И д сытин краткая биография. Сытин иван дмитриевич - биография

В начале ХХ века имя Ивана Сытина знала вся Россия. За свою жизнь он издал совокупный тираж в 500 миллионов книг: в каждом доме был сытинский букварь, благодаря его издательству миллионы детей узнали о сказках братьев Гримм и Шарля Перро, он первым начал печатать полные собрания сочинений русских классиков. Его называли «американцем» за любовь к техническим новинкам - дома же он оставался патриархальным отцом большого семейства.

Простонародные картинки

Иван Сытин родился в селе Гнездниково Костромской губернии в семье волостного писаря Дмитрия Сытина. Он закончил всего три класса школы, и подростком стал работать в одной из лавок Нижегородской ярмарки , когда семья переехала в Галич.

Карьера будущего издателя началась в 1866 году в книжной лавке купца Шарапова у Ильинских ворот, куда Иван Сытин поступил на службу подростком. Там он проработал десять лет, после чего занял у купца средства на покупку литографского станка и открыл собственную мастерскую. Станок был французским, печатал в пять красок, что было настоящей редкостью в России тех времен.

Тогда же Сытин женился на купеческой дочери Евдокии Соколовой. У них родилось 10 детей, из которых четверо старших сыновей, повзрослев, стали работать с отцом.

В конце XIX века большую роль в книжной торговле играли офени - купцы-передвижники, развозившие нехитрый товар по деревням, торговавшие на базарах и ярмарках. В коробах этих торговцев среди прочего товара для простого народа были книги и доступные по цене календари, сонники и любимые всеми лубочные картинки. Сытин обеспечивал офеней товаром, а они давали ему самую честную обратную связь с покупателем: рассказывали, что люди покупали более охотно и к чему проявляли особый интерес.

Иван Сытин. 1916 год. Фотография: ceo.ru

Иван Сытин. Фотография: polit.ru

Кабинет Ивана Сытина. Фотография: primepress.ru

Само слово «лубок» стали использовать в XIX веке, а до этого называли его «потешными листами» и «простонародными картинками». Эти листы развлекали, информировали о главных событиях, сохранялись многими для украшения дома. Сытин лично отбирал духовные и светские сюжеты для картин, привлекал к созданию популярной у народа продукции известных художников, в числе которых были, например, Виктор Васнецов и Василий Верещагин .

«Мой издательский опыт и вся моя жизнь, проведенная среди книг, утвердили меня в мысли, что есть только два условия, которые обеспечивают успех книги:
- Очень интересно.
- Очень доступно.
Эти две цели я всю жизнь и преследовал».

Иван Сытин

Когда для ведения торговли офеней обязали получать разрешение губернатора и описывать весь товар, Сытин стал открывать лавки и составлять книжные каталоги, чтобы не терять доходный рынок. Это стало фундаментом его будущей сети, которая в начале XX века насчитывала уже 19 магазинов и 600 киосков на железнодорожных станциях по всей России. «Каждый год мы продавали свыше 50 миллионов картин, и по мере развития в народе грамотности и вкуса содержание картин улучшалось. Насколько это предприятие разрослось, можно видеть из того, что, начавшись с одной маленькой литографской машины, оно потребовало затем напряженной работы пятидесяти печатных машин» , - вспоминал Сытин.

Пробудить ум

До 1865 года право издавать календари принадлежало исключительно Академии наук. Для большинства малограмотных людей они являлись наиболее доступным печатным изданием. Сытин сравнивал календарь с «единственным окном, через которое они смотрели на мир». К выпуску первого «Общенародного календаря» он отнесся с особой серьезностью - подготовка заняла пять лет. Сытин хотел сделать не просто календарь, но настольную книгу и универсальный справочник на все случаи жизни для многих российских семей. Для того чтобы издать календарь «очень дешево, очень изящно, очень доступно по содержанию» и, конечно же, большим тиражом, Сытин закупил для типографии специальные ротационные машины, механизм которых значительно увеличивал темп производства.

Дело Сытина быстро стало прибыльным. Понимая, какие темы вызывают наибольший интерес у народа, он создавал популярную и востребованную продукцию. Так первый большой доход принесли ему батальные зарисовки и карты с пояснениями к военным действиям, которые он выпускал во время Русско-турецкой войны.

В 1879 году Сытин купил дом на Пятницкой улице, где поставил уже две литографические машины, а тремя годами позднее зарегистрировал «Товарищество И.Д. Сытина и Ко», основной капитал которого составлял 75 тысяч рублей. На Всероссийской художественной выставке продукция Сытина была отмечена бронзовой медалью, а к концу 1890-х в его типографиях выпускалось ежегодно почти три миллиона картинок и порядка двух миллионов календарей.

Магазин Ивана Сытина в Нижнем Новгороде. Фотография: livelib.ru

Иван Сытин в своем кабинете. Фотография: rusplt.ru

Здание Сытинской типографии на Пятницкой улице, Москва. Фотография: vc.ru

Классика в тираж

В 1884 году в Санкт-Петербурге по инициативе писателя Льва Толстого было открыто издательство «Посредник», которое должно было выпускать недорогие книги для народа, и Сытина пригласили к сотрудничеству. Стоили эти книги немного дороже лубков, продавались не так бойко, но для Сытина их выпуск был «священнослужением». «Посредник» издавал духовно-нравственную литературу, переводную художественную, популярную и справочную, альбомы по искусству. Благодаря работе с «Посредником» Сытин познакомился со многими значительными фигурами литературной и художественной жизни Москвы: писателями Максимом Горьким и Владимиром Короленко, художниками Василием Суриковым и Ильей Репиным .

Сытин сделал доступными для огромного числа людей произведения лучших литераторов XIX века. В 1887 году он удивил современников: рискнул выпустить тиражом в 100 тысяч экземпляров собрание сочинений Александра Пушкина . «Александр Сергеевич» за 80 копеек в 10 томах был раскуплен за несколько дней, как и аналогичный тираж Гоголя . После смерти Толстого именно Сытин согласился издать полное собрание сочинений писателя - в дорогом 10-тысячном и доступном менее состоятельным людям 100-тысячном тираже. Вырученные от продажи деньги пошли на выкуп земель Ясной Поляны для передачи в собственность крестьянам, как завещал Толстой. Издатель тогда фактически ничего не заработал, но поступок его получил большой отклик в обществе.

Четвертая власть

Из многих писателей Сытин был особенно близок с Антоном Чеховым . Драматург предсказывал ему грандиозные успехи в газетном деле. Идея выпускать народную, общедоступную газету вскоре стала реальностью. В 1897 году «Товарищество И.Д. Сытина» купило «Русское слово», тиражи которого ему удалось увеличить в сотни раз. Для газеты писали лучшие журналисты того времени: Владимир Гиляровский , Влас Дорошевич, Федор Благов. Рекордный тираж издания после февраля 1917 года дошел до 1,2 миллиона копий. Сегодня мы бы назвали Сытина медиамагнатом - помимо «Русского слова», его товарищество владело 9 газетами и 20 журналами, один из которых до сих пор издается под своим оригинальным названием - «Вокруг света».

Сытин стал выполнять разные задания по поручению правительства, например устраивал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией. В 1928 году ему была назначена персональная пенсия, а за его семьей была закреплена квартира на Тверской.

23 ноября 1934 года Иван Сытин скончался и был похоронен на Введенском кладбище, где установлен памятник с барельефом издателя. А квартира на Тверской, где Сытин прожил последние годы жизни, стала его музеем.

На одной из аудиенций с министром финансов Сергеем Витте Сытин сказал: «Наша задача широка, почти беспредельна: мы хотим ликвидировать безграмотность в России и сделать учебник и книгу всенародным достоянием» . Он не успел, как хотел, построить фабрику по производству бумаги, но успел подготовить 440 учебников, 47 книг «Библиотеки самообразования» по философии, истории, экономике и естествознанию, несколько оригинальных энциклопедий: военную, детскую, народную. Сытин не просто делал книгу доступной - он умел пробуждать в читателе любопытство к новым и новым знаниям.

Материал подготовила Елена Иванова

Книгоиздательство И.Д. Сытина как образец успешного совмещения просветительской и предпринимательской деятельности в дореволюционной России.

Иван Сытин родился в 1851 году в селе

Гнездниково Костромской губернии. Его отец был старшим писарем в округе, однако страдал психическим расстройством, время от времени уходил из дома, бросал работу, скитался, в итоге лишился места работы. Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду. Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал. Он вспоминал: «Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к учебе и книгам - так опротивела за три года зубрежка наизусть. Я знал от слова до слова весь псалтырь и часовник, и ничего, кроме слов, в голове не осталось».

Сытин так никогда и не получил университетского образования, он даже не окончил приходской школы. Однако, аттестуя его, известный кадетский публицист И.В. Гессен писал, что «это был подлинный самородок с крепким самосознанием и большим честолюбием».

