Гостеприимный народ. Самые гостеприимные народы

Первая неожиданность - это широко открытые рты местных жителей в довольной улыбке при встрече с чужестранцем. С такой демонстрацией радости нигде в мире не встречаешься. А все потому, что страна долгие столетия была в изоляции, и чужой человек здесь экзотичная диковинка. Туристов из Европы здесь действительно очень мало. Ничего удивительного: интернета нет, телефон почти не ловит, телевидение появилось только десять лет назад. Изнеженные благами цивилизации, европейцы чувствуют себя потерянными в горном королевстве. Король Бутана только начал делать осторожные шаги в направлении западной цивилизации.

Основные товары, которые экспортирует страна - это электрика, вырабатываемая ГЕС, рис и фрукты. Особенно ценные — рис и фрукты. Дело в том, что химические удобрения в стране запрещены, и эти продукты считаются экологически чистыми.

В столице Бутана Тхимпху рябит в глазах от флагов страны и больших портретов монарха с королевой. Хотя бутанцы исповедуют буддизм, многоженство в стране разрешено и коронованная чета символизирует культ семьи. Еще один предмет, символизирующий семейный достаток и плодородие - это фаллос. Изображения фаллосов здесь в каждом доме. Чтобы придать торжественный вид, их украшают цветами и разноцветными ленточками. Сначала такое количество писюнов заставляет невольно краснеть, но потом привыкаешь и принимаешь, как должное.

Селения бутанцев небольшие и однотипные. Дома построены по строгому общепринятому правилу - деревянные, двухэтажные. На первом этаже — хлев, на втором — кухня, спальня и обязательная комната для медитации. Наивность и гостеприимство бутанцев поражает. Любого гостья они сразу усадят за стол и накормят. При желании можно и переночевать. Что странно, денег потом хозяева не возьмут.

Хотя Бутан имеет тесные культурные и торговые отношения с Индией, но архитектура и одежда более напоминает Тибет. Дзонги с толстыми стенами и высокими башнями, имеют вид неприступных крепостей. Внутри строения соединены внутренними двориками и имеют множество многоэтажных переходов.

Самое яркое и интересное действие проходит в главной святыне страны — монастыре Такцанг Лакханг. Это национальный религиозный праздник, на который может попасть любой желающий. Главное условие - не есть целые сутки. Чтобы, хоть, как-то убрать урчание в животе, можно пить мятный чай. Но лучше незаметно перекусить. Натощак, да еще под успокоительным действием мяты, дорогу в горный монастырь выдержит не каждый. Сначала нужно ехать машиной, потом на низкорослых лохматых лошадках. Кульминация поездки - это многочасовой подъем пешком по каменной лестнице, вырубленной в скале. После такого восхождения праздничное настроение меркнет.

Во дворе монастыря сначала тихо, только слышно легкое дыхание свежего горного ветра. После длительной идиллии, вдруг разрывает тишину безумный звук десятков труб и грохот барабанов. Такая священная «музыка» напоминает вой океанского шторма. Еще миг и пространство двора заполняют скачущие фантастические фигуры, размахивающие разными видами холодного оружия и непонятными ритуальными предметами. Разноцветные костюмы развиваются при бешеном танце. Деревянные маски, изображающие демонов и других существ ада, мигом прогоняют ноющую усталость. Эту мистерию сопровождают буддийские молитвы. Персонажи вакханалии постоянно меняются. Музыка то затихает, то вмиг начинает реветь с новой силой. К шабашу привлекают и гостей, затягивая их в танцующий круг. Как потом выяснилось, это делается для того, чтобы чужими чакрами усилить силу сакрального круга. Ночь пролетает, как один миг, ощущение времени теряется.

Покидая страну, приходит озарение, почему правители Бутана держали страну в полной изоляции. Зачем осквернять дом Брахмы чужестранцами, которые отвергли и забыли своих первородных богов, придумали монотеизм и цивилизованное общество и безуспешно пытаются удовлетворить ими духовные запросы человека.

Гостеприимство имеет большое воспитательное значение, оно развивает чувство дружбы и товарищества. Гостеприимство оценивается как одно из главных условий связи между людьми, как источник симпатии, взаимного уважения, понимания и поддержки.

Русское гостеприимство

«Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…».
Н.М. Карамзин
Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте, а память о славных народных застольях, царских, дворянских и купеческих гастрономических пиршествах жива и поныне.
Великий князь Владимир Мономах в своих знаменитых «Поучениях» говорил, что русские всегда с уважением относятся к чужаку-иноземцу, так как он много путешествовал и много видел. А если он будет хорошо принят в гостях, то хорошая репутация о хозяине дома, а по нему и всей страны, распространится далеко за ее пределы.
И действительно, гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что хозяин дома желает гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть.
В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки на столе стояли ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства.

