Что такое психологическое насилие в семье и как с ним бороться? Как прекратить психологическое насилие в отношениях.

Психологическое насилие в обществе обычно стараются не замечать. Насилием считают, как правило, только физическую расправу, хотя психологический террор наносит личности не менее серьезный ущерб. Этот вид сложно определить из-за отсутствия видимых доказательств, и он часто истолковывается человеком неверно. Обычно жертвы принимают систематическое разрушительное воздействие за проявление дурного характера или реакцией партнера на стресс. Они начинают искать причины агрессии в себе, при этом лишь усиливая негативное влияние на свою психику.

Важно быть в отношениях ПРИ ДЕНьГАХ. Посмотри как это сделать в телеграм канале! смотреть >> Обязательно нажми "подписаться"

    Показать всё

    Что такое психологическое насилие?

    Психологическое насилие проявляется в любых видах отношений. Встречается не только в семейной, но и в образовательной и профессиональной среде. Определение явления: систематическое разрушительное воздействие на человека в эмоциональной сфере. Оно уничтожает самооценку и искажает картину мира.

    Деструктивные отношения мешают развитию личности и ведут к деградации. Их основными признаками являются систематическое унижение, высмеивание, принижение достоинств. Опасность такого воздействия состоит в том, что партнер часто не осознает себя пострадавшей стороной. Отсутствие поддержки от окружающих укрепляет в жертве веру в собственную никчемность, усугубляя ситуацию.

    Сложнее всего обнаружить насилие в семье, так как дозы агрессии увеличиваются постепенно. Чем ниже самооценка жертвы, тем больший напор проявляет мучитель. В романтических отношениях такой партнер на ранних этапах выглядит идеальным. Насильник позиционирует себя как семейного человека и окружает невероятной заботой. Ошибочно полагать, что насильником является только мужчина, женщина тоже может оказаться эмоциональным террористом.

    Созависимость в отношениях

    Виды

    Чтобы не стать жертвой психологического насилия, нужно знать обо всех его проявлениях и видах. Умение его замечать поможет не только оградить себя от жизни с тираном, но и защитить близких людей в случае необходимости.

    Насилие, оскорбления, плохое обращение в психологии объединяется термином абьюз. Он бывает трех видов: физический, психологический, склоняющий к интиму. Тот, то принуждает к чему-то, оскорбляет, вынуждает совершать действия, неприятные другому человеку, является абьюзером.

    Зачастую все виды психологического насилия встречаются в семье. Тиран не имеет возможности проявить свои абьюзивные наклонности в обществе, поэтому под удар попадают близкие родственники. Абьюзер не сразу начинает проявлять негативные качества. Это медленный процесс, который постепенно перестраивает психику жертвы. В связи с этим идентифицировать проблему и избежать абьюза очень сложно.

    Например, влюбленные молодожены живут вместе пару лет, затем один из партнеров начинает эмоционально шантажировать другого, но не регулярно, а с периодичностью в несколько месяцев. В результате партнер-жертва ищет причины произошедшего в себе. Постепенно интервал между проявлениями насилия сокращается, и жертва еще больше уверяется в своей никчемности, так как именно эту мысль методично внушает насильник. Правильная тактика в этом случае - закончить подобные отношения.

    Повторение одного из видов насилия свидетельствует о том, что партнер является абьюзером. С ними невозможно договориться, поэтому, чтобы не травмировать собственную психику, следует избегать его общества. Особенно это касается женщин с детьми, ведь они невольно становятся заложниками ситуации.

    Основные виды психологического насилия:

    • Газлайтинг. Жертве внушается, что ее восприятие происходящего ошибочное. Например, мужчина встречается с другими женщинами, пока его жена занимается детьми. Своей жене он будет внушать, что это абсолютно нормально или что ей это показалось. Этот вид часто применяется при систематических оскорблениях на повышенных тонах, при этом партнера убеждают, что голос никто не повышал. Ситуацию ухудшает газлайтинг со стороны окружения. Если близкие люди начинают утверждать, что «все так живут», «ты преувеличиваешь», «ты на него/нее давишь» и т. д., жертва будет сомневаться в своей адекватности и еще больше зацикливается на переживаниях. Этот вид насилия встречается в профессиональной среде, нередко исходит со стороны начальства. В таком случае нужно отстаивать свою точку зрения и при повторении ситуации, увольняться. Абьюзер, как правило, испытывает удовольствие от унижения жертвы, поэтому не всегда может остановиться.
    • Неглект - пренебрежение потребностями, нуждами, желаниями жертвы. Одна из самых опасных форм психологического насилия, которая заключается не только в эмоциональном ущербе. К неглекту относится отказ предохраняться во время секса, умышленная неосторожость при предохранении, ведущая к беременности, игнорирование любых потребностей, аргументированное тем, что жертве это не надо. Абьюзер подталкивает партнера к пластическим операциям, отказывается заниматься детьми и бытом, полностью пренебрегает его нуждами и интересами. Неглект часто встречается в семье. Правильными действиями будет изолировать себя от насильника.
    • Висхолдинг - уход от разговора. Если партнер систематически уходит от волнующей темы, используя отшучивания - это не случайность, а проявление эмоционального насилия. Наибольший ущерб при этом характерен для семейных взаимоотношений, так как затрагивается чувство привязанности партнера-жертвы. В рабочей среде нужно реагировать на отвлекающие реплики, а четко выстраивать линию разговора.
    • Эмоциональный шантаж. Тиран игнорирует оппонента в ответ на какое-либо действие. Эмоциональная холодность или молчание выступают в качестве наказания за проступок. Мучитель не испытывает сильных эмоций, а целенаправленно занимается подчинением и перевоспитанием. Нужно отличать естественную реакцию от насилия. Обида сопровождается злостью и болью, ее нельзя предотвратить или контролировать, в то время как шантаж - умышленное действие. Защититься от этого можно, только завершив отношения.
    • Тотальный контроль. Агрессор контролирует каждый поступок жертвы, запрещает поддерживать отношения с друзьями и семьей. Тиран должен знать обо всех передвижениях своего партнера, чем он занимается и с кем общается. За неповиновение он наказывает шантажом, газлайтингом или манипуляциями. Если партнер агрессивно вторгается в личное пространство независимо от воли человека - это насилие, а не проявление любви. Наиболее опасные формы тотального контроля обычно сочетаются с неглектом. Единственный выход из ситуации - ограничить общение.
    • Критика. Непрошенная критика нарушает личные границы индивида. В современном обществе этот вид насилия является самым распространенным и чаще всего встречается в семье и образовательной среде - школе, детскому саду. Ребенку постоянно указывают на его негативные качества, формируя деструктивную концепцию собственного «Я». Впоследствии поведение взрослого будет подтверждать заложенную в детстве информацию, даже против его воли. Чтобы избежать разрушительного воздействия непрошеной критики, нужно помнить, что мнение оппонента субъективно. Правильная реакция: «Я не спрашивал, что вы думаете обо мне. Перестаньте, пожалуйста». Если агрессивной критике со стороны взрослого подвергается ребенок, то следует напомнить абьюзеру, что он не имеет права резко высказываться и прилюдно унижать его достоинства. Текст защиты может звучать примерно так: «Ваши слова оскорбляют меня, прекратите пожалуйста. Если вы ждете конструктивного диалога, то обсудите проблему с моими родителями. »

    Социопат это

    Закон о насилии

    Согласно УК РФ, если насилие удалось доказать, за это полагается наказание. Но в случаях с психологическим насилием ситуация обстоит сложнее, чем с физическим (ст. 105, 111, 115, 116 УК РФ) или сексуальным (ст. 131, 132 УК РФ).

    Законодательство ограничило наказание за психологическое насилие ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства». Поэтому если со стороны партнера появляются первые признаки абьюза, необходимо срочно предпринимать меры. Конструктивный диалог редко помогает изменить ситуацию. В большинстве случаев психологический террор приводит к проявлениям физического насилия.

    Чтобы не усугубить ситуацию, нужно поселиться в таком безопасном месте, о котором насильнику не известно. Нужно обезопасить себя от партнера, заручившись поддержкой семьи или близких. В других случаях можно обратиться в службы защиты от насилия в семье, которые есть в каждом городе. Контакты этих организаций несложно найти в интернете. Для получения более подробной информации следует обратить внимание на статьи УК РФ №39, 40, 110, 129, 130.