Иван обладал пытливым живым умом, практической сметкой, был не по годам силен и вынослив. Свою предпринимательскую деятельность он начал с того, что помогал дяде-скорняку торговать мехами на Нижегородской ярмарке. В 1866 году Сытин по знакомству был определен к московскому купцу П.Н. Шарапову, владельцу книжно-картинной и скорняжной лавочки на Никольском рынке. С этого началось его везение, которое его уже не покидало: Ивана приняли в семье Шарапова как родного.

До 18 лет Сытин «жил в мальчиках, затем семь лет вел торговое дело», которое, по его словам, кроме профессиональных навыков и физической работы ничего не давало.

Лавка Шарапова снабжала мелких торговцев традиционным товаром - песенниками, письмовниками, сказками, лубочными картинками, в основном, религиозного содержания. Однако, продавая эти широко распространенные издания, Сытин почувствовал огромные возможности издательского дела в России, наладил отношения с мелкими торговцами, превратившимися со временем в опытных книготорговцев, через которых позже распространял огромные тиражи книг, выпущенных его издательством. Тогда же Иван Сытин осознал, что крайне невыгодно выступать в роли посредника между печатниками и торговцами, при этом фактически находиться в полной зависимости от производителей печатной продукции.

Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину. И тот, не любивший нововведений, согласился с его аргументами и дал ему денег для приобретения собственной литографической мастерской. Высококачественную литографическую машину Сытин купил во Франции, для работы в мастерской нанял небольшой квалифицированный штат: два печатника, несколько рисовальщиков, пять рабочих. Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П.Н. Шарапова Сытин открыл в сентябре 1876 года небольшую литографию в районе нынешнего Кутузовского проспекта. Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие. Первая продукция мастерской Сытина - прекрасно выполненные литографии и лубочные книги на наиболее популярные среди простого народа темы - уже нашла спрос. И позже Сытин чутко улавливал настроения народных масс, так, в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов, его мастерская выпускала целый цикл батальных картин и карт военных действий. И.Д. Сытин вспоминал, как в день объявления войны он побежал на Кузнецкий мост, купил карту Бессарабии и Румынии и велел мастеру в течение ночи скопировать часть карты с обозначением места, где наши войска перешли через Прут. В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет. Пособие». Весь тираж карт тут же распродали. В дальнейшем, по мере движения войск, изменялась и карта. Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было. Заказов на печатную продукцию поступало множество, однако суммы денег, приходящие от реализации карт и картин, использовались очень рационально.

Со временем Сытин становится одним из наиболее известных издателей книг для народного читателя. В 1882 году его издательство удостаивается бронзовой медали на Всероссийской выставке.

1 января 1883 года у Ильинских ворот на Старой площади в Москве была открыта новая книжная лавка, ее хозяином был Иван Сытин. Торговля шла так успешно, что уже через несколько месяцев Сытин и три его сотрудника заключили между собой договор об учреждении Товарищества «И. Д. Сытин и К"» с основным капиталом в 75 рублей. Это было одно из первых русских издательств акционерного типа. «Прилив капитала, - писал Сытин, - оживил молодое дело, и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось». Так, в 1910 году у Товарищества И.Д. Сытина только в Москве было два прекрасно оснащенных типографских комплекса, в издательстве работало более двух тысяч человек.

Товарищество ежегодно получало гигантскую прибыль за счет разницы между продажной ценой продукции и минимальной себестоимостью, и сверхприбыль - благодаря быстрой реализации и обороту капитала.

Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги, ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны». Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И.Д. Сытину широкую известность и постоянную прибыль, что дало в конечном счете возможность приступить к выпуску научно-популярной, практической, художественной и детской литературы. Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич». Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу. Среди произведений, опубликованных товариществом, наибольшую популярность приобрели такие книги, как посмертное собрание сочинений Л.Н. Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др.

Сытин начал сотрудничать с «Посредником» - издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л.Н. Толстого. Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции - Л. Толстым, В. Короленко и др. В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В.Г. Чертковым, другом Л.Н. Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах.

Последующее десятилетие совместной работы с Чертковым Сытин называл «второй ступенью» своей жизни. Он говорил, что, благодаря сотрудничеству с ним, он «понял, что такое литература и, что значит быть издателем книг для народа». В больших тиражах дешевые книги «Посредника» с произведениями Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, Г.И. Успенского, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Эртеля, К.М. Станюковича и др. распространялись по России, несмотря на противодействие властей.

Третьей ступенью жизни Сытина, по его признанию, было установление контактов с людьми, объединившимися вокруг либеральных «Русских ведомостей» и «Русской мысли».

Новое направление работы издательства Сытина - издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др.). Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф.Н. Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона. Такой успех изданию был обеспечен благодаря своей позиции: сочувственному отношению к революции 1905 года, протестам против национальной политики самодержавия. После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована. Однако И.Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать. Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький.

Товарищество И.Д. Сытина издавало книги широкой тематики: школьные учебники, научно-популярные, прикладные и детские книги. Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого. Много внимания уделялось юбилейным и энциклопедическим изданиям, календарям, красочным афишам и плакатам, картинам духовного содержания. Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора. Некоторые исследователи склонны отмечать, что среди сытинских изданий было немало низкосортной литературы типа оракулов, сонников и т. п. Но их выпуск был во многом оправдан - к концу XIX века четыре пятых населения России было еще неграмотно.

Е. Динерштейн видит заслугу Сытина в том, что «он всегда руководствовался правилом: нельзя ждать, когда крестьянин сам придет за книгой, книгу надо нести к нему. Сытин умело организовал путем предоставления широкого кредита целую армию офеней, разносчиков товаров такого рода. Более того, он снизил стоимость на основной вид народных изданий - листовку (брошюра в один печатный лист) до небывалой цены: 80 копеек за сотню, а продавали офени каждую из них не менее чем за копейку».

Сотрудник Сытина А.В. Руманов вспоминал, что, «когда кончился срок авторских прав на Гоголя, Сытину его контора представила проект издания полного собрания сочинений писателя в количестве 5000 экземпляров по 2 рубля за экземпляр; Сытин выслушал, надвинул очки на лоб, стал мусолить карандаш, что-то высчитывая на бумажке, и твердо заявил: «Не годится. Издадим двести тысяч по полтиннику».

Неслучайно в дни полувекового юбилея издательства Сытина в газетах писали об Иване Дмитриевиче, что «коммерция была для него средством, а не целью». Так как Сытин продавал свою продукцию по наиболее низким ценам, доступным самой бедной части населения, чтобы не разориться, он закупал за рубежом современное высокопроизводительное типографское оборудование, что позволяло существенно увеличить тиражи книг.

«Почему моя книга была дешевле? - говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года. - Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом. Все наши писчебумажные фабрики, которые имелись в России, предлагали бумагу гораздо дороже, чем я имел. Я покупал бумагу в Финляндии и входил третью частью в бумажную

фабрику, которая на мою часть вырабатывала бумагу на тех условиях, которые делались только для меня. Они делали 10-15% скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники. Мы типографскую работу делали в типографиях, в которые мы входили, которые вырабатывали, благодаря особенным машинам, необходимым техническим условиям на 50-60% дешевле, чем в других предприятиях. Ввиду этого я получал за 2,5-3,5 коп. букварь Вахтерова. 30% скидывал торговцу, 2,5 коп. платил автору, 2,5 коп. оставалось издателю».

М.В. Сабашников на том же совещании подчеркивал, что «И,Д. Сытин создал универсальное предприятие с собственными типографиями и массой розничных магазинов. Его основной капитал был 3,5 млн рублей, годовые обороты достигали громадной цифры - 18 млн. рублей в год (1915 год). О среднем обороте капитала здесь говорить трудно при столь различных предприятиях, как газета или издание специальной научной книги. Имея свои типографии, Сытин прибегал к трем видам кредита: 1) бумажному, 2) банковскому и 3) подписочно-читательскому. Бумажные фабрики оказывали ему кредит до 6 месяцев. Что же касается подписчиков, то они давали Сытину значительные оборотные средства, поступающие в кассу до начала года. Как вывод относительно прежних форм, можно предположить: они создавались на кредите - бумажном, типографском, банковском и подписочно-читательском».

Добиться небывалого успеха в издательском деле Сытину удалось и благодаря постоянному стремлению к улучшению качества изданий, в частности лубочной литературы. В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков - картин скульптора М.О. Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались. В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н.К. Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»).

Сытин привлекал к работе только лучших мастеров типографского дела, художников, никогда не торгуясь с ними в цене, требуя от них лишь одного - высокого качества работы.

К изданию литературы любого содержания Иван Дмитриевич старался относиться максимально требовательно. Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии». Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами). Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже).

И.Д. Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов. Фирменные магазины товарищества были расположены во многих крупных городах: четыре - в Москве, два - в Петербурге, по одному - в Варшаве, Киеве, Воронеже, Ростове-на-Дону, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде. Благодаря такой широкой сети магазинов и складов, а также широким связям с другими книготорговцами, Сытин не только наладил сбыт своей продукции, но и получал достаточно полные сведения о реализации продукции и вносил изменения в план выпуска изданий. -

Чтобы оградить себя от социальных конфликтов, предприниматель старался создать рабочим хорошие условия труда. Он много сделал для открытия при издательстве бесплатной школы техники рисования и литографского дела, в которой обучались наиболее одаренные дети рабочих и служащих, руководил школой академик Н.А. Касаткин.

