Daily mail заявили что курт кобейн жив. Юноша и смерть: короткая, но яркая жизнь Курта Кобейна

Но выход документального фильма о жизни фронтмена группы Nirvana Курта Кобейна открывает свежие улики, благодаря которым снова заговорили об убийстве музыканта.

В фильме Бена Статлера «Пропитанный отбеливателем» (Soaked in Bleach) эксперты увидели предсмертную записку музыканта, которая добавила много новых вопросов о смерти Курта.

Бывший начальник полиции Сиэтла Норм Стампер предлагает возобновить расследование смерти Курта Кобейна.

Согласно официальной версии событий, Кобейн ввёл себе дозу героина, не совместимую с жизнью, и выстрелил себе в голову из ружья в своем доме недалеко от озера Вашингтон, в районе Сиэтла. Курт оставил предсмертную записку, написанную красной ручкой.

Но внезапная смерть артиста стала предметов постоянных споров — многие не верили в версию самоубийства.

В новом документальном фильме Статлер рассказывает пример частного сыщика Тома Гранта, которого наняла жена Кобейна Кортни Лав, чтобы найти музыканта который пропал за несколько дней до смерти.

Подозрения в причастности к смерти фргнтмена Nirvana падают на Кортни, так как она со дня смерти мужа спрятала его предсмертную записку у себя в сейфе и отказалась предоставить ее для экспертизы судебному эксперту Хайди Харральсон.

Норм Стампер (слева) считает, что расследование причин смерти Кобейна (справа) необходимо возобновить

Харральсон рассказывает, что в записке обнаруженной в сумке Кортни ‘почерк отличается’ от того, который могли увидеть эксперты.

Хайди объясняет, что расследование обнаружили «почерк практика лист» нашли в сумке Кортни, которая содержала различные буквы алфавита, и по сравнению с предсмертной записке.

«Вполне возможно, что кто-то сумел достаточно хорошо подделать почерк Курта, особенно последние пару строк,» — утверждает Харральсон.

«На видео отлично видно, что почерк в верхней части записки достаточно сильно лингвистически отличается от почерка который мы видим на последних четырех строках,» — добавляет еще один судебный эксперт Кэрол Хаски.

Кэрол указывает, что основная часть записки адресована воображаемому другу детства Кобейна «Boddah», последние четыре строки касаются его отношения к своей семье, а конкретно к Кортни и их дочери Фрэнсис Бин.

Это наше стереотипное представление о том, какой должна быть предсмертная записка: «Я люблю тебя, кому-то будет лучше без меня. Продолжайте двигаться вперед…». Такие записки должны как-бы сказать — «не пропустите меня, я предсмертная записка!».

Том Грант, частный детектив, дал интервью в картине «Пропитанный отбеливателем». Он утверждал, что в записке Кобейн хотел бросить жену и уйти из музыкального бизнеса, но ЗАПИСКА ТОЧНО НЕ БЫЛА ПРОЩАНИЕМ С ЖИЗНЬЮ.

Грант сказал, что последние несколько строк внизу — из-за которых и выстроилась версия самоубийства — явно дописаны рукой постороннего человека.

«Мы должны предпринять какие-то действия. Должны изучить особенности поведения ключевых лиц, которые имели мотив для убийства Курта. Если он действительно был убит и не покончил с собой, а мы не выяснили это, то это настоящий позор» добавляет Стампер.

«Пропитанный отбеливателем» не первый фильм, в котором режиссер возвращается к версии причастности Кортни Лав к смерти Кобейна. В 1998 году вышел документальный фильм «Kurt & Courtney» Ника Брумфилда, в котором тоже были явные намеки на виновность Кортни.

Задуматься о ее вина действительно стоит. Кортни Лав пыталась с помощью своих адвокатов запретить показ картины «Пропитанный отбеливателем» в кинотеатрах, она даже обратилась к поклонникам Nirvana с призывом игнорировать картину.

«Мы требуем, чтобы вы немедленно прекратили нарушение прав мисс Кобейн в любой форме, включая полную остановку запланированных показов и продвижения фильма. В фильме представлена ложная, неоднократно разоблаченная теория заговора, которая обвиняет госпожу Кобейн в организации смерти ее мужа Курта Кобейна» — говорится в заявлении адвокатов Лав.

Теории смерти Курта Кобейна:

Героин в крови: У Кобейна были обнаружены два следа инъекций на обеих руках; в крови было выявлено содержание следов введённой дозы героина, превышающей смертельную в три раза (1,52 мг на литр крови). По утверждению медицинских экспертов, одна смертельная доза героина вводит человека в кому в течение нескольких секунд, либо убивает его до того, как он успевает извлечь иглу шприца из вены.

Записка: По мнению Гранта, предсмертная записка Кобейна, являвшаяся в ходе следствия основным доводом в пользу версии о самоубийстве, не содержала прямого указания на уход из жизни. Записка не была адресована жене и дочери Курта, она написана фанатам Кобейна, которым он говорит о том, что уходит из музыкального бизнеса.

Последние строчки: «Кортни, не останавливайся - ради Фрэнсис, ради её жизни, которая будет гораздо счастливее без меня; я люблю вас» - написаны с более сильным нажимом, нежели вся записка, и, по мнению сторонников версии об убийстве, были добавлены позднее посторонним человеком.

Отпечатки пальцев на оружии: На ружье, из которого Курт сам якобы выстрелил себе в голову, не было обнаружено не только «посторонних отпечатков пальцев», но и отпечатков пальцев самого Курта.