    Что делать, если страдает ребенок?

    Если насилию со стороны взрослого подвергается ребенок, то решением проблемы должен заниматься школьный психолог и передать информацию в отдел по делам семьи и детей.

    За ситуацией с детьми должны следить не только педагоги, но и соседи. Внимательное отношение и желание разобраться в ситуации поможет спасти судьбы многих детей. Прежде чем обращаться за помощью в соответствующие службы, надо самостоятельно разобраться в причинах поведения взрослого и ребенка. Дети склонны придумывать трагические ситуации, чтобы добиться сочувствия окружающих, но с возрастом эта проблема исчезает. Если это истинная причина происходящего, рекомендуется проконсультироваться с психологом.

    Если ребенок боится родителей, постоянно подвергается унижениям и физическому насилию, ему необходимо обратиться за помощью к другим взрослым - соседям или учителям.

    Притеснения в школе

    Довольно часто психологическое насилие проявляется в школе по отношению к ребенку. Однако занимаясь этим вопросом, родители должны учитывать, что современный мир заставляет детей увериться в собственной безнаказанности. Класс - это определенный социум, со своими законами и порядками. Поэтому ребенок, ведущий себя культурно дома, не всегда остается таким и в учебном заведении. Прежде чем предпринимать меры, необходимо разобраться в ситуации. Согласно статье 336 ТК РФ педагога необходимо уволить после первого проявления эмоционального или физического насилия. Но если использовать этот метод защиты, не выяснив причины происходящего, психика ребенка может пострадать. Если провокатором инцидента являлся он сам, уверенность в собственной безнаказанности только окрепнет. А в этом случае жертвой психологического насилия будет выступать уже педагог.

    В ситуациях с хамским поведением учеников преподаватель не имеет права унижать, кричать и, тем более, применять физическую силу. Ему разрешено написать выговор в дневник и вызвать родителей в школу. Становится очевидно, что в отличие от учащихся педагог остается абсолютно незащищенным, чем часто пользуются подростки. Они могут открыто оскорблять, нецензурно выражаться, игнорировать замечания и даже без позволения покидать класс.

    Увольнением педагога или исключением ученика проблему насилия в школе решить невозможно. Для этого надо создавать заинтересованные группы, готовые заниматься разрешением конфликтных ситуаций. Подробно об этом изложено в книгах: «Наше право на защиту от насилия» и «Исследование Генерального секретаря ООН по вопросам насилия в отношении детей: версия для детей и молодежи».

    Чтобы защитить ребенка от насилия в школе и предотвратить некорректное поведение по отношению к педагогам, родителям необходимо регулярно проводить воспитательные беседы и разъяснять подростку как можно и как нельзя себя вести в образовательном учреждении. Младшим детям следует чаще напоминать, что не нужно бояться сообщить старшим о конфликтах в школе, давлении со стороны учителя и притеснениях.

    Порядок действий родителей в случае возникновения конфликтных ситуаций в учебном заведении:

    1. 1. Выяснить истинные причины превышения полномочий со стороны учителя.
    2. 2. Если в произошедшем есть доля вины ребенка, то проработать это индивидуально и с психологом.
    3. 3. Зафиксировать побои у врача, причинение морального вреда - у психолога.
    4. 4. Написать заявление на имя директора и, в случае необходимости, в полицию. Обязательно приложить к документу копии справок о состоянии ребенка.
    5. 5. В особо сложных случаях рекомендуется направить копию заявления и справок в районное управление образования.
    6. 6. Если в ответ на жалобы и заявления от руководства школы не последовало никаких мер, необходимо забрать ребенка из учебного заведения, чтобы еще сильнее не травмировать его психику. Следующий этап - обращение за помощью в прокуратуру.

    Для получения более подробной информации о своих правах рекомендуется обратить внимание на статьи: ст. 2, 15, 156 УК РФ, ст. 115, 116, 336 ТК РФ, ст. 151 ГК РФ. В них описаны нормы, которым обязан следовать педагог и виды наказаний за превышение полномочий.

    Как распознать тирана в семье и на работе?

    Чтобы распознать тирана, нужно внимательно проанализировать свои эмоции. Гармонично выстроенные отношения приносят удовлетворение обоим партнерам, в них нет доминирующего звена, учитываются мнения и желания каждого члена. Стоит учесть то, что тираном может быть не только мужчина. Распространены ситуации, где жена руководит мужем, принижая его достоинства и заслуги.

    Основные признаки насилия со стороны партнера:

    • Ожидает покорности.
    • Контролирует через эмоции.
    • Безудержно ревнует.
    • Наказывает за проступки.
    • Обвиняет в своих проблемах других.
    • Не способен признавать ошибки.
    • Вселяет страх.
    • Изолирует от близких людей.
    • Оскорбляет, понижает значимость.

    Если в союзе присутствует несколько пунктов из списка - это тревожный звоночек. Чтобы облегчить выход из , необходимо обратиться за помощью к психологу. Часто жертвы боятся расстаться со своим насильником, что является результатом психологической травмы, поэтому без консультации специалиста не обойтись. Он поможет разобраться в чувствах и восстановить психику.

    После выхода из подобной ситуации жертва часто сама становится абьюзером в новых отношениях. Чтобы избежать этого, необходимо выйти из состояния стресса, заново расставить приоритеты и восстановить чувство собственной значимости. Современная психология активно изучает это явление и имеет в своем арсенале широкий спектр восстановительных процедур.

    Эмоциональное насилие может перерасти в физическое, поэтому представляет серьезную опасность для жизни.

    Чтобы правильно выйти из абьюзивной ситуации, жертве важно понять, что она не виновата в происходящем. В каких бы обстоятельствах ни наблюдались эмоциональные нападки, нужно заботиться о себе и своем психологическом состоянии. Даже если агрессор - начальник, на работе надо защищать личные границы от посягательств.

    И немного о секретах...

    Если вы хотите жить на солнечном острове и при этом зарабатывать хорошие деньги, тогда хочу обратить Ваше внимание на этот телеграмм канал

    ПОСМОТРЕТЬ >>

    Здесь автор канала каждый день делится своей прибылью с подписчиками. А так же можно познакомится с ним и задать вопросы лично.(@DmitrySeryodkin) Если у Вас нет телеграмм месенджера, то обязательно установите его, ведь информация действительно очень полезная! А так же я нашёл Дмитрия в инстаграме. Вот его Инстаграм: @dmitrifs

Насилие проявляется во многих формах. Вряд ли в двух разных парах можно встретить абсолютно идентичную ситуацию. Тем не менее существует общая связующая нить, некая закономерность в поведении домашних тиранов.

Некоторые формы насилия легко идентифицировать и понять. В идеале брак подразумевает взаимодействие любящих людей, но их истинное отношение друг к другу может проявиться не сразу. Именно поэтому скрытые (психологические) формы насилия так сложно распознать невооруженным взглядом.

Люди привыкли называть злом побои, издевательства и физические унижения. Однако мало кто идентифицирует психическое насилие как столь же опасное явление. К сожалению, эти две формы тирании идут рука об руку. На самом деле, как только деспот получает власть над психикой жертвы, совсем скоро он чувствует неограниченную власть и опускается до физических унижений.

Целью этой публикации является попытка донесения до читателя предупредительных знаков и особенностей оскорбительного поведения. Насилие не является прерогативой определенного слоя населения. У домашнего тирана может быть любой статус в обществе, финансовое положение, любое воспитание или образование. Примерно треть пар в обществе затрагивает эта проблема. Психологическое насилие в семье может стать причиной депрессивного расстройства, наркомании и алкоголизма, пищевых расстройств и даже смерти.

Изначально некоторые черты личности возлюбленного могут показаться «милыми» или «забавными». Тем не менее, это быстро трансформируется в неприятное явление. Перед вами несколько предпосылок, ведущих к психологическому насилию в семье.

Попытка тотального контроля

Это могут быть постоянные звонки, желание иметь представление о каждом шаге партнера или тотальный финансовый контроль. Партнеру важно держать свою вторую половинку на коротком поводке. Он выдвигает условия, запрещает определенные виды деятельности или выбор друзей. Тирана может не устроить стиль одежды жертвы и даже то, как она проводит свободное время. Все эти факторы указывают на то, что человек не дает вам быть тем (той), кем вы являетесь на самом деле.