А. Лопаткин пишет: «Иван Дмитриевич Сытин создал совершенно новый для России тип крупного коммерческого печатно-издательского предприятия, поставил на поток производство массовой литературы для простого народа. Товарищество И.Д. Сытина, по числу названий и тиражу выпускаемой литературы, прочно занимало первое место среди русских издательских фирм. Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12,5 миллионов экземпляров. Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке. А за период с 1881 по 1909 год издания Товарищества разошлись тиражом около 300 миллионов экземпляров».

Иван Дмитриевич ставил конечной целью своей деятельности создание первого в России концерна, который бы печатал свои книги на своей бумаге, на своих машинах и продавал продукцию в своих магазинах.

Сытин мечтал создать «Дом книги», первый в России учебно-производственный комбинат для совершенствования и развития книжного дела. Для реализации этой идеи он основал «Общество для содействия улучшению и развитию книжного дела в России». В короткий срок общество собрало более миллиона рублей и купило на Тверском бульваре обширный земельный участок для строительства здания.

Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г.С. Петрова, Сытина часто называли «русским самородком». Природа, бесспорно, наделила Ивана Дмитриевича многими талантами, но тем Сытиным, которого знала не только вся Россия, но и весь мир, он сделал себя сам. Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны. Он был сыном своего времени и в достижении жизненной задачи шел, казалось бы, теми же самыми путями, что и все его коллеги-издатели. Их различала только масштабность мышления, деловитость и характер цели, достижению которой Сытин посвятил жизнь. Говоря о его личных качествах, следует прежде всего отметить свойственные ему чувство юмора, способность самокритично оценивать свои действия и определенную твердость, которая ощущалась всегда и во всем».

Один из его сотрудников, педагог Н.В. Тулупов, отзывался о хозяине как отзывчивом и добром человеке: «Говорю это не по отношению к себе, нет. Отзывчивым и щедрым человеком он был и вообще к сотрудникам и рабочим. Правда, в обращении он был часто несдержан и грубоват, но по душе, повторяю, он был прекрасный человек». .

Иван Дмитриевич Сытин продолжал работать и после Октябрьской революции, в качестве консультанта в Госиздате. Однако новой власти оказались не нужен ни он сам, ни печатаемые им книги. .

После революции нишу Сытина на издание массовой литературы сразу заняло государство, процесс огосударствления книгоиздания начался именно с этого сектора литературы. Поэтому предпринимателю пришлось отказаться от выпуска своих традиционных книг. Под жесткий контроль государства был взят выпуск учебников. Иван Дмитриевич вынужден был пересмотреть весь ассортимент своей продукции.

После Октябрьской революции Московский совет попытался сразу экспроприировать его газетную типографию для выпуска собственной газеты.

Протестуя против этого решения, нарком просвещения А.В. Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц». Нарком предлагал Моссовету возвратить предприятие ее владельцу, который готов был предоставить в его распоряжение машину для печатания газеты, причем, по себестоимости, дать для этого и необходимую бумагу. Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным - вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий». Правда, в распоряжении Ивана Дмитриевича какое-то время оставались две другие типографии в Москве и Петрограде.

23 октября 1918 года Моссовет издал решение о муниципализации книжного дела. Ни покупатели, ни издатели не были в восторге от этой меры. В Наркомпрос поступали протесты учителей провинциальных школ, закупавших учебники в московских магазинах. Возмущались, естественно, издатели и книготорговцы.

Все эти ходатайства возымели свое действие: наркомат государственного контроля заинтересовался процессом муниципализации. По мнению контролеров, книжные магазины были необоснованно «экспроприированы» у Сытина и других издателей. Выводы контролеров вызвали возмущение в Моссовете. В частности, в объяснительной записке Московского Совета было сказано, что своими лубками Сытин долгие годы «отравлял русский народ».

В итоге было принято постановление Малого Совнаркома, по которому Моссовету предлагалось пересмотреть решение Межведомственной комиссии и изъять из продажи все прежние издания лубочной литературы бывших фирм Сытина и других, «не отвечающие потребностям и задачам современной социалистической пролетарской культуры». 19 мая 1919 года Совнарком за подписью В.И. Ленина подтвердил это решение.

Хозяевам частных типографий, в том числе и Сытину, приходилось искать компромисс с властями, так как они полностью зависели от государственных заказов. Понеся от конфискованных изданий огромные убытки, Сытин пытался компенсировать потери, осовременив ассортимент своей продукции. Он обратился в Госиздат с просьбой разрешить ему выпуск «Народного экономического календаря на 1920 год». Издает комплекты портретов русских писателей и «Картин из детской жизни», хотя для их выпуска потребовался вагон бумаги.

В конце 1919 года после национализации основной типографии на Пятницкой улице Сытин превратился из ее владельца в заказчика. Поэтому ему приходилось просить Госиздат напечатать в своей бывшей типографии 15 детских книжек (тиражом по 10 тысяч экз.) и закончить печатание 16 книжек Л.Н. Толстого (таким же тиражом) для школьников.

Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А.Ф. Маркс») поездку в Финляндию за свой счет. Там он планировал наладить печатание учебников и других книг, разрешенных и одобренных Госиздатом и Наркомпродом с матриц, изготовленных с набора в: Москве, а также хлопотать о предоставлении финской стороной бумаги. Однако Совет труда и обороны принял указ: «За невозможностью купить большое количество бумаги вопрос о поездке тт. Сытина считать излишним». Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата).

Сытин терял одно приобретение за другим. 10 мая 1920 года по распоряжению Госиздата у него без всякого вознаграждения было конфисковано 45 тысяч пудов бумаги. В 1922 году было национализировано издательство под предлогом нового толкования старого, уже отмененного декрета.

Конфликт издателя и государства рассматривался во ВЦИКе. В итоге было принято решение значительную часть имущества Сытина сохранить, но как издатель он мало что выиграл.

Пошли слухи, что Иван Дмитриевич после неудачных попыток организовать крупное издательство в Советской России перенес свое издательство в Берлин. Однако предприниматель не располагал достаточными для того средствами, а на компаньонов не мог рассчитывать.

В конце 1923 года состоялось московское совещание книгоиздателей, на котором говорилось о необходимости удешевления книги, о способах удовлетворения потребностей населения в книге, особенно малообеспеченных его слоев.

Сытин, напомнив участникам семинара о начале своей деятельности на книжном поприще, заметил, что в те годы «основная толща народа не умела еще читать, смотрела на книгу, как на прихоть. Нам нужно было приучить читателя. Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых. Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. Помогли банки и популярная газета. Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут. Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной. <...> Покупатель был безденежный. Учитывать векселя мелкого покупателя было трудно. Покупательских векселей я почти не учитывал».

Сытин участвовал в работе практически всех комиссий, образованных совещанием. В результате был подготовлен проект постановления о льготах для издателей и книгопродавцев. Однако это предложение было опротестовано Агитпропом ЦК и не было реализовано. „

Не сдаваясь на милость все новым трудностям, Иван Дмитриевич продолжал стремиться к сотрудничеству с новой властью. 28 сентября 1922 года он обратился к руководству Госиздата с предложением шире развернуть издание массовой литературы. «Уже 55 лет я служу русской книге, - писал Сытин. - За это время мне удалось создать самую мощную в России фабрику книгопечатания и отыскать пути для дешевой народной книги в наиболее темные и далекие углы.

С открывшейся возможностью для нового культурного строительства возглавляемое мною книгоиздательское товарищество вновь намерено приступить к изданию народных книг, с коих оно в 1893 году начало свою деятельность и в коих в широких слоях народа чувствуется наибольшая потребность.

По типу эти издания будут иметь сходство с тем лубком, который издавался нами раньше, но в корне реформированы, и хотя по цене по-прежнему копеечные, но по содержанию и внешности несомненно художественные.

Россия бедна и не любит тратиться на книжку, потому общедоступная копеечная книжка, в один, два, три листа, как показал мой многолетний опыт, является единственным лучом света.

Список авторов и произведений для первой серии при сем представляю и покорнейше прошу Вашего разрешения на печатание их. Из него Вы видите, что в задуманный нами цикл народных изданий входит исключительно классическая литература. Снабженные рисунками, виньетками и заставками и набранные крупным шрифтом, эти книжки будут полезны для взрослых и для внеклассного чтения детей».

Сытин не зря ходатайствовал. 17 октября 1922 года. Редсектор решил «приступить к переизданию лубков из выпущенных ранее Т-вом Сытина» - «Хаз-Булат удалой», «Песня про купца Калашникова», «Ухарь-купец», «Ванька-ключник», «Ой, полна, полна моя коробушка...», «Солнце всходит и заходит...» и др.

