Энциклопедия сказочных героев: "Миллион приключений". Открытый урок Урок булычев кир миллион приключений

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Россоши Методическая разработка урока литературного чтения «Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (4 класс) УМК Школа России Составил учитель I КК Анистратова Марина Ивановна. 2013г. Открытый урок литературного чтения в 4 «А» классе "Кир Булычев. "Путешествие Алисы" Цели урока:

Ознакомить с жизнью и творчеством писателя­фантаста К.Булычева; заинтересовать учащихся его произведениями; познакомиться с отрывком из повести «Путешествие Алисы»; учить анализировать поступки героев; пересказывать текст от первого лица; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление, творческие способности учащихся Оборудование: презентация карточки магнитофон с записями музыки из фильмов по произведениям Кира Булычёва, физминутки; выставка книг ХОД УРОКА I. Организационный момент. 1. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Ну, начнем урок тогда! 2.Речевая разминка. В одной стране, В чудной стране, Где не бывать тебе и мне, Ботинок чёрным язычком С утра лакает молочко. И целый день в окошко Глазком глядит картошка. Бутылка горлышком поёт, Концерты вечером даёт, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку. В одной стране, В чудной стране… Ты почему не веришь мне?

(И. Токмакова) ­Прочитайте стихотворение в полголоса. ­Почему поэтессе удалось создать такое шуточное стихотворение? ­Как называется раздел учебника, который мы начали изучать? ­Сегодня мы продолжим изучать произведения из раздела «Страна Фантазия», а название произведения вы мне постарайтесь сами назвать, прослушав музыкальный отрывок. II. Введение в тему. Актуализация знаний. 1. Звучит музыка из мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты». ­Из какого мультфильма прозвучала музыка? ­ Ребята, кто из вас знаком с м /ф «Тайна третьей планеты»? ­ Кто его главный герой? ­ Что вы о ней знаете? ­ Кто из вас смотрел о ней фильм? ­ Кто написал историю об Алисе Селезнёвой? (Кир Булычёв) 2. Рассказ учителя и детей о писателе. 1­ученик. Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в Москве 18 октября 1934года. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго - заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие - геология и палеонтология. Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, Воображая себя исследователем амазонской сельвы, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги об экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками… 2­й ученик. Казалось, ему светит прямая дорога в геолого­ разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской путёвке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну - Бирму…Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком­то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими­то воздушными. Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство». 3­й ученик. Начались исследования. Жизнь вроде бы собиралась идти по накатанной колее, но… В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой. Рассказ, придуманный Можейко «Когда вымерли динозавры?», делать научные открытия».

показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» - вроде неудобно. Всё­таки историк, учёный, а тут динозавры какие­то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», - решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов. 4­й ученик. Серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой - были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг. 5­й ученик. При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих научных занятий. Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно­популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток­Запад». А ещё - защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме». Умер Игорь Всеволодович 5 сентября 2003 года после продолжительной болезни в возрасте 68 лет. По произведениям Кира Булычёва сняты фильмы. ­Что вы запомнили о Кире Булычёве? III. Чтение и анализ отрывка из повести «Путешествие Алисы» 1.Словарная работа. Космокатер­ космический катер­ небольшое судно или боевой корабль. Иллюминатор ­ герметически закрывающееся ­ обычно круглое ­ окно на корабле, в самолете и т.п. Кают­компания ­ общее помещение для командного состава судна, служащее столовой, местом собраний и отдыха. Отсек ­ изолированное от других отделений корабля, самолета какое­ либо помещение. Механик - это специалист, который занимается ремонтом и обслуживанием одного или нескольких видов техники. 2. Первичное чтение по цепочке. IV. Физминутка под музыку. V. Работа над текстом. 1. Беседа по содержанию повести. ­О каком приключении Алисы вы прочитали? ­ В чём необычность, фантастичность всего произошедшего? ­ От чьего имени ведётся рассказ? Докажите. ­ Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?

­ Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните. ­ Охарактеризуйте Алису. Какой она была? 2.Выборочное чтение (по сюжетам рисунков) 3.Работа с тестом. Тест. Отметьте правильные ответы. 1.Космокатер увидел в ложбине зелень на …заходе. 1) двадцатом, 2) восемнадцатом, 3) девятнадцатом, 4) семнадцатом. 2.Путешественники выкопали … кустиков. 1) шесть, 2) пять, 3) десять, 4) два. 3.Космокатер назывался … . 1) Пегас, 2) Восток, 3) Союз, 4) Луноход. 4.Механика космокатера звали … . 1) Красный, 2) Синий, 3) Зелёный, 4) Жёлтый. 5.Пение кустиков предвещало … . 1) песчаную бурю, 2) яркое солнце, 3) холодное утро, 4) дождливую погоду. 6.Профессор Селезнёв защищал Алису от кустиков … . 1) лопатой, 2) шваброй, 3) метлой, 4) ружьём.

7. Алиса поливала кустики из … . 1) лейки, 2) кружки, 3) ведра, 4) стакана. 8. Папа Алисы был … . 1) химиком, 2) биологом, 3) математиком, 4) механиком. 9.Самый маленький кустик любил … . 1) компот, 2) лимонад, 3) кисель, 4) сок. 10. Алиса была … . 1) капризной, 2) рассеянной, 3) доброй, 4) находчивой. (Проверка правильности выполнения теста.) 4. Чтение отрывков из сказок, которые ребята придумали к конкурсу «Космические фантазии». ­А сейчас мы послушаем ребят, которые сами попробовали сочинить сказки о путешествиях в космос. (выступления ребят) VI. Итог урока. - Захотелось ли прочитать книгу целиком? ­ Нравится ли вам фантастическая литература? VII. Домашнее задание. Краткий пересказ от имени Алисы.

Тест. Отметьте правильные ответы. 1.Космокатер увидел в ложбине зелень на …заходе. 1) двадцатом, 2) восемнадцатом, 3) девятнадцатом, 4) семнадцатом. 2.Путешественники выкопали … кустиков. 1) шесть, 2) пять, 3) десять, 4) два. 3.Космокатер назывался … . 1) Пегас, 2) Восток, 3) Союз, 4) Луноход. 4.Механика космокатера звали … . 1) Красный, 2) Синий, 3) Зелёный, 4) Жёлтый.

5.Пение кустиков предвещало … . 1) песчаную бурю, 2) яркое солнце, 3) холодное утро, 4) дождливую погоду. 6.Профессор Селезнёв защищал Алису от кустиков … . 1) лопатой, 2) шваброй, 3) метлой, 4) ружьём. 7. Алиса поливала кустики из … . 1) лейки, 2) кружки, 3) ведра, 4) стакана. 8. Папа Алисы был … . 1) химиком, 2) биологом, 3) математиком, 4) механиком. 9.Самый маленький кустик любил … . 1) компот, 2) лимонад, 3) кисель, 4) сок. 10. Алиса была … . 1) капризной, 2) рассеянной, 3) доброй, 4) находчивой.

Конспект урока литературного чтения, проведенного в 4 «А» классе

МБОУ КСОШ № 2 (УМК «Школа России») студенткой 3 «А» уск. курса, специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Шишовой Татьяны Александровны.

Тема урока: Кир Булычев «Путешествие Алисы» Кустики.

Дата проведения: 25.04.2016 г.

Цель урока : Познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К.Булычёва, познакомиться с отрывком из повести «Путешествие Алисы».

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К.Булычёва;

2.Познакомить обучающихся с отрывком из повести «Путешествие Алисы».

3.Учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к произведениям детской фантастики.

Развивающие:

1.Развивать умения самостоятельной работы с текстом.

Формирование УУД:

Познавательные УУД :

    умение передать содержание в сжатом, выборочном и развёрнутом виде;

    умение осознавать познавательную задачу;

    умение ориентироваться в учебнике;

Коммуникативные УУД:

    умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

    умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

    умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД:

    умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

    умение организовать рабочее место под руководством учителя;

    умение самостоятельно формулировать задание;

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД:

    умение осознавать свое единство с окружающей природой.