Унижения

Тиран любит поставить свою жертву в неловкое положение перед другими людьми. Он начинает указывать на недостатки личности и во всеуслышание потешаться над ними.

Постоянные обвинения

Такой человек является очень мнительным и постоянно подозревает свою жертву в том, чего она не совершала или даже не думала совершать. Так появляются подозрения в несуществующем флирте, стоит лишь задержаться взглядом более чем на секунду на представителе противоположного пола. Он всегда открыто высказывает свои претензии, если ему кажется, что партнер или партнерша слишком долго с кем-то разговаривал(а).

Выдвижение условий в интимных отношениях

Для тирана привязанность или проявление ласки оскорбительны. Именно поэтому он выдвигает условия в обмен на физическую близость. Свою любовь он также выдает дозировано, и никогда - безвозмездно.

Он не любит строить конструктивный диалог

Вместо того чтобы попытаться решить конфликтную ситуацию, он всегда злится. Разумные доводы и аргументы такой человек пропускает мимо ушей.

Бесконечные угрозы

В этом пункте психологические тираны крайне изобретательны. Они могут угрожать своей второй половинке самоубийством, а нередко в ход идет угроза расправы над партнером. Но все это являются частью манипуляций.

Измены

Сами же домашние тираны с удовольствием общаются с представителями противоположного пола. Они даже не скрывают своих похождений. Тем самым они проявляют психическое превосходство над жертвой.

Сарказм

Часто тиран использует неприятную манеру общения и изменяет тон голоса по отношению к супругу или супруге. Любимым приемом такого человека являются язвительно-саркастические замечания.

Они впадают из крайности в крайность

Приверженец психологического насилия может испытывать весь спектр эмоций одновременно. Он так любит впадать из крайности в крайность, без видимой на то причины! Однако в плохом настроении домашнего тирана всегда виновата его жертва.

Они выдвигают условия

Все разговоры такого человека сводятся к условиям. Он может заявить, что не будет любить своего партнера, если тот не выполнит определенные обязательства. Помните о том, что настоящие чувства безусловны.

Когда один из партнеров живет под гнетом психологического насилия, это состояние медленно убивает его. Страх и стыд заставляют жертву молчать. Если же вы узнали в любом из вышеперечисленных пунктов вашего супруга или супругу, настало время прервать молчание.

1.3. Насилие: виды и формы

Очевидно, что индивидуальная виктимность, или «комплекс жертвы», всегда реализуется в ситуации, оказавшейся для этого достаточной. Такие ситуации предъявляют к людям требования, которые превышают их адаптивный потенциал и описываются в разных терминах: жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы, экономическая депривация, бедствия, катастрофы. Каждая из этих ситуаций таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые потери (McCrae, 1984).

Как уже говорилось во введении, в настоящем справочнике рассматривается ограниченный набор критических ситуаций, в которых человек может демонстрировать поведение жертвы. Это:

1. различные виды криминальных преступлений (покушение на убийство и тяжкие телесные повреждения, хулиганство, кражи, мошенничество, вымогательство), а также террористические акты, в первую очередь захват заложников;

2. различные виды насилия (домашнее, школьное, моббинг) и изнасилование;

3. различные варианты аддиктивного поведения (алкологлизм, наркомания, компьютерная и игровая зависимость, участие в деструктивных культах).

В данном справочнике мы не рассматриваем ситуации, когда человек становится жертвой несчастного случая или бытовой травмы, хотя такие рамки обусловлены исключительно ограниченностью объема справочника. Вопросы же аддиктивного поведения как проявления «комплекса» жертвы также рассматриваются в рамках столкновения личности с различного рода внешними и внутренними кризисами, или критическими ситуациями.

Когда употребляют термин «жертва», то очень часто, если не всегда, подразумевают насилие против этой жертвы. Рассмотрим основные классификации видов и форм насилия.

В самом общем виде насилие определяется как принудительное воздействие на кого-либо. Наиболее распространена классификация видов насилия, основанная на характере насильственных действий. Она включает: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное), экономическое и т. д. насилие (Алексеева, 2000).

Физическое насилие - это толчки, пощечины, удары кулаком, ногой, использование тяжелых предметов, оружия и другие внешние воздействия, которые приводят к болевым ощущениям и травмам. Такие деяния (оскорбление действием), согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, квалифицируются как преступление.

Психологическое (эмоциональное) насилие - это угрозы, грубость, издевательства, оскорбление словом и любое другое поведение, вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию и душевную боль. Эмоциональные оскорбления идентифицировать гораздо труднее. Они, хотя и не оставляют синяков на теле, могут быть намного разрушительнее и вкупе с другого рода воздействиями, в том числе физическими, сильнее травмируют психику.

Сексуальное насилие - вид домогательства, выражаемый в форме как навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования и инцеста) против воли жертвы.

Домашнее, бытовое насилие, или насилие в семье, включает в себя физические, психические, эмоциональные и сексуальные оскорбления. Оно распространяется не только на замужние пары, но и на сожителей, любовников, бывших супругов, родителей и детей. Оно не ограничивается гетеросексуальными отношениями.

Экономическое насилие в семье, такое как единоличное распределение средств семейного бюджета доминирующим членом семьи и строгий контроль за расходом денег с его стороны, является одной из форм выражения эмоционального давления и оскорбления.

Таким образом, насилие - форма проявления психического и/или физического принуждения по отношению к одной из взаимодействующих сторон, которая заставляет эту сторону делать что-либо вопреки своей воле, желаниям, потребностям. Под стороной в данном случае может пониматься отдельная личность или группа людей (Христенко, 2004).

Понятия «насилие» и «насильственное преступление» в юридической и психологической практике не совпадают. Зарубежные специалисты пришли к заключению, что понятие «насилие» по отношению к человеку очень широко, и кроме тех действий, на которые распространяется Уголовный кодекс, также включает следующие действия:

Принуждение или поощрение совершать действия или поступки, которые человек совершать не хочет;

Вовлечение человека в деятельность с помощью обмана, шантажа, манипуляции, угрозы физической расправы или материального ущерба, препятствие к выполнению того, что человек хочет сделать;

Злоупотребление властью, причем власть рассматривается широко, как власть возраста (например, взрослого над детьми), власть силы, власть популярности, власть принадлежности к полу (например, власть мужчины над женщиной) и другие виды власти.

Достаточно широко распространенным является такое явление, как домашнее насилие (Осипова, 2005).

На основании опроса населения в США (подобное исследование было проведено в ряде европейских стран с теми же результатами) были определены коэффициенты тяжести различных преступлений (табл. 1.1). Как видно из таблицы, наиболее значимым для людей является сексуальное насилие, которое по тяжести занимает второе место после смерти жертвы (Христенко, 2005).

Таблица 1.1.

Признаки преступлений и коэффициенты тяжести преступлений по индексу Селлина-Вольфганга.

Насилие может иметь индивидуальный или коллективный характер и всегда направлено на нанесение кому-либо физического, психологического, нравственного или иного ущерба.

Насилие подразделяется на уровни:

Уровень всего общества, страны;

Уровень отдельных социальных групп;

Уровень малой социальной группы;

Уровень отдельного индивида.

Количество пострадавших на разных уровнях различно. Самым опасным уровнем, как отмечают различные авторы (Антонян), является вертикальное проявление насилия, т. е. на уровне государства. В этом случае любой человек, даже занимающий высокое социальное положение, становится потенциальной жертвой.

Как уже говорилось, в настоящем справочнике мы рассматриваем преимущественно насилие на уровне отдельного индивида.

По характеру насилие можно подразделить на:

Явное (открытое проявление насилия);

Скрытое (насилие, завуалированное различными способами), часто достигается с помощью финансового воздействия (лишение субъекта материальной помощи, ассигнований и т. п.).

Практически любое насилие имеет вид психологического насилия, в том числе и физическое - боязнь получить еще большие повреждения, чем уже имеются. Физическое насилие можно рассматривать как продолжение психологического насилия. Исключение составляет неожиданное физическое насилие: неожиданное нападение, смерть, повреждение каких-либо органов, приведших к невозможности сопротивления.

