Формы обучения: в чём разница? Что такое очно-заочное обучение: особенности, плюсы и минусы.

Привет, ребята! Очно-заочная форма обучения еще называется вечерней. Такое образование стало популярным в Советском Союзе, когда многие днем ходили на работу, а после трудового дня отправлялись на курсы для получения средне-специального образования. Сегодня на очно-заочной форме учится около 23% студентов. Делая выбор в пользу вечернего обучения, учащийся может подстраивать учебу под рабочий график. Очно-заочная форма имеет свои плюсы:

  • можно совмещать работу и учебу;
  • посещения проходят по удобному графику;
  • учебный отпуск оплачивается;
  • такое обучение более доступно в цене;
  • студент финансово независим.

Кроме того, учащийся на очно-заочной форме может проходить практику на своем месте работы, ведь многие уже работают в сфере, по которой получают образование.

Алименты до 21-летнего возраста для студентов очной формы обучения

Согласно законодательству, если совершеннолетние, то есть лица, достигшие 18-летия, в возрасте до 21 года являются студентами очной формы обучения, родители уплачивают в их пользу алименты.

Форму и порядок уплаты алиментов совершеннолетним студентам родители определяют сами. Они могут подписать соглашение о содержании своего ребенка, которому уже выполнилось 18 лет и он обучается на очной форме в системе общего среднего, послесреднего, технического, профессионального, высшего образования.

Если родители не предоставляют своим совершеннолетним детям, который обучаются на очном отделении, алименты до достижения ими 21 года, их могут взыскать через суд.

Если соглашение об уплате алиментов отсутствует, их взыскание на ребенка, получающего среднее, техническое, профессиональное, послесреднее, высшее образование по очной форме в возрасте до 21 года производят через суд в твердой денежной сумме.

Очно-заочная форма обучения в школе

При очно-заочной форме обучения в общеобразовательной школе ученика зачисляют в школу на учебный год. От очной такая форма позаимствовала очное посещение уроков. Но на занятия можно приходить реже – 2-4 раза в неделю. А от заочной здесь — более объемное домашнее задание и самостоятельное освоение материала. Можно посещать не все предметы, которые включены в школьное расписание для очных заочников. Например, часто пропускают трудовое мастерство и физкультуру. Обучающийся и его родители самостоятельно выбирают отдельные предметы. Но промежуточная аттестация проводится по всем дисциплинам. Учитываются полученные на занятиях текущие оценки, выполненные в течение учебного года контрольные работы.

Очно-заочная форма обучения в вузе

Для студентов, особенно тех, которые работают, такая форма обучения хороша тем, что занятия проходят вечером или в выходные. Вместе с таким достаточно напряженным графиком и практически ежедневной учебой очно-заочникам приходится много обучаться и самостоятельно.


Особенности очно-заочной формы обучения:

  • Занятия проводятся на базе вуза на протяжении всего учебного года, но их меньше, чем у студентов-очников;
  • Пары ставят на нерабочее время. В основном это 18-19 часов.
  • Учебный день обычно заканчивается не позже десяти вечера.
  • По договоренности с преподавательским составом занятия могут проводить и в выходные дни.
  • Домашние задания, контрольные работы и рефераты студенты делают самостоятельно на протяжении всего учебного года.

Разница между очной и заочной формы обучения

Зачеты и экзамены при обоих формах обучения направлены на контроль знаний студента по конкретной дисциплине. Но все же существует общепринятое мнение, что на заочном отделении образование не полное и менее качественное, чем у студентов-очников. Чтобы успешно обучаться на заочной форме, нужно серьезно подходить к процессу обучения, иметь высокий уровень самодисциплины. Тогда заочник сможет приблизиться к уровню знаний слушателя очного отделения.


Студенты очной формы полностью поглощены учебой и лишь на старших курсах могут трудоустраиваться (в основном после прохождения практики). А вот среди заочников, наоборот, большинство работающих, поэтому они и не могут уделять учебе максимум сил и времени.

