Как и что рисовать угольными карандашами. Рисование углем: от истоков к современности

Рисунки углем, сангиной, соусом, сепией хорошо подходят для зарисовок и набросков, когда нужно передать характерность формы, сделать мягкие переходы тона.

Эти материалы для рисования отлично "справляются" с изображениями с крупных размеров, когда не нужно вдаваться в детали. Таким образом, способность быстро покрывать большие плоскости листа значительно ускоряет процесс рисования по сравнению с карандашом.

Рисунки углем, сангиной, сепией и соусом: способы рисования

  • Рисование боковой поверхностью мелка
  • Растирание пальцем, растушевка. Растушевку можно выполнять как с использованием специальных принадлежностей (конических палочек из прессованной бумаги, каучуковых кистей), так и подручными средствами (ватными палочками, бумажными салфетками или пальцами:)
  • Использование острия мелка (карандаша)
  • Комбинирование одновременно нескольких материалов (нередко к ним добавляется еще и мел)
  • Микс сухого и мокрого способа рисования (для сепии и соуса). Так, сначала выполняется рисунок мокрым способом, а для выделения деталей и текстуры используется сухой способ.

Особенности мягких материалов для рисования:

Выбор бумаги зависит от ваших художественных целей.

Если вы стремитесь к простоте рисунка, то лучше возьмите максимально гладкий лист. А если хотите добиться более сложной структуры, используйте зернистую бумагу (например, акварельную).

Мягкие материалы для рисования поддаются стиранию!

Для стирания и корректировки рисунка лучше использовать клячку. Это очень мягкая резинка тестообразной консистенции (раньше в подобных целях использовали хлебный мякиш). Ее можно мять и отщипывать от нее кусочки нужной формы. Клячка отличается от ластика тем, что не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.

Рисунки мягкими материалами требуют закрепления (лаком для волос, например), однако, в сравнении с пастелью, эти материалы менее сыпучи.

Уголь


С углем человечество знакомо с момента зарождения. Этот материал дает возможность раскрепоститься в процессе рисования, наслаждаться красотой линий и пятен!

Художники всегда любили использовать уголь именно для набросков будущей картины. В дальнейшем работу над картиной продолжали масляными или другими красками. А нанесенный углем контур стряхивали, что было очень удобно.


И.Репин, В.Серов, И.Шишкин

Уголь для рисования бывает древесный и прессованный.

Древесный уголь достаточно просто получить самому. При таком способе изготовления рисунки, выполненные углем, имеют бархатистый, несколько прозрачный оттенок.

Вот рецепт для самостоятельного изготовления рисовального угля!

1. Возьмите очищенные от коры ивовые или березовые веточки диаметром примерно 3-6 мм.

2. Сложите их в жестяную банку вертикально.

3. Засыпьте отверстия между веточками песком и плотно закупорьте банку (чтобы исключить возможность попадания кислорода). Для большей уверенности в герметичности крышки швы можно замазывать глиной.

4. Положите банку в печные угли на 5-6 часов. Дождитесь остывания (это займет еще несколько часов).

В современных условиях, как правило, нет необходимости изготавливать уголь самому. Ведь несложно найти готовый в магазинах для художников.

Прессованный уголь отличается от древесного насыщенной чернотой и жирностью.

Его изготавливают химическим путем из угольного порошка. В качестве связующего компонента используют растительный клей.

Прессованный уголь представлен в виде палочек и может быть трех видов твердости.

Сангина


Знакомство человечества с сангиной состоялось еще в эпоху Возрождения. В переводе с латыни sanguis означает "кровь".

Этот материал был излюбленным для Ватто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта, Фрагонара, Ренуара, Моризо, Мане. Среди русских мастеров стоит отметить Брюллова, Кипренского, Серова.


А.Вестерберг, К.Моне, У.Флинт

Сангина – это чудесный рыжий мелок. Имеет в основе глину, окись железа и связующее вещество. Обладает хорошим уровнем стойкости к солнечному излучению. При нанесении на бумагу, придаёт рисунку «эффект бархата», не осыпается.

Приятная оранжево-красная гамма придает особенную теплоту и неповторимость как портретам, так и обнаженным моделям, за что сангина неизменно любима художниками.