Гостеприимство по-грузински
«Гость – посланник Бога», — гласит грузинская пословица. На протяжении веков грузинский народ слагал свои традиции гостеприимства. Из поколения в поколение передавались любовь и безграничное уважение к гостю, преданность обязанностям хозяина, традиционному застолью. В итоге в грузинской культуре сформировалась высокая культура гостеприимства. Для гостя принято не жалеть самого лучшего. Согласно грузинской народной поэзии, гостеприимство ценится больше, чем храбрость, смелость и умелое владение оружием. Грузинский фольклор идеализирует радушного, щедрого хозяина, порицает скупого. В то же время огромное значение придается и нравственности гостя.

Казахский дастархан

Казах может зарезать последнего барана, остаться без средств к существованию, но традиции гостеприимства соблюсти. С таким трепетным благоговением относились всегда в Казахстане к гостю.
Закон гостеприимства: нельзя ничего жалеть, все для гостя. И только после того как гость отдохнет и поест, ему можно задавать вопросы – кто он и откуда.
Любой гость для казаха – это событие. Не зря народная пословица гласит: «Даже 9-летнего ребенка, прибывшего издалека, спешит приветствовать 90-летний старец». Издревле сохранился до наших дней обычай, когда односельчане, родственники, соседи поочередно приглашают к себе в дом отведать угощение прибывшего издалека гостя, невзирая на то, что он прибыл к кому-то одному.
Гость находится под защитой хозяина. Даже самый лютый враг, являясь гостем, имеет право на защиту.

Казаки и гости
Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы ни был он среды, хотя бы в рубашке убогой – ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений.

Гостеприимный дух Сабантуя
Веселый, мудрый Сабантуй — непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем. Сабантуй дорог и ценен прежде всего как демократичный, народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции — есть народ, нет традиций — нет и народа. Это аксиома!
Особо надо сказать о традициях гостеприимства и застолья. И по сей день на Сабантуе можно встретить семейные застолья со своими самоварами и угощениями на разостланной прямо на траве скатерти, с песнями под тальянку.
Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. В этом смысле Сабантуй — это начальная школа жизни.

Гость — посланник Аллаха
Многие народы славятся своим гостеприимством, особенно на Кавказе. Но в Дагестане существует культ Гостя. Кем бы он ни был, откуда бы ни пожаловал, какую бы веру ни исповедовал… Он — Гость…
Гостеприимство как традиционная форма взаимного общения людей имело и имеет до сих пор широкое распространение у всех народов Кавказа. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость!».
«Гость — посланник Аллаха», — говорят горцы. Так относятся к каждому вошедшему в дом, кто бы он ни был, к какой бы нации и вероисповеданию не принадлежал. Особым почетом бывает окружен представитель другой народности.
Гость в горах не бывает неожиданным. Горец всегда ждет его. Гость ни в чем не должен нуждаться — такой неписаный обычай горцев.

Радушный прием гостей или так называемое хлебосольство всегда было главной отличительной чертой, характеризующей славянские народы. Русское гостеприимство демонстрировало не только материальную щедрость, но и величие человеческой души. Сочетание великодушия и уважения к людям выступали гарантом того, что хлебосольный человек никогда не познает одиночества, а его дом никогда не будет пустым.

Русские традиции гостеприимства

Основные и самые известные традиции гостеприимства касались, прежде всего, приема гостей, трапезы, подачи блюд к столу. Радушных хозяин готов был не только отдать лучший кусок гостю, но и разделить с ним последнее, что у него было. Принять, накормить, спать уложить, да еще и напоследок дать что-то в дорогу – такое проявление гостеприимства было вполне естественными для русского человека.

Хлеб да соль

В каждом доме были рады любому гостю. Его встречали низким поклоном, окружали заботой, а на стол ставили самые лучшие угощения. Если о приходе гостей знали заранее, то приготовления начинались за несколько дней. Традиционно дорогих гостей встречали на пороге дома хлебом и солью. Выпечкой каравая, зачастую, занималась хозяйка дома, она же и выносила его к порогу на вышитом полотенце. Хлеб и соль издавна считались символами изобилия и благополучия, а соль выступала в роли своеобразного оберега.

Встречать путников хлебом-солью означало даровать им свои пожелания мира и добра, призвать к ним милость Бога. Гости, в свою очередь, тоже могли прийти с подобными дарами, таким образом, выражая свое уважение и желая достатка хозяину.

Красному гостю красное место

После радушной встречи гостей приглашали в дом и усаживали на самом почетном месте – в красном углу. Такое название имел левый угол от печи – это было самое светлое и красиво убранное место в доме, где стояли иконы. В обычные дни в красном углу за столом сидел хозяин дома, во время свадебного застолья тут располагались молодожены. Если же в доме ждали гостей, то почетное место в красном углу оставляли за ними.