Учебный отпуск во время обучения на очной форме

Учебный отпуск предоставляют с целью поступления, освоения учебных программ, итоговой и промежуточной аттестации, защиты дипломной или диссертационной работы. Согласно закону, перерыв на учебные цели может быть с сохранением заработка и без. От цели отпуска зависят условия его оплаты.

Учебный отпуск предоставляет на таких условиях:

  • Аккредитация вуза, в котором обучается занятый сотрудник.
  • Справка-вызов, оформленная и утвержденная строго по форме.
  • Справка из учебного заведения об успешно пройденной предыдущей сессии.

Основные достоинства очной формы обучения

  • полноценная студенческая жизнь: насыщенное обучение, свободное время с одногруппниками, внеурочные активности, возможности для самореализации, участие в праздниках, соревнованиях, слетах, конференциях, КВН и т.д.;
  • получение стипендии успешными студентами-бюджетниками;
  • возможность для иногородних проживать в общежитии за разумную плату;
  • новые знакомства, которые могут пригодиться и в самостоятельной взрослой жизни;
  • временное освобождение от прохождения службы в армии.

Основные недостатки очной формы обучения

  • К обучению и посещениям преподавательский состав относится очень серьезно, к студенту предъявляются высокие требования. Учиться приходится каждый день и при ответственном подходе к получению образования свободного времени остается мало.
  • Если вуз находится вдали от родительского дома, то выпускнику приходится быстро повзрослеть и научиться жить самостоятельной жизнью.
  • Стипендия, если ее удастся заслужить, небольшая, а на платной форме обучения совсем не предусмотрена. Поэтому жить в студенческие годы приходится экономно.
  • Из-за многоразовых пропусков и неуспеваемости из вуза могут отчислить.
  • На платном отделении оплата может быть высокой и повышаться несколько раз за время обучения.

Процесс получения знаний постоянно модифицируется, упрощается благодаря внедрению новых технологий. Но некоторые особенности обучения, несмотря на существование в течение многих лет, не потеряли своей жизнеспособности. Это в полной мере относится и к очно-заочной форме обучения.

Синонимом очно-заочной формы обучения является термин «вечерняя форма обучения», который показывает основное время проведения учебных занятий по этой форме. Их основное отличие от прочих форм – они проводятся вечером.

В годы советской власти многие люди обучались в вечерней школе, потому что днём работали, там они получали среднее образование в рамках школьной программы. Ещё одна форма обучения, которая частично реализовывалась вечером , это Рабфаки. На этих рабочих факультетах осуществлялась подготовка крестьян, рабочих для поступления в институт.

Очно-заочная форма сейчас

В наше время многие люди, желающие получить первое образование или дополнительную специальность, останавливаются именно на этой форме. Некоторые вынужденно поступают на вечернее отделение, потому что должны зарабатывать деньги, однако, приобретаемый опыт идёт им только на пользу.

Очно-заочная форма объединяет в себе признаки двух других форм.

У неё есть общие черты с очной (дневной) формой:

  • место проведения занятий – учебное заведение, обучение проходит на протяжении всего учебного года;
  • начало занятий примерно в 18.00, что может совпадать со временем занятий студентов-очников, окончание – не позднее 22.00;
  • лекции и семинары ведут преподаватели образовательного учреждения;
  • зачёты, экзамены проходят в рамках сессии в стенах учебного заведения;
  • иногда студентам ставят занятия в выходные дни.

Основным признаком заочного образования в вечерней форме обучение считается довольно солидный объём заданий, которые студенты должны освоить самостоятельно: преподаватели прочитывают курс лекций, проводят семинары для закрепления материала, а потом студенты приступают к самостоятельной работе.

Это требует от них ответственного отношения, что у вчерашних школьников не всегда получается. Конечно, педагоги готовы проконсультировать студентов по сложным вопросам .

Нередко вечернюю форму обучения выбирают взрослые люди, имеющие жизненный опыт, можно встретить мужчин, прошедших армию. Некоторые профессии исключают очно-заочную форму: высшее медицинское образование можно получить только на дневном отделении.

