Евгений онегин энциклопедия русской жизни краткое. "Евгений Онегин" — "Энциклопедия русской жизни"

«Евгений Онегин» не лишен налета поэтического романтизма, присущего Пушкину. Но это уже в большей степени реалистичное произведение, показывающее быт и нравы российской действительности 20-х годов XIX века. Не случайно Белинский в своем критическом разборе произведений Пушкина назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. «…Великая заслуга со стороны поэта, что он так верно умел схватить действительность известного мгновения из жизни общества…»

В романе яркими красками представлена русская природа во всех временах года. Причем, эти зарисовки выполнены настолько великолепно и реалистично, что по ним исследователи определяли годы, в которые происходили описываемые события. В поэме читатель найдет немало лирических строк, описывающих прелестную русскую природу (к примеру или ).

Роман начинается знакомством с , летевшим в российскую глубинку «на почтовых» из Петербурга.

Насколько все-таки многогранен и красочен русский язык! Одной фразой «молодой повеса» сказано многое: наш главный герой — человек несколько легкомысленный и праздный. Подтверждение сказанному читатель непременно встретит в дальнейшем повествовании.

Онегин родился в Петербурге, получил типичное домашнее образование. В тот период дворяне повсеместно отдавали предпочтение французскому языку. Тому было несколько причин. Французский язык был непонятен простым людям, которые не всегда умели читать и писать даже по-русски, и отличал дворянина от простолюдина. Поэтому в России был повышенный спрос на французских учителей.

Спрос, как известно, порождает предложение, и французы летели в Россию, как пчелы на мед. Не все из них были хорошо образованы, и способны дать дворянским недорослям достойное образование, но у них было главное достоинство – они знали французский.

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.

Причисляя себя к подобным недорослям, Александр Сергеевич явно скромничает. Ведь он получил прекрасное образование в Царскосельском лицее.

Пушкин подробно показывает один день молодого человека в Петербурге. Так жили многие представители высшего светского общества. Как говорится, от частного к общему. Балы, вечеринки с друзьями, театры.

Пушкин любил театр и не мог не послать туда своего героя. Но Онегин сюда приехал не столько ради постановки, сколько «на людей посмотреть и себя показать».

Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.

Пушкин любил театр. С восторгом и восхищением говорит он об артистах, которых видел сам во время пребывания в столице. Его поэма сохранила для нас некоторые имена и названия постановок.

Но, говоря театральным языком, начинается второй акт, декорации меняются. Читатель переносится в русскую деревню, куда уже прискакал Евгений, дядя уже умер, и поправлять подушки молодому человеку не придется.

Начинается описанием деревни, «где скучал Евгений». Дальнейшие события разворачиваются здесь, в уезде, между поместьями Онегина, Лариных и Ленского. Описание дома, несколько штрихов показывают, как жил дядя Евгения. Онегин дичился недалеких и простоватых соседей, и, избегая общения с ними, покидал дом, как только видел подъезжавшую к его имению, кибитку.

Как антипод Онегина, в свое имение вернулся еще один молодой помещик – . Через него читатель знакомится с семейством Лариных. В отличие от Онегина, Ленский не бегал от своих соседей, но разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», были ему мало интересны. Кстати, в этой фразе Пушкин не просто показывает интересы русских помещиков. Из нее мы можем понять, что в описываемой губернии сельское хозяйство базировалось на животноводстве. В деревнях делали вино и наливки из фруктов и ягод, мужчины увлекались охотой, держали и разводили охотничьих собак, которые были гордостью многих помещиков.

И пока отцы занимались хозяйством и собаками, их дочки с увлечением читали французские романы, мечтали о загадочной и романтической любви, а матушки подыскивали им женихов из числа холостых соседей. Таковы были нравы. Брак нередко был способом решения некоторых экономических проблем.

Новая смена декораций свершается, когда матушка Ларина вместе с приезжает в Москву. Другие люди, другие картины. Кузины принимают нашу Татьяну в свое общество, ее вывозят в свет. Юная провинциалочка производит на мужчин неоднозначное впечатление. Ее осматривают, обсуждают, о ней говорят. И в один прекрасный день на нее обратил внимание некий генерал. Это был герой Отечественной войны 1812 года, человек принятый при дворе и матушка сделала все, чтобы уговорить Татьяну на брак. Уговорить свою дочь она могла, силой принудить – нет. В XIX уже существовали определенные правила и ограничения в этом вопросе.

