Филипп малявин биография. Русские художники

22 октября исполнилось 145 лет со дня рождения русского художника
Филиппа Андреевича Малявина.

Малявин Филипп Андреевич.Автопортрет.

Фили́пп Андре́евич Маля́вин - русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн».
Родился: 22 октября 1869 г., Оренбургская область
Умер: 23 декабря 1940 г., Ницца, Франция

Филипп Андреевич Малявин родился в 1869 году в бедной крестьянской семье, судя по его русским бабам – в старообрядческой вере. Старообрядцы – особая порода русских людей, твердокаменных и сильных. Когда смотришь на портрет отца художника, именно эти ассоциации возникают в голове: сила, мощь, стойкость и неподкупность.


Малявин Филипп Андреевич.«Портрет А.И. Малявина, отца художника» (1898)

В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской. И здесь в его судьбу вмешался случай в лице скульптора Владимира Беклемишева, который, путешествуя по Греции и заехав в Афонский монастырь, увидел этюды и рисунки молодого иконописца. Профессиональным чутьем Беклемишев увидел в юноше талантливого художника, пригласил его к себе в Петербург, помог сдать экзамены и стать вольнослушателем живописного отделения Академии художеств. Было это в 1892 году. Беклемишев вспоминал: «Интересный юноша был Ф.А. Малявин. Одаренный недюжинным, пытливым умом, он вместе с тем в жизни был совершенным ребенком. Приходилось всему учить его с азов. Надо было отучать и от всех монастырских навыков». После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником. Соучениками Малявина по репинской мастерской были И. Э. Грабарь, К А Сомов, А П. Остроумова – Лебедева.


Малявин Филипп Андреевич.Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря, 1895
Игорь Грабарь, однокашник Малявина по Академии, впоследствии писал: «Из старичков - учеников старой Академии, унаследованных новой, резко выделялись своими блестящими талантами... Ф.А. Малявин».


Малявин Филипп Андреевич.Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой, 1896


Малявин Филипп Андреевич. Портрет художника К.А.Сомова. 1895.



Филипп Малявин. «Больная», 1897 год (Портрет Е. Мартыновой)

Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской принесли ему известность.


Малявин Филипп Андреевич.«Крестьянская девушка с чулком» (1895)


Малявин Филипп Андреевич.За книгой. Портрет Александры Андреевны Малявиной. 1895


Малявин Филипп Андреевич. Старуха. Портрет Дарьи Ивановны Татаринцевой. 1898
Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты.



Ф.Малявин. Смех.1899

Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех" (1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину. Малявина обвинили в бессюжетности, отсутствии какой-либо идеи, в небрежной манере письма и других грехах. Знаменитый критик Стасов назвал смеющихся женщин шекспировскими «ведьмами из «Макбета», а всю изображенную сцену – «анафемской». Так что звание художника Малявин получил не за скандальную картину «Смех», а за портретную живопись. Однако посланный в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже "Смех" был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства.

В начале 1900-х годов появились портреты, в которых Малявин очень точно схватил характеры несколько фатоватого С. Дягилева, сосредоточенного М. Нестерова, часто задумчивого И. Репина.


Портрет Дягилева

Из Европы Малявин приехал известным художником, притом неплохо обеспеченным. Он женился, купил усадьбу в живописном месте под Рязанью и вплоть до 1920-х годов почти безвыездно жил здесь и рисовал своих знаменитых крестьянских женщин.



Ф.А.Малявин. Три бабы.1902
В 1902 году Малявин пишет картину "Три бабы" (1901-1902). О картине Малявина «Три бабы», В.В.Розанов скажет:
«...Самая замечательная из фигур, однако, правая. Это она придала красный, огненный колорит картине...Бабу эту ничто не раздавит, а она собою раздавит. Баба эта - Батый. От нее пошло, «уродилось», все грубое и жестокое на Руси, наглое и высокомерное. Вся «безжалостная» Русь пошла от нее. Тут - и Аракчеев, тут - и опричнина Грозного, и все худое...».
Он сумел изобразить необузданную народную стихию через самое хрупкое и слабое – русских баб. Сила женской природы в сочетании с необузданным русским темпераментом завораживает.


«Девка» (1903)


"Баба в желтом» 1903)


Малявин Филипп Андреевич.Баба. 1903

1903 год стал особенно плодотворным для художника. В это время им были созданы три лучших произведения – «Девка», «Баба в желтом», и «Баба». Женский крестьянский тип стал особенно любимым и привлекательным для него. Его «девки» и «бабы» со страстными лицами, пламенеющими взглядами, полные здоровья, красоты и молодости в нарядных цветастых сарафанах писались темпераментным экспрессивным мазком с поистине монументальным величием. Изображая их во весь рост на вертикальных холстах, композиционно располагая фигуру так, что она заполняла почти все пространство, и используя точку зрения снизу, он добивался еще большей монументальной выразительности. В этих портретах, при сохранении индивидуальных качеств, проступает больше обобщенное, типическое и народное. Об этом очень точно писал Грабарь: «Его «мужики» и «бабы» – не просто портреты и этюды и даже не характеры только и не типы, а целый мир совсем особенный, никем до того не замеченный, им одним высмотренный. Он воплотил их в странных образах, сотканных из элементов до жуткости реальных, почти осязательных и в тоже время фантастических, превращающих «девок» и «баб» в каких-то загадочных, сверкающих необыкновенными красками фей».



Ф.Малявин "Вихрь"
В 1905 году Малявиным было написано самое большое полотно «Вихрь».
«Вихрь» - один из самых эмоциональных сюжетов, описанных Филиппом Малявиным. Сопоставленные друг с другом по контрасту красный-синий в костюмах молодых женщин создают объемность и осязаемость образов, полноту жизни. Луг, на фоне которого танцуют крестьянки еще более усиливает контрастность красного. Красный связывали с плодородием, с землей, с цветом глины, из которой Бог создал тело человека. Этому символизму цвета нас учат иконы. Не случайно мастер «красного» Филипп Малявин в юности изучал иконопись в афонском православном монастыре Святого Пантелеймона на Айон-Оросе и был там послушником до 1891 года, пока его работу не увидел скульптор Беклемишев, забравший молодого художника учится в Петербург.


Вихрь (фрагмент)
Так же как и в иконе, свет, отражающийся на лицах крестьян – главное действующее лицо в картинах Филиппа Малявина, нерукотворный Свет духовного мира, падающий на одежду, освещающий предметы и людей, при этом не имеющий источника, находящийся будто внутри, просвечивающий насквозь, создающий просветленность образов.
Красные крестьянки в его картинах светятся особенным внутренним светом как иконописные образы, как богообразные лики, с написания которых началась живописная история великого русского художника Филиппа Малявина.