Однако это все были слабые уступки издателю, имевшему большой авторитет в книгоиздательской среде. «Товарищество И.Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу. Лишь петроградское издательство, бывшее А.Ф. Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза). 11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартизда-тельств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка.

В 1927 году Совнарком назначил Сытину персональную пенсию, которая позже дважды повышалась.

Издателей можно разделить лишь на два типа: одни работают на существующий спрос, другие создают новых читателей. Первых много, вторые редки. Иван Дмитриевич Сытин принадлежит к числу широте размаха и культурному значению - явление исключительное.

А. Игельстром

В истории русского книжного дела не было фигуры более популярной и более известной, чем Иван Дмитриевич Сытин. Каждая четвертая из изданных в России перед Октябрьской революцией книг была связана с его име нем, так же как и самые распространенные в стране журналы и газеты Bcerol за годы своей издательской деятельности он выпустил не менее 500 млн. книг цифра огромная даже по современным меркам Поэтому без преувеличения) можно сказать, что его знала вся грамотная и неграмотная Россия Миллионы) детей учились читать по его азбукам и букварям, миллионы взрослых в самых дальних уголках России по его дешевым изданиям впервые знакомились с произведениями Толстого, Пушкина, Гоголя и многих других русских классиков.

Родился будущий книгоиздатель в январе 1851 г. в селе Гнездниково Костромской губернии в семье волостного писаря, происходившего из экономических крестьян. Позже он писал в своих записках: «Мои родители, постоянно нуждаясь в самом необходимом, мало обращали на нас внимания. Учился я в сельской школе здесь же при правлении. Учебниками были: славянская азбука, часовник, псалтырь и начальная арифметика. Школа была одноклассная, преподавание — полная безалаберность... Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к науке и книге». На этом кончилось его образование — до самого конца своих дней Сытин оставался полуграмотным человеком и писал, пренебрегая всеми правилами грамматики. Зато он имел неисчерпаемый запас знергии, здравый смысл и замечательную деловую хватку. Эти качества помогли ему, преодолев все препятствия, добиться громкой славы и нажить огромное состояние.

Семья постоянно нуждалась в самом необходимом и пришлось 12-летнему Ванюше отправиться на заработки. Его трудовая жизнь началась на Нижегородской ярмарке, где не по годам рослый, смышленый и старательный паренек помогал скорняку торговать вразнос меховыми изделиями. Пробовал он себя и в роли ученика маляра. Все изменилось, когда 13 сентября 1866 года 15-летний Иван Сытин приехал в Москву с рекомендательным письмом к купцу Шарапову, державшему у Ильинских ворот две торговли — мехами и книгами. По счастливой случайности у Шарапова не оказалось места в меховой лавке, куда благожелатели прочили Ивана, и с 14 сентября 1866 года Иван Дмитриевич Сытин начал свой отсчет времени служения Книге.

Патриархальный купец-старообрядец Петр Николаевич Шарапов, известный в то время издатель лубочных картин, песенников и сонников, стал первым учителем, а потом и покровителем исполнительного, не гнушавшегося никакой черной работы подростка, аккуратно и прилежно исполнявшего любое поручение хозяина. Только через четыре года Ваня стал получать жалование — пять рублей в месяц. Упорство, настойчивость, трудолюбие, стремление к пополнению знаний импонировали престарелому хозяину, не имевшему детей. Любознательный и общительный его ученик постепенно стал доверенным лицом Шарапова, помогал торговать книжками и картинками, подбирал немудрящую литературу для многочисленных офеней — деревенских книгонош, порою неграмотных и судящих о достоинствах книжек по обложкам. Потом хозяин стал поручать Ивану вести торговлю на Нижегородской ярмарке, сопровождать обозы с лубочными изданиями на Украину и в некоторые города и села России.

1876 год явился переломным в жизни будущего книгоиздателя. Двадцати пяти лет от роду Сытин женился на дочери московского кондитера Евдокии Соколовой, получив за ней в приданое 4 тыс. рублей. На эти деньги, а также на 3 тыс. рублей, занятых у Шарапова, он открыл в декабре 1876 г свою литографию близ Дорогомиловского моста Предприятие поначалу размещалось в трех небольших комнатах и имело всего одну литографическую машину, на которой печатались лубки. Квартира располагалась поблизости. Каждое утро Сытин сам разрезал картины, складывал их в пачки и увозил в лавку Шарапова, где по-прежнему продолжал работать Ничем особенным эта литография не отличалась от множества других, располагавшихся в столице.

Открытие маленькой литографской мастерской считается моментом рождения крупнейшего полиграфического предприятия МПО “Первая Образцовая типография”.

Подняться над уровнем подобных ему владельцев лубочных издательств Сытину помогла русско-турецкая война 1877-1878 гг. «В день объявления войны, — вспоминал он позже, — я побежал на Кузнецкий мост, купил карту Бессарабии и Румынии и велел мастеру в течение ночи скопировать часть карты с обозначением места, где наши войска перешли через Прут. В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью «Для читателей газет. Пособие». Карта была моментально распродана В дальнейшем, по мере движения войск, изменялась и карта В течение трех месяцев я торговал один.

Никто не думал мне мешать». Благодаря этой удачной выдумке предприятие Сытина начало процветать — уже в 1878 г. он рассчитался со всеми долгами и стал полновластным владельцем литографии.

Иван Дмитриевич с первых шагов боролся за качество товара. Кроме того, он обладал предпринимательской смекалкой и быстро реагировал на покупательский спрос. Умел использовать любой случай. Литографические картинки шли нарасхват. Купцы торговались не в цене, а в количестве. Товара на всех не хватало.

Через шесть лет упорного труда и поиска продукция Сытина была замечена на Всероссийской промышленной выставке в Москве. Здесь экспонировались лубки. Увидев их, известный академик живописи Михаил Боткин стал настоятельно советовать Сытину напечатать копии картин известных художников, заняться тиражированием хороших репродукций. Дело было новым. Принесет оно выгоду или нет - сказать трудно. Иван Дмитриевич рискнул. Он почувствовал, что такая "высокая продукция найдет своего широкого
покупателя".

За свои лубки Иван Дмитриевич получил серебряную медаль. Этой наградой он гордился всю жизнь и почитал ее выше остальных, наверно потому, что она была самая первая.

В следующем году Сытин приобрел собственный дом на Пятницкой улице, перевез туда свое предприятие и купил еще одну литографическую машину. С этого времени его дело стало быстро шириться.

В течение четырех лет он выполнял в своей литографии заказы Шарапова по договору и доставлял напечатанные издания в его книжную лавку. А 1 января 1883 года на Старой площади появилась у Сытина собственная книготорговая лавочка весьма скромных размеров. Торговля пошла бойко. Отсюда уложенные в короба сытинские лубочные картины и книжки начинали свой путь в отдаленные уголки России. Нередко в лавке появлялись авторы изданий, неоднократно бывал Л. Н. Толстой, который беседовал с офенями, приглядывался к молодому хозяину. В феврале того же года уже была учреждена книгоиздательская фирма “И. Д. Сытин и К°”. Книжки вначале не отличались высоким вкусом. Их авторы в угоду потребителям Никольского рынка не пренебрегали плагиатом, подвергали “перелицовке” некоторые произведения классиков.

“Чутьем и догадкой я понимал, как далеки мы были от настоящей литературы, — писал Сытин.- Но традиции лубочной книжной торговли были очень живучи и ломать их следовало с терпением”.

Но вот осенью 1884 года в лавку на Старой площади зашел красивый молодой человек. “Моя фамилия Чертков”,- представился он и вынул из кармана три тоненькие книжки и одну рукопись. Это были рассказы Н. Лескова, И. Тургенева и толстовские “Чем люди живы”. Чертков представлял интересы Льва Николаевича Толстого и предложил для народа более содержательные книги. Они должны были заменить выпускавшиеся пошлые издания и быть предельно дешевыми, по той же цене, что и прежние — по 80 копеек за сотню. Так начало свою деятельность новое издательство культурно-просветительского характера “Посредник”, т. к. Сытин охотно принял предложение. Только в первые четыре года фирма “Посредник” выпустила 12 миллионов экземпляров изящных книжек с произведениями известных русских писателей, рисунки на обложках которых выполняли художники Репин, Кившенко, Савицкий и другие.

Сытин понимал, что народу нужны не только эти издания, но и другие, непосредственно способствующие просвещению народа. В том же 1884 году на Нижегородской ярмарке появился первый сытинский “Всеобщий календарь на 1885 год”.

“Я смотрел на календарь, как на универсальную справочную книгу, как на энциклопедию на все случаи жизни”,- писал Иван Дмитриевич. Он помещал в календарях обращения к читателям, советовался с ними по поводу улучшения этих изданий.