Очно-заочное обучение осуществляется не только в высших учебных заведениях (институты, университеты, академии), но и в средних профессиональных учебных заведениях.

Основная его цель – одновременное получение образования и работы по этой специальности, но не всегда именно по этой специальности – на вечерней форме можно учиться и для овладения дополнительными знаниями. Некоторые предприятия направляют своих сотрудников в ВУЗы для овладения новой профессией, они же и платят за учёбу.

Основная часть студентов очно-заочных отделений учатся за свой счёт – бюджетных мест не хватает, но и конкуренция при поступлении ниже. Туда часто приходят те, кому не удалось поступить на очное отделение, у них устанавливается график: днём – работа, вечером – обучение. Не всегда хватает времени на качественную подготовку к занятиям и экзаменам – экзаменационный отпуск не предоставляется .

Продолжительность вечернего обучения всегда больше дневного обучения. Она зависит от имеющегося у абитуриента образования и чаще всего бывает от 3 до 6 лет.

Программы обучения в вечернее время подразделяются на три группы:

  • магистратура – обучение продолжается 2 года;
  • бакалавриат – учатся 4 с половиной года;
  • специалитет – учёба длится больше 5 лет.

Преимущества очно-заочной формы обучения

  • возможность составить индивидуальный график обучения, на это идут многие педагоги, когда разрешают не посещать студентам какие-либо занятия, это распространённая практика для студентов-инвалидов;
  • одновременное получение знаний и профессионального опыта;
  • на посещение учебного заведения уходит меньше времени, чем при очной форме;
  • формируется довольно широкий круг общения.

Заключение

Несмотря на многие очевидные преимущества, очно-заочная форма обучения пока не слишком популярна в нашей стране в качестве альтернативы очному образованию, на ней обучается примерно пятая часть всех студентов.

Это связано со многими обстоятельствами : многие студенты дневных отделений тоже умудряются работать во время учёбы, а вечером активно проводить досуг. На очно-заочную форму можно легко перевестись с других форм, также без проблем можно перейти с вечерней формы на другие формы обучения.

Так или иначе, но цели в жизни разных людей очень часто пересекаются. Например, многие начинают свой взрослый путь с одного желания – во что бы то ни стало получить высшее образование и в будущем устроиться на перспективную и высокооплачиваемую работу. Все это возможно, но давайте начнем с самого начала!

Студенты могут выбрать очную или заочную форму обучения, но также имеются дневные и вечерние отделения, которые в итоге предоставляют высшее образование. В итоге студент получает диплом молодого специалиста (бакалавра или магистра) и становится перспективным сотрудником.

Не важно, как он учился, главное, что высшее образование имеется. Хотя, конечно, в приложении и на самой «корочке» указывается, какая форма обучения присутствовала в конкретном случае.

Для руководителя это, скорее, формальность, главное – чтобы сам документ присутствовал, да и потенциальный сотрудник проявил себя с положительной стороны.

Раз особого значения не имеет, попробуем разобраться, что же такое очно-заочная форма обучения! Может именно это ваш вариант?

Особенности очно-заочной формы обучения

Далеко не все выпускники школ готовы окунуться в пучину студенчества и высшего образования, на долгие пять лет отойти от своих стремлений, амбиций и жизненных убеждений.

Одни абитуриенты считают, что учеба не должна мешать работе и основным заработкам, а другие, наоборот, уверены, что не стоит распыляться, а лучше всего хорошо сделать одно дело – окончить университет. Ну а работа, как известно, не волк, поэтому и подождать может.

Однако в системе образования имеется свое компромиссное решение, которое позволяет и учиться, и работать одновременно. Называется оно «очно-заочная форма обучения », вечерняя и посменная, поскольку полностью подстраивается под трудовой график работающего студента.

Это очень удобно, поскольку, не отрываясь от своей карьеры и амбиций, можно учиться во имя диплома и своего перспективного будущего.

Например, если учащийся вуза ходит на работу в ночную смену, то ничто не мешает ему посещать лекции и практические занятия в университете в дневное время суток и наоборот.

