Имена данные при крещении. Церковные имена

Именины и день ангела - праздники, которые в современной России не принято широко отмечать из-за утерянной когда-то традиции. Они потеряли значимость, вследствие путаницы понятий. Многие связывают эти праздники с днем рождения человека. Для того чтобы понять, что такое именины и день ангела, необходимо обратить внимание на собственное имя, дату появления на свет, а также историю христианства.

Что такое именины?

День рождения - момент физического появления на свет нового человека, но факт этот не имеет ничего общего с именинами. Последние обретают свое таинственное значение и силу лишь после того, как новорожденного нарекут во время крещения в церкви. Поэтому именины считаются днем духовного рождения, когда ребенку дают имя определенного святого. Он становится небесным покровителем человека на всю жизнь.

На Руси, чтобы узнать, как зовут человека, спрашивали: «Как ваше святое имя?» После того как младенца крестят, у него появляется не только но и ангел-хранитель. Принято считать, что именины и день ангела - одно и тоже. Именины празднуют в день Святого, в честь которого наречен человек. Часто случается, что этот праздник совпадает с днем рождения или же их отделяет небольшой промежуток времени. Это объясняется тем, что родившегося ребенка называли в честь великомученика. В современном обществе детям дают имена, которых нет в святцах (православный календарь). Тогда священник при крещении выбирает ему второе имя, соответствующее дню крестин.

День ангела

Этот праздник строго индивидуальный. Так повелось, что отмечает его крещеный человек, названный в честь святого во время таинства. Например, если младенец (девочка) получила а родилась она двадцатого ноября, то ее святым покровителем будет Персидская. В этом случае день ангела по церковному календарю следует отмечать третьего декабря. Случается, что религиозные родители заранее выбирают имя любимого святого и называют в его честь ребенка.

В день ангела принято посещать церкви и храмы, причащаться, исповедоваться, а детям - прививать знания о необходимости чтить своего небесного покровителя. Это особый православный праздник, который не получится отметить в точности, как день рождения. Если человек религиозен, то день ангела желательно встретить не только застольем, например, в кругу семьи или друзей, но и причащением, походом в церковь, совершением благих дел. Если праздник пришелся на время Великого поста в будни, следует перенести трапезу на субботу или воскресение.

Что такое именины и день ангела для верующих людей? Это чтение молитв святому покровителю. Обязательно во время встречи дня ангела проявление искренности, желание получить прощение, истинное раскаяние в грехах. Отсутствие корысти, смирение и покаяние, доброта к окружающим и самим себе - вот что значит находиться под покровительством высших сил и получать от них помощь.

Как праздновали именины на Руси?

Многих интересует вопрос: "Что такое именины и как их праздновать?" Традиция отмечать этот день появилась еще в семнадцатом веке. На Руси готовились к именинам заранее. Дома варили пиво, делали пироги по особым рецептам, калачи, караваи. На именины вся семья в обязательном порядке посещала церковь, причащалась, заказывала и читала молитвы святому покровителю за здравие, ставила свечи. Вечером устраивали для именинника праздничную вечерю, на которую также приглашались почетные гости - крестные родители . Украшением стола служил без свечек. Перед уходом гостей именинник раздавал всем выпечку: калачи и пироги с особой начинкой (капуста, картофель и другое), которая обозначала характерные черты родственников.

День ангела и именины - в чем разница этих праздников? А её на Руси не было, так как именинник одинаково почтительно относился к покровителю и принимал подарки. У церковных служащих и царских особ именины величались тезоименитствами, которые широко праздновались.

Именины в 21 веке

В современном мире именины и день ангела постепенно начали утрачивать общие черты. Сначала новорожденному дают имя, которое больше всего нравится родителям. Через некоторое время младенца крестят по христианским обычаям (или же вообще пропускают эту процедуру, если родители атеисты - в таком случае имя, данное при рождении, не изменяется). Случается так, что день крещения и именины не совпадают, тогда два праздника теряют взаимосвязь.

Сегодня что такое именины и день ангела, многие не знают, поэтому никак не отмечают их. Принято больше внимания уделять собственному дню рождения и значению имени, данному при появлении на свет. Некоторые родители и взрослые устраивают небольшие праздники в честь своих именин. Это правильно, если человек крещеный и наречен в честь святого.

Разница между именинами и Днем ангела

В христианстве День ангела и именины являются синонимами. Однако небольшие различия все же имеются. Когда младенец появляется на свет, согласно современным церковным правилам, через сорок дней его следует принести в храм для совершения обряда крещения. Ранее к выбору имени подходили очень серьезно и заглядывали в православный календарь. Если ребенок родился в день определенного святого, такое имя ему и давали. Родители считали, что это угодно Богу.

День ангела и именины - в чем разница между этими праздниками? Для христиан разницы никакой нет, поскольку особого значения она не имела. Главное то, что в процессе крещения между ребенком и святым покровителем устанавливалась духовная связь. Получалось, что крестины малыша и именины совпадали, и грань между этими понятиями постепенно стиралась. Крещенская вода в купели очищает новорожденного, а Господь дарует человеку в этот момент ангела-хранителя. Именно поэтому процедуру крещения называют еще и покровительством свыше.

