Художественного произведения — это.

«Ситуация пожара» - На открытых пространствах. Открытые пожары обычно подразделяют на две группы. Террористические акции. Нераспространяющиеся. 1.9. Аварии на очистных сооружениях. Территориаьная ЧС. Уровень управленияЧС. 1.1. Транспортные аварии (катастрофы). Локализация и ликвидация пожаров. Ранг. Ii класс пожары в ограж- дениях.

«Решение педагогических ситуаций» - Положительное в работе учителя часто забывается, промахи помнятся долго. Главное, о чем надо помнить. Примеры. Этапы решения педагогической ситуации. Классификация педагогических ситуаций. Методические приемы. Разрешение. Сущность педагогической ситуации. А вы готовы к компромиссу в конфликте? Развитие.

«Религиозные сюжеты» - Какое главное качество характера можно отметить у религиозного человека? Что означает слово «икона»? Библия – книга книг. О современных человеческих отношениях, ценностях. Серегина Татьяна Васильевна с. Большая Картель, Хабаровский край. Византийский живописец Феофан по прозвищу Грек расписывал фресками церковь Спаса.

«Ситуация успеха» - Демонстрируйте детям полное доверие. Открыто выражайте классу свои чувства. кратковременным; частым; длительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребёнка. Улыбайтесь!!! С социальной точки зрения. Успех может быть. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Ситуация успеха может и должна подкрепляться изо дня в день!

«Экологическая ситуация России» - Вырубка лесов. Транспорт считается одним из самых главных источников загрязнения окружающей среды. Главные источники загрязнения-предприятия нефте- и газохимии. Факторы антропогенного воздействия. В России эродированные земли составляют 37% от площади сельскохозяйственных угодий. Орошение земель, которое вызывает катастрофическое засоление почв.

«Чрезвычайные ситуации» - Эвакуация населения. Виды чрезвычайных ситуаций: Пожар. Средства защиты при эвакуации. Взрыв. Способы оповещения. Чрезвычайные ситуации. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Сирена. Угроза нападения противника.

1.

2.

а) Лопахин.

б) Петр Трофимов.

г) Симеонов-Пищик.

Просмотр содержимого документа
«Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»»

Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

1. Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:

а) Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.

б) Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.

в) Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.

2. Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

а) Лопахин.

б) Петр Трофимов.

г) Симеонов-Пищик.

3. О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:

а) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».

б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».

4. Драматургический конфликт - это

а) столкновение двух персонажей, придерживающихся разных взглядов на одну и ту же проблему

б) противоречия внутри группы персонажей

в) внутренние психологические противоречия одного героя

5. В чем заключается особенность развития действия в пьесе?

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события

6. Как проявляется специфика системы образов в пьесе «Вишневый сад»?

а) прогрессивный герой-одиночка противостоит обществу консерваторов

б) система образов построена на противостоянии двух лагерей: «старого» - уходящего образа жизни, и «нового» - утверждающегося

в) в пьесе отсутствует главный герой

7. В чем заключено значение образа вишневого сада?

б) заменяет роль главного героя

в) средство характеристики героев

г) средство оскудения старого мира

д) развитие традиций мира русской драматургии - введение пейзажа в драматическое произведение

8. Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах А. П. Чехова?

а) отображение тайного психологизма

б) монологи не выражают духовного состояния персонажей

в) острота переживаний героев внешне не выражена

г) внутренний монолог

9. Размышлял о драматургии, А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».

а) Удается ли в «Вишневом саде» изображать жизнь такою, какая она есть? Нет ли в этом изображении чего-то неестественного, надуманного?

б) Есть ли в комедии Чехова героев, которых можно назвать «ходульными»?

10. «Память в контексте чеховской пьесы выступает не только как связь времен, но и как связь людей...» (Е. М. Гушанская).

а) Как часто и в каких случаях герои «Вишневого сада» обращаются к своей памяти?

