Италия. Венецианский карнавал — роскошный, феерический, таинственный

Карнавал в Италии приближается и стоит отметить, что в Италии каждый регион готовится к этому событию по-своему. Поскольку традиции полуострова, в принципе, не блистают разнообразием, конфетти и маски встречаются на каждой улице каждого города, однако, какие же есть странности?

Сегодня мы предлагаем тур по Италии с целью выявить самые причудливые традиции, связанные с этим зимним событием.

Начнем, разумеется, с Венецианского карнавала, самого знаменитого, пышного и изящного среди итальянских праздников, который ежегодно привлекает тысячи туристов со всего мира. На целую неделю город превращается в бал-маскарад под открытым небом с толпами людей в масках, одетых в роскошные, броские наряды, узнаваемые на протяжении многих веков. Согласно опросам, именно благодаря Карнавалу является любимым местом отдыха испанцев, немцев, французов, англичан, португальцев и конечно, самих итальянцев.

Еврея

Еще один знаменитый карнавал проходит в городе Иврея (Ivrea) в Пьемонте, возможно, самый старый в Италии. Самый интересный момент – когда во время парада все участники начинают бросаться апельсинами друг в друга. Начало этой традиции происходит из Средневековья, когда феодалы дарили своим подданным фасоль, а те, в свою очередь, дабы показать свое презрение к подобным подаркам, обычно выбрасывали ее из окон.

Виареджо

Виареджо (Viareggio) в Тоскане – еще один город, знаменитый своим карнавалом. Его достопримечательность – аллегорические повозки саркастического характера, которые жители мастерят весь год, чтобы провести их шествие на Карнавале. Первый такой праздник состоялся в 1873, когда некоторые богатые горожане надели маски в знак протеста против налогов и издевки над власть имущими.

Миланский карнавал


Венецианский карнавал масок – это самый известный и самый оригинальный праздник: здесь царство масок и сама жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов. Под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской "комедии дель арте" выходят на улицы и становятся действующими лицами карнавала. Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие - каждый из них отличается определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. В одно мгновение хмурая зима расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими перьями масок. Только венецианскому карнавалу присуща таинственность и магия, мистика и колдовство.

Слово «карнавал» можно перевести как «свобода для плоти». То есть, возможность поесть мяса перед началом Великого поста, и дать волю своим инстинктам, поскольку в давние времена карнавал отличался весьма свободными нравами. Венецианцы утверждают, что карнавал как таковой родился в их городе, в 1094 году (именно тогда он впервые был упомянут в официальных документах). На самом деле карнавалы проводились еще во времена Древнего Рима.

В отличие от большинства современных европейских городов, в Венеции всегда (еще со времен Венецианской республики) был высокий уровень жизни. Благодаря этому жители Венеции создали уникальную культуру, в которой сокрытие личности человека стало первостепенным делом в повседневной жизни. Маскировка была очень удобна в повседневной жизни: людям не хотелось, чтобы другие видели, какие дельца они обстряпывают. Кроме того, маски выполняли очень важную социальную роль - они уравнивали всех, кто их носил. Слугу, носящего маску, могли принять за благородного дожа, и наоборот. Государственные инквизиторы и соглядатаи могли допрашивать жителей города не заботясь о том, что их личность будет раскрыта. Нравственность людей подкреплялась ношением масок - у них не было лиц, но были голоса.

Маски использовались даже в профилактических и медицинских целях. Говорят, что эпидемия чумы была первопричиной их массового использования. Одна из самых известных масок – Доктор Чума. Маска напоминает клюв, в который во время эпидемии клали ароматные целебные травы, чтобы отпугнуть болезнь. До сих пор на карнавале маска Доктора – одна из самых популярных. Еще один элемент костюма Доктора – длинный плащ.

Оценив преимущества сокрытия личности, которые даровало ношение масок, люди стали извлекать из этого выгоду. Огромное количество путешественников, посещающих город, отмечали, что беспорядочные половые связи были здесь в порядке вещей. А азартные игры шли с утра до вечера на всех улицах и во всех домах, даже в монастырях. Женщины одевались более легкомысленно, а гомосексуализм, несмотря на публичное осуждение, приобретал все большую популярность среди черни. Даже монахи и монахини, увешанные драгоценностями, носили маски и занимались точно тем же, чем и большинство их невоцерковленных сограждан. Рим же старательно закрывал на это глаза, пока Республика делала щедрые отчисления в римскую казну.

Со временем ношение масок в повседневной жизни было запрещено и ограничивалось лишь определенными месяцами года. В последний год существования Республики этот период начался 26 декабря и растянулся на три месяца. Со временем Церковь разрешила носить венецианские маски в период между Рождеством и Покаянным Вторником. Это послабление вылилось в Карнавал, 10-дневное празднование перед Великим постом. Несмотря на то, что Венецианский карнавал утратил свою популярность в эпоху Просвещения, когда упал спрос на венецианскую культуру, празднование было возобновлено в 1979 году.

