Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем? Уши и нос.

Умение рисовать всегда помогало человеку любой специальности - ученому, конструктору, летчику, космонавту, актеру, литератору и т. д. «Много идей остается не воплощенных из-за неспособности выразить их на бумаге», - отмечал архитектор В.А. Веснин.

Особое место рисунок занимает в деятельности архитектора. Во введении к учебнику «Рисунок» для студентов архитектурных вузов С.В. Тихонов пишет: «Владея техникой рисунка, архитектор активно, образно и логично познает бесконечное богатство окружающего мира, в том числе и архитектурно-художественные, научные и технические идеи на пути их выполнения». Являясь совместно с архитектором активной силой в реализации замысла и постройки сооружения, техник-архитектор должен обладать основами знаний и навыков, которыми обладает сам архитектор, чтобы ориентироваться в этом сложном процессе. Поэтому владение рисунком для техника-архитектора является таким же необходимым условием в его работе, как и в работе архитектора. Приобщая ученика к высоким достижениям общечеловеческой культуры, рисунок развивает одновременно общий кругозор и чисто профессиональные навыки, непосредственно необходимые в работе техника-архитектора.

Учебная дисциплина «Рисунок» - одна из первых специальных дисциплин на пути учащегося, которая знакомит его с выбранной профессией. Через рисунок в дальнейшем устанавливаются межпредметные связи с другими дисциплинами архитектурного цикла, имеющими много точек соприкосновения и родственных понятий. Основываясь на трех характерных особенностях - функциональной, эстетической и конструктивной, архитектура налагает отпечаток на выразительные средства рисунка, придает ему неповторимые черты, отличающие его от других сфер его применения. Поэтому учащийся должен почувствовать характер рисунка, необходимого именно для техника-архитектора. Остановимся на некоторых особенностях такого рода рисунка.

Одна из основных задач дисциплины «Рисунок» - воспитание у будущего техника-архитектора архитектурно-инженерного мышления. Оно поможет выражать конструктивные идеи архитектора графически. Этого нельзя достичь, если учащийся не будет внимательно вглядываться в окружающую жизнь, находя различные ассоциативные связи с архитектурой в предметном мире, в живой природе. Усваивая элементарные основы грамоты реалистического рисунка, учащийся не должен ограничивать свою фантазию, образное представление и пространственное мышление. Известный архитектор, ученый и педагог А. К. Буров писал: «Умение пространственно представлять и записывать свое представление в трехмерном рисунке - это такая же грамотность, как и арифметика…»

Изучая конструкцию любого архитектурного сооружения, учащийся вырабатывает в рисунках соответствующие графические навыки и умения. Способность выявлять в рисунке конструкцию предмета и его устройство, не ограничивая себя простым срисовыванием с одной точки, умение компоновать и увязывать отдельные части в целое развивают особые качества техника-архитектора, которые пригодятся при выполнении чертежа и макета. Рисунок должен служить основой чертежа и макетирования, где средства выражения более трудоемки и дороги, к ним прибегают после того, как идея композиции найдена в рисунке.

Конечно, будущему технику-архитектору рисунок поможет углубить свои познания в области математики, физики, биологии и других дисциплин и таким образом глубже познать окружающую природу и ее явления, а не заниматься чисто внешним копированием. Однако основными учебными предметами, помогающими в становлении профессии, являются рисунок, архитектурная графика и строительное черчение, начертательная геометрия и перспектива, проектирование и макетирование, строительные конструкции и история архитектуры. Освоение учебной дисциплины «Рисунок» во взаимодействии с этими учебными предметами способствует формированию будущего специалиста высокой квалификации. Такие учебные дисциплины, как черчение и начертательная геометрия, развивают у учащихся пространственное представление и правильное логическое мышление, обеспечивая успех в рисовании предмета с использованием анализа его формы.

«Учебный рисунок выполняет активную функцию в утверждении и развитии творческих способностей, профессиональных навыков, подлинно творческого характера мышления студентов, в воображении, творческом поиске в процессе эскизного проектирования и в отработке отдельных архитектурных форм и их поверхностей, проходит в тесной связи с четким объемно-пространственным осознанием композиционных задач, что немыслимо без целостного, художественно совершенного изображения архитектурных форм на плоскости бумаги в виде чертежа, рисунка и т. п.», - пишет В.Ф. Кирьянов.

