Иван сусанин герой какой войны. Проект - исследование на тему:"Опера "Иван Сусанин" в культурном наследии народа"

Основоположник русской музыки»; 4-ый урок – «Русский национальный герой Иван Сусанин »; 5-ый урок – «Что такое патриотизм?». Цель раздела: ... русской - - процессов запоминания и воспроизведения подвигом народного героя Ивана Сусанина ; музыки. 3) Начать речевого и двигательного материала. - ...

Результате которой возник Подвиг Памятник паралич власти. Ивана Д. Пожарскому И К. Минину Сусанина К причинам Смуты не относится а) разорение... Михаил Федорович Алексей Михайлович Федор Алексеевич Софья Алексеевна Протопоп Аввакум Иван Сусанин Б. Годунов В. Шуйский Лжедмитрий I С. Разин...

Участка для возведения Спортивнооздоровительного комплекса по адресу: ул.Ивана Сусанина , вл. 10. МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ Подъезд к спортивному комплексу... ЗАКЛЮЧЕНИЕ Открытие Спортивно-оздоровительного комплекса по адресу: ул. Ивана Сусанина : вл. 10 создаст благоприятные условия: для приобщения детей...

У сенаторов. 1824 или 1825 Иван Сусанин В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина , открытый вызов врагу, гордый завет... Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума “Иван Сусанин - один из самых замечательных созданий...

Золотое кольцо - Образование Костромс...

... » назывался в этих местах праздник, напоминающий масленицу. Памятник Ивану Сусанину . Иван Осипович Сусанин , крестьянин Костромского уезда, прославился тем, что зимой 1613 года... церковь. В монастыре погребены основатель его Чет и Иван Сусанин , отдавший жизнь за царя. Суздаль появился на страницах...

С большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. Однако "Иван Сусанин " был принят. Премьера оперы "Жизнь за Царя" (в следующих... спектакля, вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и "Иван Сусанин ". Композитор тяжело это переживает. Декорации Билибина к опере «Руслан и...

Проект Золотое кольцо - Образование К...

Островского, Б.М. Кустодиева, святого Макария Унжеснкого и патриота Ивана Сусанина . Особенностью проектного предложения по данному маршруту является его вариативность. Возможность... г. Буй Сусанино п. Сусанино, где совершил свой подвиг Иван Сусанин , спасший в нач. 17 в. от гибели юного наследника...

Домнина каких-нибудь 2-х верст, встретившийся им домнинский крестьянин Иван Сусанин , бывший доверенным лицом Романовых, чувствуя опасность, повел их в противоположную... лесам целую ночь и утро следующего дня, несмотря на пытки, Сусанин не открыл злодеям место пребыния Михаила Федоровича и был ими

Иван Сусанин - народный герой, символ "мужицкой" преданности царю. За четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя из рода Романовых стали частью фольклора.

Откуда узнали?

История о подвиге Ивана Сусанина до начала XIX века передавалась его потомками из уст в уста. Широкая публика узнала о ней только в 1812 году, благодаря выходу рассказа писателя Сергея Николаевича Глинки в журнале «Русский вестник».

Позднее именно на этой публикации основывались пьеса «Иван Сусанин» и знаменитая опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Глинка рассказал историю про Ивана Сусанина так.

В 1613 году изгнания поляков из Москвы, их банды мародерствовали во внутренних областях России. В феврале этого же года Земский собор в Москве провозгласил царем, и притом заочно, Михаила Федоровича Романова.

Но сам Михаил Федорович в это время находился в своей вотчине в Костромской области, и одна из польских шаек решила его погубить. Но где его искать, поляки не знали.

Приехав в село Домнино, они встретили крестьянина Ивана Сусанина и решили у него выпытать, где пребывает новоизбранный царь. Но Сусанин, смекнув, что поляки хотят погубить молодого государя, не только не сказал правды, но и повел их в противоположную сторону. По дороге он зашел в свою избу и незаметно отправил своего маленького сынишку к царю, чтобы предупредить его об опасности. Заведя ляхов в непроходимую чащу, Иван Сусанин произнес:

«Злодеи! Вот голова моя; делайте со мною, что хотите; кого вы ищете, тот вам не достанется!».

После этого, поляки зарубили саблями героя, но сами выбраться из чащи не смогли и царь был спасен.