В 1885 году Сытин купил типографию издателя Орлова с пятью типографскими машинами, шрифтом и инвентарем для издания календарей, подобрал квалифицированных редакторов. Оформление он поручал первоклассным художникам, по поводу содержания календарей советовался с Л. Н. Толстым. Сытинский “Всеобщий календарь” достиг невиданного тиража — шесть миллионов экземпляров. Выпускал он и отрывные “ежедневники”. Необыкновенная популярность календарей потребовала постепенного увеличения количества их названий: к 1916 году их число достигло 21 с многомиллионным тиражом каждого из них. Дело ширилось, росли доходы… В 1884 году Сытин открыл второй книжный магазин в Москве на Никольской улице. В 1885 году с приобретением собственной типографии и расширением литографии на Пятницкой улице тематика сытинских изданий пополнилась новыми направлениями. В 1889 году учреждено книгоиздательское Товарищество под фирмой И. Д, Сытина с капиталом 110 тысяч рублей.

Энергичный и общительный Сытин сблизился с прогрессивными деятелями русской культуры, многому учился у них, восполняя недостаток образования. С 1889 года он посещал заседания Московского Комитета грамотности, уделявшего много внимания изданию книг для народа. Совместно с деятелями народного просвещения Д. Тихомировым, Л. Поливановым, В. Бехтеревым, Н. Тулуповым и другими Сытин издает брошюры и картины, рекомендованные Комитетом грамотности, выпускает серию народных книжек под девизом “Правда”, ведет подготовку, а затем начинает издавать с 1895 года серию “Библиотека для самообразования”. Став в 1890 году членом Русского библиографического общества при Московском университете, Иван Дмитриевич взял на себя расходы по изданию журнала “Книговедение” в своей типографии. Общество избрало И. Д. Сытина своим пожизненным членом.

Огромная заслуга И. Д. Сытина состояла не только в том, что он выпускал массовыми тиражами дешевые издания русских и зарубежных литературных классиков, но и в том, что он выпускал многочисленные наглядные пособия, учебную литературу для учебных заведений и внеклассного чтения, многие научно-популярные серии, рассчитанные на разнообразные вкусы и интересы. С большой любовью издавал Сытин красочные книжки и сказки для детей, детские журналы. В 1891 году он приобрел вместе с типографией свое первое периодическое издание — журнал “Вокруг света”.

Ежегодный выпуск оптовых и розничных каталогов, в том числе и по тематическим направления, нередко иллюстрированных, давал возможность Товариществу широко рекламировать свои издания, обеспечивать их своевременную и квалифицированную продажу через оптовые склады и книжные магазины. Знакомство в 1893 году с А. П. Чеховым благотворно отразилось на деятельности книгоиздателя. Именно Антон Павлович настоял на том, чтобы Сытин начал издавать газету. В 1897 году Товарищество приобрело непопулярную до того газету “Русское слово”, изменило ее направление, в короткий срок превратило это издание в крупное предприятие, пригласив талантливых прогрессивных журналистов — Благова, Амфитеатрова, Дорошевича, Гиляровского, Г. Петрова, Вас. И. Немировича-Данченко и других. Тираж газеты в начале XX века приближался к миллиону экземпляров.

В то же время И. Д. Сытин совершенствовал и расширял свое дело: покупал бумагу, новые машины, строил очередные корпуса своей фабрики (как он называл типографии на Пятницкой и Валовой улицах). К 1905 году было воздвигнуто уже три корпуса. Сытин непрестанно при помощи сподвижников и членов Товарищества задумывал и осуществлял новые издания. Впервые был предпринят выпуск многотомных энциклопедий — Народной, Детской, Военной. В 1911 году вышло великолепное издание “Великая реформа”, посвященное 50-летию отмены крепостного права. В 1912 году -многотомное юбилейное издание “Отечественная война 1612 года и русское общество. 1812-1912″. В 1913 году — историческое исследование о трехсотлетии Дома Романовых — “Три века”. Вместе с тем Товарищество выпустило и такие книги: “Что нужно крестьянину?”, “Современный общественно-политический словарь” (в котором разъяснялись понятия “социал-демократическая партия”, “диктатура пролетариата”, “капитализм”), а также “Фантастические правды” Амфитеатрова — об усмирении “бунтовщиков” 1905 года.

Активная издательская деятельность Сытина нередко вызывала недовольство властей. Все чаще на пути многих изданий возникали цензурные рогатки, тиражи некоторых книг конфисковывались, а распространение усилиями издателя бесплатных учебников и хрестоматий в школах рассматривалось как подрыв государственных устоев. В департаменте полиции на Сытина было заведено “дело”. И не удивительно: один из богатейших людей России не жаловал власть предержащих. Выходец из народа, он горячо симпатизировал трудящимся, своим рабочим и считал, что уровень их талантливости и находчивости чрезвычайно высок, но техническая подготовка за отсутствием школы недостаточна и слаба. “…Ах, если бы этим рабочим дать настоящую школу!” — писал он. И он такую школу создал при типографии. Так в 1903 году Товарищество учредило школу технического рисования и технического дела, первый выпуск которой состоялся в 1908 году. При приеме в школу отдавалось предпочтение детям служащих и рабочих Товарищества, а также жителям сел и деревень, имеющим начальное образование. Общее образование пополнялось в вечерних классах. Обучение и полное содержание учащихся производилось за счет Товарищества.

Власти называли сытинскую типографию “осиным гнездом”. Это связано с тем, что сытинские рабочие были активными участниками революционного движения. Они встали в первые ряды восставших в 1905 году и выпустили номер “Известий Московского Совета рабочих депутатов” об объявлении всеобщей политической стачки в Москве 7 декабря. А 12 декабря ночью последовало возмездие: по приказу властей сытинская типография была подожжена. Рухнули стены и потолки недавно построенного основного здания фабрики, под обломками погибло типографское оборудование, готовые тиражи изданий, запасы бумаги, художественные заготовки для печати… Это был огромный урон для налаженного дела. Сытин принимал сочувственные телеграммы, но не поддался унынию. Уже через полгода пятиэтажное здание типографии было восстановлено. Ученики художественной школы восстановили рисунки и клише, изготовили оригиналы новых обложек, иллюстраций, заставок. Были закуплены новые машины… Работа продолжалась.

Расширялась и сеть книготорговых предприятий Сытина. К 1917 году Сытин имел четыре магазина в Москве, два — в Петрограде, а также магазины в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии (совместно с Сувориным). Каждый магазин кроме розничной торговли занимался оптовыми операциями. Сытину принадлежала идея доставлять книги и журналы на заводы и фабрики. Заказы на доставку изданий на основе выпускавшихся каталогов выполнялись в течение двух-десяти дней, так как система отправки литературы наложенным платежом была налажена отменно. В 1916 году исполнилось 50 лет книгоиздательской деятельности И. Д. Сытина. Русская общественность широко отмечала этот юбилей 19 февраля 1917 года. Российская Империя доживала последние дни. В Политехническом музее в Москве состоялось торжественное чествование Ивана Дмитриевича. Это событие было отмечено также выпуском прекрасно иллюстрированного литературно-художественного сборника “Полвека для книги (1866 — 1916)”, в создании которого приняло участие около 200 авторов — представителей науки, литературы, искусства, промышленности, общественных деятелей, которые высоко оценили незаурядную личность юбиляра и его книгоиздательскую, просветительскую деятельность. Среди оставивших свои автографы вместе со статьями можно назвать М. Горького, А. Куприна, Н. Рубакина, Н. Рериха, П. Бирюкова и многих других замечательных людей. В адрес юбиляра поступили десятки красочных художественных адресов в роскошных папках, сотни приветствий и телеграмм. В них подчеркивалось, что труд И. Д. Сытина движим высокой и светлой целью — дать народу самую дешевую и нужную книгу. Конечно Сытин не был революционером. Он был очень богатым человеком, предприимчивым дельцом, умевшим все взвесить, все подсчитать и остаться с прибылью. Но его крестьянское происхождение, его упорное стремление приобщить простых людей к знаниям, к культуре содействовало пробуждению народного самосознания. Он воспринял Революцию как неизбежность, как должное и предложил свои услуги Советской власти. “Переход к верному хозяину, к народу всей фабричной промышленности я считал хорошим делом и поступил бесплатным работником на фабрику,- писал он в своих воспоминаниях.- Радовало же меня то, что дело, которому отдал много сил в жизни, получало хорошее развитие — книга при новой власти надежно пошла в народ”.

Сначала бесплатный консультант Госиздата, затем выполнение различных поручений советского правительства: вел переговоры в Германии о концессии бумажной промышленности для нужд советского книгоиздания, по заданию Наркоминдел ездил с группой деятелей культуры в США для организации выставки картин русских художников, руководил небольшими типографиями. Под маркой издательства Сытина книги продолжали выпускаться до 1924 года. В 1918 году под этой маркой была отпечатана первая краткая биография В. И. Ленина. Ряд документов и воспоминаний свидетельствует о том, что Ленин знал Сытина, высоко ценил его деятельность и доверял ему. Известно, что в начале 1918 года И. Д. Сытин был на приеме у Владимира Ильича. Видимо именно тогда — в Смольном — книгоиздатель подарил вождю революции экземпляр юбилейного издания “Полвека для книги” с надписью: “Глубокоуважаемому Владимиру Ильичу Ленину. Ив. Сытин”, который и теперь хранится в личной библиотеке Ленина в Кремле.

