II ополчения.

Составление исторического портрета личности, работа с документами.

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Личность Петра Великого. Значение петровских преобразований для истории России.

Исторические портреты личностей сподвижников Петра: судьба и значение их деятельности для России.

Составление исторического портрета личности, работа в группах, формулирование и аргументация своей точки зрения. публичные выступления.

Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна.

Влияние личности императрицы Анны Иоанновны на развитие различных сфер общества России.

Составление исторического портрета личности, работа в группах, публичные выступления, аргументация и доказательство своей точки зрения.

Различные подходы к пониманию личности Перта III. Влияние личности Екатерины II на развитие различных сфер общества России.

Составление исторического портрета личности, работа с картами, документами, публичные выступления.

Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения».

Личность Павла I. Зависимость исторической оценки личности от написания текста.

Составление исторического портрета личности, работа с документами, публичные выступления, формулирование и доказательство своей точки зрения.

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Исторические портреты выдающихся полководцев XVIII века.

Составление исторического портрета личности, работа с картами.

Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов».

Интеллектуальная игра «Выдающиеся личности Эпохи Дворцовых переворотов».

Решение познавательных заданий и задач, работа в группах.

Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае.

Понятие краеведения. Методы и предмет изучения. Значение краеведения для познания современного общества.

Решение познавательных заданий.

Тема 2 Наш край в истории Отечества.

Череповец с древнейших времен до 1777 года. Череповец с 1777 года до начала первой Мировой войны. Череповец от революции до Второй мировой. Череповец послевоенный.

Комментирование карт и документов, решение познавательных заданий.

Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение).

Работа в группах, составление сообщений, публичные выступления.

Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества».

Решение познавательных заданий, работа в группах, публичные выступления.

Тема 5 Город, в котором я живу.

Череповец современный.

Просмотр презентаций, составление вопросов по содержанию презентаций, взаимная оценка выступлений, публичные выступления.

Тема 6 Наши выдающиеся земляки.

Исторические портреты выдающихся земляков Вологодской области.

Публичные выступления, составление вопросов, доказательство своей точки зрения.

Тема 7 Череповец – город церквей.

Церкви города Череповца: история и современность.

Публичные выступления,

Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце.

Места досуга и отдыха в городе Череповца.

Работа в группах, составление плана культурного досуга на лето.

Тема 9 Моя семья в истории России.

История отдельной семьи.

Презентация проектов, подготовка сообщений, работа в группах.

Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца».

Игровое занятие

Решение познавательных заданий, публичные выступления, работа в группах.

Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка.

Игровое занятие.

Методическое обеспечение

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов.

Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины.

Тема 1 Наука о времени.

Печатано-словесный (эвристическая беседа), решение познавательных заданий.

Тетрадь для записей, учебные картины, карточки с заданиями.

Самопроверка карточек с заданиями.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Практическое занятие.

Практический (изготовление гербов)

Листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Готовые проекты гербов.

Тема 3 Монета на ладони.

Практическое занятие.

Исследование (работа с источниками), решение познавательных заданий.

Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны.

Интерактивная лекция (с использованием познавательных заданий).

Устный (эвристическая беседа), решение заданий и задач.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Наличие планов описательных рассказов, самопроверка заданий.

Тема 5 Почему мы так называемся?

Урок-лекция.

Устный (эвристическая беседа), решение познавательных задач.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями, атласы.

Самопроверка заданий, записи в тетради.

Тема 6 Быль и вымысел в истории.

Круглый стол.

Исследовательский (подготовка сообщений, работа с текстом источника, изложение идей, доказательство).

Тетрадь для записей, документы.

Записи в тетради, сообщения.

Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны».

Соревнование.

Игровой урок (Брейн-ринг).

Задания для команд, листы бумаги, карандаши.

Закрепление и обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике.

Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.

Тема 1 Миф о технической отсталости России.

Проблемная лекция.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории.

Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения)

Сообщения учащихся, тетради для записей.

Записи в тетради, сообщения.

Тема 3 Миф о кровавой истории России.

