Как делать скульптуры из бумаги. Скульптура из бумаги - ноу-хау в искусстве

Созданием скульптур из самых разных материалов человечество занималось с глубочайшей древности. Известны изделия из камня и рога, сделанные еще в те времена, когда люди жили в пещерах и поклонялись силам природы. Бумага – материал относительно новый, доступной широким слоям населения она стала совсем недавно, поэтому использовать для создания произведений искусства ее начали только в последнее время.

Раньше бумага была лишь основой для графических и живописных работ, объемные изображения из нее были редкостью. В Японии фигурки из бумаги создавались в технике оригами – путем особого складывания листа получали объемные изображения разнообразных животных и фантастических существ, цветов и рыб. В Европе скульптура из бумаги ограничивалась папье-маше – выкладыванием объемного предмета из кусочков размоченной рыхлой бумаги.

Скульптура из бумаги "Бобры", Кэлвин Николлс Скульптура из бумаги "Медведь", Кэлвин Николлс Скульптура из бумаги "Сова", Кэлвин Николлс

Но истинные скульптуры из бумаги появились только во второй половине XX века. В наши дни таких мастеров уже довольно много, а бумажные скульптуры стали полноправной частью современного искусства. Один из известных мастеров, создающих свои уникальные произведения из обычной бумаги – канадский скульптор Кэлвин Николлс. Он выполняет предельно реалистичные изображения растений, птиц и животных, используя бумагу, клей и прочный каркас для придания своим произведениям жесткости и объема. На его скульптурных картинах животные и цветы кажутся живыми и реальными.

Бумажная скульптура "Индецы", Пэтти и Аллен Экман


Семейная пара Пэтти и Аллен Экман создают необыкновенно точные и детализированные изображения из жизни индейцев чероки, используя несколько техник работы с бумагой. Их многофигурные композиции поражают своей экспрессией и реализмом.


В совершенно особой технике работает скульптор из Пекина Ли Хунбо. Он создает скульптурные изображения, которые можно растягивать и деформировать, как пружину. Такой необычный эффект создается путем очень сложного подбора и подгонки сотен, даже тысяч слоев бумаги, особым образом соединенных между собой. Эти уникальные произведения искусства кажутся выполненными из плотного матового материала типа мрамора, но стоит к ним прикоснуться, как вся конструкция приходит в движение.


Джефф Нишинака создает из бумаги настоящие эпические объемные полотна. Особенно впечатляет одна картина на традиционный азиатский сюжет – сражение Феникса и Дракона. Змееподобный китайский дракон извивается причудливыми кольцами, а вокруг него вьется огромная волшебная птица с чудесными длинными перьями в крыльях и хвосте. Изображение состоит из множества мелких деталей, мастерски передающих рисунок перьев и чешуи персонажей.


Совершенно оригинальным стилем изготовления скульптур из бумаги владеет датский художник Питер Каллесен. Во всех его работах обязательным элементом выступает большой лист бумаги, на котором располагаются объемные бумажные же фигуры. Прорези на ватмане точно соответствуют скульптурам и изображают тени или подлинный облик объекта, например, здания.

Хочется верить, что у работ из бумаги большое будущее, ведь современные скульпторы научились превращать ее в уникальные произведения искусства, глядя на которых не верится, что все эти совершенные творения созданы из такого простого и хрупкого материала.

Оригинальное творчество Patty и Allen Eckman.

Художники сначала смешивают бескислотную целлюлозу, используя сырьё хлопка, все это закладывается в форму, сжимается вакуумом или в руками. При этом лишняя влага постепенно удаляется, но процесс высыхания очень долгий. Когда слепок вынимается из формы, тогда начинается процесс доводки, самый тонкий. Какие-то детали удаляются, какие-то добавляются, за счет чего обеспечивается очень тонкая проработка деталей.
{МОДУЛЬ=240&style=margin:20px;float:left;}
Это очень длительный процесс, иногда занимающий месяцы работы. Чем-то это похоже на процесс литья из бронзы. Законченный продукт - белого цвета, очень легкий и со множеством тончайших деталей.