Зять-наследник

История Ивана Сусанина спустя 200 лет обрела новые подробности литературного характера. Естественно, что предсмертные слова Ивана Сусанина выдумал сам Глинка. Многие детали он также добавил в рассказ о Сусанине «для красного словца». Но какие именно это были подробности? Что же мы реально знаем об Иване Сусанине?

Что-то можно предположить. Например, что Сусанин был вдовцом и у него была дочь, которая и наследовала ему.

В царской грамоте, данной 30 ноября 1619 года (уникальном и самом раннем источнике о существовании костромского крестьянина) зятю Ивана Сусанина Богдану Сабинину даруется половина деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…».

Бесспорно, что такой документ мог быть только признанием больших заслуг семейства перед царем.

Родственники Сусанина

Некоторые предположения, что мать Сусанина звали Сусанна, а сам он был сельским старостой являются скорее домыслами. А вот отчество Сусанина – Осипович, было придумано историками уже в XIX веке и не подтверждается никакими документами.

Однако сам тот факт, что царь снизошел до простого крестьянина и еще дважды из Москвы подтверждал привилегии, освобождавшие от податей, в 1633 и 1691 годах заслуживает внимания.

В рассказе Глинки, по сравнению с текстом грамоты, есть два основных вымышленных сюжета. Первый – сын Сусанина. Как мы знаем, наследовала ему дочь Антонида (в том числе и царские привилегии), что было возможно только в отсутствие мужского потомства. Но ведь сын мог умереть и раньше? Как показывают исследования (Велижев, Лавринович) это не так.

Еще в 1731 году потомками Сусанина была сделана попытка ввести в рассказ о спасении царя еще одного родственника – будущего мужа Антониды. Его якобы послал Сусанин предупредить царя об опасности.

Однако этой выдумке не поверили и прошение (имевшее целью получить более широкие льготы) не утвердили. Таким образом, и сын и зять Сусанина не существовали и были добавлены в легенду о спасении царя позднее. То же можно сказать и о том, что Сусанин увел поляков в чащи (или болота). В документах XVII века известно только, что Сусанин не выдал местоположение царя, а романтический эпизод с глухими местами был добавлен позже.

Иван Сусанин и ДНК

В начале 2000-х годов в прессе появились несколько сообщений о находке могилы Ивана Сусанина. Археологи основывали свою гипотезу на том, что на нескольких скелетах, найденных в результатах раскопок недалеко от села Домнино, были обнаружены следы ударов холодным оружием, возможно сабли.

Однако они исходили из гипотезы, что Сусанин был похоронен, что также еще требовалось доказать.

Медики-криминалисты, изучавшие найденные останки, хотя и отметили многие сходные черты в антропометрическом строении найденных скелетов и потомков Сусанина в 8 – 15 поколениях, уклонились от однозначной идентификации наиболее вероятного скелета.

Судьбу должен был решить анализ ДНК костей, однако проведенное исследование не дало никаких надежных положительных результатов.

Иван Сусанин XX века

Тем не менее, едва ли сейчас можно сомневаться, что подвиг Ивана Сусанина был выдуман. Задокументированные примеры таких поступков хорошо известны в отечественной истории.

Самым знаменитым является подвиг крестьянина Матвея Кузьмина зимой 1942 года. В районе его деревни в Псковской области батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии хотел совершить обход позиций советских войск. В качестве проводника немцы выбрали 83-летнего Матвея Кузьмина. Однако тот, вызвавшись вести отряд, незаметно отправил 11-летнего внука Сергея (это не было уже выдумкой более поздних рассказчиков) в расположение советских войск и передал через него время и место засады.

В условленное время Матвей Кузьмин вывел немцев на позиции советских пулеметчиков. История эта была передана советским Информбюро, а Матвею Кузьмину посмертно было присвоено звание героя Советского Союза.

При этом, сам Матвей Кузьмин об Иване Сусанине знал едва ли – псковский охотник вероятно был неграмотным. Ну а если знал, то это тоже неудивительно. В России, как и позднее, в СССР, подвиг Ивана Сусанина широко использовался в массовой пропаганде. Опера Глинки «Жизнь за царя» сменила название на «Иван Сусанин», к патриотическому образу костромского крестьянина обращались писатели, художники, поэты на протяжении и XIX и XX веков. О реальном Иване Сусанине мы знаем очень мало, однако больше чем о любом другом крестьянине того времени. Его существование документально подтверждено, он даже своим молчанием совершил подвиг и не выдал молодого Михаила Романова, на которого охотились ляхи.

