Денискины рассказы вопросы для викторины. Викторина на тему "денискины рассказы"

Оборудование:

1. Портрет В. Драгунского.

2. Выставка книг В. Драгунского.

3. Иллюстрации из книг:

К рассказу «Мотогонки по отвесной стене» (Дениска мчится на велосипеде);

К рассказам «Тайное становится явным», «Главные реки», «Куриный бульон», «Похититель собак», «Англичанин Павля».

4. Резиновая игрушка «Курица».

Ход занятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Ведущий. Добрый день, дорогие любители книг! Сегодня я хочу пригласить вас на заочную встречу с замечательным детским писателем Виктором Драгунским и его «Денискиными рассказами». Мы вспомним его веселых и очень добрых героев и прислушаемся к совету-пожеланию писателя: «Будьте счастливы, дети!».

II. Рассказ о жизни Виктора Драгунского.

Виктор Драгунский родился давно. Тогда даже ваши прадедушки и прабабушки родиться не успели. А родился он в Америке, в городе Нью-Йорке. Это вот как получилось. Папа и мама у него были очень молодые. На месте им не сиделось, и они решили поехать в Америку. И поехали. Но в Америке им не понравилось, и они вернулись домой. Но не одни. С собой они привезли писателя Виктора Драгунского. То есть тогда он был совсем крошечный малютка, а потом вырос и стал писателем.

Когда Виктор Драгунский учился в школе, он не был отличником. Он любил побезобразничать, похохотать, придумать что-нибудь озорное. За такое не пятерки ставят, а пишут замечание в дневнике. Зато на нем держалась вся школьная самодеятельность, потому что он был большим затейником.

Между прочим, больше всего В. Драгунский любил книжку про Тома Сойера. Неугомонный Том был его любимым героем - недаром с детства Виктор Драгунский терпеть не мог ябед и нытиков.

После школы он работал на заводе токарем и там тоже всех смешил, сочинял на ходу невероятные истории, всех разыгрывал, тогда его заводские друзья решили, что ему надо идти в артисты. И Виктор Драгунский поступил учиться «на артиста», а когда выучился, то работал в Московском театре Сатиры, где играют только очень смешные спектакли.

А ещё Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, он был самым весёлым и смешным Дедом Морозом, и все дети, мамы, папы, бабули, дедули просто животики надрывали от смеха.

Кроме того, Виктор Драгунский работал клоуном в цирке! В Московском цирке на Цветном бульваре он был рыжим клоуном и носил лохматый ярко-оранжевый парик.

Когда началась война, Драгунский пошел в народное ополчение (плоскостопие и астма не позволили ему пойти в регулярную армию) и защищал Москву от фашистов: копал защитные рвы против танков. А ещё во время войны Драгунский ездил на фронт выступать перед бойцами, чтобы у них было хорошее настроение.

Вот сколько всего интересного случилось с Драгунским до того, как он стал писателем! Он, наверное, и не собирался писателем становиться. Зачем, если можно прекрасно работать клоуном или Дедом Морозом?

Но однажды у него родился сын Денис. Настоящий Денис был очень похож на книжного: ему десять лет, он так же добр и внимателен, очень любил маму, с отцом у него - дружеские отношения, между ними никогда не возникало ни ссор, ни криков, они вместе гуляли, ходили в музеи, в цирк.

И тут с настоящим Денисом начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы» в количестве 90 штук, над которыми хохотали до упаду не только у нас в России, но и в Украине, Норвегии, даже в Японии хохотали! А имя Денис стало очень популярным в нашей стране.

Мальчик Дениска уже давным-давно вырос и стал совсем серьезным и немножко лысым. И сестра его младшая, Ксюша, которая появляется всего в двух рассказах - «Сестра моя Ксения» и «Тройка по поведению», тоже давно выросла. Виктора Драгунского нет с нами уже много лет. А дети до сих пор читают «Денискины рассказы» и смотрят фильмы про Дениску: «Веселые истории» и «По секрету всему свету». (Роль Дениски в кинофильме «Веселые истории» сыграл нынешний губернатор Ивановской области Михаил Мень, когда был маленьким.)

Дениска Кораблев, хотя он не всегда учит уроки и, бывает, опаздывает в школу, очень даже неплохой мальчик. Он хорошо учится. У него замечательные папа и мама, он не капризничает. Он добрый и честный. Его не перестает удивлять и восхищать мир, в котором он живет. Он счастливый человек.

Да что мы все вокруг да около. Давайте откроем «Денискины рассказы» и познакомимся с Дениской поближе.

III. Викторина «Знаешь ли ты героя?».

Ведущий. Из рассказов «Что я люблю...» и «...И чего не люблю!» мы узнаем, что любит и чего не любит Дениска. Я буду начинать предложение, а вы должны догадаться, каким словом его закончить - «любит» или «не любит».

Дениска любит

Дениска не любит

Лежать животом на папином колене

Лечить зубы

Смотреть телевизор

Ходить в новом костюме

Громко петь

Яйца всмятку

В день рождения играть в «Каравай»

Звонить по телефону

Мазать порезанный палец йодом

Строгать, пилить

Манную кашу

Делать подарки

Когда мама сердится

Грызть сухарь

Ссориться с друзьями

Посмеяться

Песню «Ландыши, ландыши»

Ходить в зоопарк

Страшные места в сказках

Обманщиков

IV. Дениска - какой он?

Ведущий. Дениска похож на солнце. Дениска-солнце все время в движении, и вокруг него тоже все движется: меняются события, люди, место и время действия...

Мама, папа, сестренка Ксения, друзья Мишка и Аленка, учитель пения Борис Сергеевич, учительница Раиса Ивановна, девочка на шаре, собака Чапка, канарейка Лимончик, светлячок.

Мы видим Дениску то дома, то в школе, в гостях, в бассейне, в цирке, на водной станции, в кино, в Эрмитаже, в деревне.

Вот Денис громко поет любимую песню («Слава Ивана Козловского»), катается на велосипеде с мотором («Мотогонки

по отвесной стене»), запускает ракету («Удивительный день»), прыгает с вышки в воду («Рабочие дробят камень»), мечтает («Бы...»), играет в школьном спектакле («Смерть шпиона Гадю- кина»), летит на самолете («Приключение»), ест манную каш}" («Тайное становится явным»), отвечает урок в рассказе «Главные реки».

Давайте представим, как он это делает.

V. Представление рассказа «Главные реки».

Разыгрывается сценка.

Дениска. Я вчера не успел уроки сделать - выучить стихотворение Некрасова и главные реки Америки. И, конечно, когда Раиса Ивановна вошла в класс, она на ходу сказала:

Раиса Ивановна. Кораблев, к доске! Ну?

Дениска. Что?

Раиса Ивановна. Перестань чтокать! Читай. Наизусть!

Дениска. Что?

Раиса Ивановна. Стихи, конечно!

Раиса Ивановна. Ну!

Дениска. Что?

Раиса Ивановна. Читай сейчас же! Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!

Дениска. Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово, и я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперёд и продекламировал: «Мужичонка!» Все замолчали. Раиса Ивановна внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку ещё внимательнее. Мишка показывал на свой большой палец и зачем-то щёлкал его по ногтю. И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал: «С ноготком! Мужичонка с ноготком!»

Раиса Ивановна. Довольно, Кораблёв! Уж если не знаешь, не срамись. А названия всех рек Америки ты выучил?