Иван Дмитриевич Сытин трудился до 75 лет. Советское правительство признало заслуги Сытина перед русской культурой и просвещением народа. В 1928 году ему установили персональную пенсию, за ним и его семьей закрепили квартиру.

Именно в середине 1928 года И. Д. Сытин поселился в своей последней (из четырех) московской квартире под № 274 на Тверской улице в доме № 38 (теперь Тверская ул., 12) на втором этаже. Овдовев в 1924 году, он занимал одну небольшую комнату, в которой прожил семь лет, здесь же и умер 23 ноября 1934 года. После него в этой квартире продолжали жить его дети и внуки. Похоронен И. Д. Сытин на Введенском (немецком) кладбище.

Память о Сытине запечатлена и в мемориальной доске на доме № 18 по Тверской улице в Москве, которая была установлена в 1973 году и свидетельствует о том, что здесь с 1904 года по 1928 год жил известный книгоиздатель и просветитель Иван Дмитриевич Сытин. В 1974 году на могиле И. Д. Сытина на Введенском кладбище установлен памятник с барельефом книгоиздателя (скульптор Ю. С. Динес, архитектор М. М. Волков).

Неизвестно с точностью, сколько изданий выпустил И. Д. Сытин за всю свою жизнь. Однако многие сытинские книги, альбомы, календари, учебники хранятся в библиотеках, собираются книголюбами, встречаются в букинистических магазинах.


NNM.ru 

Иван Дмитриевич Сытин - крупнейший книгоиздатель России

19 декабря 1876 начал собственное дело крупнейший книгоиздатель России Иван Дмитриевич СЫТИН.

Будущий книгоиздатель родился ещё при крепостном праве 25 января (5 февраля) 1851 г. в небольшом селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии. Иван был старшим из четверых детей Дмитрия Герасимовича и Ольги Александровны Сытиных. Отец его происходил из экономических крестьян и служил волостным писарем. Семья постоянно нуждалась в самом необходимом и пришлось 12-летнему Ванюше отправиться на заработки. Его трудовая жизнь началась на Нижегородской ярмарке, где не по годам рослый, смышленый и старательный паренек помогал скорняку торговать вразнос меховыми изделиями. Пробовал он себя и в роли ученика маляра. Все изменилось, когда 13 сентября 1866 года 15-летний Иван Сытин приехал в Москву с рекомендательным письмом к купцу Шарапову, державшему у Ильинских ворот две торговли - мехами и книгами. По счастливой случайности у Шарапова не оказалось места в меховой лавке, куда благожелатели прочили Ивана, и с 14 сентября 1866 года Иван Дмитриевич Сытин начал свой отсчет времени служения Книге.

Патриархальный купец-старообрядец Петр Николаевич Шарапов, известный в то время издатель лубочных картин, песенников и сонников, стал первым учителем, а потом и покровителем исполнительного, не гнушавшегося никакой черной работы подростка, аккуратно и прилежно исполнявшего любое поручение хозяина. Только через четыре года Ваня стал получать жалование - пять рублей в месяц. Упорство, настойчивость, трудолюбие, стремление к пополнению знаний импонировали престарелому хозяину, не имевшему детей. Любознательный и общительный его ученик постепенно стал доверенным лицом Шарапова, помогал торговать книжками и картинками, подбирал немудрящую литературу для многочисленных офеней - деревенских книгонош, порою неграмотных и судящих о достоинствах книжек по обложкам. Потом хозяин стал поручать Ивану вести торговлю на Нижегородской ярмарке, сопровождать обозы с лубочными изданиями на Украину и в некоторые города и села России.

1876 год явился переломным в жизни будущего книгоиздателя: женившись на Евдокии Ивановне Соколовой - дочери московского купца-кондитера и получив в приданое четыре тысячи рублей, он занял у Шарапова три тысячи и купил свою первую литографскую машину. 7 декабря 1876 года И. Д. Сытин открыл литографскую мастерскую на Воронухиной горе близ Дорогомиловского моста, которая и дала жизнь огромному издательскому делу.

Открытие маленькой литографской мастерской считается моментом рождения крупнейшего полиграфического предприятия МПО "Первая Образцовая типография". Первая литография Сытина была более чем скромной - три комнатки. Печатные издания поначалу мало чем отличались от массовой продукции Никольского рынка. Но Сытин был весьма изобретателен: так с началом русско-турецкой войны 1877- 1878 годов, он стал выпускать карты с обозначением боевых действий с надписью; "Для читателей газет. Пособие" и батальные картины. Товар раскупался мгновенно, принося издателю приличные доходы. В 1878 году литография перешла в собственность И. Д. Сытина, а в следующем году у него появилась возможность купить собственный дом на Пятницкой улице и оборудовать литографию на новом месте, приобрести дополнительное полиграфическое оборудование.

Участие во Всероссийской промышленной выставке 1882 года и получение бронзовой медали (на большее он не мог рассчитывать из-за своего крестьянского происхождения) за книжные экспонаты принесло Сытину известность. В течение четырех лет он выполнял в своей литографии заказы Шарапова по договору и доставлял напечатанные издания в его книжную лавку. А 1 января 1883 года на Старой площади появилась у Сытина собственная книготорговая лавочка весьма скромных размеров. Торговля пошла бойко. Отсюда уложенные в короба сытинские лубочные картины и книжки начинали свой путь в отдаленные уголки России. Нередко в лавке появлялись авторы изданий, неоднократно бывал Л. Н. Толстой, который беседовал с офенями, приглядывался к молодому хозяину. В феврале того же года уже была учреждена книгоиздательская фирма "И. Д. Сытин и К°". Книжки вначале не отличались высоким вкусом. Их авторы в угоду потребителям Никольского рынка не пренебрегали плагиатом, подвергали "перелицовке" некоторые произведения классиков.

"Чутьем и догадкой я понимал, как далеки мы были от настоящей литературы, - писал Сытин.- Но традиции лубочной книжной торговли были очень живучи и ломать их следовало с терпением".

Но вот осенью 1884 года в лавку на Старой площади зашел красивый молодой человек. "Моя фамилия Чертков",- представился он и вынул из кармана три тоненькие книжки и одну рукопись. Это были рассказы Н. Лескова, И. Тургенева и толстовские "Чем люди живы". Чертков представлял интересы Льва Николаевича Толстого и предложил для народа более содержательные книги. Они должны были заменить выпускавшиеся пошлые издания и быть предельно дешевыми, по той же цене, что и прежние - по 80 копеек за сотню. Так начало свою деятельность новое издательство культурно-просветительского характера "Посредник", т. к. Сытин охотно принял предложение. Только в первые четыре года фирма "Посредник" выпустила 12 миллионов экземпляров изящных книжек с произведениями известных русских писателей, рисунки на обложках которых выполняли художники Репин, Кившенко, Савицкий и другие.

Сытин понимал, что народу нужны не только эти издания, но и другие, непосредственно способствующие просвещению народа. В том же 1884 году на Нижегородской ярмарке появился первый сытинский "Всеобщий календарь на 1885 год".

"Я смотрел на календарь, как на универсальную справочную книгу, как на энциклопедию на все случаи жизни",- писал Иван Дмитриевич. Он помещал в календарях обращения к читателям, советовался с ними по поводу улучшения этих изданий.

В 1885 году Сытин купил типографию издателя Орлова с пятью типографскими машинами, шрифтом и инвентарем для издания календарей, подобрал квалифицированных редакторов. Оформление он поручал первоклассным художникам, по поводу содержания календарей советовался с Л. Н. Толстым. Сытинский "Всеобщий календарь" достиг невиданного тиража - шесть миллионов экземпляров. Выпускал он и отрывные "ежедневники". Необыкновенная популярность календарей потребовала постепенного увеличения количества их названий: к 1916 году их число достигло 21 с многомиллионным тиражом каждого из них. Дело ширилось, росли доходы... В 1884 году Сытин открыл второй книжный магазин в Москве на Никольской улице. В 1885 году с приобретением собственной типографии и расширением литографии на Пятницкой улице тематика сытинских изданий пополнилась новыми направлениями. В 1889 году учреждено книгоиздательское Товарищество под фирмой И. Д, Сытина с капиталом 110 тысяч рублей.

Энергичный и общительный Сытин сблизился с прогрессивными деятелями русской культуры, многому учился у них, восполняя недостаток образования. С 1889 года он посещал заседания Московского Комитета грамотности, уделявшего много внимания изданию книг для народа. Совместно с деятелями народного просвещения Д. Тихомировым, Л. Поливановым, В. Бехтеревым, Н. Тулуповым и другими Сытин издает брошюры и картины, рекомендованные Комитетом грамотности, выпускает серию народных книжек под девизом "Правда", ведет подготовку, а затем начинает издавать с 1895 года серию "Библиотека для самообразования". Став в 1890 году членом Русского библиографического общества при Московском университете, Иван Дмитриевич взял на себя расходы по изданию журнала "Книговедение" в своей типографии. Общество избрало И. Д. Сытина своим пожизненным членом.