Подвиг Ивана Сусанина - яркий пример любви к Родине, Отечеству.

Иван Сусанин как историческая личность – пример человека из народа, олицетворяющего Россию.

Не смотря на, что само имя Ивана Сусанина стало практически нарицательным для русского человека в ситуации, когда нарочно или не намеренно указывают неверное направление, более подробно о героическом поступке этого человека известно не так уж и много.

Несколько строк из учебника по истории России 17 века дают мало представления о подвиге простого русского крестьянина, который отдал свою жизнь по девизу, который только через два века сформулируют русские офицеры "За Веру, Царя и Отечество!".

Предистория подвига Ивана Сусанина

Восхождению на российский престол предшествовало Смутное время. Страна стояла на краю гибели. Отсутствие длительного времени законного царя грозило потерей государственности. После смерти извечные враги русских поляки пожелали не просто захватить близлежайшие земли, но захватить и российский престол.

Несколько самозваных Лжедмитриев, которых поощряла и всячески поддерживала Речь Посполитая, претендовали на российский престол. Столица и несколько крупных городов оказались в руках врага. Дошло до того, что большая часть бояр была согласна посадить на российский трон польского короля. Но русский народ решил отстоять свое государство.

Под началом Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского было собрано народное ополчение и осенью 1612 года произошло решающее событие, положившее конец польской интервенции. 4 ноября поляки окончательно были изгнаны из Москвы.

Всеобщий Земский Собор избрал новым царем шестнадцатилетнего боярина Михаила Романова. Его в это время не было в Москве. Он бежал из захваченного интервентами Кремля в свою вотчину под Кострому. Это было село Домнино. Оно находилось в лесах.

Его мать Марфа Иоанновна поручила сына старосте села Ивану Сусанину и его зятю Богдану Собинину. Сама поселилась в окрестностях Макарьево-Унженского монастыря.

Жизнь за царя

Польский король Сигизмунд, который желал русский престол для собственного сына, отдал приказ отыскать избранного царя до его помазания на царство. Взять в плен или убить, как получиться. Полякам приходилось сторожиться ополченцев и действовали они тайно. Зная приблизительно, где находится Михаил Романов, они пытались найти проводников, чтобы пройти через топи и болота.

Хватали попадавшихся им крестьян и силой выпытывали место, где прятали Михаила Романова. Староста села Домнино Иван Сусанин отправил своего зятя, чтобы тот переправил молодого царя в более надежное место, а сам вызвался быть проводником у поляков. Долго водил он их по глухим лесным тропам и вывел к непроходимому Исуповскому болоту. Когда ему стало понятно, что поляки не смогут организовать погоню, он сознался, что специально завел их совсем не туда.

подвиг Ивана Сусанина фото

Разъяренные враги зарубили Ивана Сусанина на месте и попытались выбраться самостоятельно. Но время уже было упущено. Посланцы от Земского Собора первыми встретили Михаила Романова и Россия получила законно избранного русского царя. Закончилась пора смут и бесправия на Руси.

Трудно представить как сложилась бы история нашего государства без героического поступка простого русского мужика, не пожалевшего своей жизни ради спасения сотней тысяч своих соотечественников. Он видел, к чему приводит безвластие, порождающее смуту, распри и разбой.

Род Романовых отблагодарил семью Ивана Сусанина Жалованной грамотой, которую получил его зять Богдан Собинин в 1619 году. По этой грамоте потомство героического крестьянина освобождалось от повинностей. Кроме того, им был дарован надел земли.

Но самое главное – это человеческая память, которая по сию пору хранит имя Ивана Сусанина – спасителя жизни русского царя и в его лице российской государственности. Любопытный факт Опера Михаила Глинки, рассказывающая о подвиге Ивана Сусанина, изначально называлась "Жизнь за царя”, но после свержения царизма и установления власти народа, опера получила второе название "Иван Сусанин”.