Современный Венецианский карнавал также возродил ремесло создания венецианских масок. Всем известные венецианские маски продолжают поражать туристов, танцоров и участников пышного шествия не только во время Карнавала, но и на протяжении всего года. Венецианские маски теперь используются при проведении бал-маскарадов на День всех святых и во время празднования дня, который обе Америки называют Жирный Вторник, то есть Масленица, но при этом маскам всегда удавалось сохранить свою богатую итальянскую историю.

Маски комедии Дель Арте

Эти маски уходят своими корнями во вторую половину 16-го века и представляют персонажей, этнические традиции, профессии и ремесла, которыми славились различные города Италии, а играют их профессиональные актеры Театра масок.

Комедия дель арте, представляла собой некую разновидность театра импровизации, который зародился в 16-м веке и, несмотря на пик своей популярности в 18-м веке, существующий и по сей день. Группа бродячих артистов строила уличную сцену и развлекала жителей города жонглированием, акробатическими трюками и юмористическими этюдами на основе узнаваемых персонажей и грубой сюжетной линии под названием Кановаччо.

Арлекин, пожалуй, самый популярный из комических персонажей-слуг Комедии дель арте. Традиционно костюм Арлекина состоял из лоскутов и заплаток, который в наши дни превратился в костюм с ромбовидным узором. Он носил маску черного цвета с огромным красным прыщом на лбу, похожим на чирей.

Происхождение имени персонажа доподлинно неизвестно. Кто-то говорит, что оно происходит от имени одного из бесов Дантевской Комедии - Аликино. Другие утверждают, что прообразом персонажа стал Эрлкёниг, скандинавский витязь. По третьей гипотезе персонаж назван в честь английского джентльмена Арле, придворного короля Генриха III, чьим протеже был итальянский актер, исполнявший роль Арлекина.

Арлекина также называют следующими именами: Труффальдино, Тракканьино, Багаттино, Табаррино, Тортеллино, Наккерино, Граделино, Меццеттино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино, Фаджуолино, Трапполино, Цакканьино, Тривеллино, Пассерино, Баголино, Темеллино, Фаготтино, Педролино, Фрителлино, Табаккино.

Еще один персонаж масок – Бригелла. Это сребролюбивый злодей и подельник Арлекина. Его свободный костюм белого цвета обшит зелеными галунами, а сам персонаж часто держит в руках палку. Лицо его закрыто зеленой полумаской, изображающей противоестественную похоть и алчность. Обычно он характеризуется как один из персонажей-слуг, однако частенько выступает в роли представителя среднего класса, например владельца таверны. Другие имена этого персонажа: Фигаро, Скапин.

Капитан Скарамучча - один из главных персонажей. Он описывается либо как молодой авантюрист, либо как довольно возрастной моряк, хвастливый бесшабашный вояка, часто испанец, богатый костюм которого состоит из накидки, шляпы с перьями, высоких сапог и ремня со шпагой. Часто рассказывает невероятные байки о том, как он в одиночку справился с целой армией турок и оторвал бороду турецкому султану, но как только по ходу действия пьесы возникает реальная угроза, его пятки сверкают ярче всех. Этот персонаж, разумеется, есть не кто иной, как «Хвастливый воин» Плавта, который звался в Италии «Иль Капитано Спавенто делла Валле Инферно» или просто «Спавенто».
Другие имена: Капитано Скарамучча, Капитано Метаморос, Капитен Фракасс, Кэптен Хоррибиликрибилифакс, Ральф Ройстер Дойстер и Бобадиль.

Коломбина - комическая роль служанки, маска, которая прикрывает только глаза, не закрывая всего лица. По легенде, очень красивая актриса Комедии дель арте отказалась закрывать лицо маской, и специально для нее, чтобы не отходить от традиции, придумали маску, закрывающую лишь глаза. Платье Коломбины обычно состояло из лоскутов и заплаток и соответствовало костюму нанятого слуги, чаще всего им был Арлекино. Она носила платье из заплат, похожее на костюм ее партнера. Также Коломбина накладывала обильный макияж вокруг глаз и носила тамбурин, с помощью которого отмахивалась от настойчивых ухаживаний Панталоне. Частенько персонаж оказывался единственным «интеллектуалом» на сцене. Коломбина манипулировала Арлекином и строила контр-заговоры против Панталоне. Другие имена: Арлеккина.

Буратинно - второстепенный персонаж-маска. Часто выступает в роли трактирщика или бакалейщика. Будучи не очень популярным на большой сцене, Бураттино снискал настоящую славу на подмостках кукольного театра. По словам Пьера Луиса Дукартре, влияние куклы Бураттино в Италии было столь велико, что «к концу 16-го века все куклы, приводимые в действие с помощью нитей и веревок, стали называться бураттини, и это название вытеснило багателли и фанточчини - имена, под которыми куклы были известны ранее». Другие имена: Пиноккьо.

Иль Дотторе - местный аристократ и доктор медицинских или юридических наук. Традиционно представляется болонским юристом. Невероятно помпезен, обожает звук своего голоса и постоянно сыплет набором греческих и латинских терминов. Его роль в пьесе обычно ограничивается взаимодействием с Панталоне в качестве друга, наставника или конкурента. Персонаж описывается как пожилой человек, который говорит только вздор. Любит жестоко пошутить на тему противоположного пола и думает, что знает все обо всем. Имеет лишний вес и внешне выглядит как человек, не знающий меры ни в еде, ни в питье. Его маска уникальна тем, что это единственная маска Комедии дель арте, закрывающая только лоб и нос. Цвет маски либо черный, либо телесный, нос - всегда красный. Другие имена: Дотторе Баланцоне, Дотторе Балоардо, Дотторе Грациано.

