Что влияет на звучание тарелки? Анатомия тарелки и её влияние на звук.

Что влияет на звучание тарелки? Два параметра, влияющих на звучание тарелки, – это размер и ее вес (толщина). Размер тарелки – это ее диаметр, который измеряют в дюймах и обозначают значком ". Тарелки с большим диаметром используют на больших площадках, так как они могут прокачать звучание вашего сета, а вот тарелки с маленьким диаметром более взрывные. Но на больших площадках они пропадают, теряются, хотя в небольшом клубе их будет достаточно слышно. Значение также имеет размер купола: тарелки с более крупными, более профилированными куполами производят больше обертонов, поэтому играют звонче и громче. Вес (толщина) влияет на громкость звука, общее звучание и мощь тарелки. Тонкие инструменты имеют быструю атаку и звучат сочнее. Их хорошо использовать на тихой и средней громкостях, не ударяя во всю силу. У тяжелых тарелок звук более широкий и громкий, ударять по ним нужно во всю силу. Тяжелые crash"и дают большую атаку и лучше прорезают, а тяжелые hat"ы и ride"ы рождают четкую и ясную артикуляцию, так что слышен каждый удар. Средние тарелки являются компромиссным решением на все случаи жизни. Но чтобы получить максимум разнообразия, лучше иметь и толстые, и тонкие тарелки. Профиль тарелки (profile) - важный параметр: чем он больше, тем выше звучание. От сужения и толщины металла в нем (taper) зависит звук: будет ли он более crash"евым или же более ride"овым. Край тарелки может быть также изогнут вверх или вниз (такие тарелки называются сhina, или «чайники»). Сейчас модно делать тарелки с дырками, клепками, бубенцами - это все влияет на тембр звучания и кастомизирует его. Тарелки с дырками дают звучание между china"ой и crash"ем, ride"ы с клепками хороши в джазе, они «сыплют» так, что мама не горюй! А бубенцы на hat"е подходят для безумцев, которым мало звука простого hat"а. По форме тарелки могут быть самые разные. Купол обычно бывает в форме чаши или соска, но его размеры могут колебаться от mini-cup до половины радиуса тарелки. У распространенных видов купол чаще всего имеет форму чаши и диаметр порядка 1/5 от диаметра тарелки. Дорогие тарелки профессиональных серий сначала отливают, затем полученные болванки куют, обрабатывают резцами, делая на поверхности так называемые звуковые борозды, от которых зависит звучание. Особо ценятся тарелки, полностью изготовленные вручную. Их комфортный и теплый звук часто называют «ламповым». Объясняется это просто: размер и расположение ударов ковки достаточно важны, и чем разнообразнее звуковые борозды, тем более сочный и интересный звук. У тарелок, произведенных вручную, расположение и сила ударов ковки более разнообразны и непредсказуемы.

Строение тарелок

Если взять тарелку в руку, присмотреться, а также погладить и пощупать:-), мы определенно увидим купол. В самой середине купола обычно располагается отверстие, необходимое для крепления тарелки. Рядом с куполом находится тело тарелки, так называемая ride-зона. Край тарелки тоньше, его называют ударной или crash-зоной.

Все три части (зоны) тарелки в руках настоящего барабанщика превращаются в игровое пространство. И если у вас все в порядке с головой и фантазией, вы сможете удивить окружающих не просто виртуозной игрой, но и количеством разнообразных звуков, извлекаемых из раскатанной болванки, ставшей произведением искусства - тарелкой, которую вы держите в руках!

Итак, барабанщик может ударить в одну из трех зон, от которых зависит звучание тарелки:

Игра в купол рождает колокольный звук, отличающийся от остальных. Это улучшает динамику игры;

Игра в ride-зоне раскрывает звук тарелки не сразу. Это так называемый ping с обертонами, присущими именно этой тарелке, поэтому здесь звучание более четкое. Ударяют сюда в основном головкой палки и ведут ритмическую партию (например, во время припева);

Игра в crash-зоне демонстрирует полный звук тарелки. Это ее самая тонкая и громкая часть, так что здесь четкость снижается за счет увеличения громкости. Сюда музыкант лупит постоянно, выделяя синкопы, стоп-таймы, начало или конец песни. В край можно рубить, чтобы поднять динамику исполнения на самый громкий уровень.

Современные барабанщики, когда играют соло на тарелках, могут также после удара в край в ритме композиции прислонять к цоколю ладонь и делать звуковую волну (попробуйте!).

Что влияет на звучание тарелки?

Два параметра, влияющих на звучание тарелки, – это размер и ее вес (толщина).

Размер тарелки – это ее диаметр, который измеряют в дюймах и обозначают значком ". Тарелки с большим диаметром используют на больших площадках, так как они могут прокачать звучание вашего сета, а вот тарелки с маленьким диаметром более взрывные. Но на больших площадках они пропадают, теряются, хотя в небольшом клубе их будет достаточно слышно. Значение также имеет размер купола: тарелки с более крупными, более профилированными куполами производят больше обертонов, поэтому играют звонче и громче.