б) Можете вы согласиться с тем, что память выступает у Чехова не только «как связь времен, но и как связь людей»? Обоснуйте свой ответ обращением к жизни Раневской и Лопахина, Гаева и Фирса...

11. «В центре оказался процесс постепенного разрушения «старой жизни», от ее внешних форм до человеческих отношений». (Т. Шах-Азизова).

а) Как и кем представлена в пьесе Чехова «старая жизнь»? Как показывает драматург разрушение внешних форм «старой жизни»?

б) Действительно ли разрушаются не только формы жизни, но и человеческие отношения? Дает ли сам Чехов оценку этому?

12. Критик В. Вульф: «Нищета и поэзия старинной усадьбы, Раневская, разрывающаяся между домом, родиной и Парижем, и бедный люд, забитый, малограмотный, привыкший к грубости и несчастьям. Все сосуществует рядом».

а) Можете вы согласиться с тем, что в пьесе Чехова «нищета и поэзия» сосуществуют рядом? Обоснуйте свое мнение.

б) Как показано Чеховым то, что Раневская разрывается «между домом, родиной и Парижем»?

в) Кем и как представлен в «Вишневом саде» «бедный люд»?

13. Критик Л. Малюгин считает, что Раневская «легкомысленна, инфантильна», но и «обаятельна, сердечна, тонка, искренна».

а) В чем легкомысленность и инфантильность Раневской?

б) Можете вы согласиться с тем, что героиня Чехова «обаятельна, сердечна, тонка, искренна»?

14. Журналист В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о героях «Вишневого сада»: «Перед вами гибнут, беспомощно гибнут старые дети... Все в жизни застает их врасплох».

а) Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать «старыми детьми» или это определение применимо ко всем главным героям пьесы?

б) Действительно ли эти герои «гибнут», что «все в жизни застает их врасплох»? Если да, то какова, на ваш взгляд, причина этого?

15. В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о жанре «Вишневого сада»: «Это комедия по названию, драма по содержанию. Это - поэма».

а) Можете вы согласиться с тем, что «Вишневый сад» - комедия только «по названию»?

б) Что, на ваш взгляд, дает критику право называть ее драмой?

в) Как, по вашему мнению, необходимо принимать утверждение Дорошевича о том, что «Вишневый сад» - это поэма?

16. Писатель В. В. Розанов считал «Вишневый сад» примером «прекрасной, но бессильной живописи»: «Грустное произведение; но сколько уже их есть в русской литературе, безмерной ярости, силы и красоты. Ударяли они по русской впечатлительности: и рванется русская душа от стыда за себя (вечный мотив), но рвануться-то ей некуда, солнца нет».

а) Как вы поняли определение «Вишневого сада» примером «прекрасной, но бессильной живописи»? Можете вы с этим согласиться?

б) Верно ли, что «Вишневый сад» - «грустное произведение», или вы видите в этой пьесе только комедию? Обоснуйте свой ответ.

в) дает ли, по вашему мнению, чеховская пьеса толчок для порыва «от стыда за себя»? Создает ли «Вишневый сад» ощущение, что рвануться стыдливой душе некуда, что «солнца нет»?

3. ^ О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:

а) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».

б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».
4. ^ Драматургический конфликт - это

а) столкновение двух персонажей, придерживающихся разных взглядов на одну и ту же проблему

б) противоречия внутри группы персонажей

в) внутренние психологические противоречия одного героя
5. ^ В чем заключается особенность развития действия в пьесе?

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события
6. ^ Как проявляется специфика системы образов в пьесе «Вишневый сад»?

а) прогрессивный герой-одиночка противостоит обществу консерваторов

б) система образов построена на противостоянии двух лагерей: «старого» - уходящего образа жизни, и «нового» - утверждающегося

в) в пьесе отсутствует главный герой
7. ^ В чем заключено значение образа вишневого сада?