Значение именин в христианстве

Что такое именины у христиан? В религиозных православных семьях они считались более важным праздником, чем день появления на свет ребенка. Причина - наречение младенца именем святого человека, которое дает право малышу обрести духовную и физическую помощь, поддержку, заступничество со стороны покровителя. Попутно новорожденный получает ангела-хранителя, которым является все тот же святой. Считалось, что отмечать именины раз в году и чтить своего ангела - обязанность крещеного человека.

Обряд крещения на Руси принято было проводить спустя семь дней после рождения (в нынешнее время через 40 дней). Цифра 7 имеет сакральное значение для христиан. В течение этого времени продолжалось сотворение мира. В каждой православной семье именины отмечали широко и отдавали дань святому покровителю. До возникновения христианства имя ребенку давали, учитывая обстоятельства его рождения, внешнего облика, цвета глаз и волос, характера.

Определяем дату именин и дня ангела

Сегодня известно более двух тысяч христианских имен святых людей, которые были канонизированы. Именины в октябре, как и в остальные месяцы года, играют важную роль в религиозном смысле. Перед тем как выбрать имя для малыша (для обряда крещения), обратите внимание на следующий момент: многие святые имеют различные даты чествования, но одинаковые имена. Чтобы правильно определить день именин, выберите самую близкую дату в православном календаре, которая отмечается как день памяти святого. Она должна следовать за днем рождения малыша. Что такое именины и день ангела для современного человека, если он не знает ничего об этих праздниках? На этот вопрос можно ответить самостоятельно, если велико желание отдать дань памяти своему ангелу-хранителю.

Именины в октябре

Узнать о своем дне ангела довольно просто. Для этого достаточно заглянуть в православный календарь. Именины в октябре отмечают все, кто носит канонизированные церковью имена святых. Мужские: Алексей, Александр, Андрей, Аркадий, Анатолий, Борис, Богдан, Владимир, Вениамин, Вячеслав, Григорий, Гавриил, Владислав, Валентин. Среди женщин празднуют именины в октябре Софья, Ульяна, Алина, Анна, Вероника, Вера, Таисия, Ирина, Зинаида, Татьяна.


При крещении младенцу присваивается имя. Как правило, это имя одного из святых, чье имя упоминается в Святцах (перечне имен святых). Раньше ребенка крестили именем святого, память которого приходится на день таинства. Теперь же чаще всего тем же именем, кот орое указано в свидетельстве о рождении.

За каждым именем стоит жизнь, подвиги и молитвы святого. Теперь, после крещения, Дима уже Димитрий, Антон - Антоний, Вова - Владимир,

Ваня - Иоанн...

Как выбрать?

Большой вопрос. Часто мама знает (иногда даже чувствует) каким именем наречь свое чадо. Однако есть некоторые правила выбора.

1. По дню рождения. Но бывает, что в этот день мена только мужские, а надо для девочки. Тогда смотрим ближайшее подходящее имя до или после этого дня.

2. В день Крещения . Здесь можно выбрать день крещения, когда празднуется святой или святая. Например, крестить мальчика можно 19 декабря в день памяти святителя Николая. Или же девочку назвать Ниной и крестить 27 января.

3. Выбрать то имя, которое нравится родителям (они особо почитают того или иного святого). В этом случае, день тезоименитства (иногда его называют “День Ангела”) не будет совпадать с днем рождения.



Что делать, если имени нет в святцах?

Такая ситуация бывает тогда, когда мирское имя, записанное в свидетельстве о рождении, не имеет святого. Например, Диана или Станислав. Таких святых в Православии нет.
Выход из этого простой. Надо крестить человека с другим именем. Диану – как Дарью (хотя можно и как Нину или Ольгу, например), а Станислава – как Стахий (один из апостолов). В этом случае у человека появляется церковное имя , отличное по звучанию/написанию от мирского. В принципе, можно крестить с любым именем, но в таком случае не будет святого покровителя у человека. Моего дядю звали Рэм – сочетание первых букв от слов: революция, электрификация, механизация. Крещен он был с именем Роман.

Как быть, если человек не знает, с каким он был крещен именем?

Обычно это бывает со взрослыми людьми, которые приходят к Богу осознанно, прожив немало лет. Их крестили в раннем детстве и не сохранилось данных об этом. Имя такого человека (как на примере выше) не находится в святцах. Но он уже крещен и повторно крестить нет необходимости (строго запрещается церковными правилами крестить второй раз). Тогда выбирается подходящее имя, и человек, подготовившись к Причастию, причащается с этим новым именем. Оно становится его вторым (церковным ) именем, – с ним он впоследствии исповедуется, причащается, венчается, поминается в записках о здравии (кстати, в этих записках не пишите оба имени через тире, – священник не может знать, какое из них надо поминать)…

Нужно ли специально выбирать себе второе (церковное) имя, что бы не сглазили?

