Диагностика рисунка моя семья дошкольника. Тест «Моя семья

Проективные методики являются самыми точными в психологической диагностике. Причина этого в бессознательном проецировании отношений и чувств в продуктивных видах деятельности. Вербальные методики для взрослых людей не могут создать объективную картину отношений в семье по причине осознания социальности (желательности) результатов. Поэтому детский тест «рисунок семьи» является одним из самых точных методик определения отношений в семье глазами ребёнка.

Семья состоит из нескольких человек и целого ряда отношений. Каждый член семьи имеет своё место в ней, своё ощущение отношений к нему окружающих и собственное отношение к другим членам.

Тест «Рисунок семьи» предназначается для диагностики семейных отношений с позиции ребёнка. С помощью рисунка семьи можно определить отношение ребёнка к своим родителям и другим родственникам, особенности восприятия себя, семейные проблемы и источники психологического дискомфорта.

Очень часто взрослым кажется, что в и семье созданы идеальные отношения. Но вопрос не в том, как строят они отношения, а как воспринимают это их дети. Часто восприятие семьи детьми и взрослыми не просто не совпадает, а является противоположным. Родители должны понимать, что никто не ставит целью «уличить» их в плохом отношении к ребёнку. Рисуночный тест семьи поможет выявить проблемы на стадии их появления, что поможет успешно решить их, не дожидаясь последствий.

Рисуночная методика может применяться с того момента, как только ребёнок начинает учиться рисовать. В ней совершенно неважны графические навыки. С помощью простых штрихов, деталей, размеров и расположений ребенок показывает взаимоотношения внутри семьи и своё место в ней.

Тест предполагает полное отсутствие напряжения у ребёнка. Он должен просто рисовать, полностью погружаясь в процесс. А для этого нужно, чтобы взрослый оставил ребёнка наедине со своей работой, наблюдая за процессом со стороны (как бы занимаясь своим делом).

Особенно продуктивна эта методика для средних и старших дошкольников, когда ребёнок ещё не обладает способностью проектировать на бумаге вербальные задания. Он, как бы, «рисует душой» а не логикой или инструкциями. Именно поэтому, результаты, полученные благодаря этой методике, считаются самыми достоверными.

Порядок проведения диагностики

Классический вариант теста имеет две части: рисуночную и вербальную. Проведение обеих частей имеет очень важное значение для избежания ошибок интерпретации.

Материалы для исследования:

  • лист белой бумаги (стандартный лист А4);
  • шесть цветных карандашей: красный, чёрный, синий жёлтый, зелёный, коричневый;
  • ластик.

Процедура исследования

Перед проведением исследования нужно ликвидировать все отвлекающие факторы. Желательно, чтобы ребёнок в комнате находился один вместе с исследователем. Если это невозможно, то обеспечьте его относительную изолированность.

Ребёнку даётся инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом ни в коем случае нельзя объяснять ребёнку значение слова «семья», так как в этом случае будет искажена суть методики и будет дана завуалированная инструкция к рисованию.

Если ребёнок переспрашивает или пытается уточнить задание, то необходимо просто повторить сказанную ранее инструкцию, без уточнений.

Время рисования не ограничивается. В процесс рисования вмешиваться нельзя. Исключением может быть только замена карандаша пи необходимости. Обратите внимание, что на замену нужно предложить карандаш точно такого оттенка, как тот который сломался.

При выполнении задания взрослый фиксирует в протоколе следующие особенности:

  1. Последовательность рисования: с чего ребёнок начал, каким образом заполняется пространство, и сменяются персонажи.
  2. Делает ли ребёнок паузы, и в каком случае они возникают.
  3. Пользуется ли ластиком, какие детали поддавались коррекции.
  4. Делает ли ребёнок комментарии при рисовании.
  5. Существуют ли эмоциональные реакции на определённые части изображения.
  6. Возникают ли трудности при изображении отдельных частей или персонажей.

Протокол может выглядеть следующим образом:

Тест «Рисунок семьи»
Исследуемый: Таня К., 5 лет 4 месяца.
Время работы: 24 минуты.
Процесс рисования
Действие Время Особенности
Последовательность 10.00 начала рисования с изображения мамы, которую нарисовал большою в центре листа.
10.06 приступила к изображению себя справа от мамы
10.10 начала рисовать папу
10. 15 рисует ещё одного ребёнка (сестру) справа от папы - в углу рисунка.
10.18. рисует солнце и элементы пейзажа.
10. 20 приступает к рисованию ещё одного персонажа (бабушки) в левом верхнем углу
10.24 отдаёт рисунок.
Рисует быстроТщательно прорисовываетРисует мелко без деталей

Рисует мелко без деталей

Паузы После рисования мамы
Перед рисованием бабушки
Пользование ластиком Не пользуется
Комментарии После рисования папы перед рисунком сестры и бабушки вскрикивает «Чуть не забыл, она же семья»
Эмоциональные реакции Улыбается и радуется при рисовании мамы
Трудности Долго и тщательно прорисовывает рот и руки папы.