Планируемые результаты:

Предметные:

    Познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К.Булычёва;

    Познакомить обучающихся с отрывком из повести «Путешествие Алисы».

    Учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев.

Метапредметные:

    совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;

    развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;

    обогащать словарный запас обучающихся;

Личностные:

    формирование интереса и ценностного отношения к животным;

    формирование положительной мотивации к учению.

Методы:

    информационный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Оборудование:

    учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть, автор Л.Ф. Климанова.

    мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организация класса

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания.

Наведите порядок на рабочих местах.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Приветствуют учителя.

II . Постановка учебной задачи

1. Формулирование темы урока, определение и постановка учебных задач.

2.Введение в тему.

Просмотр видеофрагмента «Тайна третьей планеты».

Коммуникативные :

умение слушать собеседника и вступать в учебный диалог.

Регулятивные :

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу;

дополнять и уточнять поставленные задачи и цели;

прогнозирование, умение контролировать результаты свое деятельности и деятельности партнера, вносить коррективы.

С каким разделом мы познакомились на предыдущих уроках?

Вспомним, что же такое:
Фантазия?

Фантазёр?

Фантастика – художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек.

С каким писателем-фанастом мы познакомились?

С каким произведением познакомились на предыдущих уроках?

Какова главная мысль произведения? Обязательно ли быть Электроником, чтобы чего-то добиться?

Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и определить тему сегодняшнего урока.

Ребята, кто из вас знаком с этим м/ф?

Кто его главный герой?

Что вы о ней знаете?

Кто из вас смотрел о ней фильм?

Историю об Алисе Селезнёвой написал писатель-фантаст Кир Булычёв.

А сегодня мы прочтём отрывок из повести, в которой чудесное превращение случилось не с обычным мальчишкой или девчонкой, это превращение произошло с самым настоящим профессором, доктором наук, директором заповедника. Рассказал историю, случившуюся с доверчивым профессором, писатель Кир Булычёв.

Послушайте небольшую информационную справку из биографии писателя.

Страна Фантазия.

Фантазия-

1.Способность к творческому воображению; само такое воображение.

2.Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

3.Прихоть, причуда.

Фантазёр-

1.Человек, который любит фантазировать, мечтатель.

2.Выдумщик, человек, который склонен фантазировать.

Е.С.Велтистов.

«Приключения Электроника».

Нет. Главное-желание и сила воли.

Смотрят видеофрагмент мультфильма.

Ответы детей.

Девочка Алиса.

Она из будущего, любит животных, её папа – космобиолог, директор космического зоопарка – изучает и собирает животных по всей галактике.

III . Изучение нового материала

1.Знакомство с жизнью и творчеством К.Булычёва

2.Первичное чтение отрывка из повести «Приключение Алисы»

3.Релаксационная пауза (Видеофрагмент из к/ф «Гостья из будущего»)

4.Словарная работа

5.Вторичное чтение отрывка детьми.

6.Анализ прочитанного.

7.Выборочное чтение по иллюстрациям.

Личностные :

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше знать.

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, эмоциональное проживание текста, выражение эмоционального отношения в читаемому тексту.

Воспитание доброжелательного отношения к природе.

Познавательные :

Овладение навыками смыслового чтения,

анализа художественного текста, формирование умения анализировать художественный образ с учетом специальных средств языка (эпитета, сравнения);

Умение иллюстрировать произведение..

Коммуникативные :

Планирование сотрудничества и способов взаимодействия;

Инициативное сотрудничество в поиске информации, умение слушать и понимать собеседника;

Умение строить собственное речевое высказывание.

Регулятивные :

Умение делать выводы, обобщать, анализировать и сравнивать;

Умение концентрировать силы на решение поставленных

поблемных вопросов.

Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в Москве 18 октября 1934г.

Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго - заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно.

Вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие - геология и палеонтология.

Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия» . Воображая себя исследователем, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги о экспедициях, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом.

Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что Можейко направили в Московский институт иностранных языков.

Он закончил институт, в то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.

И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой.

Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидели свет в 1965 году.

Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы любителей фантастики.

Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое…

По произведениям Кира Булычева сняты художественные фильмы, мультфильмы. Он очень часто обращался к тее космоса.

Что вы запомнили о писателе-фантасте К.Булычёве?

Я прочитаю отрывок из повести, а вы внимательно слушаете и готовитесь отвечать на вопросы.

О каком приключении Алисы вы прочитали?

В чём фантастичность, необычность всего произошедшего?

Прежде, чем начнём читать, немного отдохнем. Вы помните, что по произведениям К.Булычёва были сняты как мультфильмы, так и художественные фильмы. Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент из художественного фильма «Гостья из будущего» по произведению К.Булычёва «путешествие Алисы».

Как вы поняли, о чём этот художественный фильм?

Фильм «Гостья из будущего» снимался по одноименному роману самого знаменитого фантаста страны, «отца» Алисы – Кира Булычева. Сценарий, по которому производились съемки, был во многих местах сильно изменен. Где-то это была воля режиссера, в других случаях – банальная нехватка средств. Гостья из будущего – Алиса Селезнева - отправляется в прошлое, чтобы вернуть ценный научный прибор, который она без спросу взяла у своего отца, космобиолога. Он ей был нужен, чтобы читать мысли животных в зоопарке. По невероятному стечению обстоятельств в будущем оказывается гость из прошлого – Коля Герасимов. Он нападает на след космических пиратов и видит, как они пытаются выкрасть миелофон – тот самый прибор. Коля успевает схватить его первым и скрывается от пиратов в прошлом. Они следуют за ним. Алиса, понимая, сколько бед пираты могут натворить в будущем, да еще получив в руки миелофон, умеющий читать мысли людей и остальных существ Галактики, бросается в погоню. Так развивается сюжет фильма.

В этом фильме нет ничего взрослого – ни политики, ни пропаганды. Он полностью посвящен одной теме – дружбе и доверию, пусть его героев и разделяет целый век. Поэтому, несмотря на прошедшие годы, он все так же интересен молодым зрителям, а у более старшего поколения вызывает теплую ностальгию по детству.

Огнемёт- оружие, поражающее цель огнесмесью.

Трюм- это пространство между днищем корабля и расположенной над ним палубой.

Иллюминатор- круглое или прямоугольное окно в борту корпуса корабля.

Кают-компания- общее помещение для обеда, совместного отдыха или офицерское собрание на корабле.

Отсек- изолированная или отделенная от других часть специального помещения.

Согласен ли ты с тем, что Булычёв написал о необычном событии? Объясни.

В чём необычность, фантастичность всего произошедшего?

От чьего имени ведётся рассказ? Докажите.

Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?

Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните

Охарактеризуйте Алису. Какой она была?

Посмотрите на иллюстрации в учебнике. Нам нужно найти к иллюстрации соответствующий отрывок, найдя его в тексте. Первая? (152)

Вторая?

Третья?

Ответы детей.

Внимательно слушают отрывок из повести.

Ответы детей.

От имени отца Алисы.

Изменилось.

Смелая, умная, сообразительная, находчивая, добрая.

А я схватил стоявшую у стены швабру и попытался….

Кустики упругими, сильными ветвями…

Алиса стояла в самой гуще кустиков…

IV .Итог урока. Рефлексия.

1.Рефлексия.

2. Итог урока.

Регулятивные :

Действия оценки и самооценки.

Личностные :

Установление обучающимися значения результатов своей деятельности,

нравственно-эстетическая ориентация;

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и ее самопринятие;

Оценка собственной деятельности.

В чем главная мысль рассказа?

