Что такое прямые налоги – чем они отличаются от косвенных. Что такое прогрессивная шкала налогообложения в России и в чем ее опасность

  • 6. Сбережения населения: целевые характеристики и формы образования. Проблемы организации сбережений в России
  • 7. Персональные финансы: экономическое содержание и их роль в финансовой системе страны.
  • 9. Корпоративные финансы и их значение в экономике страны. Основные финансовые потоки компаний
  • 11. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
  • 12. Алгоритм формирования и использования финансовых результатов компании.
  • 13. Рентабельность: понятие, основные показатели, их взаимосвязь и использование в процессе управления компанией
  • 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике
  • 15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике
  • 16. Классификация доходов бюджета. Особенности структуры доходов федерального бюджета рф
  • 17. Налоговая система и ее структура. Тенденции развития налоговой системы России.
  • 18. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
  • 19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
  • 20. Структура расходов федерального бюджета рф и влияние на неё отдельных факторов.
  • 21. Региональные финансы: понятие, состав, функции и значение в экономике. Доходы и расходы региональных бюджетов.
  • 24. Функциональные направления бюджетной политики государства и проблемы её реализации в России.
  • 1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации гос. Социально-экономической политики.
  • 5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.
  • 8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
  • 10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
  • 25. Бюджетный федерализм: сущность и принципы реализации. Межбюджетные отношения в рф и проблемы реализации.
  • 26. Пенсионный фонд рф: создание, выполняемые функции, формирование и использование средств фонда. Проблемы реформирования пенсионной системы в рф.
  • 27.Базовые принципы и концепции финансового менеджмента
  • 28. Основные методы рефинансирования дебиторской задолженности
  • 29, Система бюджетирования в российских компаниях. Виды бюджетов, составляемых в компании.
  • 30. Управление ликвидностью и платежеспособностью компаний.
  • 31. Сущность, цели и методы финансового планирования.
  • 32. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
  • 33. Формы и методы государственного регулирования цен.
  • 34. Структура цены и характеристика отдельных составляющих.
  • 35. Методы ценообразования: понятие, классификация, преимущества и недостатки отдельных методов.
  • 36. Стратегии ценообразования в условиях рыночной экономики.
  • 38. Коммерческий и потребительский виды кредита: общие черты и особенности. Развитие потребительского кредитования в рф.
  • Характеристика ик и лк(I)/лк(II)
  • 40.Государственный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние государственного кредита на развитие экономики страны.
  • Влияние государственного кредита на экономику страны (см регулирующую функцию).
  • 41. Международный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние международного кредита на развитие экономики страны.
  • 43. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них. Оценка состояния современного кр в России. Определения
  • 44. Банковская система России, ее современная структура. Особенности небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему рф.
  • 45. Организация процесса регулирования банковской системы России и перспективы её развития.
  • 47. Типы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
  • 48. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
  • 49. Активные операции банков: понятие, виды и их значение в деятельности банка.
  • 50. Страховой рынок России: формирование и тенденции развития.
  • 51. Страхование: понятие, участники и отрасли.
  • 53. Имущественное страхование.
  • 54. Особенности медицинского страхования.
  • 55. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
  • 56. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке. Показатели состояния рынка ценных бумаг
  • III. Фондовые посредники
  • IV. Органы регулирования и контроля.
  • 3.Биржи
  • 4.Общество
  • V. Организации, обслуживающие рынок.
  • VI. Информационные, рейтинговые, консультационные агентства
  • 59.Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития. Фондовые биржи в России.
  • 60 Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютного рынка.
  • 18. Прямые налоги: преимущества и недостатки.

    Налог

    прямые и косвенные.

    Прямой налог Прямой налог - это налог, взимаемый государством непосредственно с дохода (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

    Косвенный налог

    Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ.

    Прямые налоги подразделяются на:

      налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);

      налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.)

    Преимущества:

      Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета

      Расходы на их взимание относительно невелики

      Экономические преимущества- прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет

      Социальные - прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы

    Недостатки:

      Организационные - прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.

      Контрольные - контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.

      Полицейские - прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.

    19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.

    Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    В зависимости от места формирования источника выплаты налоги подразделяются на прямые и косвенные.

    Прямой налог – если источник формируется непосредственно у налогоплательщика.

    Косвенный налог - если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.

    Косвенные налоги взимаются путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.).

    Они подразделяются на :

      косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);

      косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.

    Акцизы - вид косвенных налогов, аналогичный налог с продаж, но распространяются на избыточные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика и т.д.

    К косвенным налогам относятся также таможенные пошлины.

    Главная особенность косвенных налогов заключается в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги - налоги на добавленную стоимость и акцизы.