Таким образом, в современной психологии под понятие «насилие» попадает любой поступок, основная цель которого - управлять поведением партнера, навязывая ему свою волю без учета его собственных интересов, желаний, чувств и т. п. Насилие - это любой способ поведения (простой или сложный, вербальный или невербальный), используемый для того, чтобы управлять мыслями, чувствами и поступками другого, против его желания, воли или убеждений, но с психологической (а часто и материальной) выгодой для насильника.

Несмотря на то что термин «насилие» применяется очень широко, существует некоторая неоднозначность в трактовке смыслового содержания этого понятия. Например, в юриспруденции насилие - это применение определенным классом или другой социальной группой различных форм принуждения с целью приобретения или сохранения экономического или политического господства, завоевания тех или иных привилегий.

Очень часто термин «насилие» заменяют термином «агрессия». Однако хотя эти термины и имеют сходное смысловое содержание, они не являются полностью тождественными (Христенко, 2004). Термин «агрессия» обычно употребляется для описания каких-либо активных, атакующих, разрушающих действий. Термин «насилие» употребляется очень широко, часто как синоним агрессии, имея при этом несколько иное толкование.

Агрессия - это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному; агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии (Реан, 1999).

Агрессия - любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Бэрон, Ричардсон, 1999). Это определение включает два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: это социальная агрессия, для которой характерны демонстративные вспышки ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве. Социальная агрессия и молчаливая агрессия связаны с функционированием разных отделов мозга (Майерс, 1998).

У людей различают два типа агрессии: враждебная агрессия и инструментальная агрессия. Источник враждебной агрессии - это злость. Ее единственная цель - причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели.

Зильманн (Zillmann , 1979) заменил термины «враждебная» и «инструментальная» на «обусловленная раздражителем» и «обусловленная побуждением». Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния. Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего с целью достижения различных внешних выгод.

Додж и Койи (Dodge, Coie , 1987) предложили использовать термины «реактивная агрессия» и «проактивная агрессия». Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата.

Фрейд (Майерс, 1998) полагал, что источник человеческой агрессии - перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти (которое он называл «инстинктом смерти») с самого себя на внешние объекты. Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию как адаптивное, а не саморазрушительное поведение. Но оба ученых единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу. По их мнению, если она не находит разрядки, то накапливается до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит ее наружу. Лоренц также считал, что у нас нет врожденных механизмов торможения агрессии, так как они сделали бы нас беззащитными.

Критика всех эволюционных теорий агрессии основывается на таких аргументах:

Не обнаружено генов, напрямую связанных с агрессивным поведением;

Все доводы основываются на наблюдениях за поведением животных;

Вызывает сомнение сама логика рассуждений о проявлениях адаптивности какого-либо поведения.

Тем не менее, хотя склонность людей к агрессии не обязательно квалифицировать как инстинкт, агрессия все-таки обусловлена биологически. И у животных, и у человека учеными обнаружены участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. При активации этих структур мозга враждебность возрастает; дезактивация их ведет к уменьшению враждебности. Также и темперамент - то, насколько мы восприимчивы и реактивны, - дан нам от рождения и зависит от реактивности симпатической нервной системы. Химический состав крови - еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Находящихся в состоянии алкогольного опьянения гораздо легче спровоцировать на агрессивное поведение. На агрессивность также влияет мужской половой гормон тестостерон.

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшее распространение среди теорий этого направления получила теория фрустрации-агрессии, предложенная несколько десятилетий тому назад Доллардом и его коллегами (Бэрон, Ричардсон, 1999). Существующая теория фрустрации-агрессии предназначена для объяснения враждебной, а не инструментальной агрессии. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию (т. е. блокирование целенаправленного поведения), возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный порыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно, т. е. в этом случае может появиться смещенная агрессия.

Когнитивные модели агрессии рассматривают процессы (эмоциональные и когнитивные), лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления и интерпретации человеком чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой человеком, влияет на когнитивные процессы оценки угрожающей опасности. У каждого человека существуют устойчивые шаблоны реализации агрессии, то есть принципы сортировки. Это зоны значения. Для сортировки окружающего человек использует Я-концепцию: только с помощью последней сигнал из внешнего мира вызывает резонанс так называемых «струн души».

И последнее теоретическое направление рассматривает агрессию прежде всего как явление социальное, а именно - как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при оценке того:

1. каким путем агрессивная модель поведения была усвоена;

2. какие факторы провоцируют ее проявление;

3. какие условия способствуют закреплению данной модели.

Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также пассивного наблюдения. Если агрессия - это инстинкт или побуждение, это значит, что на соответствующее поведение человека толкают внутренние силы либо внешние стимулы (например, фрустрация). Теории же социального научения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях.

Все многообразие форм агрессивности можно также разделить на гетероагрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя). В свою очередь, и гетеро- и аутоагрессия подразделяются на прямую и косвенную формы. Прямая гетероагрессия - это убийство, изнасилование, нанесение побоев и т. д.; косвенная гетероагрессия - угрозы, имитация убийства, оскорбление, ненормативная лексика и т. д. Крайнее проявление прямой аутоагрессии - самоубийство. К категории косвенной аутоагрессии следует отнести все психосоматические заболевания, болезни адаптации, все неспецифические заболевания внутренних органов, имеющих гладкую мускулатуру и вегетативную иннервацию.

В свою очередь, насилие, так же как и агрессия:

Является прежде всего действием, а не желанием действовать;

Вносит какие-либо изменения в структуру объекта приложения вне его желания.

Насильственные действия всегда имеют внутренний смысл, совершаются ради достижения какой-то цели, которая не всегда осознается окружающими и даже самим насильником.

Таким образом, в некоторых случаях, когда целью насилия было причинение вреда, понятия «агрессия» и «насилие» являются тождественными и их применение в качестве синонимов правомерно.

Как уже говорилось, агрессия и насилие могут иметь физический и психологический характер.

Считается, что основными способами психологического насилия чаще всего являются:

Изоляция (информационная и даже физическая депривация; лишение информации или строгий контроль за ней);

Дискредитация (лишение права на собственное понимание и мнение; осмеяние и неконструктивная критика);

Монополизация восприятия (принудительная фиксация внимания на агрессоре, так как он является основным источником угроз);

Усиление тривиальных требований (множество мелких правил, не нарушить которые невозможно; следовательно, возникают постоянные поводы для придирок, что вызывает хроническое чувство вины);

Демонстрация «всемогущества» насильника (в любых делах насильник старается продемонстрировать и подчеркнуть свою сверхкомпетентность, сравнивая себя с «неумехой»-жертвой; причем сравниваются как бытовые, так и профессиональные умения, и даже физическая сила. Цель таких сравнений - внушить страх, чувство несостоятельности в противовес «авторитетности» насильника);

? «случайные индульгенции» (насильник иногда награждает свою жертву вниманием и теплыми чувствами, но делает это или редко, или невпопад, или для того, чтобы подкрепить поведение, нужное агрессору, или парадоксальным и неожиданным образом - так, чтобы вызвать дезориентацию и ошеломление);

Унижение и издевки, осмеяние в присутствии других людей;

Контроль за удовлетворением физических потребностей (в пище, сне, отдыхе и т. п.), что ведет к физическому истощению жертвы;

Постоянные угрозы по поводу и без повода, легко переходящие в физическое насилие;

Использование психоактивных веществ (например, алкоголь);

Непоследовательные и непредсказуемые требования;

Частые и непредсказуемые перепады настроения агрессора, в которых «виновата» жертва;

Принуждение делать нелепую и бесцельную работу.

Если рассматривать психологическое насилие более широко, то в него также могут быть включены различные методы психологического воздействия (влияния): психологическое принуждение, нападение, манипуляция и ряд других. Это те действия, которые также относятся к категории «стратегий контроля сознания». Цель «стратегий контроля сознания» заключается в манипулировании мыслями, чувствами и поведением других в данном контексте в какой-то период времени, имеющем своим результатом относительно большую выгоду для манипулирующего, нежели для тех, кто подвергается воздействию. Производимые изменения могут точно фокусироваться или действовать на широкую сферу человеческих отношений. Они могут проявляться внезапно или развиваться постепенно, могут вызываться с осознанием какого-либо манипулятивного или убеждающего намерения агента влияния или без него, и они могут выливаться во временные или устойчивые перемены.