Это одно из распространенных суеверий. Делать этого не нужно! Если Вы верите в Бога, читаете молитвы, бываете на богослужениях, то Господь вас хранит от всяких опасностей. Одно Крестное знамение сохраняет человека от колдовства. Этому – пример святых Киприана и Иустины. В истории их жизни описано, как чародейство разрушалось крестным знАмением Иустины. Второе имя не надо себе придумывать специально, – оно появляется в ситуациях, описанных мною выше. Однако, некоторые мирские имена имеют сходное по звучанию церковное. Это такие варианты, как Татьяна и Татиана, Алексей и Алексий, Иван и Иоанн, Захар и Захария, Антон и Антоний, Яков и Иаков, Игнат и Игнатий и др.

Итак, будьте всегда с Богом , молитесь своему Ангелу-хранителю, которого человек получает от Бога в таинстве Крещения, и не забывайте про своего небесного покровителя – того святого или святую, чьё имя вы носите!

Имена для крещения детей, если придерживаться традиций, нужно выбирать так: ребенок должен быть назван именем святого, в день поминовения которого он родился, или который приходится на день крещения.

Также православными христианами приветствуется другая традиция, когда ребенка называют в честь святого, который особенно почитается этой семьей. Конечно, в наше время не все родители соблюдают этот порядок, хотя еще не так давно в православии был специальный обряд наречения, который был действительно главным событием для семьи и его проводили примерно через неделю после рождения малыша.

Крестили же ребенка через 40 дней, если ничего этому не препятствовало.

В наше время наречение не является особым событием, но очень часто ребенка называют крестильным именем. То есть крестильное имя является личным.

Если следовать церковным канонам, то крестильное имя и будет самым правильным, так как дает его не человек, а Бог, ведь он управляет датой рождения человека.

Сейчас возвращение к каноническим именам – очень актуально, ведь мода на необычные имена проходит, а православные имена становятся более ценными и значимыми.

Взрослый и крестильное имя

Очень часто случается так, что человек живет очень долгое время некрещеным. Однако он мечтает о небесном покровителе и хочет приобщиться к традициям православия. Но что ему делать, ведь имя у него уже есть, и менять его он не собирается. Во время обряда крещения такому человеку не меняют имя, а дают второе: его нарекают или в честь святого, имя которого более подходит к его первому личному имени, или в честь святого, чей день памяти отмечают в этот день. Чем же отличается первое – личное имя от имени, данного при крещении?

Объясняем: имя, которое дано при крещении, – существует для души, духовной и религиозной жизни. А то, которое было дано первым – мирское – для обычной жизни.

Иногда бывает так, что человеку уже изначально было дано каноническое имя, тогда второе имя не нужно.
Имя, данное при крещении взрослому человеку, – очень важно, это говорит о том, что он приобщился к традициям православия, которые неразделимы с русской культурой.

Различия имен в православном календаре

Просматривая православный календарь, можно заметить, что формы имен в нем и литературе, а особенно в обычной речи - очень отличаются. Иоанн – Иван, Феодор – Федор, Алексий – Алексей, Татиана – Татьяна и т.д.
Отчего же так происходит? Очень много имен в православный календарь попало из культуры других стран, в русском языке они изменились, так как произносятся по-другому.

Множество имен пришло из древнееврейского, древнегреческого, латинского и других языков. Конечно, они сильно отличались от древнерусских имен, и от этого получался большой контраст. Поэтому была необходима адаптация, и шла она несколькими путями.
Произошли перестановки в разговорном языке: греческая [ф] – была в некоторых именах заменена на [п], [тэта] поменялась на [ф] – поэтому появились имена Степан, Филипп, Федор и некоторые другие. [h] в имени Helga была заменена на [о] – так появилась Ольга. Также в разговоре было выпадение некоторых звуков – Авксентий – Аксентий, Дионис – Денис. А в других словах наоборот звуки добавлялись – Ксения – Аксинья, Иоанн – Иван.

Издавна на Руси существовало две формы: письменная форма имен (как они писались) и славеноросская лексика.

Основной особенностью было то, что использовались два языка: церковнославянский (на котором писались тексты для церкви и литературные произведения), а также деловой русский – на котором создавались социальные тексты и частная переписка.

Церковнославянский – правильный язык - все имена писались правильно и полностью, а в частной и деловой переписке существовали уменьшительные формы.

Имя, отчество, фамилия

Выбрать имя для крещения – довольно сложно, потому, что количество имен, которые рекомендованы церковью, ограничено. Еще это сложно и потому, что имя, которое дается при крещении, влияет на всю жизнь человека.

Современные имена по звучанию очень отличаются от звучания церковных имен. К тому же новые современные имена не имеют никакого отношения к святцам.

И возникает вопрос – как же выбрать крестное имя для ребенка?

Чаще всего имя для Крещения выбирают, основываясь на дате рождения ребенка, близкая дата дает день именин и имя святого. Если имя святого не очень изменилось за прошедшее время, то это имя становится и личным именем: Арсений, София, Александр, Анна.
Существует еще другой путь: вначале выбирается имя, а потом подбирается имя из святцев, которое наиболее подходит. Именины в таком случае могут быть позже на полгода от дня рождения.