Но, как следует из дальнейшего повествования, Татьяне с мужем повезло. Он любил свою жену и ценил ее.

Но шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда.

В этих строках читается, что муж Татьяны не даст свою жену в обиду. И если только заподозрит малейшее посягательство на честь его жены, а значит, на его честь, Онегину не поздоровится.

Можно бесконечно рассуждать на тему достоверности и энциклопедичности романа. Каждая строка в ней дышит русскостью. И неважно, о ком или о чем пишет Пушкин: о девушках, собиравших ягоды в саду Лариных, или о светском рауте, описывает ли петербургский бал или провинциальное празднество, каждая строка поэмы показывает, что в ней изображено действительно существовавшее общество.

/В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая. "Евгений Онегин" (окончание)/

Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художественно изобразил он его! Мы не говорим о множестве вставочных портретов и силуэтов, вошедших в его поэму и довершающих собою картину русского общества высшего и среднего; не говорим о картинах сельских балов и столичных раутов; всё это так известно нашей публике и так давно оценено ею по достоинству... Заметим одно: личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною, но в то же время по преимуществу артистическою. Везде видите вы в нем человека, душою и телом принадлежащего к основному принципу, составляющему сущность изображаемого им класса; короче, везде видите русского помещика... Он нападает в этом классе на всё, что противоречит гуманности; но принцип класса для него — вечная истина... И потому в самой сатире его так много любви, самое отрицание его так часто похоже на одобрение и на любование... <...>

"Онегин" писан был в продолжение нескольких лет, — и потому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее. Но последние две главы резко отделяются от первых шести: они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного развития поэта. О красоте отдельных мест нельзя наговориться довольно, притом же их так много! К лучшим принадлежат: ночная сцена между Татьяною и нянею, дуэль Онегина с Ленским и весь конец шестой главы.

В последних двух главах мы и не знаем, что хвалить особенно, потому что в них всё превосходно; но первая половина седьмой главы (описание весны, воспоминание о Ленском, посещение Татьяною дома Онегина) как-то особенно выдается из всего глубокостию грустного чувства и дивно-прекрасными стихами... Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!

"Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него!.. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным... Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет "Онегина": как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...

Читайте также другие темы статей В.Г. Белинского о поэме А.С. Пушкина "Онегин":

Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая

А. С. Пушкин более семи лет работал над первым реалистическим романом в стихах “Евгений Онегин”, в котором отразилась “вся жизнь, вся душа, вся любовь его”, “его чувства, понятия, идеалы”. Это произведение, отражающее один из переломных моментов в российской истории, поднимает ряд проблем: философских, социальных, моральных. Роман поражает своей объемностью и глубиной мысли, и поэтому литературные критики не могли пройти мимо него, не сказав несколько слов в его адрес. Один из видных критиков прошлого века Виссарион Григорьевич

