Федор раззаков - непревзойденные. Федор раззаков - непревзойденные Раззаков федор мнение о писателе

Гражданство (подданство) Род деятельности Направление журналистские расследования Язык произведений русский Медиафайлы на Викискладе

Фёдор Ибатович Раззаков (род. 7 февраля (1962-02-07 ) , Москва , СССР) - российский писатель, биограф и журналист. Известен как автор книг о советском и российском кино, телевидении, эстраде, спорте.

Биография

Раззаков написал несколько скандально-критических статей о деятелях советского и российского искусства, - многие из них впоследствии вошли в книгу «Почему не гаснут советские „звёзды“», - с просоветской позиции. Например, в статье про Андрея Макаревича - «Макар и его телята, или Неюбилейный Макаревич» , опубликованной в газете «Советская Россия », проводится мысль, что «Макар» (Макаревич) вёл своих «телят» (последователей) совсем не туда, куда пастырю следовало бы вести своих овец, то есть не к державным идеалам. Автор ставит в упрёк барду принадлежность его семьи к советской элите и обладание благами и вещами, недоступными большинству советских людей. Раззаков зачастую критикует кумиров миллионов - будь то Макаревич, Алла Пугачёва и других.

В ноябре 2017 года Федор Раззаков был приглашен Правительством Республики Узбекистан на торжества по случаю 100-летнего юбилея бывшего руководителя Узбекской ССР Ш. Р. Рашидова. Торжества проходили в Ташкенте (там Раззаков выступил в Академии наук и в Союзе писателей, в составе российской делегации посетил Чагатайское кладбище, где похоронен Ш. Р. Рашидов) и Джизаке (Раззаков присутствовал на открытии памятника Ш. Р. Рашидову). Все это стало возможным благодаря тому, что еще в 2009 году свет увидела биография Ш. Р. Рашидова, написанная Раззаковым. В ней впервые была дана иная (нелиберальная) оценка так называемому «узбекскому делу».

Критика

Концепции Раззакова, разработанные при написании биографий знаменитых людей, многими биографами воспринимаются критически. Некоторые критики [какие? ] называют их «анти-ЖЗЛ », а также изобрели термин «раззаковщина» как пример предвзятого подхода к творчеству всеобщего кумира. Раззакова называют «жёлтым » журналистом, любителем «жареных» фактов, слухов и сплетен. Раззаков не гнушается пользоваться даже такими источниками, в которых информация подается тенденциозно, а порой и клеветнически. Причем такая информация выдаётся как реальный факт, даже если это не соответствует действительности. В работах автора главный упор делается на сенсационной подаче материала. В некоторых своих исследованиях на историческую тематику, например по «Узбекскому делу » , придерживается конспирологических позиций [ ] .

Большой резонанс вызвала вышедшая в 2013 году книга Раззакова, написанная им в соавторстве с бывшим сотрудником КГБ СССР Михаилом Крыжановским - «Владимир Высоцкий - суперагент КГБ» . Сын барда Никита подал иск в Хорошевский суд Москвы с требованием запретить продажу книги как порочащей честь и достоинство его отца . Суд удовлетворил иск, запретив к продаже как эту книгу Раззакова, так и другую - «Другой Владимир Высоцкий: тёмная сторона биографии великого барда» (2011) .

Книги Раззакова изобилуют фактическими ошибками, зачастую свидетельствующими о полном незнании автором затрагиваемой темы, причём, эти неточности кочуют из издания в издание, несмотря на то, что автору неоднократно на них указывают. Так, писатель упорно зовёт одну из героинь фильма «Москва слезам не верит» Алевтиной, хотя она Антонина. Постоянно издавая книги о жизни в 1970-е годы , биографии эстрадных артистов, таких как Алла Пугачёва , София Ротару , указывая об их участии в фестивалях «Песня года», Раззаков даёт данные по сохранившимся видеоматериалам в ГТРФ, несмотря на наличие достаточно полной информации на неофициальном сайте данного фестиваля, а также видеоинформации. Это только одни из наиболее бросающихся в глаза ошибок. На все эти претензии писатель отвечает философски: «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

Книги

Год Название и издательство
1994 Жизнь и смерть Владимира Высоцкого. - М.: Альтекс.
1997 Бандиты эпохи социализма. 1917-1991. - М.: Эксмо .

Бандиты эпохи капитализма. 1992-1995. - М.: Эксмо.

Бандиты Запада. - М.: Эксмо.

Век террора. - М.: Эксмо.

1998 Досье на звёзд. 1934-1961. - М.: Эксмо.

Досье на звёзд. 1962-1980. - М.: Эксмо.

Досье на звёзд. Кумиры всех поколений. - М.: Эксмо.

1999 Досье на звёзд. Кумиры шоу-бизнеса. - М.: Эксмо.

Досье на звёзд. Их любят, о них говорят. - М.: Эксмо.

Наши любимые фильмы. - М.: Эксмо.

Тайны телевидения. - М.: Эксмо.

2000 Любовные истории Голливуда. - М.: Эксмо.

Популярная энциклопедия звёзд: На пике славы и скандала. - М.: Эксмо.

Звёздные пары: супруги, любовники, любовницы. - М.: Эксмо.

Звёзды и криминал. - М.: Эксмо.

Секс-символы 1930-х - 1940-х. - М.: Эксмо.

Секс-символы 1970-х - 1980-х. - М.: Эксмо.

Убить футболиста. Повесть. - М.: Вагриус.

2004 Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы. - М.: Эксмо.

Андрей Миронов: баловень судьбы. - М.: Эксмо.

Жизнь замечательных времён. 1970-1974. - М.: Эксмо.