Но все эти способы - неудачны и неполны, если имя не сочетается с отчеством и фамилией. Дети с именами - Нил Протасов или Серафима Неугоднова вряд ли будут благодарны родителям за такие несозвучные и, однозначно, редкие имена.
Фамилия – это слово с самого начала обозначало «семью». С давних времен это наследственное наименование, которое говорит о том, к какому роду этот человек принадлежит.

И хотя сейчас нет родовых и сословных различий, звучание и то, откуда произошла фамилия, помогает в том, чтобы различить какие фамилии принадлежат «знатным», а какие являются «прозвищами», которые присваивались крестьянам после того, как был введен Закон о полной и всеобщей паспортизации.

Наряду с именем и фамилией существует еще и отчество, которое также было принято по славянским традициям. И также отчество должно быть созвучным с именем и фамилией.

Нужно еще отметить, что называть сыновей в честь отца, а дочерей в честь матери считается неправильным, так как дети с такими именами вырастают раздражительными и постоянно ссорятся с родителями.

Нельзя называть детей именами умерших родственников, особенно тех, которые погибли при трагических обстоятельствах.
И не забывайте об инициалах. Нужно проверить сочетание первых букв фамилии, имени и отчества, чтобы не возникало неприятных ассоциаций.

Славянские имена

Сейчас очень велико тяготение людей к древнейшей русской культуре, люди начали отходить от влияния Запада и поэтому стараются назвать ребенка русским именем. Нужно отметить, что многие имена, которые сейчас носят многие – Елена, Константин, Ирина – это византийские имена, которые пришли на Русь с приходом христианства.

Есть множество истинно славянских имен, которые раньше были запрещены церковью, так как были даны в честь языческих богов. Однако все чаще и чаще детей стали называть именно славянскими именами.

Вновь детей стали называть старорусскими, болгарскими, польскими именами – Снежана, Лада, Милана и т.д.

Но нельзя сказать, что красивое славянское имя – это просто мода. Ранее на Руси человека называли двумя именами (не кажется ли вам, что это схоже с тем, о чем мы говорили выше: личное имя и крещенное имя?). Одно имя было ложным, которым называли все, а другое – скрытое, которое знал только сам человек и его близкие. По мнению древних славян – это помогало в защите человека от злых духов и злых людей. И обычно первое имя было некрасивым – Злоба, Некрас и т.д., для того, чтобы злая судьба ушла от человека...

Позже проводили обряд, при котором человек получал второе имя – уже взрослое, серьезное. Такое имя давали на основании характера, происхождения.

Славяне – такой народ, который был очень близок к природе. Поэтому имена чаще всего были связаны с окружающим миром: Святослав, Лада, Добрыня и т.д.

Сейчас славянские имена очень популярны, в связи с тем, что их звучание необычно.

Однако, называя ребенка, прочитайте о том, что обозначает это имя, выясните его историю. И тогда красивое, необычное имя станет отличным выбором для вашего ребенка.

Переплетение традиций

Таким образом, можно говорить о том, что сейчас при наречении именем переплетены славянские традиции, языческая и христианская вера и социальное развитие общества.

Вся мудрость народа, смысл христианства и древнейшие знания – все это легло в основу русских имен.
Ничего не смогло убить любовь русского народа к традициям, идущим со стародавних времен: даже пропаганда новейших имен, когда в 1918 году было запрещено крещение и церковь была отделена от государства. Новые имена: Тракторина, Октябрина и другие – абсолютно не прижились.

Многие люди, не смотря на все нововведения – называли детей старыми именами, именами святых.

Сейчас православная церковь разрешает называть при крещении детей даже именами не канонизированных святых. Однако, наряду с крещением, обязательно должна быть проведена регистрация в органах ЗАГС, при которой родители самостоятельно выбирают имя малыша, которое записывается в свидетельство о рождении.

И снова мы говорим о том, что ребенок практически всегда получает два имени – гражданское и церковное. И опять нужно отметить, что церковное имя не должен знать никто, кроме родных и близких, так как имя обладает определенной энергией и с помощью его можно навести порчу на человека.

Наречение именем проводит священник, который благословляет человека, которого крестит и читает над ним особую молитву.
День своих именин нужно знать, нужно знать и историю своего святого, для того, чтобы молиться ему и просить о помощи и защите.

Нужно различать своего небесного покровителя и ангела-хранителя.

Ангел-хранитель помогает человеку разобраться в том, что такое зло и что такое добро.

А небесный святой – это святой, именем которого человека нарекают при крещении. У многих людей не один, а несколько заступников и покровителей. И лучше знать обо всех своих святых и просить их защитить вас и направить на путь истинный.