То есть при желании можно прекрасно совмещать учебу и трудовую деятельность, при этом пользоваться льготами по месту работы и получать высшее образование в вузе.

Кстати, такая форма обучения приветствуется при получении дополнительного образования.

Немного истории и пару наглядных примеров

Чтобы понять, о какой форме обучения я веду речь, можно поинтересоваться этой темой у бабушек и дедушек, которые как раз таким способом во времена своей молодости и получали образование, но только не высшее, а среднее или средне-специальное.

К тому же вам в помощь отечественный кинематограф, а самыми памятными картинами по этой теме считаются следующие: «Большая перемена» и «Девчата».

Так что вполне очевидно, что к получению новых знаний молодежь стремилась во все времена, и всегда на работе были специалисты своего дела.

Но все же давайте вернемся в современный мир и попробуем разобраться, как выглядит сегодняшняя вечерняя форма обучения, и как получить высшее образование, не отрываясь от так называемого «производственного процесса».

Распорядок очно-заочной формы обучения

Как правило, в каждом вузе есть свой штатный распорядок, который не подстраивается под свободное время и возможности студентов, а, наоборот, работающие студенты должны под него подстроиться.

Например, в одних университетах занятия проходят в вечернее время суток, причем всего 2 – 3 раза в неделю; тогда как другие вузы приветствуют обучение по выходным, организовывая группы выходного дня.

Именно поэтому каждый абитуриент должен самостоятельно определиться, что ему больше подходит, ведь здесь, как и на дневной форме обучения, явка всех обязательна.

Все это оговорено Уставом конкретного университета, а нарушать такие порядки уж точно не стоит, иначе заветной корочки о присвоении статуса молодого специалиста можно так и не получить.

Если же говорить об отличиях и сходствах, то очно-заочная форма обучения идентична дневной, а студенты также посещают лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, проходят производственную практику, сдают сессию и защищают курсовые, а позднее и дипломный проект.

В целом, имеет место одинаковый подход к получению образования, а требования преподавателей стандартные.

Преимущества очно-заочной формы обучения

Если вы до сих пор сомневаетесь, то стоит напомнить о главных преимуществах такой формы обучения в университете.

Они и вправду имеются, причем многочисленные и существенные:

1. Возможность совмещения работы и учебы;

2. Ранняя финансовая независимость;

3. Оплачиваемые на производстве академические отпуска дважды в год;

4. Лояльные вступительные экзамены;

5. Доступная стоимость обучения (по сравнению с очной);

6. Реальная практика при работе по специальности;

7. Заинтересованность в таком студенте.

8. Возможность скорейшего продвижения по карьерной лестнице;

9. Гибкое отношение преподавателей!

10. Постоянные консультации с преподавателями.

Так что при желании получать высшее образование именно таким способом хватит колебаться в своем решении, ведь это реальный шанс без отрыва от производства в будущем стать дипломированным специалистом. А чем это не перспектива?

Упрямые показатели статистики и недостаток вечернего обучения

На сегодняшний день лишь 3% всех абитуриентов и учащихся высших учебных заведений выбирают именно эту форму обучения.

В большинстве случаев это желающие получить второе высшее образование при уже существующем первом, полученном на дневном отделении.

Почему такие низкие показатели? Все просто! Если вспомнить о заочной форме обучения, то на магистра необходимо учиться шесть лет, а бакалавром вполне реально стать уже через пять лет.

При вечерней форме обучения все тоже самое, вот только посещать пары приходится каждую неделю, причем не один раз.

Для кого-то это крайне неудобно по времени, а для многих и вовсе невыгодно, поскольку куда проще раз в полгода уходить в оплачиваемый академический отпуск на 2 – 3 недели и посвящать все свое время учебе и сдаче сессии.

Если же взять период 50-летней давности, то все было совсем наоборот, а к очно-заочной форме обучения относились почтительно и стремились, желая стать дипломированными специалистами, пусть даже среднего звена.

Теперь же такая форма обучения считается «морально устаревшей», да и не все современные вузы ее предлагают в своей учебной программе.