    Однако косвенные налоги не всегда можно переложить на потребителя. Так, повышение цены от введения налога на добавленную стоимость и (или) налога с продаж приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж. Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая тем самым косвенный налог из своей прибыли. В этом случае косвенный налог в той или иной степени становится прямым налогом.

    Преимущества:

      Организационные – для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет. Удержание и контроль поступления косвенных налогов не требует расширения налогового аппарата.

      Бюджетные – поскольку косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения или его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении.

      Полицейские – налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта. При этом особенно важно сдерживающее воздействие государства на потребление продуктов, вредных для здоровья нации и нравственности.

      Политические – прямые налоги, с позиции обывателя, уплачиваются государству даром, косвенный же налог завуалирован в цене товара и если плательщик и осознает, что цена увеличена налогом, то все равно он получает взамен необходимый продукт.

      Экономические – для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения, отсутствием принудительного характера, отсутствием потури времени для взноса, не требуют накопления определенных сумм, не связаны с экзекуционными мерами.

    Недостатки:

      Обременение для многосемейных – фактически оплата налога осуществляется главой семьи, а формируется всеми членами. Прямые налоги облагают среднюю налогоспособность, косвенные же осуществляют принцип самообложения, поскольку с помощью косвенных налогов плательщик сам регулирует индивидуальную налогоспособность.

      Политические – поскольку право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается. Объектом политической борьбы выступает подоходный налог или налог на прибыль.

      Социально-экономические – косвенные налоги падают на отдельные лица непропорционально их капитала или дохода, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения.

      Предпринимательские – косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимательства, т.к. в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.

    49. Прямые налоги: преимущества и недостатки.

    Налоги - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые органами законодательной власти с определением размеров, сроков уплаты, предназначенные для обеспечения деятельности органов власти.

    Можно выделить следующие основные функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.

    С помощью реализации фискальной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.

    С помощью налогов происходит перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики. Эту функцию налогов принято называть распределительной .

    Стимулирующая , или регулирующая функция означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности.

    С одной стороны, государственные органы используют налоговые методы с целью координации и контроля финансовой деятельности. С другой стороны контрольная функция выражается в соизмерении расходов государства и потенциала экономики при формировании доходов бюджетной системы.

    Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые центральными и местными органами власти в виде надбавок к цене товаров или тарифу на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков. Производители и продавцы выступают в роли сборщиков косвенных налогов, уполномоченных на то государством, а покупатель становится плательщиком косвенного налога. Наиболее распространены косвенные налоги в виде акцизов, налога с продаж, пошлин, таможенных сборов.

    Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) юридических или физических лиц, имущество, природные ресурсы или другие факторы, способствующие получению дохода. Прямые налоги подразделяются

    реальные , которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика. Реальными (имущественными) налогами облагаются: продажа, покупка или владение имуществом. При этом их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. Например: земельный налог, налог на имущество

    личные , которые взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот.

    Различия между личными и реальными налогами сводится к следующему.

    1. Реальные налоги не учитывают личное положение налогоплательщика, уровень долгов на имущество, фактически приносимый доход, т.е. лица, владеющие одинаковым имуществом, платят одинаковый налог. При обложении личными доходами учитывается личное положение плательщиков - уровень дохода и члена семьи, сумма долгов и убытков и т.д.

    2. Реальные налоги взимаются, как правило, в пропорциональных ставках, а личные - в прогрессивных.

    3. Реальными налогами облагается валовой доход (нормативный, как правило), который приносит имущество. При личном налоге облагается чистый доход, который получает налогоплательщик.

    4. Реальные налоги взимаются по доходу, исчисленному по внешнему признаку, а личные - по фактическому доходу. В основе всех налогов лежит принудительность взимания. Это один из основных признаков налога. Другой признак налога - нет встречного движения стоимости, его неэквивалентность. Третий признак налога - он определен, т.е. заранее, в законодательном порядке фиксируются объект, субъект и ставка налога.

    Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец, имущества (дохода).

    К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение

    В настоящее время прямые налоги составляют основу налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов. Основные преимущества прямого налогообложения состоят в следующем:

    1. Экономические-прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.

    2. Регулирующие - в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).

    3. Социальные - прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы. Такой принцип налогообложения большинством экономистов мира считается наиболее спра-ведливым.

    Однако следует отметить и недостатки прямых налогов :

    1. Организационные - прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, потому что связано с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.

    2. Контрольные - контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.

    3. Полицейские - прямые налоги связанные с возможностью уклонения от уплаты налогов через несовершенство финансового контроля и наличия коммерческой тайны.

    4. Бюджетные - прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, потому что только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена а следовательно, и реальны доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут быть стабильным источником доходов бюджета.

    Косвенные налоги – это одна из разновидностей налогов, взимаемых государственным бюджетом. Это сборы, включаемые в стоимость услуг и товаров, реализовываемых организациями. Владелец продукции получает суммы налога на момент ее реализации, а затем перечисляет государству. Связь между государством и плательщиком, таким образом, происходит через объект обложения.