Жизнь замечательных времён. 1975-1979. - М.: Эксмо.

За кулисами шоу-бизнеса. - М.: АСТ., Астрель.

2005 Никита Михалков: чужой среди своих. - М.: Эксмо.

Алла Пугачёва. По ступеням славы. - М.: Яуза .

Звёздные трагедии. - М.: Эксмо.

Интимная жизнь российских идолов. А-М. - М.: Астрель.

Интимная жизнь российских идолов. Н-Я. - М.: Астрель.

Наше любимое кино. Т. 2. - М., Алгоритм.

Владимир Высоцкий: Я, конечно, вернусь… - М.: Эксмо.
2006 Дин Рид: трагедия красного ковбоя. - М.: Эксмо. - ISBN 5-699-17160-6 .

Леонид Филатов: Голгофа русского интеллигента. - М.: Эксмо.

Наше любимое кино о… любви. - М.: Алгоритм, Эксмо.

Наше любимое кино о… войне. - М.: Алгоритм, Эксмо.

Чтобы люди помнили. - М.: Эксмо.

2007 Как уходили кумиры. - М.: Эксмо.
2008 Гибель советского кино. Интриги и споры. 1918-1972. - М.: Эксмо.

Гибель советского кино. Тайны закулисной войны. 1973-1991. - М.: Эксмо.

Скандалы советской эпохи. - М.: Эксмо.

2009 Гибель советского ТВ: тайны телевидения от Сталина до Горбачёва, 1930-1991. - М.: Эксмо.

Блеск и нищета российского ТВ. 1992-2009. - М.: Эксмо.

Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне. - М.: Эксмо.

Бандиты семидесятых. 1970-1979. - М.: Эксмо.

Алла Пугачёва: Рождённая в СССР. 1949-1991. - М.: Эксмо.

Алла Пугачёва: В безумном веке. 1992-2009. - М.: Эксмо.

2010 Как любят кумиры. Страсть. - М.: Эксмо.

Как любят кумиры. Нежность. - М.: Эксмо.

Как уходили кумиры. Сияние негаснущих звёзд (А-М). - М.: Эксмо.

Как уходили кумиры. Память, согревающая сердца (Н-Я). - М.: Эксмо.

Коррупция в Политбюро. Дело красного узбека. - М.: Алгоритм.

Кристина Орбакайте - М.: Эксмо.

Почему не гаснут советские «звёзды». - М.: Яуза.

2011 Знаменитые Козероги. - М.: Эксмо. (в соавторстве с П. П. Глобой)

Пугачёва против Ротару. Великие соперницы. - М.: Эксмо.

Другой Андрей Макаревич. Тёмная сторона биографии знаменитого рок-музыканта. - М.: Алгоритм.

Другой Аркадий Райкин. Тёмная сторона биографии знаменитого сатирика. - М.: Эксмо.

Бригада возвращается. Триумф бандитской романтики. - М.: Эксмо.

Другой Владимир Высоцкий. Тёмная сторона биографии знаменитого артиста. - М.: Алгоритм.

Самый добрый клоун: Юрий Никулин и другие… - М.: Эксмо.

2012 За чьей спиной прячется президент? - М.: Эксмо.

Расстрелянные звёзды. Их погасили на пике славы. - М.: Эксмо.

Кумиры: тайны гибели. - М.: Алгоритм.

Дело, взорвавшее СССР. - М.: Алгоритм.

Как обуздать еврейство? Тайны сталинского закулисья. - М.: Алгоритм.

Российский футбол: от трагедии до скандала. - М.: Эксмо.

Красавицы советского кино. - М.: Эксмо.

Красавцы советского кино. - М.: Эксмо, 2012.

Российский хоккей: от трагедии до скандала. - М.: Эксмо.

София Ротару и её миллионы. - М.: Алгоритм.

2013 Индустрия предательства, или Кино, взорвавшее СССР. - М.: Алгоритм.

Максим Галкин: узник замка Грязь. Тёмные пятна нашего шоу-бизнеса. - М.: Алгоритм.

Как обуздать еврейство? Все тайны сталинского закулисья. - М.: Алгоритм.

Врачебные тайны. Пороки и недуги великих. - М.: Эксмо.

Богини советского кино. - М.: Эксмо.

Любимые женщины Леонида Гайдая. - М.: Эксмо.

Роковые женщины советского кино. - М.: Эксмо.

Легенда № 17. Валерий Харламов. - М.: Алгоритм.

2014 Легенда № 20. Владислав Третьяк. - М.: Алгоритм.

Анатолий Тарасов. Битвы железных тренеров. - М.: Алгоритм.

Легенды отечественного хоккея. - М.: Эксмо.

Непревзойдённые. Легенды фигурного катания. - М.: Эксмо.

Алла Пугачёва: 50 мужчин Примадонны. - М.: Алгоритм.

Советское детство. - М.: Алгоритм.

Шакалы из Лэнгли (ИТАР-ТАСС уполномочен заявить…). - М.: Алгоритм.

2015 Марина Влади и Высоцкий. Француженка и бард. - М.: Алгоритм.

Вторжение в СССР: мелодии и ритмы зарубежной эстрады. - М.: Центрполиграф.

Ефремовы. Без ретуши. - М.: Центрполиграф.

Бесков против Лобановского. Москва - Киев: бескровные войны: М.: Книжный мир.

Самые красивые пары советского кино. - М.: Эксмо.

2016 Футбол, который мы потеряли. Непродажные звезды эпохи СССР. - М.: Центрполиграф.

Пуля для Зои Фёдоровой, или КГБ снимает кино. - М.: Алгоритм.

Бандиты эпохи Ельцина, или Россия, кровью умытая. - М.: Книжный мир.