Вес (толщина) влияет на громкость звука, общее звучание и мощь тарелки. Тонкие инструменты имеют быструю атаку и звучат сочнее. Их хорошо использовать на тихой и средней громкостях, не ударяя во всю силу.

У тяжелых тарелок звук более широкий и громкий, ударять по ним нужно во всю силу. Тяжелые crash"и дают большую атаку и лучше прорезают, а тяжелые hat"ы и ride"ы рождают четкую и ясную артикуляцию, так что слышен каждый удар. Средние тарелки являются компромиссным решением на все случаи жизни. Но чтобы получить максимум разнообразия, лучше иметь и толстые, и тонкие тарелки.

Профиль тарелки (profile) - важный параметр: чем он больше, тем выше звучание. От сужения и толщины металла в нем (taper) зависит звук: будет ли он более crash"евым или же более ride"овым. Край тарелки может быть также изогнут вверх или вниз (такие тарелки называются сhina, или «чайники»).

Сейчас модно делать тарелки с дырками, клепками, бубенцами - это все влияет на тембр звучания и кастомизирует его. Тарелки с дырками дают звучание между china"ой и crash"ем, ride"ы с клепками хороши в джазе, они «сыплют» так, что мама не горюй! А бубенцы на hat"е подходят для безумцев, которым мало звука простого hat"а.

По форме тарелки могут быть самые разные. Купол обычно бывает в форме чаши или соска, но его размеры могут колебаться от mini-cup до половины радиуса тарелки. У распространенных видов купол чаще всего имеет форму чаши и диаметр порядка 1/5 от диаметра тарелки.

Дорогие тарелки профессиональных серий сначала отливают, затем полученные болванки куют, обрабатывают резцами, делая на поверхности так называемые звуковые борозды, от которых зависит звучание. Особо ценятся тарелки, полностью изготовленные вручную. Их комфортный и теплый звук часто называют «ламповым». Объясняется это просто: размер и расположение ударов ковки достаточно важны, и чем разнообразнее звуковые борозды, тем более сочный и интересный звук. У тарелок, произведенных вручную, расположение и сила ударов ковки более разнообразны и непредсказуемы.

Тарелки, изготовляемые машинным способом, тоже разные, но более похожи по звуку друг на друга.

Тарелки делают из самых разных сплавов. Выделяют четыре основных, но в основе каждого из них лежит медь: колокольная бронза (bell bronze), ковкая бронза (malleable bronze), латунь (brass) и нейзильбер (nickel silver - сплав меди, цинка и никеля).

Тарелки ученических серий штампуются из листовой бронзы, но и они могут пройти процесс ковки и обработки резцом. Так что в этих сериях попадаются достойные экземпляры.

Современная маркировка тарелок включает серию, вес, тип тарелки и диаметр.

Например, маркировка 16" 2002 Thin Crash говорит о следующем: 2002 – наименование серии тарелок фирмы Paiste; Thin – указание на вес тарелки; Crash – тип тарелки.

Вес тарелки, как правило, обозначают так:

  • extra-thin (сверхтонкий) или paper-thin (тонкий как бумага);
  • thin (тонкий);
  • medium thin (полутонкий);
  • medium (средний);
  • medium heavy (полутяжелый);
  • heavy (тяжелый);
  • extra-heavy (сверхтяжелый).

Иногда можно встретить такие обозначения веса:

  • studio (для студии – medium thin, полутонкий);
  • stage (для концерта – medium heavy, полутяжелый);
  • rock (для рока – heavy, тяжелый);
  • power (мощный – heavy, тяжелый);
  • metal (для металла – extra-heavy, сверхтяжелый).

Также маркировка может содержать следующие слова: bell (колокольный), bright (яркий), brilliant (блестящий), crush (сокрушительный), dark (мрачный), deep (глубокий), dry (сухой), fast (с быстрой атакой), full (полный), fusion (фьюжн), light (легкий), power (мощный), projection (прорезающий), thrash (пробивающий), tight (плотный), trash (грязный).

Виды тарелок

Тарелки типа крэш (crash)

Звучат мощно и используются в основном для акцентов, в оркестрах играют парами (звук извлекают путем удара тарелок друг о друга).

Тарелки типа крэш (crash)

Тарелки crash могут быть самого разного веса, от тончайших до очень тяжелых, но край тарелки всегда достаточно тонкий. Для профиля этих тарелок характерна наибольшая толщина у купола, плавно уменьшающаяся к краю, за счет этого crash’и имеют плотный широкополосный звук. Типичный размер (диаметр) – 16" или 18". Крупные производители предлагают тарелки от 14" до 20", а при выполнении на заказ диаметр может быть от 8" до 28". Пары оркестровых тарелок обычно имеют диаметр от 16" до 21".

