Ко дню рождения поэта:
Корней Иванович Чуковский
Биография
Корней Иванович Чуковский (при рождении получивший имя Николай Васильевич Корнейчуков) – русский поэт, известный детский писатель, переводчик, публицист, критик и литературовед. Его дети Николай Корнеевич Чуковский и Лидия Корнеевна Чуковская тоже известные писатели.
Детские годы
19 марта 1882 года (по новому стилю 31) в Санкт-Петербурге родился Николай Корнейчуков. Некоторые считают датой его рождения 1 апреля, что связано с неправильным переводом дат на новый стиль.
Николай был «незаконнорожденным», что заставило его много страдать. Мать Екатерина Осиповна Корнейчукова была полтавской крестьянкой и работала в доме Эммануила Соломоновича Левенсона. Их семья прожила в Питербурге около трех лет, у них уже был ребенок - дочь Мария или Маруся. После рождения Николая отец женился на женщине из высшего общества, а мать переехала в Одессу. В Одессе он проучился в гимназии до пятого класса, из которого его исключили из-за низкого происхождения. Автобиографическая повесть «Серебряный герб» описывает этот период его жизни.
Согласно метрике у него и его сестры не было отчества. Его отчество «Васильевич» было дано по имени крестного, а сестра пользовалась отчеством «Эммануиловна». Все свои произведения он писал под псевдонимом «Корней Чуковский». После свершения революции псевдоним «Корней Иванович Чуковский» стал его законным именем. Все его дети – сыновья Николай и Борис, дочери Лидия и Мария, после революции носили фамилию Чуковских и соответственно отчество Корнеевич.
Молодость
Детскую литературу Чуковский начал писать уже став известным критиком. Первый сборник «Елка» и сказка «Крокодил» вышли в 1916 году. Одни из самых известных сказок «Тараканище» и «Мойдодыр» были написаны в 1923 году.
Корней Чуковский также интересовался вопросами детской психики и способами обучения речи. Все свои рассуждения на данную тему он изложил в книге 1933 года «От двух до пяти». Большинство читателей знают его только как детского писателя.
30-е годы в жизни писателя
В среде критиков появляется термин – «чуковщина». Это приводит к тому, что в конце 1929 года Чуковский публикует письмо с отречением от сказок, также он обещает написать сборник «Веселая колхозия». Отречение ему тяжело далось, сборник он так и не написал. В эти годы из его жизни ушла младшая дочь Мурочка, и мужа его дочери Лидии расстреляли.
Начиная с 1930 года, Чуковский начинает заниматься переводами. В 1936 году выходит его книга «Искусство перевода», переизданная позднее под названием «Высокое искусство». Также в это время он занимается переводами на русский язык произведений Р. Киплинга, М. Твена, О. Уайльда. В это время он начинает писать мемуары. Посмертно они были опубликованы под названием «Дневники 1901 – 1969».
Зрелость
В 60-е годы Корней Чуковский начинает работать над пересказом Библии для детей. Над этой книгой работало несколько писателей, но все тексты редактировал Корней Чуковский. В связи с антирелигиозной позицией власти слово Бог было заменено на «Волшебник Яхве». В 1968 году Библия была издана, и называлась она «Вавилонская башня и другие древние легенды», но все экземпляры были уничтожены. Книга вышла только в 1990 году.
За свою жизнь Чуковский стал лауреатом нескольких государственных премий, кавалером орденов, приобрел всенародную любовь. Тем не менее, он общался с диссидентами. Последние годы он провел на даче в Переделкино, общаясь с местными детьми, читая стихи, устраивая встречи с известными людьми. Корней Иванович умер от вирусного гепатита 28 октября 1969 года. В Переделкино сейчас открыт его музей.
Как у нашего Мирона,
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши,
Строят гнёзда из лапши,
Сел баран на пароход,
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке,
Вырастают шоколадки.
А у наших у ворот,
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!
Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?
Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!
Что сделала Мура,
когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»
Мура туфельку снимала,
В огороде закопала:
— Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою полью,
И вырастет дерево,
Чудесное дерево!
Будут, будут босоножки
К чудо-дереву скакать
И румяные сапожки
С чудо-дерева срывать,
Приговаривать:
«Ай да Мурочка,
Ай да умница!»
История создания сказки «Чудо-дерево»
Сказка-стихотворение про «Чудо-дерево» Чуковского написана 1926 году. На волшебном дереве растут галоши, сапоги, туфли, босоножки. Все будут обуты! Вот такое необычное дерево!
Интересна история написания «Чудо-дерева». На самом деле Корней Иванович написал эту сказку для себя. Он был многодетным отцом, или как выражался сам Чуковский «многосемейным». Было у Корнея четыре ребенка, два мальчика и две девочки, и вопрос с детской обувью стоял очень остро. Каждый месяц кому-нибудь из детей обязательно надо было покупать обувь: то туфли, то галоши, то сапоги, то ботинки. И где-то в глубине души Чуковский мечтал о таком дереве, на котором вместо яблок и груш растет обувь. Вот так и родилась сказка про чудо-дерево.