Хотя некоторые типы контроля сознания используют то, что называется «экзотическими» методиками: такие как гипноз, наркотики и назойливые атаки непосредственно на мозг, большинство форм контроля сознания являются более обыденными (Schwitzgebel, Schwitzgebel , 1973; Varela , 1971; Weinstein , 1990). Они опираются на использование фундаментальных человеческих потребностей, чтобы добиваться уступчивости или подчинения желаемым правилам и поведенческим указаниям агента влияния (Deikman , 1990; Milgram , 1992). Хотя некоторые агенты влияния являются «профессионалами по (достижению) уступчивости», работающими внутри институционального обрамления, особенно государственного, религиозного, военного или делового, многие из них также являются «интуитивными убеждающими», которые регулярно используют «метод тыка», тактику домашних средств достижения податливости для личной выгоды и контроля над другими, часто своими коллегами по работе, друзьями и родственниками (Cialdini , 1993; Zimbardo, Leippe , 1991).

Механизм уступчивости (побуждение одного человека подчиниться требованию другого) можно понять, если учесть склонность людей к автоматическому, основанному на стереотипах реагированию (Asch , 1951; Barker , 1984; Cialdini , 1993; Franks , 1961; Zimbardo , 1972). Представители большинства социальных групп «создали» набор качеств (или черт), играющих роль спусковых механизмов в процессе проявления уступчивости, то есть набор специфических элементов информации, которые обычно «сообщают» человеку, что согласие с требованием вероятнее всего является правильным и выгодным. Каждый из этих элементов информации может быть использован в качестве орудия влияния, чтобы побудить людей согласиться с требованием.

В классической работе по психологии влияния Р. Чалдини (Чалдини, 1999) рассматривает несколько основных принципов (правил), которые наиболее часто используются в качестве орудия влияния.

Принцип взаимного обмена. В соответствии с этим правилом человек старается определенным образом отплатить за то, что ему предоставил другой человек. Правило взаимного обмена часто вынуждает людей подчиняться требованиям других. Суть одной из излюбленных «доходных» тактик определенного рода «профессионалов уступчивости» заключается в том, чтобы что-нибудь дать человеку перед тем, как попросить его об ответной услуге.

Известен другой способ вынудить человека пойти на уступки с помощью правила взаимного обмена. Вместо того чтобы первым оказать услугу, которая приведет к ответной услуге, индивид может изначально пойти на уступку, которая подтолкнет оппонента к ответной уступке.

Принцип обязательства и последовательности. Психологи давно обнаружили, что большинство людей стремятся быть и выглядеть последовательными в своих словах, мыслях и делах. В основе этой склонности к последовательности лежат три фактора. Во-первых, последовательность в поведении высоко оценивается обществом. Во-вторых, последовательное поведение способствует решению самых разных задач в повседневной жизни. В-третьих, ориентация на последовательность создает возможности для формирования ценных стереотипов в сложных условиях современного существования. Последовательно придерживаясь ранее принятых решений, человек может не обрабатывать всю имеющую отношение к делу информацию в стандартных ситуациях; вместо этого он должен просто вспомнить ранее принятое решение и отреагировать в соответствии с ним.

Принцип социального доказательства. Согласно принципу социального доказательства, люди, для того чтобы решить, чему верить и как действовать в данной ситуации, ориентируются на то, чему верят и что делают в аналогичной ситуации другие люди. Склонность к подражанию обнаружена как у детей, так и у взрослых. Эта склонность проявляется при совершении самых разных действий, таких как принятие решения что-либо купить, пожертвование денег на благотворительные нужды и даже освобождение от фобий. Принцип социального доказательства может быть применен с целью побудить человека подчиниться тому или иному требованию; при этом данному человеку сообщают, что многие люди (чем больше, тем лучше) соглашаются или согласились с этим требованием.

Принцип социального доказательства является наиболее действенным при наличии двух факторов. Одним из них является неуверенность. Когда люди сомневаются, когда ситуация представляется им неопределенной, они в большей степени склонны обращать внимание на действия других и считать эти действия правильными. Например, когда люди сомневаются в необходимости оказания помощи кому-либо, действия других влияют на их решение помочь гораздо больше, чем в очевидной критической ситуации. Второй фактор, при наличии которого принцип социального доказательства оказывает наибольшее влияние, это сходство. Люди в большей степени склонны следовать примеру тех, кто на них похож.

Принцип благорасположения. Люди предпочитают соглашаться с теми индивидами, которые им знакомы и симпатичны. Зная об этом правиле, «профессионалы уступчивости» обычно стараются выглядеть как можно более привлекательными.

Вторым фактором, влияющим на отношение к человеку и на степень уступчивости, является сходство. Людям всегда нравятся те люди, которые похожи на них, и они более охотно соглашаемся с требованиями именно таких людей, часто неосознанно. Также замечено, что благорасположение вызывают люди, расточающие похвалы. Выслушивание комплиментов, в том числе говорящихся из корыстных соображений, может повлечь за собой неприятные последствия, так как делает людей более уступчивыми.

Еще один фактор, который, как правило, влияет на отношение к какому-либо человеку или предмету, - это близкое знакомство с ним.

Принцип авторитета. Тенденция подчиняться законным авторитетам обусловлена многовековой практикой внушения членам общества мысли о том, что подобное повиновение является правильным. Кроме того, людям часто бывает удобно повиноваться приказам истинных авторитетов, поскольку те обычно имеют большой запас знаний, мудрости и силы. По этим причинам почтение по отношению к авторитетам может возникать неосознанно. Повиновение авторитетам часто представляется людям рациональным способом принятия решения.

Принцип дефицита. Согласно принципу дефицита, люди в большей степени ценят то, что менее доступно. Этот принцип часто применяется с целью извлечения выгоды в таких методиках достижения уступчивости, как тактика ограничения количества или тактика установления крайнего срока, с помощью которых «профессионалы уступчивости» стараются убедить нас, что доступ к тому, что они предлагают, строго ограничен.

Принцип дефицита оказывает на людей сильное влияние по двум причинам. Во-первых, поскольку вещи, которые трудно приобрести, обычно бывают более ценными, оценка степени доступности предмета или переживания часто является рациональным способом оценки его качества. Во-вторых, когда вещи становятся менее доступными, мы утрачиваем часть своей свободы.

Согласно теории психологического реактивного сопротивления, люди реагируют на ограничение свободы усилением желания иметь ее (наряду с товарами и услугами, с ней связанными) в полном объеме.

Принцип «быстрорастворимого» влияния. В условиях современной жизни особое значение приобретает умение быстро принимать правильные решения. Хотя все люди отдают предпочтение хорошо обдуманным решениям, разнообразие форм и быстрый темп современной жизни часто не позволяют им тщательно анализировать все относящиеся к делу «за» и «против». Все чаще люди вынуждены использовать другой подход к процессу принятия решений - подход, в основе которого лежат стереотипные способы поведения, вследствие чего решение уступить (или согласиться, или поверить, или купить) принимается на основании отдельного, обычно заслуживающего доверия, элемента информации.

Ниже даны определения различных видов психологического влияния (Доценко, 1996; Steiner , 1974; Jones , 1964; Сидоренко, 2004).

Аргументация - высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению или позиции.

Самопродвижение - объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.

Внушение - сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и создания предрасположенности к определенным действиям.

Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться - также непроизвольно или произвольно.

Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным и непроизвольным.

Формирование благосклонности - привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

Игнорирование - умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером.

Нападение - внезапная атака на чужую психику, совершаемая с сознательным намерением или без такового и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека; грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков; напоминание о постыдных или прискорбных фактах его биографии; безапелляционное навязывание своих советов и др.

Психологическое нападение несет в себе многие черты нападения физического, являясь символическим его замещением.

Нападение может совершаться:

С определенной целью;

По определенной причине;

По определенной причине и с определенной целью.

В первом случае можно говорить о целенаправленном, во втором - об импульсивном, в третьем - о тотальном нападении. Операция нападения может совершаться в трех формах:

Деструктивная критика;

Деструктивные констатации;

Деструктивные советы.

1. Деструктивная критика - это:

Пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека;

Грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, произведений, материальных объектов и т. п.;

Риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков.