Тарелки типа хай-хэт (hi-hat)

Тарелка хай-хэт (hi-hat)

Hi-hat представляет собой пару тарелок (по профилю таких же, как crash, но обычно немного толще), закрепленных на специальной стойке с ножным механизмом, позволяющим ударять одной тарелкой о другую. Различают открытое и закрытое положения. Звук извлекают как ударом палочки в обоих этих положениях, так и путем нажатия ногой на педаль, вследствие чего тарелки ударяются друг о друга. Некоторые барабанщики используют два crash"а и пытаются тем самым добиться звучания старых шипящих hat"ов середины XX века. Также иногда встречаются hat"ы с отверстиями в нижней тарелке и изогнутой поверхностью. Эти технические ухищрения способствуют быстрому оттоку воздуха и более четкому звучанию.

Обычно используются 13" и 14" тарелки, а для тяжелой музыки встречаются и 15".

Тарелки райд (ride)

Тарелки райд (ride)

Ride применяют для обозначения тарелок из ударных партий. Раньше производители не делили тарелки на ride"ы и crash"и, их просто разделяли по весу и диаметру. Каждый музыкант сам выбирал, какая тарелка и для чего подойдет ему в игре.

Чем больше и толще ride, тем лучше он звучит в более громкой музыке. В отличие от crash’ей край тарелки ride обычно достаточно толстый.

Чаще всего встречаются ride’ы диаметром 20", но стандартными считаются размеры от 18" до 22". Крупные производители изготовляют ride’ы диаметром от 16" до 26".

Тарелки типа сизл (sizzle)

Тарелки типа сизл (sizzle)

Тарелки типа sizzle (в переводе с англ. «шипеть», «шкварчать») – это ride"ы, к которым для изменения звучания добавлены какие-либо «погремушки», чаще всего заклепки или цепочки. Подобные тарелки, которым прочили великое будущее в конце 1980-х и начале 1990-х, пережили пик своей популярности, так и не став заменой ride-тарелкам.

Тарелки типа сплэш (splash)

Тарелки типа сплэш (splash)

Очень тонкие и маленькие тарелки. Их толщина не меняется от цоколя к краю, поэтому издают они шипящий акцентированный звук.

Splash-тарелки используются для игры акцентов, чаще всего синкопированных, причем играют по ним очень жестко.

Диаметр splash-тарелок - от 6" до 12", самые популярные размеры - 8" и 10".

Тарелки типа чайна (china)

Тарелки типа чайна (china)

Тарелки имеют грязное громкое звучание. Их край вывернут наверх против основного направления изгиба тела, которое само практически не меняет толщину от купола к краю. В ударной установке они считаются эффект-тарелками, предназначенными для игры как crash-, так и ride-партий. Но для последних нужен купол, поэтому некоторые china кажутся вывернутыми. Барабанщик Rolling Stones Charlie Watts использует china вместо crash, и его это не смущает. К тому же он вешает тарелку неправильно, выгнутым краем вверх, как будто специально хочет расколоть ее палкой. Но в звуковой палитре коллектива это звучит потрясающе.

Тарелки china выпускаются с диаметром от 6" до 27". Тарелки размером 12" и менее часто называют china splash или mini chinese.

Тарелки типа swish и pang

Тарелки типа swish и pang

Это тарелки так называемой китайской группы, предназначенные для игры ride-партий. Они появились в результате сотрудничества Gene Krupa и фирмы Avedis Zildjian Company.
Swish чаще всего используют с клепками, что придает звучанию мощные грязные оттенки. Обычные размеры для тарелок swish – от 16" до 22", а для pang – от 18" до 20".

В конце XX века интерес к этим тарелкам совсем упал, однако в начале 2000-х они снова появились в каталогах ведущих производителей, например, Zildjian и Paiste, а pang-тарелки можно приобрести у несколько менее известных фирм, например, Istanbul.

Как ухаживать за тарелками

На рынке есть огромное количество специальных моющих составов. Они действительно хорошо справляются со своей задачей, но стоят довольно дорого. Поэтому можете воспользоваться обычным хозяйственным мылом и поролоновой губкой. Главное - не использовать жесткие или металлические средства (это поставит крест на внешнем виде, равно как и на звучании тарелки). Мойте тарелку под струей воды плавными движениями по кругу, начиная с центра и увеличивая диаметр. Когда удалите все следы от палок и пальцев, протрите тарелку мягкой тканью и дайте ей высохнуть до конца.

Если совершать эту процедуру после каждого концерта, тарелка долго будет выглядеть достойно.

Еще несколько полезных советов.

  • Хранить тарелки лучше в горизонтальном положении. Если ставить их вертикально, рано или поздно они покоробятся.
  • Не стоит класть тарелки друг на друга. Если в этом все-таки есть необходимость, прокладывайте между тарелками слой мягкой ткани.
  • Не экономьте на чехле для транспортировки: он поможет сохранить хрупкие тарелки.

Всем удачи в творчестве!

Справляемся с дребезжанием, настраиваем барабан, правильно храним и т.п.