После окончания рисования переходят к вербальной части диагностики. Ребёнку задаются вопросы :

  • Кто нарисован на твоём рисунке?
  • Где они находятся?
  • Что делают? Кто это придумал?
  • Им весело или грустно? Почему?
  • Кто на рисунке самый счастливый? Почему?
  • Кто самый несчастный? Почему?

Последние вопросы затрагивают проблемы словесной интерпретации чувств. Нужно отметить, что не каждый ребёнок способен это сделать. При сложности в ответах, не нужно настаивать.

Если произошло то, что ребёнок не изобразил кого-то из своей семьи, то нужно спросить, почему он это сделал.

Если в рисунке есть дополнительные детали (солнце, птицы, животные), то нужно спросить, почему они нарисованы.

После опроса ребёнку предлагается шесть ситуаций на негативные и позитивные чувства внутри семьи:

  1. Давай представим, что тебе подарили два билета в цирк. Кого ты позовёшь с собой?
  2. Давай представим, что вся семья приглашена в гости, но кто-то один заболел и должен остаться дома. Кто это?
  3. Давай представим, что ты лепишь из пластилина, но у тебя не получается. Кого ты позовёшь на помощь?
  4. Давай представим, что у тебя всего N билетов (на один меньше, чем членов семьи) в кино. Кто останется дома?
  5. Давай представим, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там оказаться?
  6. Давай представим, что тебе подарили интересную игру. Вы сели играть, но один человек лишний. Кто не будет играть?

Все ответы фиксируются в протоколе. Они помогут определить правильность интерпретации детского рисунка.

Обработка результатов и их интерпретация

Для обработки результатов психолог должен владеть следующей информацией:

  • Возраст ребёнка;
  • Точный состав его семьи, включая общий состав и тех членов семьи, с которыми он проживает.
  • Сведения об особенностях поведения ребёнка: активности, эмоциональности, агрессивности и т. д.

Анализ рисунка состоит из нескольких частей:

  1. Анализ структуры рисунка.
  2. Анализ особенностей графики.
  3. Анализ процесса создания рисунка.

Анализ структуры рисунка семьи и сравнение состава на рисунке с реальным составом

Фактом психологической желательности является рисование полной семьи - это признак семейного благополучия. Но это происходит далеко не всегда. Искажение реального состава должно привлечь внимание психолога. Нужно знать, что подобные ситуации также могут быть по причине отсутствия контакта психолога с ребёнком. Рассмотрим варианты искажения структуры на рисунке семьи (Таблица 1).

Таблица 1. Варианты искажения семейной структуры

Изображение Объяснение Результат
Люди не изображены вообще
Изображены посторонние люди
Избегание выполнения заданий, связанных с семьёй Психотравмы в семье;
Чувство отверженности;
Высокий уровень тревожности
Аутизм
Уменьшение состава семьи
(«забыл» нарисовать)
Стремление избежать негативных реакций, связанных с конкретным членом семьи Внутренний конфликт с данным членом семьи. Ситуация конкуренции
(обычно это братья, сестры или неродной член семьи)
Рисование животных вместо членов семьи Стремление уменьшить значимость членов семьи, переводя их из статуса человека в другой. Влияние и значимость этих людей в семье ребёнок пытается уменьшить
Нерисование себя
Рисование только себя вместо семьи
Отсутствие чувства единства с семьёй Отвержение и неприятие собственной семьи
Увеличение состава семьи Неудовлетворённость отношениями в семье Потребность в общении

Для психолога очень важно выяснить конкретные образы, которые отсутствуют, присутствуют или заменены. Это очень важно. Так как именно эти люди могут быть источником психологического дискомфорта.

Анализ графических показателей:

  • Характеристика фигур

Самая крупная фигура является наиболее важной и авторитетной для ребёнка. Как правило, этот объект тщательно прорисовывается. Самый неважный член семьи рисуется схематично или небрежно. Если фигура большая, но без прорисовки деталей, то это означает, что отношения с данным родственником напряжены, хотя в семье он имеет важное значение.