Учащиеся должны ясно представлять специфику архитектурного чертежа и основные требования к нему. Архитектурный чертеж должен быть убедителен, ясен, лаконичен и прост, но в то же время тщательно смоделирован и точен. Выполняя эти требования на занятиях по проектированию, будущие техники-архитекторы должны опираться не только на опыт своей конструктивно-чертежной деятельности, но и на знания и навыки, полученные во время практической работы по рисунку.

Анализируя форму предметов с помощью различных сечений, делая упор на конструкцию предмета, на изучение его с различных точек, преподаватели рисунка ориентируют учащихся на важность конструктивных основ архитектурного чертежа, что является еще одной его особенностью. Работая над интерьерами зданий и проекциями фасадов, выявляя их художественные особенности и детали, учащиеся используют знания, которые они почерпнули на занятиях по рисунку, особенно во время работы над гипсовыми слепками архитектурных форм. Рисунок заставляет техника-архитектора искать взаимосвязи архитектуры и изобразительного искусства. Характерная особенность архитектуры - ее связь с другими видами искусства. Н. Степанян пишет: «Выход искусств в архитектурное пространство, соединение с архитектурой, совместная работа архитектора и художника - эти творческие проблемы находятся в центре внимания…»

Выполняя изображения различных форм по методу центрального проецирования, изучая законы линейной перспективы и построения теней на занятиях по черчению и начертательной геометрии, учащиеся одновременно используют в своих практических работах по рисунку законы наблюдательной перспективы и тональных отношений. Это приводит к тесной связи теории с практикой, закрепляя понятия о реалистическом рисунке.

«Архитектура - одновременно и техника и искусство. Проектирование и возведение зданий ведется на основе инженерно-технических знаний. Вместе с тем она является искусством, так как архитектор, проектируя будущее здание, мыслит художественными, эмоциональными образами» (Н. Степанян). Образно-эмоциональную сторону рисунка, связывающую его с высочайшими произведениями изобразительного искусства и оказывающую огромное влияние на духовное преобразование человека, никогда забывать нельзя, даже в учебных рисунках.

«Рисунок» связан с общей направленностью развития архитектуры и искусства, в частности с такой учебной дисциплиной, как «История архитектуры». Огромное значение приобретают общее развитие учащихся, приобщение их к высшим образцам всемирного и национального искусства и архитектуры. Беседы на занятиях, посещение выставок, изучение архитектурных ансамблей воспитывают у учащихся художественное мировоззрение и правильные эстетические позиции. Личность техника-архитектора, как и вообще любого деятеля искусства, формируют не только профессиональное умение, не только его мастерство, а прежде всего мировоззрение. Именно оно питает мысль, вкус и чувство, а уже за ними как следствие - выразительность самой формы.

Ле Корбюзье писал: «Архитектор, организуя формы, создает гармонию, которая является чистым продуктом его разума; формами он воздействует на наши чувства, вызывая в нас эстетические эмоции; созданные им соотношения форм пробуждают в нас глубокий отклик, приобщая нас к постижению гармонии мира».

Таким образом, будущий техник-архитектор должен быть широко образованным человеком, подготовленным к предстоящей деятельности, с архитектурно-инженерным мышлением и большим запасом графических средств для выражения различных замыслов архитектора. Он должен выгодно отличаться от простого чертежника-исполнителя, являясь помощником и советчиком архитектора, понимающим все тонкости работы автора проекта.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что для успешной работы техника-архитектора необходимы развитое образное пространственное представление, навыки в выполнении любого реалистического изображения, чтобы достойно представить в своей работе замыслы архитектора. Весь процесс овладения этими качествами мастерства нужно вести через неустанное познание окружающего мира, изучение достижений в области архитектуры и искусства, развитие творческих способностей и эстетических взглядов. А.К. Буров писал: «Архитектура служит человеку - таким образом все, что воздействует на человека, как в фокусе, пересекается в архитектуре».

Учебная дисциплина «Рисунок» вносит свой вклад в воспитание будущего профессионала - специалиста высокой квалификации.

На всей деятельности человека лежит печать его личности, и в наибольшей степени ее особенности проявляются именно в творчестве. Рассматривая картины на выставке или в картинной галерее, мы видим не только произведение искусства, но и внутренний мир его создателя, пытаемся понять, что же именно подтолкнуло автора к написанию того или иного полотна.