Белинский, анализируя пушкинское произведение, называет его “энциклопедией русской жизни”.
В своем стихотворном романе – в собственно повествовательной его части и в многочисленных лирических отступлениях, которые Пушкин назвал “болтовней”, – поэт изображает русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время делает это лаконично, в предельно сжатой форме, действительно приближаясь к краткости энциклопедических статей и заметок. В “Евгении Онегине” автор показывает нам холодный и эгоистичный Петербург, патриархальную Москву, деревню, хранящую традиций и обычаи, создает реалистические портреты дворян того времени, сословия, к которому сам принадлежал и жизнь которого хорошо знал. В этом и заключается “энциклопедич-ность” романа. Пушкин в предельно сжатой форме рассказал о быте, нравах, обычаях России первой четверти XIX века.
Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя – молодого столичного “повесы” Евгения Онегина, на примере жизни которого автор показывает быт и нравы светского общества. Мы узнаем о типичном воспитании детей дворян в то время:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur его сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой.
Образование было поверхностным, “чему-нибудь и как-нибудь”, а в необходимый набор знаний входил только французский язык, умение танцевать мазурку, “кланяться непринужденно” и “наука страсти нежной”. Мы видим и круг чтения молодых людей того времени: сентиментальные романы и латынь “из моды вышли”, и молодые люди увлеклись Адамом Смитом, “певцом Гяура и Жуана” Байроном и другими романтическими авторами, а также романами, в которых “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. Подробно в первой главе показан распорядок дня молодого повесы: бесцельное прожигание жизни на бульварах, в ресторанах и театрах, на беспечных пирах. Мы видим и одежду главного героя (“надев широкий боливар”), и его кабинет, в котором есть “все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам”, подробно описано и меню в ресторанах:
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым
Особенно полно представлен театр того времени – его репертуар, артисты, известные драматурги:
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил.
Не менее подробно описан и быт поместного дворянства. Пушкин достаточно много времени жил в своем имении Михайловское и хорошо знал жизнь провинциальных помещиков. О жизни крестьян он мог судить по рассказам своей няни Арины Родионовны, чей образ отчасти создал в лице няни Татьяны Лариной. Автор показывает занятия уездных помещиков: их встречи, пиры, праздники, работы, соления грибов, разговоры “о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне”; круг чтения: сентиментальные романы и сонник Мартына Задеки. О жизни провинциального дворянства мы можем судить на примере семьи Лариных, занятиям старухи Лариной:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам.
Автор знакомит нас с традициями и обычаями, отмечает признаки “милой старины”, хранимой ими.
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод.
Татьяна, любимая героиня Пушкина, воплощает в себе идеал русской женщины, она была близка народу, впитала в себя его дух:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
В седьмой главе показана патриархальная Москва. Ее описание очень. похоже на грибоедовское, что не. случайно. Автор лишний раз хотел подчеркнуть ее патриархальность, верность традициям, консерватизм:
Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец;
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп.
Но, в отличие от Грибоедова, Пушкин все-таки любит Москву именно за ее душевность, теплоту и приверженность национальным традициям. Он восхищается ее богатой историей, ее богатыми военными подвигами:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Кроме зарисовок жизни России, данных непосредственно в повествовательной части романа, многое мы узнаем и из авторских лирических отступлений. Постоянно прерывая повествование романа своими замечаниями, автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого автора. Это лишний раз подтверждает слова Белинского о том, что роман Пушкина “Евгений Онегин” – это “энциклопедия русской жизни” первой четверти XIX века.