Фантастическая повесть знакомит нас с научными открытиями, гипотезами, идеями, воплощение которых - дело будущего. Герои повести, юные биологи, совершают путешествия на другие планеты. Алиса Селезнёва и её друзья попадают в удивительные приключения. Алиса добрая и весёлая - она совершает много необыкновенных поступков и помогает людям. Захватывающий сюжет прекрасно передан через богатый, но лёгкий язык Кира Булычева. Книга читается на одном дыхании.

Прочитав книгу «Путешествие Алисы», мы убеждаемся, что миром правит доброта. Человек должен оставаться всегда самим собой, живым и настоящим, преданным и верным другом. Если ты настоящий друг, ты принимаешь человека таким, какой он есть, даже, несмотря на то, что он робот или представитель другой планеты

С каким писателем познакомились на уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Ответы детей.

Учитель: ___________________________________________________________Глазунова Г.А.

МКОУ СОШ с.п.п.Звёздный

Открытый урок литературного чтения в 4 классе.

Кир Булычёв "Путешествие Алисы"

Учитель: Синюкова Татьяна Николаевна

Тема: Кир Булычёв "Путешествие Алисы". Цели:

    ознакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К.Булычёва; заинтересовать учащихся его произведениями; читать отрывок из повести " Путешествие Алисы "; учить анализировать поступки героев, отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Ход урока.

I .Организационный момент. II .Проверка домашнего задания. Пересказ отрывка об Электронике (Е.С.Велтистов "Приключения Электроника"). III . Введение в тему. Актуализация знаний. 1.Вступительная беседа.
( Звучит музыка из мультфильма "Тайна третьей планеты" ) - Ребята, кто из вас догадался из какого мультфильма эта музыка? (картинка из мультфильма) - Как зовут его героиню? - Что вы о ней знаете? - Кто из вас смотрел о ней кинофильм? - Кто написал историю об Алисе Селезнёвой? 2.Рассказ о писателе.(Презентация) 2слайд Игорь Всеволодович Можейко (псевдонимы: Кир Булычёв, Маун Сейн-Джи) родился 18 октября 1934 года в Москве. После окончания школы поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН.

Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго - заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие - геология и палеонтология.

Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия» . Воображая себя исследователем амазонской сельвы, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги Ивана Ефремова о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну - Бирму…

Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными.

Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме 3 слайд В 1963 году Игорь Можейко начал работать в Институте востоковедения Академии наук и стал впоследствии крупным учёным-востоковедом. 4слайд Первыми текстами будущего писателя были очерки о Бирме для журнала «Вокруг света». В этом же журнале вышел его первый художественный рассказ «Маунг Джо будет жить», подписанный ещё настоящим именем 5 слайд История полна тайн и невероятных открытий. Пирамиды и сфинксы, неразгаданные письмена и исчезнувшие цивилизации, магические ритуалы и сокровища древних гробниц - о чём только не поведает полустертый камень или рассыпающаяся мумия... 6 слайд Известный писатель и публицист Игорь Можейко (Кир Булычёв) собрал удивительные факты о нераскрытых загадках древних цивилизаций и рассказал о них на страницах своих книг 7 слайд Общее количество изданных научных и научно-популярных произведений, публиковавшихся под настоящим именем - несколько сотен. Большей частью это работы по истории, востоковедению, и литературоведению, публиковавшиеся в специальных и популярных журналах. Кроме того, из-под пера Булычёва вышло более двухсот стихотворений и несколько рассказов-миниатюр 8 слайд Фантастические произведения публиковались под псевдонимом "Кирилл Булычёв" - псевдоним был скомпонован из имени жены Кира и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя "Кирилл" на обложках книг стали писать сокращённо - "Кир.", а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас "Кир Булычёв". Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Настоящее имя писателя сохранялось в тайне до 1982 года, поскольку руководство Института Востоковедения не считало фантастику серьёзным занятием и Можейко боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен. 9 слайд - Самые первые мои фантастические произведения были опубликованы в 1965 году. Это были сказки про Алису и рассказ «Когда вымерли динозавры» в журнале «Искатель», написанный по той простой причине, что мы никак не могли придумать, как спасти номер, в котором уже была отпечатана в тираже обложка - на ней была нарисована банка с динозавром на стуле, а рассказ вылетел в самый последний момент. Я поспорил, что напишу за ночь рассказ по обложке. Написал... и с тех пор не смог остановиться...