На том или ином этапе своей карьеры каждый барабанщик сталкивается с вопросами, касающимися инструмента и техники игры: как убрать нежелательное дребезжание пружины рабочего барабана, как полировать тарелки, или как сделать звук бочки объёмней.

Чтобы помочь вам достичь лучших результатов и быстро справиться с проблемами, мы составили лист ответов на наиболее частые вопросы, возникающие перед барабанщиками в тот или иной момент. В качестве эксперта у нас выступает Джефф Николс из Black Sabbath и его друзья.

Итак, начнём.

В каких условиях хранить барабан?

Рассказывает Simon Jayes из The London Drum Company: «На складе у нас хранится около 120 малых барабанов. Все они лежат без кейсов и всегда настроены. Я считаю, что не нужно расстраивать или уменьшать натяжение барабанов. Я уверен, что хранение барабанов в настроенном состоянии сохраняет их в форме. Так меньше вероятности, что они будут расстраиваться, когда вы начнёте играть на них. Натяжные устройства у нас всегда в активном состоянии, чтобы пружины не повредились и оставались натянутыми».

«Единственное золотое правило при хранении барабанов - избегать сырости и влажности любой ценой. Барабаны могут перенести экстремальные температуры - холод и жару, но главное, чтобы ваше помещение было сухим и вентилируемым (если это возможно). Тогда ваши барабаны будут в отличном состоянии. Ну и, конечно, раз в несколько месяцев их надо смазывать, стирать пыль и тому подобное».

Что нужно для того, чтобы играть на электронной барабанной установке вживую?

Проще говоря, чтобы электронные барабаны хорошо звучали на концерте, им требуется серьёзное усиление. Независимо от того, насколько дорогие, качественные ваши e-drums, вы можете сильно проиграть в звуке, если не будет достойного усилителя. Даже дешёвенькая акустическая установка имеет гораздо больший динамический диапазон, чем электронная, и в небольших помещениях вообще не нуждается в усилении. Хотя технологии PA стала весьма распространённой в последние годы, для большинства начинающих групп с компактными PA и слабенькими мониторами использование электронных барабанов станет серьёзным испытанием на пределы.

Поскольку барабаны имеют широкий спектр экстремально пробивной динамики, вам требуются специальные усилители, способные справляться с самым широким частотным диапазоном. Фактически вам понадобятся хорошие активные кабинеты и саббуфер, общая цена которых составит от $800 до $1700.

Системы Yamaha и Roland обойдутся в $650-$830. Они хорошо подходят для персонального мониторинга. Но всё же многие барабанщики ориентируются на более профессиональные мониторы. Эксперт по электронным барабанам Simon Edgoose советует: «Я бы рекомендовал приобрести две Mackie SRM450 или что-то того же уровня для использования в качестве небольших мониторов. Только так вы сможете услышать себя. Трюк состоит в том, чтобы запустить динамики примерно на половину мощности (надо брать с запасом, колонки не должны работать на максимуме). Тогда вы получите отличный звук. Большая колонка, работающая на половину громкости звучит намного лучше, чем небольшая на полную громкость».

Нужно ли чистить тарелки?

Помимо звучания, есть ещё два момента, касающихся очистки тарелок: (1) насколько это безопасно для них; и (2) как вы хотите, чтобы выглядело ваше «железо»? В музыкальной деятельности очень важным является имидж. Для некоторых групп требуется кристальная чистота и опрятность, другим что-то, скорее, по гранжу.

Независимо от ваших предпочтений тарелки должны всегда быть сухими. Повышенная влажность на репетиционных точках и в концертных залах, потные руки и кислотные отложения представляют серьёзную угрозу для «железа». Привередливые барабанщики используют хлопчатобумажные перчатки, протирают тарелки мягкой тканью и хранят их в специальных чехлах. Современные чехлы с шерстяными прокладками сохраняют тарелки в тепле и сухости.

Тем не менее, как бы тщательно вы не заботились о своём «железе», со временем оно пачкается. В канавки набивается грязь, и звук становится другим. В плане звука есть аргументы как за, так и против чистки.

Знаменитый британский барабанщик Steve White делится своим опытом: «Я особенно не волнуюсь о чистке тарелок. Мне нравится, когда на них скапливается патина, так как она смягчает звон, характерный для новых тарелок. Это моё субъективное мнение, но если бы я собирался почистить своё «железо», то использовал бы тёплую воду и немного моющего средства. Всё остальное может его поцарапать».

Действительно, патина на тарелках даёт им более мягкий звук, который приходится по нраву многим барабанщикам. «Патина» является неопределённым термином. Это особый внешний вид, сочетание различных химических соединений на медных и бронзовых сплавах, в том числе оксидов, сульфидов, карбонатов, сульфатов. Помните характерный зелёный цвет Статуи Свободы? - Она сделана из меди. В отличие от ржавчины на предметах из железа, патина не разрушает, а, наоборот, защищает медь и бронзу от разрушения.