    Виды косвенных налогов

    Все косвенные налоги можно подразделить по объектам взимания следующим образом:

    Таможенные пошлины;
    фискальную монополию;
    акцизы.

    Таможенные пошлины взимаются с некоторых видов продукции, импортируемых через государственную границу. Можно выделить некоторые виды пошлин: импортные, транзитные или экспортные. Они могут устанавливаться в определенном размере, или процентном отношении к стоимости товара.

    Фискальная монополия, акцизы

    В большинстве стран валовую часть косвенных сборов занимают акцизы – сборы, облагающие услуги, товары, которые производятся частными предприятиями. Часть акцизов устанавливаются на результаты внутреннего производства, а другая часть на импортируемые товары.

    Акцизные сборы можно также разделить по способам взимания на универсальные и индивидуальные. Универсальные взимаются со стоимости всего оборота и намного выгоднее для государства. Ими облагаются практически все товары, реализовываемые на территории страны. К универсальным акцизам относится НДС. Он взимается только с определенной части стоимости продукции, именуемой добавленной стоимостью. В нее включается амортизация оборудования, заработная плата, часть производственных расходов, проценты по кредитам.

    Фискальная монополия – это закрепленное за государством право реализовывать и производить некоторые товары. В этом случае государство выступает монополистом, продажа осуществляется по определенной цене, в которую включен сам сбор. Монополия может быть полной либо частичной, например, производство алкогольной продукции.

    Плюсы и минусы косвенных налогов

    Преимуществом косвенных сборов можно считать их скрытый характер. В большей части покупатель даже не подозревает, что уплачивает государству определенный сбор. Именно благодаря косвенным налогам государство может на рациональном уровне поддерживать стоимость товаров с очень низкой себестоимостью.

    К недостаткам можно отнести усиление неравномерности при распределении налогового обременения. Для возможности взыскания контролирующие органы ограничивают производителей, вводя некоторые правила реализации и производства продукции.


    17. В стране действует прогрессивная система налогообложения. Доход до 20 тыс. ден. ед. облагается налогом в 15%. Доход от 20 тыс. до 30 тыс. ден. ед. облагается налогом в размере 25%. Доход в размере более 30 тыс. ден. ед. облагается налогом в 35%. Гражданин Иванов получил доход в размере 36 тыс. ден. ед. и заплатил налог в размере 6,5 тыс. ден. ед. Сколько денег недополучило государство?

    18. МРС = 0,5. Определите, чему равен мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор? Почему налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов?

    19. Предприниматель использует труд 10 рабочих и платит каждому 20 000 тыс. ден. ед. в месяц. Ставки налогов: единого социального – 26%, подоходного – 13%. Какую сумму недополучает государство в виде налогов, если половина рабочих не оформлена?

    20. Динамика между изменением потребления и дохода представлена в табл. 10.6. По имеющимся данным:

    а) нарисуйте кривую потребления и определите, чему равен
    угол ее наклона;

    б) чему равна величина MPS;

    в) чему равен мультипликатор расходов?

    г) чему равен налоговый мультипликатор?

    г) пусть ввели налог, не зависимый от уровня дохода, в размере 10 млн. ден. ед. Как при этом изменится мультипликатор расходов? Налоговый мультипликатор? Как это отразится на экономической ситуации в стране?

    Таблица 10.6

    21. Почему считается, что государственный бюджет – наглядное подтверждение теории общественного выбора? Прокомментируйте выражение: «Принятый бюджет – это всегда компромисс».

    22. Выделите в порядке значимости четыре основных источника доходов государственного бюджета развитых стран:

    а) доходы от государственной собственности;

    б) налог на наследство;

    в) чистые поступления от привлечения средств с рынка свободных капиталов;

    г) налог на добавленную стоимость;

    д) таможенные пошлины;

    е) налог на имущество;

    ж) социальные взносы;

    з) налог на операции с ценными бумагами;

    и) налог на прибыль компаний;

    к) налог на личные доходы.

    23. Назовите в порядке значимости три главные статьи расходов государственного бюджета:

    а) административно-управленческие расходы;

    б) выплаты по государственному долгу;

    в) займы и помощь иностранным государствам;

    г) расходы на социальные услуги (образование, пенсии и т.д.);

    д) оборона страны;

    е) государственные инвестиции;

    ж) расходы на охрану и улучшение окружающей среды.

    24. В стране действует пропорциональная система налогообложения. Ставка подоходного налога 15%. Реальные доходы населения 1300 ден. ед. Государственные расходы 190 млн. ден. ед. По подсчетам специалистов доходы населения в условиях полной занятости составят 2000 ден. ед. Структурное состояние бюджета:

    а) профицит 5 млн. ден. ед.;

    б) дефицит 5 млн. ден. ед.;

    в) профицит 110 млн. ден. ед.;

    г) профицит 700 млн. ден. ед.

