Интервью с Анной Бутурлиной: «Моя семья меня окрыляет. Девушка из джаза: Анна Бутурлина Певица анна бутурлина личная жизнь

Анна Бутурлина в настоящее время - одна из самых востребованных джазовых певиц России. Помимо работы над сольными концертными джазовыми программами, которые можно услышать в известных клубах столицы, Бутурлина выступает с Российским Государственным симфоническим оркестром кинематографии п/у Сергея Скрипки, с биг-бэндами из разных городов России, участвует в проекте Анатолия Кролла «Первые леди Российского джаза», преподаёт джазовый вокал, записывает вокальные партии для кинофильмов, мультфильмов и музыку для детей.

Выступления Бутурлиной также можно увидеть на многочисленных крупных мероприятиях и презентациях в Москве и за её пределами.

Анна Бутурлина родилась в Москве. Блестяще окончив музыкальную школу №1 им. С.Прокофьева по классу классического фортепиано, поступила в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных на дирижёрско-хоровое отделение. На третьем курсе Анна открыла неожиданно для себя джазовую музыку. С того момента сомнений не осталось: джаз - это то самое направление, которое будет её призванием. Анна успешно окончила училище и поступила в Российскую Академию музыки им. Гнесиных на отделение эстрадно-джазового вокала.

Джаз всегда казался мне миром величественным, глубоким и искренним. Музыкой, которая способна наполнить собой тебя, затронуть скрытые струны души, снять маски. Той музыкой, которой можно открыться, которой можно верить…

При этом не менее таинственными и загадочными казались мне джазмены. Так, наверное, бывает часто, когда, не имея четкого представления о тех или иных вещах и людях, мы начинаем рисовать и создавать их в своем воображении. Мне представлялось, что человек, который посвятил себя и свою жизнь джазу, обязательно должен очень отличаться от других. Помимо личной индивидуальности, присущей каждому из нас, в нем должно быть что-то еще. Что-то такое, что уловив и распознав в человеке, можно понять, почему он выбрал именно джаз. А, быть может, это джаз выбрал его?

Что касается меня, то я всегда откладывала на потом близкое знакомство с джазом. Я имею ввиду такое знакомство, при котором в него надо погрузиться и увлечься им. Быть может, это звучит как глупость, но я чувствовала, что не готова к этой музыке. Я ждала какого-то знака, увидев который, я бы поняла, что время пришло.

И вот пару месяцев назад судьба подарила мне незабываемое знакомство с известной российской джазовой певицей Анной Бутурлиной . В такие моменты я не устаю благодарить профессию журналиста, которая так щедро балует меня интересными встречами с удивительными людьми. Я брала интервью у Анны для одного интерьерного проекта. И я помню свои яркие ощущения от этого знакомства. Настолько добрый, яркий, искренний и интересный человек оказался тогда рядом со мной. От нее, маленькой и хрупкой внешне, исходила такая внутренняя сила, мощь и глубина, такая светлая и чистая энергетика, что я была околдована. Придя домой, я прослушала в Интернете огромное количество ее песен и написала письмо с предложением стать героиней Яблочного Сока. Мне очень хотелось узнать, как и когда ее жизнь плотно переплелась с миром джаза. Услышать ее историю успеха и о том пути, который ей пришлось пройти. Хотелось через Анну проникнуть, наконец, в этот волшебный мир джаза…

Люди в основном делятся на два типа: одиночки и командные игроки. Это касается любой сферы жизни, будь то личные отношения, работа или творчество. Но часто случается так, что одиночкам надо учиться играть в команде, а командным игрокам солировать и брать на себя ответственность. И признаком настоящего профессионализма как раз и являются способность взаимодействовать вместе и уважение к партнеру.

«Конечно, если говорить о джазе, то, в первую очередь, это во многом индивидуальная работа. А дальше, когда ты уже созрел как музыкант, ты можешь вливаться в серьезные коллективы. В джазе каждый человек несет свою яркую краску. И это уважают, с этим считаются и к этому приспосабливаются. Каждый в ансамбле, понимая кто с тобой рядом, старается соединиться с этим явлением. Это непросто, но очень интересно. В джазе нет тенденции подмять, подавить, подчинить или сделать тебя каким-то другим. Вся прелесть джаза в этой шероховатости, неожиданности и яркой индивидуальности каждого.