2. Деструктивные констатации - это:

Упоминания и напоминания об объективных фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить и на которые он чаще всего не мог повлиять (национальная, социальная и расовая принадлежность; городское или сельское происхождение; род занятий родителей; противоправное поведение кого-либо из близких; их алкоголизм или наркомания в семье; наследственные и хронические болезни; природная конституция, прежде всего рост; черты лица; близорукость или другие нарушения зрения, слуха и т. п.);

3. Деструктивные советы - это:

Безапелляционные указания, повеления и инструкции, неподразумеваемые социальными или рабочими отношениями партнеров.

Принуждение - это стимуляция человека к выполнению определенных действий с помощью угроз (открытых или подразумеваемых) или лишений.

Принуждение возможно только в том случае, если принуждающий действительно обладает возможностями реализации угроз, то есть полномочиями в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. Такие возможности можно назвать контролирующими. Принуждая, инициатор угрожает применением своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата нужного ему поведения.

В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом - как давление на него со стороны инициатора или «обстоятельств».

Формы принуждения:

Объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований;

Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений;

Запугивание возможными последствиями;

Угроза наказанием, в наиболее грубых формах - физической расправой.

Принуждение - это способ влияния, который ограничен в области своего возможного применения, так как инициатор влияния должен обладать рычагами непсихологического давления на адресата.

Одним из наиболее распространенных видов психологического воздействия является манипуляция . Психологическая манипуляция - это вид психологического воздействия, которое ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями. Под манипуляцией также обычно подразумевается скрытое (или подсознательное) психологическое воздействие на собеседника с целью добиться выгодного манипулятору поведения. То есть манипуляция - это скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения.

Оксфордский словарь определяет манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка» (Доценко, 2003).

Метафора психологической манипуляции содержит три важнейших признака:

Идею «прибирания к рукам»,

Обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия,

Искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия.

Также выделяют пять групп признаков, в каждой из которых выделен обобщенный критерий, претендующий на то, чтобы войти в определение манипуляции:

1. родовой признак - психологическое воздействие;

2. отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей;

3. стремление получить односторонний выигрыш;

4. скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленности);

5. использование (психологической) силы, игра на слабостях. Кроме того, еще два критерия оказались несколько обособленными:

6. побуждение, мотивационное привнесение;

7. мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.

Существует и ряд уточняющих определений манипуляции.

Манипуляция - это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент.

Манипуляция - это психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им.

Манипуляция - это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий.

Манипуляция - это искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели.

Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании. Обычно средства манипуляции сводятся к нескольким группам (даны в порядке, соответствующем частоте их упоминания):

1. оперирование информацией;

2. сокрытие манипулятивного воздействия;

3. степень и средства принуждения, применения силы;

4. мишени воздействия;

5. тема роботообразности, машиноподобия адресата воздействия.

Существуют следующие средства, с помощью которых производится разворачивание манипулятивного воздействия.

1. Определение вектора воздействия, исходя из подзадач. Например, отвлечение внимания адресата от некоторой области, ограничение внимания на требуемом содержании, снижение критичности адресата, повышение собственного ранга в его глазах, внедрение в сознание адресата требуемого желания, намерения, устремления, изоляция от влияния со стороны других людей, контроль других возможных помех и т. п.

2. Подбор вида силы (оружия воздействия) для оказания давления. Например, перехват инициативы, введение своей темы, сокращение времени для принятия решения, приведение в состояние (или выбор момента), когда критичность адресата снижена, рекламирование себя или намек на широкие связи и возможности, демонстрация (или имитация) собственной квалификации, апелляция к присутствующим, создание мифического большинства и т. п.

3. Поиск мотива, через который можно проникнуть в психическую сферу, «влезть в душу». Совсем не обязательно это будет стремление к успеху, деньгам, славе или сексуальному удовлетворению. «Струнами души» может оказаться любой значимый мотив: переживания из-за невысокого роста (полноты, болезней, размера обуви), гордость, что он интеллигент в четвертом поколении (старший сын, донской казак), хобби, любопытство, нетерпимость к какому-то типу людей и т. д.

4. Постепенное наращивание давления по различным линиям (если требуется):

Повышение плотности (ряд близких по содержанию или форме воздействий);

Тотальность воздействия - его разноплановость, разнообразие каналов и мишеней воздействия;

Постоянство - настойчивость, доходящая до назойливости;

Интенсивность - повышение силы влияния.

Наиболее часто встречающимися последствиями любого вида насилия являются:

Заниженная самооценка жертвы, крайне искаженная Я-концепция;

Эмоциональная дезадаптация и дезориентация (хроническое чувство вины; «выгорание» - неспособость переживать положительные эмоции; частые депрессии; гиперсенситивность; высокая тревожность; вытесненная потребность в любви - хотят тепла, но боятся близких отношений; пессимизм, чувство неудавшейся, «несчастной» жизни);

Интеллектуальные дисфункции (негибкость, некритичность, узость мышления; низкая концентрация внимания; плохая память и т. п.; «умственные блоки» в личностно значимых ситуациях; иногда вплоть до дереализации, когда ситуации насилия вытесняются - «это все сон»);

Выученная беспомощность, неспособность к самостоятельным решениям и ответственным действиям;

Ждут, что кто-то решит их проблемы, подтолкнет к верному жизненному выбору и поступку, отсюда безынициативность жертв насилия в работе и личной жизни;

Разнообразные и обширные психосоматические нарушения. Перечисленные выше последствия ведут к постоянному воспроизведению зависимых отношений «насильник - жертва». Жертва бессознательно ищет себе «сильного человека» или сама становится насильником (идентификация с агрессором); могут быть и смешанные варианты. У женщин-матерей склонность к насилию часто переносится на детей.

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

«Насилие в семье»/«Семейное насилие»: общая характеристика Насилие в семье/Семейное насилие/Домашнее насилие – это реальное действие или угроза умышленного физического, сексуального, психологического или экономического воздействия, принуждения со стороны одного

Из книги Психология эмоций [Я знаю, что ты чувствуешь] автора Экман Пол

Насилие Подобно тому как каждая эмоция имеет насыщенное ею родственное настроение, для каждой эмоции существует также родственное психопатологическое состояние, в котором эта эмоция играет важную роль. Распространенное словосочетание «эмоциональное расстройство»

Из книги Анатомия страха [Трактат о храбрости] автора Марина Хосе Антонио

4. Школьное насилие В последнее время школьное насилие стало распространенным явлением. Здесь тоже действует коварный и точный механизм страха. Классическим примером может служить судьба Хокина С., ученика из Ондаррибии, который покончил жизнь самоубийством, не в силах

Из книги Психология управления: учебное пособие автора Антонова Наталья

5.2. Виды и формы управленческого общения

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора

4.1.4. Сексуальное насилие Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. К сожалению, в нашей стране не существует достоверных данных о распространенности насилия над детьми, поскольку

Из книги Обратная сторона власти. Прощание с Карнеги, или Революционное руководство для марионетки автора Штайнер Клод

Насилие Рассмотренные нами запугивающие игры власти эффективны за счет того, что вызывают чувство покорности и вины. По мере того как игры власти становятся все более откровенными и грубыми, они все в большей степени начинают эксплуатировать страх людей перед

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

НАСИЛИЕ Это тот случай, когда избежать нападения, откупаясь от преступника ценностями, невозможно. Его интересуете вы, точнее, ваше тело, а не купюры в кошельке. С их помощью он удовлетворить свою страсть не сможет. Отсюда вынужденно более жесткая и бескомпромиссная

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Экстремальные ситуации автора Малкина-Пых Ирина Германовна

6.1 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ Эмоциональное насилие над ребенком это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.Обычно на успех ребенка родители реагируют похвалой,

Из книги Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя автора Дружилов Сергей Александрович

6.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию (Соонетс, 2000). Психологическое насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

6.3 ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ Физическое насилие это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психотески уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения.Определить, что ребенок

Из книги автора

6.4 СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. К сожалению, в нашей стране не существует достоверных данных о распространенности насилия над детьми, поскольку

Из книги автора

6.5 НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ Школьное насилие это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или - что в нашей культуре встречается крайне редко - учениками по отношению к учителю.Школьное насилие подразделяется на

Из книги автора

Виды, формы и последствия безработицы Как и любое сложное социальное явление, безработица подразделяется на несколько видов. Дифференциация производится на основе нескольких параметров: времени нахождения в статусе безработного, характеру безработицы и, самое главное,

Из книги автора

Часть VI. Отдельные формы и виды психотерапии

«…Можно, конечно, пойти ва-банк, дождаться встречи и спросить: а почему ты пропускаешь неудобные вопросы? На такие случаи у моральных насильников есть другие приемы. — Газлайтинг например. …»

Моральное насилие - еще более тонкая тема, чем насилие физическое. Партнер не пьет, не поднимает на вас руку, но лишает вас воли психологически.
С распознаванием физического насилия современным людям все более или менее понятно. Благодаря просветительской деятельности психологов давно уже не секрет, что насилие - это вовсе не обязательно сексуальное принуждение или побои. Удерживать человека дома, когда он хочет уйти или, напротив, не впускать, когда он хочет домой; отобрать ключи, телефон, документы или деньги, чтобы затруднить его передвижение - все это тоже физическое насилие. Крик или удары по стене/столу с целью сломить вашу волю во время вспыхнувшего конфликта - физическое насилие, пусть к вам никто (еще) даже не прикоснулся. Партнер-насильник интуитивно рассуждает очень просто: грубые физические действия в вашем присутствии, на ваших глазах пугают вас и парализуют вашу волю.