Стоит выделить еще один недостаток, который понижает рейтинг очно-заочной формы обучения.

Например, молодежь уже пришла к выводу, что учиться таким способом гораздо проще и выгодней девушкам, поскольку парни даже отсрочку от армии не получают, выбрав посменные походы в университет.

Да и перевестись на дневное отделение (при желании, конечно) станет для студента – вечерника трудновыполнимой задачей.

Льготы при выборе на очно-зочной формы обучения

Но не все так плохо, как кто-то может подумать. Каждый абитуриент и студент должен знать о тех ощутимых льготах, которые будут ему положены в обязательном порядке; но только в том случае, если он выберет для себя очно-заочную форму обучения.

1. Работающий студент получает дополнительный отпуск, который оплачивается из размера среднемесячной заработной платы.

2. На первых курсах отпуск на сессию предоставляется в количестве 40 дней, а старшекурсники уходят сдавать экзамены в университете на 50 дней. Оплачиваемых дней, что также немаловажно!

3. В преддверье сдачи госэкзамена или дипломного проекта можно официально получить на своей работе четыре оплачиваемых месяца отпуска, положенных на качественную подготовку студента.

4. Перед дипломом или госэкзаменом на протяжении 10 месяцев рабочая неделя студента может быть официально сокращена на 7 часов, при этом в обязательном порядке выплачивается 50% заработной платы.

5. Известны случаи, когда предприятие оплачивало обучение работающего студента, что также выгодно с финансовой точки зрения семьи.

Получается, что очно-заочная форма обучения дает поблажки на работе, при этом работающий студент может одновременно «убить двух зайцев»: регулярно получать полноценную заработную плату за свою работу и одновременно приближаться к долгожданному высшему образованию.

Порядок поступления на очно-заочную форму обучения

Если вы решили, что очно-заочная форма обучения – это то, что вам идеально подходит, то должны знать определенные правила поступления в вуз.

1. Вступительные экзамены начинаются позже, чем экзамены для абитуриентов дневного отделения.

2. Обучение длится на год дольше, чем у студентов дневного отделения;

3. Пакет документов для успешного поступления стандартный;

4. Обязательно присутствие результатов по ЕГЭ;

5. Вступительные экзамены могут быть заменены устным собеседованием или письменным тестированием.

В остальном, отличий с заочной формой обучения не наблюдается, да и стать студентом не составляет особой сложности.

Совет: если вы уверены в своих знаниях по выбранной специальности, то можете смело сдавать документы на очно-заочную форму обучения; в противном случае проблемы могут возникнуть уже во время первой сессии.

Вывод : Если ты теперь знаешь, что такое очно-заочная форма обучения , так может самое время испытать свои силы?

Хватит отнекиваться загруженностью и незаменимостью на работе, ведь получить высшее образование можно, не отрываясь от любимой работы! Неужели статус молодого специалиста не вдохновляет?

Очно-заочную форму обучения также называют «вечерней». Она ориентирована в первую очередь на студентов, которые совмещают учебу с работой. Лекции, лабораторные и практические занятия на очно-заочных отделениях вузов проходят в вечернее время или в выходные дни. При этом подразумевается, что студент много времени уделяет самостоятельной работе.


Очный компонент – это занятия на базе вуза, которые проходят на протяжении всего учебного года. При этом занятий у «вечерников» меньше, чем у тех, кто учится на дневном отделении и проводит в университете 5-6 дней в неделю. В среднем студенты очно-заочного отделения учатся 3 дня в неделю, иногда больше. Время начала занятий устанавливается с расчетом на то, что студенты приходят в вуз после полноценного рабочего дня. Как правило, первая пара на очно-заочном отделении начинается в интервале от 18.30 до 19.00. Заканчиваться занятия должны не позднее десяти вечера.


Иногда на очно-заочных отделениях практикуют занятия в выходные дни или «погружения», когда студентам несколько раз в семестр устраиваются интенсивы выходного дня. Но самый распространенный режим – все-таки учеба по вечерам будних дней.