Личность

Народный герой, крестьянин села Домнино в 70 верстах севернее Костромы (ныне - Сусанинского района Костромской области). Достоверных биографических данных о Сусанине практически не сохранилось. Основным источником сведений является Царская грамота от 30 ноября 1619 г. Крепостной крестьянин дворян Шестовых. По некоторым данным, служил вотчинным старостой. По официальной версии, зимой 1613 г. Иван Сусанин совершил подвиг. Царская грамота от 30 ноября 1619 г. свидетельствовала о том, что зимой 1613 г. царь Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой, жили в селе Домнино, куда для захвата юного царя направился польско-литовский отряд около 60 человек. По пути поляки встретили И. Сусанина, которому приказали показать дорогу. Сусанин повел отряд в противоположную сторону к селу Исупову, а в Домнино отправил зятя Богдана Саблина для предупреждения об опасности. Сусанин вывел отряд к Исуповскому (Чистому) болоту, за что был подвергнут пыткам и убит. Михаил Федорович Романов с матерью укрылись в костромском Ипатьевском монастыре. В награду за подвиг и спасение царя зятю Сусанина в 1619 г. была дарована половина деревни с освобождением от податей. Дочь - Антонида. Потомки Сусанина неоднократно получали новые жалованные, подтвердительные грамоты и льготные указы (1633, 1644, 1691, 1723, 1724, 1731, 1741, 1767) с подтверждением их имущественных прав.

Героизация

Подвиг Сусанина стал предметом культа в дореволюционной России. Ему посвящены произведения живописи, графики, скульптуры, литературные и музыкальные произведения. История подвига крестьянина-патриота, отдавшего жизнь за царя, стала особенно востребована официальной пропагандой и общественным мнением в период подавления польского восстания 1830-1831 гг. С 1838 г. центральная площадь Костромы получила наименование Сусанинской. С критикой официальной версии подвига выступил известный историк, профессор Н.И. Костомаров, считавший единственным достоверным фактом во всей истории гибель Сусанина от одного из разбойничьих отрядов в Смуту. Критически отзывался об истории Сусанина С.М. Соловьев. Сусанин среди прочих исторических деятелей изображен на памятнике М.О. Микешина «Тысячелетие России» (1862) в Новгороде Великом.

Отношение в советский и постсоветский период

В советское время в Костроме был разрушен памятник Сусанину (сброшен с постамента в 1918 г., окончательно уничтожен в 1934 г.), а самого героя стали считать одним из царских слуг, подвиг которого мифологизирован. Однако с конца 1930-х гг. отношение к Сусанину изменилось - он вошел в число народных героев, наряду с Мининым и Пожарским, Александром Невским и Дмитрием Донским. В 1939 г. на сцене «Большого театра» была возобновлена постановка оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», которая теперь именовалась «Иван Сусанин». В том же году район, где жил Сусанин и райцентр были переименованы в его честь. В советское время также получила распространение версия о том, что Сусанин был просто героем-патриотом, а его подвиг не имел отношения к спасению царя. В 1967 г. в Костроме был установлен новый памятник Сусанину с надписью: «Ивану Сусанину - патриоту Земли Русской». В 1988 г. на месте бывшей деревни Анферово был установлен памятный знак - валун с надписью: «Иван Сусанин 1613». В 1992 г. центральной площади Костромы было возвращено название Сусанинская. Интересно, что неподалеку от родного села Сусанина, в 12 верстах, в селе Молвитино родился Осип Комиссаров - человек, спасший от гибели императора Александра II. Не менее 58 человек повторили подвиг Сусанина. Наиболее известен Герой Советского Союза Матвей Кузьмин.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Башкирский кадетский корпус Приволжского федерального округа

имени Героя России А.В. Достовалова

Окружная открытая конференция

исследовательских работ

кадетских корпусов ПФО

«Дерзайте, вы талантливы»

Секция: Культурное наследие

Проект- исследование по теме:

Опера «Иван Сусанин» в культурном наследии России

Выполнил

кадет 7а класса

ГБОУ БКК ПФО им. А.В. Доставалова

Краснов Илья

Руководитель

учитель музыки Л.Н. Астафьева

Ишимбай, 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Раздел 1…………………………………………………………………………...2