Панталоне - скупой и похотливый возрастной персонаж Комедии дель арте. Обычно предстает лавочником из Вены, несколько глуповатым поклонником гастрономических изысков и привлекательных женщин. Персонаж разговорчив, легковерен, вспыльчив, постоянно становится объектом насмешек, часто непристойных. Традиционно носит огромный гульфик, чтобы подчеркнуть свою мужскую силу, которая, как всем вокруг известно, давным-давно утеряна. Часто выступает в роли отца одного из инамората и состоит в деловых или личных отношениях с Дотторе или Капитано. Попытки Панталоне обогатиться за счет своих родственников или друзей стабильно пресекаются его слугой. Персонаж также одет в маску с длинным крючковатым носом, короткий жилет-куртку красного цвета, узкие красные штаны и чулки того же цвета, длинный черный плащ, туфли и колпак без полей. Другие имена: Маньифико.

В феврале в Италии наступает время карнавалов, когда практически все, более или менее, крупные города заполняются людьми в масках, в воздухе кружатся разноцветные конфетти, сверкают огни фейерверков и салютов, создавая уникальную атмосферу долгожданного праздника. Сегодня мы расскажем о самых знаменитых карнавалах зимней Италии.

Карнавал – это феерия, берущая начало в глубокой древности, удивительная частица народного фольклора, привлекающая в Италию многочисленных туристов, желающих принять участие в ее зимних развлекательных мероприятиях.

Этот город располагается в итальянской области Ломбардия, в провинции Бреши и славится интересным старинным карнавалом. Карнавал в Баголино представляет из себя смесь народных традиций и сложность церемониала. Он не менее интересен и примечателен, чем знаменитый на весь мир Венецианский карнавал, просто городок Баголино – провинциальный и с малым числом жителей, у которых нет денег, чтобы разрекламировать свой карнавал, подобно его венецианскому собрату. Карнавал в Баголино, сами итальянцы именуют - «Багосский карнавал». Он появился в шестнадцатом веке, согласно официального документа, датированного 1518 годом, и обнаруженного в архиве города. Ежегодно, карнавал в итальянском городе Баголино длится три дня: воскресенье и «жирные» понедельник со вторником.

В воскресенье по городу начинается шествие украшенных карнавальных повозок и забавных ростовых кукол, после их прохода, все улицы города усыпаны толстым слоем конфетти. В жирный понедельник в шесть часов утра в кафедральном соборе проводится служба, после которой на городские улицы выходят танцоры в карнавальных нарядах: темных, украшенных вышивкой пиджаках и брюках до колен, белых гольфах и белых рубашках, с темным галстуком и наброшенной на плечи шелковой шалью, а также расшитой бархатом портупеей, перекинутой через плечо, и в масках. Танцорам подыгрывает местный оркестр, а они, танцуя, обходят город от одного дома к другому, а жильцы должны осыпать их гостинцами. На улицах городка появляются традиционные гротескные участники маскарада: персонажи стариков и старух, которые говорят с фальцетом и, сохраняя инкогнито, дразнят других участников карнавала. Затем к карнавальному веселью подключаются местные ребятишки, наряженные в черные одежды, черные платки или черные шляпы, обутые в башмаки с деревянной подошвой. Вечером стартуют всеобщие гулянья. Затем, на следующий день утром во вторник, в соборе опять проходит служба, а за ней продолжается веселье. Вечером во вторник происходит обряд «ощупывания», когда на закате молодые люди в карнавальных масках и тех же ботинках с деревянной подошвой ловят девушек или молодых женщин и начинают страстно обнимать их. Вот такие народные традиции можно увидеть на итальянском зимнем карнавале в Баголино.

Город Иврея находится в итальянской провинции Турин, относящейся к области Пьемонт. Исторический карнавал был основан в 1808 году. Он проходит под аккомпанемент традиционных дудочек и барабанов, а веселые народные гулянья, переходят в долгожданную кульминацию – «Апельсиновое побоище», которое для местных жителей является символом борьбы за свободу, а для туристов – интересным и необычным развлекательным мероприятием. Вообще, «Апельсиновая битва» напоминает об исторических событиях: конфликте, когда-то произошедшем между горожанами и войсками, когда одна мельничиха, отказавшая генералу Раньери ди Бьяндрате в «праве первой ночи» и убившая его, подняла весь народ на восстание. По правилам «апельсиновой битвы» группа пеших бойцов должны защитить площади от другой группы бойцов, сидящих на повозках, запряженных лошадьми. Апельсины – символ стрел, которыми кидаются друг в друга противоборствующие стороны. А в то время, кортеж смелой Мельничихи проходит по улицам города, и она раздает всем сладости и небольшие подарки. Как вы уже поняли, Мельничиха и Генерал – главные лица Карнавала в Иврее, но тут есть Главный Штаб наполеоновской армии, включающий конных офицеров и сопровождающие их Маркитантки, а также прочие исторические персонажи: Помощник Великого Канцлера, Великолепный Мэр, Кортеж, несущий знамена всех городских кварталов. А еще, в праздничном шествии принимают участие повозки, фольклорные и музыкальные ансамбли других итальянских регионов и европейских государств. В течении трех дней они веселят народ, поддерживая радостную атмосферу.