Грант приходит к выводу, что заказчи цей убийства была Кортни Лав. Отн ошения Лав с Кобейном в последние месяцы его жизни находились в критическом состоянии; детектив счёл, что певица испугалась возможного развода и предпочла избавиться от мужа.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Обнаружение тела

Позже известным сторонником версии об убийстве стал Том Грант , частный детектив из Лос-Анджелеса, нанятый Кортни Лав (которая сама в это время находилась в Лос-Анджелесе) 3 апреля 1994 года, после того, как Кобейн сбежал из реабилитационной клиники 1 апреля 1994 года. Том Грант был нанят Кортни для поисков Курта, местонахождение которого было неизвестно с 1 апреля 1994 года (то есть с момента побега из реабилитационной клиники), а также для выяснения личности человека, который пытался воспользоваться заблокированной кредитной карточкой Курта за несколько дней до его смерти (позже Кортни призналась Гранту, что солгала насчёт кредитной карточки Курта; пытаясь ограничить передвижения своего мужа, она аннулировала его кредитную карточку, заявив, что она якобы украдена). Гранта, по словам, насторожили нелогичное поведение и путаные показания Кортни во время следствия. В процессе Грант установил, по его мнению, ряд интересных фактов. По утверждению частного детектива, кто-то хотел изобразить картину самоубийства и изобразил её почти убедительно. Главными доводами Гранта стали следующие утверждения :

Грант приходит к выводу, что заказчицей убийства была Кортни Лав. Отношения Лав с Кобейном в последние месяцы его жизни находились в критическом состоянии; детектив счёл, что певица испугалась возможного развода и предпочла избавиться от мужа. Незадолго до смерти Кобейн начал процесс оформления документов на развод, после оформления которых доля Лав в наследстве от погибшего мужа уменьшалась бы с 30 миллионов долларов (в качестве вдовы) до одного миллиона (в качестве бывшей жены).

Поддержал Гранта и документальный режиссёр Ник Брумфилд , автор фильма-расследования под названием Kurt & Courtney (). На сделанное им видеоинтервью с рок-музыкантом Элдоном «El Duce» Хоуком , включенное в фильм, нередко ссылаются сторонники теории об убийстве как на ещё одно доказательство того, что Кобейн был убит, а не покончил с собой: на этой записи Элдон объявляет, что Кортни Лав предлагала ему убить её мужа и обещала за это 50.000 долларов, сообщал, что знает, кем был убит музыкант, но имени преступника не раскрывал - только однажды он назвал имя некоего «Алана», после чего засмеялся и сказал: «Я сделаю так, чтобы ФБР поймало этого парня!». Всего через несколько дней после этого Хоук погиб под колесами поезда на железной дороге (что, по мнению сторонников теории заговора, также представляется весьма подозрительным). В то же время, многие отнеслись к показаниям Эль Дуче критически; так, журналист Эверетт Тру, близко знавший Кобейна при жизни, пишет в своей книге «Nirvana: The True Story» (в российском издании - «Nirvana: правдивая история»), что Хоук на этом видео откровенно издевается над интервьюером. Сам Брумфилд в интервью, сделанном вскоре после выхода «Kurt & Courtney», объявил, что не верит в убийство: «Я думаю, он покончил с собой… Кортни лишь подтолкнула его к этому» .

Ян Хэлперин (Ian Halperin ) и Макс Уоллес (Max Wallace ) выпустили в 1999 году книгу под названием «Who Killed Kurt Cobain?», в которой они провели расследование версии об убийстве, а также взяли интервью у Тома Гранта. В итоге они пришли к выводу, что, хотя для теории заговора не хватает веских доказательств, смерть Кобейна всё ещё окружена множеством вопросов и дело об убийстве не следовало закрывать так быстро . В 2004 году авторы написали вторую книгу, «Love and Death: The Murder of Kurt Cobain », в которой делаются аналогичные заключения .

Реакция родных и знакомых

Некоторые из близких и друзей Курта также усомнились в том, что он сам покончил с собой, или, по крайней мере, выразили свое недоумение в связи с этим поступком. Марк Ланеган , давний приятель Кобейна, признался в интервью «Rolling Stone »: «Я никогда не предполагал, что он покончит с собой. Думал, у него просто тяжелый период». В той же статье приводилась реплика Дилана Карлсона, одного из последних, кто видел Кобейна живым - он говорил, что хотел бы спросить у Курта или кого-нибудь из его близких, был ли римский инцидент попыткой самоубийства. Ким Гордон, басистка Sonic Youth , знавшая музыканта при жизни, заметила в интервью 2005 года : «Я даже не знаю, убил ли он себя сам. Некоторые его близкие так не считают…» и на вопрос, думает ли она, что Кобейн был убит неизвестными, ответила утвердительно. Говоря о «близких», Ким, возможно, ссылалась на Лиланда Кобейна, открыто объявлявшего, что, по его мнению, его внук не совершил самоубийство, а стал жертвой убийц. В том же интервью супруг Гордон, основатель Sonic Youth Тёрстон Мур , также сказал несколько слов о суициде Кобейна: «Он умер тяжелой смертью; это была не просто передозировка, он убил себя с насилием и жестокостью. Это было так… агрессивно, а по жизни он не был агрессивным, он был умным, у него был необычный ум. Так что его поступок можно объяснить только так: вот, мол, вашу мать, какой жест . Но этот жест… с ним что-то не так, есть в нём что-то неестественное. Он как-то не очень укладывается в рамки того, что мы знаем обо всём этом».