Малявин Ф. Бабы. 1905
Даже с большого расстояния эта картина привлекает наше внимание размашистой манерой исполнения. Своим интенсивным колоритом и ярким узорочьем она напоминает пестрый ковер.
В 1906 году «за известность на художественном поприще» Ф.А.Малявина удостоили звания академика. В этом году же году он отправился вторично в путешествие за границу и долго жил в Париже, посещая музеи и художественные выставки. Возвратившись домой он приступил к работе над большим семейным портретом, получившим название «Портрет автора с семьей». Эта картина экспонировалась на 8-й выставке Союза русских художников в Москве в 1911 году, и для нее был устроен специальный вернисаж. Однако, семейный портрет, над которым художник работал неожиданно долго, почти всех разочаровал.


Малявин Филипп Андреевич. Автопортрет с женой и дочерью. 1911 г.
В 1910-х мастер создал сравнительно немного картин. По-прежнему важное место в его живописи занимали женские образы («Две девки», 1910-е; «Верка», 1913). Многие работы середины – второй половины 1910-х годов отмечены таинственным и недобрым настроением. В те же годы написан и ряд портретов стариков – больных и ущербных («Старуха», 1915).


Две девки. 1910.


Филипп Малявин. Верка. 1913.


Малявин Филипп Андреевич.Бабы. (Зеленая шаль). 1914

С 1922 года художник жил за границей. Малявину разрешили выехать во Францию для «устройства собственной выставки». Он жил в Париже, и выставка действительно состоялась в 1924 году и прошла с большим успехом. Современники вспоминают, что художник активно пытался встроиться в чуждую среду и непривычную жизнь. Вплоть до Второй мировой войны Малявин пишет графические и живописные работы, которые неизменно посвящает русской тематике, есть у него и пейзажи, пишет он и заказные портреты. Но до вершин начала своей карьеры художник больше никогда не поднимался. Некоторые искусствоведы связывают это с тем, что Малявин, по сути, не имел какого-либо общего образования, не было у него глубоких знаний в области мировой культуры, его творчество во многом строилось интуитивно, базируясь на бурном темпераменте. Многие говорили, что мастерство Малявина не получило за границей дальнейшего развития и как бы замерло в какой-то точке… В воспоминаниях Федора Шаляпина читаем: «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...»


Ф. Малявин. Автопортрет. 1940 г. – последний автопортрет художника.
Сам Малявин однажды с горечью обронил: «Вне родины нет искусства» .
Но за границей художник много работал, проходили его выставки по всей Европе, работы хорошо продавались. Европейские города: Прага, Белград, Лондон, Стокгольм, Париж с радостью принимали персональные выставки Ф.А. Малявина. Тысячи русских эмигрантов утоляли ностальгическую тоску о Родине перед его картинами. А иностранные зрители проникали в тайну русской души.
Для зарубежного периода особенно характерны картины с элементами гротеска, легкой деформации формы. Они запечатлели героинь в действии – в танце, в пении, на качелях. Появлялись и окрашенные юмором композиции («Продавец платков», 1920-30-е).



Ф.А.Малявин. "Продавщица шали".



Ф.А. Малявин. Песня


Ф.А. Малявин.На качелях


Филипп Малявин. Фарандоль 1926 г.

Отдельные картины продолжали линию мрачноватых произведений второй половины 1910-х годов. В них Малявин обращался к миру деревенских кликуш и прорицателей судеб («Старуха», 1927; «Предсказатель», 1925).


Ф. Малявин.Старуха. 1927г.


Ф. Малявин. Предсказатель.1925

Были и лишенные черт гротеска, отмеченные монументальностью образов произведения («Русские бабы», 1920-е). Часто Малявин помещал своих героинь на фоне широкого пейзажа, где неизменно изображались крепкие крестьянские дома и церковь.



Ф. Малявин.«Русские бабы», 1920-е.

Вновь в творчестве мастера большую роль играл портрет. В предвоенные годы Малявин-портретист был широко известен в Европе. Среди его моделей были король Швеции Густав V, королева Югославии Мария, экс-премьер-министр Чехословакии Карел Крамарж.
Вторая мировая война застала Малявина в Брюсселе, он был задержан оккупационными властями, его допрашивали, приняв за шпиона, правда, потом отпустили. Художник испытал серьезный стресс, пешком прошел пол-Европы, добираясь до Ниццы, где он в то время жил. Организм семидесятилетнего Малявина не выдержал, и 23 декабря 1940 года он умер.


Филипп Малявин. Филипп Малявин. Пляшущая баба

Символизм красного, одного из самых выразительных цветов в истории искусства находит особенное прочтение в картинах Филиппа Малявина.
Яркие платья, развивающиеся от ветра и движения, как полыхающий свет, воодушевленные лица олицетворяют торжество и славу, огонь и силу русской души, запечатленной в этих запоминающихся навсегда, поражающих воображение образах. Красный - цвет огня, символизирующий одновременно свет и тепло и пожар страсти, радость жизни и, вместе с тем, скорбь и печаль. Красный в старину воспринимался как прекрасный, красивый, но за этим «красным» праздником, на пределе счастливого вдохновения души, видится и другая - обратная сторона крестьянской жизни, трудность которой женщины разделяли в полной мере со своими мужьями.


Малявин Филипп Андреевич. Баба 1916 –

Другие работы художника:


Ф.Малявин. Ню в шляпе из цветов.



Ф.Малявин. Даная



Филипп Малявин Портрет Александры Балашовой 1924 г.


Филипп Малявин.Портрет скульптора Беклемишева


Филипп Малявин. Автопортрет

Фили́пп Андре́евич Маля́вин (11 октября - 23 декабря ) - живописец, график. Работал на стыке «модерн », импрессионизма , экспрессионизма. Автор Ленинианы. Помимо В. Ленина , писал с натуры А. Луначарского , Л. Троцкого . Член объединений «Мир искусства » и «Союз русских художников ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Филипп Малявин

    ✪ Малявин о тайцзицюань-02 02 2013

Субтитры

Биография

Филипп Малявин родился 11 (23) октября г. в Самарской губернии (ныне - Оренбургская область) в многодетной семье государственных крестьян. Рисовать начал рано, с четырех-пяти лет. Копировал иконописные образа , писал портреты односельчан. В г. вместе с афонским монахом отправился в монастырь Святого Пантелеймона , где, по его представлениям, он сможет обучаться «церковной живописи». Прибывший в декабре 1891 г. на Святую гору скульптор В. Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника и предложил тому поступать в Императорскую Академию художеств.