Компании выпускают тарелки ослепительно чистыми и блестящими. Так они имеют весьма привлекательный внешний вид, и кажется, что так они звучат намного лучше. Однако это не совсем правда, а, скорее, психологический эффект.

Если вы всё-таки хотите очистить своё «железо», будьте внимательны. Дорогие тарелки сделаны из сильно закалённого сплава, многие имеют специальные защитные покрытия. Некоторые чистящие вещества могут нанести царапины, а слишком интенсивная полировка может повлиять на характер звучания.

Тарелки со сколами могут звучать менее высокочастотно. И для многих игроков, которые любят тёмный таинственный тембр традиционно ассоциирующийся с очень старыми Zildjians, это плюс.

Многие педали бас-барабана и хай-хэта имеют заглушки, установленные для противодействия проблеме, но давайте посмотрим на возможные причины. Если ваша нога давит сильнее, чем вы хотите, это создаёт нежелательную напряжённость в вашей осанке, что влияет на исполнение. Если у вас большие ноги (и вы высокий), это может усугубить проблему, но причина, скорее всего в другом. Что-то заставляет вас нажимать на педаль, когда вы уже хотите остановить давление. Это, скорее всего, напряжённость. В идеале угол колена должен быть немного больше, чем 90 °, то есть ваша голень должна быть наклонена немного вперед. Это даёт вам свободу и определяет, будет ли поднята ваша пятка или нет, чтобы двигаться вверх и вниз без сковывания ноги. Но если всё ваше тело наклонено вперёд, то угол в колене может упасть ниже 90 ° до острого угла вызывающего напряжение.

Вышеупомянутые причины вызваны нервным напряжением. Чем больше вы напряжены, тем больше вы будете «съезжать» вперёд, а если вы более расслаблены, то тем более вы будете сидеть ровно. В общем, если по любой причине вы напряжены, то есть естественная тенденция «съезжать» вперед. Это может повлиять на вашу позицию во время игры, так что вы можете заметить, что и по малому барабану вы попадаете не точно в центр. Или вы просто можете заметить как ваши голени «сползают» вперёд, так что угол колена становится больше, чем 90 °. В этом случае это может быть слишком большой угол для эффективной мощности и управляемости во время игры.

В любом случае есть два пункта, которые вы можете взять на вооружение. Во-первых, запишите на видео (или, по крайней мере, сфотографируйте) свою игру и внимательно проанализируйте то, что происходит. Во-вторых, тщательно изучите профессиональных игроков с хорошей осанкой.

Зачем проделывать отверстие в моём бас-барабане?

Прорезание отверстия в передней части увеличивает атаку, сокращает длительность ноты и уменьшает резонанс. Ещё в конце 60-х и 70-х барабанщики полностью удаляли переднюю часть и использовали различные аттенюаторы для приглушения, вкупе с близким расположением микрофонов и использованием нескольких микрофонов.

В 80-х барабанщики вернули обратно переднюю часть, но вырезали «иллюминатор». Сегодня некоторые барабанщики возвращаются к использованию цельной передней части.

Также в 70-х такие рок-легенды, как Кози Пауэлл играли на более маленьких 14-дюймовых глубоких бочках с большими диаметрами, т.е. 24 или 26 дюймов. Сегодняшние барабанщики задаются вопросом, почему они не могут получить звук как в 26x14 из 22x18 (или даже из 20x20). Вы получите глубокое звучание, но у вас никогда не будет такого удара и хлопка, как у 14-дюймового барабана.

Иэн Пэйс из Deep Purple добавляет:

«Есть много моментов, которые следует учитывать при настройке большого барабана, демпфировании и настройке микрофонов. Во-первых, единственный случай, в котором вы можете вырезать отверстие в передней части, это для микрофона. Акустически, бас-барабан звучит лучше с двумя цельными частями. Это даёт глубину, длительную ноту и «тепло» - то, что микрофон действительно не любит! Лично я люблю звук бас-барабана «старой школы» (с цельными частями), но я понимаю, что в современном мире музыки с усилением это часто не будет работать, также как и попытки «вылечить» звук с помощью вызвучки микрофона.

Размер бас-барабана тоже важен. Меньшие барабаны - 20 или 22 дюймов легче контролировать, так как они работают на более высокой частоте, чем более крупные барабаны. Для подзвучки меньшего по размеру бас-барабана с «иллюминатором», оснастите его чем-то вроде Remo Powerstroke, и расстройте пластик почти до той точки, когда они начинают выглядеть морщинистыми. Это даст мощный, энергичный звук. Очень полезно (и для меня это абсолютно необходимо) иметь хорошие мониторы, которые позволяют услышать бас-барабан правильно, так как большая часть объёма акустического барабана устраняется для того, чтобы разместить микрофон.