( В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.

И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой.

Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». А вскоре произошла одна занятная история с журналом «Искатель», печатавшим детективы и фантастику. В редакции этого славного издания случилось как-то настоящее ЧП. Перед самой сдачей материалов в типографию решено было не публиковать один из иностранных фантастических рассказов. Однако, как нарочно, обложка готовящегося номера с иллюстрацией к этому рассказу была уже отпечатана. С обложки на расстроенных сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр.

Рисунок настоятельно требовал объяснений, и несколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и учёный-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принёс в редакцию своё сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск.)

10 слайд В1965 году повесть «Девочка, с которой ничего не случится» предложили напечатать в альманахе «Мир приключений». Это было первое произведение об Алисе Селезнёвой - подборка весёлых и трогательных историй, случившихся с отцом и дочерью в далёком тогда ещё 21 веке, навеянные реальным общением с дочерью Алисой. 11слайд Пожалуй, это - наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла - школьница (в первых рассказах - ещё дошкольница) XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1961 году. Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени. Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах. 12 слайд В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от лица космобиолога профессора Селезнёва, отца Алисы (автор, судя по одной из повестей, назвал его своим настоящим именем - Игорь). Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её ровесники - одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Да и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности. 13 слайд В своих произведениях Кир Булычёв охотно обращался к ранее придуманным и описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же героев.

Что вы запомнили о Кире Булычёве?

( Он мечтал стать геологом, а стал писателем-фантастом.Он получил признание государства, читателей.Его книги издавались и издаются, так как стали любимыми произведениями не только детей, но и взрослых).

III .Физминутка. IV . Чтение и анализ отрывка из повести "Путешествие Алисы". 1.Словарная работа, толкование непонятных слов. восемнадцать - на девятнадцатом космокатер иллюминатор кают-компания развевалась отсек обыкновенные существование 2.Первичное чтение по цепочке. - О каком приключении Алисы вы прочитали? - В чём фантастичность, необычность всего произошедшего?

- От чьего имени ведётся рассказ? Докажите.

Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?

Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните.

- Охарактеризуйте Алису. Какой она была?
3. Работа на карточках. - Положите перед собой карточки. Прочитайте и подумайте, какие слова пропущены в тексте?
В дверном проёме показались кустики. Зрелище было и на самом деле ужасное. Кустики... из полного песку ящика и, тяжело... на крохотных уродливых корнях, ... на нас. Они... полукругом, покачивая ветвями, бутоны раскрылись, и среди листьев горели, ..., розовые цветы.
- Подумайте, изменилось бы что-нибудь в произведении, если бы автор не использовал приём олицетворения?
V . Итог урока. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Захотелось ли прочитать книгу целиком? - Нравится ли вам фантастическая литература?

VI . Домашнее задание. - Перечитать отрывок, нарисовать иллюстрации к нему, подготовить пересказ.

Открытый урок литературного чтения

в 4 классе

Конспект к уроку литературного чтения "Кир Булычёв «Вокруг света за три часа»" 4 класс