Проблемная лекция.

Печатно-словесный (лекция с использованием познавательных заданий).

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Самопроверка карточек, записи в тетради.

Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым.

Ролевая игра.

Игровой (урок-суд).

Задание для групп, листы с приговором.

Вынесение приговора (доказательство позиции).

Тема 5 Случайности и закономерности в истории.

Урок-лекция.

Устный (эвристическая беседа)

Тетрадь для записей.

Записи в тетради.

Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория.

Круглый стол.

Дискуссия.

Раздаточный материал (тексты).

Сообщения, записи в тетради.

Тема 7 Викторина «Что было, то было».

Соревнование

Игровой (викторина в форме «Своя игра»: учащиеся отвечают на вопросы викторины).

Тексты с вопросами разного уровня сложности.

Выявление победителей и призеров викторины, обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике.

Раздел 3 Роль личность в истории.

Тема 1 Кто творит историю?

Проблемная лекция

Печатно-словесный (эвристическая беседа, комментирование документов).

Записи в тетради.

Тема 2 Лидеры I и II ополчения.

Лекция с обсуждением документов.

Печатно-словесный (составление портрета личности, комментирование документов и картин).

Документы, картины, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Ролевая игра

Игровой (урок-суд).

Листы с заданиями для групп, ручки, бумага.

Листы с вынесенным приговором (доказательством позиции).

Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова».

Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, выслушивать и оспаривать мнения других)

Портреты личностей сподвижников Петра I, сообщения, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна.

Соревнование.

Игровой (Урок-суд).

Карточки с заданиями для групп, листы для вынесения приговора.

Заполненные листы с приговором (доказательством позиции).

Тема 6 Екатерина II и Петр III.

Практическое занятие.

Исследование (работа с картами и документами)

Атласы, документы.

Записи в тетради.

Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения».

Круглый стол.

Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения).

Документы, тетради для записей.

Сообщения, записи в тетради.

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, составление портрета личности).

Портреты личностей полководцев XVIII века, сообщения, портреты, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов».

Соревнование.

Игровой (Урок-КВН).

Раздел 4 История малой Родины.

Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае.

Урок-лекция.

Устный (беседа)

Тетради для записей, карточки с заданиями

Записи в тетради, самопроверка заданий.

Тема 2 Наш край в истории Отечества.

Урок-лекция

Печатно-словесный (беседа с комментированием карт и документов, решение заданий и задач)

Карты, карточки с заданиями.

Записи в тетради.

Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение).

Конференция.

Дискуссия (аргументация и доказательство собственной позиции)

Тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества».

Соревнование.

Игровой урок (урок-викторина в форме «Что? Где? Когда?»)

Карточки с заданиями, ручки, листы для выполнения заданий.

Определение победителя и призеров викторины.

Тема 5 Город, в котором я живу.

Урок-презентация.

Практический (просмотр презентаций, подготовка вопросов по содержанию презентаций)

Презентации.

Ответы на вопросы по содержанию презентаций.

Тема 6 Наши выдающиеся земляки.

Дискуссия (выслушивание сообщений, составление вопросов по содержанию).

Сообщения, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 7 Череповец – город церквей.

Урок-презентация.

Презентации

Готовые презентации.

Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце.

Практический (представление презентаций и сообщений, составление вопросов по содержанию).

Презентации, сообщения.

Готовые презентации, сообщения, записи в тетради.

Тема 9 Моя семья в истории России.

Урок-презентация.

Практический (представление презентаций, составление вопросов по содержанию).

Презентации

Готовые презентации.

Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца».

Соревнование.

Игровой (викторина «Самый умный»).

Карточки с вопросами викторины.

Определение победителей и призеров викторины, закрепление пройденного материала.

Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка.

Соревнование

Урок КВН (составить рассказ, сюжетное и аналитическое описание.

Список литературы

Литература для учителя:

    История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. Тема 1.

    Всемирная история./Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Вводная глава.

    История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д, 1997. Предисловие. Разд. № 1-2

    Блок М., Апология истории. М., 1986.

    Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991

    Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

    Шпенглер О. Закат Европы. М.: 1993. Т. 1

    Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

    Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987

    Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991.

    Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.

    Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

    Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988

    Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Главы 3.2, 4.2.

    Древние цивилизации. М., 1990.

    История Европы. М., 1996.

    Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1986.

    Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.

    Оссовская М., Рыцарь и буржуа. М., 1987.

    Хейзинга. Й. Осень средневековья. М., 1988.

    Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1986.

    Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

    История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.

    Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

    Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986.

    Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

    Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.

    Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988.

    Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.

    Христианство и Русь. М., 1988.

    Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990.

    Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994

Литература для учащихся:

    Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.

    Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.

    Мифы и легенды народов мира/Сост. Н.Будур и И.Панкеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

    Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.

    Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

    Задачник по истории Древнего мира./С.Н.Смирнов. – СПб., 1999.

    Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.

Интернет-ресурсы:

    www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории

    www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)

    www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».

    www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий

    myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия

    www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.

    www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.

    macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.

    www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории

    tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории » посвящен людям - современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

    www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения

    www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины

    festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»

    http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.

В школе внеклассная работа проходит в различных формах. Каждая из которых имеет свои особенности и ориентируется на возраст и количество участников.

В педагогической практике сложились общие принципы организации внеклассной работы 8.

Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации мероприятий в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе.

Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к обучению и воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум учебных и воспитательных задач. При выборе содержания, организации форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: массовые, групповые (кружковые) и индивидуальные.

Одна из форм - массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Массовые формы - это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др.

Групповые формы внеклассной работы - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др.

Индивидуальная работа по истории предполагает чтение исторической литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает кружковая. Результаты занятий в кружке часто выносятся на общественные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.

Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников. Для успешной работы исторического кружка необходимо соблюдать ряд условий. К ним относятся руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоятельная деятельность учащихся.

Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. В ряде школ вводится так называемый клубный день, в который кружковцы собираются к определенному часу, расходятся по заранее намеченным местам. Эта организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

Кружки могут быть разных профилей: военно-патриотические, историко-биографические, историко-искусствоведческие, историко-краеведческие и другие. Выбор направления работы исторического кружка определяется возможностями учащихся.

В кружке могут быть ученики одного класса, одной параллели или разных параллелей. Желательно, чтобы кружок имел свое название ("Юный историк", "Юный краевед", "Клуб знатоков истории" и др.), символику, определенные ритуалы. В кружке должны использоваться разнообразные виды деятельности учащихся, игровые моменты, соблюдение традиций.

Результаты работы исторического кружка должны демонстрироваться и активно использоваться в учебно-воспитательном процессе.

Углубленная постоянная и систематическая историко-краеведческая работа нередко приводит к созданию в школах историко-краеведческих музеев. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей. Учителю истории остается только использовать в образовательно-воспитательных целях тягу школьников к не всегда осознанному ими коллекционированию: от собранных вещей, изображений, письменных документов вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. " Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры гордость за деяния славных земляков - одна из основных задач школьного краеведческого музея".

Школьное краеведение обязательно предполагает непосредственное участие в поисково-исследовательской деятельности, как учащихся, так и самого учителя. Подготовка учителя к краеведческой работе проводится в теоретическом и методическом плане.

Успех исследования определяется следующими фактами: 1) учитель сам глубоко интересуется историей края и принимает непосредственное участие в его изучении. Здесь исследовательская деятельность учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства, уровня обучения учащихся истории; 2) учащимся создаются условия для самостоятельных, хотя и небольших, изысканий; 3) организуются интересные школьные экспедиции, походы, специализированные научно-исследовательские лагеря, школьные музеи, кружки, общества; 4) соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении тем исследования; 5) учитель умело руководит исследование ученика, постоянно поддерживает атмосферу поиска; 6) учитель непосредственно участвует в исследованиях вместе с учащимися; 7) ученики должны знать и видеть, что к их исследованиям проявляют глубокий интерес учителя, родители, что результаты их работы бережно хранятся в школьном музее и широко используются в учебно-воспитательном процессе.

