Чем история души человеческой интересна другому человеку. История души человеческой (по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени")

Сочинения по литературе: «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» В предисловии к роману "Герой нашего времени" Лермонтов определяет свою писательскую задачу - нарисовать "современного человека", "портрет, составленный из пороков всего нашего поколения". Белинский назвал роман "грустной думой о нашем времени". Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. "Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению". Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он "хуже убийцы". Он цинично рассуждает о дружбе ("Из двух друзей всегда один раб другого"), о любви ("Женщины любят только тех, кого не знают"), о счастье ("А что такое счастье? Насыщенная гордость"), о страданиях и радостях других только в отношении к себе.

Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, "честным контрабандистам", Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу. Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя "нравственным калекой", "палачом" ("я разыгрываю жалкую роль палача", "я играл роль топора в руках судьбы"). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" Он не видит смысла и радости в жизни: "Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты". Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его "холодное, бессильное отчаяние".

Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким). Обаяние личности Печорина - в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. "Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает". Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести. При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь - "ровный путь без цели". Это трагедия "героя своего времени". На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности. Разочарование и скептицизм - тоже черта времени.

Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: "Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости".

История души человеческой в романе «Герой нашего времени» рассматривается Лермонтовым с величайшей подробностью. Сам писатель, предлагая читателям свое произведение, указывал, что хочет показать им современного им человека таким, какой он есть.

История души Печорина как нравственная исповедь героя

Писатель создает новый жанр психолого-ориентированного романа, в котором рассматривает историю души человека. И в первую очередь Лермонтов предлагает читателям рассмотреть историю жизни главного героя своего произведения.

Образ главного героя его романа – Григория Александровича Печорина – привлекателен и одновременно глубоко противоречив. Печорин умен и образован, он не лишен благородных намерений, однако, его душа эгоистична и подвержена порокам. Печорин является причиной несчастий окружающих его людей: он убивает на дуэли Грушницкого, способствует похищению Бэлы, издевается над чувствами юной княжны мери Лиговской, соглашается на роковое пари с Вуличем, что отчасти толкает последнего в объятия смерти, опровергает все высшие человеческие чувства. Сам герой именует себя «топором в руках судьбы», оправдывая свое поведение.

Печорин лишает покоя всех людей, с которым ему довелось встретиться. Он представляет собой личность загадочную, которую невозможно не запомнить. Окружающие видят в нем незаурядных характер, но соприкоснувшись с Печориным, испытывают либо чувство сожаления о нем (как Максим Максимович), либо чувство скорбящей безответной любви (как Бэла), либо чувство ненависти (как Казбич), либо ревность (как Грушницкий), либо чувство глубочайшего унижения (как Мери Лиговская).

В своем дневнике герой признается в своих тайных стремлениях и помыслах. Сам Печорин осознает, что прожил жизнь «пустую и никчемную», но это осознание лишь увеличивает его состояние тоски.
С другой стороны, писатель подчеркивает, что в Печорине есть и положительные черты: например, он испытывает чувства страстной любви к светской замужней даме Вере. Герой готов бежать на край света за своей возлюбленной, однако та не может разделить с Печориным его судьбу, потому что боится осуждения со стороны людей ее круга. Печорин тонко чувствует первозданную красоту, в редкие минуты жизни он любуется прекрасным закатом, величием гор Кавказа и т.д. Даже когда он идет на дуэль с Грушницким, ему приходят в голову мысли о том, как прекрасен мир окружающей его природы. Даже в минуту смерти Белы герой искренне скорбит из-за утраты своей гордой и прекрасной возлюбленной.

История взаимодействия друг с другом героев романа

В романе «Герой нашего времени» история души человеческой показана со всех сторон. В первую очередь автор рассказывает нам о внутренних переживаниях своего главного героя, однако мы видим точные психологические портреты и других действующих лиц романа. Как гениальный художник, Лермонтов рисует перед нами портреты своих героев. Здесь и тонкая чувствительная душа гордой Белы, и добрая душа бывалого офицера Максима Максимовича, полюбившего Печорина как родного сына, и страстная сильная натура княжны Меры и въедливая и разочаровавшаяся в жизни душа доктора Вернера.