    25. Проанализируйте следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

    а) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

    б) кредиты международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте;

    г) кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;

    д) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

    е) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

    ж) реализация части государственного имущества.

    Определите, какие из перечисленных источников покрытия дефицита относятся к внутренним, а какие - к внешним.

    26. Правительство получило займ на сумму 2 млн. ден. ед. под 10% годовых на 10 лет. Эти средства предполагают использовать для финансирования проектов, которые ежегодно будут приносить прирост ВВП в размере 0,6 млн. ден. ед. в течение 10 лет. Государственный долг увеличился на:

    а) 1,4 млн. ден. ед.;

    б) 1,8 млн. ден. ед.;

    в) 2 млн. ден. ед.;

    г) 4 млн. ден. ед.

    27. Прокомментируйте утверждение: «Заимствования государства на внешнем рынке всегда приводят к утрате самостоятельной экономической политики и подчинению интересам кредиторов». Приведите примеры, подтверждающие это утверждение, опираясь на экономическую историю современной России.

    28. На основании данных, приведенных в табл. 10.7, рассчитайте темпы роста ВВП и государственного долга и сделайте выводы о перспективах погашения государственного долга?

    Таблица 10.7

    19. Правительство получило займ на сумму 2 млн. ден. ед. под 10% годовых. Эти средства будут направлены на финансирование проекта, который ежегодно будет приносить прирост ВВП в размере 0,6 млн. ден. ед. Через сколько лет страна погасит долг.

    20. Экономика описана следующими данными: реальная ставка процента равна 3%, темп роста реального ВНП 7%, соотношение «долг/ВНП» составляет 50%, а первичный дефицит государственного бюджета 5% от ВНП. Определите, будет ли соотношение «долг/ ВНП» возрастать или снижаться?

    Тесты

    1. Бюджетная система РФ является:

    а) одноуровневой;

    б) двухуровневой;

    в) трехуровневой;

    г) четырехуровневой.

    2. Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:

    а) сглаживание колебаний экономического цикла;

    б) стабилизация темпов экономического роста;

    в) обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции;

    г) все вышеперечисленное.

    3. Какой налог является источником формирования государственных внебюджетных социальных фондов:

    а) налог на доходы физических лиц;

    б) налог на имущество организаций;

    в) единый социальный налог;

    г) налог на прибыль организаций.

    4. По мнению монетаристов, фискальная политика государства может оказаться неэффективной, так как:

    а) инвестиционные расходы не чувствительны к изменениям процентной ставки;

    б) заимствуя деньги у населения для финансирования бюджетного профицита, государство способствует повышению процентной ставки и провоцирует эффект вытеснения;

    в) заимствуя деньги у населения для финансирования бюджетного дефицита, государство способствует повышению процентной ставки и провоцирует эффект вытеснения;

    г) эффект вытеснения в результате стимулирующей фискальной политики невелик, так как кривая спроса на инвестиции относительно крутая.

    5. Если правительство изменяет размеры налоговых ставок и государственных расходов, то регулирование экономики осуществляется методами:

    а) автоматической фискальной политики;

    б) политики встроенных стабилизаторов;

    в) дискреционной фискальной политики;

    г) монетарной политики.

    6. Дискреционная фискальная политика предполагает:

    а) автоматическое саморегулирование;

    б) действие государства по своему усмотрению;

    в) расширение денежной массы;

    г) сужение денежной массы.

    7. Встроенные стабилизаторы действуют в рамках:

    а) дискреционной фискальной политики;

    б) автоматической фискальной политики;

    в) кредитной экспансии;

    г) кредитной рестрикции.

    8. К автоматическим (встроенным) стабилизаторам относят:

    а) расходы госбюджета на ВПК;

    б) прогрессивное налогообложение;

    в) косвенные налоги;

    г) расходы госбюджета на здравоохранение и образование.

    9. Для преодоления экономического спада государство проводит:

    а) стимулирующую автоматическую фискальную политику;

    б) стимулирующую дискреционную фискальную политику;

    в) сдерживающую дискреционную фискальную политику;

    г) сдерживающую автоматическую фискальную политику.

    10. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика предполагает:

    а) рост государственных расходов;

    б) снижение налогов;

    в) одновременное увеличение налогов и государственных расходов;

    г) рост налогов и снижение государственных расходов.

    11. К стимулирующей бюджетно-налоговой политике относится:

    а) увеличение налогов;

    б) увеличение государственных расходов при снижении налогов;

    в) сокращение расходов государства;

    г) снижение и налогов, и государственных расходов.

    12. Инструментом сдерживающей фискальной политики является:

    а) повышение нормы обязательных резервов;

    б) повышение налоговых ставок;

    в) увеличение трансфертов;

    г) новые займы.