{МОДУЛЬ=241&style=margin:20px;float:left;}





Скульптуры из бумаги Calvin Nicholls. Анималистика в скульптуре

Calvin Nicholls – уникальный художник и скульптор. Его скульптуры (которые можно назвать объёмными картинами) создаются из обычной для нас бумаги. Нарезанная, склеенная специальным образом бумага образует потрясающую детализацию в работах. Calvin, по большей части, создаёт из бумаги портреты диких животных – медведей, рысей, обезьян, птиц и других.
На каждое объемное творение уходит очень много времени кропотливого труда. Первым делом создается жесткий остов, являющийся контуром будущей фигуры. Остов придает работе прочность. На остов уже прикрепляются все остальные мелкие детали. Каждая деталь вырезается и текстурируется при помощи набора из металлических и деревянных инструментов. Во время процесса работы скульптор постоянно следит за светом и тенью на скульптуре. Окончив основную часть работы автор создает еще более детальный и сложный образ при помощи студийного освещения. На этой стадии работы доводятся все нюансы скульптуры.
И напоследок – фотографирование.

{МОДУЛЬ=242&style=margin:20px;float:left;}






Питер Каллезен скульптуры из единственного листа формата А4

Родившийся в Дании художник Питер Каллезен создает невероятные произведения искусства из единственного листа формата А4. Через удивительную комбинацию вырезаний и сворачиваний, Каллезен создает невероятные сцены из самого простого материала.
По его собственным словам, устраняя всю информацию и запуская с нуля чистый белый лист А4, он чувствует, что нашел материал, которого все в состоянии коснуться. Одновременно, лист А4 нейтрален и открыт, чтобы принять любое значение. Тонкость дает бумажным скульптурам хрупкость, которая подчеркивает трагическую и романтичную тему его скульптур.








Джефф Нишинака (Jeff Nishinaka). Бумажная скульптура

Джефф рассказывает, что он всегда стать художником, самым обычным художником, но со временем осознал, что необходимых способносте й и таланта в нем не заложено. Он взялся за работу с бумагой случайно. Во время его учебы ему дали задания по двум предметам: графическому дизайну и по рисунку. Задание заключалось в том, чтобы создать что-то новое из какого-нибудь материла. Он выбрал бумагу. И этот выбор, искусство создания скульптуры из бумаги дало ему прочувствовать в чем его призвание, в какой области надо работать. Его привлекли четкие границы в работе с бумагой и ощутимые результаты. А он всегда получал удовольствие от создания чего-либо своими руками.

«Скульптура из бумаги

или бумагопластика»



Возможности бумагопластики

1.Оформление любого детского праздника, особенно новогоднего - елочные игрушки и элементы оформления интерьеров, детские костюмы и разнообразные маски.


Возможности бумагопластики

2.Выполнить оригинальные поздравительные открытки к любому мероприятию и научить этому своих воспитанников.


Возможности бумагопластики

3. Дополнить свой костюм элементами декора в технике бумажной пластики, что позволит выглядеть индивидуально неповторимо на фоне всеобщей стандартности и одинаковости.


Немного из истории

Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105г. н. э. Цай Лунем;

Рис. 1. Карта Китая во II в. До н.э.

Рецепт бумаги Цай Луня был таков:

  • растолочь волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку;
  • смешать с водой и получившуюся массу выложить на форму (деревянная рама и сито из бамбука);
  • после сушки на солнце эту массу разгладить с помощью камней.

В результате получались прочные листы бумаги.

Рис. 3. Старинный способ ручного

производства бумаги.


Виды бумажной пластики

1. Оригами ( в переводе с японского «сложенная бумага») - древнее искусство складывания бумажных моделей, зародившееся в Японии . Очень похоже на комкание бумаги, но в данном случае складки и изгибы не случайны, а подчинены воле художника, он сам решает, где и когда их сделать.


Виды бумажной пластики

2. Квилинг бумагокручение или бумажная филигрань. Это искусство создания объемных или плоскостных композиций из полосок бумаги (В переводе с английского «птичье перо» Возникло в Европе в конце 15-16 веков. В средневековой Европы монахи создавали изящные медальоны, закручивая на кончик птичьего пера бумагу с позолоченными краями.


Виды бумажной пластики

3. Бумажная скульптура , которую часто называют бумажной пластикой («пластика» от греческого слова «лепить», потому что по виду творчества она больше других похожа на скульптуру и позволяет создавать полуобъемные и объемные композиции. В бумажной пластике все изделия внутри полые или пустые, создаются только их оболочки.