Осенью 1892 г. Филипп Малявин становится вольнослушателем Академии. В 1894 г. переходит в только что сформированную мастерскую И. Репина , где знакомится с И. Грабарем , Б. Кустодиевым , К. Сомовым , А. Остроумовой , А. Мурашко. По окончании Академии художеств в 1900 г. Малявин совершает поездку в Париж, где на Всемирной выставке экспонируется его картина «Смех», создававшаяся как выпускная, но отклоненная Советом профессоров Академии за бессодержательность. Между тем во Франции работа получила восторженный прием и была удостоена золотой медали. В 1901 г. полотно экспонируется в Венеции, откуда приобретено для Международной галереи современного искусства Ка"пезаро, Венеция.

С 1900 г. начинается рязанский период в творческой биографии Филиппа Малявина, продлившийся без малого двадцать лет. После женитьбы на однокурснице по Академии, ученице Репина, одесской мещанке Наталии Карловне Новаак-Савич, Малявин поселяется в усадьбе в сельце Денежникове. В браке родились дочери Зоя и младшая Галина, умершая от эпидемии сыпного тифа в начале 1920-х в Рязани [см. Сёмина М. Филипп Малявин. - М., 2014; Она же. В камере-обскуре: другой Малявин // Золотая палитра. - М., 2016. № 1(14)]. В 37 лет Филипп Андреевич Малявин получает звание Академика живописи. Очередная творческая поездка во Францию состоялась в 1907 г. (по другим данным - в 1906). По приезде в Париж остановился у Елизаветы Кругликовой, через которую познакомился с проживавшем в Медоне Ильей Мечниковым, портрет которого нарисовал. В 1908-10 гг. не экспонировался, работал в своей студии в Денежникове. В начале 1911 г. показывает художественному сообществу «Автопортрет с семьей». Большинство критиков восприняло картину как творческое фиаско, что, однако, не остановило художника, продолжившего выставочную деятельность с 1912 года.

В 1919 г. Рязанский губернский отдел Наркомата просвещения организует первую в карьере художника персональную выставку, приуроченную к 50-летию со дня его рождения. Благодаря охранной грамоте произведения Ф. Малявина не были национализированы, бо льшую часть которых ему удалось вывезти за границу. Осенью 1920 г. вместе с семьей художник переезжает в Москву, а в 1922 г., под предлогом организации передвижной выставки эмигрирует во Францию (через германо-итальянскую границу). В г. в парижской галерее Шарпентье проходит вторая персональная выставка мастера (к 55-летию). В конце 1920-х переселяется с семьей в Ниццу. 1930-е гг. отмечены всплеском творческой активности: почти ежегодно персональные выставки Малявина проходят в городах Англии, Дании, Италии, Норвегии, Чехословакии, Франции, Швеции, Югославии. Помимо работ на национальную крестьянскую тематику, экспериментирует с жанрами: пишет марины, зимние пейзажи. Упрочивает репутацию блестящего салонного портретиста, получая заказы на написание портретов членов европейских монарших домов, представителей богемы, видных деятелей культуры русского зарубежья.

Осенью 1933 г. Ф. Малявин организует одну из крупнейших в своей творческой карьере персональных выставок. Экспозиция разместилась в пяти залах современного выставочного павильона Myslbek, построенного в историческом центре Праги. Последняя персональная выставка состоялась в апреле 1939 г. в мастерской в Ницце. Художник скончался 23 декабря 1940 г. и был похоронен на Русском кладбище Кокад в Ницце.

Художественное наследие Ф. А. Малявина представлено в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, провинциальных музеев России, ведущих европейских музеев, а также в музее принца Евгения в Стокгольме, в частных и музейных коллекциях США. Графика Малявина, рассеянная по различным российским и зарубежным собраниями, пользуется огромным спросом у коллекционеров. В августе 2016 года в городе Бузулуке был открыт памятник Малявину.

Произведения

  • Крестьянская девушка с чулком (1895)
  • За книгой (1895)
  • Портрет К. Сомова (1895)
  • Портрет И. Грабаря (1895)
  • Портрет Е. Мартыновой (1897)
  • Портрет молодого князя С. Оболенского (1899)
  • Смех (1899)
  • на Викискладе
    • Александрова Н. Ф. А. Малявин. Альбом. - М., 1966.
    • Живова О. А. Филипп Андреевич Малявин. Жизнь и творчество. Монография. - М., 1967.
    • Каталог выставки «Филипп Малявин». Научно-исследовательский музей Академии художеств. - Л., 1969.
    • Никитин А.О. Ф.А. Малявин и основание Рязанского художественного училища // Рязанская старина. М., 2003. № 1.
    • Сёмина М. «Он пишет кондовую Русь». Новые материалы к биографии Филиппа Малявина // Русское искусство. - М., 2012. №1.
    • Ljunggren M. Филипп Малявин в Швеции // Toronto Slavic Quarterly. - Toronto, Fall 2012. No 42.
    • Kozicharow N. «Racy of the Soil»: Filipp Maliavin’s London Exhibition of 1935 // A People Passing Rude. British Responses to Russian Culture. - Cambridge, 2012.
    • Филипп Малявин. 1869–1940. Альманах. Вып. 385. - СПб., 2013.
    • Сёмина М. Филипп Малявин. Монография. - М., 2014.
    • Сёмина М. Усадьба художника Малявина // Золотая палитра. - М., 2015. № 1(12).
    • Сёмина М. В камере-обскуре: другой Малявин // Золотая палитра. - М., 2016. № 1(14).
    • Сёмина М.В. Художественное наследие Филиппа Малявина в музейных собраниях Европы и Америки // Научная конференция «Историк искусства, критик, куратор в пространстве художественной жизни XX–XXI вв. Памяти Андрея Владимировича Толстого» / Российская Академия художеств. - М., 21-22 декабря 2016.
    • Сёмина М.В. Памятник художнику Малявину на Оренбуржье // Петербургские искусствоведческие тетради. - СПб., 2017. № 43.

Малявин Филипп Андреевич (1869-1940), русский художник-живописец, представитель русского модерна.