Изба красна углами, а обед пирогами

По традиции угощение гостей начиналось с того, что глава семьи раздавал всем присутствующим за столом ломти хлеба с солью. Если гости были особо желанными, хозяин собственноручно накладывал им кушанье из особой тарелки, которую всегда ставили во главе стола. Таким образом, демонстрировалось особое уважение и внимание к гостю.

Порядок подачи разносолов на Руси был следующим: сначала угощались пирогами, потом гостям выносили мясные и рыбные блюда, а супы подавали в конце застолья, перед сладкими угощениями.

Напоил, накормил и спать уложил

Чтобы разместить на ночь прибывших издалека гостей, хозяева отдавали им лучшие места в доме – это были широкие неподвижные лавки, покрытые специальной тканью. Эти лавки располагались вдоль стен и были предназначены не только для сна, но для сидения. Самых дорогих гостей могли уложить спать на печной лежанке. Это специальное место на печи, которое было самым теплым и уютным местом для отдыха в доме. В обычные дни на лежанке спали старики и дети.

В добрый путь – скатертью дорога!

Проводы гостей тоже сопровождались определенными традициями. Перед уходом принято было выпить на посошок и посидеть на дорожку. Провожая гостей, хозяева давали им с собой в дорогу какие-либо угощения и желали доброго пути. В старой Руси дороги не отличались каким-либо обустройством, и ездить по ним было настоящим мучением. Поэтому в след уезжающим гостям говорили: «скатертью дорога», что подразумевало собой пожелание легкого и гладкого, как скатерть, пути.

Что точно отличает русских от других народов, так это традиционное гостеприимство, считают представители самого большого российского этноса. Кавказские мудрецы любят говорить: "Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать". Телеут предложит гостю чай, стол разделить, а потом уже только согласится поговорить о делах. Но, если все кругом уверены, что они – самые гостеприимные, где-то должен быть и тот, кто гостей не очень-то жалует. Попробуем его найти.

На Кавказе до сих пор в семье во время трапезы принято ставить на стол лишний прибор. Вдруг во время еды кто придёт. По обычаю человека сразу же нужно усадить за стол. А ещё во многих домах есть специальная комната, которая всегда готова к приёму гостя. В старину здесь, даже если в гости пришёл враг, обиды на время забывались. Хозяин дома брал гостившего под свою защиту, опекал. Грузинская пословица гласит: "Гость – посланник Бога". И каждый гость является дорогим. А ценится гостеприимство больше, чем умение владеть оружием и храбрость.

Татары стелили на стол праздничную скатерть, выставляли на стол лучшие угощения. "Негостеприимный человек – неполноценный", – говорят представители этого народа, потчуя гостя помимо прочего чак-чаком, мёдом, шербетом. Отобедавшему могли после ещё и подарок вручить – такие традиции.

Башкирский хозяин встречает гостей на пороге, провожает в дом, предлагает занять за столом почётное место. Если пришедший пытается отказаться от еды, ему вежливо напоминают, что "нельзя быть выше пищи". Считается, что совместная трапеза – лучшее средство для установления дружеских отношений с другими людьми.

В еврейском праве гостеприимство – норма. А неприветливое отношение к гостям – зло, нарушение запретов и, конечно, просто недостойное поведение. "Пусть двери твоего дома всегда будут широко открыты, пусть бедные будут твоими домочадцами", – гласит закон.

Раньше в любой якутский дом можно было зайти и в отсутствие хозяев, остаться на ночь, приготовить себе поесть. Суровые условия жизни диктовали подобное отношение к путникам.

Про русских и говорить нечего. Даже с детства родная нам славянская Баба-яга, встречающая поначалу Иванов-царевичей не очень дружелюбно, быстро вспоминает, что гостя накормить, напоить надо, спать уложить. И только потом свои вопросы задавать. Кстати, раньше на Руси обычай диктовал кормить и поить гостя чуть ли не насильно. Селения находились довольно далеко друг от друга. Нечасто на огонёк кто-нибудь заглядывал, и, конечно, гостям искренне радовались и старались, чтобы человек пробыл подольше. Потому, накрывая на стол, следовали правилу: "Всё на стол мечи, что есть в печи".

Возможно, не очень гостеприимных представителей отдельных народов сегодня всё-таки можно встретить, но зачем о них вообще говорить. Лучше просто не забывать о том, сколь замечательны наши многовековые традиции гостеприимства. Ведь гости дают возможность проявить наши лучшие качества. А ежели самих кто пригласил к столу, полезно помнить, что "мил гость, что недолго гостит", а заодно и – "у себя, как хочешь, а в гостях, как велят".

Федор Маков

О днако столкнувшись с необходимостью уехать навсегда в другую страну, важно помнить, что не везде переселенцу будут так рады, как туристу или инвестору, готовому вложить деньги в чужую экономику. Из множества стран мы составили список тех, где получить паспорт сложней, чем кажется простому человеку, даже не собирающемуся вступать в брак с представителем зарубежья ради гражданства.