  • Расположение фигур

Фигуры могут быть близко, очень близко, оптимально и далеко по отношению друг к другу. Слишком близкое расположение к кому-либо говорит о контроле над ребёнком. Оптимальное расстояние с наличием движений свидетельствует о нормальных близких отношениях. Чем дальше друг от друга люди на рисунке, тем отдалённее их контакты в жизни. Наличие предметов-барьеров между фигурами указывает на трудность в общении.

  • Выделение самого близкого человека

Эту фигуру ребёнок рисует первым, она больше других и тщательно прорисовывается.

  • Выделение источника тревоги в семье

Такой персонаж выделяется сильной штриховкой или нажимом на карандаш. Обычно при таком рисовании карандаш может ломаться. Часто может наблюдаться противоположное явление, когда фигура прорисовывается нечётко, почти схематично, как бы ребёнок пытается скрыть этот персонаж из семьи.

  • Рисование себя

Если ребенок выделяет себя из семьи по размеру, прорисовывая тщательно и с любовью, то он осознаёт важность собственной личности. Подобная ситуация возникает при неправильном воспитании в духе «кумир семьи». Очевидно, наличие эгоцентризма.

Маленькая фигурка в окружении больших фигур свидетельствует об осознании своей слабости и беспомощности. Рисование себя в стороне от других говорит об одиночестве ребёнка в семье.

Соответствие одежды и внешнего вида конкретному члену семьи показывает наличие или отсутствие половой идентификации.

  • Прорисовывание деталей (таблица 2)

Таблица 2. Интерпретация прорисовывания деталей

  • Анализ процесса рисования

Рисунок - это рассказ о семье на бумаге. А это значит, что ребёнок начинает с самого важного, перейдя к менее важным фигурам. Людей, вызывающих у него тревожность, он рисует после паузы и при этом может много исправлять и дополнять. Стирание фигуры может свидетельствовать о негативном отношении. Стремление к декорированию говорит о любви к этому члену семьи.

Анализ рисунка семьи - процесс длительный и сложный. Результаты нужно сравнить с вербальным тестом. Указанные детали помогут создать общий образ семьи ребёнка. Для более подробной информации нужно обратиться к психологу или рассмотреть особенности глубокого анализа детских рисунков. Но даже поверхностного анализа будет достаточно, чтобы понять психологическое состояние ребёнка в собственной семье.

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др. Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Инструкция

Существует несколько вариантов инструкции (для разного контингента, разных случаев).

Инструкция 1: "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово "семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?", следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.

Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".

Инструкция 3: "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь".

Инструкция 4: "Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа".

Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи". Конечно, эта инструкция подойдет для взрослых образованных испытуемых.

Получение дополнительной информации

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе следующее:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Обычно задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.

При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: "Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?" и т.п.).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь.... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Обработка результатов

Обработка данных проводится по следующей схеме:
Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков
1 Общий размер рисунка
2 Кол-во членов семьи
3 Соответствующие размеры членов семьи
мать
отец
сестра брат
дедушка бабушка и т.д.
4 Расстояние между членами семьи
Наличие каких-либо признаков между ними
5 Наличие животных
6 Вид изображения:
- схематическое изображение
- реалистическое
- эстетическое в интерьере,
- на фоне пейзажа и т.д.
- метафорическое изображение в движении, действии
7 Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 ...)
Степень аккуратности исполнения

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА "Рисунок СЕМЬИ"

На основании особенностей изображения можно определить:

1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).

В рисунках (по Л. Корману) анализируют:

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);

б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).

Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: "Кто в семье самый плохой?"), предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: "Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?"), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. "Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.

Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Техника предназначена для индивидуального, самостоятельного использования. Она поможет создать свою семью, по крайней мере – определиться в своих планах, ожиданиях.

Этот тест поможет определить психологическое состояние ребенка во время рисования, выявить наиболее значимого для него члена семьи, определить внутрисемейные контакты.

Приготовьте: альбомный лист, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.

Инструкции

Предложите ребенку нарисовать свою семью. Во время рисования больше ничего не подсказывайте ребенку . Обратите внимание на то, кого ребенок нарисовал в первую очередь - этот человек наиболее любим ребенком.

Когда рисунок будет готов , спросите: «Кого ты нарисовал?». «Почему не нарисовал… (например, папу)?». «Кто здесь самый счастливый? Почему?». «Кто самый несчастный? Почему?».

Обработка теста

По данному рисунку семьи можно судить об отношениях в семье. Конечно, этот тест не может отразить всю картину в целом, но кое-что из рисунка можно почерпнуть.

1. Анализ структуры рисунка

Нарисованный состав семьи соответствует реальному - у ребенка правильно сформировано понятие «Моя семья».