Родился в селе Казанка (Самарская губерния) 10 (22) октября 1869 в крестьянской семье. С 1885 был послушником в монастыре святого Пантелеймона на Афоне (на Айон-Оросе) и работал там в иконописной мастерской. Скульптор В.А. Беклемишев, побывавший на Афоне в 1891, обратил внимание на его работы и уговорил переехать в Петербург и поселил у себя.

В 1892 г. Малявин поступил вольнослушателем на живописное отделение петербургской Академии художеств. В 1894 г., когда в Академии открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал учиться там вместе с такими художниками, как И. Э. Грабарь, К. А. Сомов, А. П. Остроумова. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты. Художник начал выполнять и заказные портреты.
Написанная в качестве конкурсной работы картина "Смех" (1899), изображала баб в красных одеждах на зеленом лугу. Яркий колорит, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а звание художника Малявину было дано за серию портретов.
В 1900 г. Малявин совершает поездку во Францию - его картина «Смех» выставлена на всемирной выставке в Париже и удостоена золотой медали (затем картина была выставлена в Венеции и куплена итальянским правительством для Венецианской Академии). В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника - "Три бабы" (1901-02), его приобрел Люксембургский музей в Париже. 1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: "Баба в желтом", "Девка" (обе 1903), "Две девки" (1910) и др.

В 1900-х Малявин участвует в выставках Товарищества передвижников, в 1906 г. показывает на выставке объединения «Мир искусства» свою картину «Вихрь». Впоследствии он также был членом «Союза русских художников». С 1900 жил преимущественно в усадьбе близ деревни Аксиньино под Рязанью, наезжая в Петербург и Москву.

Уже в годы учебы писал импрессионистически-живые жанровые образы (Крестьянская девушка с чулком, 1905, Третьяковская галерея), острые по характеристике портреты (К.А. Сомов, 1895, Русский музей; и др.).

В 1900 г. Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей. В 1906 г. тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На выставке СРХ в январе 1911 г. он показал большой "Семейный портрет", который критика единодушно признала художественной неудачей. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Однако он продолжал интенсивно работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики, выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. Здесь особенно проявился его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной линией.

В 1918 Малявин с семьей переехал в Рязань, где занимался преподаванием. В 1920 г. переехал в Москву. Был делегирован "Союзом русских художников" в Кремль, где рисовал с натуры В.И. Ленина и других партийных лидеров.

Командированный в 1922 году для устройства персональной выставки за границу, обосновался в Париже.
В 1924 г. в парижской галерее Шарпантье с успехом проходит выставка Малявина. Многие его произведения, написанные за границей, по-прежнему создаются на русские темы, нередко приобретающей гротескную трактовку. На основе своих кремлевских рисунков создал цикл злых карикатур. Обращается он и к пейзажу, пишет портреты. Наиболее известны его портреты балерины А. М. Балашовой (1924) и певицы Н. В. Плевицкой (1929).
В 1930-х Малявин неоднократно организовывал собственные выставки в разных европейских странах. Из Парижа он переселился в Ниццу.

Не знавший иностранных языков, оказавшись в 1940 в Брюсселе во время оккупации немцами Бельгии, Малявин был арестован по подозрению в шпионаже. Выпущенный вскоре на свободу, семидесятилетний художник с трудом пешком добрался до Ниццы, где и скончался 23 декабря 1940.

Музеи: Третьяковская галерея, Русский музей, Венецианская Галерея современного искусства, Люксембургский музей в Париже.

Творчество:

Крестьянская девушка. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Портрет художника К.А. Сомова. 1895. Государственный Русский музей.

За книгой. 1895. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Фотографии:

Выставки:

1919 г. Рязань: Персональная выставка
1921 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ «МИР ИСКУССТВА»
1922 г. Москва: XVI ВЫСТАВКА КАРТИН СОЮЗА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
1923 г. Ленинград: ВЫСТАВКА «РУССКАЯ ЛИТОГРАФИЯ ЗА 25 ЛЕТ»
1923 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА СОЮЗА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ (последняя выставка)
1924 г. Москва: ВЫСТАВКА «КРЕСТЬЯНИН В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ». XVIII-XX вв.
1925 г. Выставки за границей: 24-я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ
1925 г. Москва: ВЫСТАВКА «ЖЕНЩИНА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ»
1926 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 4-я ВЫСТАВКА КАРТИН
1927 г. Москва: ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН ОБЩЕСТВА ХУДОЖНИКОВ ИМ. И. Е. РЕПИНА
1928 г. Выставки за границей: 27-я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ
1932 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ИСКУССТВА Литература:

Живова О.А. Ф.А. Малявин. М., 1967
Водонос Е.И. Ф. Малявин. Саратов, 1974 Основные произведения: Портрет К. Сомова (1895),
Портрет И. Грабаря (1895),
Портрет И. Репина,
Портрет М. Нестерова,
«Смех» (1898),
«Крестьянская девушка» (1899),
«Баба» (1904),
«Две бабы» (1905),
«Вихрь» (1906),
Портрет Ники,
Семейный портрет,
Портрет В. И. Ленина, 1920,
Портрет балерины А. М. Балашовой (1924),
Портрет певицы Н. В. Плевицкой (1929)

Малявин Ф.А. (artlib.ru) : Графика - область творчества, в которой Малявин сохранял всю силу своего дарования. Его многочисленные рисунки замечательны по своему мастерству. Он убедительно проявил в них не только остроту глаза и умение охватить главное, но и тонкий вкус (в отсутствии которого в живописи его нередко упрекали).

Малявин рисовал постоянно. Сохранились целые альбомы его набросков и законченных рисунков. В них запечатлены огородные и дети, артисты и художники (он много раз рисовал Репина), и он сам. Существует множество автопортретов Малявина. Но особенно интересны рисунки, изображающие крестьянок, словно мгновенно выхваченных из жизни; их позы, движения, жесты переданы удивительно точно и остро. Обычно нарисованы одна-две фигуры на листе бумаги, как и в живописи, любовно проработаны лица (острием графита), а одежды намечены струящимися широкими и жирными штрихами, что позволяло вызвать ощущение богатой игры красок и светотени.

Мастерски использовал Малявин белый фон бумаги: он как бы лепит из него лицо, едва намеченное легкой паутиной тонких линий, а то проводит горизонтальную черту и дает этим почувствовать пространство за фигурой, воздух и свет, окружающие ее. Иногда Малявин вводил в рисунок цвет, тронув красным или желтым карандашом платок на голове или плечах. Для работы он пользовался большими графитными стержнями, заточенными в виде острой лопаточки, что позволяло, не меняя графита, проводить и тончайшие и широкие линии. Он создал свой стиль рисунка, и его листы невозможно спутать с работами других художников, их отличает острая жизненность в сочетании со своеобразной, полной нервного подъема графической манерой. Здесь у Малявина не было срывов (как в живописи), он создавал рисунки, наблюдая натуру, которую прекрасно видел и ощущал.