Огромная заслуга И. Д. Сытина состояла не только в том, что он выпускал массовыми тиражами дешевые издания русских и зарубежных литературных классиков, но и в том, что он выпускал многочисленные наглядные пособия, учебную литературу для учебных заведений и внеклассного чтения, многие научно-популярные серии, рассчитанные на разнообразные вкусы и интересы. С большой любовью издавал Сытин красочные книжки и сказки для детей, детские журналы. В 1891 году он приобрел вместе с типографией свое первое периодическое издание - журнал "Вокруг света".

В то же время И. Д. Сытин совершенствовал и расширял свое дело: покупал бумагу, новые машины, строил очередные корпуса своей фабрики (как он называл типографии на Пятницкой и Валовой улицах). К 1905 году было воздвигнуто уже три корпуса. Сытин непрестанно при помощи сподвижников и членов Товарищества задумывал и осуществлял новые издания. Впервые был предпринят выпуск многотомных энциклопедий - Народной, Детской, Военной. В 1911 году вышло великолепное издание "Великая реформа", посвященное 50-летию отмены крепостного права. В 1912 году -многотомное юбилейное издание "Отечественная война 1612 года и русское общество. 1812-1912". В 1913 году - историческое исследование о трехсотлетии Дома Романовых - "Три века". Вместе с тем Товарищество выпустило и такие книги: "Что нужно крестьянину?", "Современный общественно-политический словарь" (в котором разъяснялись понятия "социал-демократическая партия", "диктатура пролетариата", "капитализм"), а также "Фантастические правды" Амфитеатрова - об усмирении "бунтовщиков" 1905 года.

Активная издательская деятельность Сытина нередко вызывала недовольство властей. Все чаще на пути многих изданий возникали цензурные рогатки, тиражи некоторых книг конфисковывались, а распространение усилиями издателя бесплатных учебников и хрестоматий в школах рассматривалось как подрыв государственных устоев. В департаменте полиции на Сытина было заведено "дело". И не удивительно: один из богатейших людей России не жаловал власть предержащих. Выходец из народа, он горячо симпатизировал трудящимся, своим рабочим и считал, что уровень их талантливости и находчивости чрезвычайно высок, но техническая подготовка за отсутствием школы недостаточна и слаба. "...Ах, если бы этим рабочим дать настоящую школу!" - писал он. И он такую школу создал при типографии. Так в 1903 году Товарищество учредило школу технического рисования и технического дела, первый выпуск которой состоялся в 1908 году. При приеме в школу отдавалось предпочтение детям служащих и рабочих Товарищества, а также жителям сел и деревень, имеющим начальное образование. Общее образование пополнялось в вечерних классах. Обучение и полное содержание учащихся производилось за счет Товарищества.

Власти называли сытинскую типографию "осиным гнездом". Это связано с тем, что сытинские рабочие были активными участниками революционного движения. Они встали в первые ряды восставших в 1905 году и выпустили номер "Известий Московского Совета рабочих депутатов" об объявлении всеобщей политической стачки в Москве 7 декабря. А 12 декабря ночью последовало возмездие: по приказу властей сытинская типография была подожжена. Рухнули стены и потолки недавно построенного основного здания фабрики, под обломками погибло типографское оборудование, готовые тиражи изданий, запасы бумаги, художественные заготовки для печати... Это был огромный урон для налаженного дела. Сытин принимал сочувственные телеграммы, но не поддался унынию. Уже через полгода пятиэтажное здание типографии было восстановлено. Ученики художественной школы восстановили рисунки и клише, изготовили оригиналы новых обложек, иллюстраций, заставок. Были закуплены новые машины... Работа продолжалась.

Расширялась и сеть книготорговых предприятий Сытина. К 1917 году Сытин имел четыре магазина в Москве, два - в Петрограде, а также магазины в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии (совместно с Сувориным). Каждый магазин кроме розничной торговли занимался оптовыми операциями. Сытину принадлежала идея доставлять книги и журналы на заводы и фабрики. Заказы на доставку изданий на основе выпускавшихся каталогов выполнялись в течение двух-десяти дней, так как система отправки литературы наложенным платежом была налажена отменно. В 1916 году исполнилось 50 лет книгоиздательской деятельности И. Д. Сытина. Русская общественность широко отмечала этот юбилей 19 февраля 1917 года. Российская Империя доживала последние дни. В Политехническом музее в Москве состоялось торжественное чествование Ивана Дмитриевича. Это событие было отмечено также выпуском прекрасно иллюстрированного литературно-художественного сборника "Полвека для книги (1866 - 1916)", в создании которого приняло участие около 200 авторов - представителей науки, литературы, искусства, промышленности, общественных деятелей, которые высоко оценили незаурядную личность юбиляра и его книгоиздательскую, просветительскую деятельность. Среди оставивших свои автографы вместе со статьями можно назвать М. Горького, А. Куприна, Н. Рубакина, Н. Рериха, П. Бирюкова и многих других замечательных людей. В адрес юбиляра поступили десятки красочных художественных адресов в роскошных папках, сотни приветствий и телеграмм. В них подчеркивалось, что труд И. Д. Сытина движим высокой и светлой целью - дать народу самую дешевую и нужную книгу. Конечно Сытин не был революционером. Он был очень богатым человеком, предприимчивым дельцом, умевшим все взвесить, все подсчитать и остаться с прибылью. Но его крестьянское происхождение, его упорное стремление приобщить простых людей к знаниям, к культуре содействовало пробуждению народного самосознания. Он воспринял Революцию как неизбежность, как должное и предложил свои услуги Советской власти. "Переход к верному хозяину, к народу всей фабричной промышленности я считал хорошим делом и поступил бесплатным работником на фабрику,- писал он в своих воспоминаниях.- Радовало же меня то, что дело, которому отдал много сил в жизни, получало хорошее развитие - книга при новой власти надежно пошла в народ".

Сначала бесплатный консультант Госиздата, затем выполнение различных поручений советского правительства: вел переговоры в Германии о концессии бумажной промышленности для нужд советского книгоиздания, по заданию Наркоминдел ездил с группой деятелей культуры в США для организации выставки картин русских художников, руководил небольшими типографиями. Под маркой издательства Сытина книги продолжали выпускаться до 1924 года. В 1918 году под этой маркой была отпечатана первая краткая биография В. И. Ленина. Ряд документов и воспоминаний свидетельствует о том, что Ленин знал Сытина, высоко ценил его деятельность и доверял ему. Известно, что в начале 1918 года И. Д. Сытин был на приеме у Владимира Ильича. Видимо именно тогда - в Смольном - книгоиздатель подарил вождю революции экземпляр юбилейного издания "Полвека для книги" с надписью: "Глубокоуважаемому Владимиру Ильичу Ленину. Ив. Сытин", который и теперь хранится в личной библиотеке Ленина в Кремле.

Иван Дмитриевич Сытин трудился до 75 лет. Советское правительство признало заслуги Сытина перед русской культурой и просвещением народа. В 1928 году ему установили персональную пенсию, за ним и его семьей закрепили квартиру.

Именно в середине 1928 года И. Д. Сытин поселился в своей последней (из четырех) московской квартире под № 274 на Тверской улице в доме № 38 (теперь Тверская ул., 12) на втором этаже. Овдовев в 1924 году, он занимал одну небольшую комнату, в которой прожил семь лет, здесь же и умер 23 ноября 1934 года. После него в этой квартире продолжали жить его дети и внуки. Похоронен И. Д. Сытин на Введенском (немецком) кладбище.

К имени и наследию И. Д. Сытина постоянно проявляется большой интерес. О нем пишут статьи и книги, готовят диссертации.

Но самым значительным источником изучения жизни и деятельности крупнейшего русского книгоиздателя и просветителя служат его собственные воспоминания и свидетельства его современников.

Впервые воспоминания Сытина появились в уже упоминавшемся юбилейном издании "Полвека для книги" в 1916 году. В начале двадцатых годов они были продолжены, но опубликованы не были. Только в конце пятидесятых годов младший сын книгоиздателя - Дмитрий Иванович - нашел в семейном архиве рукопись отца и отнес ее в Политиздат, а уже в 1960 году появилось издание "Жизнь для книги", допечатанное в 1962 году. На основе этого издания и под тем же названием воспоминания И. Д. Сытина "Страницы пережитого" вместе с воспоминаниями о нем его современников были выпущены издательством "Книга" в 1978 году (с посвящением Первой Образцовой типографии к 100-летию ее основания Сытиным), а в 1985 году второе дополненное издание этой книги. Опубликованы два издания романа К. Коничева "Русский самородок": 1966 г.- Ленинград и 1967 г.- Ярославль. Интересную книгу-исследование "И. Д. Сытин" в серии "Деятели книги" выпустило издательство " Книга" в 1983 году (автор - Е. А. Динерштейн).