В зависимости от возраста учащихся и по мере их интеллектуального роста, исследовательская работа усложняется по количеству и сложности источников, разнообразию приемов работы, степени самостоятельности исследований.

Одним из видов туристско-краеведческой деятельности в школе, совместного коллективного творчества педагогов и учащихся является школьный музей, функционирование которого способствует улучшению учебно-воспитательного процесса школы, развитию творчества, пробуждению у учащихся интереса к самостоятельным исследованиям и участию в общественно полезной работе. Основными аспектами туристско-краеведческой деятельности являются:

  • - создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;
  • - формирование чувства патриотизма посредствам привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческого должностного инструментария;
  • - внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения.

Цель достигается посредством решения следующих задач:

  • - формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей воспитанников;
  • - формирование и развитие способности подростков к адаптации в сложных условиях как социальной, так и природной среды;
  • - профессиональная ориентация подростков.

Сама организация школьного музея - одна из форм проявления самодеятельности и инициативы учащихся, а созданный ими музей становится поисково-творческой лабораторией.

Школьный музей - это не только хранилище документальных материалов, памятников истории и культуры, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научно-педагогической обработке собранного материала и создания на его основе дидактических пособий по ряду предметов школьной программы. Иными словами, экспонаты музея становятся учебно-наглядными пособиями на уроках. Изучение материалов музея в обучении активизирует учебный процесс по ряду предметов и поднимает у учащихся интерес к знаниям. Здесь школьники овладевают навыками самостоятельной исследовательской работы, делают доклады и пишут рефераты. Уроки можно проводить прямо в музее или в классе, используя материалы музея - фотографии, картины, гербарии, диаграммы, различные таблицы.

Школьный курс предусматривает изучение вопросов краеведческого характера. Учитель может использовать местный материал музея для иллюстрации и конкретизации основных исторических событий, изучаемых в общем курсе.

Другая форма работы с материалами музея - экскурсии непосредственно в самом музее. Экскурсию в музей целесообразнее проводить после изучения темы в классе с целью повторения и закрепления полученных знаний. Рассказ в школьном музее о событиях, связанных с войной, на примере родного края, истории своей деревни, города способствует военно-патриотическому воспитанию учащихся, развивает чувство любви к малой родине, повышает активность ребят. С одной стороны, учащиеся могут сравнить общие положения с явлениями местного характера, проявив понимание общих положений, с другой - объяснить и истолковать местные явления, основываясь на общих положениях, показав свое умение самостоятельно мыслить.

Школьный музей способен стать центром воспитательной работы в образовательном учреждении.

В школьном музее на основе его материалов возможно проведение различных конференции учащихся, а также педагогов, встреч с ветеранами, представителями той или иной профессии. Велика роль школьных музеев в сельской местности, где они выполняют просветительские функции, являясь своего рода очагами культуры. Авторитет музея сельской школы, как правило, очень высок, а потому односельчане охотно сдают в музей материалы о своей работе, награды родителей, считают престижным иметь стенд с рассказом о своей семье.

В наше время, когда теряется значение многих духовных ценностей, школьные музеи способствуют воспитанию учащихся в духе дружбы между народами нашей многонациональной страны. Так, в их работе практикуются показы в экспозициях материалов, посвященных освобождению в годы Великой Отечественной войны местных населенных пунктов от фашистских захватчиков, рассказы о погибших воинах. Это были представители разных народов, населяющих нашу страну и внесших свой вклад в победу над врагом. Школьные музеи разрабатывают тему, помогая установлению контактов с семьями погибших, со своими сверстниками из других регионов.


Libmonster ID: RU-8043


П. Старовойтов, преподаватель истории СССР школы N3 Пятигорска

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Исторические кружки занимают значительное место во внешкольной работе. Однако до сих пор им уделяется очень мало внимания. В большинстве школ они совершенно отсутствуют.

Первым условием успешной деятельности исторического кружка является четко разработанный план работы.