Сейчас я пришла к определенному кругу музыкантов, которые мне близки по духу, по настроению, с которыми у меня сложилось взаимопонимание. Этих людей я чаще всего приглашаю. У меня нет коллектива единственного и неизменного. В джазе это нормальное явление, когда люди меняются. Это часть этой музыки. Люди перемешиваются. То один барабанщик, то другой… Круг приглашаемых мной музыкантов ограничивается количеством примерно 10 человек. Из них я могу складывать любые мозаики, и каждый раз получается новое звучание. Это очень бодрит и тонизирует. Потому что, когда в коллектив приходит человек со своим характером и видением, то музыка меняется. Это обязательно нужно. Нужна свежая кровь».

Отличие джаза от шоу-бизнеса

Джаз абсолютно творческая сфера. Здесь нет продюсеров. Люди занимаются своей работой самостоятельно. Занимаются самообразованием, самопродвижением. Они творят свою музыку, делают то, что им нравится. В шоу-бизнес жесткие критерии и рамки. Там отталкиваются от того, что востребовано народом в широком смысле слова. Джазмены об этом не задумываются. Это большое счастье, что мы можем заниматься своим любимым делом, а не подчиняться вкусам масс. Джаз очень искреннее искусство. Там нет постановочности, пафоса, все естественно. Кажется, что все вроде очень просто, близко и доступно, но это как волшебство. Дух захватывает!

Кроме того, в джазе невысокая конкуренция. Джазовых музыкантов и певцов высокого уровня немного. Я не чувствую, что мне кто-то дышит в спину. Хотя я об этом в принципе не задумываюсь. У нас скорее принята атмосфера полной взаимной поддержки. Да, есть люди, которые могли бы соревноваться, но джазовые музыканты к этому не склонны. Я считаю, что творчество не может существовать в рамках борьбы за первое место.

Со своего пути сбиться невозможно. Рано или поздно ты придешь туда, куда должен прийти

С детства я занималась музыкой. Как многие дети, училась играть на фортепиано. Потом пошла учиться в музыкальное училище им. Гнесиных на дирижера хора. Я много лет занималась академической музыкой. Но мне все равно всегда хотелось быть лидером. Эта профессия должна была меня вывести на лидирующие позиции. Я хотела быть либо руководителем хора, либо стать симфоническим дирижером. Но тогда мне сказали, что женщинам лучше не терять время и не пробовать себя в этой чисто мужской сфере. Думала о возможности стать академической певицей, брала уроки академического вокала. Потом в мою жизнь пришел джаз, и все как-то естественно разрешилось, без мучений.

Однажды в музыкальном училище я просто столкнулась с этой музыкой. Джаз очень любил мой однокурсник. В перерывах между лекциями он играл на фортепиано джазовые стандарты. И я увлеклась вместе с ним и начала заниматься джазом. Я сделала свой выбор и пошла в институт, теперь это Российская академия музыки им. Гнесиных. Я поступила уже на эстрадно-джазовое отделение. Мне не пришлось ничего кардинально менять. Я просто изменила направление.

Что такое успех? Какой путь надо пройти, чтобы добиться успеха? Знаете, мне очень понравилась формула, которую вывел композитор Максим Дунаевский. Он сказал, что успех – это пятьдесят процентов таланта, а остальные пятьдесят делят между собой труд и удача. Опыт Анны это всецело подтверждает.

Талант

Видимо, природа все-таки наградила меня определенным талантом и способностями. А в джазе это и есть самое главное. Если человек способный и хорошо делает свое дело, его просто начинают ангажировать в разные коллективы. Нельзя сказать, что у меня мощный голос. Большого голоса, как в опере, у меня нет. Но я знаю свои плюсы, минусы, сильные стороны и ловко с этим обращаюсь. Я могу очень многое исполнять и никогда в себе не сомневаюсь.