Дениска. Конечно, выучил. А как же!

Раиса Ивановна. Ну вот, исправь ужасное впечатление, которое ты произвёл чтением стихов Некрасова. Назови самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.

Дениска. Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел. В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. В эту секунду я увидел, что Петька Горбушкин показывает мне длинную газетную ленту, и на ней толсто намалёваны чернилами буквы. Я стал вглядываться в эти буквы и прочёл первую половину.

Раиса Ивановна. Ну, Кораблёв? Какая же главная река в Америке?

Дениска. Миси-писи... Раиса Ивановна смеялась до слёз, но двойку мне влепила будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.

Ведущий. Раиса Ивановна смеялась. А вам понятно, в чем ошибся Дениска? Скажите правильное название стихотворения И. Некрасова. («Мужичок с ноготок».) Как же называется главная река Америки. (Миссисипи.)

VI. Представление рассказа «Тайное становится явным».

Отрывок из рассказа (зачитывает ведущий):

«Однажды мама спросила меня:

Хочешь, пойдём с тобой в Кремль?

Ну ещё бы... Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. Поэтому я быстро ответил маме:

Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

Тогда мама улыбнулась:

Ну вот, съешь манную кашу, и пойдём. А я пока посуду вымою. Только помни - ты должен съесть всё до дна!

И мама ушла на кухню.

А я остался с кашей наедине. Я пошлёпал её ложкой. Потом посолил. Попробовал - ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал... Ещё хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил её. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Всё равно было скользко, липко и противно. И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном почти всё можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.

В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:

Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, идём на прогулку в Кремль!

И она меня поцеловала».

Ведущий. Как вы думаете, попал Дениска в Кремль? В каком городе живет Дениска? (В Москве.)

VII. Представление рассказа «Куриный бульон».

Разыгрывается сценка.

Дениска. Мама принесла из магазина курицу и велела папе сварить ее, а сама ушла на работу. Я сказал папе: «Ты, папа, свари что-нибудь самое быстрое».

Папа. Верно, сынок! Нам что важно? Поесть побыстрей! Что можно сварить побыстрей? Ответ простой и ясный: бульон!

Дениска. А ты бульон умеешь?

Папа. А чего тут уметь? Бульон - это проще пареной репы: положи в воду и жди, когда сварится. Дениска, помогай!

Дениска. А что я должен делать?

Папа. Видишь, на курице какие-то волоски. Ты их состриги, потому что я не люблю бульон лохматый.

Дениска. Не очень-то быстро выстригается.

Папа. Ну и бестолковые мы с тобой, Дениска! Кончай стрижку! Ее нужно опалить на огне! Все волоски сгорят, и не надо никакой стрижки.

Дениска. Мы зажгли горелку и стали обжигать курицу на огне. Она здорово горела и пахла паленой шерстью.

Папа. Ох и хорошая курочка! Сейчас она у нас вся обгорит и станет чистенькая и беленькая.

Дениска. Но курица, наоборот, становилась какая-то черненькая, обугленная.

Папа. По-моему, она как-то неожиданно прокоптилась.

Дениска. Это она не прокоптилась, просто она вся в саже. Давай-ка, папа, я ее вымою.

Папа. Ты молодец! Ты сообразительный. Ну-ка, дружок, возьми эту курицу и вымой ее хорошенько под краном.

Дениска. Я подошел к раковине, пустил воду, подставил под нее курицу и стал тереть ее правой рукой изо всех сил. Пап, она совершенно не отстирывается. Сажи очень много.

Папа. Пустяки, сажа только сверху. На тебе кусок земляничного мыла. Намыливай!

Дениска. Этот проклятый петух только размазывается от мыла.

Папа. Вот щетка! Возьми-ка, потри ее хорошенько! Сначала спинку, а уж потом все остальное. Крепче три! Ловчее! Держи за крылья! Эх, ты! Да ты, я вижу, совсем не умеешь мыть курицу.

Дениска. Пап, ты попробуй сам! Я протянул ему курицу. Но он не успел ее взять, как вдруг она выпрыгнула у меня из рук и ускакала под самый дальний шкафчик. Но папа не растерялся.

Папа. Подай швабру!

Дениска. Папа вытащил курицу из-под шкафа, ухватил ее за лапки и поволок опять под кран. Он довольно чисто ее прополоскал и положил в кастрюлю.

Ведущий. Что забыли сделать папа и Денис, прежде чем начать варить курицу? (Выпотрошить.) Можно ли сказать, что папа умеет варить курицу? Какой совет можно дать папе и Денису? (Расспросить маму, как варить бульон.)

VIII. Представление рассказа «Похититель собак».

Отрывок из рассказа (выразительное чтение учителем - как вариант: может быть чтение по ролям подготовленными учащимися):

«Когда я жил у дяди Володи на даче, недалеко от нас жил Борис Климентьевич. У него была собачка под названием Чапка, черная, мохнатая, морда кирпичом, хвостик торчком. Как-то он попросил меня погулять с Чапкой. Мы с Чапкой играем, а в это время мимо идет Ванька Дыхов с удочкой.

Дениска, пойдем рыбу ловить!

Не могу, я Чапку стерегу.

Посади Чапку в дом. Захвати свой бредень и догоняй.

Когда я опять вышел на дорогу, Ванька уже скрылся за углом. Я полетел его догонять и вдруг вижу: возле палатки сидит моя Чапка, язык высунула и смотрит на меня как ни в чём не бывало. Вот так да! Это значит, я дверь плохо прикрыл! Но ведь мне надо спешить. Там Ванька рыбу таскает, а я тут с ней возись. Я схватил её за ошейник и потащил домой. На этот раз Чапка упиралась в землю всеми четырьмя лапами. Я её еле доволок до дверей. Открыл узенькую щёлку, впихнул и дверь захлопнул. Она там зарычала и залаяла, но я не стал её утешать.

И хотя я очень устал от возни с Чапкой, я припустился бежать к реке. Когда я уже поравнялся с будкой, из-за неё выскочила... Чапка! Я даже оторопел. Я просто не верил своим глазам. Чапка стала делать вид, что она меня сейчас укусит за то, что я её оставил дома. Рычит и лает на меня! Я стал хватать её за ошейник, но она не давалась и всё время лаяла.

Тогда я взял свой бредень - и хлоп! - накрыл Чапку. Она прямо взвыла от злости, но я быстро закутал её, перекинул бредень через плечо и потащил её домой. Там я вытряхнул её в окошко и припёр его снаружи палкой. Она сразу там залаяла и зарычала на разные голоса, а я уже в третий раз побежал за Ванькой.

У самой реки я встретил Ваньку. Он шёл весёлый, а в руке у него на травинке нанизаны две уклейки, большие, с чайную ложку каждая. Я говорю:

Ого! А у тебя, я вижу, здорово клевало!

Ванька говорит:

Не успевал вытаскивать. Давай отнесём рыбу маме на уху, а после обеда снова пойдём. Может, и ты что-нибудь поймаешь.

И так за разговором мы незаметно дошли до дома Бориса Климентьевича. А около его дома стояла небольшая толпа: дядька, тётенька, мальчишка. Они увидели меня и начали кричать:

Хватайте его! Это он!

Отдай сейчас же Бобку!

А где моя Люська? Ты куда её увёл?

Они все кинулись ко мне. Я немножко испугался и быстро отбежал от них, бросил бредень, влез на забор и закричал:

Отойдите от забора. Я никакого Бобку не знаю и Люську тоже. Я даже с ними не знаком!