Большие барабаны имеют свои собственные проблемы, но если вы настроите их правильно, они дадут вам больше удовлетворения и, если требуется, более мощный звук. Вы должны использовать больше внутреннего приглушения для того, чтобы искоренить обертоны и призвуки, присущие барабану. И я действительно так и не смог найти метод, который прекрасно работал бы для каждого барабана. Колотушка для бас-барабана тоже важна: если колотушка мягкая - вы теряете импульс, если жёсткая - вы теряете глубину.

Многие из нас в настоящее время переходят обратно в неглубокие барабаны. Идея состоит в том, что чем ближе стенки друг к другу, тем быстрее передняя стенка реагирует на удар колотушки. Мои сценические комплекты имеют бас-бочку 26x14 дюймов, и я использую 24x14 в студии. На нашем последнем альбоме я использовал 24x14 с цельными стенками и достиг того, что я думаю это лучший звук, который я когда-либо записывал. Помните: если барабан звучит хорошо для ваших ушей, это, вероятно, будет звучать хорошо и через микрофон».

Могу ли я исправить повреждённые тарелки?

Если вы продолжаете играть на треснутой тарелке, то очень вероятно, что трещина будет все больше и больше, пока тарелка не станет совершенно бесполезной. Как долго тарелка сможет прожить нельзя сказать, но в то же время вы будете играть на тарелке с необычайно дрянным звуком.

Можно спасти треснувшие тарелки, после чего они смогут прожить годы. Это подразумевает, что вы знакомы с базовой обработкой металла. Как альтернатива, можно найти специалиста. Проверенное временем решение, которое барабанщики использовали десятилетиями с разной степенью успеха - это просто просверлить маленькое отверстие в конце трещины, используя сверло по металлу (возможно 1 / 8 или 3 / 16 дюйма). Идея состоит в том, что округлые края отверстия предотвращают трещины от дальнейшего прогрессирования.

Тарелка должна быть зажата и вы должны иметь полную защиту для рук и глаз, и т.д. Можно применить изоленту, чтобы остановить сверло от скольжения. Старайтесь не давить, просто дайте инструменту делать свою работу. Проблема с этим состоит в том, что вы по-прежнему будете иметь зазубренные края в отверстии. Можно, конечно сделать их более гладкими. Но, скорее всего, трещина появится снова, если вы случайно ударите рядом с ним. Так что, как правило, лучше вырезать всю область вокруг трещины.

Это делается путем подпиливания и шлифования напильником с круглыми краями вокруг и немного за пределами существующей трещины. В итоге у вас останется округлый вырез в виде буквы "U" на краю тарелки, и он должен быть сглажен с помощью негрубого напильника и шлифовки.

Для того, чтобы свести к минимуму возможность появления трещин на тарелках, проверьте то, как вы играете. Краевые трещины обычно возникают на краш-тарелках потому, что по ним бьют с определенным усилием, используя ребро палочки. Чтобы свести к минимуму эффект «шока» на металл тарелки, наклоните ваши тарелки под углом немного к вам. То есть: не устанавливайте их по горизонтали, чтоб не ударять по их ребру.

Скользящий удар идёт почти всегда от тарелки, а не в неё. Это также даёт вам наиболее полный тембр. Не бейте по тарелке сильно, поскольку нет никакого смысла добиваться максимальной громкости тарелки. Кроме того, убедитесь, что ваш зажим из войлока и центровочные втулки всегда в точной позиции, чтоб не было контакта металл-металл. И не затягивайте сильно гайку с ушками - позвольте тарелке раскачиваться свободно.

Как правильно настроить резонансные пластики?

Резонансные пластики называют так потому, что они добавляют максимальный резонанс к вашему звуку, когда натяжение реагирует на удар основного пластика. Получается, что удар придаёт «чувство» и атаку, в то время как резонанс - тембр и сустейн. Это естественно даёт большое натяжение вашему верхнему пластику, так как для вас он звучит отлично, пока вы сидите. А когда вы встаёте из-за барабанов и слушаете чужую игру со стороны, барабаны звучат скучно. Это часто является результатом пренебрежения резонансным пластиком!

Начните с удаления обеих пластиков от малого тома и протрите несущие рёбра. Если вы можете себе это позволить, то вообще купите новые пластики. Самый простой вариант - иметь одинаковые пластики как сверху, так и снизу. Попробуйте однослойный Coated или Clear Remo Ambassador, Evans G1 или Aquarian Classic/Coated. Если вы предпочитаете более «жёсткую одёжку», то попробуйте двуслойные (Remo Emperors, Pinstripes или Evans G2s) Но при этом всё ещё желательно иметь однослойный резонансный пластик для лучшего сустейна и яркости.

Теперь вы узнали о трёх вариантах настройки: резонансный пластик натянут так же, как и основной; или выше (ниже), чем основной. Настраивайте верхний и нижний пластики одновременно для максимально чистого, открытого тембра. Настройте резонансный пластик ниже для фанкового звучания, насыщенного, глубокого звука (но будьте осторожны, он может звучать скучно для слушателя «снаружи»). Или немного выше для небольшой дополнительной «искры». Некоторые игроки настраивают основной пластик посредине для «жирности», но с достаточным натяжением для хорошего отскока палочки, и нижний пластик немного выше, чтобы скрасить эффект, особенно если нет микрофонной подзвучки.