  1. “Береги честь смолоду”. Эту пословицу (точнее, часть пословицы) Александр Сергеевич Пушкин взял эпиграфом к своей повести “Капитанская дочка”, подчеркнув этим, насколько важен для него этот вопрос. Для него, не позволившего...
  2. Стихотворение “Деревня” было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый “петербургский” период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов,...
  3. Многие считают, что эпиграфы – вещь не обязательная и старомодная. В школьном сочинении они, мол, больше для того, чтобы блеснуть эрудицией, а не заострить внимание читателя на главной проблеме произведения,...
  4. Пугачев как вождь народного восстания и как человек (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) 1.”История Пугачевского бунта” и “Капитанская дочка”. 2.Бродяга, “донской казак и раскольник” Емельян Пугачев. 3.”Государь Петр...
  5. Гениальный пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской как общественной, так и литературной жизни того времени. Но главный герой воплощает, пожалуй, основную исторически сложившуюся к этому...
  6. Если баллада “о черной шали” значительна для понимания логики художественного развития Пушкина в ее негативном плане, т. е. как отрицание определенной Литературной традиции, то другая баллада – “Песнь о вещем...
  7. Пушкин есть явление чрезвычайное. Н. В. Гоголь В. Белинский писал, что Евгений Онегин есть роман исторический. Он написан после событий тысяча восемьсот двадцать пятого года. Александр Сергеевич Пушкин жил судьбой...
  8. Впервые в русской литературе А. С. Пушкин создает разочарованного человека. Что же это за социально-психологический феномен, какова историческая подоплека его возникновения, каковы условия формирования, особенности мировосприятия и поведения, роль в...
  9. В основу повести легла история, рассказанная Пушкину Нащокиным, о бедном белорусском дворянине Островском. Он затеял тяжбу с богатым соседом, и хотя правда была на сторо­не Островского, его имение досталось богатому...
  10. “Капитанская дочка” – одно из художественных произведений на историческую тему Александра Сергеевича Пушкина. В этом романе история любви двух сердец тесно связана с Емельяном Пугачевым, человеком, выдававшим себя за царя...
  11. .Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. В. Г. Белинский. В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения гения русской литературы, любимого поэта миллионов Александра Сергеевича Пушкина. Хочется...
  12. Каждый человек может охарактеризовать понятие “времени” по-своему. Если обратиться к словарю, то время – форма последовательной смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Существуют также универсальные свойства времени...
  13. Поэме “Медный всадник” дан подзаголовок “петербургская повесть”, и она действительно может быть прочитана как предельно точное в бытовых деталях и с точки зрения психологического анализа повествование о горестной судьбе столичного...
  14. “Торжественный покой” – это качество святого духовного мира, обладающего способностью освящать “все причастное ему и из него вытекающее”8, то есть организовывать вокруг себя жизненное пространство. Действительно, пейзаж “кладбища родового” в...
  15. Любовь для Пушкина – спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви. В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках,...
  16. Изучение художественного пространства в зависимости от родовой принадлежности литературного текста представляется весьма перспективным. Рассмотрим лиро-эпическое пространство у Пушкина, взяв проблему в историко-теоретическом аспекте. Лироэпос Пушкина выступает в самых различных жанрах:...
  17. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – величайшее произведение, которое является поэтическим изложением событий, где описание современной поэту жизни светского общества сливается с лирическим дневником автора, с его размышлениями о...
  18. Начала свободы все время поддерживались и подогревались, с какой стороны ни посмотреть. Кавказ – это борьба горцев за свободу. Бессарабия – это, часто почти наглядная, деятельность членов тайных обществ или...

Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Что дало основание В. Г. Белинскому назвать роман А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни»?

Гипотеза исследования

Мы считаем, что В.Г. Белинский назвал роман Пушкина "Евгений Онегин" - энциклопедией русской жизни, потому что в нем отражены все сферы общественной жизни

Цели исследования

  1. Познакомиться с определением энциклопедия
  2. Изучить статью В.Г. Белинского " В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Статья девятая. "Евгений Онегин" (Окончание)"
  3. Проанализировать статью
  4. Найти подтверждение слов В.Г. Белинского в романе
  5. Составить ментальную карту
  6. Сделать выводы

Результаты проведённого исследования

  1. Энциклопедия - это приведённое в систему обозрение всех отраслей человеческого знания или круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания
  2. а)Историзм. "Евгений Онегин", считает критик, есть поэма историческая, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица.

б)Народность романа. В романе " Евгений Онегин " народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении.

в)Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его самому себе, исполнены задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является любящею и гуманною. " Онегина " можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением " ,- утверждает критик.

г)Критик указывает на реализм" Евгения Онегина " " Пушкин взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию " ,- отмечает Белинский. " Онегин " есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху. " В лице главных героев, по мнению критика, Пушкин изобразил русское общество.

  1. Подтверждение слов критика

А) Этот роман критик называет “историческим”, связывая его содержание с общественным развитием, с ростом самосознания русского общества накануне восстания декабристов. В романе нет ни одного исторического лица, но Белинский назвал “Онегина” исторической поэмой, так как в ней видим “поэтически воспроизведенную картину русского общества в один из интереснейших моментов его развития” (период декабристского движения). По мнению Белинского, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одной из фаз его образования и развития.

Напрасно ждал Наполеон...

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Называя «Евгения Онегина» «историческим» произведением, Белинский имел в виду историзм романа, то есть верность конкретной эпохе, которая у Пушкина связывается с прошлым (через героев старшею поколения) и с будущим общего хода истории (через открытый финал романа). Об этом свидетельствует следующее высказывание критика: «Мы начали статью с того, что «Онегин» есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху. Картина эта явилась вовремя, то есть именно тогда, когда явилось то, с чего можно было срисовывать её, - общество». «Известная эпоха», о которой пишет Белинский, - это время общественного подъёма, имевшее началом Отечественную войну 1812 года. Резвившееся общество потребовало своего выражения - явился Пушкин, и новое национальное самосознание отразилось в его творчестве, вершиной которого стал «Евгений Онегин».