Все выяснилось, когда прибежал Борис Климентьевич. Он открыл дверь и оттуда выскочили три собаки! Три Чапки!»

Ведущий . Почему запертыми оказались три собаки? (Собаки были очень похожи друг на друга.) Что такое бредень? (Маленькая сеть, сачок, удочка.)

IX. Представление рассказа «Англичанин Павля».

Разыгрывается сценка.

Дениска. 31 августа к нам в гости пришел Павля. А тут как раз папа по случаю начала нового учебного года предложил «зарезать» арбуз. Все начали есть, долго ели и молчали. А о чем разговаривать, когда во рту такая вкуснотища! И когда мама стала убирать корки, папа сказал:

Папа. А чего ты, Павля, так долго не был у нас?

Дениска. Да. Где ты пропадал? Что ты делал?

Павля (напыжившись). Что делал? Что делал?.. Английский изучал, вот что делал.

Папа. Молодец! Уважаю!

Дениска. А что, трудный английский язык?

Павля. С ума сойти.

Папа. Ещё бы не трудный. Там у них сам чёрт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется Ливерпуль, а произносится Манчестер.

Дениска. Ну да! Верно, Павля?

Павля. Прямо беда. Я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести граммов.

Мама. Что ж ты не пользуешься своими знаниями, Павлик? Ты почему, когда вошёл, не сказал нам по-английски «здрасте»?

Павля. Я «здрасте» ещё не проходил.

Мама. Ну вот ты арбуз поел, почему не сказал «спасибо»?

Павля. Я сказал.

Мама. Ну да, по-русски ты сказал, а по-английски?

Павля. Мы до «спасибо» ещё не дошли. Очень трудное пропо-ви-сание.

Дениска. Павля, а научи меня, как по-английски «раз, два, три».

Павля. Я этого ещё не изучил.

Дениска. А что же ты изучил? За два месяца ты всё-таки хоть что-нибудь изучил?

Павля. Я изучил, как по-английски «Петя».

Дениска. Ну, как?

Павля. «Пит»! По-английски «Петя» будет «Пит». Вот завтра приду в класс и скажу Петьке Горбушкину: «Пит, а Пит, дай ластик!» Небось рот разинет, ничего не поймёт. Вот потеха-то будет? Верно, Денис?

Дениска. Верно. Ну, а что ты ещё знаешь по-английски?

Павля. Пока всё».

Ведущий. Какое слово скрывается за словом, которое Павля произнес как «проповисание», напишите его на доске правильно и скажите, что обозначает это слово? (Правописание - это орфографические правила и умение писать без ошибок.)

X. Подведение итогов. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Что ж... Вот и подошел к концу наш разговор о героях В. Драгунского. Но у вас всегда есть возможность организовать с ними новую встречу самостоятельно. Если вдруг кому-нибудь станет грустно, скучно и захочется похныкать, берите и читайте «Денискины рассказы». Не сомневайтесь - это верный способ поднять себе настроение и получить витамины доброты, благородства, порядочности, мужества!

В заключение можно спросить детей, какие рассказы В. Драгунского про Дениску они читали. Пусть назовут свой любимый рассказ.

Литература

1. Арзамасцева, И. Н. В. Ю. Драгунский [Текст] / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева // Детская литература: учебник для студентов. - М. : Академия, 2002. - С. 383-385.

2. Арзамасцева, И. Н. Драгунский В. Ю. (1913-1972) [Текст] / И. Н. Арзамасцева, Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова // Детские писатели: справочник для учителей и родителей. - М. : Баллас: С-Инфо, 1995. - С. 38-40, 77

3. Коновалов, А. В. Драгунский В. Ю. [Текст] / А. В. Коновалов // Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь: в 3 ч. Ч. 3. - М. : Либерея, 2000. - С, 152-155.

4. Корф, О. Б. В. Ю. Драгунский [Текст] / О. Б. Корф // О. Б. Корф. Детям о писателях: XX век: от А до Н: книга для учителей, воспитателей, родителей. - М. : Стрелец, 2006. - С. 24-25.

5. Кузнецова, Н. И. Драгунский В. Ю. (1913-1972) [Текст] / Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова // Русские писатели XX века: биобиблиограф, словарь. - 2-е изд., испр. и доп- - М. : Флинта, 1998.-С. 164-166.

6. Папа Дениски Кораблева: В. Ю. Драгунский (1913-1972) // Жили-были: сказоч. газ. - 1997. - С. 2-3. - (Сказочники).

7. Сивоконь, С. И. Будьте счастливы, дети!: В. Ю. Драгунский (1913-1972) [Текст] // С. И. Сивоконь. Веселые ваши друзья: очерки о юморе в советской литературе для детей. - М. : Детская литература, 1980.-С. 160-188.

8. Сивоконь, С. И. Будьте счастливы, дети!: Виктор Драгунский и его «Денискины рассказы» [Текст] : сб. стат. / С. И. Сивоконь. -М. : Детская литература, 1979. - С. 122-141.

9. Сивоконь, С. И. Веселые ваши друзья [Текст] : очерки о юморе в советской литературе для детей. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : Детская литература, 1986. - С. 104-129.

10. Тихомирова, И. И. Драгунский В. Ю. (1913-1972) [Текст] // Очерки о детских писателях: справочник для учителей нач. классов / И. И. Тихомирова. - М. : Бапасс, 1999. - С. 63-66.

11. Усачева, Е. Папа Дениса Кораблева // Пионерская правда. - 1998. -№ 43. - С. 2.

Погодина Н. Л. Литературная игра «Денискины рассказы»

Методическая разработка урока по внеклассному чтению

«Литературная игра «Денискины рассказы»»

УМК «Планета Знаний»

Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных произведениях Драгунского В. Ю.

Оборудование: звёздочки 5-ти цветов (команды получают за правильные ответы), сладости, картинки для мозаики в конверте, кроссворды, листочки для физминутки, сладкие призы.

Предварительная подготовка: В течение месяца дети читают сборник рассказов В. Ю. Драгунского «Денискины рассказы».

Форма организации деятельности учащихся: групповая (5 групп)

Используемая литература: 1. Драгунский В. Ю. Денискины рассказы/Виктор Драгунский. - М.: Астрель; АСТ: Владимир: ВКТ, 2010. - 286, ил

2. Стихотворение Н. Найденовой «Мой друг» - http://www.hobobo.ru/stihi/stihotvorenie/moy-drug-n-naydenova

Ход урока:

Пожалуй, трудно найти человека, который бы не любил книги. У каждого из нас есть свои любимые книги и произведения. Но есть книги, которые не могут оставить равнодушными ни одного человека. Это рассказы Драгунского и его всеми любимый герой Дениска Кораблёв. (слайд 3)

Вам понравились «Денискины рассказы»?

А знаете ли герой Денискиных рассказов вовсе не выдуманный. У Драгунского был сын Денис и дочь Ксения. (слайд 4) И до сих пор остается загадкой - события описанные в книге являются правдой или вымыслом. Его дочь и сын тоже стали писателями, и может быть они обязательно напишут книгу, где расскажут нам об этом.

А сегодня мы с вами поиграем в литературную игру по командам по произведениям Драгунского «Денискины рассказы». Каждая команда за правильный ответ получает звёздочку своего цвета. В конце игры мы узнаем лучшего знатока Денискиных рассказов.

Начинаем!