Попробуйте начать с нижнего пластика, затем установить основной и экспериментировать с тремя вариантами. Нет рецепта, как сделать это точно, кроме того, как делать это много раз, экспериментировать. Гитаристы должны настроиться каждый раз, когда они играют. А барабанщики могут забыть про настройку в течение недель, месяцев и лет!

Топовый сессионный барабанщик Ральф Сальминс добавляет:

«Я обычно получаю больше тональности от нижнего пластика. После того, как пластики установлены, я пытаюсь получить примерно одинаковую высоту, настраивая выше или ниже. Это даёт чистое, резонансное затухание. Попробуйте найти высоту звучания того барабана, который, кажется наиболее естественным. Я нахожу её обычно не слишком высоко, ближе к нижней границе диапазона настройки. Я предпочитаю пластики Clear Ambassador в качестве резонансного и Coated Ambassador в качестве основного. Я использую Coated Emperors на напольных томах для небольшой дополнительной «жирности».

Я снимаю барабаны с их держателей и настраиваю нижний пластик, если я не получаю звук, который я хочу. Это лишние хлопоты, но они необходимы - это действительно влияет на весь звук. Я меняю нижние пластики только когда они изношены - раз в несколько лет, вероятно. Изношенность конечно тоже влияет на звук».

Какой лучший способ убрать шум малого барабана?

Все барабанщики, даже могущественные Портной и Ланг, борятся с побочным призвуком малого барабана - шумом или гулом. Это характерно для физической конструкции малого барабана - что барабан будет реагировать ответными посторонними частотами в определённый момент. Небольшая корректировка натяжения тома или, может быть, усиление стяжных болтов по обе стороны барабана часто может облегчить проблему. Тот факт, что вы не слышите ответного шума на записи Портного или Ланга не означает, что они никогда не борятся с ним.

Однако, есть методы при записи / подзвучке, которые убирают нежелательные шумы. Томас и Майк дают несколько советов о том, как они справляются с этим. Томас говорит, «Большинство моих записей сделано с закрытым-микрофоном и каждый барабан подзвучен микрофоном и контролируется / обрабатывается эквалайзером / комперссируется индивидуально. Это, как правило, исключает шум малого барабана из микса».

Майк добавляет: «Основная причина, по которой вы не слышите слишком много шума вживую или в студии со мной в том, что я предпочитаю использовать больше микрофонов в топе (для большей атаки), чем нижних микрофонов (который являются более характерными для звука малого барабана) в моих миксах и звуках барабана».

Настройка и затухание, очевидно, важны, хотя Майк добавляет: «клейкая лента на пластике (как на малом барабане, так и на томах) помогает контролировать избыточный шум».

Вот ещё советы от Томаса:

«Шум малого барабана в значительной степени зависит от настройки всех барабанов, а также от комнаты / окружающей среды, от типа пружин и от стрейнера, которые вы используете. Лично мне нравится шум и я чувствую, что чего-то не хватает, когда его нет. Без шума и призвука барабаны ощущаются как много отдельных инструментов, а не цельный «набор». Существует ограничение на количество шума, с которым мне комфортно работать, и в случае слишком большого шума я делаю настройку и, возможно, меняю угол тома, а не натяжение пружин.

«Я воспринимаю шум как «клей», который связывает отдельные компоненты всей установки вместе. Может быть, если смотреть с такой позиции, то этот шум становится немного более приятным! Если вы просто не можете влюбиться в него, то экспериментируйте с тюнингом вашего малого барабана - натяжением нижнего пластика и стрейнером. Существуют десятки различных барабанов (24, 12, 16, некоторые с щелями, медными пружинами, струнами и т.д.), и каждый имеет немного другой звук, реакцию и количество шума. Так можно подобрать идеальное количество шума индивидуально».

В чём секрет низкого, гулкого звука бас-барабана?

Самые большие, гулкие бас-барабаны - это огромные оркестровые барабаны, которые имеют диаметр от 26 до 36 дюймов, но зачастую неглубокие - всего от 10 до 16 дюймов. Они сконструированы для акустического звучания, не затухают, и имеют большие диаметры, потому что чем больше диаметр, тем глубже основной тон. Наоборот, многое из того, что произошло на протяжении десятилетий с комплектами барабанов было направлено на управление гулом, особенно в связи с использованием близкого расположения микрофонов.

Прорезание отверстия в переднем пластике, демпфирование внутри и использование пластика, который имеет демпфирующие элементы в себе или использование двуслойных пластиков - всё это уменьшает гул и помогает управлять звуком. Например, очень приглушённый Aquarian SuperKick - это отличный пластик, если вы хотите получить плотный, глухой удар. Он довольно фанковый, хотя и не сильно гулкий.