Следует заметить, что все персонажи романа находятся по отношению друг к другу в разных позициях, позволяющих более подробно увидеть особенности их внутреннего мира, их характеров.

Пара «Печорин и погибший от его пули Грушницкий» помогает читателям увидеть себялюбие и гордость первого и несдержанность и страстность второго. Грушницкий вообще являет собой пародию на Печорина. Он обладает амбициями главного героя романа, однако лишен его ума, воли и душевной глубины.

Пара «Печорин – доктор Вернер» подчеркивает как прозорливость и ум одного и другого, так и разочарование в жизни. Причем более уставшим от людей и их общества является доктор Вернер, чье призвание – помогать людям преодолевать свои болезни, однако он представляет собой образец уставшего циника и себялюбца.

Пара «Печорин – Максим Максимович» помогает увидеть те качества, которых Печорину не хватает, чтобы обрести душевное равновесие. Максим Максимович – человек простой и добрый, он верный служака, отдавший Отечеству всю свою жизнь. Он скромен и способен проявлять искреннюю симпатию к людям. В нем отсутствует чрезмерная гордость и эгоизм. Недаром именно этот герой рассматривается многими литературоведами как едва ли не единственный положительный персонаж романа. Известно, что образ Максима Максимовича очень понравился императору Николаю Павловичу, который, по воспоминаниям современников, искреннее удивлялся тому, почему господин Лермонтов изобразил в качестве главного героя своего романа «неврастеника Печорина», а не такого хорошего офицера, как Максим Максимович. Однако Максим Максимович не обладает такими способностями, такой широтой восприятия окружающего мира, как Печорин, поэтому герой довольствуется своей скромной ролью в мире людей.

Пара «Печорин – Вулич» показывает то, насколько каждый из героев является фаталистом, то есть человеком, верящим в судьбу. По сравнению с Печориным Вулич являет собой тот тип фаталиста, который готов победить злой рок, преследующий его, даже ценой своей жизни. Печорин же представляет собой более страшный и изысканный тип фаталистически настроенного человека: он стремится играть с судьбой, чтобы победить или погибнуть. Как известно из сюжета романа перехитрить судьбу Печорину все-таки не удается.

Пара «Печорин – Бела» позволяет увидеть те различия, которые существуют между «искусственным человеком» – Печориным и дикой красавицей черкешенкой Белой – «естественным человеком». Несмотря на отсутствие образования и знаний жизни света, Бела честнее и нравственнее Печорина. Знакомство же с этим героем приводит молодую девушку к смерти, потому что Бела не может погрузиться до конца в ту среду, в которой живет ее возлюбленный.

Пара «Печорин – Мери» позволяет разглядеть душевные пороки героев: что касается Печорина, то здесь речь идет о самолюбии и желании обладать душою объекта своего внимания (недаром литературоведы сравнивают Печорина в этой любовной истории с героем стихотворения Лермонтова «Демон»); в Мери же подчеркивается ее чувство превосходства над окружающими, которое получает жестокий удар из-за того, что Печорин после признания Мери ему в любви отвергает чувство смелой девушки.

Таким образом, тема души в «Герое нашего времени» занимает ключевое положение. Глубокое внимание автора к этой теме позволяет раскрыть душевные переживания героев, что способствует созданию нового психолого-ориентированного жанра русского классического романа.

Аргументы, представленные в этой статье, будут актуальны особенно для 9 классов при подготовке сочинения на тему «История души человеческой в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

"Герой нашего времени" - очень захватывающее произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Этот роман содержит в себе много философских мыслей. Кроме того, в нём повествуется история души главного героя - Григория Александровича Печорина.

Важно отметить необычный композиционный строй романа. Главы в нём не расположены в правильном хронологическом порядке, поэтому изначально читателя может смутить поведение Печорина.

Самой по первой по хронологическому порядку должна быть глава "Тамань". Именно с этой части начинается дневник Печорина. Григорий оказался в этом городе по служебным делам, при этом город ему со всем не нравится:"Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да ещё вдобавок меня хотели утопить" Помимо всего этого, Печорину достаётся достаточно странное и подозрительное окружение.