При составлении такого плана надо учитывать запросы учащихся, предоставлять им больше творческой инициативы и обязательно в то же время руководить работой учеников.

Главное место в работе руководимого мною исторического кружка в 9 - 10-х классах было отведено изучению произведений классиков марксизма-ленинизма. Работа над отдельными произведениями, которые выбирались применительно к изучаемому программному материалу, отнюдь не сводилась к подбиранию цитат. Мы изучали в кружке полностью отдельные работы Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Работа над первоисточниками в 9 - 10-х классах приучает учащихся работать самостоятельно над книгой. Этой работой они углубляют и обогащают шок знания теории марксизма-ленинизма.

В работе кружка следует строго учитывать возрастные особенности его членов. Было бы, конечно, нелепо поручать работу над первоисточниками учащимся 5 - 6-х классов, так как это было бы для них непосильно.

В кружке ученики изучают также дополнительный документальный материал, характеризующий то или иное историческое событие.

Однако учебно-исследовательскую работу мы не ограничивали изучением первоисточников и исторических документов. Работа кружка связывалась с местным историческим: материалом. В любом районе СССР имеются свои исторические памятники, некоторые из которых до сих пор остаются неизвестными. О них знает подчас только местное население. Учащиеся школы могут иногда добыть интересные исторические сведения об этих памятниках старины, составить описание того или иного памятника и передать свои наблюдения и исследования соответствующим научным учреждениям для более глубокого их изучения.

Ученики могут проводить большую работу по охране памятников от разрушения и расхищения. Этому вопросу мы в кружке уделили особое внимание, и на эту тему руководитель кружка провел несколько бесед с учащимися.

С местными историческими, краеведческими и другими пятигорскими музеями наш исторический кружок установил очень тесную связь. Работая в этих музеях, учащиеся делали зарисовки, слепки и муляжи отдельных экспонатов. Эти рисунки и муляжи использовались затем как наглядное пособие на уроке истории.

Не менее интересную работу члены исторического кружка провели по сбору записей рассказов участников революции 1905 года, воспоминаний о произволе в царской России и о гнете помещиков и капиталистов, о германском плене в период империалистической войны, о революции в октябре 1917 года, о гражданской войне. Учащиеся знают об этом прошлом только по описаниям в литературе; рассказы живых людей, непосредственных участников событий, оживляют это прошлое, и благодаря этому оно лучше запечатлевается в памяти учащихся.

Из письменных работ членов кружка был составлен сборник литературного творчества членов исторического кружка.

Видное место в работе исторического кружка во всех классах в нашей школе занимало более углубленное изучение художественной исторической литературы в соответствии с изучаемым программным материалом по истории. Для этого преподаватель кружка заранее подбирал литературу, предварительно тщательно ее просмотрев. Эта работа проводилась совместно с преподавателем литературы.

Много интересного художественного исторического материала печатается в журналах "Пионер" и "Костер", часто можно использовать материал из серии книжек "Жизнь замечательных людей".

Однако мы пришли к выводу, что не следует перегружать учащихся художественным материалом, так как это отвлекает членов кружка от другой работы. Лучше взять одно какое-нибудь художественное произведение и в соответствии с изу-

чаемым программным материалом прочесть его на кружке. Примерно для 5-х классов - поэмы Гомера "Илиаду" и "Одиссею", в 6-х классах - роман Флобера "Саламбо" и т. д.

Одним из видов самостоятельной работы учащихся являлось ведение календаря исторических событий. Календарь этот обычно составлялся на один месяц. Все исторические даты и события, происшедшие, например, в январе, выписывались из обычного отрывного или настольного календаря крупным художественным шрифтом на большом листе бумаги. Лист вкладывался в рамку и вывешивался на видном месте в школе. Это напоминало членам кружка и всем учащимся школы, а также преподавателям о близящейся дате того или иного исторического события и давало им возможность заранее подготовиться к проведению юбилея. Члены исторического кружка подготавливали материал к намеченной дате и проводили в кружке и по классам беседы на эти темы. Постепенно учащиеся приобретают навык к такой работе и научаются проводить беседы и доклады, что особенно важно в сельских районах, где школа является одним из основных культурных очагов.