Использование кольца типа «port hole» усиливает удар, но снижает гулкость, позволяя звуку / волне рассеиваться вперёд. Чем больше отверстие, тем чётче звук барабана, но менее интенсивная реверберация от корпуса. Демпфирование (пластика или корпуса) снижает уровень ВЧ и делает звук барабана гораздо глубже.

Таким образом, для гулкости следует использовать однослойные пластики, оба должны быть цельными, плюс барабан с большим диаметром и небольшой глубиной. Присмотритесь: а не получается ли у нас формула Джона Бонэма и Бадди Рича, оба из которых играли на 26x14 барабанах? Всё верно! Это и есть большой размер, характерный для старых групп, предназначенный для акустического звучания, используемый повсеместно перед эрой «близко расположенных микрофонов».

Близко расположенные микрофоны усложняют картину потому, что это довольно трудно для микрофона обрабатывать гулкий бас-барабан «в упор». Но это уже совсем другой вопрос.

Возвращаемся к исходному вопросу: когда мы говорим о «гулкости», сразу вспоминается Саймон Филлипс. Саймон является не только одним из великих барабанщиков в мире, он также является одним из талантливых инженеров и продюсеров. Он советует:

«Я бы рекомендовал использовать передний и задний пластики Remo Clear Ambassador. Не использовать демпфирования, настраивать их одинаково, более высоко, чем вы обычно настраиваете - с этого и начинать. Очевидно, размер корпуса будет иметь огромное значение. Однако, если корпус слишком глубокий (глубже 16 дюймов), то он не будет звучать здорово. Для этого типа настройки глубина 14 дюймов является лучшей, на мой взгляд. Если он слишком гулкий, то вы можете экспериментировать с демпфированием на передних и задних пластиках. Также экспериментируйте, настраивая передний пластик выше и задний ниже. Есть очень много вариантов, как может звучать бас-барабан - всё зависит от вас, что вы предпочитаете, и, что более важно, как это подходит для музыки, которую вы играете».

В чём разница между деревянными, стальными и синтетическими корпусами барабанов?

На самом деле большую роль в характере звука играют размер корпуса, пластик и настройка. Когда дело доходит до материалов корпуса, каждый барабанщик слышит звучание по-своему. Можно часто услышать уважаемых барабанщиков, которые противоречат друг другу при описании преимуществ металла или оргстекла, или даже клёна и берёзы. Таким образом, нет единого мнения.

Карл Палмер, который анализировал различные барабанные материалы больше, чем многие из тех, кто любит об этом рассуждать, говорит:

«Для меня проблемой дерева всегда был этот «уютный», тёплый звук! Это отлично подходит для джаза / биг-бэнда и некоторых типов рока. Например, у меня есть комплект Брэди в в эвкалиптовой (дерево Джарра) отделке, лучшие деревянные барабаны, на которых я когда-либо играл. Звук полный, громкий, глубокий и ясный. Джарра может выдержать давление 1800 ф\кв.дюйм (фунтов на квадратный дюйм). Настроены очень хорошо в низком регистре, но всё становится не так хорошо в высокой области, скажем, на томе 12x8 дюймов. Чтобы получить чёткую и яркую картину на высоких частотах, вам может понадобиться пластик «меньшего калибра», например, Ambassador, а не Emperor. Эта древесина предлагает очень хорошую звуковую картину на всех уровнях - необходимо учитывать только влияние пластика, чтобы получить широкий спектр настройки. Этого не скажешь для многих других типов древесины, которые все еще используются для производства барабанов».

«Нержавеющая сталь мой личный фаворит, - продолжает Карл, - потому, что звуковая картина в большинстве условий чрезвычайно хороша - ясная, громкая и с быстрой реакцией. Отлично подходит для прог-рока! Яркость на высоких очень хорошая, и звук, кажется, проходит через корпус очень быстро - нет зернистости (как у дерева). Также у вас есть дополнительное преимущество при игре на томах в этом случае, так как томы реагируют всегда медленнее».

«Перспекс (плексиглас) не такой громкий, как нержавеющая сталь, но имеет некоторые сходства в звуковой картине и настройке. Установка Blue Ludwig Vistalite, которая у меня есть, в Европе всегда звучала хорошо и новые сварные швы, используемые в конструкции корпуса, делают настройку намного быстрее и лучше. Барабаны сохраняют своё звучание в целом на протяжении всего концерта. Они не такие громкие, как некоторые деревянные барабаны, но очень чисто звучащие. И чем мощнее пластик, например Emperor или CS Black Dot, тем лучше общее звучание. Барабаны звучат вдохновляющие, когда вы находитесь за ними, но со стороны, в целом звук легче. Тем не менее, эти барабаны имеют определённую магию, когда вы записываете их. Напольные томы могут звучать фантастически».

Игорь Емельянов и Farmatique, 20.09.2014

Обратите внимание: