Характер русского народа лосский краткое содержание.  Н

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Институт педагогической юриспруденции

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Философия»

ДУХ РУССКОГО НАРОДА


Введение

Ключи к тайне русской души европейцы начали подбирать давно, ещё Канту казалось, что Россия не проявила себя на столько, чтобы можно было делать выводы о её национальном характере. Каждая личность есть своеобразный, единственный в мире индивидуум, неповторимый по бытию и незаменимый по своей ценности. Индивидуальное своеобразие личности не может быть выражено в общих понятиях. Пытаясь дать характеристику русских людей, приходится говорить о тех общих свойствах, которые чаще всего встречаются у русских и поэтому выразимы в общих понятиях. Эти общие свойства представляют собой нечто вторичное, производной из индивидуальной сущности каждого отдельного лица, но все же они заслуживают исследования, потому что дают представление о том, с какими чертами характера можно встретиться в среде русского народа.

Самая увлекательная, но и трудная, не всегда разрешимая задача состоит в том, чтобы найти такое основное свойство, из которого вытекают два противоположных свойства, так что отрицательное свойство есть как бы оборотная сторона той же медали, у которой лицевая сторона – положительная.

Мировая война и большевистская революция дали новую пищу для размышления о русской душе. Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачи, место в мире. Все чувствуют в нынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. Но это глубокое чувство сопровождается сознанием неопределенности, почти неопределимости этих задач. С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия – особенная страна, не похожая ни на какую страну мира.

Россияне обладают особенным и независимым менталитетом. Патриотизм – великое чувство русского человека. К сожалению, с недавних пор многие приравнивают патриотизм к расизму. Эта проблема актуальна в наше время. Я считаю, что патриотизм это не только борьба за то, чтобы только русские могли жить в России, а это любовь к Родине как к большому понятию, это Русская земля, природа, её культурное богатство...

Среди многообразия мотивов и ведущих тем русской философии таких как «соборность», «всеединство», «русский космизм» тема «русская идея» имеет особое значение*. Можно назвать десятки имен и не менее полусотни книг и статей, которые уже в названии содержат такое понятие и концептуальную программу. Как может быть постигнута,понята и выражена «русская идея»?Существует множество синонимов, которые характеризуют, разграничивают наши представления, смысловые значения понятия «русская идея». Это – «судьба России», «душа России», «русский характер», «русская культура», «русское сознание» и многие другие. Тем не менее, понятие «Русская идея» стало интегральным выражением множества смысловых характеристик. Эта тема существует столько же столетий, сколько их насчитывает русская культура. Еще в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, в «Поучении Владимира Мономаха» отчетливо намечены основные контуры русской идеи.

Для меня одним из примеров широты русской души, огромной любви к Родине послужили слова, выцарапанные на скале в г. Горячий Ключ людьми, проходившими там реабилитацию после аварии на Чернобыльской АЭС:

Россия – ветер,

Россия – буря,

Одну на свете

Люблю такую!

Русская душа всегда была загадкой для европейцев, да и для нас она отчасти остается тайной, ведь русская душа многогранна и неповторима.

Выбором темы «Дух русского народа», я хочу напомнить нашему поколению о силе и стойкости, широте и красоте русской души. Ведь мы начинаем забывать о своих традициях, духовных ценностях, ориентируясь на Запад.

Цель данного реферата – раскрыть понятие заданной темы, анализ источника, критика на тему реферата.

Задачи реферата – расширение и углубление знаний, сбор и обработка информации по теме.


1. Лосский Н. О. «Характер русского народа»

1.1 Доброта – первичное свойство русского народа

К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его.* Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанною с нею религиозностью народа. В «Дневнике писателя» Достоевский дает конкретный образ доброты, рассказывая о том, как в девятилетнем возрасте он пошел в лес за грибами и, забравшись в чашу кустарника, вдруг услышал крик «Волк бежит!». « Я вскрикнул и вне себя от испуга, крича в голос, выбежал на поляну, прямо на пашущего мужика. Это был наш мужик Марей, - мужик лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в темно-русой окладистой бороде. Он даже остановил кобыленку, заслышав крик мой, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за соху, а другой за его рукав, то он разглядел его испуг.

Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.

Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновение почти мне поверив.

Где волк?

Закричал… Кто-то закричал сейчас: «Волк бежит»… - пролепетал я.

Что ты, что ты, какой волк, померещилось; вишь! Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. Но я весь трясся и еще крепче уцепился за его зипун, и должно быть, был очень бледен. Он смотрел на меня с

беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.

Ишь ведь испужался! – качал он головой. – Полно, родный.

Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

Ну я пойду, - сказал я вопросительно и робко смотря на него.

Ну и ступай, а я-те в след посмотрю. Уж я тебя волку не дам! – прибавил он, все так же матерински мне улыбаясь. – Ну Христос с тобой; ну ступай, - и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился. Я пошел, оглядываясь назад почти каждые десять шагов. Марей, пока я шел, все стоял со своей кобыленкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая мне головой, когда я оглядывался».

В этой картинке прекрасно изображена душевная мягкость русского человека, одинаково часто встречающаяся и у простолюдина, и во всех слоях общества. Говорят иногда, что у русского народа - женственная природа. Это неверно: русский народ, особенно великорусская ветвь его, народ создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей степени мужественен; но в нем особенно примечательное сочетание мужественной природы с женственною мягкостью. Кто жил в деревне и вступал в общение с крестьянами, у того, наверное, всплывут в уме живые воспоминания об этом прекрасном сочетании мужества и мягкости.

Солдаты Советской армии нередко вели себя отвратительно – насиловали женщин, грабили все что нравится им. Не только солдаты, даже офицеры отнимали у всех часы. Интересно однако наблюдение профессора психологии Братиславского университета в Словакии. Он встретил Советскую армию в деревне, где жили его родители, и близко наблюдал поведение русских солдат. «Они ведут себя, как дети», говорил он, «награбят много часов, а потом и раздают их направо и налево».

Доброта – одно из основных свойств русского народа: поэтому даже и бесчеловечный режим советской власти не искоренил их. Об этом свидетельствуют иностранцы, наблюдавшие за жизнью в СССР. Австрийский немец Отто Бергер, бывший в России в плену в 1944-1949 гг., написал книгу «Народ, разучившийся улыбаться». Он говорит, что, живя вблизи Можайска, пленные поняли, «какой особый народ русский. Все рабочие, а в особенности женщины относились к нам, как к несчастным, нуждающимся в помощи и покровительстве. Иногда женщины забирали нашу одежду, наше бельё и возвращали все это выглаженным, выстиранным, починенным. Самое удивительное было в том, что русские сами жили в чудовищной нужде, которая должна была бы убавить в них желание помогать нам, их вчерашним врагам».

Доброта русского человека свободна от сентиментальности, т.е. от наслаждения своим чувством, и от фарисеизма: она есть непосредственное приятие чужого бытия в свою душу и защита его, как самого себя. Л.Толстой в «Анне Карениной» превосходно изобразил характер князя Щербатова, непосредственно доброго человека, и его насмешливое отношение к поэтизму М ме Шталь. Дочь его Кити говорит Вареньке, воспитательнице госпожи Шталь: «Я не могу жить иначе, как по сердцу, а вы живете по правилам. Я вас полюбила просто, а вы, верно, только затем, чтобы спасти меня, научить меня». «Жизнь по сердцу» создает открытость души русского человека и легкость общения с людьми, простоту общения, без условностей, без внешней привитой вежливости, но с теми достоинствами вежливости, которые вытекают из чуткой естественной деликатности. «Жизнь по сердцу», а не по правилам выражается в индивидуальном отношении к личности всякого другого человека. Отсюда в русской философии вытекает интерес к конкретной этике в противовес к законнической этике. Примером может служить «Оправдание добра» Валентина Соловьева, книга Вышеславцева «Этика Фихте», Бердяева «Назначение человека», Н.Лосского «Условие абсолютного добра».

У русских и у всех славян высоко развито ценностное отношение не только к людям, но и ко всем предметам вообще. Это выражается в славянских языках в обилии уменьшительных, увеличительных, уничижительных имен. Уменьшительные имена, выражающие чувство нежности, особенно распространены и разнообразны. Велико богатство для личных имен: Иван – Ваня, Ванюша; Мария – Маня, Маша, Маничка, Машенька, Машутка. Многие не личные имена могут приобретать форму, ласкательную, уменьшительную, увеличительную, уничижительную, напр., дом – домик, домище, домина, домишко. Уменьшительно-ласкательные имена могут быть образованны весьма различными способами, напр., головка, головушка, камешек, кораблик, кружок, чемоданчик, волосок, волосочек. Не только от существительных, и от других частей речи существуют ласкательно-уменьшительные формы, напр., прилагательные маленький, рад-радешенек, наречия – рядышком, прямехонько.

Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием. Совершенное добро без всякой примеси зла и несовершенств существует в Царстве Божием потому, что оно состоит из личностей, вполне осуществляющих в своем поведении две заповеди Иисуса Христа: люби Бога больше себя, и ближнего, как себя. Члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма и потому они творят лишь абсолютные ценности, — нравственное добро, красоту, познание истины, блага неделимые и неистребимые, служащие всему миру. Блага относительные, т. е. те, пользование которыми для одних лиц есть добро, а для других — зло, не привлекают к себе членов Царства Божия. Погоня за ними составляет главное содержание жизни лиц с эгоистическим характером, т. е. лиц, которые не обладают совершенною любовью к Ногу и предпочитают себя своему ближнему, если не всегда, то, по крайней мере, в некоторых случаях.

Так как члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма, то тело их — не материальное, а преображенное. В самом деле, материальное тело есть следствие эгоизма: оно получается, как завоевание некоторой части пространства путем актов отталкивания, создающих относительно непроницаемый объем. Такое тело доступно ранениям и разрушению, оно полно несовершенств и связано необходимо с борьбой за существование. Преображенное тело состоит из творимых небожителями процессов света, звука, тепла, ароматов и служит выражением их духовного творчества, создающего абсолютные ценности. Такое духовно-телесное целое обладает идеальною красотою. Не содержа в себе актов толкания, преображенное тело не может быть подвержено отталкиванию; поэтому оно способно проникать через все

материальные преграды, оно не доступно никаким ранениям и ничем не может быть разрушено. Телесной смерти члены Царства Божия не подвержены. Вообще никаких несовершенств и никакого зла в этом Царстве нет. *)

Искание абсолютного добра, конечно, не означает, что русский человек, напр., простолюдин, сознательно влечется к Царству Божию, имея в своем уме сложную систему учений о нем. К счастью, в душе человека есть сила, влекущая к добру и осуждающая зло, независимо от степени образования и знаний его: эта сила — голос совести. Русский человек обладает особенно чутким различением добра и зла; он зорко подмечает несовершенство всех наших поступков, нравов и учреждений, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра.

Религия и философия всех народов задолго до христианства установила, что человек и даже все мировое бытие влечется сознательно или бессознательно ввысь к абсолютному совершенству, к Богу. *) Различие между людьми и народами состоит в том, в какой форме и в какой степени осуществляется у них это стремление вверх, и каким соблазнам они подпадают при этом. Значительная часть моих заметок о русском народе посвящена вопросу о характере его искания абсолютного добра.

Возьмем грандиозный труд С. М. Соловьева «История России с древнейших времен». В нем мы находим тексты летописей, сношений князей друг с другом, сношений дружин с князьями, влияние духовенства, сношения бояр с князем, доклады дипломатов, полководцев. Все эти документы полны упоминаний о Боге, мыслей о воле Божией и повиновении Ему. Князья перед смертью, обыкновенно, постригались «в иноки и в схиму». Примером может служить поведение князя Димитрия Святославича Юрьевского. Ростовскому епископу, постригшему его в схиму, он сказал: «Господин отец, владыка Игнатий, исполни, Господь Бог, твой труд, что приготовил меня на долгий путь, на вечное лето, снарядил меня воином истинному царю Христу, Богу нашему». *)

В XVIII веке, когда среди русского дворянства появилось много вольтерьянцев, широко развилась во второй половине века деятельность масонов, стремившихся углубить понимание истин христианства и осуществлять их в личной и общественной жизни. В XIX веке религиозность русского народа выразилась в великой литературе, про-

*) См. мою книгу « Условия абсолютного добра»; YMCA- PRESS , Париж; „Des conditions de la morale absolue“, ed. de la Balconnière, Neuchâtel.

*) См. мою книгу «Ценность и бытие», гл. II, стр. 52—54. „Value and Existence“. George Allen and Unwin.

*) T . IV , гл. 3, стр. 1172 (третье издание); см. вообще стр. 1172—1174.

никнутой исканием абсолютного добра и смысла жизни, а также в расцвете религиозной философии.

Перечисленные проявления религиозности русского народа относятся к поведению высших слоев его. Что же касается низов народа, особенно крестьян, религиозность их обнаруживается с не меньшею очевидностью. Вспомним русских странников, паломников ко святым местам, особенно к таким прославленным монастырям, как ТроицеСергиевская лавра, Киево-Печерская лавра, Соловки, Почаевский монастырь, и за пределы России — на Афон, в Палестину. Жажда поклонения чудотворным иконам Божией Матери и смысл паломничества к различным иконам Богоматери кажется идолопоклонством людям, не имеющим конкретного религиозного опыта. Эти явления глубокомысленно разъяснил о. Павел Флоренский в своей книге «Столп и утверждение истины». «Каждая законная икона Божией Матери, — говорит он, — явленная, т. е. ознаменованная чудесами и, так сказать, получившая одобрение и утверждение от Самой ДевыМатери, засвидетельствованная в своей духовной правдивости Самою Девою-Матерью, есть отпечатление одной лишь стороны, светлое пятно на земле от одного лишь луча Благодатной, одно из живописных имен Ее. Отсюда искание поклониться разным иконам. Наименования некоторых из них отчасти выражают их духовную сущность» (369 с.).

До какой высокой духовной жизни могут доходить простые, мало образованные люди, примером служит книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». *) Достоевский находит синтез и завершение всех добрых свойств русского народа в его христианском духе. «Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос», думает Достоевский (Дневник писателя, 1873, V). Он доказывает эту мысль так: русский народ своеобразно принял Христа в свое сердце, как идеального человеколюбца; он обладает поэтому истинным духовным просвещением, получая его в молитвах, в сказаниях о святых, в почитании великих подвижников. Его исторические идеалы — святые Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Тихон Задонский (Дн. пис., 1876, февр. 1, 2). Признав святость высшею ценностью, стремясь к абсолютному добру, русский народ, говорит Достоевский, не возводит земные относительные ценности, напр., частную собственность, в ранг «священных» принципов. В романе «Бесы» Достоевский высказывает устами Шатова свою мысль, что русский народ есть «народ-богоносец» (ч. II, гл. 1).

Исследователь русской религиозности Г. П. Федотов в своей книге

*) Новые издания этой книги в YMCA -PRESS , Париж.

„ Russian religions Mind . Kievan Russia “ показал, что христианство попало в Руси на благодатную почву: уже в Киевской Руси до монгольского ига оно было усвоено, по крайней мере, высшими слоями народа в своей подлинной сущности, именно как религия любви. Владимир Мономах, великий князь Киевский (умер в 1125 г.), в своем «Поучении» детям осуждает гордость и суету, высказывается против смертной казни, видит в природе красоту и славу Божию, высоко ценит молитву. «Если, ездя на коне, вы не занимаетесь делом, — пишет он, — то, при незнании других молитв, постоянно повторяйте: Господи, помилуй. Это лучше, чем думать о пустяках» (мыслить безлепицу). Ко всем людям он советует быть доброжелательным: «не идите мимо человека, не приветивши его, а скажите ему доброе слово». Митрополит Киевской Руси Никифор в своем «Послании» Мономаху говорит, что он любит готовить другим пышные обеды, а сам служит гостям; «подвластные ему едят и пьют до отвалу, а он только сидит и смотрит, довольствуясь малой пищей и водою». При этом надо заметить, что Владимир Мономах был человек мужественного характера, проявлявший выдающуюся храбрость и на войне, и на опасной охоте.

В дальнейшей истории Руси вслед за высшими слоями общества и благодаря влиянию великих святых также низшие слои населения усвоили христианство настолько, что идеалом народа стала не могучая, не богатая, а «Святая Русь». «В древнерусской святости, — говорит Федотов, — евангельский образ Христа сияет ярче, чем где бы то ни было в истории». *)

Русские святые особенно осуществляют в своем поведении «кенозис» Христа, его «зрак раба», бедность, смирение, простоту жизни, самоотвержение, кротость (стр. 128). Героическое человеколюбие и чудеса св. Николая так полюбились народу, что он стал национальным русским святым (44). Проповеди св. Иоанна Златоуста и св. Ефрема Сирина стали любимым чтением; в первых привлекал призыв к милосердию, а во-вторых — к покаянию.

Лев Толстой, жизнь и произведения которого служат ярким примером искания абсолютного добра и смысла жизни, хорошо знал русский народ. В статье «Песни на деревне» он говорит, что русский народ — «кроткий, мудрый, святой». За два года до своей смерти в «Предисловии к альбому «Русские мужики» Н. Орлова» он говорит о русских крестьянах, что это — «смиренный, трудовой, христианский, кроткий, терпеливый народ. Мы с Орловым любим в этом народе его мужицкую смиренную, терпеливую, просвещенную истинным христианством

*) Федотов. Святые древней Руси. YMCA - PRESS , Париж 1931, стр. 251.

душу». Смотря на картины Орлова, Толстой переживает сознание «великой духовной силы народа».

С. Л. Франк в своей превосходной статье « Die Russische Weltanschauung » говорит: «русский дух насквозь проникнут религиозностью». *) Бердяев часто повторял в своих рассуждениях о России, что русские не интересуются среднею областью культуры. «Русская идея», — говорит он, — не есть идея цветущей культуры и могущественного царства, русская идея есть эсхатологическая идея Царства Божьего». «Русское православие не имеет своего оправдания культуры, в нем был нигилистический элемент в отношении ко всему, что творит человек в этом мире. В православии сильнее всего была выражена эсхатологическая сторона христианства». «Мы русские, апокалиптики или нигилисты». *)

Историк и философ Лев Платонович Карсавин находит, что существенный момент русского духа есть религиозность, включая и воинствующий атеизм. Русский идеал есть взаимопроникновение Церкви и государства. Но, к сожалению, говорит он, у русского православия есть серьезный недостаток, — его пассивность, бездейственность. «Уверенность в будущем обожении обеспложивает настоящее». К тому же идеал недостижим «путем частичных реформ и отъединенных усилий»; между тем, русский человек хочет действовать «всегда во имя чего то абсолютного или абсолютированного». Если же русский усомнится в абсолютном идеале, то он может дойти до крайнего скотоподобия или равнодушия ко всему; он способен придти «от невероятной законопослушности до самого необузданного безграничного бунта». Стремясь к бесконечному, русский человек боится определений; отсюда, по мнению Карсавина, объясняется гениальная перевоплощаемость русских. *) Вальтер Шубарт, прибалтийский немец, знавший, вероятно, русский язык и русскую культуру так интимно, как сами русские, написал замечательную книгу « Europa und die Seele des Ostens », переведенную на русский и английский языки. Шубарт противопоставляет друг другу главным образом два типа человека: прометеевский, героический человек, и иоанновский, мессианский человек, т. е. человек, следующий идеалу, данному в Евангелии от Иоанна. Представителями иоанновского типа он считает славян, особенно русских. Прометеевский, «героический человек видит в мире хаос, который он должен оформить своей организующей силой; он полон жажды власти; он удаляется все дальше и дальше от Бога и все глубже уходит в мир вещей. Секуляризация — его

*) Philosophische Vorträge, veröffentlicht von der Kantgesellschaft, Nr. 29, 1926.

*) H. Бердяев. Русская идея, стр. 144, 132, 131.

*) Л. Карсавин. Восток, Запад и русская идея, стр. 15, 70, 58, 62, 79.

судьба, героизм — его жизненное чувство, трагика — его конец». Таковы «романские и германские народы современности». *)

Иоанновский «мессианский человек чувствует себя призванным создать на земле высший божественный порядок, чей образ он в себе роковым образом носит. Он хочет восстановить вокруг себя ту гармонию, которую он чувствует в себе. Так ощущали первые христиане и большинство славян». «Мессианского человека одухотворяет не жажда власти, но настроение примирения и любви. Он не разделяет, чтобы властвовать, но ищет разобщенное, чтобы его воссоединить. Им не движут чувства подозрения и ненависти, он полон глубокого доверия к сущности вещей. Он видит в людях не врагов, а братьев; в мире же не добычу, на которую нужно бросаться, а грубую материю, которую нужно осветить и освятить. Им движет чувство некоей космической одержимости, он исходит из понятия целого, которое ощущает в себе и которое хочет восстановить в раздробленном окружающем. Его не оставляет в покое стремление к всеобъемлющему и желание сделать его видимым и осязаемым». (5 с.). «Борьба за вселенскость станет основной чертой иоаннического человека» (9). В иоанновскую эпоху центр тяжести перейдет в руки тех, кто стремится «к сверхземному в качестве постоянной черты национального характера, а таковыми являются славяне, в особенности русские. Огромное событие, которое сейчас подготовляется, — есть восхождение славянства, как ведущей культурной силы» (16).

Целью своей книги Шубарт ставит повлиять на «европейское самопознание путем контраста» (25). «Запад, — говорит он, — подарил человечеству наиболее совершенные формы техники, государственности и связи, но он лишил его души. Задачею России является вернуть ее людям» (26). «Только Россия способна одухотворить человеческий род, погрязший в вещности и испорченный жаждой власти», и это несмотря на то, что в настоящий момент «сама она мучится в судорогах большевизма» (26 с.). Поток прометеевского мироощущения тремя волнами разливался в России, говорит Шубарт: «он шел через европеизаторскую политику Петра Первого, затем через французские революционные идеи и, наконец, атеистический социализм, который захватил власть в России в 1917 г. » (56). Реакция русской души на этот прометеевский дух — иногда аскетизм, но больше мессианская: он хочет оформить внешний мир согласно небесному внутреннему образу», его идеал «не чистая посюсторонность, как у прометеевского человека, а Царство Божие» (58 с.).

*) В. Шубарт. Европа и душа Востока, 3 изд., стр. 5, 6. По- английски — „Russia and Western Man “.

Большевистский режим есть породил на прометеевский дух. Судя по сведениям доходящим из России, он вызывает в русском народе ужас, отвращения и рост религиозности. Поэтому можно надеяться, что после падения большевистской власти, иоанновский дух русской культуры восстановится и будет иметь благотворное влияние на все человечество.

Книга Шубарта свидетельствует о его глубокой любви к русскому народу и русской культуре. Любящему взору открываются идеальные глубины любимого существа, даже и такие, которые далеки от полного осуществления и требуют дальнейшего развития. Такой характер прозрения в глубины и возможности, таящиеся в духе славян и особенно русских, имеет вся книга Шубарта. Поэтому читать ее полезно особенно нам, русским, чтобы просить помощи Божией для совершенного развития тех духовных свойств, которые нашел в славянах Шубарт, и для знания отклонений на этом пути, которых следует опасаться.

Важнейшее выражение характера религиозности русского народа осуществлено в Русской Православной Церкви. Прав Бердяев, что русское православие сосредоточено на эсхатологии, на стремлении к Царству Божию, т. е. к сверхземному абсолютному добру. Этот характер Православия ярко выражен во всем богослужении и в годовом цикле церковной жизни, в котором «праздников праздник, » есть Пасха, Воскресение Христово, знаменующее победу над смертью в форме Преображения, т. е. жизни в Царстве Божием. Иконы русской Православной Церкви, подобно Византийским иконам, глубоко отличаются от религиозной живописи Итальянского Возрождения: красота их — не земная миловидность, а сверхземная духовность.

Православное монашество ведет жизнь, посвященную молитве о своей душе и о всем мире. Занимаясь аскетическими подвигами и монастырским трудом, оно мало принимает участия в земной жизни. Живое представление об этом характере русского монашества можно получить из недавно изданной в Париже книги иеромонаха Софрония «Старец Силуан». Опираясь на живое молитвенное общение с Господом Богом и Царством Божиим при почитании святых, православный человек руководится в своей религиозной жизни и в богословских трудах не ссылкой на авторитеты и не сложными умазаключениями, а живым религиозным опытом. *) О том, что Православная Церковь при выработке догматов и основ церковной жизни не подчинена внешнему авторитету, весьма ценны соображения Хомякова. Занимаясь вопросом о том, как сочетать в церковной жизни два трудно соедини-

*) См. книгу V. Lossky. „Essay sur la théologie mystique de l"Église d‘Orient“. О первостепенном значении религиозного опыта см. книгу С. Л. Франка „God with us “.

мые принципа — свободу и единство, Хомяков выработал замечательное оригинальное понятие соборности. Он говорит, что в Католической авторитарной Церкви есть единство без свободы, а в Протестантской есть свобода без единства. Согласно его учению, принципом строения Церкви должна быть соборность, разумея под этим словом единство многих лиц на основе общей любви их к Богу, к Богочеловеку Иисусу Христу и к правде Божией. Любовь свободно объединяет верующих людей в Церкви, как Теле Христа.

Хомяков упускает из виду, что и Католическая церковь, будучи сверхгосударственною и сочетая в одно целое европейских, азиатских, американских и т. п. католиков, сохраняет единство тоже благодаря соборности, т. е. благодаря любви католиков к одним и тем же высоким ценностям. Но высокое достоинство Православия состоит в том, что принцип соборности в нем осознан, как более высокая основа Церкви, чем, какие бы то ни было земные авторитеты. Хомяков признает, что принцип соборности не осуществлен в Православии во всей полноте, что высшее духовенство нередко бывает склонно к деспотизму, однако такое явление понятно в условиях земной грешной жизни и хорошо уже то, что принцип любви, а, следовательно, и свободы провозглашен в Православии.

Понятие соборности, выработанное Хомяковым, так ценно и своеобразно, что перевод его на другие языки невозможен и слово «соборность» уже принято в немецкой и англо-американской литературе. Содружество (fellow , ship ) англиканских и православных христиан, существующее в некоторых городах Великобритании и Соединенных Штатов Америки, издает даже журнал под названием « Sobornost ».

Юридическое учение о спасении отвергается Православною церковью. Духу ее соответствует учение о том, что поведение, руководимое совершенною любовью к Богу и ближнему, само по себе без всяких внешних наград есть блаженство. Обстоятельный труд об этом вопросе «Православное учение о спасении» написал в конце XIX века архимандрит (будущий патриарх) Сергий.

Дух Православной церкви, в основе которой лежит любовь, выражается в «благостном» характере и даже внешности многих русских духовных лиц.

Эту черту русского духовенства хорошо подметил Шубарт. Он пишет: «Гармонический дух живет во всем древнейшем русском христианстве». «Гармония лежит в образе русского священника. Мягкие черты его лица и волнистые волосы напоминают старые иконы. Какая противоположность иезуитским головам Запада с их плоскими, строгими, цезаристскими лицами». «По сравнению с деловым почти театральным поведением европейцев Киреевский отмечает: смирение, спокойст-

вие, сдержанность, достоинство и внутреннюю гармонию людей, выросших в традициях Православной церкви. Это чувствуется во всем вплоть до молитвы. Русский не выходит из себя от умиления, но, напротив, особое внимание обращает на сохранение трезвого рассудка и гармонического состояния духа» (51). Те же самые свойства русского священника отмечает и Толстой в «Войне и мире». В Москве в воскресенье 12 июля 1812 года получен был манифест Государя о начале войны с Наполеоном и прислана была молитва из Синода о спасении России от вражеского нашествия. Священник в церкви, «благостный старичок», — пишет Толстой, — читает молитву: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего, начал священник тем ясным, ненапыщенным и кротким голосом, которым читают только одни духовные славянские чтецы и который так неотразимо действует на русское сердце» (том II, часть V, глава 18).

О благостном характере русского православия вообще говорит Владимир Филимонович Марцинковский в своей замечательной книге «Записки верующего». Марцинковский, став религиозным проповедником, изъездил всю Европейскую Россию, встречался с множеством людей и на основании своего богатого опыта говорит о глубокой религиозности русского народа во всех его слоях и о его жажде религиозного просвещения. Свои лекции он бесстрашно продолжал и при большевистском правительстве, пока оно не выслало его из России в 1923 году. Заключенный в Москве в Таганскую тюрьму он познакомился с иеромонахом о. Георгием, который исполнял в тюрьме должность санитара. «Большим приобретением для меня, — пишет он, — было знакомство с этим типом истого русского православия, или просто русского христианства, при всей простоте вмещающем и мудрость и крепкую волю, а главное удивительную мягкость, широту и любовь, любовь без конца. . . »

О. Георгий был сначала послушником у оптинского старца Амвросия. Со слов его Марцинковский дает удивительное сообщение о Льве Толстом.

«О. Георгий видел и Л. Н. Толстого, как он приходил в Оптину, покинув Ясную Поляну. Не попав на прием к старцу Иосифу, который лежал тогда тяжело больной, Лев Николаевич пошел по лесной дорожке, в раздумье. Видит два монаха идут, несут лукошки с грибами. Поздоровались. — «Хорошо у вас здесь!. . Хотел бы я тут избушку построить и с вами жить». . . «Что ж, это можно», ласково ответил один из иноков. Затем Лев Николаевич после вторичной неудачной попытки попасть к о. Иосифу, отправился в Шамордино к своей сестре, монахине Марии Николаевне. Он очень любил ее. О. Георгий уверяет, что Лев Николаевич сказал тогда сестре: «Машенька, я раскаиваюсь в своем

учении об Иисусе Христе». . . Разговор этот пресекся с приездом Черткова и Маковицкого, которые увезли Льва Николаевича из Шамордина». *) Очень трудно доказать, имел ли о. Георгий достоверное сведение о беседе Льва Толстого с сестрою во время последнего свидания их. Под конец своей жизни Толстой перестал грубо нападать на традиционные учения и обряды Церкви. Поэтому есть некоторая вероятность правильности сообщения о. Георгия.

Но одна важная неточность имеется в его рассказе. Когда Толстой покинул Ясную Поляну, его все время сопровождал доктор Маковицкий. В Шамордино к ним присоединилась Александра Львовна Толстая. Черткова в Шамордине не было, он присоединился к Толстому уже после его отъезда из Шамордино, откуда Толстой поспешил уехать, боясь, что его настигнет там жена его София Андреевна. Надобно также заметить, что слова «Я раскаиваюсь в своем учении об Иисусе Христе» не были сообщены самою сестрою Льва Николаевича другим членам его семьи. Неизвестно, кто передал их отцу Георгию, и точно ли поредел. *)

Поэтому нет оснований уверенно утверждать, что Лев Толстой в конце жизни признал Богочеловечество Иисуса Христа, но нет сомнения в том, что он стал воздерживаться от грубых нападений на христианство.

Религиозность русского народа и кроткая благостность духовенства, казалось бы, должна была выразиться в проповеди социального христианства, т. е. в учении о том, что принципы христианства следует осуществлять не только в личных индивидуальных отношениях, но и в законодательстве и в организации общественных и государственных учреждений. Леруа-Болье в третьем томе своего обширного труда о России говорит: оригинальность России может проявиться в реализации евангельского духа, именно «в применении этики Христа в общественной не менее, чем в частной жизни» (III, 506). Православное духовенство в XIX веке пыталось выступать в литературе с этою идеею, однако правительство систематически подавляло такие стремления его и содействовало укреплению мысли, будто цель религиозной жизни есть только забота о личном спасении души. В труде о. Георгия Флоровского «Пути русского богословия можно найти в главе «Историческая школа» много сведений о том, как правительство стесняло литературную деятельность духовенства и ко вреду Церкви и общества мешало развитию религиозной идеологии. Низводя Церковь на степень слуги государства, правительство превращало духовных лиц в чиновников. Сущность такой политики хорошо выразил в романе Лескова «Соборя-

*) В. Ф. Марцинковский. Записки верующего, Прага 1929, стр. 171 с.

*) См. книгу: А. Л. Толстая. Отец, издат. имени Чехова.

не» мошенник Термосесов: Религия может быть допускаема только, как одна из форм администрации. А коль скоро вера становится серьезной верой, то она вредна и ее надо подобрать и подтянуть» (ч. II, глава 10). Потрясающим примером «смирения» епископов, членов Синода, подчиняющихся против веления своей совести требованию государственной власти, служит история поставления во епископы монаха Варнавы, рассказанная Милюковым в «Очерках по истории русской культуры». Подчинение высшего (черного) духовенства верховной власти и ее представителю Обер-прокурору Синода даже усилилось в правление Саблера, продолжавшего традицию Победоносцева, говорит Милюков. Чрезвычайно характерным эпизодом из эпохи этого подчинения является история кощунственного посвящения в епископы ставленника Распутина монаха Варнавы, рассказанная непосредственным участником, митрополитом Антонием Храповицким в частном письме к митрополиту Флавиану от 11 августа 1911 года»: «Уже омокается трость, и завтра государь подпишет о бытии архимандриту Варнаве епископом каргопольским; хиротония его в Москве. Как это произошло? А вот как. Вл. К. Саблер заявил, что государь желает видеть его епископом. Преп. Дмитрий сказал: «А потом и Распутина придется хиротонисать». Я начал предлагать разъяснить неудобства сего желания; тогда В. К. вынул из портфеля всеподданейшее прошение свое об отставке и пояснил, что в отказе Синода он усмотрит свою неспособность быть посредником между государем и Синодом и предоставить это дело другому. Тогда я от лица иерархов сказал: «Для сохранения вас на посту, мы и черного борова посвятим в архиереи, но нельзя ли его отправить в Бийск, посвятить в Томске и т. п. ». Вечером 8 августа мы собрались тайно у преп. Сергия и, вознеся немало воздыханий, решили из двух зол избрать меньшее» (том II, часть 1, стр. 183).

С огорчением думая о приниженном состоянии той Церкви, которую можно назвать «официальною», нужно помнить, что в России сохранялась все же в глубине и настоящая христианская Церковь в лице почитаемых народом подвижников, живших в тиши монастырей, и особенно в лице «старцев», к которым прибегали для поучения и утешения тысячи людей из всех слоев русского народа. Художественное изображение того, как действует «старец», известно всему миру из романа Достоевского «Братья Карамазовы», где дан образ старца Зосимы.

О действительно существовавших старцах можно получить сведения из книги о. Сергия Четверикова «Оптина пустынь». *)

Духовенство, подчиненное специальной духовной цензуре, не мог-

*) См. также Karsavin , Starzen ; Igor Smolitsch , „Leben und Lehre der Starzen “.

ло разрабатывать идею социального христианства, но зато светские люди много поработали над этою проблемою. Славянофилы Хомяков, К. Аксаков были сторонниками этой идеи, насколько можно было пытаться выразить ее при режиме государя Николая I. Разносторонне разработано учение о социальном христианстве в трудах Вл. Соловьева особенно в его «Оправдании добра» и в трудах С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева.

Не надо забывать также участия России в попытках применить принципы христианства к международным отношениям. Вспомним участие России в Священном Союзе при Александре I и предложение, исходившие от Императора Николая II в конце XIX века об учреждении международного трибунала для решения споров между государствами не войною, а судом. Самую замечательную мысль о нормальном отношении народов друг к другу высказал В л. Соловьев: заповедь Иисуса Христа «люби ближнего, как самого себя» он применил и в отношении народов друг к другу «люби все другие народы, как свой собственный».

О русской интеллигенции второй половины XIX века говорят, что она была наиболее атеистическою. Это не верно: она была действительно наиболее внецерковною, но это не значит, что она была атеистическою. Отпадение от Церкви обусловлено было отчасти ложною мыслью, будто догматическое содержание христианства не согласимо с научным миропониманием, но еще в большей степени виною охлаждения к Церкви была нелепая политика правительства, стеснявшего свободное развитие религиозной жизни. Приведу один пример из замечательной книги о. Георгия Флоровского «Пути русского богословия»: «Блестящая книга московского профессора М. Д. Муретова против Ренана была остановлена цензурой, так как для опровержения нужно было изложить опровергаемое «лжеучение», что не представлялось благонадежным. Ренана продолжали читать втайне, а книга против Ренана опоздала лет на 15. И создалось впечатление, что причина запретов в бессилии защищаться» (421).

Отошедшие от Церкви образованные люди утратили христианскую идею Царства Божия, однако многие из них сохранили стремление к совершенному добру и мучаются неправдою нашей грешной земной жизни. Это настроение обнаруживается, напр., в искании социальной справедливости. Характерным явлением общественной жизни России было то, что Михайловский назвал словами «кающийся дворянин» и Лавров выразил мыслью о необходимости уплатить «долг народу». Это настроение русских людей, принадлежащих к привилегированным классам общества, хорошо выразил Достоевский: он говорил в «Дневнике Писателя», что никогда не мог понять такого строя, при котором

одна десятая народа пользуется многими жизненными благами, а девять десятых лишены их.

Даже в среде крупной буржуазии, среди богатых промышленников и купцов, были настроения, показывающие, что они как бы стыдятся своего богатства и уж, конечно, сочли бы кощунством называть право собственности «священным». Среди них было много меценатов и жертвователей больших сумм на различные общественные учреждения. Вспомним, напр., такие имена, как Третьяковы, Морозовы, Мамонтов, Шанявский, Серебряков, Шукин, Рябушинские. Были и такие богатые промышленники, которые давали деньги революционерам, боровшимся против капитализма.

Н. И. Астров, последний выборный голова города Москвы, сообщает данную Кобылинским-Эллисом *) характеристику брата его Павла Ивановича Астрова, члена Московского Окружного Суда. Идеалом П. И. Астрова было примирение трех начал, — цельной религиозности, общественности в духе мирной и гуманной эволюции, творческой культуры. Идя с Андреем Белым и Кобылинским, он сказал однажды: «наш идеал будущего — лик культурного праведника, святого будущего». *)

Я приведу пример одного такого культурного праведника. Это был учитель народной школы Вячеслав Яковлевич Аврамов, помещик Костромской губернии. Он получил высшее образование в Горном Институте, однако решил посвятить свою жизнь не инженерному делу, а просвещению низов народа. Он стал учителем в народной школе в Петербурге вблизи Волкова кладбища. Его уроки русской грамоты и даже уроки арифметики были чем-то вроде художественного спектакля. В его школу приезжали педагоги всего Петербурга учиться искусству преподавания. В молодости он полюбил одну девушку, желавшую получить высшее образование и поехать для этой цели в Швейцарию. Родители не давали ей разрешения. Она не отвечала чувству Вячеслава Яковлевича, но вступила с ним в фиктивный брак, как это часто делалось в шестидесятых годах, и тотчас уехала за границу. Так Аврамов и остался на всю жизнь холостяком. Имение свое он продал и на вырученные деньги устроил в Костромской губернии несколько земских народных школ.

У русских революционеров, ставших атеистами, вместо христианской религиозности явилось настроение, которое можно назвать формальною религиозностью, именно страстное, фанатическое стремление осуществить своего рода Царство Божие на земле, без Бога, на основе

*) Кто такой Кобылинский-Эллис можно узнать из воспоминаний Андрея Белого.

*) Н. И. Астров. Воспоминания, стр. 220.

научного знания. Об этом характере русской интеллигенции написал ряд статей С. Н. Булгаков и перепечатал их в сборнике «Два Града». Он говорит, что правительственные преследования вызвали в революционной интеллигенции «самочувствие мученичества и исповедничества», а насильственная оторванность от жизни развила «мечтательность, утопизм, вообще недостаточное чувство действительности» (180). Будучи депутатом второй Государственной Думы и наблюдая ее политическую деятельность, «я ясно видел, — пишет Булгаков, — как в сущности далеко от политики, т. е. повседневной прозаической работы починки и смазки государственного механизма, отстоят эти люди. Это психология не политиков, не расчетливых реалистов и постепеновцев, нет, это нетерпеливая экзальтированность людей, ждущих осуществления Царства Божия на земле, Нового Иерусалима и притом чуть ли не завтра. Невольно вспоминаются анабаптисты и многие другие коммунистические сектанты средневековья, апокалиптики и хилиасты, ждавшие скорого наступления тысячелетнего Царства Христова и расчищавшие для него дорогу мечом, народным восстанием, коммунистическими экспериментами, крестьянскими войнами; вспоминается Иоанн Лейденский со свитою своих пророков в Мюнстере» (135).

Далее Булгаков показывает, как страстная жажда осуществления Царства Божия на земле без Бога и, следовательно, без абсолютного добра ведет к замене идеи Богочеловека человекобожием, а вслед за этим и к бестиализации человека, или точнее, сказал бы я, к осатанению человека, встречающемуся в СССР.

Не только русские писатели, также и иностранцы, внимательно наблюдавшие русскую жизнь, в большинстве случаев отмечают выдающуюся религиозность русского народа. Я сошлюсь на несколько иностранцев и о тех из них, которых мнения буду сообщать также в дальнейшем, сообщу вкратце, кто они такие и как познакомились с русским народом.

Замечательное по своей обстоятельности исследование о России и русском народе выполнил французский ученый Леруа-Болье (Leroy - Beaulieu , 1842—1912). Он был в России четыре раза в 1872—1881 гг. и опубликовал свой труд в трех больших томах « L ’ Empire des Tsars et les Russes » (1881—1889). Народные массы русских, говорит он, не утратили чувства связи «с обитателями невидимого мира» (т. III , кн. 1, гл. И, стр. 11). У простого русского народа он находит своеобразное сочетание реализма и мистицизма, почитание креста, признание ценности страдания и покаяния (45). Он обращает внимание на то, что литературные труды даже и неверующих русских имеют религиозно-христианский характер. Оригинальность России, думает Леруа-Болье, может проявиться в реализации евангельского духа, именно в применении эти-

ки Христа в общественной не менее, чем в частной жизни (кн. III, гл. Х1, стр. 568).