Так, «Евгений Онегин» оставил след в русской литературе недаром. Ведь, сам роман является вехой прошедших времен, он заставляет невольно вспоминать те происшествия, которые наглядно отображаются в строках автора. Это – кусочек истории, о которой нельзя забывать.

Б). Народность:

В своем романе Пушкин, благодаря образу Татьяны Лариной, ярко изобразил народные русские традиции, показал народный дух, народное самосознание. В первой главе романа «Евгений Онегин» поэт показывает читателю начало трудового дня в Петербурге, при этом противопоставляя его жизни дворянства. Работающие люди рано встают и направляются на работу, а в тоже время дворянин Онегин едет отдыхать после шумного бала: «Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик…».

Здесь поэт утверждает простые ценности русской патриархальной жизни:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три.

Интерьер, детали домашней обстановки представлены в описании кабинета Онегина:

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов...

Также образ народа показан в песне, которую поют дворовые девушки, когда заняты сбором клубники в саду. Пели они по приказу: «…И хором по наказу пели… Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели..», но в самом пении, в исполнении песни присутствуют искренность, которая была присуща русскому народу. В пении девушек просматривается желание быть счастливыми, стремление к осуществлению своих мечтаний. Через образ ключницы дома Анисьи, Пушкин показывает, что народ относится

с уважением к своим хозяевам: «И старый барин здесь живал; Со мной, бывало, в воскресенье, Здесь под окном, надев очки, Играть изволил в дурачки. Дай Бог душе его спасенье, А косточкам его покой В могиле, в мать-земле сырой!». Однако, уважительное отношение к себе заслуживали лишь те хозяева, которые также относились к своим работникам. Например, к Онегину, Анисья относится без уважения, с полным равнодушием. И все-таки самым главным образом, благодаря которому читатель ощущает народность произведения «Евгений Онегин», является образ Татьяны Лариной. Татьяна и другие, менее яркие народные образы помогают нам ощутить жизнь народа той эпохи, понять народный характер, народную мораль.

В) В первой главе отступления введены в XVIII, XIX строфах и посвящены театру, Пушкин называет имена, оставшиеся в истории театрального искусства. Он искренне любил театр и восхищался постановками. Эти отступления помогают также подчеркнуть равнодушие Онегина к театральному искусству. Далее следует экспозиционная строфа об отношении к театру Онегина, куда он приезжает, чтобы показать себя.

Следующие отступления в этой главе встречаются, когда Онегин отправляется на бал. И пока он находится там, Пушкин отдает дань петербуржским балам, которые сам любил в свое время. Он с удовольствием описывает прелесть балов, блеск и радость дам, коротко касается нравов, царивших в бальных залах, вспоминает женщину, которую успел полюбить, море, свои мечты. Пушкинские стихи можно сравнить с кистью художника, который легкими мазками наносит полупрозрачные штрихи, превращающиеся в картину.

Онегин протанцевал на балу почти всю ночь, и под утро полусонный возвращается домой. И пока Онегин спит в своей постеле, Пушкин снова пускается в рассуждения. Поэт говорит о том, что когда-то дружил с Онегиным, и даже они собирались отправиться в дальнее путешествие.

Молодой повеса прибыл в деревню и нашел дядю на погребальном столе. Глава заканчивается лирическими отступлениями о любви Пушкина к деревенской природе, о своем поэтическом творчестве и отношении к своей новой работе.

Вторая глава начинается с описания деревни. Некоторые критики готовы это описание также включить в список лирических отступлений романа «Евгений Онегин», но нет. Композиционно это – экспозиция, пейзаж показывающий, в какие условия попал главный герой.

Во второй главе небольшие рассуждения встречается в XIV, XVII, XVIII строфах, они помогают читателю лучше понять зародившиеся отношения между Онегиным и Ленским. Последние 2 строфы поэт посвятил себе. Пушкин выразил свое стремление творчеством оставить о себе память.

В 3-й главе, где Онегин знакомится с Татьяной, но некоторые строки говорят о планах Пушкина. В XV строфе автор выражает сочувствие Татьяне, таким образом, приближаясь к своим героям.