Большую роль в работе нашего кружка занимала доска исторических событий. Члены кружка делали вырезки из периодической прессы по историческим вопросам и выставляли их на доску. Км показала практика, такая доска очень сильно привлекает внимание учащихся. Ведь учащиеся часто даже в своей газете - "Пионерской правде" не замечают исторических статей. Когда же эти статьи вырезаны и наклеены на доску, то они привлекают внимание. Материал доски менялся каждую шестидневку. Особо значительные места подчеркивались.

Собирание и оформление исторических альбомов проходило на протяжении всей работы кружка. Альбомы были двух типов: альбомы, собранные из вырезанных картинок, иллюстраций, фотоснимков, и альбомы художественного творчества самих учащихся: сюда входят отдельные зарисовки музейных экспонатов, срисованные и увеличенные иллюстрации из исторических, учебников и другие картины. При оформлении альбомов весь собранный материал подбирался в строго хронологическом порядке и по определенным: темам, например по древней истории, средней, новой и истории СССР. В зависимости от количества собранного материала отдельные разделы всеобщей истории, как Греция, Рим и другие, выделялись в отдельные альбомы.

Очень интересным видом работы кружка было также собирание старинных монет и других древностей. К этому делу были привлечены не только члены кружка, но и все учащиеся. Как показала практика, учащиеся иногда приносят очень ценные экземпляры старинной монеты, например медные монеты времен Ивана III, времен Петра I и другие. Все эти собранные монеты размещаются на витрине под стеклом, л к каждой монете пишется соответствующее об"яснение: год чеканки, достоинство ее и т. п., а также имя ученика, принесшего ее. Такая витрина помогает учащимся наглядно представить себе старинные монеты, и в тех классах, где проходится история СССР, витрину можно использовать как наглядное пособие.

В работу кружка вошло и изготовление исторических карт и составление из них альбомов. Ученицы, умеющие вышивать, сделали несколько карт на полотне. После того как карту вышили, она была туго натянута на раму. Таким образом получилась прекрасно оформленная карта, которая служила учебным пособием на уроке.

Просмотр исторических кинофильмов был также одной из форм работы кружка вне школы. Выпущенные за последнее время в СССР исторические фильмы: "Чапаев", "Петр I", "Ленин в Октябре", "Человек с ружьем", "Александр Невский" и др. - являются прекрасным пособием при изучении истерии. После просмотра такой картины руководитель исторического кружка проводил беседу с учащимися, раз"яснял им отдельные, недостаточно понятные кадры, оттенял воспитательные моменты, указывал на поучительные примеры героизма, самопожертвования людей, отдавших свою жизнь, защищая родину от иностранных захватчиков.

Утверждаю
Заместитель директора
по учебно­воспитательной
работе______О. А. Стребкова
Рабочая Программа предметного кружка «Тайны русской истории»
разработана в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 05.05.2014), с
требованиями приказа Минобрнауки России от №1089 от 5 марта 2004 г. (ред. от
23.06.2015 N 609) « Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего,
основного общего и
среднего(полного) общего образования, примерной программы среднего (полного)
общего образования по Истории, рекомендациями Минобрнауки РФ Письмо от
11.12.2006 N 06­1844"О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей", санитарно­эпидемиологическими правилами и нормативами
СанПиН 2.4.2.2821­10 (постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 29.12.2010 г. № 189), с локальными актами ГБПОК ВО «БМТК».
Разработчик:
Осипова С.В. – преподаватель Истории ГБПОУ ВО «БМТК»
Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1 от 31.08.2017 г.
Председатель ПЦК______________ Г.А Якименко
3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель рабочей программы кружка: ориентация учебно – воспитательного
процесса на удовлетворение потребностей и интересов обучающихся, развитие их
способностей.
Задачи:
создавать условия для развития творческих способностей учащихся,
развивать умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения;
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, его
интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного
развития обучающегося;
укрепление психического и физического здоровья обучающегося;
увеличение способов деятельности: учебно­познавательной; информационно­
коммуникативной; рефлексивной;
воспитывать чувство сопричастности к прошлому как основе становления
истори­ческого сознания;
освоение базовых компетенций: информационной,познавательной,
коммуникативной, рефлексивной.
совершенствование деятельности образовательного учреждения во второй
половине дня;
формирование творческой активности обучающихся по дисциплине;