Материалы и инструменты необходимые для работы:

  • 1.Ватман ½
  • 2.Клей ПВА.
  • 3.Ножницы.
  • 4.Канцелярский нож.
  • 5.Картон.
  • 6.Циркуль или любые круглые предметы.
  • 7.Скрепки.

Техники Безопасности

  • Аккуратно пользоваться ножом, не подставлять пальцы под лезвие,
  • Передавать нож или ножницы только в закрытом виде (ножницы – кольцами вперед);
  • Быть аккуратным при работе непосредственно с бумагой, а точнее с краем листа ватмана (можно порезаться!!!).

1 Способ. Смятый лист бумаги похож на горы.







Модель «глухарь»

  • Вырезаем по контуру
  • Делаем надрезы
  • Выполняем элементы пробойником
  • Прогибы в надрезах
  • Сборка


Модель “Аленушка”

Анализ формы:

  • большой конус из половины круга,
  • по низу которого - геометрический узор.

Модель “Аленушка”

  • Цилиндр - основа головы.

Модель “Аленушка”

Лицо имеет форму сегмента (половина овала).


Модель “Аленушка”

Маленькие конусы - это рукава.


Модель “Аленушка”

  • Волосы нарезаются полосками, закручиваются ножницами и приклеиваются с внутренней стороны головы.
  • Ладони вырезаются в виде рукавичек, затем можно прорезать пальцы.

Модель “Аленушка”

Косынка - это искривленный треугольник.


Модель “Аленушка”

  • Ведерки - цилиндры.
  • Можно вырезать коромысло, что придаст законченность вашей модели.

Советы мастера

  • Ватман – это идеальная бумага для создания бумажных скульптур.
  • Наша промышленность выпускает ватман белого цвета по ГОСТу. Она плотная и это позволяет выполнять такие операции как сгибание, скручивание, прорези и надрезы.

Советы мастера

  • Цветная бумага , которая у нас имеется, слишком тонкая.
  • Бумажную скульптуру можно делать из цветной бумаги, но здесь необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:
  • 1. Цветная бумага должна быть плотной .
  • 2. Не следует раскрашивать готовое изделие акварелью или гуашью.
  • 3.Можно окрасить изделие краской из баллончиков.
  • 4.Нежелательно прибегать к использованию в композиции большого
  • количества цветов , дабы избежать раздробленности и пестроты.

Советы мастера

  • Не ограничивайте ваше творчество . Освоив приемы работы с бумагой, можно создавать на их основе свои конструкции, возможно, более интересные и оригинальные.
  • Попробуйте сами моделировать так, чтобы готовые выкройки не лишали вас творческого начала !!!

Заключение

1. Вам было интересно ?

2. Вы узнали что-то новое и интересное для себя?

3. Будете использовать в своей педагогической практике полученные знания?



«Скульптура из бумаги

или бумагопластика»

(Всего 16 фото)

1. Эти изысканные творения изображают cцены с участием . (Solent News & Photo Agency)

2. Муж и жена Аллен и Пэтти Экман помещают бумажную массу в форму глины и герметизируют, чтобы удалить воду. (Solent News & Photo Agency)

3. Затем мастера убирают плотные легковесные кусочки, а потом начинают работу над деталями с помощью многочисленных инструментов. (Solent News & Photo Agency)

4. Семейная пара делает эти творения с 1987 года в своей домашней студии в Южной Дакоте. Семья уже заработала на продаже своих скульптур 3 миллиона фунтов стерлингов. (Solent News & Photo Agency)

5. Бумажные скульптуры изображают сцены из истории индейцев чероки. (Solent News & Photo Agency)

6. Самая дорогая скульптура называется «Орел прерий», которую продали за 47 000 фунтов стерлингов. (Solent News & Photo Agency)

7. «Мы создаем скульптуры индейцев отчасти потому, что моя пра-пра-бабушка была из племени чероки, и моя семья восхищается этим народом», - говорит Аллен. (Solent News & Photo Agency)

8. «Я работаю над скульптурами мужчин и животных, а Пэтти – над женщинами и детьми». (Solent News & Photo Agency)