Выпускается сангина в виде граненых или округлых брусочков, в виде стержней (для механических карандашей) или в виде классических карандашей для рисования. Цвет варьируется от светлых до темных оттенков.

Способность сангины легко отпечатываться на бумаге дает возможность использовать ее для получения зеркальных изображений!

Для этого достаточно намочить лист бумаги и прижать с помощью пресса к рисунку сангиной. Полученное изображение будет не таким ярким, как исходник, однако достаточно точным.

Сепия


Мягкий материал более темного коричневого оттенка, чем сангина.

Отличается от сангины тем, что может размываться водой. Встречается светлых и тёмных коричневых оттенков, иногда – красновато-фиолетовых.


А.Шильдер, К.Брюллов

В переводе с латинского «sepia» - каракатица 🙂 И действительно, в биологии существует род каракатиц, которые носят название Сепии!

У сепий (которые каракатицы) в печени вырабатывается вещество, которое выделяется наружу в момент опасности. Черная жидкость мгновенно создает в воде плотную завесу объемом в тысячи литров, со временем меняя цвет на темно-коричневый.

В настоящее время сепия доступна в виде акварели, чернил, карандашей, водорастворимых брусочков. Подобно соусу, сепией можно работать кистью или даже пером.​

Соус


Наверное, самый мягкий из всех мягких материалов, внешне напоминает толстые карандаши или кусочки пластилина. В составе соуса смесь мела, сажи, оксиды железа, клей и каолин.

Первые упоминания об этом материале появляются в 18-19 веках. В это же время он приобретает наибольшую популярность.

Соус активно используют в своих работах И. Е. Репин, А. К. Саврасов, Н. А. Ярошенко, И.Н. Крамской. Однако с начала 19 века соусом пишут все реже и реже...

В дальнейшем соус так и не получил распространения в художественном. Он по-прежнему считается традиционно русский материалом. Иногда в зарубежных магазинах можно встретить подобие соуса. (Sauce – Russian Clay, что переводится как "русская глина").


И.Крамской, Ф.Васильев

Соус очень мягкий. Невозможно им штриховать или прорисовывать четкие контуры, поэтому в работе предпочтительнее пользоваться растушевкой.

Палитра соуса достаточно разнообразна. Это более 10 оттенков, полученных путем от смешения черного, коричневого цветов и белил.

Соус можно разводить водой. В таком случае его следует наносить кистью и следить за тем, чтобы сквозь него бумага оставляла просветы.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад №79 «Гусельки» городского округа Тольятти

«Рисуем углем»

Конспект НОД в старшей группе

(с использованием ИКТ)

Составитель:

Воспитатель

Перевозчикова Евгения Владимировна

Тольятти 2012 г.

Аннотация:

Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем». Знакомство детей с нетрадиционным способом рисования.

К ребятам приходит Художник и приглашает их в гости в художественную мастерскую. Дети на время занятия становятся друзьями художника, им на время НОД прикрепляются бейджики с картинкой героя.

НОД проходит с использованием ИКТ.

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования углем.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;
  • Учить создавать детей самостоятельно сюжет рисунка с помощью трафаретов;
  • Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.

Развивающие задачи:

  • Развивать элементарные навыки работы с углем;
  • Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции;
  • Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать в детях чувство прекрасного через изобразительное искусство;
  • Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;
  • Воспитывать аккуратность при работе с углем.

Методические приёмы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор.

Демонстрационный материал:

  • картинка с изображением Художника,
  • презентация по теме (Приложение 2) ,
  • смайлики грустные и веселые.

Раздаточный материал: листы плотной бумаги формат А4, уголь,

Простые карандаши, салфетки бумажные,

Влажные салфетки, трафареты, листы бумаги 10*10

Для пробного рисования углем.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель:

Ребята, здравствуйте!

Сегодня по дороге в детский сад я встретила Художника.

Он живет в сказке о Незнайке. И он вам предлагает стать его друзьями:

Незнайкой, Знайкой, Звездочетом, Мушкой, Ромашкой, Звездочкой и т.д.

(дети выбирают бейджики с картинками героев, прикрепляют

На одежду).

- Я теперь знаю, как к вам обращаться.