Первые 2 строфы четвертой главы воспринимаются как лирическое отступление, но, тем не менее, это рассуждения Онегина, который был обескуражен признанием Татьяны.

Отступления появляются в XXVIII-XXX и посвящены модному молодежному увлечению – девичьим альбомам, куда молодые люди вписывали стихи, признания в любви, посвящения. От альбомов Пушкин переходит к размышлениям о поэзии.

В 6-й главе в XXXIII, XXXIV строфах идут размышления об убийстве человека. И далее Пушкин думает об участи, о судьбе убитого Ленского. Пушкин осознает, что он уже не мальчик, скоро исполнится 30 лет. Пройдена половина жизненного пути, и с этим надо смириться и жить дальше.

Удивительно. Весна – время пробуждения природы на автора наводит грусть. Об этом он говорит в лирических отступлениях 7-й главы.

После некоторых рассуждений о нравах и характерах людей, поэт, наконец, «приводит Музу» на светский прием, где состоялась встреча Онегина и Татьяны Лариной.

Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал… Иных уж нет, а те далече, Как Сади некогда сказал. Без них Онегин дорисован. А та, с которой образован Татьяны милый идеал… О много, много рок отъял!

Г) Роман «Евгений Онегин» является всесторонним осуществлением реалистических принципов. Реализм Пушкина осуществляется во всех сторонах его поэтического творчества: и в реализме характеров, и в реализме сюжета (в основу взаимоотношения характеров Пушкин клал те жизненные конфликты, которые давала ему сама жизнь), и в реализме языка, и, наконец, в реализме стиха, в том смысле, что Пушкин строит стих на интонации, отвечающей переживаниям определенного характера.

Основной проблемой «Евгения Онегина» является проблема кризиса дворянской культуры, отражение тех исторических противоречий, которые вставали перед дворянским обществом в эпоху крепостничества.

Сюжет «Евгения Онегина» заключается в истории столкновения лучших характеров, созданных дворянской культурой, с обществом, по родившим эти характеры.

Определяющим моментом в развитии сюжета является воздействие на героев общественных условий и условностей, характерных для дворянской среды, приводящих к краху их личную судьбу. Бессознательно подчиняется им оскорбленный Ленский, вызывая Онегина на дуэль; сознательно подчиняется им Онегин, принимая этот вызов и противореча себе («Условий света свергнув бремя...», Онегин, тем не менее, не мог преодолеть «ложного стыда»); сознательно подчиняется им Татьяна, выходя замуж («для бедной Тани все были жребии равны») и при последней встрече с Онегиным и т. д.

Сюжет «Евгения Онегина» ограничен любовным конфликтом, но причины социального порядка - конфликт личности со средой, с обществом, - ощущаются в самой судьбе героев.

Так, подбирая события для характеристики Татьяны, Пушкин был связан тем обстоятельством, что женщина в этот период не имела никаких возможностей для проявления своей общественной активности, и в этом смысле любовный конфликт был уже формой выражения общественного протеста. Например, письмо Татьяны является нарушением с ее стороны обычных норм социального поведения. Не случайно Пушкин в нескольких строфах мотивирует поступок Татьяны и оправдывает его. Достаточно вспомнить, что даже в такой момент общественного подъема, каким было восстание декабристов, общественная активность женщины могла выявиться только в том, что она делила судьбу мужа, причем самый этот факт (отьезд Трубецкой, Волконской и др.) имел огромный общественный резонанс.

Композиция «Евгения Онегина», понимаемая как принцип развертывания действия и характеров, отличается типичными чертами реалистической композиции. В композиции «Евгения Онегина» можно отметить следующие моменты:

1) естественность самого жизненного процесса, развертывание характеров в их естественной бытовой и социальной среде (в противоположность «романтическим» поэмам, где наблюдается условность жизненной обстановки, в которой развертывается характер); 2) логическая последовательность действия и развития характеров; 3) типичность и закономерность жизненных обстоятельств и мотивированность поступков.