В свою очередь, некоторые из родных и знакомых Курта, в том числе его мать, Венди Кобейн, и его бывшие товарищи по группе, скептически относятся к версии об убийстве и соглашаются с официальным заключением или же вообще отказываются давать комментарии на эту тему. В интервью газете «Today» Венди сказала: «Самоубийство Курта не было случайностью. Он тщательно обдумал свой шаг и методично его осуществил. Последние два года я прожила в уверенности, что он скоро умрет» . Там же она отметила, что, по её мнению, «инцидент в Риме был… [его] первой попыткой уйти из жизни»: «Я сразу поняла, что это его радостное „выздоровление“ - не более чем шутовская инсценировка. Одной ногой он уже стоял в могиле». Двоюродная сестра Курта Беверли, врач-психиатр по профессии, особо подчеркивала тот факт, что в семье Кобейнов и до этого неоднократно встречались случаи самоубийства и психических заболеваний (в частности, оба его дяди по отцовской линии покончили с собой). После смерти своего знаменитого кузена она серьезно заинтересовалась темой суицида и его причин и посвятила себя работе по предотвращению самоубийств среди молодых людей, выпустив, среди всего прочего, книгу под названием When Nothing Matters Anymore: A Survival Guide for Depressed Teens («Когда уже ничто не имеет значения: пособие по выживанию для депрессивных подростков») . . Дэйв Грол заявил, что всегда чувствовал, что Курту суждено умереть молодым . Критически отнёсся к слухам об «убийстве» и журналист и музыкант Эверетт Тру, хорошо знавший и Кобейна, и Кортни Лав; в своей книге он приводит слова ещё одного знакомого Курта, Рене Наваррете: «Один парень позже разыскал меня через моего брата и высказал теорию заговора - о том, что Курта убили. Это смешно. Курт сам пару раз говорил мне, что если соберется покончить жизнь самоубийством, то только так, именно таким способом. Мы шутили над этим. Шутили, сколько нужно принять наркотиков, чтобы суметь поднести к соб­ственной голове ружье, - и так оно и случилось. Такой уж у нас был юмор - мы по-детски потешались над людьми и вещами» . Менеджер Nirvana Дэнни Голдберг также резко относится к этой теории: в своей книге Dispatches From The Culture Wars: How The Left Lost Teen Spirit он упоминает об «идиотских интернетовских слухах, будто Кобейн не покончил с собой, а был убит» и признается, что мысли о смерти музыканта по-прежнему причиняют ему боль.

Грег Сэйдж, лидер влиятельной панк-рок -группы Wipers и один из кумиров Курта, знавший его при жизни, так прокомментировал смерть Кобейна в одном из своих интервью:

Я не могу тут теоретизировать и строить какие-то предположения, я знаю только то, что он мне говорил лично: он был не особо счастлив относительно всего этого. Думаю, успех казался ему чем-то вроде кирпичной стены. Для него не было другого пути, кроме как покончить со всем этим; всё это было слишком фальшиво для него, а он был совсем не фальшивым человеком. Он вообще-то собирался прийти сюда в день где-то спустя две недели после его смерти, он хотел записать кучу каверов на Лидбелли . Но это как бы держалось в секрете, потому что люди точно не позволили бы ему сделать это. Подумайте, он был тогда в индустрии, где счет шёл на миллиарды долларов, и если бы индустрия узнала, что он хочет уйти, они бы ни за что не позволили ему это, в жизни не допустили бы этого, ведь если бы он просто ушёл со сцены, он был бы полностью забыт; но если бы он умер, он был бы увековечен .

Оригинальный текст (англ.)

Well, I can’t really speculate other than what he said to me, which was, he wasn’t at all happy about it, success to him seemed like, I think, a brick wall. There was nowhere else to go but down, it was too artificial for him, and he wasn’t an artificial person at all. He was actually, two weeks after he died, he was supposed to come here and he wanted to record a bunch of Leadbelly covers. It was kind of in secret, because, I mean, people would definitely not allow him to do that. You also have to wonder, he was a billion-dollar industry at the time, and if the industry had any idea at all of him wishing or wanting to get out, they couldn’t have allowed that, you know, in life, because if he was just to get out of the scene, he’d be totally forgotten, but if he was to die, he’d be immortalized.

Курта Кобейна нашли убитым в оранжерее собственного дома в Сиэтле. Согласно результатам следствия музыкант совершил самоубийство, однако есть и другие версии. Курту было всего 27 лет, и он страдал от героиновой зависимости.

Гибель фронтмена легендарной американской группы «Нирвана», ставшей родоначальницей стиля гранж, остается одной из самых главных тайн 20 века.

Смерть Курта Кобейна стала одной из множества загадочных смертей музыкантов, погибших в возрасте 27 лет. Этот феномен пресса назвала «Клуб 27». Кроме Курта туда вошли Джим Моррисон, Джимми Хендриксон и другие. Несмотря на то, что певец был многолетним героиновым наркоманом, причиной его смерти было объявлено самоубийство. У шокированных поклонников группы тут же родилось множество версий произошедшего.

Одной из самых популярных версий стало преднамеренное убийство. Действительно ли существовали люди, заинтересованные в смерти Кобейна, или все это лишь трагическая случайность?

Обнаружение тела

8 апреля 1994 года в 8:30 утра электрик Гэри Смит, который должен был установить сигнализацию в гараже, принадлежащем семье Кобейна, обнаружил тело музыканта. Оно находилось в нежилом помещении над гаражом – в импровизированной оранжерее, где стояли ящики с рассадой. Электрик заметил лежащего Курта через стеклянную дверь и позвонил в полицию.