07.09.2015 1821 349 Худжумборова Замира Мирзоджановна

Цель: развивать способы диалогового обучения через работу в группах, мыслительную деятельность через применение элементов критического мышления и ИКТ.
Ход.
I.Организационный этап:
А) Приветствие.
-Здравствуйте, ребята. Давайте с вами улыбнемся и посмотрим на доску. Видите, как вам ласково улыбается солнышко
- Доброго утра!!!
Удачного дня!!!
И от солнышка
И от меня!!!
Музыкальная разминка « Мы танцующие роботы» (3 мин)
Б) деление на 4 группы (по жетонам- эмблемам)
В) раздаются бланки –оценочный лист на каждую группу.
II. Проверка домашнего задания
По стратегии « Аквариум»(5мин)
Учитель подходит к каждому ребенку с аквариумом в руках, дети из него вынимают рыбки вопросы по пройденным темам.
(индивидуальная работа за нее получают смайлики)
III. Операционный этап.
1. Просмотр видеоролика (фрагмент из фильма « Гостья из будущего») (4мин)
После просмотра видеоролика дети в группах ведут исследовательскую беседу, составляют постер на тему
« Хорошо- плохо» и защищают его.(10мин.)
2. Литературная викторина.(индивидуальная работа) (4мин)
-Какую улику нашли дети?
- Что на ней было написано?
- Какую страну называет Пашка?
Где Алиса встречала говорящие кустики?
-Какая была надпись на пластиковом пакете?
-А какие были остальные банки?
-Были ли еще друзья у Алисы, кроме Пашки?
-Как звали друга Алисы, у которого было шесть рук?
- Какое население было в Австралии и Новой Зеландии?
-Через какое время Алиса стояла у стойки в аэропорту Внуково?
- На чем она полетела в Сидней? За какое время?
- Как назывался летательный аппарат, на котором путешествовали Алиса и её отец?
- На чем она направляется на подводную базу?
-О чём Алиса спрашивает дежурную в подводной базе?
- Кто управлял Пегасом?
- Кого нашла девочка в заброшенной бухте?
-Как говорили о С.Иванове сотрудники?
-Что он сделал такого, что все были восхищены?
-Поймала ли его Алиса? За кем она гналась?
- Как поступили бы вы, на месте Алисы?
3 « Письмо Алисе» - работа в группах (пишут письмо), а затем каждая группа читает написанное письмо. (13мин)
V. Дом. задание.
Написать рассказ «Новые приключения Алисы» (1мин)
VI.Оценивание
Каждая группа оценивает работу другой группы с комментированием. (2мин)
VII. Рефлексия (3мин)
- Ребята, перед вами плакат на котором изображено звездное небо, ваша задача расположить на плакате звезды с пожеланиями. Если урок понравился, наклейте красные звезды, если было что –то непонятно зеленые, если же не понравился урок, желтые звезды.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературного чтения,

проведенного 18. 04. 2017г. в 4 «А» классе

МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Терещенко Дарьей Дмитриевной

Учитель: Лавренцова Н.А.

Методист: Резникова А. А.

_______________________

Зерноград

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Класс: 4 «А»

Тема урока: « »

Тип урока: открытия нового знания

Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева; заинтересовать eго произведениями; читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»;

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов : у обучающего будут сформированы:

    проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в использовании, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснован* мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу

    развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения: обучающийся научится:

    овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

направленные на достижение предметных результатов обучения: обучающиеся научатся:

    прогнозирование содержания произведения,

    определение особенностей фантастических рассказов, таланта читателя, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятельное составление фантастических

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник «Литературное чтение», письменные принадлежности, карточки с текстом речевой разминки

Материалы для учителя (оборудование) : учебник «Литературное чтение», презентация, технологическая карта, : видеопроектор, видеоматериалы из мультфильма «Тайна третьей планеты».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы обучения

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, дети. Меня зовут Дарья Дмитриевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Ребята послушайте стихотворение и в конце ответьте на вопросы. (Слайд 1)

О чем оно?

Как вы его поняли?

Прочитайте стихотворение с разной интонацией грустной, хитрой, радостной, нейтральной (слушает 4-5 человек)

    Назовите предметы, которые действуют, как живые. (Язычок, глазок, горлышко, стул.)

Найдите многозначное слово. (Язычок.)

Приветствуют учителя

Слушают отвечают на вопросы

Читают по карточкам с разной интонацией (грустной, хитрой, радостной, нейтральной)

Называют: язычок, глазок, горлышко, стул.

Л: самоопределение к деятельности

Формирование готовности восприятия учебного материала

2. Актуализация опорных знаний

Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма

(Просмотр видеоматериалов из мультфильма «Тайна третьей планеты».)

