Иван Мятлев: беспечный шут. Как хороши, как свежи будут розы, моей страной мне брошенные в гроб

Игорь Северянин использовал строки Мятлева для написания пронзительного по содержанию стихотворения о нелёгкой судьбе России после октябрьских событий 1917 года:

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб.

Именно эти две строчки выбиты на надгробии Игоря Северянина в Таллине, где он похоронен.

Для чего же использует поэт приём аллюзии? Какова его роль?

Первое четверостишие «Классических роз» — точная цитата начала стихотворения Мятлева, аллюзия во второй строфе стихотворения Северянина уже из Тургенева:

В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

«Те времена» здесь – дореволюционная Россия, образ которой с такой любовью дан Тургеневым.

Третья строфа словом «воспоминание» также отсылает нас к тургеневскому стихотворению:

Прошли лета, и всюду льются слёзы …
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране …
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Для Тургенева «минувший день» — это оставленная Родина и связанные с нею воспоминания о юности. Для Северянина — это дореволюционная Россия) которой больше нет.

В третьей строфе в цитату вносятся изменения, что отсылает нас уже к приёму К.Р.: слово «были» меняется на слово «ныне» (у К.Р. «теперь») что чётко соотносится со временем.

Четвёртая строфа сначала читается как аллюзия на строки К.Р. «И после сумрачной зимы / опять … / Вернутся радости и грёзы, / Как хороши тогда, Как свежи будут розы!»:

Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп.
Как хороши, как свежи будут розы.
В самое сердце бьёт последняя строчка:
… Моей страной мне брошенные в гроб.

И снова розы и смерть сплетаются в единое, как у Мятлева и Тургенева.

1825 год. Закончилась Гражданская война, прошлое разрушено. Судьба забросила Северянина в Эстонию. Остались лишь воспоминания. Поэт верит, что Родина преодолеет все невзгоды, и потом, когда-нибудь) наскоро, вспомнит о нём — принесёт цветы. Но можно прочитать эти строки и по-другому: меня вспомнят только после смерти.

1925 год — время НЭПа, время, когда в Россию возвращались (на свою погибель) многие: «Вернуться в дом Россия ищет троп». Но он не вернётся.

Сколько нам открыла одна строка одного стихотворения! Как расширяет смысловое и образное пространство произведения приём аллюзивных включений! Как этот приём раскрывает мысль о преемственности в русской литературе!

Ее Величеству Королеве Югославии Марии

с искренним восхищением почтительно

подношу в дар свою книгу

Стихи 1922–1930 гг.

Королеве Марии


Однажды в нашей северной газете
Я Вас увидел с удочкой в руках, -
И вспыхнуло сочувствие в поэте
К Жене Монарха в солнечных краях.

И вот с тех пор, исполнена напева,
Меня чарует все одна мечта.
Стоит в дворцовом парке Королева,
Забрасывая удочку с моста.

Я этот снимок вырезал тогда же,
И он с тех пор со мной уже всегда.
Я не могу себе представить даже,
Как без него в былые жил года.

Мне никогда уж не разубедиться
В мечте, над финской созданной волной,
Что южная прекрасная царица
Владеет поэтической душой!

Классические розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!


В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут - уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Чаемый праздник

Чаемый праздник
(запевка)


О России петь - что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…

О России петь - что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь - что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Кто же ты?


Гой ты, царство балагана!
Ты, сплошная карусель!
Злою волей хулигана
Кровь хлебаешь, как кисель…

Целый мир тебе дивится,
Все не может разгадать:
Ты - гулящая девица
Или Божья благодать?

Предвоскресенье


На восток, туда, к горам Урала,
Разбросалась странная страна,
Что не раз, казалось, умирала,
Как любовь, как солнце, как весна.

И когда народ смолкал сурово
И, осиротелый, слеп от слез,
Божьей волей воскресала снова, -
Как весна, как солнце, как Христос!

Что нужно знать


Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!