Приехавшие полицейские нашли в доме:

  • музыканта со страшной раной на голове;
  • дробовик, лежащий поперек тела;
  • предсмертную записку, приколотую ручкой к грунту в одном из горшков.

Незадолго до смерти Курт выкурил сигарету и выпил бутылку пива, разложил перед собой документы и деньги – все эти вещи можно увидеть на фотографиях, сделанных на месте преступления. Кроме того, были обнаружены атрибуты, использующиеся для введения героина – ложка, зажигалка, шприцы и иглы.

Согласно результатам вскрытия, датой смерти Кобейна стало 5 апреля 1994 года. Причиной было названо огнестрельное ранение в голову, причинённое музыкантом самому себе. По некоторым данным, в крови музыканта был обнаружен морфин в огромной концентрации – 1,52 миллиграмма на литр, а также следы присутствия валиума. Как известно, морфин – это продукт распада героина, а такая концентрация в три раза превышает смертельную дозу. Есть мнения, что эта цифра не является достоверной, поскольку была взята не из официального заключения о смерти, а из газеты Seattle Post-Intelligencer. Настоящий отчет является конфиденциальной информацией и никогда не публиковался.

По оценкам детективов, в частности, Тома Гранта, расследование, проведенное полицейскими, не было достаточно качественным, например, сразу не были сняты отпечатки пальцев с дробовика.

После объявления самоубийства в качестве причины смерти судмедэкспертом, все следственные мероприятия были прекращены, хотя в деле оставалось множество белых пятен.

Прощание с Куртом Кобейном

10 апреля состоялось две поминальных службы: одна частная в Церкви Единства Правды для 200 самых близких знакомых Курта – семьи и участников музыкальной среды, в которой он жил. А вторая для поклонников в парке около Сиэттл центра. На прощание пришло около 5 000 человек.

Через громкоговорители передавались речи Гроула, Новоселича и Кортни Лав. На записи жена музыканта читала предсмертную записку Курта, а вскоре появилась перед поклонниками творчества Нирваны лично: она раздала часть одежды Кобейна.

Тело музыканта было кремировано по решению Кортни Лав. Певица исповедует буддистскую веру, поэтому отдала предпочтение сожжению, нежели захоронению. Она отвезла часть праха в храм для изготовления ритуальных статуэток. В 1999 году состоялась еще одна импровизированная церемония прощания с Куртом, на которой присутствовали родители, его жена и Фрэнсис Бин – дочь музыканта, после чего Фрэнсис развеяла оставшийся прах в Олимпии, где Кобейн когда-то работал.

Предшествующие события

Многие друзья и знакомые Курта отзываются о нем как об интроверте: человеке замкнутом, но при этом неуравновешенном, с пошатнувшейся из-за приема наркотиков психикой: вспомнить только эксцентричное поведение музыканта на сцене. Сам Курт в интервью Rolling Stone говорил, что он намного счастливее, чем думают многие.

Родом из детства

Творческая биография Кобейна началась в Абердине – небольшом городке с населением чуть более 10 000 человек в штате Вашингтон. Многие свои таланты и проблемы Курт связывал со средой, в которой рос. Несмотря на то, что родители не были музыкантами, его дядя играл в известной в тех краях группе The Beachcombers, а тетка играла на музыкальных инструментах. В кадрах документального фильма о Кобейне упоминается, что в Абердине было нечем заняться, поэтому там появлялось множество молодежных групп, например именно в этом городке началась история известной в Америке группы Melvins.

Курт был очень активным ребенком, не мог сосредоточиться на чем-то одном, поэтому родители забеспокоились и показали его врачу. Врач поставил диагноз «гиперактивность» и прописал для лечения препарат риталин, который впоследствии музыкант свяжет с появлением пристрастия к употреблению наркотиков.

Когда ребенку исполнилось девять, его родители развелись. Кобейн болезненно воспринял это событие. В дальнейшем музыкант неоднократно упоминал в своих интервью, что стыдился неполноценной семьи и всегда мечтал о воссоединении пары. Мальчик остался с матерью, но не смог ужиться с ее новым супругом, после чего ушел из дома и даже жил под мостом.

Во всем виноват героин

С подросткового возраста музыкант мучился ужасными болями в желудке, которые медики не могли диагностировать. Приступы были такими сильными, что позже Кобейн говорил, что в такие моменты не хотел жить – желание смерти посещало его каждый день.

По словам друга и участника Нирваны Криста Новоселича, на тусовках регулярно принимали героин, но Кобейн отказывался до последнего, несмотря на то, что перепробовал множество других психотропов – очень боялся уколов. Однажды один из дилеров сказал музыканту, что наркотики могут действовать как обезболивающее, после чего Кобейн впервые вколол себе дозу. Друзья пытались предупредить об опасности наркотика, но для Кобейна уже началась совсем другая жизнь.

Во время знакомства со своей будущей женой, Кортни Лав, Кобейн уже прочно «сидел на игле», но совместная жизнь с ней только усугубила ситуацию. Лав употребляла наркотики с 19 лет, поэтому ни о какой «завязке» не могло идти и речи. Сама женщина говорила, что она лишь следовала за Кобейном, соглашаясь с его решением стать зависимым. Многие друзья музыканта с ней не согласны: по словам Дилана Карлсона, ей было выгодно, чтобы Кобейн употреблял – так он не мог очнуться и бросить ее.