Этот масштабный карнавал, проводимый ежегодно в итальянской области Тоскана, возник в 1873 году, в виде маскарадного представления богатых представителей городской буржуазии, которые были недовольны чрезмерно высокими налогами. Главная особенность этого итальянского карнавала, заключается в использовании огромных, броско украшенных аллегорических платформ, которые движутся вдоль приморского бульвара Виареджо. На платформах стоят большие карикатуры деятелей политики, культуры, развлечений, сделанные из папье-маше. Платформы - невероятно сложная конструкция, они не просто обеспечивают движение, а позволяют производить потрясающие сценические эффекты. Ежегодно в Карнавале Виареджо, принимают участие тысячи туристов из разных стан мира. На протяжении всего праздника проходят интересные уличные костюмированные балы и маскарады, всюду звучит музыка и с неба сыплется конфетти.

Город Фано находится в итальянском регионе Марке и славится своим веселым зимним карнавалом. Еще при правлении древних римлян был выпущен указ, о том, что «Раз в год разрешается совершать безумства», что и породило этот знаменитый карнавал Италии, длящийся более месяца. В эти дни, горожане, забыв обыденные привычки, погружаются в круговорот безумств и развлечений, гуляний и шествий. В эту атмосферу веселья вовлечены все без исключения: и местные жители, и туристы. Если заглянуть в историю возникновения карнавала в Фано, то он появился в период Средневековья, как результат примирения самых знатных и влиятельных семейств этого города: Дель Кассеро и Да Кариньяно. Нужно отметить, что на него съезжаются десятки тысяч людей, ведь это самый сладкий карнавал: единственный в мире, где вы станете свидетелем или участником настоящей битвы без правил, в ходе которой вместо снарядов используют шоколадные и карамельные конфеты! Кроме того, тонны различных сладостей бросают с проезжающих повозок в толпу, собирающую их горстями по карманам. Этот сладкий дождь, привлекает и взрослых, и детей. Еще одним отличием карнавала в Фано от похожих мероприятий, является «вулон» – созданная мастерами карикатурная маска, пародирующая самых знаменитых горожан, а еще «музыка Арабита», которая воспроизводится на жестяных банках, кофейниках, кувшинах.

Город Путиньяно располагается в живописной итальянской долине Итрия, в провинции Бари, региона Апулия. Это самый продолжительный из всех итальянских карнавалов, потому что, стартуя двадцать шестого декабря – в День Святого Стефана, он завершается в «жирный вторник» февраля, фееричным вечерним шествием и пышными похоронами «Карнавала». Истоки праздника относят нас к 1394 году, когда кавалеры Ордена Мальтийского креста, управлявшие этими землями, приняли решение перенести мощи Святого Стефана, находившиеся в Аббатстве Монополи, вглубь территории – в город Путиньяно. Во время прибытия мощей, местные крестьяне были заняты прививкой виноградной лозы, но они, покинув свои поля, отправились за торжественной процессией, а после проведения религиозной церемонии, устроили песни и пляски. Для этого карнавала характерная уникальная традиция - декламация на местном диалекте сатирических стихов, когда несколько часов подряд местные поэты читают свои рифмованные строки. Конечно, на карнавале в Путиньяно, тоже присутствуют свои герои в масках, проходят по улицам города повозки, выполненные из папье-маше, и великолепные кортежи, радуя многочисленных гостей, прибывших на карнавал из разных уголков мира.

Этот город находится на острове Сицилия, в провинции Катания. Карнавал в Ачиреале восходит к концу шестнадцатого века и считается одним из самых интересных и зрелищных на этом итальянском острове. Еще с давних пор, праздник принято сопровождать «цитрусовыми битвами» и кидаться тухлыми яйцами, пока специально избранный судья, не останавливал подобные бои. Чуть позже в нем стали принимать участие шествия величественных, красиво оформленных цветами аллегорических повозок. В начале восемнадцатого века в карнавале появились новые участники - «аббатацци» - народные поэты, читающие на городских улицах забавные рифмы. В девятнадцатом столетие в карнавале начала принимать участие «кассариата» или «парад ландо» – это роскошные конные экипажи, в которых сидели знатные жители города, кидавшие в толпу зрителей конфеты и прочие лакомства. В тридцатые годы двадцатого столетия в карнавале стали появляться маски из папье-маше, позже преобразовавшиеся в аллегорические повозки, ведомые мулами, в окружении движущихся рядом сатирических персонажей и переодетых групп людей. Эти красивые повозки, по сей день являются фееричным и привлекательным зрелищем для тысяч туристов. Кстати, в августе по сицилийскому городу Ачиреале тоже проходят торжественные шествия аллегорических повозок, оформленных в гротескном стиле.