Рисунок является не чем иным, как отображением мыслей, чувств, мироощущения и характера человека, он служит средством проникновения в духовное пространство человека.

О чем расскажет рисунок?

Психологический анализ личности человека по его рисункам как метод профессиональной психологии возник в начале XX века. Тогда появились первые тесты, целью которых являлась диагностика разных аспектов личности по рисункам человека.

В наше время у психологов не возникает никаких сомнений в том, какое большое значение имеет рисунок в психологии, ведь именно рисунок является важнейшим источником знаний о психике человека.

Психологическая «расшифровка» рисунка дает качественное представление о личности взрослого человека, «подделать» или предугадать результат практически невозможно, ведь диагностика и интерпретация рисунка – сложный и многослойный процесс, в чем-то схожий с определением .

Доктор психологических наук, профессор Елена Потемкина в период с 1985 по 1995 годы провела масштабное психологическое исследование. Это анализ и интерпретация более 100 000 рисунков, которые были выполнены людьми разного возраста и сфер деятельности, находившихся при этом в разных жизненных обстоятельствах и психических состояниях.

Таким образом, профессору удалось составить общую модель анализа рисунка, с помощью которой стаёт возможна качественная диагностика и интерпретация особенностей психологии человека, определение его характера по рисунку.

В таблице представлены общие признаки, по которым можно определить отдельные особенности личности.

Общая модель анализа рисунка

Психологическая диагностика с помощью рисунка в психологии называется проективной диагностикой. Такое название объясняется тем, что в психологии рисунок является индивидуальной проекцией внутреннего мира человека, его характера и личностных особенностей. Тесты по рисункам человека психология называет проективными тестами или методиками, они имеют ключевое значение среди других методик.


Существует много интересных проективных методик, как например «Рисунок семьи» или , которые многое могут поведать о характере создателя рисунка.

О чем же конкретно говорят рисунки человека?

Вы узнаете об этом на примере интерпретации проективной методики «Автопортрет».

Безусловно, качественная диагностика должна совершаться профессиональным психологом с использованием широкого диапазона различных методов, но ведь мы с вами знаем, как интересно бывает самостоятельно «продиагностировать» себя и своих близких, узнать о себе и других нечто новое и интересное. На просторах интернета можно найти множество различных тестов, но уверенны ли вы в их подлинности и эффективности?

Именно поэтому вашему вниманию предлагается полное описание профессиональной проективной методики «Автопортрет» в адаптации американского исследователя Р. Бернса с дополнениями Е. Потемкиной.

Напишите свой автопортрет

Задание теста довольно простое и звучит так: «Возьмите простой карандаш или ручку, лист бумаги, размером 10х15, и нарисуйте на бумаге самого себя, одного, а возможно с семьей или коллегами. Ваши художественные способности не имеют значение».

Интерпретация по элементам рисунка:

Голова

Большая голова говорит о больших интеллектуальных претензиях человека или наоборот, о недовольстве развитием интеллекта. Маленькая голова говорит о неадекватности суждений относительно своих интеллектуальных или социальных возможностей.

Глаза

Большие глаза характеризуют подозрительность, а также сильную зависимость от общественного мнения. Маленькие либо закрытые глаза говорят о повышенной сосредоточенности на своей личности или закрытости человека.

Уши и нос

Увеличенные уши говорят о высокой чувствительности к критике. Если нос выделен как выдающийся акцент внешности, это говорит сексуальных проблемах. Сильно выделенные ноздри являются свидетельством агрессии.

Рот

Выделенный рот может свидетельствовать о проблемах с речью. Если рот не нарисован вообще, то это означает негативное психическое состояние, возможно, депрессию, или просто вялость в общении.

Руки

Являются символом контакта человека с обществом и миром в целом. Скованные руки говорят о жесткости, замкнутости, повышенных требованиях к себе. Вяло-опущенные руки говорят об общей неэффективности человека. Слабые, хрупкие руки предполагают неуверенность в себе. Длинные и сильные руки наоборот, говорят о силе и амбициозности. Очень короткие руки являются свидетельством чувства неадекватности.

Ноги

Крупные ноги означают потребность в безопасности. Чем длиннее ноги, тем больше выражено желание быть независимым. Отсутствие ног предполагает нестабильность, ощущение пустоты, отсутствия жизненного фундамента.


