Джон Фридман: биография. Оксана Мысина: «Муж влюбился в мои пальцы

американский и российский культуролог, театральный критик, журналист и переводчик

Биография

Джон Фридман родился в Апл-Валли (Калифорния) в 1954 году. Получил диплом магистра в университете имени Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, закончил докторат по русской литературе Гарвардского университета, а в 1988 году приехал в Россию, чтобы собирать материал для своей докторской диссертации о драматурге Николае Эрдмане (The Dramaturgy of Nikolai Erdman, Harvard University, 1990).

В декабре 1989 года женился на актрисе Оксане Мысиной , с тех пор живёт в Москве. Работает театральным обозревателем в ежедневной англоязычной газете «The Moscow Times» со дня её основания, пишет о русском театре для New York Times. Курировал специальную программу Russian Case фестиваля «Золотая маска», входит в состав жюри фестиваля «Золотая маска».

Является автором первой монографии о Николае Эрдмане в США (Silence’s Roar, The Life and Drama of Nikolai Erdman, 1992). Впервые перевёл на английский язык Сухово-Кобылина . Является автором книг об Эрдмане, в соавторстве с Камой Гинкасом написана книга Provoking Theater (Provoking Theater: Kama Ginkas Directs, 2003). Пишет сценарии (в 2001 году совместно с Евгением Лунгиным написал сценарий полнометражного художественного фильма «Allegro moderato»), переводит пьесы современных российских драматургов, российские фильмы на английский язык и наоборот.

Ответ на вопрос о том, кто управляет миром, для основателя американской частной разведывательно-аналитической компании "Статфор" ["Стратфор", Stratfor - прим. К.ру] Джона Фридмана не вызывает сомнений. Владелец организации, которую за слишком чистоплотные методы работы в США называют "теневым ЦРУ", убежден: всем на Земле управляет Белый дом.

В отличие от американских политиков, хоть как-то соблюдающих должностной политесс, мистер Фридман может позволить себе куда большую открытость. Тем более, что в своих речах он обосновывает озвученный на Генассамблее ООН президентом Бараком Обамой тезис об исключительности американской нации, а значит, не противоречит Белому дому. В своем выступлении в Чикагском совете по глобальным делам глава "Статфора" разъяснил, как Вашингтону сохранить доминирование на планете. А также обозначил потенциальных врагов США.

Хотя в администрации привычно утверждают, что мистер Фридман высказывает только собственную точку зрения на происходящие в мире процессы, близость этого персонажа к лицам, принимающим решения на Капитолийском холме и в Белом доме, заставляет задуматься над истинными мотивами внешнеполитических шагов, предпринимаемых США. Ведь очевидно, что руководителя разведывательно-аналитической компании, где работают более 100 человек и которая за немалые деньги направляет доклады военным, спецслужбам и госдепартаменту, вряд ли можно назвать "вашингтонским сумасшедшим".

Нынешний мир мистер Фридман видит - точнее, хотел бы видеть - исключительно под прямым или косвенным управлением США. Как это достигается - за примерами далеко ходить не надо. Во вторник получил продолжение скандал в Чехии, чей президент Милош Земан указал на дверь американскому послу за критику планов главы государства поехать в Москву на торжества по случаю Дня Победы. Оппоненты Земана в правительстве обвинили президента в недальновидности и желании поссорить Прагу с союзниками. Такую вполне ожидаемую реакцию проамериканского лобби прокомментировал пресс-секретарь Земана: "Стало отчетливо видно, для кого из чешских политиков высшим государственным лицом страны является ее президент, а для кого посол США".