Когда я начинала петь джаз, то слышала много всяких слов, в том числе и от авторитетных людей. Иногда звучали не самые приятные для меня реплики. И тогда я решила: мало ли что все они думают. У меня есть свой взгляд. Я всегда чувствовала, что внутри меня большой потенциал. Я до сих пор не знаю свой потолок. Нет ощущения, что я дошла до какой-то высоты и дальше стоп. Я думаю, что еще на многое способна. И мне от этого очень радостно. Чувствую, что могу расти вверх, вширь и куда угодно.

Труд

Джаз – моя самая главная дорога. Я занимаюсь там многими вещами. Я пишу аранжировки, руковожу ансамблем и создаю программы. Одна из последних моих программ на русском языке называется «Джазовый акцент: песни советских кинофильмов». Это популярные любимые песни из советских фильмов в моих собственных джазовых переработках. Было много разговоров и мнений по этому поводу. Сейчас я уже признана с этой программой, публика ее любит. Меня с ней приглашают и ждут. А когда только начинала, было страшновато. Трудно брать песню, которую знает вся страна, и петь ее иначе, чем она спета в фильме. Но в этом и заключалась моя идея, это было моей задачей, как джазового музыканта. И я все-таки убедила публику. ☺

Сейчас я выступаю как солистка с оркестром им. Олега Лундстрема. Это старейший джазовый оркестр в России. Выступаю с симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки. Много лет я с ними сотрудничаю. Это не джаз, а хорошая эстрада. С моим составом я представляю американские джазовые стандарты и свою программу на русском языке. Делать свои проекты для меня очень интересно. Мне нравится быть лидером.

Недавно решила попробовать себя в качестве организатора фестиваля. В январские праздники в музее-заповеднике Коломенское прошел джазовый фестиваль «Джазовый рупор Москвы». Это было настоящее событие. Наряду с молодыми, яркими, но пока не слишком известными джазменами выступали такие метры, как Владимир Данилин и Алексей Кузнецов. Я очень горжусь тем, что сделала это.

Всю жизнь занимаюсь английским. Это часть моей профессии. Не знать английский – непрофессионально.

Удача

Самый первый серьезный проект на моем творческом пути – это был МКС биг-бэнд Анатолия Кролла. Меня туда приняли на работу. И на большую сцену я впервые вышла именно с этим оркестром. Это очень хороший старт. Мне было 19 лет, опыта никакого. Я думаю, немногим так везет. Конечно, это очень меня вытолкнуло, помогло вырасти. А потом информация о хорошем музыканте быстро расходится, и его начинают приглашать на выступления.

Известность

Известность – это когда есть мой зритель, который приходит на мои концерты. Я могу свободно ходить по улице. Меня не дергают за руки в метро. Все-таки джаз некоммерческая сфера, не шоу-бизнес, не миллионная популярность, но в джазовых кругах меня знает вся страна. Знают люди причастные к джазу. Это такая мягкая известность, которая не мешает мне жить. Самое главное – это публика, которая ждет тебя, и возможность продвигать свои проекты. Когда твою фамилию знают, то тебе доверяют. Я рада, что Анна Бутурлина – это уже бренд. И создала его я сама.

Популярность

О своей популярности я не знала до тех пор, пока не вышел анимационный диснеевский фильм «Холодное сердце». Я озвучивала Эльзу, одну из двух главных героинь, и песня, которую я пою, получила Оскар. Случился какой-то бум. Особенно среди детей. Дети пишут мне в социальных сетях письма, выходят на цену после концертов брать автографы. Это очень приятно.

Контакт со зрителем

У меня все происходило опытным путем. Наверное, есть артисты, у которых это сразу получается и очень органично. Но мне многому приходилось учиться. Это непросто – выйти и спеть. Это контакт через глаза, через голову, через душу. Это очень сложный процесс. Я против музыки, которая играется музыкантами «для себя» на сцене. Есть джазмены, погруженные в себя. Я так же начинала, потому что не знала, как выразить себя, очень стеснялась. Потом я поняла, что это не мой вариант. Надо быть артисткой. Выходить и дарить зрителю все без ограничений. Я же певица, я не могу спрятаться за барабанщика или контрабасиста. Я фронтмен. Чистая музыка – мне этого мало. Я люблю привносить театральные элементы в музыку. Так я самовыражаюсь. Не могу просто сухо спеть и уйти.