Если ребенок кого-то не нарисовал или нарисовал очень далеко от себя - конфликт с этим человеком, отчужденность, неудовлетворенность общением с ним.

Нарисовал других детей или взрослых, не живущих с ребенком - ребенку не хватает общения с этими людьми.

Нарисовал зверей - есть отвержение ребенка в семье и недостаток общения с людьми.

Если на рисунке нет самого ребенка - плохое отношение к ребенку со стороны семьи.

Нарисовал только себя - нет чувства общности (не ездят никуда вместе, каждый по отдельности). Если к тому же прорисовано много деталей - эгоцентризм.

2. Расположение членов семьи

Все члены семьи соединены руками, взялись за руки - психологическое благополучие.

Если объединены реальной общей деятельностью - показатель сплоченности семьи.

Заняты выдуманной деятельностью - психологическое неблагополучие (редко бываем вместе).

Члены семьи на большом расстоянии от ребенка - отчужденность, боязнь, негативные отношения.

Группировка по интересам (родители заняты одним делом, ребенок - другим) - разобщенность (у родителей свои проблемы, у ребенка - свои, «не суй нос не в свое дело»).

Кого ребенок нарисовал рядом с собой - тот эмоциональнее ближе к ребенку.

Ребенок в первую очередь рисует самого значимого для себя человека, в последнюю - менее значимого.

Папа нарисован отдельно, но тщательно прорисован - часто отсутствует.

Если вокруг семьи рамка (все в здании) - изолированность от внешнего мира.

Небрежное изображение всех членов семьи, разделение их перегородками, изображение людей со спины или отвернутыми друг от друга - нарушение эмоциональных контактов.

3. Анализ особенностей нарисованных фигур

Нарисованы все детали тела - норма. Мама без рта - «не кричи», глаз нет - «не хочу постоянного надзора», папа без рук - «не бей меня», не нарисовал лицо - «ты мне не симпатичен».

Пропуск деталей на голове или лице - враждебность, боязнь, скрытность недоверие к этому человеку. Прорисованы кисти рук - очень хорошие внутрисемейные отношения, нет кистей рук - нет содержательного общения с окружающими людьми.

Огромные уши - хвалите меня.

Декорирование (детали одежды, наряды тщательно прорисованы) у того, кого ребенок больше любит.

Если ребенок сам себя тщательно прорисовывает - высокая потребность во внимании, демонстративность, склонность к истерикам.

Схематичное изображение людей - отсутствие у ребенка эмоциональности.

Величина фигур - главный член семьи - самый большой, но необязательно самый любимый.

Если ребенок нарисован самым большим - эгоцентризм. Большой родитель и очень маленький ребенок - родитель очень строгий, ребенок не уверен в себе. Если все одного роста - все в семье партнеры.

Руки вверх - враждебность к окружающим.

Ребенок нарисован без рук - чувство бессилия, безропотности.

Каждый член семьи нарисован одинаково - все безлики, отштампованы.

Разные лица у членов семьи - индивидуальность.

Если ребенок рисует себя похожим на маму или папу - хочет быть на нее или него похож.

Используемые цвета - светлые, сочные тона - радость, любит этого человека.

Черный, серый, коричневый цвет - неблагоприятное отношение к этому человеку.


4. Анализ процесса рисования

Нарисовал себя в последнюю очередь - низкая самооценка.

Много стираний ластиком - признак тревожности, недовольства этим человеком.

Мелкие размеры рисунка, штриховка - неблагоприятное физическое состояние,
напряженность, скованность.

Большие размеры, яркие цвета - хорошее расположение духа, раскованность, отсутствие
напряженности и утомления.

Гаянэ Ерибекян
Психологический тест для дошкольников «Моя семья»

Дети с интересом относятся к тестированию. Для них тесты – новый вид увлекательной игры. Пока ребенок увлечен этой игрой, психолог проводит свою исследовательскую работу, направленную на изучение внутреннего мира малыша. Что его интересует, радует или огорчает? В чем причина страхов? Насколько у него развита фантазия? Не одинок ли он в семейном кругу?

(http://psytags.ru/http_psytags_ru_sbornik_psihologicheskih_testov/ - диагностические, занимательные и образовательные тесты для детей)

Тест «Моя семья»

Чтобы выяснить, как ребенок относится к своим ближайшим родственникам, предложите ему альбомный лист, набор цветных карандашей и задайте тему для рисунка «Моя семья»

При выполнении малышом задания вас не должно быть рядом. Пусть ребенок будет раскрепощен

Если вы знаете о том, что накануне ребенок был свидетелем конфликта в семье, отложите прохождение теста. Если у малыша возникают вопросы о том, что и как он должен рисовать, это значит, что представление о понятии «семья» у него не вполне сформировано. Для предупреждения таких вопросов необходимо заранее провести беседу на данную тему

Когда рисунок будет готов, непременно нужно обсудить его вместе с малышом, чтобы он поделился своими мыслями, которые помогут вам лучше разобраться в его представлениях о семье

Работа над расшифровкой теста

Все ли изображения на месте?