Заочный компонент – домашние задания, рефераты и контрольные работы, которые студенты выполняют самостоятельно и сдают в течение семестра. Объемы материала на «самостоятельную отработку» могут быть довольно серьезными. И, если студентам очной формы обучения для освоения курса порой бывает достаточно просто посещать все занятия, «вечерникам» обычно приходится довольно много работать дополнительно – дома или в библиотеке.


Экзамены и зачеты студенты вечернего отделения (как и все прочие) сдают во время сессий, которые проходят два раза в год.

Можно ли учиться на очно-заочном на бюджете

Многие полагают, что бесплатное высшее образование можно получить только на дневном отделении. Это заблуждение: обучение возможно на любой форме обучения, включая очно-заочную.


Бесплатных мест на вечернем отделении обычно меньше, чем на дневном, однако и проходной балл на бюджет на очно- ниже – все-таки в массе своей студенты стремятся к «классической» очной форме. Поэтому « » становится выходом для абитуриентов, которые не добрали баллов для прохода на дневную форму, но при этом не могут позволить себе учебу на контрактной основе.

Сколько лет учатся на вечернем отделении в институте

Поскольку интенсивность занятий у «вечерников» ниже, чем у студентов очной формы обучения, программа каждого семестра у них чуть менее плотная. Соответственно, на освоение всего объема дисциплин уходит больше времени.


Поэтому на вечернем отделении обычно учатся чуть дольше. Если студенты-очники получают диплом бакалавра после 4 лет обучения в вузе, то у «вечерников» на это обычно уходит 5 лет. Иногда программа очно-заочного отделения рассчитана на 9 семестров (4.5 года). Защита дипломов в таких случаях происходит зимой.

Как совмещать работу с учебой на очно-заочном отделении

Вечерняя форма обучения в советское время была введена как раз для того, чтобы люди имели возможность получать образование «без отрыва от производства». И совмещать учебу с работой на полную ставку можно вполне успешно, но при соблюдении ряда условий:


  • готовность студента к повышенным нагрузкам,

  • сочетаемость графика работы с графиком учебы,

  • готовность работодателя идти навстречу.

Студент очно-заочного отделения после работы сразу же отправляется на учебу, таким образом «рабочее-учебный» день, начавшись утром, заканчивается около 10 вечера – и так три дня в неделю. Кроме того, в выходные дни надо уделять время самостоятельной отработке материала, так что времени на отдых сил остается очень мало.


При этом учеба на вечернем плохо «стыкуется» с ненормируемым рабочим днем, сменным графиком или работой в вечерние часы. Конечно, преподаватели «вечерников» обычно с пониманием относятся к проблемам работающим студентов и готовы «закрывать глаза» на опоздания или периодические пропуски. Но в то же время регулярное посещение занятий все-таки считается обязанностью студента, и большое количество пропусков может привести к проблемам в сессию.


Студентам очно-заочного отделения по закону должны предоставляться дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи сессии, прохождения практики и подготовки и защиты дипломной работы. Если работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники повышали свой образовательный уровень – проблем не возникает. Но во многих случаях необходимость брать дополнительные отпуска становится жирным «минусом», снижающим ценность работника. Поэтому студенты-вечерники часто договариваются о том, что будут использовать во время сессии свой очередной отпуск. Или же сдают сессию «без отрыва от производства», отпрашиваясь с работы на несколько часов для сдачи экзамена или зачета.


Минусы очно-заочного обучения в институте

Главные недостатки вечерней формы обучения очевидны: при совмещении полноценной работы с учебой «без халтуры» студенты очень устают и умственно, и физически. Отсутствие свободного времени, недосып – все это выматывает и ведет к пропускам, проблемам в учебе, недостатку времени на хобби и личную жизнь. При этом бурная студенческая жизнь – как «официальная», проходящая в рамках вуза, так и неформальная, проходят мимо студентов-вечерников: работа обычно не оставляет времени на вечеринки и непринужденное общение между собой.