1.Кувейт

К одной из стран, где труднее всего получить гражданство справедливо относят Кувейт. И это неудивительно по ряду причин: это очень комфортная, хоть и очень урбанизированная страна, где государство делает всё возможное, чтобы улучшить финансовое положение своих граждан, раздавая большое количество денежных бонусов. Для того же чтобы стать на законном основании гражданином этой страны, нужно спасти жизнь эмира или совершить подвиг на войне. Есть и другой путь: в год глава государства раздает по большим праздникам лишь 20 или 30 паспортов иностранцам.
Постоянное гражданство получить иными путями невозможно, даже несмотря на то, что в этой стране около 70 % населения - это приезжие из соседних стран. Они рабочие, живущие по трудовой визе и не претендующие ни на какую материальную поддержку. Кувейт может предложить иностранцу только туризм или труд.

2. Монако

Княжество Монако, располагающееся на юге Европы и омываемое водами Лигурийского моря, уже давно стало пристанищем множества банкиров, инвесторов и предпринимателей, стремящихся сюда из-за крайне выгодных условий финансовых сделок и хранения своих активов. В одной из наиболее развитых стран мира отличное медицинское обслуживание, транспортная инфраструктура и социальное обеспечение.

Вот почему некоторые так сильно стремятся стать верноподданным принца Альбера II. Есть несколько условий для того, чтобы получить гражданство в этой стране. Получающий гражданство должен достичь возраста 21 года, а прожить в княжестве – десять лет. Кроме того, нужно отказаться от своего прежнего паспорта и пройти службу в армии Монако. Наконец, государство требует от своих будущих граждан материального гаранта их будущей финансовой состоятельности: владение в Княжестве землей или крупной денежной суммой.

3. Норвегия

Следующая наиболее комфортная в области социального обеспечения граждан страна – это Норвегия. Скандинавы предоставляют гражданство мигранту при выполнении следующих условий. Во-первых, у будущего гражданина должно быть, разрешение на пребывание в этой стране. Во вторых, находиться в государстве он должен в течение семи из 10 последних лет по разрешительным документам, каждый из которых должен давать право на пребывание в Норвегии более, чем на один год. В-третьих, человек должен предоставить документы, которые свидетельствуют о том, что он прошёл 330-часовой курс по изучению норвежского или саамского языка, если он находится в возрасте от 18 до 55 лет. Также необходимым условием для получения гражданства в этой стране является отсутствие судимости и штрафов, состояние на учете в наркологическом и психологическом диспансере. Естественно, от второго гражданства придётся тоже отказаться.

4. Дания

Дания пусть и не сулит гражданину такого социального обеспечения, как Норвегия или Кувейт, но вполне достойна называться не самой гостеприимной страной. Так, иностранцу придётся не раз пройти через круги бюрократических испытаний, получая гражданство этой страны. Сперва, нужно так же, как и у норвежцев, получить вид на жительство. Решат датские власти, давать приезжему его или нет, смотря на наличие недвижимости в стране, материального положения, наличие или отсутствие судимостей и различных штрафов. А ещё нужно знать датский язык и быть готовым пройти тест на его знание. В целом ничего нового, как вы поняли. Гражданство желающему дадут спустя семь лет обязательного и неотлучного пребывания в стране.

5. Швейцария

Получение гражданства в этой стране является одним из самых сложных, потому что связано с большим количеством процессуальных проблем. Для получения банального временного вида на жительство требуется сдача на так называемый «языковый паспорт» – свидетельства того, что мигрант владеет одним из четырёх государственных языков: французским, немецким, итальянским или ретороманским. Швейцарцы ревностно относятся к облику среднестатистического гражданина своей страны, поэтому, чтобы предоставить иностранцу гражданство, тому нужно интегрироваться в общество. Например, жить по швейцарским правилам, то есть соблюдать все традиции и обычаи. Также критерии такой жизни – это неукоснительное соблюдение и знание швейцарского законодательства, выполнение общего воинского долга гражданина страны и отсутствие криминального прошлого.

Только если все эти условия соблюдаются, можно приступить к сбору пакета документов на оформление гражданства. Обязательно должно содержаться свидетельство о вашей успешной интеграции в общество (наличие рассказа о друзьях, и ваших хобби, членстве в каких-либо клубах), заключение медэкспертизы об отсутствии опасных для общества болезней, а также выписка с вашего банковского счёта, фиксирующая наличие средств на нём. После – интервью на одном из четырёх государственных языков, в котором вам могут могут задать самые разные вопросы, начиная от цели получения гражданства и заканчивая вашими личными связями. В конце сложных процедур потребуется заплатить ряд пошлин, общая сумма которых превышает 1000 швейцарских франков.