Первая попытка суицида Курта Кобейна

Несмотря на то, что периодически музыкант старался вылечиться от зависимости, например, во время беременности Кортни, попытки заканчивались лишь приобретением очередной дозы.

К 1993 году состояние Кобейна было ужасным: он постоянно болел и к тому же у него начались проблемы с психикой – появилась паранойя и мания преследования.

Отношения в семье также сильно накалились: Кортни хотела, чтобы Нирвана приняла участие в музыкальном фестивале, за одно выступление на котором продюсеры обещали гонорар более $9 миллионов. Кобейн не интересовался деньгами: он вынашивал планы о начале сольной карьеры. Новоселич вспоминает о тех временах: «Все чего он хотел – это ширнуться и умереть».

Во время своего тура по Европе лидер Нирваны тяжело заболел бронхитом. Он позвонил жене и попросил ее приехать. По словам Кортни, он плакал и ненавидел всех. Когда Лав прилетела, она нашла Кобейна без сознания в номере. Медики заключили: музыкант выпил около 50 таблеток обезболивающего, запив их алкоголем, что вызвало кратковременную кому. Несмотря на то, что Кобейн отрицал, что пытался свести счеты с жизнью, многие думают, что этот инцидент – первая попытка самоубийства.

18 марта случился еще один драматичный эпизод. В своем интервью Rolling Stone Лав рассказала историю о том, как ей пришлось вызывать полицейских, когда Кобейн заперся с оружием в комнате. Прибывший патруль нашел невредимого музыканта, который утверждал, что лишь хотел уединиться после ссоры с женой.

Помещение в клинику и бегство

25 марта Лав убедила мужа лечь в клинику для лечения от наркотической зависимости. Он улетел в Лос-Анджелес, а сама женщина вместе с Френсис Бин отправилась в Беверли-Хиллс.

Однако лечение не состоялось. Уже первого апреля Кобейн вышел на задний двор клиники, после чего перепрыгнул через ограждение и ушел в неизвестном направлении. В дальнейшем стало известно, что он купил билеты в Сиэтл, но точно неизвестно, чем музыкант был занят вплоть до своей гибели. Перед тем, как лечь в клинику, Кобейн купил вместе со своим другом дробовик, объясняя это, как нужду в самозащите.

Взволнованная Кортни Лав заявила о пропаже супруга, а также наняла частного детектива Тома Гранта для поисков беглеца. В дальнейшем этот шаг принесет ей множество проблем. Как уже известно, мертвого Кобейна обнаружили в его собственном доме 8 апреля.

Самоубийство ли?

Новость о смерти фронтемена Нирваны имела большой резонанс: множество известных музыкантов высказались о масштабе трагедии потери гитариста для мира. Несмотря на то, что большинство близких людей Кобейна, таких как Новоселич и Карлсон верили в то, что музыкант покончил с собой, другие считали, что Курт был убит, в частности его дед.

Слухи о недостоверности полицейских отчетов родились из-за цикла передач одного из американских журналистов, в котором была озвучена версия об убийстве. Однако самый большой резонанс вызвало личное расследование Томаса Гранта, того самого детектива, нанятого Кортни Лав для розысков Курта. Расследуя дело об исчезновении лидера Нирваны, Грант часто общался с его женой, составив определенное мнение о ней. Многие поклонники легендарной группы сочли тезисы Гранта более чем убедительными.

Предсмертная записка написана не Куртом

Многие, читавшие записку, найденную на месте гибели Кобейна, говорят о том, что ее содержание не похоже на прощальное письмо. В начале музыкант сообщает о том, что не испытывает удовольствия от написания музыки – действительно, в последнее время велись разговоры о прекращении существования группы. Кроме того, последние четыре строчки, где говорится о любви к семье, написаны намного крупнее и с более сильным нажимом, чем все остальные.

Подозрения Гранта усугубились, когда ему позвонила Розмари Кэролл – адвокат Курта. Она заявила, что накануне гибели Курта, к ней заходила Кортни и оставила рюкзак. В рюкзаке были обнаружены листы, на которых Лав написала несколько слов почерком, похожим на стиль письма Кобейна. Кэролл также сообщила, что не верит в самоубийство, поскольку музыкант просил ее составить завещание, исключающее право Кортни на получение какого-либо имущества, создавая мотив для своего убийства. Адвокат считала, что Кобейн хотел развестись с женой.

Слишком большая доза героина

Одним из основных доводов, говорящих в пользу убийства, стало выявление слишком большой концентрации морфина на литр крови. Доза, которую вколол Кобейн, должна была убить его раньше, чем пуля. Кроме того, по версии Гранта, наркотик подействовал бы так быстро, что мужчина не успел бы достать шприц, и он остался бы в вене. Шприц был закрыт колпачком и лежал в стороне в небольшой коробке.

Странности с дробовиком

На дробовике, сначала оставленном без внимания, позже были обнаружены лишь четыре нечетких отпечатка, принадлежность которых какому-либо лицу, в том числе самому Кобейну, определить не удалось.

Несмотря на то, что дробовик и расположение рук находились в том положении, которое указывало на самоубийство, отскочившая гильза свидетельствовала об ином расположении ствола во время стрельбы.

Фильм о смерти Курта Кобейна по версии Тома Гранта.

Другие подозрения

В своем интервью Rolling Stones Кобейн говорил о том, что последний тур был для него очень счастливым – он излечился от болей в животе и наслаждался временем, проведенным вместе с дочерью. Сведения о возможности самоубийства Кобейна регулярно озвучивались его женой: она даже дала интервью, где заявила, что всерьез опасается за жизнь Курта, после исчезновения мужа из наркологической клиники.