При растолковании теста следует помнить, что в детском рисунке не бывает ничего лишнего. Здесь важен каждый штрих (положение изображений, нажим карандаша, цвет и т. д.). Отсутствие на рисунке изображения какого-либо члена семьи не означает, что малыш о нем забыл. Он подсознательно вытесняет этого человека. Если же ребенок не изобразил себя, это может означать, что либо он считает себя ненужным в семье, либо наоборот, хочет показать, что ему и без членов семьи живется хорошо.

О размере изображения

Здесь аналитический алгоритм прост. Значимые для ребенка персонажи изображаются им в более крупных размерах. Возможно, вы увидите на рисунке великанов - братиков и сестер и лилипутов – родителей. Это значит, что в данный момент родителям отводится второстепенная роль

Дополнение рисунка «чужаками»

Нередко детский рисунок содержит изображения вымышленных героев или даже техники (друзья, соседи, сказочные герои, машины). Данный факт свидетельствует о недостатке у ребенка общения и эмоциональной поддержки в семье, поэтому он пытается восполнить этот пробел вне дома

Выше или ниже

Изображения персонажей малыш может пометить в разных частях рисунка. Обратив внимание на положение изображенного образа, вы определите, кого малыш считает «хозяином» в доме, т. е. кто в семье наделен большей властью

Расстояние между героями

Этот важный нюанс – свидетельство психологической дистанции между членами семьи. Чем ближе друг от друга расположены изображения персонажей, тем крепче взаимопонимание между ними

Это Я

Малыш изобразил себя в уголке рисунка – значит, у него заниженная самооценка. Гигант, занимающий все пространство в середине рисунка, подскажет вам, что ребенок хорошего о себе мнения. Хотя у большинства детей-дошкольников самооценка завышенная, поскольку они являются «принцами и принцессами» в семье, с возрастом происходит стирание детского эгоцентризма и налета «избранности»

Тревожная копка

Рисунок содержит персонаж, изображенный с большим нажимом, обведенный или заштрихованный. Это свидетельство наличия тревожности у малыша. Тревогу могут вызвать неосознанные установки со стороны взрослых. О чувстве страха и тревоги у малыша могут указывать также слабые несмелые линии и штрихи

Любимые домашние питомцы

Малыш изобразил своего четвероногого друга рядом с собой? Конечно, ведь в нем ребенок видит самого близкое и «родное» существо, которое бескорыстно любит его, никогда не ругает и не предъявляет никаких требований

Голова персонажа

Изображая большеголового персонажа, малыш хочет рассказать, что считает его самым умным членом семьи. Обратите внимание на глаза – отражение психоэмоционального состояния хозяина. Большие глаза символизируют страх, ожидание помощи и поддержки, необходимость ласкового отношения. Глаза, изображенные в виде щелочек или точек, говорят о подавленности, неуверенности, запрете на выражение эмоций.

Контуры рта Большой, открытый, заштрихованный рот указывает на выраженную агрессию, неудовлетворенность, обиду. Изображение рта в виде черточки, точки, либо его отсутствие - признак наложенного табу на выражение эмоций. Поведение такого человека отличается безынициативностью и слабоволием.

Изображение ушей Обладатель больших ушей всегда будет считаться с чужим мнением. Это самый покладистый персонаж. Если большие уши у исследуемого ребенка, это может отражать его восприимчивость к окружающему миру. Нередко большой размер ушей свидетельствует о тревожном настороженном поведении малыша, уши для него являются ведущим информационным каналом, по которому поступают разнообразные сведения о нем самом и окружающем мире

Нарисована ли шея?