Виктор Тихонов. Творец «Красной машины», или КГБ играет в хоккей. - М.: Книжный мир.

Ирина Алфёрова: любимая женщина красавца Абдулова. - М.: Алгоритм.

Константин Бесков: мафия в офсайде, или КГБ играет в футбол. - М.: Книжный мир.

Аркадий Райкин. Смехоностальгия. - М.: Алгоритм.

Юрий Никулин. Смешное и трагическое. - М.: Алгоритм.

2017 Наше лучшее детство. - М.: Алгоритм.

Жизнь замечательных времён. Шестидесятые. 1960 год (в 2-х томах). - М.: Товарищество научных изданий КМК.

Жизнь замечательных времён. Шестидесятые. 1961 год (в 2-х томах). - М.: Товарищество научных изданий КМК.
2018 Леонид Гайдай. Любимая советская комедия. - М.: Алгоритм, Родина.

Олег Табаков. Либеральный русский театр. - М.: Алгоритм, Родина.

Жизнь замечательных времён. Шестидесятые. 1962 год (в 3-х томах). - М.: Товарищество научных изданий КМК.

Жизнь замечательных времён. Шестидесятые. 1963 год (в 2-х томах). - М.: Товарищество научных изданий КМК.

2019 Спасти Рашидова! Андропов против СССР. КГБ играет в футбол. - М.: Книжный мир.


Всеми нами любимы фильмы выдающегося кинорежиссера и актера – Леонида Гайдая. Пользующиеся баснословной популярностью в 60‒80-е годы прошлого века, они и сейчас не теряют своей злободневности и в самые мрачные будни нашей действительности способны зарядить...

  • 5 октября 2018, 10:00

Жанр: ,

+

Народный актер, любимый педагог, известный режиссер, театральный и общественный деятель Олег Табаков – фигура, о которой интересно поговорить. Про него хочется знать больше.

О счастливом детстве в Саратове. О первых годах в Москве. О том, легендарном,...

  • 17 апреля 2017, 22:58
  • 4 апреля 2017, 17:20

Жанр: ,

+

Тысячи книг написаны о советском хоккее и столько же будет написано еще. Однако книгу, которую читатель держит в руках, можно смело назвать уникальной – такой еще не было. Она показывает советский хоккей не только с фасада, но и заглядывает за его кулисы, раскрывая секреты «тайной дипломатии» – интриги спецслужб и партийной номенклатуры, которые во второй половине 70-х активно помогали советскому хоккею выбраться из кризиса. События этого захватывающего хоккейного детектива охватывают переломный период – с февраля 1977-го по май 1978 года, когда, благодаря протекции шефа КГБ Ю. Андропова и генсека Л. Брежнева, ЦСКА и сборную СССР возглавил Виктор Васильевич Тихонов.

Ценой неимоверных усилий ему предстояло обновить не только главный клуб страны, но и вернуть советской сборной былой авторитет на международной арене. А сделать это было крайне трудно, поскольку очередной чемпионат мира должен был проходить в Чехословакии, да еще в дни неофициального празднования там 10-летия со дня «Пражской весны» 1968 года. Чехи были полны решимости лечь костьми на пражском льду, лишь бы не дать Советам выиграть чемпионат у себя дома. Для этого были мобилизованы все силы – как явные, так и тайные: от Президиума ЦК КПЧ до чехословацкой госбезопасности СТБ. А тут еще у Тихонова назрел конфликт не только с интриганами из высоких кабинетов, но и с рядом ведущих игроков ЦСКА и сборной...

  • 23 марта 2017, 11:10

Жанр: ,

+

Тысячи книг написаны о советском футболе, однако книгу, которую читатель держит в своих руках, можно назвать уникальной – такой еще точно не было. Она показывает советский футбол не только с фасада, но и заглядывает за его кулисы.

На страницах книги мы увидим и членов ЦК, которые сделали любимую миллионами игру орудием в своих подковерных схватках, и всесоюзную мафию, сложившуюся вокруг подпольного футбольного тотализатора, и интриги ФИФА против советского футбола, и покушение на генсека Леонида Брежнева. Несмотря на то, что Юрий Андропов включается в борьбу с футбольной мафией, украинская группировка в ЦК КПСС активно ему противостоит, и всесильный председатель КГБ СССР мало что может сделать…

Но главный герой этой книги – советский футбол и лучшие его представители, футболисты и тренеры, такие как Константин Бесков.

Эта книга известного российского писателя Фёдора Раззакова, несомненно, лучшее произведение автора, в котором органично сплелись политика и спорт, детектив и шпионский роман. Она доставит истинное наслаждение и любителям футбола, и любителям остросюжетного жанра, цепко схватит читателя и не отпустит до самого...

  • 21 марта 2017, 12:30

Жанр: ,

+

В конце 2015 года в Екатеринбурге (бывшем Свердловске) с большой помпой был открыт Ельцин Центр. Помпезное сооружение, именуемой музеем, руководство которого ставит целью показать будущим поколениям, какой была Россия эпохи Бориса Ельцина. Естественное, уклон в деятельности этого музея будет в сторону облагораживания того времени. Но таким ли уж «благородными» были те времена, если в народной памяти они зафиксировались как «лихие 90-е»? И в чем именно заключалась их «лихость»? Книга Федора Раззакова. «Бандиты эпохи Ельцина, или Россия, кровью умытая» все это воскрешает, препарируя то время с беспощадной хирургической скрупулезностью. Скальпель в руках историка действует безжалостно и неумолимо. В этой книге нет ни слова неправды, поскольку в ее основу положена реальная криминальная хроника тех лет, собранная из самых разных печатных источников того времени: книг, газет и журналов.