Интересное празднество, истоки которого теряются во временах древнего Рима. Карнавал славится потрясающими произведениями из папье-маше, создаваемыми местными мастерами и живописными шествиями повозок, пересекающих центр города, в сопровождении ряженных групп людей в традиционных масках, являющихся участниками хореографических и музыкальных постановок на соответствующую тему. Ежегодно, этот карнавал завершает огромный костер, на нем сжигают короля карнавала – «Пеппе Наппа» с его повозкой.

Город Ченто, располагается в итальянской провинции Феррара. Карнавал, проводимый в этом городе, имеет древние корни, о нем рассказывает настенная фреска, датированная 1615 годом, она была создана местным живописцем Джованни Франческо Барбьери, более известным миру, как «Гверчино». На фреске он изобразил «Берлингаччо» - местную маску, подаренную горожанам в один из карнавалов «Магистратом города». То есть, если мы достоверно не знаем, когда появилась традиция устраивать карнавал в городе Ченто, то можем предположить, что это было в начале семнадцатого века или чуть раньше. Важно то, что устроители нынешних карнавалов придерживаются исторических особенностей старинного праздничного действа. В 1993 году, карнавал в Ченто стал побратимом Бразильского карнавала в Рио-де-Жанейро, и главным фольклорным мероприятием города. Кстати, теперь городку Ченто позволено участвовать со своей платформой в карнавальном шествии на бразильском «Самбодроме». Торжественная часть карнавала – «Парад повозок» в городе Ченто стартует после обеда. Повозки делают несколько кругов по историческому центру города, под звуки сопровождающего их музыкального оркестра и танцующих людей в масках, когда сам «Хозяин Карнавала» находится на площади Пьяцца Гуерчино. Во время прохождения повозок гостям и зрителям принято бросать надувные или мягкие игрушки - «джеттито». Карнавальные шествия и торжества идут пять раз подряд, каждое воскресенье, перед Великим Постом. В последнее воскресенье принято зачитывать результаты карнавала и награждать победившие творческие коллективы, создавшие более интересные костюмы, более увлекательное представление и более веселую музыку, а еще награждают тех, кто лучше провел «джеттито». В период проведения последнего торжественного карнавального шествия сжигается местная маска «Тази», это сопровождается красивым и зрелищным пиротехническим представлением. Перед тем, как поджечь маску, читается текст на местном диалекте, где объявляется, что «Тази» оставляет имущество самым известным жителям города.

Миланский карнавал имеет отличительные черты от других карнавалов Италии: он не завершается с приходом вторника «Масленичной недели», как везде в стране, а продолжается до следующей субботы, еще четыре дня. Дело в том, что по местной легенде Святой Амвросий или как в Италии его называют «Сант’Амброджо» - покровитель города Милана, в те дни совершал паломническое путешествие, поэтому попросил миланских прихожан подождать его возвращения, чтобы позже вместе приступить к литургиям Великого Поста. Главным героем миланского карнавала, является – «Менегино» - слуга-добряк, остроумный малый, тонко высмеивающий пороки «сильных мира сего». Его наряд: это длинный сюртук коричневого цвета, короткие брюки до колен, чулки в красно-белую полоску, голову покрывает треуголка, из-под которой виднеется косичка парика. Такое имя слуги произошло от итальянского слова «Domenighin», так раньше называли человека для сопровождения в воскресенье знатных горожан в церковь.

Это, безусловно, самый знаменитый итальянский карнавал. Официальный документ, объявляющий его народным праздником, датирован 1296 годом. Это был Указ Сената Светлейшей Республики, назвавший день перед Великим Постом - праздничным. – любимый в Италии и очень красивый народный праздник, полюбившийся во всем мире и ежегодно привлекающий тысячи туристов. Две карнавальные недели в Венецианской Лагуне, любой желающий имеет возможность поприсутствовать и поучаствовать в многочисленных торжественных и развлекательных мероприятиях, интересных площадных представлениях, проводимых во всех городах итальянского региона Венето. Как и в давние времена, в прекрасных венецианских палаццо проводят изумительные частные вечеринки, роскошные маскарады. Конечно, один из наиболее прекрасных моментов карнавала в Венеции – «Полет Ангела», связанный с древней карнавальной традицией. Понятно, что город Венеция – изумительно прекрасный объект культурного наследия ЮНЕСКО, очарователен в любое время, но в дни проведения тут карнавала, его атмосфера становится поистине сказочной и бесподобной.

Мы рассказали вам о самых известных и интересных карнавалах, проводимых в Италии в зимний период. Но рекомендуем вам, не верить нам на слово, а самим посетить одно из подобных празднеств, чтобы составить собственное мнение по этому поводу.

Иногда так хочется остаться неузнанным, спрятать лицо под маской, отбросить все предубеждения и подвергнуться эмоциям. Венецианский карнавал , который ежегодно проходит в , дает нам такую ​​возможность. Грандиозное феерическое действо превращает в своеобразную театральную постановку, в которой каждый играет свою роль. Ежегодно сюда съезжается полмиллиона туристов в поисках свободы, драйва и магии. Две недели настоящей сказки, множество приятных впечатлений и бесценных воспоминаний.