1. БЛИЦ - ОПРОС (слайд 5)

Каждой команде поочерёдно задаются 3 вопроса. Отвечают представители команды. Если они затрудняются, право ответа переходит к команде, которая первая подняла руку.

1. Существует примета, что Денискина мама сердится? (зеленые глаза)

2. На кого, по мнению мамы, стал похож Дениска, потому что плохо ел? (Кощей)

3. Почему Дениске пришлось провести 20 лет под кроватью? (спрятался и не мог вылезти, так дома была соседка)

4. Что ел Мишка в буфете из рассказа «Где это видано, где это слыхано…» (Сарделька)

5. На что все-таки обменял Денис свой самосвал? (сверчок)

6. В какой цвет были выкрашены Алёнка, Мишкина рубаха и костюм управдома? (коричневый)

7. Куда шёл прохожий, когда на него вылилась манная каша? (фотографироваться)

8. По какому предмету у Дениски была «3»? (пение)

9. Что потерял Дениска, но потом нашёл в кармане своего пальто? (звонок)

10. Какое слово выучит Мишка? (Пит)

11. За какой костюм Денис получил свой приз на новогодней ёлке? (Кот в сапогах)

13. На ком мама предложила Дениске отрабатывать силу удара? (медведь)

14. Сколько собак закрыл Дениска в доме у Бориса Климентьевича? (3)

15. Какая буква вызывала трудности у Дениски и его друзей? (Ш)

2. БЮРО НАХОДОК (слайд 6)

(слайд 7 - 14) - на слайде появляется предмет, встречающийся в произведении Драгунского «Денискины рассказы». Кому принадлежат эти предметы и из какого они произведения?

Шляпа - « Шляпа гроссмейстера».

Медведь - Денискина игрушка. «Друг детства».

Елка - «Заколдованная буква»

Краска - коричневая каска для покраски стен «Сверху вверх, наискосок».

Шар - «Девочка на шаре»

Самосвал - Денискин «Он живой и светится…»

Звонок велосипедный - «Смерть шпиона Гадюкина».

Шляпа - мамы, «Чики - брык».

3. КРОССВОРД (слайд 15)

Продолжаем говорить о Дениске. Каждая группа получаем кроссворд. Ваша задача - разгадать его и прочитать зашифрованное слово. (Приложение 1 - Кроссворд)

В группе учащиеся разгадывают кроссворд. Определяют зашифрованное слово - ИГРА.

4. ИГРА (ФИЗМИНУТКА) (слайд 16)

Скажу вам по секрету, это слово было не случайно здесь зашифровано. Если вы внимательно читали Драгунского, то, наверное, обратили внимание, что Дениска, как и все дети, очень любит играть. Кстати, а в какие игры он любил играть? (шашки, шахматы, домино).

Мы с вами сейчас поиграем в игру «Что мы делали, не скажем, а покажем». Ваша задача - повторить за ведущим действие и отгадать, что он делает.

(Учащиеся (5 человек) перед началом урока получили пронумерованные бумажки с заданиями. Эти дети проводят игру.)

1. Делать утреннюю гимнастику.

2. Раздувать угасающий костёр.

3. Плаваю в бассейне.

4. Прыгать через скакалку.

5. Залезать на шведскую лестницу.

5. СОБЕРИ КАРТИНКУ (слайд 17)

Каждая группа в конверте получает разрезанную картинку. Задача учащихся собрать картинку и назвать произведение, к которому эта иллюстрация сделана. (Приложение 2 - Мозаика)

6. УГАДАЙ ПЕРСОНАЖА «КТО Я»? (слайд 17)

(слайд 18 - 23)

1. Она, наверное, и есть Дюймовочка, такая она маленькая, милая и необыкновенная. (Таня Воронцова)

2. Учитель пения. (Борис Сергеевич)

3. Девочка пяти лет, которая не умела произносить правильно слово «шишка»? (Аленка)

4. Учитель Дениски (Раиса Ивановна)

5. Вожатая Дениски? (Люся)

6. Мальчик весом 25 с половиной килограммов? (Мишка)

7. Составь предложение (слайд 24) Приложение 3

Составить из слов предложение. Вспомнить название произведения, из которого взята эта фраза.

А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму.

А ты не заметил, что я пел одно, а играл другое.

Вот как у меня легко выходит: хыхки.

Ну вот, съешь всю кашу, и пойдём.

Папа у Васи силен в математике, учится папа за Васю весь год.

8. НАВЕДИ ПОРЯДОК (слайд 25)

Слова в названиях Денискиных рассказов перепутаны. Наведите в них порядок

1. Ровно 25 кило (Ровно 25 кило)

2. Зашифрованная буква (Заколдованная буква)

3. Сестра моя Таисия (Ксения)

4. Шляпа волшебника (гроссмейстера)

5. 10 лет на кровати (20 лет под кроватью)

6. Мой знакомый волк (медведь)

7. Кот в шляпе (сапогах)

8. Француз Валера (Англичанин Павля)

9. ЗАКОДЛОВАННЫЕ СЛОВА (слайд 26)

Перед вами зашифрованные слова. Попробуйте из расшифровать и прочитать фразу. (слайд 26)

(ОРОХАШЯ НИГАК - ОЙМ ЕВРЫНЙ УДРГ)

Хорошая книга - мой верный друг.

Действительно, произведения Драгунского по праву можно назвать верным другом. А доказать нам это готовы наши ребята.

Стихотворение Найденовой Нина «Мой друг»

1 ученик

Хорошая книга -

Мой спутник, мой друг,

С тобой интересней

Бывает досуг!

Мы время отлично

Проводим вдвоём

И наш разговор

Потихоньку ведем.

Я слышу тебя,

Я иду за тобой,

Я к морю спускаюсь

И вижу прибой.

2 ученик

С тобою дорога

Моя далека

В любую страну

И в любые века.

Ты мне отвечаешь

На каждый вопрос

Как Пешков Алеша

Учился и рос.

Какие он первые

Книжки читал.

Что в жизни он видел,

Как Горьким он стал.

Ты мне говоришь

Про дела смельчаков,

Про злобных врагов

И смешных чудаков.

3 ученик

Про тайные земли

И движенье планет.

С тобой ничего

Непонятного нет.

Ты учишь правдивым

И доблестным быть.

Природу, людей

Понимать и любить.

Тобой дорожу я,

Тебя берегу.

Без книги хорошей,

Я жить не могу.

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (слайд 26)

Наша игра подошла к концу. Давайте посмотрим, кто же у нас знаток «Денискиных рассказов»?

Класс: 2

Цель: познакомить с жизнью и творчеством В. Драгунского, его произведениями.

  • способствовать развитию навыков осознанного чтения;
  • развивать интерес к чтению;
  • воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование: книги для выставки, портрет В. Драгунского, листочки с заданиями.

Предварительная подготовка: в течение месяца учащиеся класса читают произведения В. Драгунского, рисуют иллюстрации к ним. Рисунки впоследствии используются для оформления зала. В игре участвуют 3 класса. Перед проведением мероприятия участники придумывают название команд, девиз и эмблему.

Ход мероприятия

У писателя Виктора Драгунского есть рассказ «Сестра моя Ксения» и есть дочь Ксения Драгунская. Вот Ксения Драгунская и расскажет нам о своём папе: «Когда я была маленькая, у меня был папа. Виктор Драгунский. Знаменитый детский писатель. У меня есть два старших брата – Лёня и Денис. Они толстые и довольно лысые. Зато всяких историй про папу знают гораздо больше, чем я. Но раз уж не они стали писателями, а я, то написать чего-нибудь про папу обычно просят меня.