Я люблю свою профессию, поэтому мне нравится выступать везде, где публика этого ждет. Приятно выступать перед подготовленной публикой. Когда люди понимают, какая музыка звучит, что происходит, что в этой музыке искать. Приходится выступать и перед совсем неподготовленными людьми, и в этом случае моя задача – покорить их сердца. Если потом подходят люди и благодарят, значит, я все правильно сделала. Это самый главный критерий моей работы. Если раньше я переживала из-за мнения профессионалов, то теперь меня больше волнует мнение публики. Без публики мы на сцене не нужны вообще. Наша задача – радовать людей. И мы это делаем. Мне нравится выступать и на большой сцене, и в клубе. В клубе устанавливается особенный тесный контакт со зрителем. А на сцене больше свободы, больше воздуха, можно летать.

Работа и материнство

Я начала выступать, когда дочке было 2.5 месяца. Надолго сцену не оставляла, просто ограничила какие-то поездки, отказывалась от длительных туров. Но выпасть из творческого процесса было страшно. Материнство переворачивает жизнь, меняется ощущение мира. Наступает расслабленность и отрешенность. Но надо брать себя в руки и действовать. Желания бросить музыку не было никогда, просто жизнь очень поменялась. Мне было трудно представить, как же я теперь выйду к публике. Потом шаг за шагом все вернулось в норму. Сейчас удается уже легко совмещать. Очень помогают родители. Семья для меня – очень серьезная поддержка. Если бы я перестала выступать, то я бы, наверное, завяла. Не представляю себя без сцены и без пения.

Мне бы хотелось, чтобы все, кто любит джаз, а также те, кто, как и я, только собирается впустить его в свою жизнь, открыли для себя творчество и необыкновенный голос Анны Бутурлиной, мягкий и легкий, подобно потоку свежего воздуха…

фото Петра Колчина

Джазовая певица и актриса мюзикла Анна Бутурлина родилась в 1977 году в Москве. Окончила ДМШ имени Прокофьева, Музыкальное училище имени Гнесиных и Российскую академию музыки имени Гнесиных. Лауреат международных конкурсов джазовых вокалистов Lady Summertime в Каяани (Финляндия) и Jazz Voices в Клайпеде (Литва), обладатель Гран-при конкурса джазовых вокалистов в Москве. Дебютировала в 19 лет в джазовом оркестре «МКС Биг-Бэнд» Анатолия Кролла. В дальнейшем сотрудничала с Государственным камерным оркестром джазовой музыки Олега Лундстрема и лидерами российского джаза, среди которых Алексей Кузнецов, Георгий Гаранян, Даниил Крамер, Игорь Бутман, Лев Кушнир, Алекс Ростоцкий, Яков Окунь, Владимир Данилин, Иван Фармаковский и другие.

Выступает с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки, с биг-бэндами из разных городов России. Играет главную роль в спектакле «Пенелопа, или 2+2» с музыкой Геннадия Гладкова в Театре музыки и драмы Стаса Намина. С сольными программами выступает в известных джазовых клубах Москвы и на ведущих концертных площадках России. В мае 2015 года принимала участие в концерте, посвященном 70-летию Победы во Второй мировой войне, в зале Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке с джазовым оркестром имени Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина. Среди проектов последнего времени – «Женские киноистории» и «Джаз в двух действиях» в Центральном Доме художника, «Игры в джаз» с Даниилом Крамером в Московском международном Доме музыки.

Анна Бутурлина – участница многих джазовых фестивалей в городах России и за рубежом, в числе которых «Джаз в саду Эрмитаж», «Усадьба. Jazz» и многие другие. Организатор I Московского конкурса джазовых вокалистов (2009). Записывает вокальные партии для кинофильмов и мультфильмов. Наиболее значительные работы – в анимационных фильмах компании Disney, где певица озвучила Тиану («Принцесса и лягушка») и Эльзу («Холодное сердце»). Певицей записаны сольные альбомы “Black Coffee” (2002), “My Favorite Songs” (2006), «Всё это джаз» (2017), «Осторожно “музыка”» (2017) и «Ключ от королевства» (2017).