Но именно такое беспардонное поведение американских госслужащих мистер Фридман считает обоснованным в отношениях со Старым светом: ведь у Вашингтона существует свое видение конструкции мира. А Евросоюзу - в качестве равного Америке игрока - в ней места нет. Цитирую главу "Статфора": "У США нет отношений с Европой. У нас отношения с Румынией, Францией и так далее. Нет Европы, с которой у США какие-то отношения". Как тут не вспомнить беседу заместителя госсекретаря Виктории Нуланд с американским послом в Киеве, которая состоялась в 2014 году. Тогда Нуланд в в матерной форме объяснила собеседнику, что она думает о единой Европе и ее руководителях. Позже она извинилась за форму высказываний, но не за содержание. Так вот, госпожа Нуланд - один из потребителей аналитических записок от фонда "Статфора".

Почему мистер Фридман списал Европейский союз со счетов и какое будущее уготовили США для европейцев? "Европа вернется к естественной ситуации для человечества: европейцы будут умирать в войнах. Конечно, без 100 миллионов убитых, как в прошлой войне, но идея европейской исключительности, как мне кажется, приведет Европу к войнам", - утверждал босс "Статфора". Ответ на вопрос, почему упомянутая идея европейской исключительности станет причиной конфликтов, а американской - приведет к прогрессу и процветанию, для мистера Фридмана выглядит бесспорным: "США контролируют все океаны Земли. Никто и никогда не делал этого раньше. Как следствие - мы можем осуществлять вторжение везде на планете, но никто не может напасть на нас. Контроль океанов и космоса - основа нашей власти". Такую ситуацию выступавший на Чикагском совете по глобальным делам Фридман назвал "классным раскладом".

Но аналогичного расклада нет, по мнению докладчика, у Европы, где "поляки, венгры или румыны живут в совершенно другой Вселенной по сравнению с немцами, а немцы - в совершенно другой реальности по сравнению с испанцами и так далее". Для мистера Фридмана нынешняя Европа - поле для манипуляций, с помощью которых Вашингтон решает собственные геополитические задачи. И неважно при этом, если страны Старого света окажутся втянутыми в военные конфликты. "США сейчас поставляют оружие, артиллерию и другие вооружения прибалтийским странам, Румынии, Польше и Болгарии, это очень интересный аспект. США объявили о намерении поставлять вооружения Украине, и хотя потом это было опровергнуто, оружие будет поставляться", - без всяких стеснений разъяснил внешнеполитическую линию Белого дома мистер Фридман.

Конечная цель США заключается в строительстве "Междуморья" - территории между Балтийским и Черным морями. "Концепцию Междуморья придумал еще Пилсудский", - разъяснил глава "Статфора".

Но для чего американцам стравливать Москву и Евросоюз, создавать информационные вбросы, которые бы демонизировали Россию в Европе? Вот аргументы руководителя "теневого ЦРУ". По его словам, для США "первая цель не допустить, чтобы немецкий капитал и немецкие технологии соединились с русскими природными ресурсами и рабочей силой в непобедимую комбинацию". "США работают над этим уже целый век", - откровенничал Фридман.

"Козырь США, бьющий такую комбинацию - линия разграничения между Прибалтикой и Черным морем. Ведь Германия - мощнейшая экономическая держава, но одновременно - очень ранимая и геополитически слабая ", - продолжал он.

Строительство такого "вала", если верить Фридману, для Вашингтона куда важнее, чем борьба с исламским радикализмом, который докладчик назвал "проблемой, но не существенной угрозой для Соединенных Штатов". В отличие от объединения России и Германии, которые, действуя вместе, становятся, если прислушаться к Фридману, "единственной силой, представляющей для США существенную угрозу".

Механизм противодействия такому объединению мистер Фридман сформулировал цинично: "Следовать политике Рональда Рейгана в Иране и Ираке". Напомню, что Рейган поддерживал обе воюющие стороны, так что они бились друг с другом и считали США своим союзником. "Это было цинично, аморально, но работало", - удовлетворенно констатирует глава "Статфора". Нечто подобное осуществляют США в Евразии, и это тоже, по мнению Фридмана, будет работать.

Цитирую: "Мы не в состоянии оккупировать всю Евразию. Мы не можем везде ввести войска, но зато мы в состоянии поддерживать враждующие между собой стороны, чтобы они концентрировались на себе, а не против нас. Мы поддержим их политически, финансово, окажем военную помощь и пошлем наших советников".