5










формирование и совершенствование навыков исследовательской
деятельности;
развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной,
энциклопедической литературой, ресурсами Интернета;
расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их
влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
развивать умения составлять характеристику исторической личности;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и
личностям, давать оценку;
воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
воспитывать патриотические чувства.
формирование навыков здорового образа жизни.
Данная программа рассчитана не на пассивное усвоение обучающимися
готовых знаний, а на сотрудничество и сотворчество преподавателя и студента.
Рабочая программа позволяет получить дополнительные знания по
Отечественной истории за рамками образовательного стандарта по дисциплине
История и направлена на студентов I­II курсов.
Общими принципами отбора содержания материала являются:
­ выбор тематики кружка обучающимися;
­ доступность для обучающихся I­II курсов;
­ реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы (она может быть изучена в отведенное количество часов);
­ инвариантность содержания (программа применима для обучающихся, которые
заинтересованы в изучении Истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков);
Тематика и характер предопределяют следующие особенности его изучения:
­ проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов,
проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
­ создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
­ большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой
работы учащихся;
­ в ходе изучения к актуализируется ранее изученный материал.
Таблица 1. Образовательные технологии
Применяемые технологии
Группа образовательных технологий
Образовательная технология
6

Технологии поддерживающего обучения
(традиционного обучения)
Объяснительно­иллюстративное обучение
Технологии развивающего обучения
Технология разноуровнего обучения
Технология проблемного обучения
Технология проектного обучения
Технология учебной дискуссии
Технология учебной деловой игры

Таблица 2. Педагогические технологии
Группа педагогических технологий
Педагогическая технология
Традиционные технологии
Объяснительно­иллюстративные
технологии обучения
Технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технологии на основе эффективности
управления и организации учебного
процесса
Технология уровневой дифференциации
обучения на основе обязательных
результатов

Технология индивидуализации обучения
Групповые технологии
Компьютерные (новые информационные)
технологии обучения
Возможные виды деятельности
­ анализ исторической литературы и исторических источников;
­ эвристическая беседа;
­ лекция;
­ рассказ;
­ дискуссия (дебаты);
­ сюжетно­ролевые игры;
­ подготовка и обсуждение докладов учащихся;
­ подготовка мультимедийных презентаций;
7

­ изучение генеалогических таблиц;
­ написание реферата;
­ участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;
­ экскурсии в музеи, библиотеки и др.;
­ решение нестандартных задач по дисциплине;
­ проектная деятельность;
­ исследовательская деятельность.
Работа кружка отражается на стендах кабинета № 5. История.
Предполагаемые результаты
Полученные знания помогут обучающимся глубже понять изучаемую историческую
дисциплину, вооружат историческими знаниями, дадут представления о
деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут
стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс
позволяет познакомиться с биографиями политических, общественных,
государственных деятелей России и малоизвестными историческими фактами.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 2017­2018 учебный год. Рассчитана программа на
10 часов – 1 час в месяц. Время проведения занятий: первый или второй четверг
каждого месяца.
Численность обучающихся в группе: 15 ­ 20 человек.
8