А чем же занимается Художник?

Дети: рисует.

Воспитатель:

- Художники не рисуют, а пишут свои картины. У каждого художника есть

Своя художественная мастерская. Вы хотите побывать в мастерской

Нашего художника?

Дети: да.

Воспитатель:

Тогда закрывайте глазки:

Раз, два, три, четыре, пять

Мастерская встречай наших ребят!

Основная часть.

Слайд 1. Художественная мастерская

Воспитатель:

Открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской.

Посмотрите, чего тут только нет и краски, и карандаши, и кисточки,

И написанные картины.

У Художника есть вот такой красивый сундучок, в ней лежат нужные

Для его работы предметы. Но он просит сразу его не открывать,

А попробовать отгадать загадки что там. Вот послушайте…

Нарисую портрет мамы
Натюрморт или пейзаж
Деревянный тонкий длинный
Я волшебник ….(карандаш)

Дам подсказку - краска я,
Скажу без скромности друзья
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная... (гуашь)

Нанесу узор я нежный
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всем знакома... (акварель)

Напишу я объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Потому что я... (фломастер)

Воспитатель :

Ребята, для чего нужны эти предметы?

Дети:

- Они нужны для того, чтобы рисовать.
Воспитатель:

Ребята в коробочке остался еще один предмет. А загадок больше нет.

Давайте посмотрим, что же это?
(Воспитатель достает коробочку с углем и показывает детям)
Воспитатель:

Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисования.

Слайд 2. Обжиг веток

Воспитатель:

Уголь изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи.

Уголь используется художниками с глубокой древности. Углем

Можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки

И наброски.

Слайд 3. Илья Ефимович Репин «Портрет Элеоноры Дузе».

Воспитатель:

Углем рисовали великие художники.

Обратите внимание на картину известного художника

Репина Ильи Ефимовича «Портрет Элеоноры Дузе».

Слайд 3. Михаил Александрович Врубель «После концерта».

Воспитатель:

- Вот еще одна картина, которая называется «После концерта».

Художник, когда ее писал, уже почти ничего не видел.

Слайд 4. Иван Иванович Шишкин «Заросший пруд»
Воспитатель:

А это «Заросший пруд» Шишкина Ивана Ивановича.

Картина выполнена углем и мелом.

Слайд 5. Исаак Левитан «Деревня. Ранняя весна»

Воспитатель:

- Вот еще один пейзаж, Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

Слайд 6. Рисунки детей.

Воспитатель:

А это рисунки ребят, с которыми я работаю.

Им очень нравится рисовать углем.

А вы хотите научиться рисовать углем?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Чтобы ручки нас слушались, нам нужно сделать небольшую пальчиковую

Гимнастику «Две сороконожки»:

Две сороконожки бежали по дорожке

(две ладошки рядом шевелят пальцами)

Бежали – бежали,

Друг друга повстречали.

(две ладошки замерли)

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

(пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)

Что мы еле их разняли.

(руки в замке рассоединяются)

Воспитатель:

Пальчики разогрели, можно приступать к работе.

Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным,

Чтоб не испачкать свою работу.

У вас на столах лежат листы квадратной формы, подвиньте их к себе.

На нем нарисована геометрическая фигура карандашом.

Это пробный рисунок, попробуйте обвести по карандашным линиям углем.

Уголь в руке надо держать как обычный карандаш. При сильном нажатии

Получается жирная линия, если нажимать слегка, то линия будет

Еле заметна. Получился квадрат.

Чтобы его закрасить нужно взять салфетку, смять ее и растушевать

Или по-другому растирать получившиеся линии.

(приемы рисования воспитатель демонстрирует на листе А3, прикрепленном на мольберте, дети выполняют за педагогом на листе 10*10)

Воспитатель:

Вам понятна техника рисования углем? Тогда подвиньте к себе альбомный

Лист бумаги. Для того что бы нарисовать интересную картину,

Мы создадим сюжет с помощью трафаретов.