Переписка Ф.А. Малявина и о Ф.А. Малявине

М. В. Нестеров - Е. А. Праховой
С.-Петербург, 7 ноября 1899 г.
В прошлом письме своем я обещал Вам, Лекушка, рассказать о Малявине.
Слушайте же. Филипп Андреевич Малявин - крестьянин Самарской губ[ернии], Бузулукского уезда, 30-ти лет. Он побывал на Старом Афоне и, сбежав оттуда, попал в Петербург и, при содействии Беклемишева, поступил в Академию художеств. Вот краткая биография этого удивительного, громадного таланта, появившегося на горизонте нового искусства. Непосредственное дарование этого сына земли, быть может, не имеет себе равного среди всего, что прошло с основания Академии художеств, с появлением у нас искусства. Его „художественные" ощущения до того тонки, новы и ярки, до того неожиданно смелы, что я, еще не старый в художестве вообще, чувствую, слушая его, что мы уже отжившая „эпоха" (это и больно и радостно). При огромной, необузданной энергии, при страстной вере в себя, в свое будущее, человек этот может быть страшно неприятен. Молодость, отсутствие образования и, может быть, переходное время в искусстве вообще, делает Малявина, как бы без ясных, определенных стремлений, делает его бессюжетным, и, быть может, в этом-то отсутствии предвзятости, в этой чистоте и непосредственности его художества и кроется (кроме таланта, конечно) его „новое слово". Он, как Веласкес, как Милле и как большинство пейзажистов, заражается самой Природой, а не идеями ее. Его огромная, шестиаршинная картина без названия, или, как её окрестили, „Смеющиеся бабы", вызвала и вызывает страстные, яростные, то полные негодования, то восторга споры. Его только лишь после огромного скандала среди совета Академии признали достойным „звания", лишив заграничной поездки. Репин, Матэ и Котов спасли это жалкое „звание" угрозой немедленного выхода из Академии, вызвав бурю страшную - даже юродство. (Профессор Померанцев просил названных заступников остаться-„на коленях".) Вообще изнервничались все до последней степени, наделав при этом массу глупостей.
Картину эту я видел вчера в мастерской Малявина, и вот мои впечатления. Войдя в дверь мастер¬ской, я увидел на противоположном конце огромный холст с красно-зелеными пятнами переливчатых, играющих красок. Затем впечатление это сменилось, мигом передо мною из красок появились формы - широкие, оживленные,- следующее мгновение - образы: живые, веселые, радостные лица. Все это снова, волею художника, зашевелилось, запрыгало, захохотало. Шесть или семь деревенских баб в красных платьях с хохотом и гамом вертелись на зеленом лугу,- а солнце сверху радовалось их веселью, их жизни, обдавая их своими веселыми лучами.
Вот Вам-„сюжет" картины. Дополните сами красивую гамму красок, страшно широкую мазню-живопись, удивительную обобщенность (так сказать - близость, дружбу с природой, не прикрашивая ее). Вот Вам и будет бледный облик „новой" картины в новом искусстве, затем идут ряд дивных по краскам и смелости письма этюдов.
(Архив Н. А. Прахова, Киев).

В. А. Серов - Ф. А. Малявину
Териоки, 19 мая 1903 г.
Многоуважаемый Филипп Андреевич
Только что получил письмо Ваше от 15 мая.
Совершенно поражен и огорчен Вашим известием.
Положительно в этот год на меня сыплются напасти. Одна картина К. А. Коровина пропала в Московском транспорте. Теперь другое несчастье. . .
Но вот чего я совершенно не могу себе объяснить - почему портрет Дягилева оказался без стекла?! По закрытии выставки в Москве обе вещи Ваши -„Девочка Боткина" и портрет „Дягилева" обе в стеклах были уложены при мне в нарочно для них сделанный ящик и отправлены ко мне на квартиру до поры до времени, т[ак] к[ак] тогда я не знал еще, куда их отправлять.
Стояли они у меня в одной из комнат (для сохранности) и из ящика не вынимались, ящик не вскрывался. Когда выяснилось, что ящик надо отправить к Вам, я обратился к г-ну Чекато (магазин рам-картин в Газетном переулке),- его я знаю давно, и доверия, исключая незначительных пустяков, моего он не нарушал,- обратился к нему, чтобы он отправил ящик Вам.
Прошло довольно долгое время, пока он (и то, после последней Вашей телеграммы) наконец прислал людей. По его предложению решено было ящик взять к нему в магазин, там хорошенько упаковать и затем отправить. Некоторое время спустя после того, как ящик был взят, я узнал от г. Чекато, что вещи Вам отправлены, и я был совершенно спокоен до сей минуты.
Если предположить, что по пути от моей квартиры в магазин одно стекло разбилось и повре¬дило портрет, то как же было упаковывать и отправлять дальше, не известив меня, вот чего я не пойму со стороны г. Чекато, если это предположение верно.
Одновременно с Вашим письмом пишу ему заказное - хочу спросить (жаль что я не в Москве сейчас). Еще предположение: не смог ли кто-либо на железной дороге, вскрыв ящик, вынуть стекло? Положительно не знаю, как объяснить отсутствие стекла. Разумеется, от выяснения причин исчезновения стекла, легче не станет - портрет испорчен, Вы говорите - совершенно стерт,- вот что непоправимо.
Приедет Сергей Павлович на днях (сейчас он за границей)- переговорю с ним, но все же сначала хочу выяснить причину, каким образом могло это случиться.
Теперь пишу Чекато, недели через три буду в Москве.
Узнавши что-либо, напишу Вам.
Вы не поверите, как меня это огорчает, а кроме того, досадно, что кому же вообще поручать отправление. Картины положительно надо все собственными руками укладывать и отправлять. Адрес мой: Финляндская ж. д. Ст. Териоки, местечко Ино, соб. дача.
В. Серов
Неужели портреты получены только теперь? И в каком виде был ящик?
(Отдел рукописей Третьяковской галереи, ф. 41/20).