Анна Бутурлина родилась 31 мая 1977 года в городе Москва. После успешного окончания музыкальной школы имени С. Прокофьева по классу фортепьяно поступила в училище имени Гнесиных. На третьем курсе обучения на дирижерско-хоровом отделении Бутурлина открыла для себя мир джаза и после окончания училища поступила в РАМ на эстрадно-джазовое отделение.

Дебют молодой джазовой исполнительницы состоялся в конце 1996 года на фестивале «Московская осень». Он был настолько успешным, что издание «Коммерсантъ-DAILY» разместило об этом событии заметку с фотографией Анны. На первом курсе Бутурлина становится солисткой биг-бэнда под управлением Анатолия Кролла, и с этого времени начинает активно гастролировать с оркестром. Во время насыщенного концертного периода Анна работает с ведущими российскими джазовыми музыкантами, среди которых Виталий Соломонов, Яков Окунь, Эдуард Зизак, Лев Кушнир и другие.

Значительно вырасти в профессиональном плане помогло Анне сотрудничество с «JAZZ-ACCORD», в который вошли российские джазовые мастера. Они опекали юное дарование, делились профессиональным опытом, но всегда воспринимали девушку как абсолютно равного партнера. 1998 год оказался насыщенным для исполнительницы, она принимала участие в таких фестивалях как «Джаз в саду Эрмитаж», «Киношок», «Джазовые голоса».

В дальнейшем она неоднократно участвовала на этих мероприятиях с сольной программой и в составе ансамблей. Именно тогда молодая певица стала активно искать собственный стиль, стремилась к свободному изложению материала, использовала широкую жанровую палитру и актерский талант. Аранжировки для выступлений Анна писала сама, что с течением времени стало ее принципиальной позицией и визитной карточкой.

В 2002 году Бутурлина предстала перед своими поклонниками в новом амплуа. В марте на сцене Российской Академии наук она сыграла одну из главных ролей в мюзикле «Дракула». Летом в Чехии вышел сингл Анны «Tajemstvi», который стал одной из самых популярных композиций сезона и попал в хит-парад Европы. В октябре того же года исполнительница презентовала свой первый сольный диск, получивший название «Black Coffee». Live-альбом был записан по инициативе Михаила Грина, а в работе над ним приняли участие Сергей Хутас, Виталий Головнев, Евгений Рябой и Алексей Беккер.

С 2004 года Бутурлина активно гастролирует с сольными проектами, ее хорошо знают слушатели джазовых фестивалей в России, Эстонии, Украине, Финляндии, Белоруссии, Литве и других европейских стран. Она сотрудничает с «Симфоджазом» братьев Ивановых, Юрием Саульским, «Каданс Миллениумом» Германа Лукьянова, оркестром Олега Лундстрема, барабанным шоу Евгения Рябого, группой «XL» Вадима Эйленкрига, выступает на сцене Кремлевского Дворца.

Исполнительница озвучила роль Тианы в диснеевском мультфильме «Принцесса и лягушка» и одну из главных героинь «Холодного сердца», в 2011 исполнила главную роль в спектакле по Сомерсету Моэму «Пенелопа, или 2+2» в столичном театре Музыки и драмы. Сама Анна признается, что ей невероятно нравится театральный мир, и она хочет, чтобы ее работ на подмостках стало больше.

Анна Бутурлина замужем. Есть две дочери - 2006 и 2016 годов рождения.

6 января в джаз-клубе «Эссе» состоялась презентация нового альбома «Всё это джаз» , который выпустила на таинственном лейбле «Кооператив музыкальных работников “Аккорд”» певица Анна Бутурлина .

Парадокс: у ведущей российской джазовой вокалистки последних десяти лет до сих пор в дискографии числилось всего два сольных альбома, и вышли они до того, как Анна общепризнанно вошла в статус «золотого голоса российского джаза»: «Black Coffee » появился в 2002, «My Favorite Songs » - в 2006. Оба спродюсировал в то время Михаил Грин (продюсер фестиваля «Джаз в саду Эрмитаж»), и по крайней мере второй альбом стал одним из самых ярких джазовых релизов предыдущего десятилетия. Но с тех пор прошло уже почти 12 лет…


И вот в канун 2018 выпускающий продюсер Николай Богайчук издал на вышеупомянутом таинственном лейбле новую работу Бутурлиной, которая и была представлена 6 января.