В главе "Тамань" Лермонтов начал раскрывать характер Печорина. Он совершенно не думает о других людях, заботится только о своих интересах и потребностях. Печорин исковеркал судьбы других людей, о чём сам и рассуждает: "И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!"

Далее следует самая объёмная часть романа - Княжна Мери. Её можно выделить как самостоятельную повесть. В этой главе раскрываются непростые взаимоотношения Печорина с обществом, его способность чувствовать, переменчивость его души. Читатель видит полное раскрытие сущности Печорина. Сложность и красота сюжета главы могут привлечь любого человека.

Глава "Бела" является очень значимой в этом романе. Легко заметить контраст между Печориным и самой Белой. Бела готова пожертвовать собой ради любви, а для Печорина дороже его самого нет ничего. Эта часть жизни очень поучительна для главного героя. Он осознал:"Любовь дикарки ничем не лучше любви знатной барыни." Печорин надеялся найти счастье с Белой. Но, увы, Бела трагически погибает. После этого случая Печорин отчаялся в поисках любви всей своей жизни.

Глава "Фаталист" завершает роман, кроме того, она является последней и в самом дневнике Печорина. Основой этой главы является пари между поручиком Вуличем и Печориным. Тогда Вулич предложил Григорию проверить, может ли человек жить независимо от предсказаний своей судьбы, или всё предначертано свыше.

Григорий заключает пари и проигрывает его - пистолет дал осечку. Здесь Печорин проявил себя как циник:"Все разошлись, обвиняя меня в эгоизме, будто я держал пари с человеком, который хотел застрелиться, а без меня н как будто не мог найти удобного случая!"Печорин убеждает себя в существовании предначертанной судьбы. Ещё одним доказательством для этого стала смерть Вулича:"После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка..."
Глава "Максим Максимыч" по времени действия является самой последней. Она занимает своё заслуженное место в романе. В главе описывается последняя встреча Максима Максимыча с Печориным. Однако, Печорин был достаточно холоден к старику. Максим Максимыч сделал вывод:"А, право, жаль, что он дурно кончит...да и нельзя иначе!Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!" Его слова стали пророческими - Печорин погибает в Персии.
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, а особенно "Герой нашего времени", оказало большое вллияеие на русскую литературу. Его повествование развития человеческой души является достояним русской литературы XIX века.

План сочинения:

1. О чем повествует книга? (жанр, композиция).

3. В каком порядке должны идти главы?

«Герой нашего времени» стал первым романом, затрагивающим реальные события, которые исследуются с психологической точки зрения. Сам Лермонтов говорил о книге, что изучить душу человека иногда интереснее, чем познать историю целого народа.

Последовательность событий романа

Раскрытием глубин человеческой души и занялся автор на страницах своего произведения. В первую очередь он стремился показать, насколько сложен и характер Печорина, напитанный противоречиями.

Эта цель заставила Лермонтова своеобразно подойти к построению сюжета. В результате в романе сознательно была нарушена хронология событий. книга состоит из 5 повестей, отличающихся друг от друга жанровыми особенностями и сюжетом. Однако Печорин служит связующей нитью для всех глав, в результате чего разрозненные, казалось бы, части объединяются в стройный замысел. Если изучить историю главного героя, то события будут выстраиваться в следующем порядке.

Юный офицер, за неизвестную нам провинность отправленный командованием на Кавказ, отправляется к месту военных действий, на новую службу. По пути следования он попадает в Тамань, где попадает в круговорот событий, рассказанных в одноименной главе. Затем он едет в Пятигорск, о чем мы узнаем в главе «Княжна Мери».

Смертельная схватка, произошедшая с Грушницким, послужила причиной ссылки героя в действующие войска, на войну. Служба в крепости описывается в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин, ставший отставником, будучи проездом в Персию, встречает по пути своего старого сослуживца (глава «Максим Максимыч).

Лермонтов намеренно разбил привычный ход повествования. Сначала идет глава «Бэла», затем — «Максим Максимыч», потом были опубликованы главы «Тамань» и «Княжна Мери», и завершается книга главой «Фаталист».