Мой папа родился давным-давно. В 1913 году. И не где-нибудь там он родился, а в Нью-Йорке. Это вот как вышло – его мама и папа были очень молодые, поженились и уехали из белорусского города Гомеля в Америку. Питались они исключительно бананами, а в доме, где они жили, бегали здоровенные крысы. И они вернулись обратно в Гомель, а через некоторое время переселились в Москву. Мой папа, учась в школе, очень любил читать книжки. Потом он работал на заводе, учился на актёра, и работал в театре Сатиры, а ещё – клоуном в цирке и носил рыжий парик. Наверное, поэтому у меня волосы – рыжие. И в детстве я тоже хотела стать клоуном».

В 46 лет В. Драгунский написал свою первую книжку из 16 рассказов под названием «Он живой и светится». Главным героем всех историй является мальчуган, которого зовут Дениска. Кстати, сына В. Драгунского тоже зовут Дениской. По словам близких, подлинный Дениска был близок литературному. Кто читал эти рассказы, наверное, мог заметить, что Дениска похож на вас, ваших друзей. Дениска любознателен, он ищет ответы на многие вопросы и отвечает на них по-своему, что приводит к различным смешным ситуациям.

Он постоянно что-нибудь выдумывает, мастерит. Он обожает мечтать и с ним постоянно случаются всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать.

Всего было написано около 90 очень весёлых рассказов . Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Его книги читают не только у нас в России, но и в Украине, и в Молдавии, и в Узбекистане, и в Норвегии, и в Финляндии, и даже в Японии.

Мальчик Дениска уже давно вырос и стал совсем серьёзным. А дети до сих пор читают о его весёлых приключениях.

Вот и Вы прочитали много рассказов о Дениске, стали знатоками рассказов В. Драгунского и сегодня мы посмотрим, как внимательно вы читали.

Представление команд, выбор капитанов.
Представление членов жюри.

Мы познакомились с командами, с членами жюри, а теперь давайте познакомимся с героями произведений В. Драгунского.

Конкурс 1. «Чей это портрет?»

Вам предлагается описание одного из героев, а вы должны угадать о ком идёт речь.

2 балла .

А если команда назовёт и произведение, то получает уже 3 балла .

Команды отвечают по очереди.

«Она, наверное, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная» (Танечка Воронцова «Девочка на шаре»)

«Маленькие-маленькие белые снежки с блестящими клюквенными клювиками и величиной с полпальца» (Птички на выставке «Белые амадины»)

«Сто граммов веснушек – вот это и есть…» (Денис «Расскажите мне про Сингапур»)

Дениска – яркая личность, вызывающая симпатию и уважение. Он умён и наивен, наделён чувством юмора и, вместе с тем, серьёзен. Он осознаёт, что ему нравится, а что – нет. Давайте вместе с Дениской поиграем в игру «Юные шифровальщики», которая наверняка понравилась бы нашему другу.

Конкурс 2. «Юные шифровальщики»

Вам предстоит расшифровать, что написано на листочках.

Правильный ответ и кто быстрее оценивается в 3 балла . (Капитаны выбирают конверты с заданием + ещё 3 человека)

ОЛРОГЕОНИСУГ (Гусиное горло)
ИКЕРЕЫНВАЛГ (Главные реки)
АВТСТЕДГУРД (Друг детства)

Мы узнали лишь несколько названий произведений В. Драгунского, а их великое множество. Давайте вспомним ещё несколько. Мы с вами любим наш родной город Москва. Дениска тоже жил в Москве и очень любил свой город. Давайте узнаем любимые Денискины места в Москве.

Конкурс 3. «Денискина Москва»

Назвать цифру, отгадать произведение (3 балла).

«Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный» (Тайное становится явным)

  1. «Все Чистые пруды замёрзли. А мы с Дениской идём, слышим – кто-то из проруби кричит. Бултыхается и хватается руками. Ну, мы с Дениской подползли, этого мальчишку за руки, за ноги и на берег» (Пожар во флигеле, или подвиг во льдах)
  2. «Когда мы пришли, папа сказал: «К слону», – потому что слон был у папы самый любимый во всём зоопарке. Папа всегда ходил к нему первому, как к царю» (Слон и радио)
  3. «Один раз мы всем классом пошли в цирк. Я очень радовался, когда шёл туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в цирке только один раз…» (Девочка на шаре)
  4. «Возле нашего дома появилась афиша…На ней были нарисованы разнообразные птицы и написано: «Показ певчих птиц». Певчих птиц показывали на Выставке достижений, и я туда легко добрался на метро» (Белые амадины)
  5. «Однажды Раиса Ивановна сказала: «Завтра наш класс, и первый «А», и первый «Б», все три класса вместе пойдут в кинотеатр «Художественный» смотреть кинокартину «Алые звёзды»...» (Сражение у Чистой речки)

Дениска, путешествуя по всей Москве, часто что-то находит и часто что-то теряет. А найти потерянные вещи помогает замечательная организация «Бюро находок». Вот и у нас есть такое.

Конкурс 4. «Бюро находок»

Отгадать в каком произведении упоминаются данные вещи.

  1. Правильный ответ оценивается в 3 балла .
  2. Медведь, боксёрские перчатки (Друг детства)
  3. Шляпа, шахматы (Шляпа гроссмейстера)
  4. Рогатка, пистолет, трубка для стрельбы горохом (Сражение у Чистой речки)
  5. Зеркало, магнит, пуговица (Подзорная труба)
  6. Трёхколёсный велосипед (Мотогонки по отвесной стене)
  7. Транзисторный приёмник (Слон и радио)
  8. Ёлка (Заколдованная буква)
  9. Подушечка для иголок (Рыцари)
  10. Самосвал, светлячок (Он живой и светится)

А теперь конкурс, в котором времени на раздумье практически нет.

Конкурс 5. «Читаем внимательно»

Ответить на вопрос максимально быстро, не раздумывая. Вопросы задаются поочерёдно.

По 1 баллу за правильный ответ .

  1. На что Дениска выменял Светлячка? (на самосвал «Он живой и светится»)
  2. Самое короткое название рассказа В. Драгунского? («Бы»)
  3. Сколько лет провёл Дениска под кроватью? («20 лет под кроватью»)
  4. Фамилия Дениски? (Кораблёв)
  5. Фамилия Мишки? (Слонов)
  6. Сколько весит Дениска? (24,5 кг «Ровно 25 кило»)
  7. Что построили ребята из пузатой бочки, старого самовара, ящика с крышкой, кусочков жести, гвоздей, верёвочек? (ракету «Удивительный день»)
  8. Название реки, которое не выучил Дениска? (Миссисипи «Главные реки»)
  9. Сколько весит Мишка? (25,5 кг с водой, без воды – 25 кг, «Ровно 25 кило»)
  10. Что подарил Дениска на день рождения другу? (гусиное горло, конфеты, значок «Спутник», «Гусиное горло»)
  11. Как назвать одним словом всё, что любит Мишка? (Съедобное, целый продуктовый магазин (сказал учитель), «Что любит Мишка»)
  12. Что решили приготовить Дениска с папой? («Куриный бульон»)
  13. Какого цвета глаза у Денискиной мамы? (зелёные, как крыжовник «Тайное становится явным»)
  14. Какая буква была заколдована и почему? (Ш, зубы выпали, «Заколдованная буква»)
  15. Стихотворение какого поэта не выучил Дениска? (Н. А. Некрасова «Главные реки»)

Общие итоги.