Правда, тут сразу начинаются загадки и вопросы даже помимо таинственного лейбла. В ходе презентации на большом экране напротив сцены «Эссе» демонстрировались фотографии, сделанные в студии Павла Слободкина во время записи альбомов, и по внешнему виду и самой Анны, и других участников записи можно было однозначно сказать, что фотографиям этим уже несколько лет - тем более, что все (ну, почти все) эти участники были тут же, на сцене: и басист Макар Новиков , и барабанщик Александр Зингер , и трубач Пётр Востоков , и баритон-саксофонист Роман Секачёв , и тем более постоянный музыкальный партнёр Анны, пианист Алексей Беккер . Макар с момента записи обзавёлся роскошной шевелюрой и обширной бородой, изменились внешне и другие музыканты, да и Анна давно сменила образ «девчонки с косичками», в котором она представала на фотографиях из студии.


Загадку разрешила сама певица, которая дала «Джаз.Ру» небольшое интервью, где рассказывает об истории записи и делится другими интересными подробностями.
ВИДЕО: Анна Бутурлина - интервью «Джаз.Ру»

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа с презентации нового альбома Анны Бутурлиной, много ВИДЕО!

Как явствует из интервью, материала, записанного в 2011 г., было довольно много - хватило больше, чем на один альбом. Возможно, поэтому Анна Бутурлина начала концерт с пьесы, которой на новом альбоме нет. Тем не менее, как и в других случаях, когда в аранжировку включены духовые инструменты, аранжировка этого номера также выполнена с участием Алексея Беккера. Это старинный джазовый стандарт в форме госпел - «There’ll Be A Jubilee », прославленный ещё в годы Второй мировой войны исполнением Милдред Бэйли, сестёр Эндрюс и др. Кстати, написал его пианист Фил Мор, который многие годы был музыкальным руководителем ансамбля Милдред Бэйли.
ВИДЕО: Анна Бутурлина «There’ll Be A Jubilee»


Часть материала прозвучала в формате «вокал + инструментальное трио», без духовых инструментов. Стоит ли удивляться, что некоторые из этих номеров тоже не записаны на альбоме «Всё это джаз»? Не стоит. Всё равно всё это - безусловно джаз, как, например, вот эта версия «How Long Has This Been Going On » Джорджа Гершвина на стихи его брата Айры. Нужно обладать определённой смелостью, чтобы взяться за песню, которую исполняли и Элла Фицджералд, и Сара Воэн, и Кармен Макрэй, и даже Луи Армстронг. Но Анне не занимать смелости: её прочтение джазовой классики - безусловно её собственное, глубоко личное.
ВИДЕО: Анна Бутурлина «How Long Has This Been Going On»

Интересно, что все названия джазовых стандартов на обложке альбома «Всё это джаз» даны только на русском языке - примерно так, как это делалось в 1970-80-е годы на пластинках Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия». Мало того: соблюдены традиции перечисления артистов и тех, кто работал над записью, именно в формате 1970-х. Так, о выпускающем продюсере написано вот как: «Ответственный за выпуск - Н. Богайчук » Не буду пускаться в догадки, почему сделано именно так: во всяком случае, это необычно и укладывается в некую концепцию, пусть и не сразу понятно, в какую именно. Например, написанная в начале 1960-х «Nothing Like You » пианиста Боба Доро на стихи вокалистки Фрэн Ландесман получила в аранжировке Анны Бутурлиной и Алексея Беккера название «Никто, кроме тебя».
ВИДЕО: Анна Бутурлина «Никто, кроме тебя»

«Джаз.Ру» поздравляет певицу с долгожданным выходом первого за 11 лет сольного альбома и с нетерпением ожидает… презентации ЕЩЁ ОДНОГО нового сольного альбома Анны Бутурлиной, которая состоится в начале февраля, о чём мы сообщим дополнительно!