Шею считают связующим звеном между чувствами и разумом. Если ребенок изобразил эту часть тела, то это говорит о том, что у персонажа присутствует здравый смысл, практичный ум и сильная воля. При отсутствии в изображении шеи можно предполагать о бесконтрольной эмоциональной вспыльчивости героя

О руках

Они считаются проводниками в мире целей и взаимоотношений. Руки позволяют нам в реализации наших целей и возможностей, талантов и способностей. Важно обратить внимание на пальцы. Их наличие указывает на то, что человек уверен в себе и в своих возможностях проявления в окружающем мире. По изображению пальцев на левой руке можно судить о связях внутри семьи, на правой руке – вне семьи. Обладатели больших рук отличаются широтой взглядов, смелостью и могуществом

Наша опора – ноги

Если у персонажа крепкие ноги и крупные стопы, то он пользуется огромной поддержкой рода. Тонкое изображение ног указывает на внутреннюю неуверенность и страх перед неизвестностью. Ноги – символ наличия возможностей движения, жизненных перемен, открытия новых просторов.

Глаза многое могут рассказать о человеке, если внимательно смотреть в них. Родителям следует чаще заглядывать в глаза ребенку. И не для того, чтобы настоятельно допытываться правды от него, а с глубоким вниманием и любовью. В общении с ребенком стремитесь к установлению взаимоотношений не между родителем и ребенком, а равноправных отношений по схеме «ребенок-ребенок». Когда вашему «внутреннему ребенку» удастся установить связь с малышом, вы сможете понять и объяснить природу детского сознания.

Семья - маленькая модель мира, в которой подрастающее поколение учится взаимодействию с окружающими. Довольно часто педагоги и психологи, работающие с детьми, обращают внимание, что малыши могут испытывать неудобства в отношениях с родными, а мама и папа - ближайшие люди - этого не замечают или не хотят замечать. Наглядно показать взрослым, что в жизни их ячейки общества есть напряжённые моменты, поможет тест «Рисунок семьи».

Суть теста «Рисунок семьи»

Идея создания проективного теста для определения отношений внутри семьи не нова. В разное время она возникала в работах видных отечественных и зарубежных психологов – В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и других. В ходе теста ребёнку предстоит изображать своих родственников, поэтому ему понадобится умение держать инструмент в руках и соединять линии в рисунке. Эти навыки приходят к детям в разное время. Ориентировочный период, когда можно начинать проводить диагностику - возраст 4 лет (+/-1 год).

Целями теста является следующее:

  • определение характерных черт отношений внутри семьи;
  • выявление оценочных суждений малыша относительно своих близких;
  • оценка роли испытуемого в семье;
  • определение моментов, которые вызывают беспокойство ребёнка.

Задача экспериментатора - посмотреть на конкретную ячейку общества глазами маленького её члена.

Французский писатель Анре Моруа говорил: «Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребёнок, между тем, пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его».

Психологи рекомендуют на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста повторять тест 1 раз в 6 месяцев, а в дальнейшем – 1 раз в год (вплоть до 11 класса). Такая периодичность позволит вовремя обнаружить и устранить возможные внутрисемейные конфликты.

Узнать больше об отношениях внутри семьи ребёнка можно, просто предложив ему выполнить несложный рисунок

Процедура исследования

Прежде чем начинать тест, взрослый должен убедиться, что подготовлено всё необходимое:

  • лист А4;
  • цветные карандаши (синий, красный, зелёный, коричневый, жёлтый, чёрный);
  • ластик.

Некоторые интерпретации диагностики не подразумевают использование цветных карандашей. Однако толкование выбранных испытуемым оттенков является важным аспектом анализа. Ластик также, по мнению некоторых учёных, не является обязательным. Между тем в идеале экспериментатор должен фиксировать в протоколе, имеющим произвольную форму, как часто малыш использует резинку. Чтобы не превращать тест в рисование «буду вытирать, пока не станет идеально», не нужно акцентировать внимание ребёнка на этой принадлежности. Достаточно положить сбоку, но на виду.

Проведение исследования возможно как в индивидуальной форме (что желательно), так и в групповой, но для концентрации внимания испытуемых их не должно быть более пяти.

Допускается проведения теста в групповой форме, но не рекомендуется

Инструкция по организации дигностики:

  1. Испытуемому подают лист, расположенный горизонтально, со словами: «Вот лист бумаги, нарисуй, пожалуйста, свою семью. Можешь использовать цветные карандаши».
  2. Ребёнок приступает к тесту, а взрослый, занимаясь своими делами, наблюдает за ним.
  3. После того как рисунок будет завершён, предложите малышу подписать персонажей, чтобы было понятно, кто есть кто. Если испытуемый не умеет этого делать, спросите у него разрешения сделать надписи своей рукой.
  4. Затем следует задать ребёнку вопросы:
  • Кого ты нарисовал?
  • Кого ты не нарисовал и почему?
  • В каком месте ты рисовал семью?
  • Чем занимается каждый на рисунке?
  • Какое у вас здесь настроение: вам весело или скучно?
  • Кто на рисунке самый весёлый, грустный, счастливый? Почему?
  • Кто тебе нравится больше остальных? Почему?
  • Как в нарисованной семье наказывают детей за непослушание или плохое поведение?
  • Как ты себя чувствуешь на рисунке? Что хотел бы изменить, чтобы почувствовать себя лучше?