б) заменяет роль главного героя

в) средство характеристики героев

г) средство оскудения старого мира

д) развитие традиций мира русской драматургии - введение пейзажа в драматическое произведение
8. ^ Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах А. П. Чехова?

а) отображение тайного психологизма

б) монологи не выражают духовного состояния персонажей

в) острота переживаний героев внешне не выражена

г) внутренний монолог
9. ^ Размышлял о драматургии, А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».

а) Удается ли в «Вишневом саде» изображать жизнь такою, какая она есть? Нет ли в этом изображении чего-то неестественного, надуманного?

б) Есть ли в комедии Чехова героев, которых можно назвать «ходульными»?
10. «Память в контексте чеховской пьесы выступает не только как связь времен, но и как связь людей...» (Е. М. Гушанская).

а) Как часто и в каких случаях герои «Вишневого сада» обращаются к своей памяти?

б) Можете вы согласиться с тем, что память выступает у Чехова не только «как связь времен, но и как связь людей»? Обоснуйте свой ответ обращением к жизни Раневской и Лопахина, Гаева и Фирса...
11. «В центре оказался процесс постепенного разрушения «старой жизни», от ее внешних форм до человеческих отношений». (Т. Шах-Азизова).

а) Как и кем представлена в пьесе Чехова «старая жизнь»? Как показывает драматург разрушение внешних форм «старой жизни»?

б) Действительно ли разрушаются не только формы жизни, но и человеческие отношения? Дает ли сам Чехов оценку этому?
12. Критик В. Вульф: «Нищета и поэзия старинной усадьбы, Раневская, разрывающаяся между домом, родиной и Парижем, и бедный люд, забитый, малограмотный, привыкший к грубости и несчастьям. Все сосуществует рядом».

а) Можете вы согласиться с тем, что в пьесе Чехова «нищета и поэзия» сосуществуют рядом? Обоснуйте свое мнение.

б) Как показано Чеховым то, что Раневская разрывается «между домом, родиной и Парижем»?

в) Кем и как представлен в «Вишневом саде» «бедный люд»?
13. ^ Критик Л. Малюгин считает, что Раневская «легкомысленна, инфантильна», но и «обаятельна, сердечна, тонка, искренна».

а) В чем легкомысленность и инфантильность Раневской?

б) Можете вы согласиться с тем, что героиня Чехова «обаятельна, сердечна, тонка, искренна»?
14. ^ Журналист В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о героях «Вишневого сада»: «Перед вами гибнут, беспомощно гибнут старые дети... Все в жизни застает их врасплох».

а) Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать «старыми детьми» или это определение применимо ко всем главным героям пьесы?

б) Действительно ли эти герои «гибнут», что «все в жизни застает их врасплох»? Если да, то какова, на ваш взгляд, причина этого?
15. ^ В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о жанре «Вишневого сада»: «Это комедия по названию, драма по содержанию. Это - поэма».

а) Можете вы согласиться с тем, что «Вишневый сад» - комедия только «по названию»?

б) Что, на ваш взгляд, дает критику право называть ее драмой?

в) Как, по вашему мнению, необходимо принимать утверждение Дорошевича о том, что «Вишневый сад» - это поэма?
16. Писатель В. В. Розанов считал «Вишневый сад» примером «прекрасной, но бессильной живописи»: «Грустное произведение; но сколько уже их есть в русской литературе, безмерной ярости, силы и красоты. Ударяли они по русской впечатлительности: и рванется русская душа от стыда за себя (вечный мотив), но рвануться-то ей некуда, солнца нет».

а) Как вы поняли определение «Вишневого сада» примером «прекрасной, но бессильной живописи»? Можете вы с этим согласиться?

б) Верно ли, что «Вишневый сад» - «грустное произведение», или вы видите в этой пьесе только комедию? Обоснуйте свой ответ.