Изменение в композиции романа для характеристики персонажа

Глава «Бэла» раскрывает образ Печорина через взгляды Максима Максимыча, честнейшего человека, но малообразованного служаки, не сумевшего понять душевные метания героя. В повести «Максим Максимыч» мы сталкиваемся с главным героем вживую, о нем также рассказывает проезжий офицер.

Завершающие три главы были написаны самим Григорием Печориным. Мы то читаем дневниковые записи, то знакомимся с записками, созданные им намного позже после происходящих событий. Интимность личных записей показывает, что герой здесь предстает перед нами абсолютно искренним, полностью откровенным, судящим себя за слабости и пороки честно и очень жестко.

Сравнение героя с другими персонажами

Чтобы наиболее полно рассмотреть душевные качества Григория, автор показывает его в столкновении и отношениях с разными персонажами. Он помещает его в разные миры - то в мир простых, безыскусных людей, близких к природе (горцы, Максим Максимыч, Бэла, ундина с контрабандистом), то в мир высшего света, среди аристократов на кавказском курорте. Единственным героем, который сравнивается с Григорием, а не противопоставляется ему, стал доктор Вернер.

Разные элементы романа как обрамление человеческой души

Картины природы, создаваемые Лермонтовым в романе, служат фоном и проявителем душевных качеств главного героя. Все природные явления направлены на то, чтобы ярче оттенить настроение Печорина, глубже передать его переживания, обрисовать поступки и выпукло выделить пороки и достоинства персонажа. Мы лучше понимаем его, когда вдруг читаем в дневнике описание прекрасного утра, в которое произошла дуэль.

Быт своего героя не интересует Лермонтова, поэтому мы практически не сталкиваемся с подобными деталями. Автор не дает и подробной картины жизни общества, не указывает на политические и экономические особенности страны того времени, как, например, Пушкин в «Евгении Онегине». Однако по своей масштабности изображения души человеческой Лермонтов стал очень близок Пушкину. Недаром и Белинский, и Герцен сравнивали роман с «Евгением Онегиным».

Как и в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова ставится приблизительно та же задача - нарисовать портрет человека новой эпохи, героя нового времени.

Роман Лермонтова скомпонован очень интересно, он состоит из пяти отдельных повестей с самостоятельными сюжетами, каждая из которых постепенно, шаг за шагом, раскрывает перед нами образ главного героя, объединяющего все пять повестей.

Впервые имя Печорина упоминается в первой повести « Бэла ». О Печорине рассказывает своему собеседнику, «странствующему офицеру», штабс-капитан Максим Максимыч. Бесхитростный и простоватый старик изо всех сил старается быть объективным и точным, однако в его рассказе остается много непонятного. Он искренне пытается и не может понять характер и внутренние переживания Печорина, а потому ему непонятны и мотивы печоринских поступков, совершаемых под воздействием мучительной рефлексии и душевных противоречей, которым подвержен главный герой романа. «Странный человек» -только это и может сказать штабс-капитан, определяя характер своего бывшего сослуживца.

Вторая повесть слегка приподнимает вуаль таинственности над Печориным, так как здесь он показан глазами автора, человека, по своему интеллектуальному уровню стоящего ближе к Печорину, нежели Максим Максимыч. «Странствующий офицер» весьма наблюдателен, он тонкий психолог, и поэтому даже его мимолетная встреча с главным героем дает читателю возможность лучше рассмотреть этого «странного человека».

В следующих главах, представляющих собой «Журнал Печорина», его дневник, уже сам герой рассказывает о себе, анализируя свои поступки и давая им оценку. С первых же страниц этих глав становится ясно, что перед нами личность"незаурядная, мятующаяся, Находящаяся в постоянном поиске смысла жизни.

Отчего-то складывается так, что Печорин постоянно приносит несчастье другим и причиняет боль тем любям, с которыми сводит его судьба. Погибает Бэла, равнодушием Печорина обижен в самых лучших своих чувствах добрейший и простоватый Максим Максимыч, нарушена романтическая идиллия «честных контрабандистов», обманута в своей любви княжна Мери. Так кто же перед нами? Злодей, достойный одного лишь осуждения? Но злодеи вряд ли мучаются, причиняя несчастья другим, так, как мучается Печорин. Эгоист? Да, конечно, но эгоист «страдающий», достойный не только осуждения, но и сочувствия. Недаром писал Белинский, что «душа Печорина каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит и» себя пышные, роскошные цветы».