Где была Куликовская битва? (1 час)
предложенных тем кружка различных направлений. Выбор и
Тема 1. Разработка плана кружка (1 час)
Обсуждение
определение тематики кружка. Утверждение тематического планирования.
Тема 2. Анна Ярославна: русская княжна на французском троне.(1 час)
Характеристика личности Анны Ярославовны. История превращения русской
княжны Анны в королеву Франции. Письма королевы Анны к отцу князю Ярославу.
Исторические свидетельства во Франции о королеве Анне.
Тема 3. Загадка Александра Невского. (1 час)
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба
против шведских и немецких рыцарей. Характер взаимоотношений Александра
Невского
с Золотой Ордой. Оценка деятельности Александра Невского
зарубежными и отечественными историками.
Тема 4.
Официальная версия местоположения. Новые версии Института географии РАН
совместно с археологами Государственного исторического музея и сотрудниками
Государственного военно­исторического и природного музея­заповедника
«Куликово поле».
Тема 5.Ушкуйники – основатели казачества? (1 час)
Происхождение прозвища новгородских повольников – «ушкуйники». Основные
занятия ушкуйников. Воины или пираты. Противостояние ушкуйников Золотой
орде. Переселение ушкуйников на Дон, Волгу, пермские и вятские леса во времена
Московского князя Ивана III. Ушкуйники – основатели казачества?
Тема 6. Секреты могилы Ермака. (1 час).
Освоение Сибири ­ одна из самых замечательных страниц истории России. Подвиг
Ермака, завоевавшего для России Сибирь. Загадки в биографии Ермака. Гибель
Ермака. Схожесть тайны захоронения двух противников казака Ермака и
сибирского хана Кучума.
Тема 7. Легенда о Медном всаднике на Неве (1 час).
История создания памятника. Легенды о призраке Петра I и памятнике
реформатору Петру I. История названия памятника «Медный всадник».
Тема 8. Тайные сокровища Екатерины Великой (1 час).
История графского рода Бобри6нских. Версии о сокровищах графского рода
Бобри6нских – правда и вымысел. Исторические версии и исследования историков
XX века. Исторические версии и исследования современных историков.
Тема 9 . Почему Россия продала Америке Аляску? (1 час).
Споры о причинах продажи Аляски Америке. Свидетельства и документы сделки.
Польза или вред для России XIX века. Современная оценка события.
Тема 10.Машина времени ­ утраченное открытие (1 час).
Движение рабочих­изобретателей в 1930-1940­х годах. Иван Большаков, молодой
рабочий воронежского завода имени Коминтерна и его изобретение. Судьба
изобретения.
10

3. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО
КРУЖКА «ТАЙНЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ»
№ Тема занятий
1
2
3
4
5
6
Разработка плана кружка
Анна Ярославна: русская княжна
на французском троне
Загадка Александра Невского
Где была Куликовская битва?
Ушкуйники – основатели
казачества?
Тайна могилы казака Ермака
7 Легенда о Медном всаднике на
8
9
Неве
Тайные сокровища Екатерины
Великой
Почему Россия продала Америке
Аляску?
10 Машина времени ­ утраченное
открытие.
Дата
проведения
сентябрь
12 октября
2017 г.
2 ноября
2017 г.
7 декабря
2017 г.
11 января
2018 г.
1 февраля
2018 г.
1 марта
2018 г.
5 апреля
2018 г.
3 мая
2018 г.
7 июня
2018 г.
Ответственный Примечание
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
11

4. Методические условия реализации программы
1. Амелькин, А.О., Кретинин, С.В., Филюшкин, А.И. Всемирная история в лицах
для детей.­ Воронеж, 1998.
2. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты.
­ СПб, 2013.
3. Бенедиктов, Н. А., Бенедиктова, Н.Е., Базурин, Е.Н. Энциклопедия русской
истории. – М., 2000.
4. Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности. ­ Рн/Д: Феникс, 2013.
5. Непомнящий, Николай.100 великих загадок русской истории.­М., 2006 г.
6. Школьник, Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века:
Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. ­ М.: Эксмо, 2012.
Интернет­ ресурсы:
1. http://rsl.ru ­ Интернет хранилище Российской Государственной библиотеки
2. http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»
3. http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»
4. http://www.historic.ru/books/index.shtml ­ историческая библиотека
5. http://tainy.net ­ Загадки истории
6. http://www.hrono.info/literatura.html ­ библиотека Хроноса
7. http://www/museum.ru ­ Музеи России
ЭОР
1. Презентации по темам кружка.
2. Фильмотека по темам кружка.
12