Владелец разведывательно-аналитической компании не скрывает, что все это происходит на Украине. Здесь откровенность главы "Статфора" вообще зашкаливает и становится вызывающей для Белого дома. "Украину посетил главнокомандующий сухопутными силами США в Европе генерал Бен Ходжес. Он наградил украинских солдат военными медалями США, что вообще-то запрещает армейский регламент - награждать медалями иностранцев. Но этим генерал хотел показать, что украинская армия - его армия", - объяснил Фридман. Ранее президент РФ Владимир Путин называл украинские вооруженные силы "иностранным натовским легионом". Этот вывод подтвердил владелец "теневого ЦРУ".

Фридман не скрывает, что США на Украине демонстративно действуют в обход НАТО: "Плевать на НАТО. Когда им нужно будет воевать, скажем. Пока же мы лишь готовим войну. И пусть не лезут".

Но с кем готовят войну аналитики в Вашингтоне? Приведу еще одно шокирующее откровение Фридмана: "Если Россия продолжит цепляться за Украину, то мы должны остановить Россию". Идея понятная: превратить Украину в государство, которое, как удовлетворенно заметил Фридман, "сделает все, чтобы не прогневать США" и придвинуть военный потенциал НАТО к Москве на 500 километров. Создать "санитарный кордон", как определил американские задачи Фридман, вокруг России с помощью которого можно будет держать в дальнейшем на коротком поводке Германию и весь Евросоюз. [...]

Справка "РГ"
У компании "Стратфор" выраженный неоконсервативный уклон. Ее аудитория - люди со взглядами типа Джона Маккейна. Впрочем, эта прослойка в США весьма многочисленна. То, что президент - демократ, не означает, что все госслужащие тоже демократы. Сторонники республиканцев работают на высоких должностях и в ЦРУ, и в других ведомствах. Фридмана ценят ястребы-патриоты: он проповедует доминирование и исключительность США, деление стран на важные и второсортные и прочее в таком же духе. Круг клиентов у Фридмана довольно широкий, включая и иностранные компании и СМИ. "Теневым ЦРУ" его компанию назвали за методы работы: они платят информированным источникам, классифицируют их по степени надежности, дают кодовые имена. [...]

– Джон Фридман, американский искусствовед, писатель, профессор Гарвардского университета. Но ради любимой он остался в России.

– Оксана, как вы познакомились с будущим мужем?

– Джон увидел меня в спектакле «Дорогая Елена Сергеевна» . Знаете, когда я была моложе, мне почему-то предлагали возрастные роли: в свои 25 я играла 42-летнюю героиню. У нас был очень жесткий, можно сказать, натуралистичный спектакль. Посмотрев его, моя мама даже выставила мне ультиматум: или я прекращаю играть в этой постановке, или домой могу не возвращаться. Тогда я выбрала сцену и несколько месяцев жила у друзей. А вот Джон ходил на этот спектакль раз сорок ради того, чтобы меня увидеть!

– Чем же вы его покорили?

– Говорит, что его потрясла моя игра. А еще он запомнил, как после спектакля я сидела и барабанила пальцами по столу. Долго глядя на них, он почему-то влюбился в мои пальцы. Во всяком случае, так говорит (смеется ).

– А какое впечатление Джон произвел на вас?

– Трудно передать словами! Сразу почувствовав опасность, я полгода его избегала, а Джон преследовал меня, как настоящий охотник (смеется ). Но однажды общий приятель пригласил нас на день рождения, и вот тут произошел перелом в отношениях. Я поняла, что от судьбы не убежишь! Через полгода мы поженились и вот уже 24 года вместе.

Секрет семейного счастья: мы одновременно живем и общей, и отдельной жизнью, стараясь беречь творческое пространство друг друга.

– Не страшно было выходить замуж за иностранца?

