В Японии цвет траура - белый, в Болгарии кивок головой значит «нет». В этом выпуске вы найдете примеры тотального несовпадения карт реальности.
Карта реальности - термин из психологии - это уникальное представление о мире каждого человека, складывающееся из его индивидуальных восприятий и индивидуального опыта. Это определенная модель мира, построенная в мозге каждого человека. Из окружающей нас реальности мы узнаем, что это стул, на нем сидят, в неделе семь дней, а обручальное кольцо носят на безымянном пальце правой руки.
Однако карты реальности разных людей и народов не совпадают в силу множества культурных, исторических и социальных различий. Лево- и правостороннее движение транспорта в разных странах, разные значения одних и тех же жестов и цветов, особенности географических обозначений и так далее.
(Всего 16 фото)
1. Индейцы племени юки считали не пальцами (пятерками), а промежутками между пальцами (четверками).
2. На расчерченной на клетки доске для игры в го камни ставят не в середине клетки, а в «перекрестии» линий.
3. В Центральной Америке на небе выделяли не созвездия на Млечном Пути, а черные промежутки меж облаками света - но тоже называли их по именам животных. Получался черный Зодиак - вполне дополнительный к созвездиям.
4. В Америке считают на пальцах, отгибая их от кулака, а не загибая, как мы. А японцы хоть и загибают, но не так же, как мы, - они начинают не с мизинца, а с большого пальца.
5. Болгарский кивок головой значит «нет».
6. В отличие от нас, политкорректные афроамериканцы считают зебру черным животным с белыми полосками.
7. Цвета траура - черный в России и Европе, белый в Японии.
8. В Японии и англоязычных странах в радуге выделяют не семь, а шесть цветов.
9. Ад у северных народов холодный, у южных - горячий.
10. Коренные жители Африки бушмены говорят на вдохе, а не на выдохе, как мы.
11. В Китае есть врачи, которые считают, что их работа заключается в том, чтобы пациенты были здоровы. Они получают деньги только тогда, когда их клиенты не болеют - это значит, что они хорошо справляются со своей работой. Как только человек заболевает, он перестает платить своему врачу.
12. В Японии считают, что неправильно давать имена улицам. Улицы - это только пустое пространство между домами. У японцев есть названия кварталов. А дома получают свои номера в том порядке, в котором они были построены.
13. Привычное для нас «расположение» прошлого и будущего: то, что уже прошло, - за спиной, будущее - впереди. Но некоторые амазонские племена воспринимают будущее как нечто, находящееся за спиной (ведь мы еще не знаем, какое оно), а вот прошлое, по их мнению, находится перед лицом: его мы уже видели и знаем, можем представить.
14. Почтовый адрес в России пишут в такой последовательности: страна, город, улица, дом, квартира, человек. В Европе и Америке наоборот: человек, квартира, дом, улица, город, страна.
15. Мы представляем себе смерть как мрачную старуху с косой, а мексиканцы - как веселый скелет, который улыбается и бренчит костями.
16. Карты мира, напечатанные в Южном полушарии, например в Австралии, для нас будут считаться перевернутыми вверх ногами.
На занятии дети узнали, что первыми счетами для человека были его пальцы на руках и ногах. На смену им пришли камешки, палочки, ракушки. Рассмотрели русские счеты, которые появились первыми, а также китайские и японские.
Фадей рассказал и показал, как пользоваться счетами.
Андрюшина загадка была о калькуляторе.
Дети рассмотрели части компьютера: системный блок, монитор, клавиатуру, мышку. А Тимофей продемонстрировал переносной мини-компьютер – планшет.
Провели физкультминутку и соревнование между подгруппами на вычисление различными счетными устройствами.
Конспект занятия по окружающему миру
в подготовительной к школе группе
«Путешествие в прошлое счётных устройств» 23.01.2017г.
Программное содержание: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах (любое исследование приводит к появлению чего – то нового, необходимого для развития общества, для облегчения труда человека).