Если помните, мы начинали нашу встречу со слов Ксении Драгунской о своём отце. Может стоит познакомиться с ней поближе.

Итак, Ксения Драгунская – блистательный детский писатель и драматург. Над спектаклями, поставленными по ее пьесам "Вверх тормашками", "Огурцы и другие пирожные", "Все мальчишки – дураки", "Яблочный Вор" хохочут и рыдают взрослые и дети в Москве, Киеве, Нижнем Новгороде, Казани, и даже в Германии и Швеции.

Поздравляем команду – победителя и до следующей встречи!

Инесса Колушкина
Библиотечный урок-викторина по произведениям Виктора Юзефовича Драгунского. Внеклассное чтение в 4–6 классах

Внеклассное чтение , как способ формирования гармонично развитой личности

Библиотечный урок- викторина по произведениям Виктора Юзефовича Драгунского

ЦЕЛЬ :

1. Познакомить детей с творчеством В. Ю. Драгунского .

2. Отметить литературный юбилей 2013 года – 100 лет со дня рождения писателя В. Ю. Драгунского (30. 11. 1913 – 06. 05. 1972) .

3. Развивать у учащихся память и зоркость к чтению , интерес к детской литературе.

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ :

Дети младшего школьного возраста 4 – 6 классы

ОБОРУДОВАНИЕ И ДОКУМЕНТЫ

1. Компьютер. Детские презентации

2. Литературная викторина

Время проведения : 2 урока по 45 минут

Условия проведения :

1. Команда из каждого класса (7 человек)

2. Конкурс на лучшую презентацию по творчеству В. Ю. Драгунского (до 10 слайдов) . Защита презентации.

3. Конкурс на лучшее прочтение отрывка из рассказов Драгунского (1)

4. Домашнее задание. Эссе. Почему я люблю рассказы Драгунского (2)

5. Литературная викторина .

6. Угадай из какого рассказа этот отрывок.

Конкурс «Угадай из какого рассказа этот отрывок»

1. «Я стоял и смотрел, как он ест. Сам маленький, а сарделька толще его шеи. Он держал эту сардельку руками и ел прямо целой, не разрезал, и шкурка трещала и лопалась, когда он её кусал, и оттуда брызгал горячий пахучий сок. И я не выдержал и сказал тёте Кате : - Дайте мне, пожалуйста, тоже сардельку, поскорее! И тетя Катя сразу протянула мне мисочку. И я очень торопился, чтобы Мишка без меня не успел съесть свою сардельку : мне одному не было бы так вкусно. И вот я тоже взял свою сардельку, руками я тоже, не чистя, стал грызть её, и из неё брызгал горячий падучий сок. И мы с Мишкой так грызли на пару, и обжигались, я смотрели друг на дружку, и улыбались». Ответ : рассказ

2. Интересно, какая у него борода? Неужели растет прямо из шеи, как я видел на картинке? А трубка какая? Кривая или прямая? А кортик - именной или простой? Капитанов дальнего плавания часто награждают именными кортиками за проявленную смелость. Конечно, ведь они во время своих рейсов каждый день наскакивают на айсберги, или встречают огромных китов и белых медведей, или спасают людей с терпящих бедствие кораблей.

Ответ : рассказ .

3. И он хорошо играл, громко, мне очень понравилось. Но вдруг он в одном месте сбился. У него остановились пальцы. Валерка немножко покраснел, но опять зашевелил пальцами, как будто дал им разбежаться; но пальцы добежали до какого-то места и опять остановились, ну просто как будто споткнулись. Валерка стал совсем красный и снова стал разбегаться, но теперь его пальцы бежали как-то боязливо, как будто знали, что они все равно опять споткнутся, и я уже готов был лопнуть от злости, но в это время на том самом месте, где Валерка два раза спотыкался, его бабушка вдруг вытянула шею, вся подалась вперед и запела : Серебрятся волны….»

Ответ : Смерть шпиона Гадюкина.

4. Я лежал в темноте с открытыми глазами. В окошко ничего не было видно, только чуть виднелась одна ветка. Она была похожа на верблюда, как будто он стоит на задних лапах и служит. Я поставил одеяло козырьком перед глазами, чтобы не видеть верблюда, и стал повторять таблицу умножения на семь, от этого я всегда быстро засыпаю. И верно : не успел я дойти до семью семь, как у меня в голове все закачалось, и я почти уснул, но в это время в углу за ширмой собака, которая, наверно, тоже не спала, опять зарычала. Да как! В сто раз страшнее, чем в первый раз. У меня даже внутри что-то екнуло. Но я все-таки закричал на нее :

Тубо! Лежать! Спать сейчас же.

Ответ : Расскажите мне про Сингапур.

5. Тут выбежал другой мальчик и стал в него целиться из пистолета. Я сразу схватил доску да как трахну по стулу изо всех сил. А на стуле сидела какая-то неизвестная кошка. Она закричала диким голосом, потому что я попал ей по хвосту. Выстрела не получилось, зато кошка поскакала на сцену. А мальчик в черном костюме бросился на бородатого и стал душить. Кошка носилась между ними. Пока мальчики боролись, у бородатого отвалилась борода. Кошка решила, что это мышь, схватила ее и убежала. А мальчик как только увидел, что он остался без бороды, так сразу лег на пол – как будто умер.

Ответ : «Смерть шпиона Гадюкина» .

6. И мы увидели, как в широкой степи, недалеко от леса, сидели красные солдаты, как они пели песни и танцевали под гармонь. Один солдат спал на солнышке, и недалеко от него паслись красивые кони… И веял легкий ветерок, и бежала чистая речка, а бородатый солдат у маленького костерка рассказывал сказку про Жар-птицу. И в это время, откуда не возьмись, появились белые офицеры, их было очень много, и они начали стрелять, и красные стали падать, и защищаться, но тех было гораздо больше… И красный пулеметчик стал отстреливаться, но он увидел, что у него мало патронов, и заскрипел зубами, и заплакал. Ответ «Сражение у Чистой речки» .

7. Я стал тереть. Я тер изо всех сил и в некоторых местах даже протирал кожу. Но мне все равно было очень трудно, потому что курица вдруг словно оживела и начала вертеться у меня в руках, скользить и каждую секунду норовила выскочить.

Ответ : «Куриный бульон» .

8. Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое придумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну вот, например, чтобы дети были во всех делах главные, и взрослые должны бы были их во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень бы было интересно. Ответ «…Бы»

9. Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

Ответ : «Он живой, и он светится…»

10. И я, непонятно почему, вдруг опять чихнул изо всех сил, с каким-то даже подвыванием чихнул, вот так : - Апчхи-уу! Ефросинья Петровна как услышала этот вой, так закричала ещё тише и слабей :

Грабят. И видно, сама подумала, что если грабят, так это ерунда, не страшно. А вот если. И тут она довольно громко завопила : - Режут!

Вот какое враньё! Кто её режет? И за что? И чем? Разве можно по ночам кричать неправду? Поэтому я решил, что пора кончать это дело, и раз она всё равно не спит, мне надо вылезать. И всё подо мной загремело, особенно корыто, ведь я в темноте не вижу. Грохот стоит дьявольский, а Ефросинья Петровна уже слегка помешалась и кричит какие-то странные слова : - Грабаул! Караулят!