Постепенно раскрывая противоречил характера Печорина, его сложную внутреннюю жизнь, полную метаний и поиска, Лермонтов стремиться показать «историю души человеческой » . Его «Герой нашего времени» - роман глубоко психологический, как сквозь призму рассматривающий со всех сторон фигуру неординарную, мятежника, неустанно ищущего свое место в жизни.

Внутренние метания героя находятся в полной гармонии с метаниями внешними. Не случайно Печорин все время находится в пути. Автор бросает его то в горный аул, то в кавказскую крепость, то в лачугу контрабандистов, то в живописную среду «водяного общества». Символично, что и смерть застигает его в пути.

Лермонтов не объясняет, как и почему его герой оказался на Кавказе. Был ли он отправлен в ссылку? Возможно, но более вероятным представляется другое объяснение. Давайте перечитаем то, что Печорин сам вспоминает о своем прошлом: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца... Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни... В груди моей родилось отчаяние... Я сделался нравственным калекой...»

В свете этих слов, скорее можно предположить, что Печорин сам бежал на Кавказ, где в те времена постоянно велись военные действия, надеясь в многочисленных опасностях и риске найти тот смысл жизни, который он тщетно искал в нравственно искалечившем его свете.

Вероятно, Печорина можно назвать героем своего времени именно из-за его неуспокоенности, состояния постоянного поиска, незаурядности, которая особенно заметна на фоне других персонажей романа. Взять, к примеру, Максима Максимыча. Он глубоко порядочен и добр, но весьма ограничен; многолетняя добросовестная служба приучила его не обременять себя ненужными размышлениями о смысле жизни. Грушницкий, тот просто позер без малейших признаков искреннего, настоящего; в нем все - игра и фальшь. Доктор Вагнер принадлежит к совсем иному типу людей, он умен и хорошо разбирается в жизни, он проницателен и знает цену окружающим его людям. Но при этом Вагнер - пассивный наблюдатель, созерцающий все со стороны и анализирующий происходящие события с безопасного расстояния. Главная же черта в натуре Печорина - его неуемная активность, постоянное желание что-то делать, в чем-то участвовать.

Такой человек не покорится слепому року, не станет плыть по течению.

Кажется вполне закономерным, что Лермонтов заканчивает свой роман повестью «Фаталист», ставя в ней важную философскую проблему. Если судьба человека предопределена, то теряют всякий смысл все его поступки, все нравственные поиски, попытки что-либо в этой жизни изменить

Так считают фаталисты. По Печорин, напротив, все время спорит с судьбой, все иремн бросает ей вызов. В лице Печорина Лермонтов утверждает идеал активного, деятельного чг ловека, не желающего мириться с обстоя тельствами.

Литературные критики, начиная с Белинского, неоднократно отмечали сходство Печорина с Онегиным. И действительно, их роднит очень многое. Они оба - лишние люди в том обществе, в котором жили, они оба не нашли применения задаткам своей неординарной натуры, оба переживают разочарование в однообразных, строго регламентированных светских утехах, оба пытаются найти свое место и свое предназначение в жизни. Онегину в какой-то степени это удается, он предстает в конце романа человеком обновленным, способным на горячую любовь; с Печориным Лермонтов поступает иначе. Он словно бы изначально лишает Печорина будущего, даже о смерти его мы узнаем не в конце, а в середине романа. Быть может, объяснение этому заключается в том, что Онегин - представитель поколения декабристов, чья судьба еще не решена на тот момент, а Печорин принадлежит уже к другому поколению, уже было поражение восстания на Сенатской площади, а новой перспективы еще пока не видно.

Но тем не менее после прочтения романа не остается ощущения безысходности. Так и стоит перед глазами «герой своего времени» - бунтарь и мятежник, стремяшийся во что бы то ни стало изменить свою судьбу. Таким изобразил Лермонтов Печорина, таким был он сам, погибший на дуэли на двадцать седьмом году жизни и успевший оставить глубочайший след не только в истории русской литературы, но и в памяти знавших его людей.