Какое же имя выбрать при крещении? Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика – будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) – упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя? И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку , никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена – в этом легко убедиться, раскрыв святцы, – носили одновременно и цари, и монахи, и мученики. Вот пример: Иоанн. Имя древнееврейское, которое в переводе значит – Благодать Божия.В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек.Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин. И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе. Иоанн Власатый – Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове. Иоанн Дамасский – отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере. Иоанн Кронштадтский – великий русский пастырь и общественный деятель. Иоанн Палестинский – выдающийся постник. Иоанн Константинопольский – патриарх и выдающаяся личность своего времени. Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время.То же наблюдаем относительно других известных имен. Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка. Сегодня называют детей именем любимой бабушки или деда, именем книжного героя, или просто понравившимся звучным и красивым именем. В этом нет ничего плохого, но можно вспомнить и иную, древнюю традицию: младенцу давали имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-ой день по рождении). Какое имя выбрать для крещения ребенка зависит от того, каким именем и по какому принципу ребенка назвали при рождении. Если имя ребенку при рождении дали в честь какого-либо конкретного святого, то и в крещении он будет наречен тем же именем. В остальных случаях для того, чтобы выбрать, какими именами можно крестить девочек и мальчиков, достаточно заглянуть в Месяцеслов. Ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах. Уже в III веке становилось принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Этот святой, мыслили христиане, станет другом нашему сыну или дочери, будет молиться за него на небесах, перед троном Отца Небесного. Свт. Иоанн Златоуст настойчиво учил прихожан: «Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии». Люди, ведущие подлинную христианскую жизнь, нередко рассказывали и рассказывают, что они чувствуют связь с тем человеком, имя которого носят, со своим святым небесным покровителем. День, в который церковно празднуется память нашего святого, называется "именинами". Тезоименитства день - день именин) вашему имени, и есть день вашего Ангела. С древности установлено, что крещаемые не могут принимать Имена Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери – Марии. (Можно принять имя Иисус в честь ветхозаветного святого Иисуса Навина, а имя Мария – в честь святых Марий, которых множество.) Не всегда, если вы не нашли имени ребенка в святцах, это значит, что его там нет, просто там может содержаться архаичная форма имени, немного непривычная нам. Например, такое обычное для нас имя Иван в святцах записано как Иоанн, Денис – Дионисий, Егор – Григорий, Ульяна – Иулиания, Яна, Жанна – Иоанна, Полина – Апполинария, Юрий –Георгий, Вероника – Виринея, Анжела – Ангелина, Оксана, Аксинья – Ксения, Марта – Марфа, Лилия – Лия, Илона – Елена, Светлана –Фотина, Злата - Хриса. Очень хорошо будет ознакомиться не только со значением имени. Зачастую бывает, что святых с одинаковыми именами бывает несколько и у родителей есть возможность выбора небесного покровителя своего чада. В этом случае можно прочитать жития этих одноименных святых и выбрать того, житие которого вам ближе. В церковных записках и при совершении других Таинств нужно будет указывать именно то имя, которое было дано при крещении. Если имя, которое родители дали ребенку при рождении, все же не упоминается в святцах, то можно выбрать в святцах похожее на него православное имя, например, Алина – Елена, Жанна – Анна, Алиса – Александра, Диана - Анна, Олеся – Александра, Алина – Александра или Инна, Карина – Клеопатра или Кира, Станислав – Святослав, Артур – Артемий, Виктория – Викторина, Арина – Екатерина или Марина, Тимур – Тимофей, Эдуард – Георгий, Милана – Анна или имя того святого, память которого приходится на день рождения крещаемого. Говорят: «моя девочка родилась в день святой Ксении Петербургской. Разве я могу назвать ее иначе?..» Выбирая для своего ребенка имя, следует помнить, что это имя – на всю жизнь, поэтому не следует стараться выделиться, называя младенца. Такие имена, как Аристоклий или Анемподист, безусловно, красивы и оригинальны, но не слишком ли ко многому они обязывают?.. Посмотрите, чтобы имя ровно и легко произносилось, не вызывало смешных или двусмысленных ассоциаций (автору известен такой анекдотический, но, к сожалению, реальный пример, когда родители, носившие фамилию «Дураковы», дали своей дочери имя… Идея). Родители забывают, что есть масса интересных и замечательных имен, сегодня почти не употребляющихся. И эти имена не менее благозвучны или интересны, чем популярные сегодня, а их носительницы-святые в своем христианском подвиге совсем не менее известны, чем те, чьи имена на слуху. Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий. Женские: Аксуя, Голиндуха, Дракона, Каздоя и проч. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ХРИСТИАНСКОЕ ИМЯ ЗАБЫЛОСЬ? Нередко в храм приходят люди, имеющие неправославное имя, но когда-то, в детстве крещеные. Своего христианского имени они не помнят, а родители, которые их крестили, умерли. Что делать? Так и приходить в храм с именем Лениана, Марксина, Октябрина?.. Ничего страшного в этой ситуации нет. Нужно просто прийти к священнику и сказать об этом. Священник прочитает специальную молитву На наречение имени и даст вам новое имя православного святого. Является ли смена имени грехом? Все зависит от того, каким способом и с какой целью Вы собираетесь это сделать. Если Вы хотите сходить в ЗАГС и сменить неблагозвучное имя, то в этом греха нет. А вот если Вы собираетесь взять второе имя в Крещении, заменив им первое, тоже вполне православное, и делаете это из суеверных побуждений, то это тяжкий грех. Еще более тяжким грехом является попытка смены имени путем повторного Крещения. Последний способ к тому же еще и недействителен, поскольку мы веруем в единственность и неповторимость Крещения. Бытуют разговоры о том, что нельзя называть детей в честь усопших родственников. То, что в семье не должно быть нескольких людей с одинаковыми именами – это не более, чем суеверие. Имя ребенка никак не может повлиять на его будущее, сделать его счастливым или несчастным: в христианстве нет понятия «судьба» в значении «предопределение». Господь даровал человеку свободу воли, и потому нам ежедневно, ежеминутно приходится делать выбор. Какой мы сделаем выбор, зависит от нашего духовного устроения, а последствия этого выбора и являются «судьбой» для человека. Именно поэтому Вы должны приложить все усилия, чтобы самому жить по-ристиански или воспитать вашего ребенка по-христиански. Материал подготовила на основе открытых православных источников