Образовательные задачи:
– познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком (подача материала производится с опорой на имеющий опыт дошкольников)
Развивающие задачи:
– развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира
– активизировать познавательную деятельность детей
Воспитательные задачи:
– воспитывать любознательность
– воспитывать умение работать сообща, в подгруппах
Материалы и оборудование: Телевизор, компьютер, мультимедийная презентация «Музей истории вычислительной техники», картинки с изображением счётных устройств, счёты, калькулятор, камешки, веревочки, счетные палочки.
Предварительная работа:
– знакомство с понятием «счетное устройство»
– знакомство со счетами, принцип вычисления на них
– знакомство с калькулятором, принципом простейшего вычисления на нем
– знакомство с компьютером, его устройством
– беседа «Компьютер в жизни человека»
– рисование на тему «Мой компьютер».
Ход занятия:
I. Вводная часть.
– Ребята, вы были когда-нибудь в музее?
– А что вы там видели? (картины, скульптуры, и т.д.)
– Сегодня я приглашаю вас в необычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства: машины, приборы. Хотите узнать, как люди считали раньше?
– Чтобы попасть в музей, надо отгадать загадку:
Машина отлично задачу решила.
Мигала, гудела, старалась, спешила.
Рисует, играет, учит меня.
Какое же имя имеет она? (машина времени)
– Садитесь поудобнее, закрывайте глаза и считаем до 10. Пуск!
II. Основная часть.
– Вот мы и попали в музей истории вычислительной техники (Слайд №1)
– Вспомним правила поведения в музее.
– Давайте подойдём к первому экспонату. Что же мы здесь видим? (Слайд №2)
История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем-то считать. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. (Слайд №3) Пальцы и были самым первым счетным устройством. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног. У многих народов пальцы рук долго служили инструментом для счёта. (Слайд №4)
– Да, пальцевый счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30 и более.
– Следующим шагом в развитии счёта стало использование палочек, камешков, бусин. Индейцы племени Майя придумали свой способ счёта – на узелках (верёвках) – узелковые счёты. (Слайд №5)
Первый помощник человека в счете появился очень давно (в V в. До н. э.) в Греции и Египте, и назывался абак. (Слайд №6) «Абак» – слово греческое, переводится как «счетная доска». Это была обычная доска с полосками, вдоль которых складывались камешки. Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще очень долгое время.
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук. (Счёты)
– Рассмотрите их внимательно. Счёты – это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра.
Первые счёты с «косточками» на веревочках появились в России. (Слайд №7).
После появлялись еще счетные машины, которые постепенно усложнялись. В XIX веке петербургский инженер Однер создал арифмометр (Слайд №8), который позволил считать быстрее и притом большие числа.
А на смену арифмометру появилась другая счётная машина. Вы, наверное, её знаете.
Что-то бабушкины счёты
Брать с собою неохота
Лучше я возьму ребята,
В школу новый…(калькулятор)
Изобретатели создают в XX веке калькулятор (Слайд №9) (римское calculi – камешки (вычислять, который работает сначала от розетки, затем от батареек.
– А теперь подойдём к следующему экспонату. Отгадав загадку, вы узнаете, какое счётное устройство было следующим:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся что за гений?
Ну, конечно же…(компьютер).
Появляется компьютер (англ. Computer – считаю) – машина для приема, переработки, сохранения и выдачи информации в электронном виде. (Слайд №10)
Первый компьютер был изобретён ещё в 17 веке французским учёным Блез Паскалем.
– Что можно делать с помощью компьютера?
– Чем компьютер отличается от калькулятора?
– Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера. (Системный блок и монитор.)
– Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера? (клавиатура).
– С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка).
– Какое устройство поможет нам вывести информацию на бумагу? (принтер).
Изобрели и переносные микрокомпьютеры – смартфон, нетбук, ноутбук, планшет.
– Давайте нашему другу компьютеру расскажем стихотворение.
Компьютер-друг детей и взрослых,
Он создан был давно.
Пришёл из Франции далёкой
Огромный и простой.