    13. Мультипликатор государственных расходов:

    а) равен мультипликатору инвестиций;

    б) равен налоговому мультипликатору;

    в) равен мультипликатору трансфертов;

    г) не связан с данными величинами.

    14. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то налоговый мультипликатор:

    а) равен -2;

    б) равен -3;

    в) равен -4;

    г) равен -5.

    15. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то мультипликатор государственных расходов:

    а) равен 2;

    б) равен 3;

    в) равен 4;

    г) равен 5.

    16. Прямой налог:

    а) взимается с непосредственного владельца объекта налогообложения;

    б) уплачивается конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных средств государству;

    17. Косвенный налог:

    а) уплачивается конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных средств государству;

    б) взимается с непосредственного владельца объекта налогообложения;

    в) это такой налог, у которого ставка увеличивается по мере роста объекта налога;

    г) это такой налог, у которого ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения.

    18. Подоходный налог – это:

    а) косвенный налог;

    б) прямой налог;

    в) пропорциональный налог;

    г) прогрессивный налог.

    19. Налог на прибыль – это:

    а) прямой налог;

    б) косвенный налог;

    в) пропорциональный налог;

    г) прогрессивный налог.

    20. Налог на добавленную стоимость – это:

    а) прямой налог;

    б) прогрессивный налог;

    в) косвенный налог;

    г) регрессивный налог.

    21. К акцизам относится:

    а) налог на наследство;

    б) налог на добавленную стоимость;

    в) налог на имущество;

    г) налог, начисляемый на табак.

    22. Прямым налогом является:

    а) таможенная пошлина;

    б) налог на наследство;

    в) налог с продаж;

    23. Косвенным налогом является:

    а) налог с продаж;

    б) подоходный налог;

    в) налог на прибыль;

    г) налог на дарения.

    24. Прямые налоги ориентированы на:

    б) сделки;

    в) личную работоспособность;

    г) торговлю.

    25. Косвенные налоги ориентированы на:

    в) личную работоспособность;

    г) коллективную работоспособность.

    26. Акцизный налог оплачивают:

    а) потребители данного товара;

    б) все налогоплательщики;

    в) лица с высоким уровнем доходов;

    г) иностранные граждане, чьи фирмы функционируют на территории данной страны.

    27. К прямым налогам можно отнести:

    а) акцизный налог;

    б) налог на доход от собственности;

    в) таможенную пошлину;

    г) налог на добавленную стоимость.

    28. При прогрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

    а) увеличивается;

    б) не изменяется;

    в) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика;

    г) уменьшается.

    29. При пропорциональной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

    а) не изменяется;

    б) уменьшается;

    в) увеличивается;

    30. При регрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

    а) не изменяется;

    б) увеличивается;

    в) уменьшается;

    г) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика.

    31. Рост налоговых ставок:

    а) заставляет предпринимателя больше трудиться, чтобы заплатить налоги;

    б) способствует росту ВВП;

    в) уменьшает деловую активность;

    г) способствует постоянному росту налоговых поступлений в государственный бюджет.

    32. Если налоговая ставка повысилась, то:

    а)поступления в госбюджет будут обязательно увеличиваться;

    б)поступления в госбюджет будут автоматически сокращаться с ростом ставки, так как это ведет к уменьшению прибыли;

    в) поступления в бюджет не зависят от размера налоговой ставки;

    г) поступления в бюджет сначала увеличиваются, а затем сокращают­ся, так как начинает сужаться налоговая база, с которой взимается налог.

    33. Правительство страны, снижая налоги, добивается цели:

    а) не допустить «перегрева» экономики;

    б) замедлить темп инфляции;

    в) снизить уровень безработицы;

    г) замедлить быстрый рост процентных ставок.

    34. Кривая Лаффера характеризует:

    а) неравенство в распределении доходов в стране;

    б) связь между уровнем безработицы и объемом ВНП;

    в) связь между уровнем безработицы и уровнем инфляции;

    г) связь между размером налоговой ставки и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет.

    35. Если налоги на предпринимательство растут, то:

    а) совокупный спрос сокращается, а совокупное предложение не меняется;

    б) совокупное предложение сокращается, а совокупный спрос не ме­няется;

    в) сокращаются и совокупное предложение, и совокупный спрос;

    г)растут совокупное предложение и совокупный спрос.

    36. Государственный бюджет это:

    а) все суммы, поступившие в казну;

    б) перечень государственных доходов;

    в) финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые доходы и расходы;

    г) бюджеты субъектов Федерации.

    37. В качестве третьего уровня бюджетной системы РФ выступают:

    а) бюджеты субъектов РФ;

    б) бюджеты предприятий;

    в) местные бюджеты;

    г) бюджеты внебюджетных фондов.

    38. Бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов, называются:

    а) дотациями;

    б) субвенциями;

    в) репарациями;

    г) субсидиями.