Интерпретация по типу изображения:

  • Схематическое изображение. Изображение в виде общих деталей и схем принадлежит людям интеллектуального склада, «мыслителям», для которых наиболее важную роль играют общие сведения о разных явлениях.
  • Реалистическое изображение. Это детальное прорисовывание внешности, характерное для человека педантичного, склонного к глубокому анализу и постоянным уточнениям.
  • Изображение-метафора . Человек рисует себя не человеком, а каким-либо предметом, существа или явления, например, животного, дождя, кружки, персонажа фильма или книги. Это говорит о развитой креативности, художественном складе, развитом воображении и творческих способностях. Такой человек обладает хорошим чувством юмора.
  • Портрет в интерьере. Человек рисует себя на фоне пейзажа, в определенных обстоятельствах. окруженным разными предметами. Это говорит об экстраверсии, о желании находиться в окружении других людей.
  • Эмоциональный портрет. Изображение себя в неком эмоциональном состоянии. Это говорит о высокой эмоциональности и чувствительности, о склонности к глубокой саморефлексии. Часто человек рисует противоположную эмоцию: он грустит, но изображает себя с улыбкой на лице.
  • Изображение портрета со спины. Вместо лица человек рисует затылок, что говорит о внутреннем противоречии, о желании продемонстрировать свою . Это также может свидетельствовать о нежелании изображать некоторые детали, например, лицо.
  • Эстетическое изображение. Свойственно людям с развитыми художественными способностями и эстетическим вкусом.

Небольшой сюжет «О чем говорят ваши рисунки».

Рабочая тетрадь "Математика 1 класс" под редакцией Дорофеев, Миракова, Бука, издательство просвещение, 1 часть решебника с ответами на задания. В общем, задания не слишком сложные, но встречаются исключения, по поводу которых не сообразить ребенку так быстро, да и родители не сразу догадаются, как решать. Собственно, даже решив такие задачи, ребенок, как правило, забывает ход решения, но так уж устроена математика по перспективе, что авторы то и дело забегают вперед, в материал 3-4 класса без каких-либо объяснений. Такие задания и такие задачи в наших ГДЗ мы разберем подробнее.

Решебник проверен, ГДЗ одобрены учителем начальных классов. Его можно скачать или распечатать в виде изображений.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ КО 2 ЧАСТИ >>

Выбирайте странички из списка, чтобы посмотреть ответы на задания рабочей тетради.

Ответы на задания к части 1 рабочей тетради

Выберите страницу тетради: список страниц ↓↓↓ 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95

Наиболее сложные задания:

Страница 8. Задание 3. Раскрась машины так, чтобы перед синей машиной ехала желтая, а за зеленой - красная машина.
Слева направо: желтая, синяя, зеленая, красная.

Страница 9. Задание 5. Раскрась флажки на гирлянде так, чтобы слева от красного висел зеленый флажок, справа от синего - оранжевый, а между красным и синим был желтый флажок.
Слева направо: зеленый, красный, желтый, синий, оранжевый.

Страница 15. Задание 5. Рассмотри ряды фигур слева направо. Объясни, чем следующая фигура отличается от предыдущей: цветом, формой или размером. Дорисуй еще по одной фигуре в каждом ряду.
В первом ряду закономерность - изменение только формы. Дорисуем синий прямоугольник. Во втором ряду меняется только цвет. Дорисуем голубой круг. В третьем ряду изменяется только размер. Нарисуем самый маленький красный квадратик.

Страница 20. Задание 1. Что сначала? Что потом? Расставь рисунки по порядку...
Ребенку нужно не только обозначить порядок, но и суметь рассказать по картинке, что произошло с розой и цыплятами.

Страница 20. Задание 2. Найди закономерность в расположении бусинок. Нарисуй справа и слева ещё по 2 бусинки и раскрась их.
У нас 2 закономерности: по размеру это большой-маленький, а по цвету синий- 2 желтых. Дорисовываем сначала соответствующие размеру бусины (слева большую и маленькую, справа большую и маленькую), слева обе бусины желтые, справа синяя и желтая.