Ф. А. Малявин - И. Э. Грабарю
25 октября 1903 г.
Дорогой друг!
Наконец-то ты откликнулся! Писал как на твое имя, так и твои не получал, а потому не имел понятия, где ты в настоящую минуту находишься. Мне очень было приятно узнать, что ты успешно работаешь. Что касается меня, то я очень медленно двигаюсь - все пишу один угол сарафана, и не знаю, будет ли ему конец....
Ты пишешь, что между участниками „Союза" произошел разлад, а я читал в „Новом времени", что выставка участников „36" и „Мира искусства" откроется в Москве в конце декабря..
Так что сведения в маленьких московских газетах ложны..
У нас после чудной осени наступает зима. Если знаешь что-нибудь новое - пиши. .
Жму твою руку.
Твой Ф. Маляв[ин]..
Наталья Николаевна шлет тебе привет..
(Отдел рукописей Третьяковской галереи, ф. 106 И. Э. Грабаря).

Из воспоминаний И. Э. Грабаря
.. В августе я уехал к Малявину... Когда я приехал, то застал его в мастерской вместе с четырьмя или пятью бабами, разодетыми в цветные сарафаны. Бабы ходили по мастерской, а Малявин быстро зарисовывал их движения в огромный альбом. Он рисовал большими обрубками прессованного мягкого грифеля, которые откуда-то выписал. Чиня грифель в виде острого плоского долотца, он одновременно мог проводить им тончайшие линии и широкие жирные штрихи, сочетая контурную манеру с живописными эффектами светотени. В то время он только начинал рисовать цветными каранда¬шами - прием, впоследствии им доведенный до высокого мастерства.
На мольберте у него стояла законченная большая картина, изображавшая баб, а у стен стояло еще несколько холстов, также с фигурами баб. Зная, что я много возился с технологией красок, он просил меня дать ему какой-нибудь рецепт связующего вещества, поднимающий светосилу и интенсивность цвета - он собирался сам тереть краски. Я дал ему рецепт, главными составными частями которого были: венецианский терпентин и копаловый лак, предупредив его, что успех зависит от правильности дозировки: слишком большой перевес терпентина может сделать краску почти несохнущей, почему его надо регулировать смолой-копалом, расплавленным в льняном масле.
На этом связующем веществе он стер краски, которыми с того времени стал писать все свои картины. Ими написан и „Вихрь" в Третьяковской галерее. Неумеренное количество венецианского терпентина, взятое Малявиным в связующем веществе, превратило красочное тесто этой картины в массу, до сих пор не затвердевшую, в жаркие летние дни распускающуюся и даже грозящую прийти в движение. Но яркость красок, их блеск действительно изумительный, оставляя далеко позади яркость простых масляных красок.
Владея хорошо рисунком и чувствуя форму, Малявин позволял себе роскошь таких фокусов и трюков, на которые немногие способны. Так, картина, которая стояла у него на мольберте - три толстолицых бабы,- была начата им без рисунка и без какой-нибудь наметки композиции, прямо красками по чистому холсту, притом с глаза одной из этих баб.
Я пробыл у Малявина несколько дней, в течение которых мы, конечно, только и говорили, что о живописи, лишь изредка прерывая эти беседы рыбной ловлей, в которой ничего не понимали: мы были горе-рыболовами. Зато тем неистовее спорили об искусстве. Малявин меня убеждал бросить писать пейзажи:
- Как же ты не понимаешь, что после Левитана нельзя уже писать пейзажа. Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать. Пейзажу, батенька, крышка. Ты просто глупость делаешь. Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках? Только плохие подделки под Левитана.
Как я ему ни доказывал, что ни пейзаж, ни портрет и вообще ничто в живописи не может остановиться, а будет расти и эволюционировать, то понижаясь, то вновь повышаясь, он стоял на своем. Так мы на том и расстались.
(И. Э. Грабарь, Моя жизнь. Автомонография, М.-Л., „Искусство", 1937, стр. 192-193).

Из воспоминаний А. П. Остроумовой-Лебедевой
. . .Филиппа Андреевича Малявина мы часто видали. Почти каждый вечер он заходил к нам. Он имел большой успех своей картиной „Смех" и получил за нее золотую медаль. Однажды он пришел к нам и удивил своей внешностью „европейца". Был он в пальмерстоне, на голове цилиндр, из-под которого висели длинные пряди неподстриженных волос, на руках ярко-рыжие перчатки, такие же башмаки. Все это висело на нем мешковато и нелепо.
В своем желании приодеться он был наивен и трогателен. Возвращались мы в Россию вместе. Он нас смешил и конфузил своим поведением в вагоне. Вез он с собою несколько деревянных змей. Они, если их взять за хвост, держались горизонтально в воздухе и при этом изгибались движением, очень похожим на живых змей. Малявин высовывал сбоку или сверху к соседям такую шевелящуюся змею, и, когда какой-нибудь почтенный немец или немка начинали визжать, он хохотал во все горло. Мы его никак не могли унять, и он, как мальчишка, веселился от всей души.
После 1900 года я его редко видала. Мы встречались только, когда он приезжал и привозил на выставку свои картины. Женившись, он поселился в Рязанской губернии. Ко мне он не заходил. Между нами порвалась внутренняя связь.. .
(„Автобиографические записки", Л.- М., 1945, стр. 8).).

Ф. А. Малявин родился в многодетной крестьянской семье. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской. В 1891 г. работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892 г. бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение АХ. После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником. Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (И. Э. Грабаря, К А Сомова, А П. Остроумовой) - принесли ему известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты. Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты.

Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех" (1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а звание художника Малявину было дано за серию портретов. Однако посланный в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже "Смех" был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства. В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника - "Три бабы" (1901-02), его приобрел Люксембургский музей в Париже. 1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: "Баба в желтом", "Девка" (обе 1903), "Две девки" (1910) и др.

Крестьянки в ярких красочных нарядах - главные персонажи произведений Малявина. К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом - подчеркнуто декоративна. Но в начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов. Картина "Вихрь", показанная в 1906 г. на выставке объединения "Мир искусства", воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет.

В 1900 г. Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей. В 1906 г. тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На выставке СРХ в январе 1911 г. он показал большой "Семейный портрет", который критика единодушно признала художественной неудачей. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Однако он продолжал интенсивно работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики, выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. Здесь особенно проявился его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной линией.

В 1918 г. Малявин с семьей поселился в Рязани, занимался преподаванием. В 1920 г. переехал в Москву, а в 1922-м выехал за границу для устройства там собственной выставки. Он поселился в Париже, где в галерее Шарпантье в 1924 г. с большим успехом прошла выставка его работ. Живописные и графические произведения Малявина тех лет неизменно посвящены русской теме, нередко приобретающей гротескную трактовку. Обращается он и к пейзажу, пишет портреты. Наиболее известны его портреты балерины А. М. Балашовой (1924) и певицы Н. В. Плевицкой (1929). В 1930-х гг. Малявин много занимался организацией собственных выставок в разных городах Европы.