Существенным минусом для юношей является и то, что очно-заочное обучение в вузе не дает право на отсрочку от армии.


Кроме того, иногородним студентам-вечерникам вуз обычно не предоставляет мест в общежитии, поэтому вопрос с жильем приходится решать самостоятельно.


Диплом о высшем образовании, полученном на очно-заочном отделении, котируется обычно несколько ниже – считается, что объем знаний у таких студентов меньше, чем у очников. Однако этот недостаток компенсируется тем, что большинство выпускников вечернего отделения к моменту окончания вуза уже успевают получить полноценный опыт работы по специальности. А специалист с опытом ценится на рынке труда значительно выше.

Преимущества вечернего обучения в университете

Часть студентов выбирает очно-заочное образование потому, что оно оказывается доступней дневной формы:


  • проходные баллы на бюджет ниже,

  • при учебе на контрактной основе цены на вечернее обучение доступней «очки»,

  • зачисление проходит позже, поэтому подать документы на очно-заочное отделение можно в том случае, если абитуриент не прошел по конкурсу на очную форму,

  • возможность работы во время учебы позволяет оплачивать обучение «профессии мечты».


Для многих молодых людей вечернее обучение становится шагом к самостоятельности и независимости от родных. Студентов-очников обычно во время учебы содержат родители, и они продолжают считаться «детьми», в то время как совмещение работы с учебой дает возможность самому строить свою жизнь.


С точки зрения соотношения очного и заочного компонента вечернее обучение представляет собой хороший компромисс между дневной формой, когда студент проводит в университете все дни напролет и «заочкой», когда он по сути предоставлен самому себе:


  • можно самостоятельно планировать темп выполнения домашних заданий,

  • систематическое посещение занятий не дает «запустить» учебу,

  • есть возможность «вживую» консультироваться с преподавателями по сложным вопросам,

  • активная работа и хорошее посещение в течение семестра часто дает возможность получать зачеты и экзамены «автоматом», разгружая сессию;

  • отношение к «вечерникам» обычно довольно лояльное, преподаватели склонны идти навстречу.

Очевидный плюс вечернего обучения – возможность раннего старта карьеры. Даже на первых курсах студенты часто трудятся на начальных позициях в выбранном направлении, и имеют возможность расти профессионально параллельно с учебой. А, если отношения с работодателем строятся в рамках трудового законодательства, то «вечерник» может пользоваться обширным пакетом льгот:


  • оплаченные отпуска на время сессий (40 дней в год, для старшекурсников – 50),

  • четыре месяца отпуска для подготовки и защиты диплома и сдачи госэкзамена,

  • в последние 10 месяцев учебы – сокращенная на 7 часов рабочая неделя (эти часы оплачиваются на 50%).

Система образования предоставляет все желающим различные варианты форм обучения. Сделать выбор можно в зависимости от своей занятости. Всем известна очная и Однако с развитием технологий постепенно популярность набирает дистанционная. Но есть разновидность, которая совмещает в себе основные признаки всех видов. Иногда ее называют еще вечерней. Не все имеют точное о ней представление. Что значит очно-заочная форма обучения?

Особенности такого способа

Для начала нужно определить, что значит очно-заочная форма обучения. Ученик (студент) приходит на уроки (лекции) определенное количество раз в неделю. Это могут быть будни или выходные дни. Это касается тех, кто учится в колледже и вузе. Занятия могут проводиться по вечерам в будние дни. Эта форма считается наиболее схожей с очной формой обучения.

Достоинства этой системы обучения

Почему же некоторые решают перейти на такой способ получения знаний? Главным преимуществом очно-заочного обучения является то, что студент может совмещать работу и учебу. Но при этом получать более качественные и регулярные знания, чем на заочном. У студента есть возможность применять полученные навыки и знания на практике.