В «Евгении Онегине» реалистические принципы в области сюжета осуществляются в полной мере. Для героев найден свойственный им тип жизни, найдены те обстоятельства, в которых они выявляются с наибольшей полнотой. Так, Онегин дан в кругу таких жизненных обстоятельств, в которых действительно и создавался тип утонченного, безвольного, терявшего способности к настоящей практической деятельности человека.

В характере Онегина заметны следующие основные моменты: типичное дворянское воспитание, светская жизнь, грозящее разорение, получение наследства, приезд в деревню, случайная дружба с Ленским, знакомство с Лариными, дуэль, путешествие, возвращение в Петербург, любовь к Татьяне, когда она становится «неприступною богиней роскошной, царственной Невы», т. е. возвращение к той же светской жизни, от которой он ушел, - вот та основная цепь событий, в которых реализуется характер Онегина. Этот же принцип можно установить и в обрисовке Ленского, Татьяны (сельская тишина, близость к природе, привязанность к няне и т. д.)

Принцип реалистичности обнаруживается и в последовательности событий, во внутренней мотивированности их. Одно событие вытекает из другого и определяет последующее. Приезд в деревню Онегина, сближение с Ленским, встреча Татьяны с Онегиным, ее письмо, ссора Оне гина с Ленским, дуэль и ее последствия и т. д. - все это дается в последовательной логической связи постольку, поскольку это неразрывно связано с самим ростом характеров. Чем шире и многостороннее раскрываются в романе характеры, тем глубже выявляются и противоречия окружающей социальной действительности. Нелепая смерть Ленского, угасание Онегина в «бездействии досуга», ничтожная роль Татьяны в качестве «законодательницы зал», драматический финал ее жизни («но я другому отдана...») и жизнь самого дворянства, как она дана в романе, - все это, в комплексе, приводит к заключению о глубоком осознании Пушкиным «несовершенства мира», в котором гибнут лучшие его представители.

Крепостническая среда губит, обесценивает характеры, несущие в себе лучшие черты человечности, губит людей, критически относящихся к этой действительности. Вот противоречие социальной действительности того времени, которое вскрывает Пушкин в «Евгении Онегине». Облик человека, рисовавшийся Пушкину, имел в себе такие устремления, полноценное осуществление которых возможно было лишь в иных социальных условиях, и в этом реалистичность этих образов.


Русский критик В. Белинский назван роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" "энциклопедией русской жизни". Дело в том, что в данном произведении очень подробно описывается жизнь России в начале XIX века. Читая этот роман, мы получаем достаточно полную информацию об эпохе и быте, знакомимся с идеалами и страстями представителей разных сословий.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


А.С.Пушкин описывает ценности и интересы людей того времени. Автор умело изображает среду, в которой жили люди в XIX веке.

Из произведения мы узнаем, что в обществе усиливается интерес к мыслителям. Пьесы, идущие в театрах, пользуются успехом.

Автор сообщает, что в обществе царит ложь и зависть. Ограниченность и узость интересов характерны для дворянства. Также в романе достоверно изображена жизнь крестьян, их привычки, быт. А. С. Пушкин описывает все стороны русской действительности. Он уверен, что светское общество портит души людей, принуждает соблюдать бессмысленные порядки.Именно из-за предрассудков Евгений Онегин и убивает на поединке Владимира Ленского. "И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир!" - пишет А. С. Пушкин.

Светское общество в романе неоднородно. Это и люди, превратившие погоню за модой в смысл жизни, и интеллигенция, развивающая русскую культуру. А. С. Пушкин подтверждает, что все зависит от самого человека. Автор не дает однозначных оценок героям, он подчеркивает, насколько важно каждому осмыслить себя как личность.

Таким образом, Виссарион Григорьевич Белинский говорит, что ""Онегин" - энциклопедия русской жизни", потому что в нем содержится очень подробная информация о жизни русских людей в начале XIX века. Из этого произведения мы узнаем об укладе жизни, интересах, мечтах, мыслях, ценностях, ориентирах представителей разных слоев общества. Автор пишет про моду, особенности разговора, развлечения характерные для того времени. И с глубоким сожалением поэт сообщает, что популярность человека зависит от его статуса в обществе. Все это позволяет читателю окунуться в историю, пролистать страницы энциклопедии о русской жизни.

Обновлено: 2019-06-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.