Вторая мировая война застала художника в Брюсселе. Не знавший иностранных языков, Малявин был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен. Семидесятилетний художник вынужден был пешком добираться до Ниццы, где в то время находился его дом. Вскоре Малявин скончался.

Крестьянка в красном платье. 1900-е. Масло


Две девки. 1910. Масло


Вихрь. 1906. Масло


Крестьянская девушка с чулком. 1895. Масло


Филипп Андреевич Малявин (10 октября 1869 - 23 декабря 1940) - живописец, график. Работал на стыке стиля «модерн» и импрессионизма. Автор ленинианы. Помимо В. Ленина, писал с натуры А. Луначарского, Л. Троцкого. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

«Автопортрет». 1927

Филипп Малявин родился в Самарской губернии, Бузулукского уезда (ныне - Оренбургская область) в многодетной семье государственных крестьян. Его отец, Андрей Иванович занимался хлебопашеством, а зимой, чтобы хоть как-то свести концы с концами, подрабатывал валянием валенок. Мать, Домна Климовна, вела хозяйство и трудилась на подённой работе. Дед будущего художника был неплохим резчиком по дереву. Неплохо рисовали также брат и сестра Марфа, которая впоследствии обитала в монастыре, где работала на поприще иконописи. Были у Филиппа и ещё сестры.


«Портрет Андрея Ивановича, отца художника». «Портрет отца». 1898


«За книгой. Портрет Александры Андреевны Малявиной». 1895


«Крестьянская девушка. Портрет сестры художника П.А. Москалевой». 1899

Рисовать начал рано, с четырёх-пяти лет. Копировал иконописные образа, писал портреты односельчан. Имея в качестве образцов только изображения святых и местной церкви да иконки, подросток мечтал стать иконописцем. В воспоминаниях Малявин писал: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда, всегда смотрел на её купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники». В 1885 г. вместе с афонским монахом отправился в монастырь Святого Пантелеймона, где, по его представлениям, он сможет обучаться «церковной живописи» в иконописной мастерской. Посетивший в 1891 г. Святую гору скульптор В. Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника и предложил ему переехать в Санкт-Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств.


Справа- Леон Бакст. «Портрет Филиппа Малявина».


«Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой». 1896
«Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря». 1895

В 1892 г. Филипп Малявин становится «вольнослушающим» Академии, где знакомится с И. Грабарем, Б. Кустодиевым, К. Сомовым, А. Остроумовой, А. Мурашко. Однокурсница Малявина – Анна Остроумова-Лебедева вспоминала, что художник говорил ей: «Не надо обращать внимания на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде».


«Портрет художника Константина Андреевича Сомова». 1895

В 1894 году не соответствовавшая духу времени система подготовки живописцев в Академии художеств подверглась реформированию с учреждением «именных» мастерских. В Академии открылась мастерская И. Е. Репина. Малявин попал к Илье Репину, под руководством которого занимался ещё пять лет. Мастер выделял Малявина среди других своих питомцев, неизменно защищая право художника писать так, как он «видит». Написанные в 1894-1895 годах картины «Крестьянка, закрывающая свиткой рот», «Крестьянская девушка с чулком» и «За книгой» (две последние экспонировались на XV Периодической выставке картин Общества любителей художеств) приобрёл для своей коллекции П. Третьяков. Это послужило своеобразным «сигналом» для публики, тут же принявшейся внимательно приглядываться к работам молодого художника. В 1896 году Малявин ещё раз посетил Афон.


«Крестьянка, закрывающая свиткой рот». 1894


«Крестьянская девушка с чулком». 1895


«Монах». 1896 «Портрет г-жи Поповой». 1899

Из стен Академии он вышел в 1899 году уже знаменитым мастером. О нём как о несравненном певце современного крестьянства, писали газеты. Ему заказывали портреты представители самых «громких» российских фамилий. Его гонорарам завидовали коллеги. Нищета осталась позади.


«Портрет Елизаветы Мартыновой». 1897


«Старуха. Портрет Дарьи Ивановны Татаринцевой». 1898

В 1900 г. Малявин совершает поездку в Париж, где на Всемирной выставке экспонируется его дипломная картина «Смех», отклоненная Советом профессоров Академии за «бессодержательность» и «декадентство» (оценка видного критика Вл. Стасова), вместе с тем восторженно принятая французами и удостоенная золотой медали (полотно было приобретено итальянским правительством и по сей день хранится в Галерее современного искусства в Венеции). Из письма М.В. Нестерова - Е. А. Праховой:«Его огромная, шестиаршинная картина без названия, или, как её окрестили, „Смеющиеся бабы", вызвала и вызывает страстные, яростные, то полные негодования, то восторга споры. Его только лишь после огромного скандала среди совета Академии признали достойным „звания", лишив заграничной поездки. Репин, Матэ и Котов спасли это жалкое „звание" угрозой немедленного выхода из Академии, вызвав бурю страшную - даже юродство. (Профессор Померанцев просил названных заступников остаться-„на коленях".)».


«Группа смеющихся баб» (эскиз к конкурсной картине «Смех»). 1890-е гг.

1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: «Баба в жёлтом», «Девка» (обе 1903), «Две девки» (1910) и др.


«Две девки». 1910


«Баба в жёлтом». 1903


«Девка». 1903

Как вспоминают современники, художник преобразился и даже несколько «забронзовел». Любопытно сравнить два свидетельства одного и того же человека, художницы Остроумовой, разделённые десятилетием. В 1892 году она встретилась с застенчивым, растерянным и одиноким «монашком» в одежде, похожей на подрясник, - он молчал, опускал глаза и крестил лист бумаги перед тем, как начать рисовать. Прошло десять лет, и Остроумова увидела в Париже «европейца» в пальмерстоне, цилиндре, ярко-рыжих перчатках и таких же башмаках. Выглядел «европеец» нелепо, но вёл при этом себя очень вызывающе. Приятель Малявина М. Фёдоров писал тогда же, что тот «ударился в свет, начал ходить по-другому и говорить по-другому».


«Автопортрет в шляпе».



Б.М. Кустодиев. «Портрет Ф.А. Малявина». В.А. Серов.«Портрет Ф.А. Малявина».