Из истории венецианского карнавала

Неотъемлемая часть знаменитого города на воде-Венецианский карнавал . Его история уходит в древность и берет свое начало от знаменитых древнеримских сатурналий, языческих праздников, которые проходили ежегодно в дни зимнего солнцестояния в честь сбора урожая. В эти дни все гуляли и веселились. Снимались любые запреты и предубеждения, даже рабы развлекались на равных со своими хозяевами. А чтобы чувствовать себя комфортно и оставаться инкогнито, люди надевали маски. Эту давнюю традицию стали использовать и венецианцы, придав ей особую изысканность.


С распространением христианства священники приурочили карнавал в Венеции к зимнему посту перед Пасхой. В 1094 году дож Витале Фалиеро занес название «Венецианский карнавал» в официальные документы, а с 1296-го праздник стал публичным.

Наибольшую известность в Европе карнавал приобрел в XVIII веке. Тогда во время карнавала разрешалось почти все. В водовороте празднования запрещенные проявления страсти и мелкие погрешности становились доступными. Богачи в азарте тратили бешеные деньги в игорных домах, некоторые супружеские пары, не стесняясь, изменяли своим мужьям и женам. Графы становились шутами, слуги — королями, короли — бедняками, а воспитанные и вежливые принцессы — соблазнительными куртизанками. Все было легко и просто, ведь лицо прикрывала маска. Во время карнавала их носили почти все, даже в церкви и дома. Однако, такие откровенные празднования длились недолго. В конце века, в 1797 году, после захвата Италии французскими войсками, Наполеон отменил Венецианский карнавал . Его возродили не так давно, только в 1980 году.

Современность

В настоящее время карнавал в Венеции имеет тематический характер. Десять лет назад он был посвящен Феллини, а еще проходил карнавал «Путешествия и путешественники», «Восток и его культура» и т.д. В 2014 году тема карнавала была – «Волшебный мир природы», празднование проходило с 15 февраля по 4 марта 2014 года.

Празднование венецианского фестиваля на площади Сан-Марко.

Среди развлечений: парады, музыкальные и театральные представления, постановки комедий дель арте, конкурсы, балы, выступления лучших творческих коллективов Италии, фокусников, жонглеров, мимов, клоунов и акробатов, турниры, старинные игры и, конечно же, яркие фейерверки.


По традиции карнавал начинается из старинного праздника «Festa delle Marie», приуроченного освобождению венецианских девушек, похищенных Истрийском пиратами. В первый же день происходит театрализованное маскарадное шествие, которое стартует от дворца Сан-Пьетро и проходит по всему городу. В полдень с колокольни Сан-Марко спускается ангел в виде красивой девушки в белоснежном платье (по традиции), тогда карнавал считается открытым.



16 февраля проходит лодочная процессия по Гранд-каналу, а возле церкви San Giacomo dell"Orio представители итальянских компаний угощают всех традиционными венецианскими сладостями и напитками.

Празднуют в Венеции не только на площадях и улицах города, но и в роскошных палаццо, где устраивают королевские карнавальные балы. Подобные торжества проходят и в Palazzo Pisani Moretta и Casino of Venice, однако, чтобы попасть внутрь, надо обязательно надеть костюм, маску и заранее позаботиться о приглашении.



Венецианские маски и костюмы

Главным атрибутом Венецианского карнавала всегда были и остаются маски. Однако, это не просто аксессуар, закрывающий лицо, а целое произведение искусства. Венецианские маски отличаются большой изысканностью и мастерством исполнения. Тайны их изготовления передавались из поколения в поколение, сохраняя основные традиции и впитывая веяния современности.
Сначала маски делали из кожи, ткани или с помощью оригинальной техники папье-маше. Сегодня их продолжают изготавливать вручную, украшая бижутерией, стразами, перьями, драгоценностями, серебром и золотом.
В позднем Средневековье в Венеции маски приобрели такую ​​популярность, что их стали носить и в будние дни, часто пользовались ими во время совершения преступлений. Это побудило Церковь выдать запрет на ношение масок. Разрешалось одевать их только во время празднования.

Традиционным мужским костюмом для карнавала был черный широкий плащ (tabarro) в сочетании с шелковой накидкой (bauta), треугольной шляпой (tricorno) и белой маской.

С XVIII века благодаря большой популярности праздника в Европе и подвигам известного авантюриста-искусителя Джакомо Казановы костюмы для карнавала стали разнообразнее и ярче.

Впоследствии на масках начали отражать образы главных героев итальянской комедии — Панталоне, Пьеро, Коломбины и Арлекина. Сегодня выбор масок просто поражает. Знатоки выделяют основные виды венецианских карнавальных масок .


Маска Баута (итал. Bauta) — белая маска, прикрывающая все лицо, с вырезами для глаз, четким выступлением для носа и надбровные дугами, без проема для рта. Ее нижняя часть слегка оттопыренная, чтобы человек мог есть и пить, не открывая лица.

Маска Моррета (итал. Moretta) имеет овальную форму, полностью закрывающую лицо. Часто ее делают из черного бархата, с отверстиями для глаз, но без вырезов для губ. Маска была актуальна среди женщин. Ее надевали на время карнавала и на тайные свидания.

Ларва (итал. Larva) — самая распространенная маска овальной формы на все лицо, преимущественно белого цвета, может иметь небольшое отверстие для рта.