– Скорее, страшно было моим родителям. Они не понимали, почему дочь выходит за американца! Но как только увидели Джона, все вопросы и сомнения отпали. Они сразу поняли, что Джон – мой человек. Вернее, наш человек! Дело не в том, на каком языке говорят люди. Любовь – это алхимия. Есть вещи неуловимые, объяснить которые невозможно. И это прекрасно!

– А как американский писатель Джон Фридман оказался в России?

– Он любит нашу страну. Джон родился в Калифорнии и в детстве прочитал «Войну и мир» на английском языке, чтобы доказать учительнице, что он не оболтус, который ничем не интересуется. Этот роман его покорил, и Джон всерьез увлекся русским языком и литературой: перечитал всего Толстого, Достоевского, Гоголя, Тургенева, Чехова. В Москву приехал собирать материалы для докторской диссертации, посвященной творчеству Николая Эрдмана. А по вечерам ходил в театр – так мы и нашли друг друга.

– А у вас не было мысли перебраться в Америку?

– Разные мысли были… Когда мы только поженились, встал вопрос о том, где нам жить. Джон сказал, что верит в меня как актрису, и что мне лучше остаться там, где я чувствую себя свободной. Для актерской импровизации мне необходима та степень свободы, которая есть у меня только в России. «А заниматься писательским творчеством можно везде», – сказал Джон. Поэтому мы живем в Москве. На самом деле у нас все просто: мой дом там, где Джон, а его – там, где я.

Джон Фридман о супруге: «Я влюбился в Оксану с первого взгляда. Это самая необыкновенная женщина на свете! В среде коллег она не похожа на обычных актеров, среди женщин – не похожа на обычных женщин, среди русских – не похожа на русских, среди иностранцев – не похожа и на иностранцев. Она всегда сама по себе. Это потрясающе!»

– И какой он, ваш дом?

– В нем нет новомодного дизайна. Наша гордость – огромная библиотека. К тому же мы с Джоном – страстные коллекционеры современной живописи, картины у нас повсюду – в гостиной, спальне, в холле.

– Вы оба – творческие люди. Как решаете бытовые проблемы?

– С бытом все неоднозначно (смеется ). Но мы относимся к этому легко. У кого есть свободное время, тот и занимается бытовыми проблемами. Но все-таки больше делает Джон. Он мне даже пылесосить не дает!

– Создается впечатление, что в последнее время вы меньше снимаетесь в кино. Неужели вам, актрисе экстра-класса, предлагают мало ролей?

– Предлагать-то предлагают, да все какое-то однотипное. А мне нужно, чтобы было, что играть. Когда я кого-то интересую, это, как правило, означает, что нужен или рост, или длинный нос, или другие внешние данные. А мне должно быть интересно самой.

– Вы очень артистичны! Кажется, каждая прожитая секунда для вас – это театр. А дома вы играете?

– В жизни стараюсь не играть. Кому-то могу показаться даже скучной. Существует некий стереотип: «Раз ты артистка, давай покажи нам!» Когда мне хорошо, когда я в согласии с собой, то могу и рассмешить. А вообще я больше люблю наблюдать, созерцать, по природе своей я отшельница. Джон меня понимает, создает все условия для того, чтобы я могла побыть наедине с собой, собрать себя в кучку, позаниматься, набраться сил.

– Трудно, наверное, Джону с вами?

– Не знаю. Как-то он сказал: «Не трудно – невозможно. Но интересно (смеется )».

Факты об Оксане Мысиной и Джоне Фридмане

Факт № 1. Оксана Мысина – солистка группы «Окси-Рокс ». Окончив Высшее музыкальное училище им. Гнесиных по классу альта, она играет на нескольких музыкальных инструментах, в том числе на трубе.

Факт № 2. Супруги любят проводить отпуск в Америке, путешествуя по стране на машине.

Факт № 3. Джон пишет книги, переводит на английский современных российских авторов, делает обзоры премьер российских театров.