Ход работы:

  1. Обводим трафареты простым карандашом;
  2. Обводим углем карандашные линии;
  3. Дорисовываем мелкие детали;
  4. Растушевываем

(дети рисуют, воспитатель следит за работой, помогает в выборе сюжета, в овладении детьми навыками работы с новым материалом – углём)

Воспитатель:

Сейчас мы завершим ваши работы и поместим их в рамочки

(приклеивание ранее приготовленных рамок)

(работы детей представлены в Приложении 1)

Воспитатель:

- Возьмите свои работы в руки, покажите друг другу.

Вам понравилось заниматься в художественной мастерской?

Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки.

Раз, два, три в садик деток всех верни!

Подведение итогов НОД:

Воспитатель:

Ребята, где мы сегодня были?

Дети:

- В художественной мастерской.

Воспитатель:

- Кто нас туда позвал?

Дети:

Художник.

Воспитатель:

А чем мы там занимались?

Дети:

Рисовали углем.

Воспитатель:

Вам понравилось, было трудно или легко?

У вас на столах смайлики грустные и веселые.

Покажите, какое у вас настроение от проделанной работы.

(дети показывают смайлики)

Воспитатель:

Мне очень понравилось с вами заниматься.

Хотите узнать мое настроение?

Слайд 7. Веселый смайлик.

Воспитатель:

Вы можете забрать ваши картины, отнести их домой.

Ну и, конечно же возьмите смайлики. Это вам мой подарок.

До свидания!

Список литературы:

  1. http://www.art911.ru Уроки Графики. Уроки рисования карандашом, углем, красками.
  2. А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
  3. Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Приложение 1

Работы детей.


Древесный уголь является одним из самых основных инструментов для рисования. Как и у карандаша, у него есть свой набор преимуществ и недостатков. Чтобы получить максимальную отдачу от материала, вы можете узнать о нескольких основных техниках рисования углем для начинающих, чтобы начать рисовать эскиз с уверенностью.

Как правило, древесный уголь отлично подходит для эскизов. Он поставляется со множеством степеней твердости, которые позволяют вам быстро перемещать вашу руку по бумаге, легко смешивать и переносить мелкие детали, когда это необходимо.

Распространенные техники рисования углем и инструменты

Во-первых, вам нужно несколько видов угля. Древесный уголь имеет две различные формы: древесный и прессованный. Важно знать разницу между ними.

Слева направо: древесный уголь, прессованный черный уголь и прессованный белый уголь

Древесный уголь

Древесный уголь — это мягкая палочка, очень светлая. Он практически ничего не весит и легко перемещается по бумаге. Из-за того, что он светлый, у вас не получится темный черный цвет. Вместо этого вы захотите использовать древесный уголь для рисования и для смешивания.

Прессованный уголь

Прессованный древесный уголь больше похож на карандаш — на самом деле он часто и производится в форме карандаша! Здесь уголь упаковывается очень плотно. Трудно смешивать и трудно стирать. Сжатый древесный уголь лучше всего подходит для тонких деталей и когда вам нужна жирная тень.
Вы также можете найти белый прессованный уголь, который хорошо подходит для бликов и акцентов.

Клячка — ластик для угля



Этот ластик сильно напоминает пластилин — вы можете сформировать его своими пальцами и использовать его в редуктивных рисунках. Чтобы очистить ластик, просто помните его в руках. Вы снова почувствуете себя ребенком!

5 древесных углей, которые вы должны знать

Имея древесный уголь, прессованный уголь и клячку своем арсенале, вы можете начать пробовать три простых метода рисования древесным углем. Затем вы можете объединить их в более интересные композиции. Экспериментируйте на шероховатой бумаге.

Смешивание древесного угля



Древесный уголь отлично подходит как основа для вашего рисунка; вы можете покрыть свою композицию древесным углем и растереть его в бумагу пальцами. Затем вы можете наложить еще древесного угля сверху или растереть его снова.

Рисунок линиями прессованным углем



Прессованный уголь лучше всего оставлять для тонких линий, сложных деталей и достижения жирного черного. Поскольку древесный уголь очень плотный, он не перемещается так же легко, как древесный уголь. Хотя вы можете набросать рисунок и им, но прессованный уголь не идеален для быстрых рисунков, где ваша рука должна двигаться с молниеносной скоростью. Скорее, он лучше всего подходит для работ, где вы прорисовываете линии, тем более, что прессованный уголь трудно стереть.