1.1. Образы защитников Отечества в различных видах искусства…………...2

1.2. Образы защитников Отечества в творчестве русских композиторов……3

1.3. М.И. Глинка, опера «Иван Сусанин»………………………………………4

Раздел 2. Практическая часть……………………………………………………5

Выводы …………………………………………………………………………...8

Список литературы ……………………………………………………………...8

Введение

Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства. Пролистывая героические страницы истории нашей страны, мы видим, что подвиг, доблесть и слава защитников Отечества нашли свое отражение в различных видах искусства. И все они реальные люди, которые, наверняка, родившись, не знали о том, что их образ жизни, их подвиги во Славу Отечества ярко и правдиво будут служить примером доблести, чести, истинной любви к своей земле, той любви, которая при необходимости ведет к подвигу, прославляемого веками. Все выше сказанное доказывает актуальность нашей работы – героями не рождаются, героями становятся. Кто же он – защитник Отечества? Каким отображен в произведениях искусства, в частности, в музыкальном искусстве является целью нашей работы.

Наша цель будет достигнута путем решения следующих задач: познакомиться с произведениями искусства, в которых герой – это простой человек, глубоко любящий свою землю, готовый пожертвовать собой ради своей семьи, свободы Отечества. Показать, как музыкальное искусство создают и передают образ народного героя.

Объектом нашего исследовательского проекта стал образ народного героя в музыкальном произведении, а предметом – главный герой оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

При выполнении исследовательского проекта мы ознакомились с произведениями из области изобразительного искусства, музыки, кино, литературы, пользовались Интернет- ресурсами. На наш взгляд, исследовательский проект будет интересен широкому кругу читателей.

Раздел 1. Образ защитника Отечества в различных видах искусств

1.1. Создано очень много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре) о подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство человека, которые ценой своей жизни, свои примером, величием духа были готовы встать и охранять свою родную землю.

До наших дней дошли древние былины, в которых богатыри призывают на подвиг во славу Отечества, поднимают дух народа в тяжелые для страны годы, вселяют в людей мужество. Такие герои могут объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну. Например, знаменитый богатырь Илья Муромец, в образе которого сочетается огромная физическая сила с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Илья Муромец не только былинный герой. Это реальный русский человек, защищавший Русь от татар. В 1643 г. Илью Муромца канонизировали. Русское воинство считало и считает его свои покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца. Образ русского былинного богатыря запечатлён и в изобразительном искусстве. Художник В.М.Васнецов написал картину, которую назвал просто и коротко «Богатыри».

В наше время былинный образ Ильи Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Отечества.

В древнем русском искусстве заступников русской земли олицетворяли князья Борис и Глеб, Александр Невский. В изобразительном искусстве образы народных героев, выдающихся полководцев отражены в творчестве художников В.Васнецова, Н. Рериха, М. Врубеля.

Нас очень радует, что и современное российское кино дополняет образ защитника отечества через показ фильмов, которые закладывают чувство уважения к героическому прошлому нашего народа. После просмотров таких фильмов, как «Мы из будущего» режиссера А. Малюкова, «Сталинград» Ф. Бондарчука, «Матч», «Брестская крепость» А. Котта и т.д. …

1.2. Русские композиторы так же постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Александр Порфирьевич Бородин в своем небольшом по объему творчестве уделил особое внимание эпическим образам, которые наиболее ярко воплотились в опере «Князь Игорь».

Модест Петрович Мусоргский – оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», музыкальный язык которых ярко имеет национальный характер и своими особенностями близок крестьянским песням.

В творчестве Петра Ильича Чайковского нашли свое отражение вечная тема борьбы добра и зла, поиски смысла жизни, постижение сложного внутреннего мира личности, поэтичные образы русской природы и яркие картины народной жизни. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое прошлое России.

Творческое наследие Сергея Сергеевича Прокофьева многогранно: кантата «Александр Невский», музыкальная драма на сюжет романа Л. Толстого «Война и мир». Среди действующих лиц оперы выделяется образ Кутузова, чья ария звучит как символ бессмертия Родины: «Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов, ты раскинулась перед нами, Москва» становится в дальнейшем темой родины, озаренной немеркнущим светом, темой ликования и победы над врагом.