День ангела - духовный праздник. Не посвященный в таинство крещения задается вопросом: что такое именины? Ответ обескураживает простотой: в стремлении быть лучше и добрее. Для того чтобы стать достойным имени своего, нужно творить во благо и трудиться над воспитанием воли.

В день именин благодарят Христа и Матерь Божию, небесного покровителя и ангела-хранителя. Считается, что соименный святой призван просить за христианина перед Богом. Человек в особый день очищается и крепнет духовно.

Светское имя в современном мире часто не совпадает с церковным пониманием. При крещении дают созвучное православное имя: Алиса - Александра, Дина - Евдокия, Милана - Милица.

При храмах в приходских библиотеках люди приходят к пониманию, что такое именины. Читая православную литературу, узнают о житии тезоименитого святого. Бывает, родители называют детей по имени святого, почитаемого в семье.

На Руси после принятия христианства с 988 г. при крещении давалось имя канонизированного святого. Список имен святых носит название Месяцеслова. На данный момент содержит больше 1 000 имен разного происхождения (латинского, греческого).

День рождения по возможности не назывался широкому кругу знакомых. Зато дата именин становилась известной благодаря церковному календарю. В древние времена праздновали день наречения на 8 сутки после рождения ребенка.

Для крещения приходят в храм с ребенком на сороковой день после рождения. Наречь дитя по святцам разрешается в день крещения. Православный календарь содержит информацию по дням памяти святого и датам церковных праздников.

Количество мужских имен преобладает над количеством женских, поэтому проводят аналогию и записывают схожие имена девочек и мальчиков: Аполлинарий - Полина, Анастасий - Анастасия.

В одном дне присутствует несколько имен. В течение долгих лет в календарь на одну и ту же дату записывались имена разных исторических фигур, потому что имен больше, чем дней в году.

Так, мужское имя Иоанн, что означает на еврейском «благодать Божия», празднуется в честь:

  • Предтечи и Крестителя - 20 января, 9 марта, 7 апреля;
  • апостола - 21 мая, 13 июля, 9 октября;
  • святителя - 9 и 12 февраля.

Женское имя Александра переводится с греческого языка и имеет значение «мужественная», данное имя носили:

  • мученица - 2 апреля, 6 и 31 мая, 19 ноября;
  • преподобномученица - 11 ноября;
  • преподобная - 23 марта.

Даты выбраны по новому стилю.

Одинаковые имена одного и того же святого встречаются в разные дни памяти (день рождения, день преставления или обретения, перенесения мощей). К лику святых причисляются разные люди с одинаковыми именами - людей больше, чем имен.

Родители или священнослужители выбирают имя святого, память которого празднуется в день рождения ребенка. По установившимся правилам первый праздник в честь памяти святого угодника Божия считается днем именин новорожденного.

Оставшиеся дни памяти носят название малых именин. Когда малыш научился осмысленно разговаривать, взрослые обучают ребенка обращаться с молитвой к святому днем и перед сном. Святой становится небесным покровителем и взрослому человеку, принявшему таинство крещения.

В 2000 г. прославлены новомученики и исповедники российские. После принятия Архиерейским собором списка имен молодые родители выбирают святого, чья дата памяти ближе ко дню рождения сына или дочери.

Празднование по церковному календарю

В советское время празднование именин и все, что связано с церковью, находилось под запретом. Сегодня, как и прежде, тут и там в домах поют: «Как на… именины испекли мы каравай». Начало празднования положено в XVII веке.

Если заглянуть в глубь истории, то можно найти факт, что тезоименитство императрицы Александры Федоровны и Марии Федоровны носило статус государственных праздников.

Взрослый верующий человек в день именин идет в храм для приобщения к благодати. Христианин готовится к исповеди и причастию.

В день ангела заказывают благодарственный молебен соименному святому. Когда день ангела совпадает с днем поста, то празднование переносится на непостные или дни разговения.

С ранних часов выпекают пироги и калачи овальной, восьмигранной, прямоугольной формы, а днем раздают крестным и родственникам. Традиция сохранилась и по сей день. С именинником разделяют вечернюю трапезу родные и самые близкие люди.