    Ребята, кто из вас знаком с этим мультфильмом?

    Как зовут его героиню?

    Что вы о ней знаете?

    Кто из вас смотрел о ней кинофильм?

    Кто написал историю об Алисе Селезневой? (Кир Булычев.)

    Определите задачи урока.

    Прочитайте на с. 150 учебника название отрывка, который мы будем сегодня читать. Не показалось ли оно вам странным?

    Как вы думаете, о чем может говориться в таком произведении?

Алиса Селезнева

Она из будущего, любит животных, ее папа - космобиолог, директор космического зоопарка - изучает и собирает животных по всей Галактике.

Кир Булычев

К: использование учеником адекватных речевых высказываний

Р: вносить необходимые коррективы в действие

Метод повторение,

Устный опрос

3.Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

3.2. Открытие нового знания.

3.3.Первичное закрепление

3.4. Самостоятельная работа

Знакомство с жизнью и творчеством Кира Булычева

    Расшифруйте, что здесь написано, и вы узнаете настоящее имя писателя. (Игорь Всеволодови Можейко.)

SHWIrGOVlPSWb WBLSCSGEWB}LOSVHOGU]OWBVSM4GMWSH^GWEVSfflJKOSL (на доске)

Ребята послушайте его биографию

Физминутка

Ребята в тексте вам встретятся трудные слова давайте разберем их значение. Как вы думаете что это слово обозначает?

Работа над отрывком из повести «Путешествие Алисы»

Ребята послушайте отрывок из повести

Задает вопросы по фрагменту

Как назывался корабль, на котором они путешествовали?

Что такого интересного, странного они увидели?

Что это были за кусты и что они с ними сделали?

Что ж случилось с ними?

    О каком приключении Алисы вы прочитали?

    В чем заключается фантастичность, необычность произошедшего в повести?

Расшифровывают Игорь Всеволодови Можейко

Слушают рассказ учителя

Высказывают свое мнение, смотрят на слайд

Отвечают на вопросы

Читают текст самостоятельно

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р: коррекция

Р: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

П: применять базовые знания для решения данной проблемы

П: структурирование знаний

П: пользоваться разными видами чтения

П: смысловое чтение, анализ и синтез

К: владение монологической и диалогической формами речи

Рассказ, метод иллюстрации

Разъяснения

Работа с книгой

4. Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов урока

    Продолжите предложения.

    Сегодня на уроке я узнан...

    На этом уроке я похвалил бы себя за..

    После урока мне захотелось...

    Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

    Что нового вы узнали на уроке?

Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание

До свидания!

Личностные

Формировать самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими; самоанализ

Самооценка

САМОАНАЛИЗ УРОКА

1.Тема урока: « Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра»

2.Класс активен, работоспособен.

3. Урок открытия нового знания.

4.Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева; заинтересовать eго произведениями; читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»

5. Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения решались на этапах мотивации, рефлексии учебной деятельности, с помощью методов: беседы, создание ситуаций успеха.

6.- Задачи, направленные на достижение предметных результатов решались на этапе организации познавательной деятельности с помощью методов: работа по учебнику, беседа, работа с учебником, практическая работа.

Задачи, направленные на достижение коммуникативных результатов обучения решались на этапах: актуализации опорных знаний, организации познавательной деятельности, рефлексии деятельности на уроке, с помощью методов беседы, поощрение, практическая работа, чтение, работа по учебнику.

Задачи, направленные на достижение познавательных результатов обучения решались на этапе организация познавательной деятельности, с помощью методов: беседа, практическая работа, наблюдение, обобщение, рассказ, работа с учебником.

Задачи, направленные на достижение регулятивных результатов обучения решались на этапах: актуализация опорных знаний, организация познавательной деятельности, рефлексии деятельности на уроке, с помощью методов: беседа, практическая работа, работа с учебником.

7.Я старалась включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока. Считаю, что урок достиг поставленной цели, критерием этой оценки являются освоенные демонстрируемые знания.