1.3. Михаилом Ивановичем Глинкой создана национальная опера – «Иван Сусанин», главной идеей которой стала любовь к отечеству и неразрывная связь личных судеб героев с судьбой всего народа. Отечественное героико-трагическое произведение - такую характеристику дал своей опере М.И. Глинка. Русский народ в этом произведении занимает далеко не последнее место, Глинка сделал этот массовый образ активным в исторических событиях упомянутой оперы. Именно за счет такого решения, спектакль получился эпического размаха, так как в нём присутствуют массовые хоровые сцены. Отдельные герои и их судьбы представлены неразрывной связью с судьбой родины. Массивные музыкальные иллюстрации жизни русских людей, их быта, и природные красоты родины идеально переплетаются в произведении, раскрывая многогранные характеры героев.

Не всё придворное общество смогло принять и понять образ главного героя Ивана Сусанина, и музыку, которая его олицетворяла. Замысел композитора был в том, чтобы соединить русские мелодичность и песни, с европейскими гармониями и композициями. Такое объединение далеко не все музыканты смогли воспринять сразу, но никто не отрицал значимость этого произведения.

Стоит отметить, что первая написанная опера "Иван Сусанин" принадлежит Катерину Кавосу. Премьера постановки была показана в 1815 году. Либретто было сочинено Александром Шаховским. Произведение получилось " " - это французский стиль, где музыкальная и речитативная, общительная часть занимает одинаковое количество мест в произведении. В конце варианта Кавоса, Иван Сусанин остается жив.

На самом деле, в истории создания глинкинской оперы "Иван Сусанин" много противоречий и запутанности. Но если судить по фактам, то получается следующее... Когда Михаил Иванович осуществлял путешествие по Итальянским и Германским городам, его мысли периодически были заняты идеей создания музыкального произведения, в котором присутствовал бы национальный дух. Именно эти идеи и сподвигли композитора начать работать над оперой. Во время заграничной поездки и обучения там, он говорил, что все что он сочинял для Миланских пьес, ему чуждо, и он чувствует в своем итальянском творчестве некую неискренность. И все эти мысли и ощущения навеяли на него мысль, что нужно писать русскую музыку.

Первоначально, когда Глинка вернулся в Россию, он хотел написать оперу по произведению Василия Жуковского "Марьина роща", но довольно быстро сменил свое решение, и в конце-концов получилась опера "Жизнь за царя". Кстати, идею исторической оперы подкинул Михаилу Ивановичу сам Жуковский.

Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-1836). "Жизнь за царя" состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная С. Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Это посвящение прошло очень благополучно! И по сути одновременно с этим событием название было сменено с "Ивана Сусанина" на "Жизнь за царя". "Иван Сусанин" заслуживает признания первой русской национальной оперы. Она стала достоянием русского искусства в мировых масштабах, так как это первая русская опера, получившая признание во всем мире. Несмотря на то, что до "Ивана Сусанина" было написано несколько оперных произведений, они не получили такую популярность. Возможно потому, что сочинявшие их композиторы не заложили столько актуального для русской души смысла, и не являлись такими великими деятелями искусства, как Михаил Иванович Глинка.

Раздел 2. Практическая часть.

Практическая часть нашего проекта – исследования связана с просушиванием оперы «Иван Сусанин» и определение музыкальных номеров, через которые мы видим трансформацию чувств главного героя – от простого костромского крестьянина к человеку, положившего свою жизнь на алтарь победы.

Начинается опера увертюрой, в которой средствами музыки передается основной драматический конфликт между русскими и польской шляхтой. Темы, которые звучат в увертюре, потом будут использованы композитором в различных эпизодах оперы. Но уже здесь, в увертюре, последовательно развивается основная идея оперы – идея народности, патриотизма.

За увертюрой следует хоровая интродукция – пролог. Этот раздел оперы показывает русский народ как главную движущую силу и одновременно выражает главную идею оперы – любовь русского народа к своей родине.

Действие первого акта переносит нас на улицы села Домнино, где живет Иван Сусанин со своей семьей, он показан как любящий отец, который желает выдать свою дочь за муж за любимого ею человека, но осаждённая польскими врагами столица омрачает душу Сусанина «Что гадать о свадьбе? Горю нет конца» - поет он. Этим самым мы видим образ простого крестьянина, для которого мысли о личном счастье не видятся без общего мира в народе, что утверждает связь героя с народом.