в) дает ли, по вашему мнению, чеховская пьеса толчок для порыва «от стыда за себя»? Создает ли «Вишневый сад» ощущение, что рвануться стыдливой душе некуда, что «солнца нет»?

Список использованной литературы

1. А. С. Пушкин в стихах русских поэтов ХIX века - М., 1974.

2. А. С. Пушкин в портретах. - М.: Сов. художник, 1989.

3. Айзерман Л. С. Письмо второе. - Русский язык в школе № 2, 1997.

4. Аникин А. А. К прочтению пьесы А. Н. Островского «Гроза». - Литература в школе (ЛШ), 3, 1998. - с. 4.

5. Батюто А. Тургенев-романист, - М., 1972.

6. Богословский Н. В. И. С. Тургенев. - М., 1961 (Серия «ЖЗЛ»).

7. Бялый Г. А. Роман Тургенева «Отцы и дети». - М.-Л., 1963.

8. Влащенко В. И. «Гроза» Островского в Х классе. - ЛШ, № 3, 1995. - с. 42.

9. Гейро Л. С. Роман И. А. Гончарова«Обломов». - Л, 1987.

10. Гессен А. Жизнь поэта. - М.: Детская литература, 1972.

11. Гончаров И. А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. - М., 1986.

13. Добролюбов Н. А. «Что такое обломовщина?» (Любое издание)

14. Дружинин А. В. «Обломов». Роман И. А. Гончарова. (Литературная критика. - М., 1983 или др. издание)

15. Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники: В 2-х томах. - М.: Правда, 1984.

16. Е. Романичева. Общие слова, или роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках повторения. - «Литература», № 16 - 2001.

17. Живые страницы. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниками, автобиографических произведениях и документах. - М.: Детская литература, 1972.

18. Жизнь Пушкина: В 2-х томах.- М.: Правда, 1987.

19. Захаркин А. Ф. Роман И. А. Гончарова «Обломов» - М., 1963.

20. Иванова Т. Лермонтов на Кавказе. - М.: детская литература, 1986.

21. Из «Примечания» В. Громова к 1 т. собрания сочинений И. С. Тургенева в 12-ти т. - М.: Худ. лит., 1975.

22. Краснощекова Е. А. «Обломов» И. А. Гончарова - М., 1970

23. Кузнецова А. Ф., Грузин А. И. Коллективные формы работы на уроке. (Островский А. Н. «Гроза»). - РЯЛШ, № 6, 1989. - с. 16.

24. Л. Торопчина. Почему умирает Базаров. - «Литература» («Первое сентября»), № 31 - 1998.

25. Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» - М., 1982.

26. Лебедев Ю. В. Россия 1870-1880-х годов и художественный мир «Бесприданницы» А. Н. Островского. - ЛШ, № 4, 1996. - с. 35; ЛШ, № 5, 1996. - с. 35.

27. Лебедев Ю. В. У истоков «русской трагедии». - ЛШ, № 3, 1995. - с. 4.

28. Лебедев Ю. В. И. С. Тургенев. Книга для учащихся старших классов средней школы. - М., 1989.

29. Лермонтов в воспоминаниях современников. - М.: Художественная литература, 1989.

30. Лермонтовская энциклопедия, - М.: Советская энциклопедия, 1981.

31.Лищинер С. Тургенев // История всемирной литературы. - Т. 7. - М: Наука, 1991.

32.Лощиц Ю. Гончаров - М., 1986

33. Любимов О. И. Прощание с Катериной. Из опыта эстетического воспитания на уроках литературы. - РЯЛШ, № 2, 1989. - с. 38.

34. Любимов О. И. Тайна ключа Катерины. Из опыта нравственного воспитания на уроках литературы. - РЯЛШ, № 9, 1988. - 34.

35. Медведев В. П. Пьесы А. Н. Островского в школьном изучении. - Л.: Просвещение, 1971.

36. Н. И. Якушин И. С. Тургенев в жизни и творчестве. - М., 1998.