Ответ : «ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ» .

11. У твоих штанов такой скверный характер, что они нарочно целыми днями подстерегают каждый гвоздик, цепляются за него и потом рвутся специально для того, чтобы позлить твою маму. Вот какие коварные штаны!

Ответ : «ПОДЗОРНАЯ ТРУБА»

12. А я выскочил и по стене шарю, где тут выключатель, и нашел вместо выключателя ключ, и обрадовался, что это дверь. Я повернул ключ, но оказалось, что я открыл дверь от шкафа, и я тут же перевалился через порог этой двери, и стою, и тычусь в разные стороны, и только слышу, мне на голову разное барахло падает.

Ответ : «ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ» .

13.. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошёл, сразу стал заикаться.

Ответ : «ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ»

14. Тут в зале прямо завизжали от смеха, и я увидел в толпе, какое несчастное лицо у Андрюшки, а ещё увидел, что Люся, вся красная и растрёпанная, пробивается к нам сквозь толпу. А Мишка стоит открытым ртом, как будто сам на себя удивляется. Ну, а я, пока суд да дело, докрикиваю :

Где это видано, где это слыхано,-

Папа решает, а Вася сдаёт!

Тут уж началось что-то ужасное. Все хохотали как зарезанные, а Машка из зелёного стал фиолетовым. Наша Люся схватила его за руку и утащила к себе. Она кричала :

Дениска, пой один? Не подводи. Музыка! И. Ответ : «Где это видано, где это слыхано» .

15. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Ответ : «Тайное становится явным»

16. - Эх, Кораблев, Кораблев, - грустно и как-то безнадежно сказала Елизавета Николаевна. - Ну что ты, как попка, затвердил : «Прозрачно небо, прозрачно небо» . Заладил. А ведь в этих двух словах скрыто огромное содержание. В этих двух, как бы ничего не значащих словах Пушкин рассказал нам, что количество выпадающих осадков в этом районе весьма незначительно, благодаря чему мы и можем наблюдать безоблачное небо. Теперь ты понимаешь, какова сила пушкинского таланта? Давай дальше. Ответ : Тиха украинская ночь.

17. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под ее ногами, и она на нем вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вез ее на себе : она могла ехать на нем и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная. Ответ : «Девочка на шаре» .

2 Конкурс для лидеров :

1. Как звали дочь Драгунского ? Ответ : Ксения

2. Имя Дениска было выбрано не случайно? Ответ : так звали сына Драгунского .

3. Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое своё послание он заканчивал девизом. Какие три слова он писал? Ответ : "ДРУЖБА!ВЕРНОСТЬ! ЧЕСТЬ!”

3 Конкурс «Литературная викторина » :

1. Сколько было мальчишек и девчонок в Денискином 1 «В» классе ? Ответ : 15 мальчиков, 25 девочек. (Рыцари)

2. В какой кружок ходил 1 «В» класс ? Ответ : «Умелые ручки» .

3. Кто были руководителями в кружке «Умелые ручки» ? Ответ : восьмиклассники Толя и Володя .

4. Назовите первую учительницу Дениски? Ответ : Раиса Ивановна.

5. Как звали учителя пения Дениса? Ответ : Борис Сергеевич

6. Какая фамилия у Дениса? Ответ : Кораблев.

7. Как стал рыцарем Дениска? Ответ : Он слил 2 вина в банку из под компота и сдал пустые бутылки, и на 20 копеек купил маме конфет. (Рыцари)

8. Какого цвета глаза у Денискиной мамы? Ответ : зеленого

9. Лучший друг Дениса? Ответ : Миша Слонов.

10. Какой кинофильм пошел смотреть 1 «А» , «Б» , «В» класс ? Ответ : Алые звезды. (Сражение у чистой речки)

11. Как дети помогли красному пулеметчику? Ответ : открыли стрельбу из пистолетов и пугачей.

12. Кого хотели купить Дениска и Мишка в Живой уголок школы? Ответ : белых мышей и моллинезий, но мыши закончились, а рыбки кусались (стоили полтора рубля штука) . (Живой уголок)

13. Какой вес надо было иметь, чтобы выиграть годовую подписку на журнал «Мурзилка» ? Ответ : 25 кг. (Ровно 25 кило)

14. Как Дениска стал похитителем собак? Ответ : его попросили посмотреть за собакой Чапкой. Он ее запер, а сам пошел на речку с Ванькой Дыховым. По дороге встретил Чапку (подумал – сбежала, поймал, отнес опять домой. Опять пошел на речку и встретил опять Чапку, опять поймал и отнес домой. В итоге у него оказалось целых три одинаковых собаки. (Похититель собак)

15. Какая порода была у Чапки? Ответ : скотчтерьеры.

16. Что сделал Дениска, когда узнал, что капля никотина убивает лошадь? Ответ : он обрезал папины папиросы «Казбек» и вложил в портсигар одни фильтры. (Одна капля убивает лощадь)

17. Как Дениска с папой варили курицу? Ответ : сперва подстригали волосы на курице, потом решили опалить ее огнем, сожгли ее, мыли мылом, загнали под шкаф, помыли и бросили в кастрюлю. (Куриный бульон)

18. Назовите как Алена, Мишка и Дениска называли шишки? Ответ : Алена – сыски, Миша - хыхки, Денис – фыфки. (Заколдованная буква)

19. Куда улетела шляпа гроссмейстера? Ответ : в пруд и спланировала на лебедя. (шляпа гроссмейстера)

20. Как снял Денис шляпу с лебедя? Ответ : Он приманил птиц хлебными крошками, лебедь тоже приплыл и тоже толкался среди птиц, нагибался и шляпа слетела.

21. Какое место по плаванию в стиле баттерфляй занял Дениска? Ответ : третье место.

22. Кто еще занял третье место в стиле баттерфляй? Ответ : Мишка, Толька, Кимка и все-все.

23. У кого в колхозе гостил Дениска? Ответ : у дедушки Вали.

24. С какой попытки прыгнул Дениска с вышки? Ответ : с третьей попытки.

25. Кем мечтал стать Дениска? Ответ : астрономом, капитаном дальнего плавания, начальником станции метро, художником, рисующим на асфальте белые полоски для машин, отважным путешественником вроде Алена Бамбара, боксером.

26. Почему Дениска не захотел заменить боксерскую «грушу» своим старым Мишкой? Ответ : он вспомнил, как не расставался с ним : кормил, спал, укачивал, рассказывал сказки, любил его всей душой. «Мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара… Просто я никогда не буду боксером»

27. Как звали одноклассника , который заикался? Ответ : Петька Горбушкин. (Независимый Горбушка)

28. Как звали писателя, который пришел в Денискин класс ? Ответ : Иван Владиславович.

29. Какое слово по-английски выучил Павля за 2 месяца? Ответ : Пит.

30. Стихи какого писателя не выучил Денис? Ответ : Некрасова.

31. По версии Дениса, как называется главная река Америки? Ответ : Миси-писи.

32. Какой подарок на день рождение больше всех понравился Мишке? Ответ : гусиное горло от Дениски.

33. Какие птицы покорили сердце Дениса? Ответ : белые амадины.

34. Как звали канарейку, которая победила на конкурсе певчих кенарей? Ответ : Лимончик.