Рисование клячкой


Вы когда-нибудь пытались рисовать Клячка для рисования идеально подходит! Сначала создайте базовый слой древесным углем, затем используйте кляку, чтобы удалить часть угля, создав изображение с контрастирующими линиями.
Этот инструмент не будет удалять линии так же чисто, как обычный ластик, но он может забрать лишний уголь. Мне нравится вставлять его в наконечник и использовать как стирающий карандаш.

Слои прессованным и древесным углем



Начните с рисования с древесным углем в качестве вашей базы. Разотрите его пальцем. Затем нарисуйте более точные детали с помощью прессованного угля. Для особого акцента используйте белый прессованный уголь.

Комбинирование всех методов в одну композицию

Здесь уголь показывает все свои возможности. Когда вы комбинируете древесный, прессованный уголь и клячку для рисования, вы лучше чувствуете свою картину. Вы можете добиться этого несколькими способами, но начните со смешивания древесного угля на вашей бумаге. Затем, используя клячку, нарисуйте изображение, сняв слой угля. Закончите композицию прессованный углем, добавив тонкие детализирующие линию и блики.

Осязание помогает нам воспринимать различные качества предметов: гладкость и шероховатость, твердость и мягкость, сухость и влажность. Наша цель – передать эти тактильные ощущения на рисунке.

„Дайте слово вашему рисунку – возможно, он подскажет вам такие способы рисования, о которых вы никогда бы и не подумали”.

Конечно, в отличие от настоящих, нарисованные предметы не потрогаешь и не возьмешь в руки. Поэтому нужен исключительно визуальный способ передачи осязательных ощущений. Несмотря на кажущуюся сложность этой задачи, она вполне выполнима. В самом деле, не надо прикасаться к фарфоровой чашке, чтобы понять: она твердая и хрупкая. Тонкий фарфор – гладкий, изящный, блестящий; он выглядит твердым и хрупким. Передайте это на рисунке, и зритель «почувствует» изысканность изображенной чашки так, будто держит ее в руках!

Очень важен в этом случае выбор принадлежностей для рисования. Я остановился на угле и белом восковом карандаше Conte. Уголь передаст темные и средние тона, а более светлые тени «изобразит» серая бумага. Карандашом же мы нарисуем отблески, благодаря которым предметы будут выглядеть твердыми.

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ:

  1. серая оберточная бумага формата А2
  2. несколько угольных стержней разной толщины
  3. белый восковой карандаш Conte 2В
  4. мнущаяся резинка (клячка) и хлопковая ткань
  5. фиксирующий раствор или лак для волос (без блесток)

Композиция.
Выберите несколько твердых предметов. Расположите их в произвольном порядке и посмотрите на композицию под разными углами. Попробуйте поменять предметы местами, повернуть другой стороной, заполнить свободное пространство.
Обратите внимание на общие очертания композиции. Не расставляйте предметы симметрично – это неинтересно, лучше немного сместите некоторые из
них.

1 Рисуя от плеча, наметьте основные очертания (они могут быть достаточно небрежными). Руководствуйтесь тем, что вы уже знаете о свете и тенях. Взгляните на композицию – источник света находится вверху и перед ней. Поэтому тени располагаются практически по центру, под предметами.

2 Прищурьтесь, чтобы оценить тона предметов. В нашем случае тарелка выделяется на темном фоне. Ее оттенок приближается к серому цвету бумаги, поэтому я просто очертил диск фоновой штриховкой, положив угольный стержень на бок, чтобы работа шла быстрее.

3 Посмотрите на оловянный кувшин. Он состоит из нескольких эллипсов. Обратите внимание, что я нарисовол полные эллипсы, как будто кувшин прозрачен, хотя на самом деле мне не видно его дальняя сторона. Советую так же поступить и вам: этот прием облегчает геометрическое построение рисунка. Постарайтесь в точности передать изгибы ручки и носика кувшина.

4 Горлышко лежащего на боку глиняного кувшина напоминает изумленно раскрытый рот. Хотя кувшин достаточно массивен, зритель видит в основном только пустоту внутри него. Поэтому внутреннюю часть кувшина изобразите с помощью эллипсов. А его вес передаст толщина ободка и носика.