Страница 26. Задание 2. Разбей множество фигур на части по форме, выделив каждую часть плавной линией... На какие еще части можно разделить это множество фигур? Покажи.
На первом рисунке обводим одной линией круги, второй квадраты, третьей треугольники. На ветке рисуем 3 листика. На втором рисунке с фигурами разбиваем их по цвету - получится 2 множества, синее и желтое. На 3 рисунке разбиваем по размеру - получится тоже 2 множества, большие и маленькие.

Страница 33. Задание 4. У клоуна в шкафу на гвоздиках висело несколько масок. Сегодня на спектакль он надел одну маску. Попробуй нарисовать эту маску: повесь ее на свободный гвоздик.
В каждом ряду фигуры не должны повторяться и носы не должны повторяться. На свободном гвоздике не хватает квадратной маски с круглым носом.

Страница 33. Задание 5. Какая фигура пропущена в ряду? Нарисуй ее в пустой клетке.
Находим закономерность: за кругом следует квадрат, за квадратом круг, значит в пустой клетке круг. Точки расположены в порядке возрастания их количества, значит в нашем кругу 4 точки.

Страница 35. Задание 5. Дорисуй. Как называются линии, которые проведены?
Пунктир или пунктирные линии.

Страница 42. Задание 2. Заполни пропуски в таблице рисунками, как показано.
Рисуем в ячейке столько голубых цветов, сколько показано в верхней ячейке этого столбца, и столько красных, сколько в левой ячейке этого ряда.

Страница 45. Задание 7.
Закономерность такова, что в 1 столбце будут предметы одинаковой формы, а в одном ряду - одинаковые по цвету.

Страница 48. Задание 3. Девочки Нана и Анна составили слова КОТ, ТОК и ОКО из карточек разрезной азбуки и перевернули их. На оборотной стороне этих карточек написаны цифры (одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры). Догадайся и запиши, где какое слово.
123 - КОТ, 212 - ОКО, 321 - ТОК.

Страница 51. Задание 6. Как составлена таблица? Заполни рисунками свободные клетки.
В каждом столбце - своя форма, 1столбец - кораблики, 2 - рыбки, 3- шарики, 4 - флаги. У каждого ряда свой цвет: у 1го - белый, 2 - синий, 3 - желтый.

Страница 53. Задание 5. Определи правило, по которому заполнены клетки в таблице слева. Заполни по этому правилу все свободные клетки в двух таблицах.
Смотрим, на пересечении какого столбца и строки лежит ячейка. В каждую пустую ячейку рисуем те точки, которые есть во главе столбца и строки, пересечением которых является наша ячейка. По аналогии с шахматами. Грубо говоря, складываем количество точек в верхнем ряду над нужной клеткой + точки из самой крайней ячейки слева. Если пересекаются 1 красная точка и 3 зеленых, рисуем 4 точки (1 кр. и 3 зел.). С синими то же самое, только лишь не будет разницы в цвете: складываем количество точек из клеток, пересечением которых является нужная клетка. Но нам не известно, сколько точек в квадратах верхнего ряда, а известно только сколько их на пересечении. К примеру, на пересечении 6, а слева в столбце 2, значит в верхней строке над шестеркой не хватает 4 (6-2=4). В нижней правой клетке 8, а слева в первом столбце 3, значит в верхней строке над восьмеркой будет 8-3= 5. Теперь мы знаем, сколько точек в ключевых клетках и сможем найти остальные.

Страница 63. Задание 5. Разгадай закономерность расположения фигур в этом ряду и нарисуй следующую фигуру.
Закономерность: крайний квадратик слева каждый раз перемещается в верхний ряд и становится в нем крайним слева. Таки образом, в следующей фигуре в нижнем ряду останется только белый квадрат, над ним оранжевый, после оранжевого синий, зеленый, желтый, красный.

Страница 64. Задание 3. Раскрась желтым карандашом в каждом ряду столько груш, сколько показывает разность слева.
В задании опечатка: в последнем ряду не хватает 2 груши.

Страница 65. Задание 7. Помоги клоуну найти недостающую маску. Нарисуй ее в пустой клетке таблицы.
В каждом ряду и столбце маски разной формы, с разными глазами и разными ртами. Не хватает в ячейке круглой маски с круглыми глазами и улыбкой.