    39. К расходам государственного бюджета относится:

    а) отчисления работодателей на социальное страхование;

    б) экспортные пошлины;

    в) проценты по государственному внешнему долгу;

    г) прибыль государственных предприятий.

    40. Капитальные расходы бюджета не предполагают:

    а) государственную поддержку бюджетов других уровней;

    б) ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

    в) кредиты иностранным государствам;

    г) трансферты населению.

    41. Циклически сбалансированный бюджет:

    а) будет усиливать циклические колебания в экономике;

    б) характеризуется равенством между суммой всех профицитов, образовавшихся в период подъёма, и суммой всех дефицитов, возникающих при рецессии;

    в) обеспечивает равенство бюджетных доходов и расходов в каждой фазе экономического цикла;

    г) характеризуется равенством между суммой всех дефицитов, образовавшихся в период подъёма, и суммой всех профицитов, возникающих при рецессии.

    42. Дефицит бюджета, представляющий собой разность между реальным и структурным дефицитом называется:

    а) активным;

    б) пассивным;

    в) фактическим;

    г) циклическим.

    8. Если при бюджетном дефиците наблюдается полная занятость, то имеет место:

    а) структурный дефицит;

    б) циклический дефицит;

    в) фактический дефицит;

    г) реальный дефицит.

    43. К внутренним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

    а) кредиты международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте;

    б) кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

    в) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, предоставленные в иностранной валюте;

    г) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.

    44. К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

    а) государственные займы, осуществляемые путём выпуска государственных ценных бумаг;

    б) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска государственных ценных бумаг;

    в) кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;

    г) остатки по государственным запасам и резервам.

    45. Финансировать бюджетный дефицит в условиях инфляционной экономики предпочтительнее за счет:

    а) эмиссии;

    б) внешних займов;

    в) внутренних займов;

    г) выпуска ценных бумаг.

    46. Государственный долг – это:

    а) общая, накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета;

    б) сумма внешних займов;

    в) сумма внутренних займов;

    г) задолженность правительства населению.

    47. Величина государственного долга рассчитывается как:

    а) сальдо государственного бюджета в текущем году;

    б) сумма общего долга всех граждан страны;

    в) сумма задолженности предпринимательского сектора остальному миру;

    г) сумма непогашенных государством внешних и внутренних обязательств.

    48. Долговое бремя – это:

    а) сумма бюджетного дефицита;

    б) величина государственного долга;

    в) отношение государственного долга к ВВП;

    г) отношение бюджетного дефицита к ВВП.

    49. Изменение условий государственного долга, относящееся к его срокам, называется:

    а) конверсией;

    б) консолидацией;

    в) консенсусом;

    г) конвертированием.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-03-31

    Во все времена правительства различных стран активно прибегали к использованию косвенных налогов для покрытия государственных расходов.

    Косвенные налоги - это налоги на расходы и платит их больше тот, кто больше расходует, то есть это налоги на потребление. Плательщиком таких налогов всегда является конечный потребитель продукции, работ и услуг, покупая их по цене, в которую уже входит налог. Особенность этих налогов заключается в том, что перечисляет их в бюджет не тот, кто платит, а тот, кто собирает налоги с покупателей при продаже им товаров, производстве работ, оказании услуг, поэтому они и называются косвенными.

    Косвенные налоги - налоги, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ (услуг). Это налог на добавленную стоимость, платежи, исчисленные из выручки от реализации продукции, акцизы, налог с продаж, прочие сборы с выручки.

    Для оценки эффективности системы косвенных налогов в мировой практике используются различные критерии, важнейшими из которых являются:

    • - нейтральность: налог должен как можно меньше влиять на повеление производителя и выбор покупателя, т.е. экономические искажения от введения налога должны быть минимальны;
    • - справедливость: налог должен вызывать политически приемлемые последствия распределения доходов, т.е. налог должен сопровождаться соответствующими изменениями в других налогах или в системе социальных платежей;
    • - ценовая стабильность: налог не должен приводить к инфляционным процессам и в период введения налога, и в долгосрочной перспективе;
    • - доходность: налог должен обеспечивать государство необходимыми доходами и, насколько возможно, не допускать избежания и уклонения от уплаты;
    • - административная простота: налог должен стремиться к минимизации затрат на его исчисление, уплату налогоплательщиком, а также на сбор и проведение контроля за уплатой налоговым органом.

    По своей экономической природе косвенные налоги на потребление можно классифицировать как универсальные (НДС) и специальные (акцизы).

    В современной теории налогообложения существуют две основные системы взимания косвенных налогов:

    одноступенчатый сбор:

    многоступенчатый сбор.

    Одноступенчатый сбор предполагает взимание налога один раз на стадии производства или распределения. При этом возможны три подсистемы:

    налог с производителя:

    оптовый налог;

    налог с розничного оборота.