Англичанин Стивен Грахам (Stephen Graham ) много раз ездил в Россию; он познакомился со всеми слоями русского общества, особенно с крестьянами. Хорошо овладев русским языком, одеваясь просто, чтобы быть в толпе принятым за русского рабочего, он исходил пешком многие сотни километров и наблюдал русскую жизнь от Архангельска до Владикавказа. Вместе с паломниками он ходил на поклонение угодникам в монастыри, ездил на русском пароходе вместе с паломниками в Палестину. Странствуя пешком на севере России вблизи Белого моря, он ночевал в крестьянских избах. *)

В книге «Путь Марфы и путь Марии» Грахам говорит, что с англичанами разговор кончается беседою о спорте, с французом — беседою о женщине, с русским интеллигентом — беседою о России, а с крестьянином— беседою о Боге и религии (54, 72). Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея — христианская идея; на первом плане в ней — любовь к страдающим, жалость, внимание к индивидуальной личности (93-96). Нашу смертную жизнь русский считает не подлинною жизнью и материальную силу не действительною силою (111). Иными словами, Грахам хочет сказать, что русское христианство сосредоточено на идее Царства Божия и абсолютного совершенства в нем. Восточная Церковь, говорит он, идет путем Марии. Русский окружен в церкви «свидетелями истины», ликами святых, смотрящими на него с икон; от них исходит свет Преображения; войдя в Успенский собор в Москве, человек вступает в «иной мир» (201-203).

В книге «Неизвестная Россия» Грахам с восхищением говорит о теплящейся перед иконою лампадке, излучающей покой, о том, что такую лампаду перед иконою можно увидеть везде в России, и на вокзале, и в бане; поэтому везде чувствуется близость Бога. «Я люблю Россию, — говорит он. — Она для меня в некотором смысле есть нечто большее, чем моя родная страна. Иногда мне кажется, что я счастливый принц, нашедший Спящую Красавицу» (7).

Англичанин Морис Бэринг (Maurice Baring , 1874-1945 », поэт и жур налист, познакомился в Копенгагене с семьей русского посланника графа Бенкендорфа, жена которого была высоко культурная русская интеллигентка. С 1901 г. он часто ездил в их имение Сосновку в Тамбовской губернии. Во время русско-японской войны он был в Маньч-

*) Укажу следующие книги, написанные им о России и русском народе. „Undiscovered Russia“, 1912; „With Russian pilgrims to Jerusalem“, 1913; „Changing Russia“, 1913; „The way of Martha and the way of Mary“, 1915; „Russia and the world“, 1915; „Russia in 1916, 1917“.

журии при русской армии, как корреспондент газеты Morning Post . В 1905-1906 гг. он наблюдал русскую революцию. *)

Живя в имении и находясь при армии, Бэринг наблюдал религиозность русского народа, посты, молебны, свечи перед иконами, подъем духа во время праздника Пасхи, но среди образованных русских людей, говорит он, больше атеистов, чем в Западной Европе (Русский народ, стр. 72). В книге «Главные основы России» он говорит, что русский крестьянин глубоко религиозен, видит Бога во всех вещах и считает ненормальным, неумным человека, не верующего в Бога (стр. 46). Стихотворение Пушкина «Я пережил свои желанья, я разлюбил свои мечты. Остались мне одни страданья, плоды сердечной пустоты». Бэринг перевел в совершенстве, передав не только содержание его, но и музыку стиха.

Англичанин Гарольд Вильямс (Wiliams ), муж Ариадны Владимировны Тырковой, благодаря связи с ее высоко культурною семьей и жизни в имении ее родителей на берегу Волхова, хорошо познакомился с характером и бытом русских крестьян. В своей книге « Russia of the Russians » он говорит о высокой религиозности русского народа. Народ, — говорит он, —не только получает эстетические эмоции от богослужения, но и приобретает религиозные убеждения благодаря Евангелию, читаемому в церкви, а также почерпая их из жития святых и легенд. Вильямс знает о том, что с начала XX века у русской интеллигенции пробудился интерес к религии и начался возврат к Церкви.

Профессор Бернард Пэре (Pares ), бывший директором школы славистики в Лондонском университете и редактором журнала Slavonic Review , много раз с 1890 года ездил в Россию, жил не только в городах, но и в деревне, например, в имении Машук Ивана Ильича Петрункевича в Новоторжском уезде Тверской губернии. В книге « Russia » он с любовью говорит об идеализме русского народа (25).

R . Wright в книге « The Russians » (1917) говорит, что религия есть основа жизни России, пульс ее: забота не о теперешней, а о небесной жизни (11).

Профессор Сорбонны Жюль Легра (Jules Legras ) написал книгу « L ’ â me russe » (1934).

В ней он говорит о свободе русских ходить или не ходить в церковь, о том, что русские наименее дисциплинированный народ в Европе, но народ этот отличается смутным влечением к высшему и, по

*) Бэринг написал много книг о России. Укажу из них следующие. „With the Russians in Manchueria“, 1905. „A year in Russia“, 1907. „The mainspring of Russia“, 1914. „The Russian people“, 1911. О жизни и творчестве Бэринга написала книгу Ethel Smith , Hon . Maurice Baring , 1938.

своему, это — глубокая религиозность, более мистическая, чем во" Франции. Православное богослужение, говорит он, производит глубокое впечатление (167-179).

Немец К. Онаш (Onasch ) в книге « Geist und Geschichte der Russischen Ostkirche » (1947) указывает на то, что неправильно понимал Православную церковь известный протестантский богослов Адольф Гарнак, считавший веру в таинства и почитание икон проявлением варварства (8). Русское жизнепонимание и религиозность, говорит Онаш, отличается замечательною цельностью (7): в основе его лежит страсть к абсолютным ценностям и преображению мира (34); иконы русские свидетельствуют о преодолении земного бытия (32).

Ганс фон Экардт (Eckardt ) в книге „ Russisches Christentum “ (1947) считает характерною чертою русской религиозности стремление освободиться от временного материального бытия и влечение к преображенной жизни в Царстве Божием (14 с.).

Приведенных примеров достаточно, чтобы показать, что даже иностранцы, хорошо познакомившиеся с Россией, отмечают глубокую религиозность русского народа. Считая основным свойством русского народа христианскую религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, осуществимого лишь в Царстве Божием, я буду в следующих главах пытаться объяснить некоторые другие свойства русских людей связью с этою существенною чертою их характера.


Страница сгенерирована за 0.19 секунд!

Н. О. Лосский.
(Из статьи “Характер русского народа”). 1957 г.

Человек, стремящийся к идеалу абсолютно совершенного бытия, живущий им в мечтах и зорко подмечающий несовершенства нашей жизни вообще и недостатки собственной деятельности, разочаровывается на каждом шагу и в других людях, и в их предприятиях, и в своих собственных попытках творчества. Он берется то за одно, то за другое дело, ничего не доводит до конца и наконец перестает бороться за жизнь, погружается в лень и апатию. Таков именно Обломов.

В юности Обломов мечтал о “доблести, деятельности”; “ему были доступны наслаждения высоких помыслов”, он воображал себя полководцем, мыслителем, великим художником… И это не пустые мечты он в самом деле талантлив и умен…Если бы к этому таланту присоединить упорный труд обработки деталей, то он мог бы стать поэтом, дающим законченные художественные произведения. Для достижения этой цели нужно выработать привычку к систематическому труду. Но первые шаги самостоятельной жизни Обломова не содействовали выработке такой привычке…

Окончательно опустившись, Обломов “иногда плачет холодными слезами безнадежности по светлом, навсегда утраченном идеале жизни”… Но Штольц и в это время говорит, что “в душе его всегда будет чисто, светло, честно”, и после смерти Обломова Штольц вместе с Ольгой вспоминает “чистую, как хрусталь, душу покойного”…

Что же такое “обломовщина”? Добролюбов объяснил ее влиянием крепостного права и крайне презрительно оценивает характер Обломова; привлекательные черты его души он отрицает и думает, что внесение их в роман есть неправильное изображение действительности…
Конечно, крепостное право способствовало распространению обломовщины среди людей, пользующихся плодами крепостного труда, и среди придавленных ими крестьян, однако лишь как второстепенное условие. Гончаров, будучи великим художником, дал образ Обломова в такой полноте, которая открывает глубинные условия, ведущие к уклонению от систематического, полного скучных мелочей труда и порождающие в конце концов ленность…

Обломовщина есть во многих случаях оборотная сторона высоких свойств русского человека — стремления к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности…
астичная обломовщина выражается у русских людей в небрежности, неточности, неряшливости, опаздывании на собрания, в театр, на условленные встречи. Богато одаренные pyccкие люди нередко ограничиваются только оригинальным замыслом, только планом какой-нибудь работы, не доводя ее до осуществления…

, Вундт, Вильгельм , Флоренский, Павел Александрович

Последователи: Рэнд, Айн , Лосский, Владимир Николаевич

Никола́й Ону́фриевич Ло́сский (6 декабря , , Креславка , Российская империя - 24 января , , Париж) - выдающийся представитель русской религиозной философии , один из основателей направления интуитивизма в философии .