Страница 69. Задание 5. Расставь числа от 4 до 7 в пустые кружки так, чтобы соблюдалось правило: красная стрелка направлена от большего числа к меньшему, а синяя от меньшего числа к большему.
Расставляем числа методом подбора. На левой картинке (слева направо) 7-6-4, внизу 5. На правой картинке число, от которого идут две стрелки - это 4, от него стрелки указывают на 5 и 6, а с шестерки стрелка указывает на 7.

Страница 73. Задание 6. Проведи синим карандашом ручеек от точки А до точки Б так, чтобы деревья треугольной формы были справа от него, а деревья круглой формы - слева.
Это задание сразу поймут настоящие водители:) Представляем, что мы выехали из точки А. Поверните тетрадь так, чтобы Б была не справа от А, а впереди, за А. Теперь "едем" по дорожке, поворачивая тетрадь по ходу движения и объезжаем деревья так, чтобы круглые деревца оставались слева, а треугольные справа.

Страница 78. Задание 1. Продолжи нумеровать флажки и раскрашивать гирлянду.
Нумеруем по порядку до 10. Последовательность для раскрашивания: желтый-синий-красный

Страница 81. Задание 4. Лиса и волк гонятся за зайцем по числовому отрезку... Успеет ли заяц спрятаться в своем домике?
Успеет.

Страница 83. Задание 6. По данным вершинам начерти треугольник АБС и четырехугольник ДМКЛ. Лежит ли точка Д на прямой АС? Да
Лежит ли точка С на прямой БК? Нет.

Страница 84. Задание 3. Расставь числа от 1 до 5 в пустые кружки так, чтобы соблюдалось правило: красная стрелка направлена от большего числа к меньшему, а синяя наоборот.
На левом рисунке (слева направо) 1-3-4-5, под тройкой 2. На правом рисунке: самая левая - 1, указывает на 2, двойка указывает на 3 и 4, четверка на 5.

Страница 85. Задание 6. Проведи простым карандашом дорожку от точки А до точки Б так, чтобы флажки с примерами, в которых ответ больше 5, были справа от нее, а флажки с примерами, в которых ответ меньше 5, - слева от нее.
Делать по аналогии со стр. 73 про деревья.

Страница 91. Задание 5. Составь по рисунку маршрут Кати и Пети на горку в виде стрелочного письма.
Стрелочка - это направление перехода из одной клетки в другую. Катя перешла из своей клетки в клетку справа, ставим стрелку направо и так далее. Катя: →→→↓→↓↓←↓ Петя: ↓←←←→→←←

Страница 95. Задание 7. Проведи синим карандашом лыжню от старта до финиша так, чтобы флажки прямоугольной формы были справа от нее, а флажки треугольной формы - слева.
Снова по аналогии 73 и 85 страниц.

У кого уже началась 2 часть, тому сюда: ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ КО 2 ЧАСТИ >>

В общем, Дорофеев, Миракова и Бука хорошо постарались в создании этой рабочей тетради, в ней всего 1 опечатка, да и задания, в принципе, доступны пониманию ребенка в 1 классе. Если остались затруднения, спрашивайте в комментариях.

» и подраздел « » следующей статьёй ««. В предыдущей статье «Как научиться рисовать? Легко! » мы определились с тем, что такое рисование вообще — и зачем оно надо в частности. А также с тем, что первый шаг при любом изображении чего-нибудь — это постановка цели. В данной статье давайте коснёмся темы выбрать цель для рисования более подробно.

Уточнить цель для рисования вам поможет несколько советов про выбор оптимальной цели для рисования. Обратите внимание: про то, что рисовать , я ничего писать не буду. Это личное желание каждого 🙂 Единственное что, лучше начинать с более простого — там, где меньше линий, проще формы. Так соблюдается принцип постепенности в обучении. И намного проще учиться.

Тогда как на том, чем рисовать и на чём рисовать — остановимся подробнее, ведь этот компонент рисования сильно влияет на выбор цели.

Как уже говорилось в первом шаге (Постановка цели), существует огромное количество того, чем можно рисовать и на чём можно рисовать. Но их всех можно объединить, найти общий знаменатель:

  • Рисуют на плоскости.
  • Рисуют с помощью того, что оставляет след на плоскости.
  • След может быть точкой, линией, плоскостью.

Всё остальное — дополнения и развитие этих пунктов. Так что, по сути, не важно, чем вы хотите начать рисовать . Важно определить, чем именно, для того, чтобы подготовится к следующему шагу — покупке инструментов для рисования. А с чётко поставленной целью намного легче работать.