9. «Больше всего мне нравится делать детали. Бумага – уникальный материал. Меня привлекает материал индейских костюмов, физическая и духовная культура, и весь период истории нашего народа. С момента западного завоевания до Гражданской войны и далее – для меня все интересно». (Solent News & Photo Agency)

10. «Не стоит путать наши скульптуры с папье-маше. Это совершенно разные вещи. То, что мы делаем, я называю литыми бумажными скульптурами». (Solent News & Photo Agency)

11. «Некоторые создаваемые нами скульптуры выполнены в натуральную величину, некоторые – в масштабе 1 к 6». (Solent News & Photo Agency)

12. «Эти скульптуры изображены в различных позах, а у некоторых животных нет ушей, хвостов или шерсти». (Solent News & Photo Agency)

13. «Мы выполняем детали с разной плотностью и текстурами, как будто нанизывая их на готовую скульптуру». (Solent News & Photo Agency)

15. На создание таких скульптур уходит до 11 месяцев. (Solent News & Photo Agency)

16. «Нам кажется, в мире много художников и скульпторов, которым понравится этот способ исполнения». (Solent News & Photo Agency)

Я собираю много примеров того, что можно сделать из бумаги. Сегодня бы хотела показать Вам замечательные работы Аллен и Пэтти Экман (Allen and Patty Eckman) – они создают бумажные скульптуры . Их работы можно смело называть шедеврами бумажного искусства.

Муж и жена вместе создают скульптуры из бумаги по уникальной, придуманной ими, технологии.

Аллен Экман после службы в морской пехоте, завершил образование в Художественном колледже, где он и познакомился с Пэтти.

Они разработали уникальный способ работы с бумагой. Это не папье-маше, тут принцип работы больше похож на метод литой бронзы. Я когда поначалу рассматривала крашенные бумажные скульптуры – была уверена, что они из металла.

Насколько я поняла, что принцип работы такой:

Мякоть бескислотной бумаги помещается в силиконовые резиновые формы, которые предварительно создавались Алленом и Пэтти.

Затем эта масса прессуется (иногда даже вручную), параллельно добавляется вода. Процесс сушки проходит так же в форме, пока вода испаряется. Затем высохшие жесткие листы извлекаются из формы и начинается кропотливая работа над деталями.

Чеканка, проработка всех мельчайших деталей занимает очень много времени и главное требует опыта. Большие бумажные скульптуры иногда создаются около 11 месяцев.

Художники достаточно долгое время совершенствовали свой метод работы с бумагой.
«Нам очень нравятся прекрасные методы, которые мы разрабатывали на протяжении многих лет, мы создали процесс, которым стоит делиться с другими», сказал Аллен Экман. «Мы считаем, что есть много художников и скульпторов, которые будут пользоваться этим методом…».Сейчас они записывают видео-уроки, где рассказывают о тонкостях и показывают основные приемы в работе с бумагой. Все диски по обучению можно заказать сразу у них на сайте.
Кстати я посмотрела, что они предлагают сразу и комплекты инструментов, и готовые слепки — что очень удобно для мастеров.

Аллен создает работы на тему коренных жителей Америки – индейцев. Его прапрабабушка была из племени чероки. «Я действительно заинтересован в жизни индейцев, в их физической и духовной культуре…», писал он.

На сложных и больших работах Аллену помогает Пэтти. С 2000-х гг. она создает серию работ – скульптуры красивых индийских женщин и детей.

Помимо индийской тематики я нашла много ее работ связанных с дикой природой: скульптуры разных животных, птиц и цветов.

Работы Аллена и Пэтти Экман находятся в коллекциях нескольких музеев, галерей и частных коллекциях. Одна их первых работ супругов была продана в 1987 году за 3 млн. фунтов стерлингов.

Мне нравится динамика в их работах. Несмотря на однотонность, чувствуется яркость, живость образов. Эти индейцы по-настоящему кажутся живыми, с определенными эмоциями на лицах, со своей историей. Такая потрясающая продуманность и проработанность в деталях, кажется, что даже перья на костюмах шевелятся в такт движениям индейцев.

Я думаю, что удивительные чувства должны захватывать посетителей музеев, когда те ходят между этими скульптурами.

Сайт скульпторов: www.eckmanfineart.com.