Биография

Философия

  • Интуитивизм Лосского является теорией, разрабатывающей философские проблемы связанные с христианским истолкованием мира. Начиная с гносеологических аспектов, Лосский занимается и другими основными разделами философии.
  • Гносеология Лосского строится на основе положения о том, что познанный объект , даже являясь частью внешнего мира, включается сознанием познающего субъекта непосредственно в личность , и поэтому существование объекта не ставится в связь с актом познания. Такое учение получило в истории философии название интуитивизма . Лосский выделяет три вида интуиции - чувственную, интеллектуальную и мистическую. Чтобы объяснить возможность такого интуитивного познания Лосский рассматривает и разрабатывает многие положения онтологии .
  • Онтология В онтологии Лосского одним из главных является положение о том, что мир является неким органическим целым. Интуиция, как непосредственное созерцание других сущностей является в этом мире возможной, так как и человек есть сверхвременное и сверхпространственное бытие , тесно связанное с целым миром.
  • Аксиология
  • Этика
  • Эстетика

Тема реинкарнации в трудах Н. О. Лосского

Н. О. Лосский придерживался теории перевоплощения души (реинкарнация). Так в работе «Учение о перевоплощении» он писал:

Теория предсуществования души и перевоплощения, развитая Лейбницем и усвоенная мною … никогда не подвергалась осуждению Церкви. … На церковных молитвах, напр. на содержании панихиды, учение о перевоплощении никак не должно отразиться. В панихиде всё внимание сосредоточено на конечной цели жизни человека, на вступлении его в Царство Божие, где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Но в индивидуальной молитве об усопших сторонник учения о перевоплощении может, конечно, обращаться к Богу с просьбой о благословении умершего на новых путях его жизни, о ниспослании ему даров Духа Святого и т. п…

Главные труды

Сочинения

  • «Обоснование интуитивизма» (1906),
  • «Мир как органическое целое» (1917),
  • «Основные вопросы гносеологии» (1919),
  • «Свобода воли» (1927),
  • «Ценность и существование» (1931, 1935, в современном российском издании «Ценность и Бытие»),
  • «Бог и царствие Божие как основа ценностей» (1931),
  • «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938);
  • «Интеллектуальная интуиция и идеальное бытие, творческая активность»,
  • «Эволюция и идеальное бытие»,
  • «Мистическая интуиция»,
  • «Бог и всемирное зло» (1941);
  • «Условия абсолютного добра» (1944),
  • «Достоевский и его христианское мировоззрение» (1945),
  • «Мир как осуществление красоты».

Переводы

К числу важнейших творческих свершений Лосского относится выполненный им русский перевод «Критики чистого разума » Канта (третий по счету). Изданный впервые в 1907 г., он стал основой всех последующих русских изданий этого сочинения немецкого философа.

Ссылки

Сочинения

  • Н. О. Лосский, История русской философии. - М.: Сварог и К, 2000.
  • Н. О. Лосский, Ценность и Бытие. - М.: АСТ, 2000.

Литература

  • Николай Лосский: Библиография / Сост. Б. и Н. Лосские. Paris, Institut d"etudes slaves. 1978. 129 с.
  • Ермичев А.А. Штрихи к пониманию философии Н.О. Лосским // Вестник Московского университета.Серия 7.Философия. 1993.№ 4.С.64-69.
  • Ермичев А.А., Никулин А.Г. А.И. Введенский и Н.О. Лосский: критицизм и интуитивизм в Санкт-Петербургском университете // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 12. СПб.,1999. С.87-105.
  • Овчаров А.А. Основы идеал-реалистической теории интуиции: (Анализ интуитивизма Н.О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства)Кемеровский гос. уни-т. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.-215 с.
  • Королькова Е.А. Онтология зла в филосории Н.О. Лосского // Русская философия. Концепции.Персоналии. Методика преподавания СПб., 2001. С. 74-75.
  • Веселовская Е.В. Взаимосвязь онтологических, гносеологических и логических элементов в философской системе Н.О. Лосского //Вестник Российского Философского Общества № 1 (29), 2004. С.111-114.
  • Половинкин С.М. Иерархический персонализм Н.О.Лосского // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.Серия: Филология. Философия. История.2004. № 3. С.48-80.
  • Земляной С. Клерикально-консервативная мифологическая дистопия: Алексей Лосев

Примечания

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Смирнов А. Настоящая книга содержит очерки, в которых излагается семейное обычное право русского народа. Основная задача автора - рассмотреть с исторической точки зрения обычаи и понятия русского народа в сфере… - URSS, (формат: 140x200, 120 стр.) 2019
    456 бумажная книга
    А. Смирнов Настоящая книга содержит очерки, в которых излагается семейное обычное право русского народа. Основная задача автора - рассмотреть с исторической точки зрения обычаи и понятия русского народа в сфере… - ЛКИ, (формат: 60x90/16, 264 стр.) Академия фундаментальных исследований: этнология 2015
    590 бумажная книга
    Смирнов А. Академия фундаментальных исследований. Этнология 2019
    590 бумажная книга
    Смирнов А. Настоящая книга содержит очерки, в которых излагается семейное обычное право русского народа. Основная задача автора - рассмотреть с исторической точки зрения обычаи и понятия русского народа в сфере… - URSS, (формат: 60x90/16, 264 стр.) Академия фундаментальных исследований 2019
    793 бумажная книга
    Рябцев Юрий Сергеевич Настоящий диск представляет собой первую часть не имеющего аналогов электронного учебного пособия, посвященного жизни русского народа. В нем рассказывается о егожилище и домашней утвари, трапезе… - АстраМедиа, (формат: 140x200, 120 стр.) 2013
    520 бумажная книга
    Максименко Юрий Владимирович Если верить современным школьным учебникам, полудикие племена наших предков, не имевшие государственности, строили многочисленные города и контролировали гигантскую территорию - от Старой Ладоги до… - Концептуал, (формат: 60x90/16, 264 стр.) - 2017
    519 бумажная книга
    Максименко Юрий Владимирович Если верить современным школьным учебникам, полудикие племена наших предков, не имевшие государственности, строили многочисленные города и контролировали гигантскую территорию - от Старой Ладоги до… - Концептуал, (формат: 60x90/16, 264 стр.) История 2017
    618 бумажная книга
    Рябцев Юрий Сергеевич Настоящий диск представляет собой вторую часть не имеющего аналогов электронного учебного пособия, посвященного жизни русских людей - горожан, вельмож, императоров. В нем рассказывается об их жилище… - АстраМедиа, (формат: 140x200, 120 стр.) 2013
    520 бумажная книга
    Рябцев Юрий Сергеевич Настоящий диск представляет собой третью часть не имеющего аналогов электронного учебного пособия, посвященного жизни русских людей - горожан, дворян, купцов XIX в. В нем рассказывается об их… - Директ-Медиа, (формат: 140x200, 120 стр.) 2013
    505 бумажная книга
    Сонцов Дмитрий Петрович Сонцов (1803 - 1875) - нумизмат и собиратель древностей, его труды напечатаны, в частности, в "Археологическом Вестнике", "Трудах московского археологического общества", "Известиях… - ЁЁ Медиа, (формат: 140x200, 120 стр.) - 1875
    1689 бумажная книга
    Священник Андрей Горбунов, Н. О. Лосский В предлагаемой книге собраны две дополняющие друг друга работы. В первой из них "За всех и за вся" наш современник священник Андрей Горбунов говорит о вещах, которыекасаются ответственности каждого… - Издательство Свято-Троицкого братства, (формат: 140x200, 120 стр.) Подробнее... Википедия

    ПОЧАЕВСКИЙ ОТДЕЛ СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА - (ПО СРН), самый многочисленный отдел Союза Русского Народа (СРН). ПО СРН был создан в 1906 на Волыни, центром его стал небольшой городок Почаев, а точнее находящаяся там Почаевская Лавра. Председателем отдела стал архим. Лавры Виталий… …

    ПРАВОСЛАВНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ БРАТСКИЙ СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА - (ПВБСРН) саратовская право монархическая организация. ПВБСРН создан 30 мая 1907 по инициативе еп. Саратовского и Царицынского сщмч. Гермогена (Долганова). Устав Союза был утвержден владыкой Гермогеном 8 июля в день Казанской иконы Божией Матери,… … Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917

    Борьба русского народа за независимость. Разгром польских интервентов - После того как при содействии изменивших интересам родины «седьмочисленных бояр», признавших русским царём королевича Владислава, Москву захватили польские интервенты, а Новгород Великий оказался в руках шведских оккупантов, борьба народных масс… … Всемирная история. Энциклопедия

    характер - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? характера, чему? характеру, (вижу) что? характер, чем? характером, о чём? о характере; мн. что? характеры, (нет) чего? характеров, чему? характерам, (вижу) что? характеры, чем? характерами, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева - Казанский отдел «Русского Собрания» (КОРС) Лидер: Соловьёв, Александр Титович Дата основания: конец 1904 г. / 6 (19) декабря 1905 г. Дата роспуска: не ранее февраля марта 1917 г. Идеология … Википедия

    Флаг Царства Русского - Флаг Российской Федерации Государственный флаг Российской Федерации её официальный государственный символ (наряду с гербом и гимном). Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней белого, средней … Википедия

    Немаловажную роль в изучении русского национального характера сыграл русский философ Н.О. Лосский. Особого внимания заслуживает его книга «Характер русского народа». Необходимо, наверно, сразу отметить то, что он рассматривал в этой книге характерные для нашего народа особенности, сложившиеся за тысячелетнюю историю нашего государства, не давая оценок тенденциям, развившимся в ХХ столетии.

    Н.О. Лосский начинает свое исследование черт русского национального характера с религиозности нашего народа. Он отмечает то, что русский человек умеет чутко подметить различие между добром и злом, ищет абсолютное добро. "Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность, и связанное с нею искание абсолютного добра.., которое осуществимо лишь в Царстве Божием…Совершенное добро без всякой примеси зла и несовершенств существует в Царстве Божием потому, что оно состоит из личностей, вполне осуществляющих в своем поведении две заповеди Иисуса Христа: любить Бога больше себя, и ближнего, как себя. Члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма и потому они творят лишь абсолютные ценности, - нравственное добро, красоту, познание истины, блага неделимые и неистребимые, служащие всему миру" Лосский Н.О. Характер русского народа // Вопросы философии. 1996. №4. С. 25.

    Автор намеренно ставит акцент именно на искании абсолютного добра, тем самым намереваясь показать и обозначить духовные устремления русского народа. Поэтому, под влиянием святых сподвижников в истории нашей страны идеалом стала не могучая и не богатая, а именно Святая Русь.

    «Иностранцы, внимательно наблюдавшие русскую жизнь, в большинстве случаев отмечают выдающуюся религиозность русского народа… Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея - христианская идея; на первом плане в ней - любовь к страдающим, жалость, внимание к индивидуальной личности…» Лосский Н.О. Характер русского народа // Вопросы философии. 1996. №4. С. 41. Этим Н.О. Лосский хочет показать то, что христианство в Киевской Руси попало на нужную почву. Еще с тех времен оно закрепилось как религия любви. И напрашивается мысль о том, что из индивидуальных отношений оно должно было перебраться в социальные, в законодательство, в организации государственных и общественных отношений. Но на деле все оказалось по-другому. Хотя духовенство и пыталось продвинуть эту мысль в литературе, правительство всячески предотвращало это, укрепляя идею личного спасения души.

    Особое внимание философ уделяет русским атеистам, которые поколениями проявляли формальную религиозность, безудержное стремление установить на земле Царство Божие без Бога, полагаясь на научные знания и всеобщее равенство.

    Говоря о способности русских к высшим формам опыта, Н.О. Лосский отмечает то, что все слои русского общества хорошо различают добро и зло и с особой чуткостью видят все примеси зла к добру.

    К числу особенно важных и ценных качеств русского человека автор относит чуткое внимание к чужим чувствам и душевному состоянию. В этом он видит причину возникновения живого общения даже почти незнакомых друг с другом людей. «…У русского народа высоко развито индивидуальное личное и семейное общение. В России нет чрезмерной замены индивидуальных отношений социальными, нет личного и семейного изоляционизма. Поэтому даже иностранец, попав в Россию, чувствует: «здесь я не одинок» (конечно, я говорю о нормальной России, а не о жизни при большевистском режиме). Пожалуй, именно эти свойства есть главный источник признания обаятельности русского народа, столь часто высказываемого иностранцами, хорошо знающими Россию…» Лосский Н.О. Характер русского народа // Вопросы философии. 1996. №4. С. 42.

    Одним из основных и первичных свойств русского человека Н.О. Лосский считает могучую силу воли. Страсть является сочетанием напряжения воли и сильного чувства, направленных на определенную ценность, которая может быть любимой или нелюбимой. И, соответственно, чем выше ценность, тем более сильные чувства она вызывает у обладателя высокой силы воли. Отсюда становится понятна страстность русского человека. Но оборотной стороной этой медали являются также характерные для русского народа максимализм, экстремизм, фанатическая нетерпимость. В качестве доказательств своего мнения, Н.О. Лосский приводит в пример историю старообрядничества как случай проявления массовой фанатической нетерпимости и страстности. Впечатляющим проявлением страстей на религиозной почве было сожжение тысяч старообрядцев.

    Также Н.О. Лосский отмечает страстность и могучую силу воли русского революционного движения. Тут он приводит в пример Ленина и большевиков, которые создали тоталитарное государство в чрезмерной форме, не имевшей аналогов.

    Наряду с такими основными чертами как страстность и сила воли, в русской душе встречается всем известная «обломовщина», описанная Гончаровым в своем романе «Обломов». Как пишет Н.О. Лосский, для русского характерно стремление к совершенному царству бытия, но вместе с тем чуткость к различного рода недостаткам своей или чужой деятельности. Отсюда, по словам автора, и исходит охлаждение к начатому делу и нежелание его продолжать.

    Также проявлением силы воли Н.О. Лосский считает то, когда русский человек, заметив какой-либо недостаток, пытается выработать противоположное качество и искоренить этот недостаток. Недостатков у нашего народа достаточно, но сила воли способна побороть их всех.

    Н.О. Лосский, наряду с такими первичными качествами как религиозность, искание абсолютного добра, сила воли, выделяет свободолюбие и свободу духа русского человека. Тут же он отмечает то, что в силу этого качества русские склонны к анархии, к отталкиванию от государства. Этим он объясняет то, почему в России прижилась абсолютная монархия и деспотизм, которые могли держать народ в правильном русле.

    Говоря о доброте русского народа, Н.О. Лосский отмечает редкую особенность. Он не придерживается мнения о том, что у русского народа женственная природа. Философ, наоборот, считает наш народ в высшей степени мужественным, но выделяет сочетание этой мужественности с женственной мягкостью. Особенно это заметно, по его мнению, у крестьян. Автор говорит, что, зачастую, в силу максимализма, русский человек испытывает негативные чувства к кому-либо, однако при встрече и разговоре он становится мягче, даже если потом осуждает себя за это. Но тут же Н.О. Лосский отмечает и отрицательную сторону этого явления. Он пишет о том, что доброта эта иногда побуждает русского человека лгать, чтобы не обидеть собеседника и сохранить с ним хорошие отношения.

    Говоря о русской женщине, Н.О. Лосский приводит слова Шубарта: «С англичанкой делит она наклонность к свободе и самостоятельности, без того, чтобы превратиться в синий чулок. С француженкой ее роднит духовная подвижность без претензий на глубокомыслие; она обладает… вкусом француженки, тем же пониманием красоты и изящества, однако без того, чтобы становиться жертвой тщеславной пристрастности к нарядам. Она обладает добродетелями немецкой домашней хозяйки без того, чтобы вечно коптеть над кухонной посудой; она имеет материнские качества итальянки, не огрубляя их до обезьяньего любвиобилия…» Лосский Н.О. Характер русского народа // Вопросы философии. 1996. №4. С. 58.

    Как пишет Н.О. Лосский, в русском человеке преобладает доброта. Но и жестокость находит место в нашей жизни, причем она встречается и у людей, которым жестокость нехарактерна. Говоря о крестьянах, философ объясняет это тем, что крестьянство в России жило в нищете, терпело постоянные притеснения и унижения. Поэтому патриархальный уклад семейной жизни вместе с деспотизмом и жестокостью главы семьи имел место быть. Но, как уже сказано выше, русским характерно вырабатывать противоположное недостатку качество, что, по словам Н.О. Лосского, помогло искоренить данный недуг.