Эта книга никогда не появится в фондах Ельцин Центра как наглядный экспонат, но именно этим она и ценна – своей неангажированностью. В стране, где либеральная пропаганда лезет из кожи вон, чтобы облагородить эпоху Ельцина (не случайно почти все сливки современной либеральной тусовки почтили своим вниманием открытие Центра Ельцина), книги про бандитов, рожденных эпохой «дорогого Бориса Николаевича», априори не могут быть в либеральном тренде. Но это вовсе не значит, что они не будут востребованы другой аудиторией – той, для кого та эпоха до сих пор является кровоточащей раной. Именно с целью, чтобы те времена не забылись и никогда не вернулись, и написана эта...

  • 30 декабря 2016, 16:10

Жанр: ,

+

«Смешное и трагическое – две сестры, сопровождающие нас по жизни», – говорил Юрий Никулин. Так и в его жизни. Блистательный клоун в Московском цирке на Цветном бульваре, актер комедийного кино, составитель многих сборников анекдотов – таким помним его мы. Между тем жизнь Никулина не была легкой, ее не переполняли лишь радужные моменты. Кровь Великой Отечественной войны, ежедневное преодоление непонимания его работы теми, кто считал умение смешить легковесным и ненужным. Но он упрямо шел выбранным для себя путем, опираясь на поддержку семьи и друзей, на любовь миллионов зрителей. «Слышать смех – радость. Вызвать смех – гордость для меня». И Юрий Никулин действительно был горд тем, что смешил нас.

В новой книге известный журналист Федор Раззаков воссоздает жизнь Юрия Никулина буквально по дням, во всех подробностях, не утаивая ничего, вплоть до расхожих сплетен и слухов. При этом автор, освещая события жизни великого клоуна, прибегает ко множеству источников: мемуары, воспоминания родных и близких, интервью и...

  • 17 октября 2016, 15:10

Жанр: ,

+

Песенная карьера Софии Ротару, начатая в далекие советские времена, продолжается по сию пору – вот уже более сорока лет. И кажется, с годами сама певица только молодеет. Наверное, во многом это от ее натуры «типичной Львицы» – вспыльчивой, но отходчивой, огненного характера…

«Я от природы лидер, мне нужно всегда быть первой, – признается артистка. – У меня такой характер, что неудачи меня стимулируют, дают толчок доказать себе и всем, что это досадная случайность. И пока я ее не преодолею, я не...

  • 27 сентября 2016, 15:50

Жанр: ,

+

«Ира Алферова – глубоко славянский тип. И французская легкость ей не свойственна», – утверждал режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, не желавший снимать актрису в роли Констанции в «Трех мушкетерах». Но для многих поколений советских зрителей красавица-актриса так и осталась трогательной, милой и беззащитной Констанцией. Хотя на ее долю выпали гораздо более глубокие и сложные роли – и в кино, и в жизни.

Сложно сказать, какая из них была основной, самой важной: роль матери, роль возлюбленной или роль актрисы, известной нам по фильмам («Хождение по мукам», «Предчувствие любви», «ТАСС уполномочен заявить…» и др.) и ленкомовским спектаклям.

Она любила и была любима, ей хватило удивительного женского таланта и истинно славянской щедрости, чтобы принять в семью и воспитать троих приемных детей: двоих детей последнего мужа – Анастасию и Сергея – и Александра, сына своей сестры Татьяны, умершей в 1997-м. А вечная фраза «С любимыми не расставайтесь» осталась в наших сердцах благодаря одноименной мелодраме, в которой главную мужскую роль сыграл самый красивый актер страны – Абдулов, а главную женскую роль – его супруга, Ирина...

Федор Раззаков

Непревзойденные

© Раззаков Ф., 2014

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014

Фигуристы-беглецы

Людмила Белоусова – Олег Протопопов

Дважды чемпионы зимних Олимпийских игр (1964, Инсбрук; 1968, Гренобль)

Разница в возрасте у прославленных фигуристов была небольшая – всего три года и четыре месяца: Олег Протопопов родился 16 июля 1932 года, Людмила Белоусова – 25 ноября 1935 года.

Протопопов родился в Ленинграде в актерской семье – его мама, Агния Владимировна Гротт, была балериной. А вот отца своего Олег не помнил – он ушел из семьи сразу после его рождения. Поэтому первое время семье было трудно. По словам будущего фигуриста, «мы с мамой жили очень бедно. Я всегда голодный ходил». А когда Олегу не было и шести, началась война.

Всю войну Протопоповы провели в Ленинграде, который был окружен фашистами блокадным кольцом. Агнии Владимировне пришлось сменить балетное платье на халат медсестры в военном госпитале. Сын постоянно находился при ней, видя ужасы войны воочию.

После войны мать будущего фигуриста вернулась на сцену и вскоре вышла замуж. Правда, в мужья себе она выбрала человека не из актерского мира. Это был поэт Дмитрий Цензор (р. 1877). Его первая поэтическая книга вышла в 1907 году и до революции он был достаточно известным поэтом. Критик К. Финкельштейн писал:

«Дм. Цензор стал одним из героев пародийного романа Корнея Чуковского «Нынешний Евгений Онегин» («И Цензор – дерзостный поэт – украдкой тянется в буфет»), с которым в начале 1900-х годов сотрудничал в газете «Одесские новости», а также участником рассказа М. Зощенко «Случай в провинции», где рассказывается, как после революции «однажды осенью поэт-имажинист Николай Иванов, пианистка Маруся Грекова, я и лирический поэт Дмитрий Цензор выехали из Питера в поисках более легкого хлеба». И. С. Эвентов вспоминал, что Дм. Цензор был одним из тех, кто нес на плечах гроб с телом А. Блока в 1921 году».