В 1999 году Ник Брумфилд снял фильм «Курт и Кортни», в котором Элдон Хок – вокалист и барабанщик группы The Mentors, утверждал, что Лав предлагала ему убить Кобейна за $50 000. Хок был найден мертвым всего через два дня после интервью для фильма.

Несмотря на наличие достаточно правдоподобных на первый взгляд доводов, полиция не намерена открывать дело повторно. Возможно именно потому, что на самом деле достаточных оснований для того, чтобы считать смерть Курта Кобейна криминальной, нет.

5 апреля 1994 года случилась последняя настоящая трагедия в истории рок-н-ролла, приведшая к неизбежной и закономерной канонизации лидера группы Nirvana Курта Кобейна в качестве рок-мученика. Почему и четверть века спустя песни бунтаря из Сиэтла и его личность продолжают волновать публику, привлекая поклонников, многие из которых родились уже после «точки пули в конце», разбирались «Известия».

Шум и ярость

25 лет назад «Клуб 27» официально закрылся для приема новых членов. И уже совершенно неважно, была ли смерть Курта Дональда Кобейна добровольной или нет - как продолжают думать многие горе-конспирологи. Да, в дальнейшем к канону пытались приобщиться и другие артисты. Пит Доэрти оказался слишком здоровым для того, чтобы умереть своей смертью, и слишком жизнелюбивым, чтобы наложить на себя руки. Эми Уайнхаус, при всех попытках поклонников уравнять ее с Кобейном и Моррисоном, всё же не обладала достаточным масштабом и яркостью дарования - или не успела его раскрыть. События последних лет - самоубийства Криса Корнелла, Честера Беннингтона и Кита Флинта - были совершены в более почтенном возрасте, а значит, имели под собой несколько иные причины, чем выгорание бешеного двигателя, и в теле, и в душе.

Канонизация Кобейна была действительно неизбежна, но этот ритуал, как водится, привел к тому, что за иконическим ликом, запечатленным на самых известных фотографиях, надежно скрылись суть и смысл того, кем был этот человек, и даже того, о чем он говорил. Тем более, что осуществленный группой Nirvana творческий прорыв, как это часто бывает, был воспринят далеко не полностью. Ведь какие ассоциации сегодня вызывает имя Кобейна? Подростковая ярость, юношеский нигилизм, доведенный до последней грани отчаяния панк-рок: «я ненавижу себя и хочу умереть». Смерть, как известно, придает судьбе законченность, но зачастую и вычеркивает из нее значимые примечания, уводя исследователей по легкому пути. Не всякий сегодня вспомнит, к примеру, что эти самые слова про ненависть к себе сам Кобейн совершенно искренне воспринимал как шутку. Дабы убедиться в том, что певец не был злобным байроническим подростком (каким его всё чаще представляют), достаточно внимательно прочесть примерно любой из его текстов...

Из лесу вышел

То есть нет, не так. Кобейн родился в Абердине - городе, населенном пьющими лесорубами, к числу которых принадлежал его отец. Главным развлечением Курта в детстве было прослушивание в отцовском грузовике альбома Queen «News of the World». Его лучшим другом в школе был такой же, как он, застенчивый гей (про то, был ли у Кобейна гомосексуальный опыт, зачем-то спорят до сих пор - как будто это что-то меняет). Начав играть на гитаре, Курт так старался, что повредил спину, от болей в которой (как и от больного желудка) страдал всю жизнь, а потому подсел на анальгетики. В 25 лет вдобавок к зависимостям от всё более сильных обезболивающих, безумной жене (выбранной по принципу «каждому Сиду нужна своя Нэнси») и свалившейся как снег на голову безумной популярности (которой он ждал, но не мог, конечно, предугадать нюансов), он еще и стал отцом. Всё это непросто было бы вынести даже человеку с более благополучным детством и более стабильной психикой. И конечно, значительная часть этих переживаний, помноженных на и без того свойственные возрасту гормональные скачки, нашли отражение в стихах, музыке и поведении на сцене.

Однако достаточно изучить архивы, чтобы увидеть, насколько Кобейн серьезно подходил к отбору песен, вошедших в итоге в канонические альбомы. Панковские виньетки вроде трека с характерным названием «Moist Vagina» в итоге составили содержание сборника «Sliver», составленного вдовой Курта Кортни Лав - и это самая неинтересная компиляция в довольно обширном посмертном каталоге. Если же обратиться к текстам песен, доведенных до студийного совершенства, то там совсем другая картина. «Подростковое отчаяние получило свое, теперь я старый и скучный» - так начинается альбом «In Utero». Название песни «Serve the servants», кстати, тоже не самый банальный образ - впрочем, вряд ли стоит удивляться индуистскому принципу «быть слугой слуги» в случае группы под названием Nirvana.

Достижение абсолюта

Были у него и свои герои. Например, Фрэнсис Фармер - затравленная голливудская звезда, которой не только угробили карьеру, но и запихнули в психушку. Собственно, Кобейн при каждом удобном случае заявлял, что является убежденным и последовательным феминистом. Доказательство можно найти на том же «In Utero» - в песне «Heart-Shaped Box», очевидно посвященной агонии собственного брака, Кобейн поет о том, что мечтает избавить возлюбленную от раковой опухоли, под которой, очевидно, понимаются причины их конфликтов. Однако хватит декодинга - хотя в случае Nirvana эта популярная сегодня забава не менее оправдана, чем в отношении куда более многословных рэперов...