37. Набоков В. Лекции по русской литературе.- М.: Независимая газета. 1996

38. Найти в человеке человека. Тезисы к изучению пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». - РЯЛШ, № 7-8, 1992. - с. 23.

39. Недзвецкий В. А. «Капитальнейшая вещь». Роман И. А. Гончарова «Обломов» - Литература в школе, № 7 - 1997 - с.4

40. Петров А. В. Лермонтов на Кавказе. Ставропольское книжное изд-во, 1954.

41. Порудоминский В. Друг бесценный, или Восемь дней на пути в Сибирь: Повесть про декабриста Ивана Пущина. - М.: Детская литера тура, 1984.

42. Последний год жизни Пушкина: Воспоминания. дневники. - М.: Правда, 1988.

43. Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. - М., 1983.

44. Пушкинские места: Путеводитель в 2-х частях. - М.: Профиздат, 1988.

45. Пущин И. И. Записки о Пушкине. - М.: Детская литература, 1984.

46. Ревякин А. И. «Гроза» А. Н. Островского. - М., 1962.

47. Русская литература ХIХ века. 10 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Лыссого Ю. И. - М.: Просвещение, 1997.

48. Русская литература ХIХ века. Вторая половина. 10 кл. Вып.1 / Под ред. Л. Г. Максидоновой. - М.: Олма-пресс, 2002.

49. Семенов Александр Николаевич. Русская литература в вопросах и заданиях ХII-ХIХ век. 9-10 классы. М.: Владос, 2000.

50. Танкова Н. С. Трагедия одиночества. Урок по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» - ЛШ, № 4, 1996. - с 114.

51. Тургенев в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. Л. А. Капитонова. - М.: Дрофа, 2002.

52. Харитонова О. Н. Викторина по пьесам А. Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка». - ЛШ, № 4, 1996. - с. 143.

53. Чернова И. И. А. Н. Островский и театр. .-ЛШ, № 5, 1993. - 52 с.

54. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. - М., 1972.

55. Широтов В. В. Искушение - лейтмотив драмы А. Н. Островского «Бесприданница». -ЛШ, № 3, 1998. С 86.

56. Штильман С. Опыт медленного прочтения классики И. С. Тургенев «Отцы и дети» - «Литература» («Первое сентября»), № 20 - 1999.

57. Якушин Н. Жизнь и творчество И. Тургенева. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. - М.: Детская литература, 1988.

Особенности конфликта. Чехов выработал особую концепцию изображения жизни и человека - принципиально будничную, «негероическую»: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». Для традиционной дочеховской драмы характерно прежде всего событие, нарушающее традиционное течение жизни: столкновение страстей, полярных сил, и в этих столкновениях полнее раскрывались характеры персонажей (например, в «Грозе» А. Н. Островского). В пьесах же Чехова нет острых конфликтов, столкновений, борьбы. Кажется, что в них ничего не происходит. Эпизоды заполнены обыденными, даже не связанными друг с другом разговорами, мелочами быта, незначительными подробностями. Как утверждается в пьесе «Дядя Ваня», мир погибнет не от «громких» событий, «не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг...». Произведения Чехова движутся не от события к событию (мы не имеем возможности следить за развитием сюжета - за отсутствием такового), а, скорее, от настроения к настроению. Пьесы строятся не на противопоставлении, а на единстве, общности всех персонажей - единстве перед общей неустроенностью жизни. А.П. Скафтымов писал об особенностях конфликта в пьесах Чехова: «Нет виноватых, стало быть, нет и прямых противников. Нет прямых противников, нет и не может быть борьбы. Виновато сложение обстоятельств, находящихся как бы вне сферы воздействия данных людей. Печальная ситуация складывается вне их воли, и страдание приходит само собою».