«Врач чумы» (Медико делла песто, итал. Medico Della Peste) — одна из самых известных и самых ужасных масок, с длинным загнутым носом, подобным клюву. Придумал ее французский врач Шарль де Лорме для защиты от бактерий. В период эпидемии чумы такую ​​маску надевали врачи, посещая пациентов. В длинный нос закладывали дезинфицирующие соли и растения, которые выделяют ароматические масла: розмарин, чеснок, можжевельник и т.п., которые должны были защищать от заражения болезнью.

Маска Гатто (Gatto) — маска в виде кота, закрывает лицо к середине.

Вчера начался Карнавал, а я в каком-то дурацкой зимней спячке его профукала. Забыла совсем. Ну ладно, теперь уж на следующий год. Все три или четыре раза я была на карнавале как зритель, зевака. Теперь понимаю, что надо или двигаться дальше - научиться надевать Маски, или хотя бы примерить Бауту, погрузиться в это зазеркалье, или уж перестать мёрзнуть на февральском ветру.

енеция - город очень маленький, и ему некуда расти - вода ограничивает его расползание естественным образом. Город физически не может вместить в себя столько народу, сколько наезжает туда каждый февраль. И мне с каждым годом все меньше нравится толпа в Венеции. Стало больше пьяных, появились какие-то мальчуковые группки скоттов, бриттов и англов - в постоянном поиске, где бы выпить пива. Полиции стало больше.

Даже для обычных зрителей вроде меня выдерживать напряжение карнавала тяжело. Я никогда не была готова ездить сюда два года подряд, в столпотворение и суету. Но для Масок карнавал - это что-то вроде неизлечимой склонности. Есть множество людей, приезжающих в Венецию каждый год, много лет подряд, и пропустить карнавал для них - настоящая драма. Они так любят Венецию и себя в ее роскошных декорациях, что готовы ездить и ездить сюда в феврале, не считаясь ни с тратами, ни со временем, убитым на подготовку костюмов.

Быть Маской нелегко. Маски - очень самоотверженные энтузиасты Карнавала. Маска меняет характер, "прирастает к лицу". Время карнавала - законный способ перестать быть собой, перевоплотиться. "Прививка от уныния" , - как называл это действие Петр Львович Вайль.

"В карнавальные дни торопливо вмещался противовес грядущей аскезе. Карнавал выступал не рядовым праздником, а целой жизнью, проживаемой в сжатые сроки, - параллельной жизнью, в которой все наоборот. Дело не в протесте, а в альтернативе: проба иного варианта бытия с заменой плюса на минус, верха на низ, добра на зло. Шуты становятся королями, дураки - мудрецами: посмотрим, как получится. Можно сказать, что и в обычной жизни такое - сплошь и рядом".

Зато можно изображать дам и кавалеров галантного XVII века (расцвет венецианского карнавала пришелся именно на эту эпоху королевской роскоши, и теперь организаторы балов и вечеринок просят гостей придерживаться ее стиля). Хотя, конечно, трудно носить одежду XVII века так, чтобы не выглядеть в ней комично - все эти кринолины, парики, шляпки, кружева... Открытые плечи и декольте в феврале %) Есть и другая сторона дела - в маске нельзя разговаривать, кроме того, что особенно обидно, в маске невозможно пить вино кальдо и есть карнавальные пончики фрителли.

Я сама до последнего дня боролась с искушением купить себе фетровую треуголку. Поборола, теперь жалею. Наверное, в следующий раз куплю.

Тем более, что на кампо Сан Стефано в дни карнавала стоят палатки. Известные мастерские масок и костюмов торгуют здесь "навынос" плащами, треуголками и масками, так что простейший костюм можно соорудить и на месте.

Традиционно карнавал восходит к концу 10-го века, когда он продолжался по несколько месяцев, полных веселья и развлечений. За 40 дней до Пасхи начинался пост и заканчивался Карнавал. Австрийская оккупация в 1798 году прервала историю Карнавала, по крайней мере для венецианцев. Возродился он только в 1979 году благодаря инициативе местных ремесленных ассоциаций, но продолжался уже только 11 дней. Точные даты Карнавала меняюся каждый год в зависимости от того, на какое число приходится Пасха.

В прошлом году венецианцы отпраздновали начало карнавала с Festa Veneziana. Это своего рода карнавал в карнавале, порожденный желанием дать местным жителям праздник, напоминающий старые времена, праздник только для своих, который начнется прежде, чем массы туристы заполонят город.

Феста включает в себя костюмированную регату, фейерверк, пиротехническое шоу, и угощение. Многие продуктовые лавки выносят его прямо на берег каналов. Местные рестораны готовят типичные блюда венецианской кухни (bacala с полентой, cарде ин саор, frittele, galani).

Следующие 10 дней площадь Сан-Марко будет пахнуть ванилью и гвоздикой. Это запахи карнавала. В кафе официанты в белых маршальских мундирах будут разливать горячее вино и подавать фрителле - маленькие карнавальные пончики с цукатами.