И будет вскоре…


И будет вскоре весенний день,
И мы поедем домой, в Россию…
Ты шляпу шелковую надень:
Ты в ней особенно красива…

И будет праздник… большой, большой,
Каких и не было, пожалуй,
С тех пор, как создан весь шар земной,
Такой смешной и обветшалый…

И ты прошепчешь: «Мы не во сне?…»
Тебя со смехом ущипну я
И зарыдаю, молясь весне
И землю русскую целуя!

Или это чудится?


Или это чудится?
Или это так?
Тихо шепчет: «Сбудется:
К свету этот мрак.
Только не растаскивай
Скопленных лучей».
Чей ты, голос ласковый?
Чьих ты блеск очей?

Возникает гридница.
Смотришь, - ничего.
Слышится, - не видится.
Что за колдовство!
Проплывает утица
На призывный кряк.
Или это чудится?
Или это так?

В тот май


Был май. На подстриженной Стрелке
Уже продавали фиалки.
Детишки играли в горелки,
И нежились горизонталки.

И шины колясок хрустели,
Прижатый тревожили гравий.
Был май, и на майской пастэли
Все было в Островской оправе.

Белесо ночела столица
За Невками и за Невою.
И были обвеяны лица
Сиренью в тот май неживою…

Болотной, чахоточной, белой
Обвеяны были сиренью.
Дышали уста Изабеллой -
Чуть терпкой, чуть тленною ленью…

Была обреченность и гибель
В глазах, в Островах, в белой жути.
И в каждой-то каменной глыбе
Был сказ о последней минуте.

Угаслыми были горелки
И зяблыми горизонталки
В тот май полумертвый на Стрелке,
Где мертвыми стали фиалки…

Предгневье


Москва вчера не понимала,
Но завтра, верь, поймет Москва:
Родиться русским - слишком мало,
Чтоб русские иметь права…

И вспомнив душу предков, встанет,
От слова к делу перейдя,
И гнев в народных душах грянет,
Как гром живящего дождя.

И сломит гнет, как гнет ломала
Уже не раз повстанцев рать…
Родиться Русским - слишком мало:
Им надо быть, им надо стать!

После революции многие творческие люди не смогли её принять и поэтому покидали Россию. Среди них был и Северянин. Правда, он уехал недалеко, в тогда ещё не советскую Эстонию. Его никто не преследовал. Он сам выбрал это решение, так не нашёл себя в новой России. Или не хотел искать. Всегда же проще всего в своих бедах обвинять других.

В 1925 году он пишет стихотворение «Классические розы». Его гложет тоска по России, несбывшиеся надежды. Если так страдает, то почему не вернулся? Ведь он не выступал против Советской власти. Многие же вернулись. По крайней мере, хоть бы в отпуск приехал и посмотрел на новую Россию. Нет, он сидит во враждебной Эстонии и страдает.

Взяв за основу строку из стихотворения Мятлева «Розы», Северянин написал своё стихотворение.

Его по смыслу можно условно разбить на три части. Первая часть - это прошлое. Оно определяется фразой «Как хороши, как свежи были розы». У поэта была любовь женщин, была слава, толпы поклонниц добивались его благосклонности и внимания. Он был известен. Строил планы, наверное, собирался жениться и завести детей.

Вторая часть - это настоящее время. «Как хороши, как свежи ныне розы». Революция в одночасье разделила историю на «до» и «после». В России всё кардинально изменилось, нет больше той, дореволюционной России. Нет тех, милых его сердцу людей. Идёт гражданская война, кругом голод, разруха. Кровь льётся рекой, брат пошёл на брата, отец на сына.

И, наконец, третья часть - будущее России. Всё пройдёт, стихнут грозы. Но рано или поздно розы положат поклонники на могилу поэта. Что бы ни случилось в мире, а розы всё также хороши и прекрасны.

Роза - это самый красивый, самый прекрасный цветок. У Северянина это символ не только красоты и торжественности, но и опасности. Ведь у цветка длинные острые шипы. Розы дарят не только на счастливые события в жизни, их высаживают или приносят на могилы.

Северянин знает, что как это ни прискорбно, в этой спокойной медлительной стране, вдали от России, друзей никто не принесёт ему на могулу ни розы, ни какие другие цветы. В лучшем случае посадит какая-нибудь сердобольная старушка на его могиле анютины глазки. И он страдает от этой мысли. А ему так хочется, чтобы Россия вспомнила про него.