    Налог с производителя взимается только в секторе производства. Особое преимущество этой системы сбора заключается в низких затратах на администрирование налога, поскольку численность его плательщиков невелика, а объекты налогообложения достаточно внушительны. Но данное преимущество перевешивается рядом недостатков.

    Во-первых, в создании продукции задействован ряд производственных предприятий. В дальнейшем включение всех этих предприятий в схему налогообложения приводит к тому, что налог становится «пирамидой», и в целях минимизации налогового давления у предприятий, задействованных в одной производственной цепочке, появляется стимул к объединению. Последствиями такой системы являются менее эффективные производство и налогообложение.

    Во-вторых, при использовании данной системы взимания налога не обеспечивается его нейтральность, т.е. налоговое бремя распределяется неравномерно. В частности, доля налога в цене идентичных товаров может существенно различаться в зависимости от количества предприятий, задействованных в производственной цепочке.

    Оптовый налог взимается на стадии, предваряющей розничную продажу. В сравнении с налогом с производителя здесь не только сохраняются отмеченные ранее недостатки, но и увеличивается количество налогоплательщиков, что создает дополнительные трудности при администрировании налога.

    Налог с розничного оборота охватывает не только розничных торговцев, но и производителей, и оптовиков при условии поставки, продукции непосредственным потребителям. Базой налогообложения является розничная цена, что исключает дискриминацию между различными каналами распределения, но круг налогоплательщиков резко расширяется, что загромождает и соответственно затрудняет процедуру администрирования (взимания) налога.

    В отличие от одноступенчатого сбора многоступенчат сбор охватывает несколько стадий процесса производства и распределения и может быть подразделен на:

    кумулятивный многоступенчатый сбор;

    некумулятивный многоступенчатый сбор.

    В кумулятивной каскадной системе налог взимается на всех стадиях производства и распределения. Основными недостатками такой системы являются:

    значительный каскадный эффект, т.е. налоговое бремя становится тем больше, чем длиннее дистанция до потребителя. Причем масштабы такой «пирамиды» по сравнению с одноступенчатыми системами сбора намного больше, поскольку налог охватывает все стадии движения продукции от производителя к потребителю;

    искажение конкуренции, поскольку при более длительной производственной или распределительной цепи налоговое бремя также возрастает.

    Как следствие такие налоги справедливо принято считать самыми неэффективными и нерыночными, поскольку они взимаются без учета результатов экономической деятельности, имеют зачетного механизма и потому допускают двойное налогообложение (по затратам на производство). Тем самым снижается экономический эффект от общественного разделения труда и специализации. Более того, в целях минимизации налогового бремени появляется заинтересованность в создании вертикально интегрированных объединений, охватывающих практически все стадии производства, а это - движение в обратном направлении от общественного разделения труда и специализации к «натуральному хозяйству».

    Следует отметить, что указанные недостатки становятся доминирующими в случае использования высоких налоговых ставок.

    Как ни парадоксально, но кумулятивные системы при всех их недостатках получили наибольшее распространение и очень долго сохранялись и сохраняются в отдельных странах до настоящего времени в качестве основных систем взимания косвенных налогов. Скорее всего, это вызвано одним, но весьма важным их преимуществом. Оно заключается в обеспечении относительно высокого дохода в бюджет государства при достаточно низкой ставке налога. Но когда ставка налога выходит за пределы «достаточно низкой», налог становится тормозом экономического развития и сводит на нет указанные преимущества.

    Некумулятивные многоступенчатые сборы представлены налогом на добавленную стоимость, который является важным доходным источником бюджета в большинстве стран мира. Следует отметить, что использование данной системы позволяет реализовать не только преимущество кумулятивной системы, но и избежать практически всех ее недостатков.

    Экономическая значимость данного налога объясняется тем, что в государствах с развитой рыночной системой НДС способствует упрочению ее равновесия. Это достигается в силу того, что наряду с фискальной он выполняет регулирующую и стимулирующую роль.

    Главное достоинство НДС в том, что он способен оказывать регулирующее воздействие в сдерживании кризиса перепроизводства и в ускоренном вытеснении с рынка слабых производителей. Он выполняет роль ограничителя спроса в случае высокой степени насыщенности рынка, когда потребитель реагирует на повышение цены товара сокращением объема потребления, а производитель - на снижение цены расширением производства.

    НДС является косвенным многоступенчатым налогом, так как включается в цену товара и в итоге оплачивается конечным потребителем. Объектом выступает добавленная стоимость, субъектами - юридические лица независимо от отраслевой принадлежности, формы собственности.

    Основными преимуществами НДС являются:

    использование единой налоговой ставки для всех отраслей или нескольких унифицированных ставок по отдельным отраслям, льготных ставок для отдельных отраслей;

    обеспечение реального уровня обложения для всех отраслей и видов экономической деятельности, включая сферу услуг;

    простота и надежность процедуры взимания налога для плательщика и налоговых органов;

    стабильный источник увеличения доходов государства;

    возможность гармонизации с налогообложением в соседних государствах.