В 1990 году американский ученый, профессор Чарльз Рууд опубликовал в Канаде книгу на английском языке "Русский предприниматель: книгоиздатель Иван Сытин из Москвы, 1851 -1934". "Центрнаучфильм" создал цветную документальную киноленту "Жизнь для книги. И. Д. Сытин" по сценарию Ю. Закревского и Е. Осетрова (режиссер Ю. А. Закревский). С ней ознакомились миллионы телезрителей.

Память о Сытине запечатлена и в мемориальной доске на доме № 18 по Тверской улице в Москве, которая была установлена в 1973 году и свидетельствует о том, что здесь с 1904 года по 1928 год жил известный книгоиздатель и просветитель Иван Дмитриевич Сытин. В 1974 году на могиле И. Д. Сытина на Введенском кладбище установлен памятник с барельефом книгоиздателя (скульптор Ю. С. Динес, архитектор М. М. Волков).

Неизвестно с точностью, сколько изданий выпустил И. Д. Сытин за всю свою жизнь. Однако многие сытинские книги, альбомы, календари, учебники хранятся в библиотеках, собираются книголюбами, встречаются в букинистических магазинах.

Сытин Иван Дмитриевич. Крупнейший отечественный издатель - изготовитель российских "манускриптов".


Сытин Иван Дмитриевич родился 24 января (5 февраля) 1851 г. в с. Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии.
Отец - Сытин Дмитрий Герасимович, волостной писарь. Мать - Ольга Александровна Сытина.

Сытин окончил три класса сельской школы. С 12 лет начал работать: продавец с лотка меховыми изделиями на Нижегородской ярмарке, ученик маляра и др.
13 сентября 1866 Сытин приехал в Москву и был определен "мальчиком" в книжную лавку известного московского купца-меховщика П.Н. Шарапова (в меховой торговле вакантных мест не нашлось). Он покорил хозяина редким трудолюбием и сообразительностью.

Сытин И.Д. (в 1879 году) фото
Удивительную жизнь прожил этот человек, о котором рассказывают, что был он безграмотен (во что верится с трудом - сын писаря как ни как), говорят, что ни одной книги не прочел.... а считается, тем не менее, человеком, внесшим в нашу культуру, в книжное дело, огромный вклад...


Начал с литографии на Пятницкой, где издавал лубочные картинки, а дошел до издания собраний сочинений классиков, таких как Пушкин, Гоголь, Лев Толстой.



Типография на Пятницкой, 71.

А в 1980-е гг. он превратился в крупнейшего издателя, выпускавшего дешевые и хорошо изданные учебники, детские книги, сочинения классиков, православную литературу, журнал "Вокруг света", который стал излюбленным чтением юношества, журнал в качестве приложений имел книги классиков мировой литературы М. Рида, Ж. Верна, А. Дюма, В. Гюго, А. Конан-Дойла и др.), газеты "Русское Слово" (с 1895 г., к 1917 г. ее тираж достиг 1 млн. экз. - фантастической цифры для того времени), иллюстрированное приложение к "Русскому слову" журнал Искры". С 1895 года он стал издавать "Библиотеку самообразования". Всего в ней было выпущено 47 книг по истории, философии, экономическим наукам, естествознанию.В 1912-13 гг. Сытин выпускает прекрасные юбилейные издания " "Отечественная война 1812 года и русское общество. " и " "Три века" (к 300-летию Дома Романовых).




Интересно, что Сытин издавал не только приключенческий журнал "Вокруг света", но и "На суше и на море", "Мировая война в рассказах и иллюстрациях", "Вестник спорта и туризма", и даже "Модный журнал", журнал "Искры".


Сытин издал целый ряд популярных энциклопедий: "Военную энциклопедию" - 18 томов, "Народную энциклопедию научных и прикладных знаний" - 21 том, "Детскую энциклопедию" - 10 томов.


Для детей Иван Дмитриевич издавал не только учебники (сотни наименований), но и хорошо проиллюстрированные книги со сказками Пушкина, Жуковского, братьев Гримм, Ш. Перро и др., а так же детские журналы "Пчелка", "Мирок", "Друг детей" - интересно, а сейчас издаются такие журналы? У меня в детстве были "Веселые картинки", "Мурзилка" и "Пионер".

Народная школа и учительство составляли предмет его особого внимания, в 1911 году он выстроил на Малой Ордынке, 31 "Учительский дом" с педагогическим музеем, кабинетами, библиотекой, большим зрительным залом.


Учительский дом, Малая Ордынка, 11. Торжественно открыт12 января 1912 года.

Заботился он и об образовании сотрудников типографий, которые были оборудованы по последнему слову техники. Интересно, что при типографии на Пятницкой в 1903 г. была основана школа технического рисования и литографического дела. Особо талантливых работников-подростков посылали потом на учебу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.



Типография на Пятницкой улице.



Здание на Моросейке 7

В 1917 большевиками все типографии И.Д.Сытина были национализированы, газеты закрыты, а свою усадьбу в Берсеневке Сытин передал для открытия в ней детского дома.





Воспитанники и сотрудники Берсеневского детского дома

В апреле 1918 г. Иван Дмитриевич Сытин был заключен в тюрьму.
Позже его выпустили и назначили консультантом Госиздата, новая власть использовала его мировой авторитет для приобретения оборудования, материалов и новых технологий. Большевики продолжали печатать книги под маркой издательства Сытина (прежде всего, брошюры с коммунистической пропагандой).
Но в 1927 г., Сытин был отправлен на персональную советскую пенсию (250 руб.). Повезло, не на Соловки и Секирку и не на рытье каналов - видимо, происхождение было учтено... А возможно и тот факт, что в России четверть полиграфической продукции приходилась на типографии Сытина. А еще, возможно, и то, что многие издания были дешевы и доступны малоимущим. У меня в книжном шкафу есть такие издания, сброшюрованные и переплетенные, они служат мне и сейчас - и это не только книги Толстого, доставшиеся от бабушки, но и ИСТОРИЯ ИСКУССТВ - без цветных иллюстраций, но информативная - и это была моя первая книга на эту тему... Умер в 23 ноября 1934 г. в Москве. На доме, где расположена последняя квартира Сытина (ул. Тверская, 18), установлена мемориальная доска, открыт Музей - квартира И.Д. Сытина (Тверская ул., д. 12, кв. 274).

Памятника нет, но снят документальный фильм о нем, называется " "Жизнь для книги.И. Д. Сытин".
Фильма я не нашла, а вот книга с таким названием и содержащая воспоминания Сытина и о Сытине была издана.

Из предисловия, от составителя А.З.Окороковой:
"Рукопись этой книги имеет свою историю. В 1922 году автор представил ее в Госиздат с просьбой - "просмотреть". Она была прочитана многими руководящими работниками советского издательства того времени. Скромнейший и добрейший из виденных мною политических редакторов - Д. А. Фурманов, между прочим, сказал: ("Как это все интересно, хоть роман пиши…" Но печатание книги все-таки было отложено до более удобных времен.
В последующее время в советском издательском мире не раз вспоминали о поучительном труде известного книгоиздателя дореволюционной России, но рукописи не могли обнаружить, она затерялась в несовершенных тогда архивах. И только вот теперь сын покойного автора обнаружил один из экземпляров рукописи среди бумаг отца и предложил ее вниманию издательства."

Цитата из книги:
"Я всю жизнь прожил, как праздник. Каждый день моей жизни был настоящим торжеством, великолепным духовным праздником. Это потому, что наша интеллигенция, наши писатели, наши художники, с которыми я работал, всегда готовы идти навстречу народу. Надо быть глухим и немым, чтобы не видеть глубокого значения того, что они сделали в этом направлении."
Книга полностью здесь http://profilib.com/chtenie...
Были изданы и другие книги о нем.

К пятидесятилетнему юбилею его издательской деятельности в царской России была издана книга

Настоящим памятником Ивану Дмитриевичу Сытину, как мне кажется, служит дом, в котором располагалось представительство издательства, редакция его газет, в том числе и "Русское слово" и рабочий кабинет Ивана Дмитриевича.




Тверская улица, дом № 18Б - издательство И.Д.Сытина «Русское слово», построен в стиле модерн в 1904-1906 годах, архитектор А.Э.Эрихсон, инженер В.Г.Шухов, фасады здания оформлены по рисункам художника И.Я.Билибина. С 1904 по 1928 годы в доме жил книгоиздатель и просветитель И.Д.Сытин, у которого бывали М. Горький, А. Куприн, В. Немирович-Данченко и другие деятели культуры и искусства. В первые годы советской власти в здании размещалась редакция и типография газеты «Правда», секретарём которой работала М.И.Ульянова. Позднее в здании находилась редакция газеты «Труд». В 1979 году для строительства нового корпуса "Известий" здание было передвинуто на 33 метра в сторону Садового кольца. Под здание подвели металлические балки, подняли дом на мощных домкратах и переместили на рельсы. Перемещение заняло три дня. Я помню это, видела, и не только по телевизору.