Однако он не забыт потомками. Его соотечественники читают и любят его стихотворения. И как ни странно, понимают его тонкую душевную организацию.

Поэт прожил недолгую жизнь и умер в год начала Великой Отечественной войны.

Картинка к стихотворению Классические розы

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Это утро, радость это

    Данное стихотворение автор написал в 1881 году. Фет старается описывать окружающий нас мир как что-то неповторимое и красивое явление. В сознании поэта красота мира присутствует везде, только нужно её разглядеть, чем он и занимается,

  • Анализ стихотворения Есенина Зеленая прическа

    Стих С. Есенина «Зеленная прическа» был написан в 1918г и посвящено Лидии Кашининой, которая проживала в родном селе поэта. Сергей очень любил свою Родину. Любил всю широту и красоту родного края. На мой взгляд, Кашинина очень

  • Анализ стихотворения Бунина Вечер

    Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина "Вечер" представляет неторопливые размышления автора о счастье. В начале произведения он подчеркивает мысль том, что для многих людей лучшие мгновения жизни связаны с прошлым.

  • Анализ стихотворения Пушкина Сожженное письмо

    Данное стихотворение наряду с еще тремя многие пушкиноведы объединяют общностью тем и образов. Связано все это с тем, что посвящены эти стихи Е.Воронцовой – возлюбленной поэта, связь с которой официально до сих пор не доказана.

  • Анализ стихотворения Фета Весенний дождь (5, 10 класс)

    Стихотворение «Весенний дождь» было написано в 1857 году. Афанасий Фет создавал его, будучи уже состоявшимся мастером пейзажной поэзии. Данное произведение относится к жанру пейзажной зарисовки. Однако она не так проста,

В 1918 году после Октябрьской революции поэт-литератор Игорь Северянин переезжает жить из Петербурга в Эстонию, в Эст-Тойлу, где он всегда проводил весну и лето. Исторические перевороты изменили жизнь не только всей страны, но и каждого конкретного человека в ней. Поэт оказался в чужой для него атмосфере. Все, что было для него дорого и мило, осталось в прошлом. А жизнь предлагала новые варианты политической розни, ожесточенной борьбы. Под сомнение ставились ценности, которые до этого признавались человечеством. Время мало способствовало поэзии, но все же поэт выпустил 9 книг, сделал много переводов.

Поиски истинной тропы, пути к себе, к прошлому поэт выразил в своем стихотворении «Классические розы», написанном в 1925 году. Тоска по родине - основной фон этого произведения, а тема неоправдавшихся патриотических надежд - главный элемент его содержания. Минорный пафос стихотворения передает трагизм событий того времени и переживаний автора.

Стихотворение разделено на три смысловые части. Первая рассказывает о прошлом, подчеркивая его фразой «Как хороши, как свежи были розы» . В то время мечты людей были «прозрачны и ясны» , а сам поэт имел и любовь, и славу. Во второй автор описывает настоящее: «Как хороши, как свежи ныне розы» . Несмотря на то, что «всюду льются слезы» , и перестала существовать целая страна, нет тех людей, которые в ней жили. А третья часть рассказывает о том, что будет: грозы стихают, Россия ищет свои тропы. Розы все также прекрасны, но когда-то они должны будут упасть на гроб поэта. Между всеми тремя частями существует явный контраст, кроме одного сходства – как хороши розы в прошедшем, настоящем и будущем.

Поэты всегда отзывались с болью на драматические события в политической жизни родины. Истинные патриоты мечтали видеть ее счастливой, а, значит, свободной. Свое предназначение художники слова несут в служении своему народу, Отчизне.

В произведении «Классические розы» звучит тревога за Россию, за ее людей. Автор выражает надежду на то, что его родина все-таки найдет выход.

Понимая и принимая неизбежное, мысленным взором лирический герой проследил за своим уходом из жизни.