Поступить на такую форму обучения проще, чем на стандартную. Ведь проходной балл по ЕГЭ ниже. Также как и стоимость. Вечерняя форма обходится дешевле, чем обучение на дневном отделении. Несмотря на то, что занятия идут не каждый день, у студента есть возможность участвовать в веселой

Недостатки такого способа обучения

Несмотря на перечисленные достоинства, у очно-заочной формы есть свои минусы. Длительность обучения больше, чем на дневном отделении. Это касается и бакалавриата, и специалитета. Также для некоторых студентов недостатком является проведение занятий в выходные дни.

Разобрав, что значит очно-заочная форма обучения и основные особенности, можно переходить к образовательным учреждениям, в которых может быть такая система получения знаний. Сейчас практически во всех вузах она предусмотрена как на гуманитарных, так и на технических факультетах. Меньшую распространенность эта система получила в колледжах и школах.

Вечерняя школа

Как правило, очень мало учеников выбирают такую разновидность учебы. Что значит очно-заочная форма обучения в школе? Уроки проводятся от 2 до 4 раз в неделю на протяжении всего учебного года. Обучение делится на два этапа. На первом ученик получает базовые знания, на следующем - проводится проверка усвоенности материала.

Для того чтобы школьник получил нужный материал, ему должны предоставить все необходимые пособия. А если возникнет надобность, то составить индивидуальную образовательную программу. Занятия проводятся как в виде стандартных уроков, так и в виде самостоятельной работе. Существуют и другие виды, которые предусмотрены Теперь вы знаете, что значит очно-заочная форма обучения в средних общеобразовательных учреждениях.

Очно-заочное обучение в колледже

Те, кто решил получать образование таким способом, получают возможность работать без отрыва от учебы. Более подробно рассмотрим, что такое очно-заочная форма обучения в колледже. Студенты посещают занятия два раза в неделю в вечерние часы в рабочие дни. Занятия проводятся в двух вариантах. Это лекции, на которых учащиеся получают теоретические знания, и семинары, которые предполагают практическую деятельность.

Одним из минусов является то, что такое обучение не предусматривает наличие бюджетных мест. Проверкой усвоенности учебного материала является сессия, во время которой выдается справка для работы.

Что значит очно-заочная форма обучения в вузе?

Наибольшую популярность такой способ в институтах. Некоторые приходят получать высшее образование, уже имея специальность. Поэтому им выгоднее совмещать работу и учебу. Что такое очно-заочная форма обучения в институте?

Это посещение лекционных занятий несколько раз в неделю в рабочие и выходные дни. Бюджетных мест не предусмотрено. Но их стоимость значительно ниже дневного, т.к. студентам приходится усваивать большую часть материала самостоятельно. По сравнению с заочной формой лекции проходят чаще и регулярней. У студентов есть возможность получить больше консультаций по непонятным вопросам касательно учебного материала. Поэтому приобретенные на этом отделении знания качественнее, чем на заочном.

Занятия бывают теоретическими, на которых студентам даются все необходимые базисные понятия, и практические, которые проводятся в виде семинаров. Экзамены и зачеты (контроль качества усвоения материала) проводятся в выходные дни. Конечно, это удобно для работающих студентов, но такой график для некоторых кажется напряженным из-за того, что остается немного времени для отдыха.

Отдельно стоит отметить значение такой формы для людей с особыми потребностями. Что значит очно-заочная форма обучения в инклюзивном образовании? Она позволяет ученикам адаптироваться к другим условиям, отличным от тех, в которых они воспитываются. Также это возможность взаимодействия с другими людьми в небольших группах или только с педагогом.

Очно-заочная форма позволяет написать индивидуальную образовательную программу для ученика. Это дает возможность подобрать наиболее подходящие методики для обучения и адекватно оценить обучающегося. Почему вечернее обучение не так популярно в школе, как в вузах?

Потому что школьникам труднее заниматься самостоятельным изучением материала и искать нужную информацию. Такая форма обучения возникла из-за того, что многие студенты работают и хотят получать качественные знания. Поэтому и был найден компромисс между очной и заочной формами обучения. А с развитием вопросов интеграции людей с особыми потребностями в социум такая система получения знаний позволяет им адаптироваться и получить качественное образование. Хотя и не так важно, какую форму вы выберете, главное - это желание учиться.