Конфликт в драматическом произведении движет сюжет, порождает различные коллизии, способствует выявлению характеров героев. Конфликт - это столкновение разных интересов, разных нравственных установок, разных характеров и темпераментов. Однако он может быть и внутренним, конфликтность можно найти даже в лирических произведениях, где соединяются противоположные образы и понятия, и в монтажных стыках-противопоставлениях.

Ослабление сюжетной интриги и приглушение конфликта за счет тщательной обрисовки посторонних для основного сюжета сцен, положений и характеров, приобретающих вполне самостоятельное значение. Бытовое течение жизни в ее мелких и случайных проявлениях становится отличительной чертой и главным объектом изображения в чеховской драматургии. «Бессобытийность» чеховских пьес напрямую связана с их «многогеройностью» (отсутствием центрального персонажа, носителя определенной идеи или важной ценностной установки).

отчетливо проявилось своеобразие нового типа драмы, созданного Чеховым. Бытовые будни становятся у Чехова главным и единственным источником драматического конфликта, традиционная для дочеховской драматургии борьба действующих лиц, «сшибка характеров» (формула В. Г. Белинского), сюжетная перипетия как основная форма развития действия утрачивают в чеховских пьесах свою прежнюю, организующую роль. Дело тут не в том или ином событии, не в противоречиях человеческих интересов и страстей. В мире чеховской драмы страдают все или почти все, и никто конкретно в этом не виноват. «...Виноваты не отдельные люди, а все имеющееся сложение жизни в целом».

Диалоги в пьесах Чехова приобрели «монологическую форму».

Для создания впечатления большего бытового правдоподобия Чехов также использует звуковые и шумовые эффекты: звуки набата, звук колокольчика, игру на скрипке, стук топора по деревьям. Сопровождая или перемежая ими разговоры и реплики персонажей, он добивается слияния словестного, «значимого», и несловесного, «незначимого», звукового ряда в одно общее звуковое целое, в котором традиционная жесткая граница между «значимым» и «незначимым» начинает сдвигаться и размываться.

Усиление роли психологического «подтекста», сферы скрытых душевных переживаний героя, не получающих отражения в его сознательной речи, но выраженнх в случайных репликах или обмолвках.

Комические приемы нередко используются драматургом для выражения атмосферы общего разлада взаимонепонимания.Такова функция оборванных,немотивированно перебивающих друг друга диа- и монологов

→ первый опыт расцветшей в 20 в «экзистенциалистской» и «абсурдистской» драмы.

С одной стороны, сквозные, лейтмотивные образы, организующие символическое пространство «Чайки» (чайка, подстреленная Треплевым), «трех сестер» (Москва, в которую мечтают уехать сестры), «Вишневого сада» (прекрасный вишневый сад, продаваемый за долги), есть символы утраченного или предвосхищаемого в будущем Идеала , с другой - его трагической недостижимости, невоплощаемости в реальной жизненной практике, и, следовательно, иллюзорности.

1.

2.

а) Лопахин.

б) Петр Трофимов.

г) Симеонов-Пищик.

Просмотр содержимого документа
«Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»»

Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

1. Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:

а) Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.

б) Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.

в) Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.

2. Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

а) Лопахин.

б) Петр Трофимов.

г) Симеонов-Пищик.

3. О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:

а) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».

б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».

4. Драматургический конфликт - это

а) столкновение двух персонажей, придерживающихся разных взглядов на одну и ту же проблему

б) противоречия внутри группы персонажей

в) внутренние психологические противоречия одного героя

5. В чем заключается особенность развития действия в пьесе?

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события

6. Как проявляется специфика системы образов в пьесе «Вишневый сад»?

а) прогрессивный герой-одиночка противостоит обществу консерваторов

б) система образов построена на противостоянии двух лагерей: «старого» - уходящего образа жизни, и «нового» - утверждающегося

в) в пьесе отсутствует главный герой

7. В чем заключено значение образа вишневого сада?

б) заменяет роль главного героя

в) средство характеристики героев

г) средство оскудения старого мира

д) развитие традиций мира русской драматургии - введение пейзажа в драматическое произведение

8. Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах А. П. Чехова?