Но как быть с моральным насилием? Нет ни грохота, ни разрушений. Ни ударов, ни пощечин. Ни поломанных вещей, ни прочтенных без разрешения чужих писем. Как его опознать? Давайте посмотрим на виды психологического насилия.

1. Мгновенные переключения на холод. Начнем с безобидного. Услышав, что вы не хотите в эти выходные снова ехать в гости к его родителям, ваш партнер молча вытягивается в лице. Взгляд подернулся инеем, губы в ниточку. Он говорит: ОК. Но его голос! Будто он только что выписал вам штраф. Ясно, что гости отменять нельзя (вы догадались).

2. Частичное игнорирование. Фильтрация вопросов в соответствии со своими целями. Если разрезать блинный торт, то на срезе он полосатый. Так же выглядит «на срезе» общение с моральным насильником. Одни ответы получить удается, другие нет.

Как насчет пятницы? Я соскучилась.
- Да, дорогая!
- А кто такая Маша Гибискус, она флиртует с тобой на фейсбуке?

Он не отвечает.

Милый, что ты хочешь на ужин?
- Запеки, пожалуйста, моего любимого сибаса с лимоном и розмарином.
- Слушай, а почему по вечерам ты говоришь по телефону из ванной, включив душ? У тебя кто-то есть?

Он не отвечает.

Можно, конечно, пойти ва-банк, дождаться встречи и спросить: а почему ты пропускаешь неудобные вопросы? На такие случаи у моральных насильников есть другие приемы.

3. Пристальный взгляд без комментариев. Это когда он Удав Каа, а вы … сами понимаете, кто.

— Дорогой, мы могли бы перенести поездку за город, мне совершенно необходимо по работе попасть на эту конференцию.

В ответ он смотрит на вас, не отрываясь.

— Я что-то не то спросила?

Не мигая, он продолжает дырявить взглядом вашу переносицу.

Вы испугались, и ваш вопрос куда-то делся. Потом, когда вы спросите: «Ты не рад, что я отказалась от той конференции, ведь ты же был так против…», - он скажет с подзевком: «Я был против? Прекрати вешать на меня вину за собственные ошибки». И будет прав. Он же не говорил, что против. Он просто смотрел вам между глаз. Кстати, попробуйте еще пикнуть, что он как-то не так смотрел. Он скажет: «Я смотрел? Я стоял к тебе спиной и смешивал куантро с мартини. Возможно, в тот вечер ты выпила лишнего?». И это уже называется ….

4. Газлайтинг. Детективный фильм «Gas Light» 1948 года о том, как молодая супруга оказалась заложницей преступных целей своего мужа. Он выставлял ее сумасшедшей в глазах родни, а главное - заставил ее сомневаться в собственной вмемяемости. Газлайтингом обозначают намеренное «сведения с ума» другого человека. Газлайтер целенаправленно утвержает и даже «доказывает», что психика жертвы работает с ошибками, и полагаться на нее нельзя. И жертва верит. Ваш друг делает мелкие гадости (например, все время немножко врет) или даже какую-то крупную (тратит общие деньги на свое личное альпинистское снаряжение, шантажом заставляет вас сделать аборт или спит с вашей подругой). А потом говорит одну из фраз: «Что с тобой не так?», «У тебя плохое настроение?», «Неправда, мы договаривались», «Ты сама этого хотела», «Ой, ты опять начинаешь?», «Я не это имел в виду», «Ты неправильно меня поняла», «Этого никогда не было». В романтических отношениях газлайтеры используют общечеловеческое свойство влюбленности - регресс. Вы влюблены и ощущаете себя немного ребёнком? Так приятно подчиниться мудрому и харизматичному другу? Пусть он делает, как считает нужным, растворяться в нем - наслаждение? Если ваш мужчина сильный и зрелый, он отблагодарит вас за доверие и будет любить только сильнее. Если вы имеете дело с моральным насильником, очнувшись от любви, вы обнаружите себя в отношениях, где вы ничего не решаете, и где все против вас, если вы с этим не согласны. А на вопрос «почему все так?» он скажет: «ты же сама этого хотела». И будет прав.

5. Шантаж, вызывание чувства стыда или вины и соблазнение. Ваш друг сообщает, что из-за пропущенного визита в родовое гнездо у мамы плохо с сердцем, папа порвал мениск, бегая в аптеку, а сам он теперь так расстроен, что сомневается в перспективности ваших отношений. (как водится, он смотрит вам в переносицу). В этом примере виден весь «пакет»: манипуляция виной, попытка застыдить/напугать вас, шантаж разрывом отношений. Если вы одумаетесь и сразу пообещаете все, от чего вчера отказались, он немедленно сделается мил и загладит конфликт лаской, сексом или прогулкой в вашем любимом парке.

6. Игнорирование, исчезновение с целью наказания. Некогда знаменитый педиатр Бенджамин Спок не рекомендовал входить ночью к плачущему младенцу, чтобы тот «понял», что хорошие детки ночью спят, а не плачут. Одновременно с ним, другой доктор Джон Боулби, с цифрами в руках доказал, что младенец, вновь и вновь переживающий невозможность призвать маму, погружается в «анаклитическую депрессию», от которой даже может умереть несмотря на полный уход. Слабый раствор младенческого ужаса-отчаяния переживаем и мы, когда дорогой человек исчезает «с радаров» без всяких комментариев. Моральные насильники интуитивно прибегают к этому инструменту для запугивания своих партнеров: «Хорошие девочки не задают любимому неудобных вопросов про флирт и телефонные разговоры из ванной. Подергайся, перебери нашу ссору по кадрику. Найди ошибку, догадайся, где ты была не права. А послезавтра я, быть может, прощу тебя».

7. На самом деле жертва - он. Помните то воскресенье, когда когда вы не хотели идти в гости, а он тяжело намекал, что бросит вас? Если однажды вы рискнете переиграть его и немедленно среагируете шантажом на шантаж, вы будете изумлены феерической метаморфозой. Скажите: «Дорогой, я так расстраиваюсь, когда на меня давят, что даже не знаю, какие перспективы у наших отношений…» - тут надо длинно посмотреть ему между бровей. Я знаю историю, когда вчерашний моральный насильник плакал две недели без перерыва и замусорил все мессенджеры своей подруги мольбами простить его. Оказалось, он был не в курсе ее дискомфорта. Когда шантаж перестает работать, а соблазнение неуместно, он давит на жалость. Вы смягчаетесь, и все начинается снова.

Смысловой стержень любого насилия - объектное манипулирование другим человеком. Даже обернутое в вежливость, обольщение или хитрость, насилие выдает себя по главному признаку - в отношениях вы предмет, а не субъект, не личность, не человек, обладающий своими чувствами и волей. И с вами обращаются, как с предметом: манипулируют функционально, перебирая разные техники, подыскивая отмычки. Если вы податливы, пользуются мягкими приемами. Если мягкие не эффективны, используют давление.