Беседовала Елена Чайкина

Джон Фридман называет Россию "страной, у которой непростые отношения с собственной судьбой". Впрочем, его судьбу она уже изменила навсегда, превратив юношу из американского захолустья без определенного рода занятий в одного из самых авторитетных современных славистов. Автор нескольких книг о русском театре, блестящий критик и переводчик "новой русской драмы", Джон вот уже двадцать лет живет и работает в Москве. С "русским американцем" встретились .

У него в коридоре развешаны фотографии из семейного архива Фридманов. "Это бабушка моя", – показывает Джон. Рядом с ней – двухлетний мальчуган, олицетворяющий Новый год. Это он сам на снимке 1956 года.

Кто он, американский москвич или московский американец, Джон так и не определился. В России живет уже больше двадцати лет, говорит почти без акцента, переводит современных драматургов и пишет о русском театре.

"Я перевел больше тридцати пьес за последние десять лет. Большую часть пьес я перевел, потому что я влюбился в них, сидя в зале", – признается он.

Джон ходит в театр, как на работу. Записная книжка вся исписана названиями спектаклей. Среди любимчиков – "Мастерская Петра Фоменко", "Сатирикон", МТЮЗ.

С его легкой руки в американском Балтиморе идут сезоны "новой русской драматургии". Имена Максима Курочкина, братьев Пресняковых, Ольги Мухиной, Юрия Клавдиева известны за океаном не меньше, чем на Родине.

"Все эти русские писатели пишут именно о том, о чем все люди знают, но знают плохо. Они знают это по школе, но головой не понимают", – поясняет Фридман.

На полке – собрание сочинений Толстого. "Война и мир" для Джона, как Книга перемен. "Благодаря Толстому попал в Россию, нашел судьбу, жену, и биография у меня появилась", – говорит Фридман.

Посмотрев "Самоубийцу" Эрдмана, он отправился в Россию собирать материал для диссертации. Вначале появилась докторская диссертация, а потом вышла и книга об Эрдмане. Она опередила даже немецких конкурентов.

Уезжая в Россию, Фридман не думал, что задержится на двадцать лет. Сейчас он точно знает – в Москве его дом, семья, дело, друзья. А в Америке...

"В Америке я, в принципе, ничем не занимался. Я работал в книжном магазине, мыл самолеты", – вспоминает он.

Сейчас Джон находит плюсы даже в зашкаливающем минусе: "Выходишь, когда холодно, возникает ощущение, что ты живешь. Что-то крепко берет тебя за ухо, и это приятно. Я это люблю".

"Провокационный театр" – еще один опус Фридмана, вышедший на английском языке. Это совместный труд с Камой Гинкасом. Автор на собственной шкуре испытал, каково быть провокатором.

"В буквальном смысле, Кама Миронович заставил меня плакать, смеяться, краснеть, как настоящего артиста", – рассказывает Джон.

Через час у него состоится свидание с актрисой. Оксана Мысина его любовь с первого взгляда. Они женаты уже двадцать лет. Их совместный юбилей совпал с празднованием двухсотлетия Щепки.
Машине Джон предпочитает московское метро, и его не пугает даже час пик. Это редкий случай – американец и без машины. Но Джон поставил на автомобиле крест еще во время учебы в Бостоне.

Оксана приезжает в театр с репетиции. Несмотря на мороз, Джон ждет ее на стоянке. В театре все, как по сценарию. Оксану сразу окружают журналисты. Одно интервью, второе, третье... Джон стойко пережидает нашествие. "Это всегда происходит, когда мы ходим в театр. Оксана встречает своих друзей, режиссеров, партнеров, других артистов", – заверяет он.

Джон не пишет рецензии на роли Оксаны, не приходит к ней за кулисы после спектакля, не мешает общению с коллегами по цеху. А она не сомневается – Джона Фридмана еще будут преследовать журналисты, как только его книги переведут на русский язык.

Впервые у них один билет на двоих. Первый ряд, пятое место. Для Джона это не проблема. В этот вечер им места хватит.