Но шли года, века, эпохи,
Компьютер стал другим.
Он вычитает, прибавляет,
Рисует, с нами говорит!
Передаёт, хранит, стирает,
Играет, учит, развивает.
Всем этим занимается глава-
Микропроцессор-голова!
Отсюда следует, друзья,
Компьютер нужен для труда,
Обогащения ума,
С ним просто весело всегда.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Во время проведения физминутки предложить одному из детей с помощью счетных палочек посчитать количество действий, выполняемых детьми.
2. Практическая часть
Предложить детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:
– пальцы
– узелки
– калькулятор
Примеры для вычисления даются детям на карточках.
После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
– Как люди считали сначала и что использовали?
– Какие счеты появились потом?
– Что люди используют теперь?
– Людям, каких профессий нужны счетные устройства?
– И в заключении я предлагаю вам отгадать загадки:
1. Что за чудо – агрегат,
Может делать все подряд –
Самым лучшим другом стать.
(компьютер)
2. На столе стоит сундук,
В сундуке окошко.
Можно видеть чудеса,
Если знать немножко
(монитор)
3. На доске по строчечке
Разместились кнопочки.
Догадайтесь, мальчики
Как здесь тыкать пальчиком?
(клавиатура)
4. По ковру зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает?
(компьютерная мышь)
5. То – то радость, то – то смех,
На бумаге без огрех,
Из какой коробки лезет,
Текст на удивленье всех?
(принтер)
6. Если что – то отключить,
То компьютер замолчит,
Тугоухий, как медведь –
Ничего не сможет петь.
(колонки, акустическая система).
Нет, не всё так просто в нашем мире, в котором многие вещи вечно вверх тормашками! Предлагаем убедиться в этом при помощи увлекательной подборки фактов, которая всё переворачивает…
1. Индейцы племени юки считали не пальцами (пятерками), а промежутками между пальцами (четверками).
2. В Центральной Америке на небе выделяли не созвездия на млечном пути, а черные промежутки меж облаками света - но тоже называли их по именам животных. Получался черный Зодиак - вполне дополнительный к созвездиям.
3. Болгарский кивок головой значит «нет».
4. В Америке считают на пальцах, отгибая их от кулака, а, не загибая их, как мы. А японцы хоть и загибают, но не также как мы, начиная не с мизинца, а с большого пальца.
5. В отличие от нас, политкорректные афроамериканцы считают зебру черным животным с белыми полосками.
6. Цвета траура - черный в России и Европе, белый в Японии.
7. В Японии и англоязычных странах в радуге выделяют не 7, а 6 цветов.
8. Ад у северных народов холодный, у южных - горячий.
9. Коренные жители Африки бушмены говорят на вдохе, а не на выдохе, как мы.
10. В Китае есть врачи, которые считают, что их работа заключается в том, чтобы пациенты были здоровы. Они получают деньги только тогда, когда их клиенты не болеют - это значит, что они хорошо справляются со своей работой. Как только человек заболевает, он перестает платить своему врачу.
11. В Японии считают, что неправильно давать имена улицам. Улицы - это только пустое пространство между домами. У японцев есть названия кварталов. А дома получают свои номера в том порядке, в котором они были построены.
12. Привычное для нас «расположение» прошлого и будущего: то, что уже прошло - за спиной, будущее - впереди. Но некоторые амазонские племена воспринимают будущее как нечто, находящееся за спиной (ведь мы еще не знаем, какое оно), а вот прошлое, по их мнению, находится перед лицом: его мы уже видели и знаем, можем представить
13. Почтовый адрес в России пишут в такой последовательности: страна, город, улица, дом, квартира, человек. В Европе и Америке наоборот: человек, квартира, дом, улица, город, страна.
14. Мы представляем себе смерть как мрачную старуху с косой, а мексиканцы как веселый скелет, который улыбается и бренчит костями.
15. Карты мира, напечатанные в южном полушарии, например в Австралии, для нас будут считаться перевёрнутыми вверх ногами.