Не потерялся Цензор и при советской власти. Он периодически печатался в многотиражках, а в 1940 году была издана книга его избранных стихотворений. А перед самой войной он стал парторгом – секретарем партийной организации Ленинградского Союза писателей. Правда, на момент знакомства с матерью Протопопова ему было уже за шестьдесят, но в новой семье он быстро прижился. Хотя счастье было недолгим – в декабре 1947 года Цензор скончался, спустя неделю после своего 70-летия. Однако незадолго до смерти он успел подарить пасынку коньки, которые в итоге и определят в дальнейшем судьбу мальчика.

Между тем поначалу Протопопов мечтал стать пианистом, поскольку любил классическую музыку. Эту любовь ему привила мать, которая часто брала его с собой на гастроли, и мальчик все свободное время проводил с артистками балетного оркестра. Именно они научили его играть на рояле и на барабане. Свою лепту в это приобщение к музыке внес и отчим, который обладал отменным музыкальным вкусом. Однако стать пианистом Протопопову было не суждено. Когда он решил принять участие в музыкальном конкурсе, проводившемся в ленинградском Доме пионеров, члены жюри почти единогласно объявили ему, что у него нет совершенного музыкального слуха. И это при том, что Протопопов играл на слух произведения Бетховена. Вот тогда и пригодились хоккейные коньки, подаренные мальчику его отчимом.

В декабре 1947 года (за несколько дней до смерти отчима) Олег пришел в секцию фигурного катания, поскольку оно в то время в основном зижделось на классической музыке. Смотрела новичка тренер Нина Васильевна Лепнинская, которая была воспитанницей легендарного российского фигуриста, олимпийского чемпиона Николая Панина-Коломенкина. Новичок ничем особенным тренера не поразил, но она, узнав о том, что он любит кататься на коньках, цепляясь крючком за попутную машину, решила взять его в секцию, чтобы отвадить от возможной беды – гибели под колесами автомобиля. Протопопову было поставлено лишь одно условие: поменять хоккейные лезвия на фигурные. Но где их найти? В итоге были найдены лезвия на два размера меньше. Но Олег прикрутил их к ботинкам и стал так кататься, что тренер и остальные воспитанники только ахнули.

Под началом Лепнинской наш герой проучился три года и стал перворазрядником. В 1951 году он готовился участвовать в своих первых всесоюзных соревнованиях. Но карьеру фигуриста пришлось на время прервать: в 1951 году его призвали в армию.

Волею судьбы служить Протопопову выпало рядом с домом – моряком на Балтийском флоте. Поэтому зимой все увольнительные он проводил на своем любимом катке. Уже тогда в нем окончательно сформировалась мысль стать фигуристом, но не одиночником – выступать с кем-то в паре. Его кумирами в те годы была пара Игорь Москвин – Майя Беленькая, вот на них он и ориентировался. И в 1953 году (еще служа в морфлоте) он нашел себе партнершу – Маргариту Богоявленскую. Весной 1954 года они стали бронзовыми призерами чемпионата СССР. Позже О. Протопопов вспоминал:

«Будь там 15 пар, мы заняли бы последнее место. Настолько слабой была наша техника. Но, к счастью, на чемпионате было всего три пары, и мы волей судьбы стали призерами. Когда я показал диплом за третье место в своей военной части, то все начальство сразу прониклось уважением к моим тренировкам…»

Этот успех окрылил молодых фигуристов, и они были готовы покорять новые спортивные вершины. Однако судьбе было угодно, чтобы Протопопов шел к этим вершинам уже с другой фигуристкой – Людмилой Белоусовой. Кто же она такая и как возникла на его жизненном пути?

Белоусова родилась в Ульяновске в семье кадрового военного: ее отец – Евгений Георгиевич – был танкистом. Он прошел всю войну и домой вернулся в звании подполковника. А спустя год перевез свою семью (жену и двух дочек – Люду и Раю) в Москву. Здесь девочки были определены в новую школу, а все свободное время посвящали бальным танцам. Но Людмиле этого было мало, поэтому она еще играла в теннис и каталась на хоккейных коньках. Их мама Наталья Андреевна, будучи домохозяйкой, всячески поддерживала увлечения своих дочерей, надеясь, что рано или поздно из этого выйдет толк.

Фигурным катанием Белоусова увлеклась благодаря кино. В те годы в СССР шло много трофейных фильмов, один из которых – австрийский «Весна на льду» – произвел на нее сильное впечатление. Сраженная наповал виртуозным катанием знаменитой Сони Хенни, Белоусова твердо решила пойти по ее стопам – стать фигуристкой. И практически сразу после посещения этого фильма отправилась записываться в детскую секцию фигурного катания при искусственном катке, который в Москве появился раньше других в стране – в 1951 году.

Родился в Москве. Учился в 325-й средней школе (Гороховский переулок). После службы в армии (1981-1983) поступил в Московский областной педагогический институт имени Н. Крупской (МОПИ) на исторический факультет (вечернее отделение). Параллельно работал в НИИ.

В 1992 году ушёл в частный охранный бизнес (охранял газету «Коммерсантъ»).

В августе 1994 году на средства, занятые у однокурсника-бизнесмена, выпустил свою первую книгу - «Жизнь и смерть Владимира Высоцкого».

В 1996-2000 годах был криминальным журналистом в газете «Я телохранитель». Тогда же выпустил четырехтомник: «Бандиты эпохи социализма», «Бандиты эпохи капитализма», «Бандиты Запада» и «Век террора». В январе 1997 года первые два тома вышли в лидеры Москвы по результатам опроса газеты «Книжное обозрение».