35. Как звали Денискину учительницу географии? Ответ : Елизавета Николаевна. (Тиха украинская ночь)

36. Какое любимое стихотворение у Мишки? Ответ : «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…» (Тиха украинская ночь)

37. Что предложил Дениска папе, чтобы он мог узнавать свой дом и подъезд? Ответ : повесить мамин портрет. (Здоровая мысль)

38. Какая мама самая красивая в Денискином классе ? Ответ : Денискина мама.

39. Какого животного в зоопарке больше всего любил Денискин папа? Ответ : слона. (Слон и радио)

40. Как звали слона в зоопарке? Ответ : Шанго Махмудович.

41. Что Дениска показал слону? Ответ : транзисторный радиоприемник.

42. Что устроил слон возле своего вольера? Ответ : Физзарядку с населением.

43. На что променял слон радиоприемник? Ответ : на веники.

44. Почему Денис Кораблев из рассказа «Главные реки» , не выучил уроки ? Ответ : запускал змея.

45. Что было у Мишки в коробочке от спичек? («Он живой и светится» ) Ответ : светлячок

46. Какую букву не выговаривали Аленка, Мишка и Дениска? («Заколдованная буква» ) Ответ : буква «Ш» .

47. Чем закончилось выступление «Пионерского Сатирикона» ? («Где это видано, где это слыхано» ) Ответ : Я даже плохо помню, что было дальше. Было похоже на землетрясение. И я думал, что вот сейчас провалюсь совсем под земно, а вокруг все просто падали от смеха - и няни, и учителя, все, все

48. На что Мишка поменял самосвал? Ответ : на светлячка («Он живой и светится…» )

49. Какую кашу так и не смог съесть Дениска в одном из рассказов? Ответ : манную («Тайное становиться явным» )

50. Что Дениска положил в манную кашу? Ответ : сахар, потом налил кипятка, потом положил хрен. (Тайное становится явным)

51. Что обещала Дениске мама, если он съест кашу? Ответ : прогулку в Кремль. (Тайное становится явным) .

52. Как звали девочку – эквилибристку на шаре? Ответ : Таня Воронцова (Девочка на шаре) .

Рассказ «20 лет под кроватью»

53. У кого под кроватью спрятался Дениска? Ответ : у Ефросиньи Павловны.

54. Что кричала Ефросинья Павловна, когда Дениска начал чихать под кроватью? Ответ : караул, грабят, режут!

55. Кто вызволил Дениску от Ефросиньи Павловны? Ответ : папа.

56. Куда забрался Дениска от испуга в темноте? Ответ : в шкаф.

57. Что было на нем, когда он вышел из шкафа? Ответ : два платья и две шляпки.

Рассказ «Подзорная труба» .

58. Почему мама ругалась, зашивая штаны Дениски? Ответ : ей постоянно приходилось зашивать Денискины штаны.

59. Какое средство придумал папа, чтобы Дениска не рвал штаны? Ответ : подзорную трубу.

60. Кто, по мнению папы, должен был изобрести подзорную трубу? Ответ : мама

61. Какие вещи папа достал для сооружения подзорной трубы? Ответ : маленькое зеркальце, магнит, несколько гвоздочков, пуговицу.

62. Какого цвета была труба? Ответ : синего

63. Для чего мама смастерила трубу? Ответ : присматривать за Дениской.

64. Какая жизнь наступила для Дениски с появлением подзорной трубы, по его же мнению? Ответ : кислая

65. Зачем Денис ходил на Чистые пруды? Ответ : ловить головастиков

66. Что искал Денис, когда наткнулся на подзорную трубу? Ответ : футбольную камеру

67. Что понял Денис после тщательного осмотра подзорной трубы? Ответ : родители его обманули.

68. Что сделал Денис, когда обнаружил обман своих родителей с подзорной трубой? Ответ : затеял срочную драку со всеми, за что был бит, но настроение было отличное.

69. Почему Денису стало так хорошо и свободно на душе? Ответ : за ним никто не следил.

Рассказ «Смерть шпиона Гадюкина»

70. Куда положил Дениска велосипедный звонок? («Смерть шпиона Гадюкина» ) Ответ : в карман

71. Как называлась пьеса, которую поставили и сочинили ребята из 4 класса ? Ответ : «Собаке – собачья смерть» .

72. Как звали октябрятскую вожатую? Ответ : Люся

73. По чему попал доской Дениска вместо стула? Ответ : по неизвестной кошке.

74. Что кошка утащила со сцены? Ответ : бороду

75. Как позвонил телефон? Ответ : «Динь-динь-динь» , - сказал Дениска

76. Какие стихи прочитал Мишка на концерте? Ответ :

Пройдут года, наступит старость!

Морщины вскочут на лице!

Желаю творческих успехов!

«Расскажите мне про Сингапур»

77. Как зовут двоюродного дядю Дениски, который живет на севере? Ответ : Харитон Васильевич .

78. Чем поклялся дядя Дениски, что не обижается? Ответ : именным кортиком. (Расскажите мне про Сингапур)

79. Как назвал папа Дениску? Ответ : 100 грамм веснушек (Расскажите мне про Сингапур)

80. Как звали собаку из рассказа В. Драгунского «Расскажите мне про Сингапур» . Ответ : Тубо

81. Кем по профессии был дядя Дениски из рассказа «Расскажите мне про Сингапур» . (Расскажите мне про Сингапур) Ответ : капитан дальнего плавания.

«Как я гостил у дяди Миши»

1. Почему Дениска в неделю имел несколько выходных дней?

Ответ : Многие учителя болели

2. Чем болели Денискины учителя? Ответ : Аппендицит, ангина, грипп

3. Где живёт дядя Миша? Ответ : В Ленинграде

4. Двоюродный брат Дениса. Ответ : Димка

5. Чем угостил Дима приехавшего к нему в гости Дениса?

Ответ : Пельменями

6. Почему, когда Денис с дядей приехали домой, Димка не был в

школе? Ответ : Ждал приезда отца с братом

7. Куда Димка повёл брата в Ленинграде в первую очередь? Ответ : На Неву

8. Кого напоминал Дениске памятник Пушкина? Ответ : Десятиклассника

9. Где Димка с Денисом перекусили и чем? Ответ : В кафе пирожками

10. Куда отправились мальчишки на второй день? Ответ : В Эрмитаж

11. Куда дядя Миша возил братьев? Ответ : В Царское Село

12. Почему папа назвал Дениску тетерей? Ответ : Он не взял адрес у Иры Родиной

«Денискины рассказы : Арбузный переулок»

13. Сколько лет Дениске? Ответ : скоро 9 лет.

14. Почему Дениска не любил манную кашу и молочную лапшу? Ответ : из-за пенок

15. Кого папа назвал фон барон Кутькин-Путькин? Ответ : Дениску

16. Сколько лет было папе Дениски, когда немцы рвались к Москве? Ответ : 11-12 лет

17. О каком продукте рассказал папа сыну из своего военного детства? Ответ : об арбузе.

18. Почему голодному мальчишке достался просто так арбуз? Ответ : арбуз упал и раскололся.

19. С кем поделился Денискин папа арбузом? Ответ : с другом Валькой.

20. Что снилось голодным ребятишкам во время войны? Ответ : хлеб и арбузы.

21. Зачем друзья постоянно ходили в арбузный переулок? Ответ : надеялись, что будут разгружать арбузы.

22. Как повлияла история из детства папы на Дениску? Ответ : он без разговоров съел молочную кашу.