а) отображение тайного психологизма

б) монологи не выражают духовного состояния персонажей

в) острота переживаний героев внешне не выражена

г) внутренний монолог

9. Размышлял о драматургии, А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».

а) Удается ли в «Вишневом саде» изображать жизнь такою, какая она есть? Нет ли в этом изображении чего-то неестественного, надуманного?

б) Есть ли в комедии Чехова героев, которых можно назвать «ходульными»?

10. «Память в контексте чеховской пьесы выступает не только как связь времен, но и как связь людей...» (Е. М. Гушанская).

а) Как часто и в каких случаях герои «Вишневого сада» обращаются к своей памяти?

б) Можете вы согласиться с тем, что память выступает у Чехова не только «как связь времен, но и как связь людей»? Обоснуйте свой ответ обращением к жизни Раневской и Лопахина, Гаева и Фирса...

11. «В центре оказался процесс постепенного разрушения «старой жизни», от ее внешних форм до человеческих отношений». (Т. Шах-Азизова).

а) Как и кем представлена в пьесе Чехова «старая жизнь»? Как показывает драматург разрушение внешних форм «старой жизни»?

б) Действительно ли разрушаются не только формы жизни, но и человеческие отношения? Дает ли сам Чехов оценку этому?

12. Критик В. Вульф: «Нищета и поэзия старинной усадьбы, Раневская, разрывающаяся между домом, родиной и Парижем, и бедный люд, забитый, малограмотный, привыкший к грубости и несчастьям. Все сосуществует рядом».

а) Можете вы согласиться с тем, что в пьесе Чехова «нищета и поэзия» сосуществуют рядом? Обоснуйте свое мнение.

б) Как показано Чеховым то, что Раневская разрывается «между домом, родиной и Парижем»?

в) Кем и как представлен в «Вишневом саде» «бедный люд»?

13. Критик Л. Малюгин считает, что Раневская «легкомысленна, инфантильна», но и «обаятельна, сердечна, тонка, искренна».

а) В чем легкомысленность и инфантильность Раневской?

б) Можете вы согласиться с тем, что героиня Чехова «обаятельна, сердечна, тонка, искренна»?

14. Журналист В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о героях «Вишневого сада»: «Перед вами гибнут, беспомощно гибнут старые дети... Все в жизни застает их врасплох».

а) Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать «старыми детьми» или это определение применимо ко всем главным героям пьесы?

б) Действительно ли эти герои «гибнут», что «все в жизни застает их врасплох»? Если да, то какова, на ваш взгляд, причина этого?

15. В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о жанре «Вишневого сада»: «Это комедия по названию, драма по содержанию. Это - поэма».

а) Можете вы согласиться с тем, что «Вишневый сад» - комедия только «по названию»?

б) Что, на ваш взгляд, дает критику право называть ее драмой?

в) Как, по вашему мнению, необходимо принимать утверждение Дорошевича о том, что «Вишневый сад» - это поэма?

16. Писатель В. В. Розанов считал «Вишневый сад» примером «прекрасной, но бессильной живописи»: «Грустное произведение; но сколько уже их есть в русской литературе, безмерной ярости, силы и красоты. Ударяли они по русской впечатлительности: и рванется русская душа от стыда за себя (вечный мотив), но рвануться-то ей некуда, солнца нет».

а) Как вы поняли определение «Вишневого сада» примером «прекрасной, но бессильной живописи»? Можете вы с этим согласиться?

б) Верно ли, что «Вишневый сад» - «грустное произведение», или вы видите в этой пьесе только комедию? Обоснуйте свой ответ.

в) дает ли, по вашему мнению, чеховская пьеса толчок для порыва «от стыда за себя»? Создает ли «Вишневый сад» ощущение, что рвануться стыдливой душе некуда, что «солнца нет»?