    НДС эффективен также и как средство регулирования внешнеэкономической деятельности: для стимулирования наращивания экспортного потенциала фирмам-экспортерам возвращается вся сумма налога, уплаченная на предыдущих стадиях.

    Из негативных сторон НДС необходимо выделить его регрессивный характер для конечного потребителя и то, что его введение предполагает использование новой калькуляции издержек производства. Более того, его применение ведет к увеличению административных издержек в связи с расширением круга налогоплательщиков.

    Оценка места и роли НДС в экономике Беларуси неоднозначна. Практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнею фискальность, неотработанность налоговой базы и высокие ставки.

    В Республике Беларусь применяются также и одноступенчатые системы взимания косвенных налогов. Речь идет о налогах с производителя (акцизы) и с розничного продавца (налоги с продаж, налоги на отдельные виды услуг).

    Достоинства косвенных налогов:

    • 1. Для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет. Удержание и контроль поступления косвенных налогов не требует расширения - налогового аппарата.
    • 2. Поскольку косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения или его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении.
    • 3. Налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта. При этом особенно важно сдерживающее воздействие государства на потребление продуктов, вредных для здоровья нации и нравственности.
    • 4. Прямые налоги, с позиции обывателя, уплачиваются государству даром, косвенный же налог завуалирован в цене товара и если плательщик и осознает, что цена увеличена налогом, то все равно он получает взамен необходимый продукт.
    • 5. Для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения, отсутствием принудительного характера, отсутствием потери времени для взноса, не требуют накопления определенных сумм.

    К недостаткам косвенных налогов можно отнести следующие:

    • 1. Фактически оплата налога осуществляется главой семьи, а формируется всеми членами семьи. Прямые налоги облагают среднюю налогоспособность, косвенные же осуществляют принцип самообложения, поскольку с помощью косвенных налогов плательщик сам регулирует индивидуальную налогоспособность.
    • 2. Поскольку право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается, объектом политической борьбы, как правило, выступает подоходный налог или налог на прибыль.
    • 3. Косвенные налоги падают на отдельные лица непропорционально их капиталу или доходу, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения.
    • 4. Косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимательства, так как в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.

    Прямым налогом обыкновенно называют такой, который непосредственно уплачивается тем лицом, которое государство имеет в виду обложить.

    Прямые налоги - налоги, к которым относятся обязательные платежи, источником уплаты которых является прибыль (доход). В перечень прямых налогов включаются налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог на игорный бизнес, местные налоги, исчисленные из прибыли.

    Поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения является одной из основных стратегических проблем в налоговой политике. Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой налоговая система тяготеет к прямым налогам, которые непосредственно реализуют не только фискальную, но и распределительную функцию налогообложения.

    Исторически прямые налоги появились раньше косвенных. Прямое обложение - простейшая и самая древняя форма взимания налогов. Первоначальными видами прямых налогов являлись: десятина, подушная или поголовная подать.

    Следует отметить, что прямые налоги исторически можно разграничить на три главных вида. Объектом первого вида налогов является вещественный капитал, при этом обложению подлежат отдельные виды доходов (налог на землю, налог на имущество, налог с наследств и дарений). Объектом второго вида налогов выступает самостоятельное проявление личного капитала, такого как личный заработок, жилье, профессия (подоходный налог, налог на имущество граждан, дивиденды). Объектом налогов третьего вида является совокупная деятельность вещественного, денежного и личного капитала в производстве (налог на прибыль, налог на промысел). Как видим, прямые налоги имеют в своей основе либо личность, либо доходы, независимо от источников, либо имущество, независимо от доходов.

    Приверженцы прямого налогообложения считают его наиболее прогрессивной формой, поскольку, во-первых, учитываются доход и общее финансовое положение плательщика, его имущество, а во-вторых, существуют определенные трудности при переложении прямых налогов на других лиц или при уклонении от их уплаты.

    В настоящее время прямые налоги составляют основу налоговых систем в развитых странах, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов. Основные достоинства прямого налогообложения состоят в следующем:

    • 1. Экономические - прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
    • 2. Регулирующие - прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т.д.).
    • 3. Социальные - прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы. Такой принцип налогообложения считается наиболее справедливым.

    Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:

    • 1. Организационные - прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.
    • 2. Контрольные - контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.
    • 3. Полицейские - прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.
    • 4. Бюджетные - прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, так как только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена а, следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.

    Помимо косвенных налогов существенный вклад в формирование доходов бюджета вносят прямые налоги и сборы, в перечень которых включаются налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, местные налоги, исчисленные из прибыли.