5 Преимуществом угля является то, что он легко стирается мнущейся резинкой и даже пальцем. Благодаря этому рисунок получается более живым и непосредственным. Орехи, которые я слегка наметил в начале работы, требуют дальнейшей прорисовки, но, заметьте, не детализации – этим мы займемся позже. Фоновой ткани я уделил не меньше внимания, чем гранатам и орехам на первом плане

.

6 Постоянно возвращайтесь к элементом композиции, поправляя их по ходу работы. Ручку глиняного кувшина нелегко нарисовать правильно, так кок мы смотрим на нее сверху. Зато если у вас это получится, все изображение станет более правдоподобным. Представьте, что ручка – это полоска глины, свернутая, как лента. А теперь попробуйте изобразить ее изнутри. Обратите внимание, что в том месте, где ручка соприкасается со столом, линии более толстые. Ток создается впечатление, что кувшин лежит на твердой поверхности.

7 Не бойтесь использовать по ходу работы пальцы – самую универсальную принадлежность для рисования. Тем более что их потом можно вымыть! Закрашивая большие участки бумаги, мы клали стержень на бок. И вот теперь пришло время растушевать этот слой пальцами. Старайтесь передать мягкость бархатного фона, а также светлые и темные оттенки в складках ткани

Совет.
Соблюдаем чистоту
Углем легко и интересно работать, в то же время он очень пачкается. Если у вас нет желания долго и нудно отмывать руки от въедливой угольной пыли, оберните стержень фольгой. А вместо того чтобы растушевывать рисунок пальцами, используйте ватную палочку или торшон. Наконец, все кусочки угля, упавшие на пол, нужно сразу подмести, чтобы не растоптать их!


8 Когда все предметы займут свои места, пройдитесь по рисунку чистой хлопковой тканью. Изображение станет бледнее, но ток и было задумано! Теперь, когда рисунок вдруг «отступил» назад, вам будет намного легче переоценить тона, свет и тени.

9 Обратите внимание на светлые тона -не на самые яркие отблески, а, скажем, на мягкое сияние оловянной тарелки и отражение света от разрезанных и целых гранатов. С помощью резинки сотрите уголь на поверхностях этих предметов там, где необходимо: серый цвет бумаги создаст нужный тон. Представьте, что вы рисуете резинкой, а не просто стираете.

10 Мне хотелось немного детализировать поверхность разрезанных гранатов. Легко перекатывая заостренный конец угольного стержня по бумаге, я наметил гранатовые зерна насыщенными штрихами. Кстати, эти штрихи были открыты мной в результате многочисленных экспериментов. Но, возможно, вы придумаете свой способ для изображения гранатовых зернышек.

Орехи, гранаты, оловянная посуда и керамический кувшин оказались прекрасными моделями.

Хотя цветовая палитра этого натюрморта очень богата – как на картинах старых голландских мастеров, – мы сосредоточили свое внимание на фактуре предметов. Итак, отложим в сторону уголь и возьмем белый восковой карандаш Conte.

11 Отсветы на керамическом кувшине неодинаковы по яркости. Так, тонкий и четкий отсвет на ободке, носике и ручке создает контур предмета. Изобразите его уголком воскового карандаша. На коричневой части кувшина светлое пятно выглядит более рассеянным. Это место легонько заштрихуйте.

12 Если отсветов очень много, они привлекают внимание не к рисунку в целом, а, так сказать, тянут одеяло на себя, поэтому будьте с ними осторожны.
Обратите внимание: небольшие блики, нарисованные белым карандашом, не только передают фактуру предметов, но и подчеркивают их форму. Легкое прикосновение карандаша к грецким орехам на первом плане – и вот они уже смотрятся более выразительно, чем остальные элементы композиции.
Стараясь передать фактуру предмета, обычно обращают внимание на то, как отражается от его поверхности свет. У нас наиболее твердый предмет – керамический кувшин, поэтому он дает самые яркие отсветы. Оловянная посуда мягче даже на вид, и отсветы на ней более приглушенные. Однако, пытаясь оценить твердость предметов, не стоит полагаться исключительно на блеск. Грецкий орех с его матовой поверхностью явно тверже, чем мягкий гранат с блестящей кожурой, и в этом случае твердость ореха передает бугристая скорлупа.