Желают имениннику долгоденствия, мирного течения жизни в счастье, душевного спокойствия. Вечернее торжество проходит с тихими речами и в спокойной обстановке. Дети, видя, как проходит особый день, уже в свои семьи перенесут обычай праздновать день ангела. Именины станут традиционным днем, который в следующих поколениях будут помнить и любить.

Молодые люди бронируют поездку и проводят день ангела в святых местах.

Подарки на празднование

У православного человека не проходит и дня без молитвы. Во время дарения подарка мысли и образы излучают добро.

Определяются с тем, что подарить для именинника. Большой выбор подарков имеется в церковной лавке. Верный вариант - именная икона в форме книжки. Иконы вышивают бисером. Для подарков находят резные и писаные иконы. Подойдет полочка для икон. Правильным выбором считают книгу, содержание которой духовно.

Крестные не задаются вопросом, что подарить крестникам ко дню ангела. Преподносят подарки в виде записи на дисках, это может быть фильм православной тематики или музыка, записанная в церквях и монастырях.

Подарить на именины можно церковную утварь: чаши для святой воды, лампадки.

Подарок, своими руками выполненный, найдет отклик у именинника. На полотне вышивают метрику с именем ребенка, датой рождения и именин. Подписывают именную открытку, сделанную в оригинальном стиле и красочно оформленную. Детям вручают полезные подарки: плед, носочки, кофточки.

К светским подаркам относятся фигурки ангелов, выполненные из керамики или хлопчатобумажной ткани.

Гравированные шкатулки и медальоны порадуют женщин. Библия станет достойным подарком для мужчин. Дарят грамоту с историей происхождения имени.


При крещении младенцу присваивается имя. Как правило, это имя одного из святых, чье имя упоминается в Святцах (перечне имен святых). Раньше ребенка крестили именем святого, память которого приходится на день таинства. Теперь же чаще всего тем же именем, кот орое указано в свидетельстве о рождении.

За каждым именем стоит жизнь, подвиги и молитвы святого. Теперь, после крещения, Дима уже Димитрий, Антон - Антоний, Вова - Владимир,

Ваня - Иоанн...


Как выбрать?

Большой вопрос. Часто мама знает (иногда даже чувствует) каким именем наречь свое чадо. Однако есть некоторые правила выбора.


1. По дню рождения. Но бывает, что в этот день мена только мужские, а надо для девочки. Тогда смотрим ближайшее подходящее имя до или после этого дня.

2. В день Крещения . Здесь можно выбрать день крещения, когда празднуется святой или святая. Например, крестить мальчика можно 19 декабря в день памяти святителя Николая. Или же девочку назвать Ниной и крестить 27 января.

3. Выбрать то имя, которое нравится родителям (они особо почитают того или иного святого). В этом случае, день тезоименитства (иногда его называют “День Ангела”) не будет совпадать с днем рождения.


Что делать, если имени нет в святцах?

Такая ситуация бывает тогда, когда мирское имя, записанное в свидетельстве о рождении, не имеет святого. Например, Диана или Станислав. Таких святых в Православии нет.
Выход из этого простой. Надо крестить человека с другим именем. Диану – как Дарью (хотя можно и как Нину или Ольгу, например), а Станислава – как Стахий (один из апостолов). В этом случае у человека появляется церковное имя, отличное по звучанию/написанию от мирского. В принципе, можно крестить с любым именем, но в таком случае не будет святого покровителя у человека. Моего дядю звали Рэм – сочетание первых букв от слов: революция, электрификация, механизация. Крещен он был с именем Роман.

Как быть, если человек не знает, с каким он был крещен именем?

Обычно это бывает со взрослыми людьми, которые приходят к Богу осознанно, прожив немало лет. Их крестили в раннем детстве и не сохранилось данных об этом. Имя такого человека (как на примере выше) не находится в святцах. Но он уже крещен и повторно крестить нет необходимости (строго запрещается церковными правилами крестить второй раз). Тогда выбирается подходящее имя, и человек, подготовившись к Причастию, причащается с этим новым именем. Оно становится его вторым (церковным ) именем, – с ним он впоследствии исповедуется, причащается, венчается, поминается в записках о здравии (кстати, в этих записках не пишите оба имени через тире, – священник не может знать, какое из них надо поминать)…

Нужно ли специально выбирать себе второе (церковное) имя, что бы не сглазили?

Это одно из распространенных суеверий. Делать этого не нужно! Если Вы верите в Бога, читаете молитвы, бываете на богослужениях, то Господь вас хранит от всяких опасностей. Одно Крестное знамение сохраняет человека от колдовства. Этому – пример святых Киприана и Иустины. В истории их жизни описано, как чародейство разрушалось крестным знАмением Иустины. Второе имя не надо себе придумывать специально, – оно появляется в ситуациях, описанных мною выше. Однако, некоторые мирские имена имеют сходное по звучанию церковное. Это такие варианты, как Татьяна и Татиана, Алексей и Алексий, Иван и Иоанн, Захар и Захария, Антон и Антоний, Яков и Иаков, Игнат и Игнатий и др.