В 1998-1999 годах выпустил многотомник (8 томов) с биографиями знаменитых деятелей СССР (актеры театра, кино, эстрады, спортсмены, писатели, телеведущие) под названием "Досье на звезд". В эти тома вошли биографии более 200 известных деятелей, слава которых пришлась на период с 1934-го по 1999-й годы. Фактически это был первый подобный труд в постсоветской научно-популярной литературе, посвященный биографиям советских кумиров. Первые три тома данного издания, вышедшие в 1998 году, выдержали несколько доптиражей, поскольку интерес к этой теме (биографиям советских кумиров) в те годы был огромным. И если на российском ТВ этой темой занимались сразу несколько человек (Леонид Филатов, Глеб Скороходов, Виталий Вульф), то опыт Раззакова оказался на тот момент единственным в научно-популярной литературе. В момент выхода "Досье..." на свет (летом 1998-го вышли два первых тома) журналистка Л. Лунина так охарактеризовала эту книгу:

"Досье" - новый, появившийся в России сравнительно недавно вид биографического эссе... Два тома "Досье" включают около полутора сотен историй. Каждая по отдельности, возможно, впечатляет мало. Но вот собранные вместе, они превращаются почти в эпохальное полотно, неофициальную историю СССР (хронологически "Досье" охватывает почти полвека). И оказывается, что на фоне похожих, как однояйцевые близнецы, партийных пленумов и съездов, в самый жесточайший сталинский террор и в глубокий брежневский застой жизнь в стране шла своим чередом: люди рождались, учились, получали профессию, заводили семьи. Все было не так скучно и страшно, как мы привыкли думать. Мы, оказывается, знаем о быте и нравах своих родителей и бабушек с дедушками столько же, сколько о нравах допетровской Руси".

Биографии знаменитых людей, написанные Раззаковым, быстро "разошлись на цитаты" - их стали широко использовать журналисты, потом они перекочевали в Интернет. На их основе были созданы десятки теле- и радиопередач. Та же судьба постигнет и другие работы Раззакова: например, двухтомник "Наше любимое кино", где речь шла об истории создания 60 советских киноблокбастеров ("Чапаев", "Война и мир", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Белое солнце пустыни", "Офицеры", "Москва слезам не верит" и др.).

Раззаков первым в России выпустил книгу о том, как уходили из жизни отечественные звезды - "Как уходили кумиры" (затем переиздана как двухтомник). Эта грустная тема затем перекочевала на ТВ: в 2005 году появился сериал на ДТВ по этой книге под тем же названием (самый долгоиграющий документальный проект - вышло уже более 200 серий), передача "24 часа" с Л. Якубовичем на Первом канале.

В 2004 году Раззаков выпустил двухтомный фолиант (более тысячи страниц) "Жизнь замечательных времен", где сделал уникальную в научно-популярной литературе попытку написать хронологию событий целого десятилетия в жизни СССР - 70-х годов ХХ века. На ТВ такую же попытку осуществил Л. Парфенов в "Намедни".

С ТВ Раззаков сотрудничает с 2000 года (началось все с криминальных документальных фильмов на основе его книги "Бандиты эпохи социализма"). Он публиковался во множестве печатных изданий, с лета 2006 года сотрудничает с газетой «Советская Россия», где был награжден премией "Слово к народу". Его первая статья там была посвящена памяти Дина Рида. Кстати, и первая биография американского певца и борца за мир Дина Рида, изданная в постсоветской России, тоже принадлежит перу Раззакова. Тоже самое можно сказать о биографиях Н. Михалкова, Л. Филатова, Ш. Рашидова, А. Макаревича.

Раззаков написал несколько критических статей о деятелях советско-российского искусства (многие из этих статей вошли в книгу "Почему не гаснут советские "звезды"). Например, в статье про Андрея Макаревича - «Макар и его телята, или Неюбилейный Макаревич», опубликованной в газете «Советская Россия», проводится мысль, что «Макар» (Макаревич) вёл своих «телят» (последователей) совсем не туда, куда пастырю следовало бы вести своих овец, то есть не к державным идеалам. Автор ставит в упрёк барду принадлежность его семьи к советской элите и обладанием благами и вещами, недоступными большинству советских людей. Там же «господину Макаревичу» припоминаются его проказы в шестилетнем возрасте в привилегированном детском саду:

В этой статье, а также в некоторых других работах автора, выражается негодование по адресу других советских деятелей искусств (например, Алексея Баталова, Юрия Любимова), которые были взлелеяны советским режимом, приняли от него звания и награды, а потом проявили к взлелеявшему их режиму чёрную неблагодарность, называя его преступным и злодейским, хотя, так же как и Андрей Макаревич, всем своим творчеством они были обязаны самому существованию этого режима.

Литературные опыты Раззакова на ниве написания биографий знаменитых людей многими "ведами" (высоцковедами, пугачеваведами, михалкововедами, макаревичеведами и т. д.) воспринимаются критически. Некоторые критики называют их "антиЖЗЛ", а высоцковеды даже изобрели термин "раззаковщина" - как пример предвзятого подхода к творчеству их кумира. Хотя и сторонников у Раззакова тоже хватает: об этом говорит хотя бы частота скачиваний в Интернете его книги "Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне". Не менее популярны и другие его "нетрадиционные" книги: например, двухтомник "Гибель советского кино", где история советского кинематографа впервые рассматривается не с либеральной точки зрения.