Впрочем, нет, еще проще. Согласно свидетельству кого-то из близких - кажется, его первой девушки Трейси Марандер - Кобейн описывал свою творческую задачу как стремление совместить абсолютный поп и абсолютный панк. Под попом в тот момент понималась, конечно, не Мадонна или Майкл Джексон, а скорее любимые Куртом The Beatles и другие поп-группы тех времен, когда это слово еще не звучало оскорблением для поклонника «настоящего рока». Иными словами, речь шла о том, чтобы придать песням о любви подобающую лихому и лютому времени панковскую энергию - что и было сделано уже на первых записях Nirvana. Показательна в этом смысле песня «On a Plain», абстрактный текст которой резюмируется словами «что, черт возьми, я пытаюсь сказать?», спетыми с такими эйфорическими интонациями, которые моментально развеивают все мифы о какой-то особенной депрессивности Nirvana. Как и полагается всякому художнику, за наносным цинизмом (присущим представителям «поколения икс»), Кобейн скрывал потребность говорить о любви как о той вещи, для которой всё еще не придумали точного слова. О том чувстве, которое, как пел другой рок-великомученик, вполне способно разорвать на куски. При взгляде из дня сегодняшнего именно эта трактовка той трагедии (перекликающаяся, кстати, и с любимым Куртом романом «Парфюмер») кажется самой адекватной. Или во всяком случае, пусть и болезненно, но всё же невероятно красивой - как и всё остальное в истории последнего настоящего рок-героя прошлого века.

Обнаружение тела

Позже известным сторонником версии об убийстве стал Том Грант , частный детектив из Лос-Анджелеса, нанятый Кортни Лав (которая сама в это время находилась в Лос-Анджелесе) 3 апреля 1994 года, после того, как Кобейн сбежал из реабилитационной клиники 1 апреля 1994 года. Том Грант был нанят Кортни для поисков Курта, местонахождение которого было неизвестно с 1 апреля 1994 года (то есть с момента побега из реабилитационной клиники), а также для выяснения личности человека, который пытался воспользоваться заблокированной кредитной карточкой Курта за несколько дней до его смерти (позже Кортни призналась Гранту, что солгала насчёт кредитной карточки Курта; пытаясь ограничить передвижения своего мужа, она аннулировала его кредитную карточку, заявив, что она якобы украдена). Гранта, по словам, насторожили нелогичное поведение и путаные показания Кортни во время следствия. В процессе Грант установил, по его мнению, ряд интересных фактов. По утверждению частного детектива, кто-то хотел изобразить картину самоубийства и изобразил её почти убедительно. Главными доводами Гранта стали следующие утверждения :

Грант приходит к выводу, что заказчицей убийства была Кортни Лав. Отношения Лав с Кобейном в последние месяцы его жизни находились в критическом состоянии; детектив счёл, что певица испугалась возможного развода и предпочла избавиться от мужа. Незадолго до смерти Кобейн начал процесс оформления документов на развод, после оформления которых доля Лав в наследстве от погибшего мужа уменьшалась бы с 30 миллионов долларов (в качестве вдовы) до одного миллиона (в качестве бывшей жены).

Поддержал Гранта и документальный режиссёр Ник Брумфилд , автор фильма-расследования под названием Kurt & Courtney (). На сделанное им видеоинтервью с рок-музыкантом Элдоном «El Duce» Хоуком , включенное в фильм, нередко ссылаются сторонники теории об убийстве как на ещё одно доказательство того, что Кобейн был убит, а не покончил с собой: на этой записи Элдон объявляет, что Кортни Лав предлагала ему убить её мужа и обещала за это 50.000 долларов, сообщал, что знает, кем был убит музыкант, но имени преступника не раскрывал - только однажды он назвал имя некоего «Алана», после чего засмеялся и сказал: «Я сделаю так, чтобы ФБР поймало этого парня!». Всего через несколько дней после этого Хоук погиб под колесами поезда на железной дороге (что, по мнению сторонников теории заговора, также представляется весьма подозрительным). В то же время, многие отнеслись к показаниям Эль Дуче критически; так, журналист Эверетт Тру, близко знавший Кобейна при жизни, пишет в своей книге «Nirvana: The True Story» (в российском издании - «Nirvana: правдивая история»), что Хоук на этом видео откровенно издевается над интервьюером. Сам Брумфилд в интервью, сделанном вскоре после выхода «Kurt & Courtney», объявил, что не верит в убийство: «Я думаю, он покончил с собой… Кортни лишь подтолкнула его к этому» .

Ян Хэлперин (Ian Halperin ) и Макс Уоллес (Max Wallace ) выпустили в 1999 году книгу под названием «Who Killed Kurt Cobain?», в которой они провели расследование версии об убийстве, а также взяли интервью у Тома Гранта. В итоге они пришли к выводу, что, хотя для теории заговора не хватает веских доказательств, смерть Кобейна всё ещё окружена множеством вопросов и дело об убийстве не следовало закрывать так быстро . В 2004 году авторы написали вторую книгу, «Love and Death: The Murder of Kurt Cobain », в которой делаются аналогичные заключения .