Очень часто партнёр, склонный к психологическому насилию, чередует агрессию с соблазнением. Как только вы перестаете гнуться, он делается очарователен и глубоким бархатным голосом просит вас о примирении. И дарит билет на мюзикл или тур на Бали. Вы расслабляетесь, и через пару дней он снова отчитывает вас, сверлит глазами и наказывает молчанием. Против моральных насильников есть всего одно средство, но его достаточно. Нужно точно знать, чего хочешь (или не хочешь) и уметь говорить это вслух.

О сексуальном и физическом насилии знают любые родители и стараются всячески защитить своих детей от него. Однако они часто травмируют чувства малыша словами, произнесёнными по неосторожности. Психологическое насилие в семье над ребенком считается популярнейшей проблемой. Чтобы понимать, как избежать травмирования психики малыша, требуется знать причины возникновения проблемы и её признаки.

Суть и причины

Для несовершеннолетнего человека первым социальным институтом считается семья. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности среди родственников. Однако случаются ситуации, когда малыш перестаёт ощущать безопасность и начинает бояться домочадцев и домашней обстановки в целом.

Насилие представляет собой силовое или психологическое воздействие негативного содержания. Подвержены этому влиянию слабые люди или дети. Но насильственные действия могут проявляться в бездействии. Если со стороны взрослых отсутствуют защитные действия, касающиеся безопасности ребёнка, это можно расценивать как косвенную угрозу.

Причины насильственного отношения:

  1. Сложившееся поведение взрослых по опыту воспитания прошлого ребёнка.
  2. Низкий социальный уровень развития семьи. Нестабильное экономическое положение, социальные факторы, безработица.
  3. Неудовлетворённость жизни взрослых. Низкая самооценка.
  4. Психологические заболевания родителей.
  5. Нежеланный ребёнок.
  6. Детские страхи родителей, сформировавшие их стиль воспитания.
  7. Достижение власти над ребёнком любыми способами. Принципиальное отношение.

Необходимо понимать, что психологическое воздействие в семье возникает из-за проблем с психикой родителей. Из-за этого работать над исправлением ситуации требуется начинать со взрослых и их детских проблем, неразрешённых конфликтов, страхов.

Виды

Существуют различные виды психологического насилия над детьми:

  1. Бездействие. Отсутствие защиты родителей при физическом или психическом давлении со стороны сверстников, других взрослых на ребёнка.
  2. Прямые и косвенные оскорбления.
  3. Умаление достоинств, талантов, добрых поступков малыша.

Помимо психологического существуют и другие разновидности насилия:

  1. Отсутствие должного ухода за малышом.
  2. Рукоприкладство. К этой разновидности насилия относятся любые физические действия, направленные на причинение боли ребёнку.
  3. Сексуальное насилие. Большая группа, включающая в себя различные действие сексуального характера. Педофилия, развратные действия, демонстрация порнографических картинок, видео, литературы, психологическое давление, принуждающее к сексуальным действиям.

К насилию относятся любые жестокие действия. Они могут носить психологически или физический характер и проявляться в различных поступках.

Признаки

Определить насилие, развивающееся в отдельной семье со стороны крайне сложно. Связано это с тем, что обычно такие социальные объединения не проявляют видимых признаком. Семья с процветающим насилием старается закрыться от посторонних, не проявляет социального интереса к другим людям. Между родственниками складываются взаимозависимые отношения, которые чётко разграничивают жертву и насильника. На вопросы о том, что происходит в семье ребёнка, он будет отводить глаза и стараться изменить тему разговора.

Закрытая социальнаяячейка, в которое процветает насилие, мало контактирует со сторонними людьми. Однако можно заметить некоторые признаки, указывающие на жестокое обращение к ребёнку:

  1. За стеной квартиры в которой живёт малыш с родителями слышны частые хлопки, удары, крики.
  2. Видимые следы побоев, появляющиеся периодично.
  3. Рваная одежда, неприятный внешний вид ребёнка.
  4. Плохое настроение, заплаканные глаза, неконтролируемые истерики у малыша.
  5. Боязнь идти домой.
  6. Повышенная тревожность, неоправданная агрессия к окружающим.
  7. Задержка в физическом, речевом, психологическом развитии.
  8. Депрессивное состояние.
  9. Сонливость, жалобы на мышечные боли.
  10. Нервный тик.
  11. Тремор.
  12. Информационная осведомлённость малыша в сексуальных вопросах.
  13. Сексуальные домогательства со стороны малыша к сверстникам, взрослым.
  14. Покорность, подчинение к любым требованиям.
  15. Проблемы с памятью, со сном, с аппетитом.
  16. Замкнутость, нежелание общаться со сверстниками.

Это далеко не все признаки, которые можно заметить за ребёнком. Чаще всего, их замечают воспитатели, учителя, лечащие врачи.

Последствия

После проявления любой формы насилия остаются определённые последствия, которые отображаются на дальнейшей жизни человека. К ним относятся:

  1. Постоянное чувство вины, стыда.
  2. Страх по незначительным поводам.
  3. Нервный тик.
  4. Двойственное поведение среди взрослых, сверстников, родственников.
  5. Частые депрессии, угнетённое состояние.
  6. Нарушения сна.
  7. Невозможность поддерживать нормальное общение со сверстниками.
  8. Страх одиночества или отвержения социума.
  9. Проблемы сексуального характера, преследующие человека на протяжении жизни.
  10. Психологические заболевания.
  11. Наплевательское отношение к окружающим.
  12. Агрессивное поведение в обществе.
  13. Возможное проявление насилия по отношению к детям, женщина, животным.
  14. Резкая смена настроения.
  15. Низкая самооценка, проявление ненависти к своему телу.

По отдельности эти последствия не могут говорить о проявлении насилия по направлению к человеку в детстве. Если они проявляются комплексно, следует насторожится и попытаться оказать ему психологическую помощь.

Диагностика

Когда родители ребёнка совершают непреднамеренные действия, которые относятся к насилию, диагностировать его становится сложнее. Большинство родителей знает метод воспитания по системе кнута и пряника. В этом случае по отношению к ребёнку жестокость будет проявляться за его провинности. Он будет понимать, что виноват и не расскажет воспитателям о насилии, применяемом к нему.

Чтобы диагностировать физическое насилие, психологу или воспитателю требуется пообщаться с родителями жертвы. Во время разговора нужно учитывать такие моменты:

  1. Тревожность, нервозность взрослых.
  2. Обвинения, применяемые в отношении ребёнка.
  3. Преувеличение общей ситуации в собственную пользу.
  4. Ложные показания.

Родители, проявляющие насилие по отношению к детям, могут крайне негативно реагировать на критику в их адрес от посторонних людей. Диагностировать физическое насилие проще, чем психологическое. У ребёнка будут частые жалобы на здоровье, визуальные травмы, вызывающие подозрения.

Чтобы диагностировать насильственные действия физического, психологического, сексуального характера у малыша, требуется пообщаться с ним. При разговоре обращать внимания на следующие моменты:

  1. Нервозность.
  2. Отведение глаз. Попытки сменить тему разговора.
  3. Плач, неконтролируемая истерика.
  4. Защита действий взрослых по причине собственной вины.
  5. Вспыльчивость, агрессивное поведение.
  6. Молчаливость, страх.
  7. Бессвязный лепет.

Важно обратить внимание на момент, когда посторонний человек совершает резкие движения. Ребёнок, к которому проявлялось насилие, будет вздрагивать после этого.

Реабилитация

Чтобы устранить последствия насилия и уберечь ребёнка от него в дальнейшем, требуется комплексный подход. К нему относится работа с родителями и с малышом. При этом проводятся:

  1. Психологические тренинги.
  2. Психотерапия.
  3. Индивидуальные беседы, попытки наладить контакт между взрослыми и ребёнком.

Для снятия эмоционального напряжения, успокоения нервов могут назначаться специальные техники медитации, успокаивающие таблетки.

Профилактика

Профилактика насильственных действия достигается методами информирования населения. К ним относятся беседы, проводимые с учениками в учреждения образования (садах, школах), консультации, собрания на рабочих местах родителей. К профилактическим мерам относятся мероприятия, устраиваемые местными органами власти, для достижения благополучия в семьях.

Психологическое негативное давление наблюдается в большинстве семей. Чаще всего, это непреднамеренные действия взрослых, которые губительно отображаются на самооценке ребёнка. Чтобы справиться с этой проблемой, требуется анализировать общую ситуацию, думать о том, что говорить крохе.