Многие критики Раззакова называют его "желтым" журналистом, любителем "жареных" фактов. Эти определения верны, но только лишь отчасти. В произведениях Раззакова действительно главный упор делается на сенсационной подаче материала, на смаковании фактов, которые принято относить к "желтым". Однако не стоит забывать, что Раззаков - историк. Поэтому в последние годы в его книгах сенсационная тема является поводом к тому, чтобы взглянуть на проблему шире и всерьез поразмышлять о том, как разного рода сенсации управляют нашим миром. Как кумиры миллионов (будь то Алла Пугачева, Андрей Макаревич и т. д.) ловко манипулируют не только своими поклонниками (по выражению Раззакова - "телятами"), но и другими гражданами, превращая их в доверчивое и послушное стадо.

Книги

  • Жизнь и смерть Владимира Высоцкого. - М.: Альтекс, 1994.
  • Бандиты эпохи социализма. 1917-1991. - М.: ЭКСМО, 1997.
  • Бандиты эпохи капитализма. 1992-1995. - М.: ЭКСМО, 1997.
  • Бандиты Запада. - М.: ЭКСМО, 1997.
  • Век террора. - М.: ЭКСМО, 1997.
  • Досье на звёзд. 1934-1961. - М.: ЭКСМО, 1998.
  • Досье на звёзд. 1962-1980. - М.: ЭКСМО, 1998.
  • Досье на звёзд. Кумиры всех поколений. - М.: ЭКСМО, 1998.
  • Досье на звёзд. Кумиры шоу-бизнеса. - М.: ЭКСМО, 1999.
  • Досье на звёзд. Их любят, о них говорят. - М.: ЭКСМО, 1999.
  • Наши любимые фильмы. - М.: ЭКСМО, 1999.
  • Тайны телевидения. - М.: ЭКСМО, 1999.
  • Любовные истории Голливуда. - М.: ЭКСМО, 2000.
  • Популярная энциклопедия звёзд: На пике славы и скандала. - М.: ЭКСМО, 2000.
  • Звёздные пары: супруги, любовники, любовницы. - М.: ЭКСМО, 2000.
  • Звёзды и криминал. - М.: ЭКСМО, 2000.
  • Секс-символы 30-х - 40-х. - М.: ЭКСМО, 2000.
  • Секс-символы 70-х - 80-х. - М.: ЭКСМО, 2000.
  • Убить футболиста. Повесть. "Вагриус", 2000.
  • Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы. - М.: ЭКСМО, 2004.
  • Андрей Миронов: баловень судьбы. - М.: ЭКСМО, 2004.
  • Жизнь замечательных времен. 1970-1974. - (М.): ЭКСМО, 2004.
  • Жизнь замечательных времен. 1975-1979. - (М.): ЭКСМО, 2004.
  • Никита Михалков: чужой среди своих. - М.: ЭКСМО, 2005.
  • Алла Пугачева. По ступеням славы. - М.: Яуза, 2005.
  • Звёздные трагедии. - М.: ЭКСМО, 2005.
  • Интимная жизнь российских идолов. А-М. - М.: Астрель, 2005.
  • Интимная жизнь российских идолов. Н-Я. - М.: Астрель, 2005.
  • Наше любимое кино. - Т. 1. - М.: М., Алгоритм, 2005.
  • Наше любимое кино. - Т. 2. - М.: М., Алгоритм, 2005.
  • Дин Рид: трагедия красного ковбоя. - М.: ЭКСМО, 2006. - ISBN 5-699-17160-6
  • Как уходили кумиры. - М.: ЭКСМО, 2006.
  • Леонид Филатов: Голгофа русского интеллигента. - М.: ЭКСМО, 2006.
  • Наше любимое кино о… любви. - М.: Алгоритм, ЭКСМО, 2006.
  • Наше любимое кино о… войне. - М.: Алгоритм, ЭКСМО, 2006.
  • Гибель советского кино. Интриги и споры. 1918-1972. - М.: ЭКСМО, 2008.
  • Гибель советского кино. Тайны закулисной войны. 1973-1991. - М.: ЭКСМО, 2008.
  • Скандалы советской эпохи. - М.: ЭКСМО, 2008.
  • Гибель советского ТВ: тайны телевидения от Сталина до Горбачёва, 1930-1991. - М.: ЭКСМО, 2009.
  • Блеск и нищета российского ТВ. 1992-2009. - М.: ЭКСМО, 2009.
  • Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне. - М.: ЭКСМО, 2009.
  • Бандиты семидесятых. 1970-1979. - М.: ЭКСМО, 2009.
  • Алла Пугачёва: Рожденная в СССР. 1949-1991. - М.: ЭКСМО, 2009.
  • Алла Пугачёва: В безумном веке. 1992-2009. - М.: ЭКСМО, 2009.
  • Как любят кумиры. Страсть. - М.: ЭКСМО, 2010.
  • Как любят кумиры. Нежность. - М.: ЭКСМО, 2010.
  • Коррупция в Политбюро. Дело красного узбека. - М.: Алгоритм, 2010.
  • Кристина Орбакайте (М): ЭКСМО, 2009.
  • Почему не гаснут советские «звёзды». - М.: Яуза, 2010.
  • Знаменитые Скорпионы. (М): ЭКСМО, 2010.
  • Знаменитые Стрельцы. (М): ЭКСМО, 2010.
  • Знаменитые Козероги. (М): ЭКСМО, 2011.
  • Знаменитые Водолеи. (М): ЭКСМО, 2011.
  • Пугачева против Ротару. Великие соперницы. (М): ЭКСМО, 2011.
  • Другой Андрей Макаревич. Темная сторона биографии знаменитого рок-музыканта. (М): Алгоритм, 2011.
  • Другой Аркадий Райкин. Темная сторона биографии знаменитого сатирика. (М): ЭКСМО, 2011.
  • Бригада возвращается. Триумф бандитской романтики. (М): ЭКСМО, 2011.
  • Другой Владимир Высоцкий. Темная сторона биографии знаменитого артиста. (М): Алгоритм, 2011.
  • Самый добрый клоун: Юрий Никулин и другие... (М): ЭКСМО, 2011.
  • За чьей спиной прячется президент? (М): ЭКСМО, 2012.
  • Расстрелянные звезды. Их погасили на пике славы. (М): ЭКСМО, 2012.
  • Кумиры: тайны гибели. (М): Алгоритм, 2012.
  • Дело, взорвавшее СССР. (М): Алгоритм, 2012.