Второй аспект уточнения цели для рисования — это «зачем рисовать».

Этот пункт необходим для того, чтобы отличить две такие вещи. Есть две громадные области, которые можно назвать

  1. «академическое изобразительное искусство» и
  2. «рисование для души».

Они отличаются очень сильно. В первую очередь тем, что в академическом рисовании придаётся огромное внимание технической стороне и точности.

Тогда как при рисовании для души чаще всего важно другое.

Давайте взглянем на вопрос с третьей стороны. Так, существуют какие-либо образы и внутренние переживания . И чаще всего хочется так нарисовать какой-либо образ, чтобы он выражал личное внутреннее переживание. Передать другим то, что внутри, с помощью рисунка окружающего мира. Внутри радость — и она передаётся в виде светлого пейзажа (изображения природы). Внутри горе — и возникают тёмные и мрачные картины.

А на душе становится легче.

Так что, чаще всего здесь не до точности — в отличие от первой области, академического рисования.

Если вы интересуетесь исключительно академическим способом изображения, то на эту тему существует огромная масса литературы и многочисленные кружки. Я не буду дублировать эту информацию. Разве что самую малость. Для порядка и сравнения.

Дальнейшие шаги наших уроков по предусматривают обучение рисованию для души .

Итак, если вы в серьёз решили научиться рисовать, то я советую вам не переходить к следующему пункту, пока вы не выполните первый шаг, постановку цели, с помощью второго — уточнения вашего замысла. То есть, того, зачем вы хотите рисовать .

Примеры того, зачем можно хотеть рисовать:

  • чтобы порадовать маму
  • чтобы похвастаться перед друзьями
  • чтобы запечатлеть свои переживания
  • чтобы в точности передать увиденное
  • чтобы выразить свои мысли по поводу чего-нибудь
  • просто для души
  • для тренировки творческих способностей
  • за компанию
  • и так далее, и тому подобное.

Как видите, «зачем рисовать» может быть ОГРОМНОЕ количество. И чем точнее вы определитесь с тем, зачем вы рисуете, тем лучше вы сможете это нарисовать. Не без тренировки, разумеется. Но тем не менее.

В наших дальнейших уроках мы остановились на таком варианте:

  1. Цель: рисовать — животных.
  2. Чем и на чём рисовать — карандашом или ручкой на бумаге.
  3. Зачем рисовать — для собственного удовольствия. Ну, и похвастаться немного.

Определившись с целью, можно переходить к следующему пункту —

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образование детей

«Нижнеодесская детская школа искусств»

_____________________________________________________________________________

Конспект урока

по рисунку

« Упражнение на проведение прямых линий»

1 «а» класс (4 года обучения)

Преподаватель отделения

Изобразительных видов искусств

Ершова И.М.

2011 год

03.10.11.

Открытый урок по рисунку

преподавателя Ершовой И.М.

1 «а» класс

Тема урока: « Упражнение на проведение прямых линий »

Цели:

- развивать познавательную активность;

- закреплять навыками работы графическим карандашом.

Задачи:

- формировать знания о понятии: точка, линия, прямая, отрезок;

- активизировать мыслительную деятельность;

- способствовать развитию глазомера;

- способствовать развитию твёрдости руки;

- способствовать развитию навыков самоорганизации.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование и материалы:

Для учащихся : планшеты, листы бумаги А4 (можно обои), мягкий графитный

Карандаш, цветные карандаши (по желанию), ластик.

Для учителя: доска, мел, листы бумаги А3 (можно обои), мягкий графитный

Карандаш, цветные карандаши.

Этапы урока:

I Организационный этап

  1. Организационный момент - 2 мин.
  2. Сообщение темы, цели, задач урока - 3 мин.

II Основной этап

  1. Объяснение нового материала - 12 мин.
  2. Практическая работа - 20 мин.

III Заключительный этап

  1. Подведение итогов; выставка работ - 8 мин.

Зрительный ряд:

- изображение точки, линии, отрезка, прямой;

- этапы работы на формате А3.

I Организационный этап

  1. Организационный момент

Приветствие класса,

Проверка отсутствующих в классе. Запись в классном журнале.

Проверка готовности к уроку.

Что нам необходимо для работы на уроке?