Атмосфера этого Карнавала - нечто трудноуловимое, никаких тебе историй в духе "плаща и кинжала", ряженые в дурацкие пластиковые маски туристы выглядят как ряженые в дурацкие маски туристы. В специально отведенных для этого местах происходят специально поставленные представления. Чаще всего это фотосессии или платные вечера с балами и ужином.

Кто такие «Маски»? Маски (Вольные Маски, как они себя называют) - это фанатичные энтузиасты карнавала. Весь год, от февраля до февраля, они придумывают и шьют костюмы. Их причудливый наряд может быть собран из деталей, купленных на новогодней распродаже елочных украшений. Но чаще всего - это парча и кружево, - Венеция не признает фальшивый блеск и пластик.

Костюм Маски должен быть сконструирован так, чтобы не было видно ни единого фрагмента тела: на голове капюшон, плотно прилегающий к маске, на руках перчатки. По негласному уставу разговаривать Маска не имеет права, всё, что она хочет выразить, нужно "сказать" жестом и костюмом. Для общения друг с другом и фотографами Маски используют визитные карточки.

Иногда Маски называют себя «пандами» - чтобы добиться особой глубины взгляда из-под карнавальной маски, они гримируют глаза черным. В общем, и лицо не свое, и вместо глаз - загадочные провалы.

Фактически в этом и смысл маскарада - маска "прирастает" к лицу, заменяет его, становится вторым "Я". Вольные Маски признаются, что маска даже меняет характер своего обладателя на время карнавала. Неизвестно даже, кто под маской и в карнавальном костюме - мужчина или женщина. Это часть игры в перевоплощение.

Карнавал для Маски - настоящее испытание. Они встают рано утром, чтобы на рассвете собраться на молу у Сан Марко. Подъем в 5-6 часов, в зависимости от того, насколько сложен костюм, и как долго его предстоит надевать. Некоторые костюмы состоят из 10 и более деталей. Выход из дома по узкой старой лестнице – это тоже не простое дело, особенно в маскарадном наряде, в широкой юбке с кринолином, а если к костюму прилагается высокая шляпа, то приходится ее надевать уже на улице.

Ранним утром до площади можно дойти за четверть часа, максимум за полчаса. Но уже после полудня дорога занимает час-полтора: маску на каждом шагу тормозят туристы, просят сфотографироваться, и народу на улицах прибавляется - не протолкаться.

В Венеции большинство Масок - это французы и немцы. Очень немного итальянцев, совсем исчезающе малое число венецианцев. Немцы и французы потом выгуливают свои венецианские костюмы дома, на местных карнавалах, там эта традиция поддерживается давно.

У Масок есть конкуренты - Венецианская Ассоциация костюмов. У них есть свои раздевалки прямо под подиумом на Сан Марко, где проходит дефиле маскарадных костюмов, и наряды шьют профессионалы.

Есть еще одна категория участников карнавала, Маски их называют «Историческими костюмами». Это люди, которые берут костюмы напрокат в многочисленных мастерских и магазинчиках. Среди них есть и богатые туристы, которые приезжают сюда изображать дам и кавалеров галантного XVII века (расцвет венецианского карнавала пришелся именно на этот век, и теперь организаторы балов и вечеринок просят гостей придерживаться в костюмах стиля и образа этой эпохи), и итальянцы.

Масок «Исторические костюмы» никогда не носят, ходят в гриме, либо просто в полумаске. Глаза они никогда не гримируют. Впрочем, у некоторых лица столь выразительны, что никакой маски не надо. У «Исторического костюма» другая проблема: открытые плечи и декольте у дам. В феврале так гулять несколько прохладно.

А вот предусмотрительные Маски шьют свои карнавальные костюмы с запасом в 1-2 размера, чтобы была возможность поддеть теплое белье и несколько свитеров. Оно, говорят, здорово выручает в промозглом феврале.

Исторические Костюмы и Вольные Маски друг друга недолюбливают, вернее, вторые считают первых фриками. Чем занят Исторический Костюм? Тем же самым, - красуется, только за большие деньги. Он платит венецианским мастерским за сам костюм (желательно - с точным соответствием эпохе), и прогуливается в этом наряде по городу, посещая платные балы и другие развлечения. Вольные Маски свой наряд сооружают сами, на платные маскарады не ходят - высокомерно презирают. Они считают, что "карнавал должен быть в тебе")))

Все это, на мой вкус, просто забавные игры. Классический венецианский карнавальный костюм - баута - нужен был, чтобы оставаться неузнанным. Белая маска, черные плащ с черным кружевным жабо и треуголка, всё.

Баута - самая известная. венецианская маска, которую носили не только во время карнавала, но и в обычные дни. В ней ходили на свидания и в ней же расправлялись с обидчиками. В ней наносили визиты и посещали игорные заведения.

Однако сегодня на карнавале бауту можно встретить очень редко. Во-первых, она кажется Маскам слишком «простой» и незатейливой. Во-вторых, баута по происхождению - маска смерти, и многие просто опасаются примерять на себя этот довольно мрачный и инфернальный образ. Под маской вообще не различить ни пола, ни возраста, ни статуса. Зато те, кто ее носил, говорят, что маска необъяснимым образом меняет характер. Надевая ее, отказываешься от собственного лица, и баута становится твоим вторым я.


👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