Раззаков Федор − это довольно-таки известный российский журналист и писатель. За свою жизнь он выпустил уйму книг. Как правило, они посвящены российской эстраде и отечественному шоу-бизнесу в целом. Именно по этой причине его произведения имеют успех и неплохо продаются. Хотите узнать о творчестве данного писателя и его жизненном пути? Читайте нашу статью!

Федор Раззаков. Биография

Будущий писатель родился в России, в Москве. Федор учился в средней школе под номером 325. Окончив ее, Раззаков отправился на службу в армию, которая длилась с 1981 до 1983 год. Отслужив, Федор решает получить высшее образование. Для этого он поступает в Московский областной педагогический институт (МОПИ) имени Раззаков был зачислен на вечернее отделение исторического факультета. Получив высшее образование, писатель пытается найти работу. В 1922 году Федор уходит в охранный бизнес (охранял популярную газету под названием "Коммерсантъ").

Творчество

В 1994 году Раззаков Федор, заняв деньги у своего друга-бизнесмена, выпускает первую книгу, которая называется "Жизнь и смерть Владимира Высоцкого". Именно тогда автор понимает, что писательская деятельность − это его призвание. Поэтому Раззаков покидает свою работу и устраивается в газету "Я − телохранитель". Там он получил должность криминального журналиста. Робота была не пыльной. Помимо этого, Раззаков Федор имел доступ к различным информационным источникам. Поэтому данная работа стала отличным подспорьем в его творчестве.

Таким образом, за относительно короткий промежуток времени писатель выпускает четырехтомник, который включал в себя такие книги, как "Бандиты эпохи капитализма", "Бандиты эпохи социализма", "Век террора" и "Бандиты Запада". Произведения пользовались огромным успехом. По результатам опроса 1997 года, которая провела газета "Книжное обозрение", первые два тома стали настоящими бестселлерами.

На протяжении 1998-1999 годов писатель Федор Раззаков выпускает в свет свой новый многотомник, состоящий из восьми книг. В нем он знакомит читателей с биографиями советских авторов, спортсменов, актеров, телеведущих и прочих известных личностей. Произведение получило название "Досье на звезд". Но даже окончив свой многотомник, Раззаков не сбавляет оборотов. Уже в 2004 году выходит целый фолиант, состоящий из двух томов. Произведение получило название "Жизнь замечательных времен". В нем автор попытался написать хронологию событий целой эпохи 70-х годов ХХ века.

Дальнейшая деятельность

Начиная с 2000 года, Федор Раззаков, фото которого можно увидеть выше, активно сотрудничает с телевидением. Его деятельность в качестве телеведущего началась с коротких документальных фильмов о бандитизме, которые основывались на его книге "Бандиты эпохи социализма". С 2006 года писатель сотрудничает с довольно-таки популярной газетой под названием "Советская Россия" (там он был награжден престижной премией "Слово народу"). Первая статья была посвящена памяти легендарного певца Дина Рида. Читателям пришлась по душе манера письма Федора Раззакова. Именно по этой причине издатели дали ему зеленый свет. За время работы в газете Раззаков написал биографии многих деятелей российского искусства (Алла Пугачева, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, и т. д.).

Тем не менее наибольшую славу ему принесли скандально-критические статьи о различных деятелях искусства в России и Советском Союзе (большая часть этих статей вошла в книгу под названием "Почему не гаснут советские звезды?"). Занятно то, что в своих статьях Раззаков культивировал просоветскую позицию. К примеру, в статье "Макар и его телята, или Неюбилейный Макаревич" писатель осуждает Андрея Макаревича за то, что тот не вел своих последователей ("телят") к государственным идеалам. Раззаков упрекает известного барда за то, что его семья принадлежала к советской элите и имела уйму привилегий, недоступных обычному люду. В своих статьях автор частенько критикует знаменитостей. Таким образом, Раззаков Федор привлекает внимание к своей персоне и неплохо пиарится за счет очернения звезд.

Критика

Коллеги относятся к творчеству Раззакова довольно-таки скептически. Критики утверждают, что этот писатель является простым "желтым" журналистом. Причиной этому стало то, что Раззаков очень предвзято относится к личностям, о которых пишет. Помимо этого, Федор делает основной упор на сенсационной подаче материала и щедро приправляет свои статьи "жареными" фактами.

Безжалостной критике подверглись и научно-исторические работы писателя. Многие литературоведы подметили, что в своих исторических исследованиях Раззаков частенько прибегает к конспирологическим позициям. Ярчайшим примером этого может служить статья о так называемом "Узбекском деле".

Скандалы

Писатель Федор Раззаков известен по большей мере за счет скандалов. Таким образом, писатель пытается привлечь как можно больше людей к своей персоне. Отличным примером этого может быть случай, который имел место в 2013 году и вызвал довольно большой резонанс в СМИ. подал заявление на Раззакова. Причиной этого стала книга "Владимир Высоцкий − суперагент КГБ". Сын известного барда подал на писателя в суд за то, что тот очерняет честное имя отца. Дело было выиграно, и книгу запретили продавать.