Итак, будьте всегда с Богом , молитесь своему Ангелу-хранителю, которого человек получает от Бога в таинстве Крещения, и не забывайте про своего небесного покровителя – того святого или святую, чьё имя вы носите!

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

При рассмотрении имен в русской культурной традиции можно выделить сложившуюся исторически группу имен, тесно связанную с русской религией и культурой. Эту группу имен принято называть церковными, православными или каноническими именами. Большинство таких имен вписано в церковный календарь, в котором помимо имен упоминаются даты памяти святых, прославивших каждое имя. Часть церковных имен имеет греческое происхождение, так же встречаются древнееврейские , латинские и славянские имена .

В прошлые века к церковным именам относились только те имена, которыми называли детей при крещении, и те, которые принимали монахи при постриге. Со временем группа церковных имен вытеснила из частого употребления группу неканонических имен. Православные имена стали очень популярны при выборе родителями личных имен для детей. Постепенно вошедшие в широкий обиход церковные имена стали приобретать более удобное для русских людей произношение.

Можно ли крестить ребенка другим именем - этот вопрос с нынешней модой на иноземные имена крайне актуален в наше время. Узнайте, как на него отвечает церковь. Кроме этого, о крестильном имени сложено множество поверий.

Второе имя при крещении - поверья

Сложено огромное количество примет о детях . Ряд суеверий дошел до наших дней. Во все времена родители стремились защитить своих детей от злого колдовства. И один из способов сделать это - крестить под именем, которое будет знать ограниченный круг людей.

В языческие времена у человека было несколько таковых. Кроме того, было еще и тайное имя . Его знали только самые близкие - побратимы, члены семьи, иногда будущая супруга. Зная, как зовут человека, можно навести на него порчу или приворот. Без обладания этой информации сотворить злое колдовство будет на порядок сложнее - не каждый маг способен на такое.

С приходом христианства немногое изменилось в этом вопросе. По-прежнему родители стараются защитить детей с помощью тайного «псевдонима», данного при крещении. Если ведьма не будет знать его, она не сумеет причинить серьезного вреда.

Мнение церкви

На вопрос о том, можно ли крестить ребенка под другим именем, церковь отвечает положительно. Сейчас отказывать в крещении, разумеется, не будут никому, но в старину такой выбор оставался за священником. Как правило, давали то, которое носил святой, почитаемый в день рождения малыша. Сейчас же это выбор лежит только на его родителях, которые решают крестить ли ребенка другим именем, а не тем, что написано в документах.

Внимание! Расшифрован ужасный гороскоп Ванги на 2019 год:
3 знака Зодиака ждёт беда, только один знак может стать победителем и обрести богатство... К счастью, Ванга оставила инструкции по активации и дезактивации предначертаного.

Для получения пророчества нужно указать имя данное при рождении и дату появления на свет. Также Ванга добавила 13 знак Зодиака! Советуем держать свой гороскоп в тайне, велика вероятность сглаза ваших действий!

Читатели нашего сайта могут получить бесплатно гороскоп Ванги>> . Доступ может закрыться в любой момент.

Сейчас это решение крайне актуально - мода меняется, и христианские имена выбирают не всегда. Так, если малышу дано не православное имя, его стоит окрестить под другим. Чаще выбирается одно из носимых святыми, которые почитаются в дату обряда. Кстати, когда встает вопрос о времени крещения , советуют подбирать день, когда имена ребенка и святого будут совпадать.

Священники рекомендуют все же использовать одно имя и в документах, и в повседневной жизни, и во время крещения. Одна из причин - родители часто забывают то, под которым ребенок был крещен. Когда человек вырастет, он не будет знать своего истинного имени. Это неправильно, когда верующий человек не обладает такой информацией.

Забывается часто также, что упоминать в молитвах нужно крестильное имя. Исповедь, причастие, венчание и даже личные молитвы близких - для всего этого требуется его знать и помнить. Если вы уверены, что не забудете, как зовут вашего малыша после крещения, можете объяснить ситуацию священнику. Скорее всего, он пойдет вам навстречу.

Крестить другим именем взрослого

На вопрос церковь отвечает неоднозначно. Если человек не воцерковлен, это разрешается, как и в случае с младенцем. Если речь о крещеном, который не знает, под каким его крестили, никакого запрета здесь нет. Выше уже сказано, что родители часто забывают крестильные «псевдонимы» детей, если они отличаются от тех, что указаны в документах.

Но чаще всего речь идет о снятии серьезной порчи или проклятия . Если нет другой возможности справиться с сильным черным колдовством, можно окреститься заново, принять новое имя и скрыться от негативной программы и темного мага. Повторное крещение поможет снять даже порчу на смерть, за что берется не каждый целитель.

Правда, к такому решению магической проблемы церковь относится негативно. Как минимум, потому, что это относится к колдовству. Если у человека нет причин для повторного воцерковления , которые указаны выше, ему, скорее всего, откажут.

В целом, крестить ребенка или некрещенного взрослого под иным именем можно. Разрешается повторное крещение для человека, который не знает, под каким его окрестили в детстве. Но если речь идет о снятии негатива магического характера, такое церковь не одобрит.