Впрочем, главной теме Малявин не изменил - он по-прежнему писал крестьян. С любовью писал и детей своих знакомых, и неизвестных крестьянских ребятишек. Одной из самых известных картин Малявина является, конечно же, портрет внучки П.М. Третьякова, которую дома ласково называли «Лисичка».


«Портрет А.С. Боткиной (Лисичка)». 1902 «Портрет мальчика». 1890


«Верка». 1913

С 1900 г. начинается рязанский период в творческой биографии Филиппа Малявина (в Рязанской губернии художник вместе с семьёй проживал в течение двадцати лет). После женитьбы на бывшей однокурснице по Академии, одесской мещанке Наталии Карловне Новаак-Савич (в браке родились дочери Зоя и Галина), поселяется в усадьбе в сельце Денежникове, где ведёт практически уединённый образ жизни.


«Автопортрет с семьёй». 1910-е гг.


«Автопортрет с женой и дочерью». 1911


«Дочь художника». «Портрет дочери».

В 1902 году Малявин пишет картину «Три бабы» (1901-02), ярко изображая три народных характера. Это полотно оказалось тоже в зарубежном собрании, его приобрёл Люксембургский музей в Париже. В критических статьях выставки, на которой Малявин представил эту работу, художника даже назвали «Максимом Горьким живописи». Время от времени Малявина навещают коллеги по цеху и молодые поклонники его таланта (Игорь Грабарь, Павел Радимов, Василий Каменский).


«Три бабы». 1901-02


В 1906 году Малявин «прогремел» еще одной картиной - она называлась «Вихрь».
Критик Сергей Глаголь, писал, что «Вихрь» производит впечатление «красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе... В этом вихре красок есть что-то, стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок». Однако была своя тайна и в самих красках, рецепт которых подсказал Малявину Игорь Грабарь. Художник, правда, добавил в связующее вещество слишком много терпентина, и краски практически не затвердевали. Те, кто приходил в Третьяковскую галерею летом, говорили, что порой кажется, что красочная масса вот-вот придёт в движение.


«Вихрь». 1906


«Автопортрет в меховой шапке». 1900-е г.

Академия художеств избрала его за «известность на художественном поприще» своим членом. Итак, тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, в 1906 году был избран академиком. В 1907 г. совершает творческую поездку в Париж. Картины Малявина неоднократно подвергались и критике. Писали, что это не стиль, а всего лишь «манера», поверхностная и показная, что, несмотря на «оргию красок», в картинах Малявина «всегда чувствовался ученик Репина», и что в картинах нет подлинной живописности и культуры колоризма. Особенно странным и противоречивым казалось искусствоведам, что художник соединял натуралистически написанные лица и нарочитое «буйство кисти» в трактовке одежд, которое искусствовед Я. Тугендхольд назвал «пёстрой драпированной неразберихи».


«Продавец платков». 1920–1930-е


«Танец».


«Автопортреты».

После октябрьского переворота 1917 года Малявин некоторое время пытался сотрудничать с новой властью - сначала в Рязани, куда он переехал в 1918 году и где занимался преподаванием. В 1919 г. губернский отдел Наркомпроса организует первую в карьере художника персональную выставку, которая открылась в Рязани и была приурочена к 50-летию со дня его рождения. Благодаря охранной грамоте произведения Ф. Малявина не были национализированы и оставались в собственности художника (большую часть ему удалось вывезти за границу). В 1920 г. вместе с семьёй переезжает в Москву, а в 1922 г., под предлогом организации передвижной выставки, эмигрирует во Францию.


«Луначарский, Ленин, Троцкий». 1920


«Ленин» (наброски).


«Кремль, кабинет В. И. Ленина». начало 1920-х гг. «Портрет Льва Троцкого».

В 1924 г. в Париже прошла вторая персональная выставка Малявина. В конце 1920-х, из-за начавшегося мирового экономического кризиса, художник переселяется с семьей в Ниццу. Нельзя сказать, что эмигрантское бытие Малявина было беспросветным. Нет, он много работал, но, кажется, без особой радости. «Вне родины - нет искусства», - говаривал стареющий живописец. В воспоминаниях Фёдора Шаляпина читаем:
«Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...»


Константин Долгашев. «Ностальгия Филиппа Малявина». 2008


«Автопортрет». «Автопортрет».


«Автопортрет». Начало 1920-х гг.


«Автопортрет». 1930-е

1930-е гг. отмечены всплеском творческой активности: почти ежегодно персональные выставки Малявина проходят в городах Англии, Дании, Италии, Чехословакии, Франции, Швеции. Помимо работ на национальную крестьянскую тематику, начинает экспериментировать с жанрами: пишет марины, зимние пейзажи. Приобретает репутацию салонного портретиста, получает заказы на написание портретов членов европейских монарших домов, представителей богемы, видных деятелей литературных кругов русского Парижа.


«Автопортрет на фоне икон». 1930-е гг.

Осенью 1933 г. Ф. Малявин организовал крупнейшую в своей эмигрантской карьере персональную выставку. Экспозиция разместилась в пяти залах современного выставочного павильона Myslbek, построенного в историческом центре Праги. Последняя персональная выставка состоялась в 1939 г. в мастерской художника в Ницце.


«Автопортрет с внучкой».


«Автопортрет». 1940

В момент внезапного нападения Германии на Бельгию в 1940 году Малявин находился в Брюсселе, где писал заказной портрет. Он не знал языков, и фашисты, арестовавшие художника, заподозрили в нём шпиона. Отпустили Малявина благодаря счастливой случайности, поскольку отрядом гестапо, арестовавшим художника, командовал человек, который умел рисовать и разбирался в искусстве. Но потрясение, испытанное при аресте, вскоре дало о себе знать. Из Брюсселя в Ниццу семидесятилетний художник добирался пешком, прошагав пол-Европы. Он вернулся измученный, истощенный, ещё и жёлтый - у него разлилась желчь. Дома художник тут же слёг, его увезли в клинику, из которой уже не вернулся.

23 декабря 1940 года Малявина не стало. Н. Кожевникова упоминает тот факт, что «дочери Малявина для покрытия расходов на похороны отца пришлось продать за бесценок пятьдесят полотен торговцу картинами из Страсбурга». Похоронен на Русском кладбище Кокад в Ницце.


Надгробие на могиле Филиппа Малявина на Русском кладбище в Ницце.

Художественное наследие Ф. А. Малявина представлено в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в коллекциях ведущих европейских музеев и провинциальных музеев России. Графика Малявина пользуется неизменным спросом у коллекционеров.