Реакция родных и знакомых

Некоторые из близких и друзей Курта также усомнились в том, что он сам покончил с собой, или, по крайней мере, выразили свое недоумение в связи с этим поступком. Марк Ланеган , давний приятель Кобейна, признался в интервью «Rolling Stone »: «Я никогда не предполагал, что он покончит с собой. Думал, у него просто тяжелый период». В той же статье приводилась реплика Дилана Карлсона, одного из последних, кто видел Кобейна живым - он говорил, что хотел бы спросить у Курта или кого-нибудь из его близких, был ли римский инцидент попыткой самоубийства. Ким Гордон, басистка Sonic Youth , знавшая музыканта при жизни, заметила в интервью 2005 года : «Я даже не знаю, убил ли он себя сам. Некоторые его близкие так не считают…» и на вопрос, думает ли она, что Кобейн был убит неизвестными, ответила утвердительно. Говоря о «близких», Ким, возможно, ссылалась на Лиланда Кобейна, открыто объявлявшего, что, по его мнению, его внук не совершил самоубийство, а стал жертвой убийц. В том же интервью супруг Гордон, основатель Sonic Youth Тёрстон Мур , также сказал несколько слов о суициде Кобейна: «Он умер тяжелой смертью; это была не просто передозировка, он убил себя с насилием и жестокостью. Это было так… агрессивно, а по жизни он не был агрессивным, он был умным, у него был необычный ум. Так что его поступок можно объяснить только так: вот, мол, вашу мать, какой жест . Но этот жест… с ним что-то не так, есть в нём что-то неестественное. Он как-то не очень укладывается в рамки того, что мы знаем обо всём этом».

В свою очередь, некоторые из родных и знакомых Курта, в том числе его мать, Венди Кобейн, и его бывшие товарищи по группе, скептически относятся к версии об убийстве и соглашаются с официальным заключением или же вообще отказываются давать комментарии на эту тему. В интервью газете «Today» Венди сказала: «Самоубийство Курта не было случайностью. Он тщательно обдумал свой шаг и методично его осуществил. Последние два года я прожила в уверенности, что он скоро умрет» . Там же она отметила, что, по её мнению, «инцидент в Риме был… [его] первой попыткой уйти из жизни»: «Я сразу поняла, что это его радостное „выздоровление“ - не более чем шутовская инсценировка. Одной ногой он уже стоял в могиле». Двоюродная сестра Курта Беверли, врач-психиатр по профессии, особо подчеркивала тот факт, что в семье Кобейнов и до этого неоднократно встречались случаи самоубийства и психических заболеваний (в частности, оба его дяди по отцовской линии покончили с собой). После смерти своего знаменитого кузена она серьезно заинтересовалась темой суицида и его причин и посвятила себя работе по предотвращению самоубийств среди молодых людей, выпустив, среди всего прочего, книгу под названием When Nothing Matters Anymore: A Survival Guide for Depressed Teens («Когда уже ничто не имеет значения: пособие по выживанию для депрессивных подростков») . . Дэйв Грол заявил, что всегда чувствовал, что Курту суждено умереть молодым . Критически отнёсся к слухам об «убийстве» и журналист и музыкант Эверетт Тру, хорошо знавший и Кобейна, и Кортни Лав; в своей книге он приводит слова ещё одного знакомого Курта, Рене Наваррете: «Один парень позже разыскал меня через моего брата и высказал теорию заговора - о том, что Курта убили. Это смешно. Курт сам пару раз говорил мне, что если соберется покончить жизнь самоубийством, то только так, именно таким способом. Мы шутили над этим. Шутили, сколько нужно принять наркотиков, чтобы суметь поднести к соб­ственной голове ружье, - и так оно и случилось. Такой уж у нас был юмор - мы по-детски потешались над людьми и вещами» . Менеджер Nirvana Дэнни Голдберг также резко относится к этой теории: в своей книге Dispatches From The Culture Wars: How The Left Lost Teen Spirit он упоминает об «идиотских интернетовских слухах, будто Кобейн не покончил с собой, а был убит» и признается, что мысли о смерти музыканта по-прежнему причиняют ему боль.

Грег Сэйдж, лидер влиятельной панк-рок -группы Wipers и один из кумиров Курта, знавший его при жизни, так прокомментировал смерть Кобейна в одном из своих интервью:

Я не могу тут теоретизировать и строить какие-то предположения, я знаю только то, что он мне говорил лично: он был не особо счастлив относительно всего этого. Думаю, успех казался ему чем-то вроде кирпичной стены. Для него не было другого пути, кроме как покончить со всем этим; всё это было слишком фальшиво для него, а он был совсем не фальшивым человеком. Он вообще-то собирался прийти сюда в день где-то спустя две недели после его смерти, он хотел записать кучу каверов на Лидбелли . Но это как бы держалось в секрете, потому что люди точно не позволили бы ему сделать это. Подумайте, он был тогда в индустрии, где счет шёл на миллиарды долларов, и если бы индустрия узнала, что он хочет уйти, они бы ни за что не позволили ему это, в жизни не допустили бы этого, ведь если бы он просто ушёл со сцены, он был бы полностью забыт; но если бы он умер, он был бы увековечен .

Оригинальный текст (англ.)

Well, I can’t really speculate other than what he said to me, which was, he wasn’t at all happy about it, success to him seemed like, I think, a brick wall. There was nowhere else to go but down, it was too artificial for him, and he wasn’t an artificial person at all. He was actually, two weeks after he died, he was supposed to come here and he wanted to record a bunch of Leadbelly covers. It was kind of in secret, because, I mean, people would definitely not allow him to do that. You also have to wonder, he was a billion-dollar industry at the time, and if the industry had any idea at all of him wishing or wanting to get out, they couldn’t have allowed that, you know, in life, because if he was just to get out of the scene, he’d be totally forgotten, but if he was to die, he’d be immortalized.