Ах, если бы такое дерево существовало на самом деле, тогда проблемы с обувью отпали не только у Чуковского, но и у нас с вами.
Данный мастер-класс для детей 3-4 классов. Он может стать частью проекта по изучению творчества К. И. Чуковского, так как является иллюстрацией произведения «Чудо-дерево». Моя дочь сделала эту работу на конкурс «У меня зазвонил телефон…» А так же может являться украшением интерьера детской комнаты.
Для работы потребуются следующие материалы: картон, салфетки (желательно коричневого цвета), клей-карандаш, цветная бумага, ножницы, карандаш, пластилин; книга с произведениями. К. И. Чуковского.
Цель : развивать творческие способности детей через творчество К.И. Чуковского.
Задачи:
Познакомить детей с произведением К.И. Чуковского «Чудо-дерево»;
Развить интерес к творчеству писателя;
Развивать творческие способности детей;
Ход работы.
1. Организационный момент.
Ребята, посмотрите, у меня в руках интересная книга. Давайте рассмотрим её обложку, ведь это лицо книги. Что на ней изображено?
(Дети отвечают)
Правильно. Картинка, как ненастоящая, а сказочная. Ведь таких деревьев не бывает. А название книги тоже необычное: «Чудо- дерево».
Послушайте:
«…А у наших у ворот,
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Вот сегодня я предлагаю вам сделать это расчудесное дерево. Для этого вам понадобиться совсем не много: цветная бумага, картон, ножницы, клей-карандаш и пластилин. (Фото №1)
Приготовили? Тогда мы начинаем!!!
2. Первое, что мы с вами сделаем, это нарисуем эскиз нашей работы.
3. Затем мы займёмся изготовлением травы. Для этого берём зелёную цветную бумагу и рвём её на мелкие кусочки.
И приклеиваем на клей-карандаш на нижнюю часть нашей работы.
4. Сейчас мы будем делать ствол дерева. Для этого возьмите салфетку и разрежьте её на полоски шириной 3-4 см.
Каждую из них нужно скрутить в жгутики, для этого положите полоску между ладоней, плотно прижмите и скрутите.
Теперь можно мазать клеем на основе ту часть, на которой будет располагаться наш ствол
И приклеиваем полоски по вертикали, плотно друг к другу.
Вот и ствол готов.
5. А сейчас снова берём в руки кусочки цветной бумаги зелёного цвета и клеим крону дерева.
6. Ну что, устали? (Дети отвечают.) Давайте немножко отдохнём и пофантазируем. Ребята, а попробуйте придумать своё Чудо-дерево. Что бы росло на нём, если бы эту сказку писали вы? (Дети отвечают).
Корней Иванович был большим фантазёром. Вот послушайте:
«….Как у нашего Мирона,
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши,
Строят гнёзда из лапши,
Сел баран на пароход,
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке,
Вырастают шоколадки» К. И. Чуковский.
Отдохнули? Тогда продолжаем!
7. Сейчас мы будем делать небо-голубое и воздух и облачка - белые.
8. Для этого рвём на мелкие кусочки голубую и белую цветную бумагу.
Клеим кусочки на нашу основу с помощью клея-карандаша.
9. Ребята, ваши ручки устали, давайте дадим им отдохнуть.
Повторяйте за мной движения:
Пальчиковая гимнастика . (По Сказке К. И. Чуковского)
Мама по саду пойдёт, Пальчиками идут по столу
Мама с дерева сорвёт Обеими руками словно срывают
с дерева.
Туфельки, сапожки. Шлёпают попеременно ладошками
в такт стихотворения
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт, Пальчиками идут по столу
Папа с дерева сорвёт Обеими руками словно срывают
с дерева.
Маше — гамаши, Шлёпают попеременно ладошками
Зинке — ботинки, по столу
Нинке — чулки, в такт стихотворения.
А для Мурочки такие Показывают кистями рук на себя
Крохотные голубые Показывают какие маленькие
Вязаные башмачки Имитируют движение вязания на
И с помпончиками! Словно лепят комочек снежный
Ладошками.
Вот молодцы! Интересная сказка у Корнея Ивановича? (Дети отвечают) Правильно! Очень интересная. А мы продолжаем работу.
10. Сейчас принимаемся за изготовление обуви. Для этого нам нужен пластилин. Каждый фантазируем и лепит самую разную обувь. Помните как говорил
К чудо-дереву беги!
Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?
Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!» К.И. Чуковский.
Готовы? Дети отвечают.
Теперь наши пластилиновые фантазии нужно приклеить к основе, кроне дерева.
11. Вот и готово ваше чудо-дерево!
«…А у наших у ворот,
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!» К. И. Чуковский.
Все сегодня славно потрудились. Спасибо!