Понятие «роза» , которое автор вынес в заглавие произведения, выражает символ красоты, торжественности, но в то же время и опасности, заключенной в шипах цветка. Так принято, что цветы символизируют радость жизнь, ее победу над смертью. Однако на могилу тоже кладут цветы, высаживают их, отсюда ассоциация с трауром. Так и в стихотворении «Классические розы» этот величественный цветок используется в двойном значении: сначала это символ любви и позитивных воспоминаний, а затем символ траура – розы, брошенные в гроб.

Лирическое произведение «Классические розы» - это стихотворение, жанр которого сам автор определил как «стихотворение без рифмы и размера». Три временных пласта - прошлое, настоящее и будущее, четко распределены по строфам. Каждая строфа оканчивается восклицательным знаком, что подчеркивает эмоциональную окраску речи.

Половину строк стиха составляют метафоры и эпитеты - «Как свежи розы» , «роились грезы» , розы любви, лета прошли , «Россия ищет троп» .

Важную роль играет интертекст: строка из элегии И. Мятлева «Розы» повторяется в стихотворении трижды в неизменном виде.

После ознакомления со стихотворением «Классические розы» становится понятно - за маской лирика и мечтателя Игоря Северянина скрывалось страдающее лицо поэта. Его соотечественникам не дано было бросить розы в гроб поэта, но их потомкам суждено прочесть и осмыслить произведения человека, который слишком долго ждал понимания.

Когда я была маленькая совсем еще юным реставратором, то часто работала на монтаже выставок - клеила "лапки" на графику и документы. И дружила со смотрительницами - им было скучно и они приходили ко мне поговорить. Пожилые дамы,а на мой юный взгляд, так и просто древние, они чего только мне не рассказывали! Надо было записывать, жалею. Одна, например, сражалась в одном партизанском отряде с Зоей Космодемьянской. А другая коллекционировала... траурные венки. Те, что возлагались к Вечному огню.
Нет, не сами венки, конечно! Но она каждый день проходила мимо Вечного огня, рассматривала, запоминала, а потом мне пересказывала: какие ленточки и цветочки, от кого...

А вспомнила я это сегодня, пока печатала протокол реставрационного совета по траурным венкам, хранящемся в бывшем музее В.И. Ленина, а ныне - в фондовом отделе Исторического музея. Какая-то выставка замышляется про вождей, и вот туда - венки.

Такие описания! Вот, например:

Композиция венка - всевозможные детали и части скорострельных, автоматических ружей, паровых контрольных кранов, патронов, трехгранных штыков, шомполов. Все эти детали прикреплены к вырезанным из кровельного железа стилизованным листьям пальмы...

Или вот этот:

Траурный венок, возложенный к Мавзолею В.И.Ленина и И.В.Сталина в 1953 г. От Антипова Г.Д.
Венок представляет собой небольшой фанерный круг, по окружности обрамленный сплетенными пшеничными колосьями, перемешанными с колосками могара. В венок из колосьев вплетена черно- красная сатиновая лента, завязанная внизу бантом. В середине круга - текст, написанный черной краской: «Великим вождям В.И.Ленину и И.В.Сталину от опытника мичуринско- лысенковской науки Антипова Г.Д. - 69 лет. г. Гусь-Хрустальный. Ноябрь 1953 г.».
Венок был изготовлен Антиповым Г.Д. в г. Гусь-Хрустальный. Помогали ему рабочие Арматурного завода. Венок в Москву был отправлен по почте. К венку было приложено письмо от Антипова Г.Д.

Могар - оно вот что такое, оказывается:
Мога́р (от лат. moharicum ), Щети́нник италья́нский (лат. Setária itálica ) — однолетнее культурное растение семейства Злаки, или Мятликовые (Poaceae ), вид рода Щетинник , пищевая и кормовая культура, по своим качествам сходная с просом .

А вот этот особенно нравится:

Над звездой прикреплена металлическая лента, окрашенная в красный цвет с надписью, сделанной черной краской: «Бессмертному вождю т. И.В. Сталину».

Венок на гроб - бессмертному!
Замечательно

Игорь Северянин

КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ

В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
1843 Мятлев

В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи были розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут - уже стихают грозы