Если по ответам на вопросы сложно прийти к точному заключению касательно отношений в семье, то стоит предложить ребёнку 6 проблемных ситуаций, 3 из которых выявляют отрицательные чувства испытуемого относительно семьи, а 3 другие - положительные:

  1. Представь, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты пригласил?
  2. Представь, что вся твоя семья собирается в гости, но кто-то один заболел, а, значит, должен остаться дома. Кто это будет?
  3. Ты собираешь пазл (мастеришь поделку, лепишь из пластилина), и у тебя не всё получается. Кого ты попросишь помочь тебе?
  4. Представь, что корабль, на котором вы путешествовали, попал на необитаемый остров. С кем бы тебе было удобно жить там?
  5. Тебе подарили настольную игру, вся семья собралась играть, но один оказывается лишним. Кто не будет участвовать?
  6. Кого из членов семьи можно оставить дома, если не хватает одного билета в кино?

Важно помнить о некоторых нюансах проведения рисуночной диагностики:

  • Не нужно проводить тест, когда малыш перевозбуждён или плохо себя чувствует. В противном случае полученные данные не будут объективными.
  • Не стоит расшифровывать, кто подразумевается под семьёй. Если малыш начинает засыпать вопросами из разряда «А бабушку/тётю/дядю рисовать?», просто повторите, что нужно нарисовать семью.
  • Не направляйте «художника», даже если заметите, что кому-то он забыл нарисовать уши, а бабушку, например, и вовсе упустил из виду.
  • Не высказывайте предположения. После того как изображение будет готово, не стоит озадачивать ребёнка вопросами из серии: «А это кто, дядя?»
  • Не настаивайте, если испытуемый не высказывает особого желания беседовать.
  • Не обсуждайте результаты теста при малыше.

Интерпретация результата

Для более полного понимания ситуации экспериментатору нужно учесть:

  • время, затраченное на весь рисунок и на изображение каждого персонажа (например, маму малыш рисовал 10 минут, папу - 3 минуты);
  • порядок изображения (кого ребёнок представил первым, вторым, последним);
  • перерывы в работе более 15 секунд с указанием причины (например, если испытуемый задумался, кого изображать следующим);
  • какие линии или детали ребёнок стирал;
  • любые комментарии по ходу работы;
  • эмоции, возникающие в процессе рисования (например, бабушку малыш изображал с улыбкой, брата - нахмурившись и так далее).

Показатели психомоторики

Чем сильнее малыш давит на карандаш, тем выше его самооценка. Если инструмент прорывает бумагу, то это говорит о том, что ребёнок гиперактивен, возможно, часто проявляет агрессию.

Размашистость штрихов, масштабность самого рисунка говорят о том, что автор очень решителен в своих действиях, уверен в себе. Если же контуры смазаны, а линии пересекаются, то малыш страдает от повышенности возбудимости. Однако когда тонкие или толстые линии использованы только в изображении отдельного члена семьи, то это говорит о волнении, которое ребёнок испытывает за этого человека. Не доведённые до конца и выходящие за контуры - показатель психоэмоционального напряжения испытуемого.

Чем выше расположен сюжет рисунка, тем более высокий статус ребёнок себе приписывает.

Характеристики изображения

Цвет

Чем ярче рисунок, тем благоприятнее реальная обстановка в семье ребёнка

Чем ярче и светлее гамма, тем выше у малыша жизненный тонус, тем оптимистичнее он смотрит на жизнь. Если ребёнок изобразил себя с преобладанием какого-то одного цвета и затем повторил такой же оттенок в ком-то ещё, то этого человека испытуемый считает авторитетом для себя.

Психологи утверждают, что преобладание красного цвета говорит о психологическом дискомфорте, который малыш испытывает в семье. Если же тестируемый и вовсе отказался от раскрашивания, то он, вероятно, испытывает сильную тревожность и проблемы с самооценкой. Возможно, в семье ребёнка ущемляют или даже унижают.

Размер, порядок и расположение

Чем больше размер персонажа, тем значимее для испытуемого его прообраз. Например, если домашний питомец той же величины, что и родители, то отношения с родными для малыша менее важны, чем забота о кошке или собаке.