Загадки о художественных материалах:

Вдруг на нём в конце урока

Появились волны, море,

Пять медуз, два осьминога,

Лодка в голубом просторе.

А с утра был бел и чист Ваш

"мольберт" - альбомный...

(лист)

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

(карандаш)

Вы простым карандашом

Нарисуйте школу, дом,

А цветным карандашом

Свой листок раскрасьте.

Чтоб подправить всё потом,

Пригодится...

(ластик)

2. Сообщение темы урока: «Упражнение на проведение прямых линий»

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я?..

(линейка)

А рисует ли художник по линейке? Конечно, нет!

Сегодня мы будем учиться проводить прямые линии без линейки. Нам в работе помогать будут такие выразительные средства рисования как точка, линия, пятно.

II Основной этап

3. Объяснение нового материала.

Что такое точка?

Вы когда-нибудь задумывались о значении точки?

А ведь точка - это:

- Знак препинания, введенный в 11 веке для обозначения конца

Предложения.

- Символ, отделяющий элементы сложной нумерации в списке.

- Место, где либо (на местности, на карте и т.п.)

- Элемент многих знаков или букв.

- В нотной записи значок увеличивающий продолжительность звука в

Полтора раза.

- Точка – это длинная прямая линия, если ее многократно продолжить.

- Точка – это след от карандаша.

Что такое линия?

- Линия – это черта на плоскости, на какой-нибудь поверхности или в

Пространстве.

- Прямая линия (кратчайшее расстояние между двумя точками).

- Ломаная линия; тонкая линия, жирная линия.

- Линии руки (ладонные).

- Трамвайная линия, воздушная линия, морские линии.

- Телеграфная линия, высоковольтные линии.

- Черта, определяющая направление, предел, уровень чего-нибудь:

Линия прицела, линия полета снаряда, линия горизонта, береговая

Линия.

Что такое отрезок?

- Отрезок – это прямая, ограниченная двумя точками.

- У отрезка есть начало и конец.

Что такое прямая?

- Прямая – это одно из основных понятий в геометрии.

- Прямая не имеет начала и конца.

- Прямая обладает только длиной (бесконечной) и состоит из

Бесконечного количества точек.

Что такое пятно?

- Пятно – это часть какой-либо поверхности, выделяющаяся по цвету, тону.

Пятно – это след, оставленный на поверхности чем-либо пачкающим.

- Пятно (разговорное) – что-либо позорящее, порочащее или крайне

Неприятное.

4. Практическая работа

Закрепите лист вертикально, или на планшете под углом, возьмите карандаш в руку так, как мы учились его держать в предыдущем уроке. Расположите на листе точки в любом месте, равномерно заполнив пространство листа в центре. Теперь начинаем проводить линии от точки до точки. Выберите любую приглянувшуюся пару точек и соедините их.

После этого присмотрите следующую точку и вновь соедините. Старайтесь, что бы линии были ровные, начинались и оканчивались ровно в точках. Конечно, с первого раза это вряд ли получиться, даже у художников, если они не рисуют несколько лет, это упражнение получается, после некоторой тренировки.

Самое главное, при выполнении этого упражнения не пользоваться линейкой и не поворачивать лист. Наша задача заключается в том, чтобы научить руку выполнять то, что вы ей «приказываете». Старайтесь проводить линии в разных направлениях. Справа на лево и на оборот, слева на право. Сверху вниз, конечно, удобнее проводить, но снизу вверх тоже надо учиться проводить ровные линии. Линии должны пересекаться между собой.

Когда все точки будут соединены, должно получиться непонятное, загадочное нагромождение геометрических фигур. Каждый раз рисунок будет разный, ведь точки располагаются в произвольном порядке. Иногда получается что - то очень забавное и интересное.

Делайте это упражнение, пока линии не станут получаться ровными и точными. Возможно, вам придется испортить много бумаги, не расстраивайтесь, для экономии бумаги можно перевернуть лист и снова за работу. Наиболее удачный вариант можно оставить для работы в цвете.

III Заключительный этап

5. Просмотр работ; подведение итогов.

Просмотр рисунков.

Попытаться увидеть в получившихся рисунках какой-либо образ, определенную форму.

Похвалить за хорошую работу на уроке.

Оценить работы.

Дома повторить упражнение самостоятельно, можно провести конкурс семьи «У кого самые прямые линии?»