По такому же принципу анализируется и соотношение размеров членов семьи: если мама больше папы, то малыш считает её более значимой в своей жизни. Изображение самого себя говорит о том, насколько полноправным членом ячейки общества считает себя малыш. Если он представлен небольшой фигуркой где-то сбоку, то «художник» отводит себе место беспомощного «приложения» к родителям. Когда собственный образ ребёнок помещает между взрослыми родственниками, то это сигнализирует о том, что малыш нуждается в заботе и защите, но это абсолютно естественная потребность, поэтому такое расположение считается нормой.

Иногда испытуемый и вовсе не рисует себя, а изображает только родителей (и/или других членов семьи). В этом случае имеет смысл говорить о том, что ребёнок страдает не только от недостатка внимания, но и, возможно, от физического насилия. Такие ситуации нуждаются в анализе специалиста по детской психологии. Случается также, что испытуемый рисует только себя, без других членов семьи. Обычно это происходит, если малыш воспитывается одним родителем и других родственников нет в его окружении, или же когда мама и папа совершенно не интересуются жизнью ребёнка и редко бывают дома.

Если ребёнок нарисовал себя первым, то, вероятнее всего, в семье его балуют, вся жизнь строится вокруг него. Если последним, уже после питомцев и подписей, как будто вдруг вспомнил, что себя-то забыл, это значит, испытуемый не чувствует себя чужим. Нормой считается, когда малыш изображает сначала родителей, потом себя, а затем и остальных родственников: бабушку, дедушку, тётю и так далее.

Самого близкого и родного человека тестируемый рисует ближе всего к себе (обычно эти фигуры держат ребёнка за руку). И наоборот, чем сложнее ему найти общий язык с кем-то, тем дальше будет персонаж от автора. Совсем «забытые» родственники, образы которых отсутствуют - это те, к кому ребёнок испытывает негатив или не чувствует никакой эмоциональной связи с ними.

Части тела

Образ с самой большой головой - это самый умный член семьи, по мнению ребёнка. Крупные глаза говорят о том, что у человека проблемы, он просит помощи. При этом независимые и спокойные родственники будут изображены с глазами-щёлочками. «Забытые» уши – знак того, что этот человек ребёнка совершенно не понимает, не слышит. Открытый рот - показатель скрытой угрозы для малыша, а вот маленькая чёрточка вместо губ - символ замкнутости персонажа.

Огромные руки в сочетании с большим количеством пальцев говоря о том, что человек воспринимается испытуемым как могущественный и способный. Если фигура не стоит на ногах, то малыш не считает её авторитетом. Иногда дети не рисуют ни рук, ни ног - это говорит о проблемах в интеллектуальном развитии. Если «художник» изобразил себя без конечностей, то это свидетельствует о том, что ребёнок испытывает повышенную тревожность и не хочет принимать никаких решений, стремится найти опору в близких или совсем самоустраниться от ответственности. Это серьёзный сигнал для родителей, который может быть связан с гиперопекой, что в дальнейшем приведёт к инфантилизму уже взрослого человека и неумению строить взаимоотношения на равных с другими членами общества.

Когда дети рисуют животных, братьев и сестёр, которых на самом деле не существует, то это можно интерпретировать как отражение желаний испытуемого

Если семья изображена на фоне солнца, то малышу не хватает семейного тепла. По этой же причине дети изображают кукол или домашних питомцев (особенно если на самом деле в доме их нет). Тучи и облака являются признаками отрицательных эмоций ребёнка. Присутствие на рисунке бытовой и оргтехники говорит о том, что для ребёнка это предметы (например, телевизор, компьютер) имеют более важное значение.

Когда вместо людей ребёнок рисует лишь дом, то это значит, что ему не хочется находиться в семье, в ней тестируемому неуютно. Если малыш изображает вымышленных персонажей наравне с реальными, то это говорит о том, что испытуемый стремится компенсировать общением с несуществующими героями близкие дружеские отношения, которых у него нет в семье.

Место, в котором семья нарисована, обычно является знаковым для ребёнка: улица, на которой он гуляет, дом в деревне, куда малыша регулярно привозят к бабушке, и так далее.

Обычно самой занятой дети рисуют маму - это воплощение того, что малыш видит ежедневно. Поэтому если папа приходит с работы и ложится на диван, не стоит ожидать, что ребёнок изобразит его рядом с собой или в процессе работы.

Файл: Образец расшифровки

«Рисунок семьи» – это информативная диагностика отношений между ребёнком и его родными, коррекция результатов которой должна проводиться только психологом. После окончания тестирования не будет лишним побеседовать с родителями и самим испытуемым, чтобы помочь восстановить положительную психологическую атмосферу в семье.