13 Используйте те приемы, которыми вы уже владеете. Особое внимание уделяйте свету, оттенкам и тени. Взгляд зрителя должен проникать в глубь рисунка, скользя от грецких орехов к разрезанному гранату, затем к целому, потом к оловянному кубку и кувшину, тарелке на втором плане и, наконец, «к удивленно раскрытому рту» керамического кувшина – самому темному тону на рисунке (создается впечатление, будто протянешь руку – и она окажется в кувшине!).
Уголь и восковой карандаш легко стираются, поэтому не забудьте закрепить рисунок фиксирующим раствором.

Уголь – это старейшая принадлежность для рисования, которая не утратила популярности по сей день. Угольными карандашами и стержнями легко рисовать, к тому же картины, выполненные ими, отличаются выразительностью и непосредственностью.

Работа с углем – это первое, чему учат начинающих художников на многих курсах рисунка и живописи. Студентов сразу просят взять уголь и сделать набросок больших, четко очерченных предметов. Такая работа позволяет лучше понять принцип рисунка, а также изучить способы тонирования. Этими навыками крайне важно овладеть, прежде чем переходить к цветным изображениям. Кроме того, работая углем, художники учатся воспринимать рисунок в целом, не отвлекаясь на второстепенные детали.

Художественный уголь делают из жженых березовых и ивовых веток или из жженой виноградной лозы. Он продается в виде стержней и карандашей. Уголь из виноградной лозы рисует коричневато-черным цветом, а из ивовых и березовых веток (распространен в Великобритании) – синевато-черным.

Уголь представляет собой один из самых древних художественных материалов; он производится в процессе сжигания ветвей и прутьев ивы, виноградной лозы и других растений при высоких температурах в герметически закрытых контейнерах. Это – процесс карбонизации, или коксования, древесины, при котором структура каждой ветки или палочки материалов остается неизменной; они становятся пригодными инструментами для рисования. Ченнино Ченнини так описывал эту методику в XV веке: ивовые прутья связывались в пучки, плотно закрывались в глиняных горшках, затем помещались в печь ближайшей пекарни – там их оставляли на ночь до полного обугливания (приобретения очень черного тона). Он указывал на важность фактора времени: в результате чрезмерного обжига готовый уголь во время использования будет расщепляться на куски. Двумя столетиями позднее Вольпано описывал, как кусочки древесины набивались в железную емкость трубчатой формы, которая затем покрывалась горячим пеплом, раскалялась докрасна и погружалась в воду для охлаждения.

В ранних описаниях подразумевалось, что уголь использовался как средство создания рисованного изображения для фресок или живописи на досках. В наше время, несмотря на то, что уголь попрежнему рассматривается в качестве материала для рисунка перед процессом живописи, он по праву является самостоятельным, независимым и очень выразительным средством.

Художники Ренессанса обнаружили полезные качества угля – например, они могли легко корректировать и модифицировать изображение на стадии рисунка.

Процесс производства и оборудование

В наши дни ива (используемая в производстве высококачественного художественного угля) выращивается на культивируемых плантациях и убирается ежегодно в течение зимних месяцев. Наиболее типичный вид – Salix triandra – является основой стандартных угольных палочек (карандашей) для рисунка. Ивовый прут вырастает за лето в естественных условиях двухметровой длиной и дает плотные стержни малого, среднего и крупного диаметра. Другой вид – ива Osier (S. vimlnalis) – собирается каждые два года и предоставляет сырье для стержней еще более крупного диаметра – такой стержень используется в работах очень больших размеров.

После сортировки срезанных ивовых прутьев они связываются в пучки и подвергаются кипячению в воде в течение девяти часов (для смягчения коры). Затем материал обдирается вращением в специальных машинах и высушивается на открытом воздухе. Высушенные прутья потом перевязывают в пучки, распиливают на заготовки стандартной длины и упаковываются в железные боксы для обжига.

Боксы наполняются песком на вибростенде, чтобы предотвратить доступ воздуха во время обжига в печи – в процессе обжига стержни значительно сжимаются и песок заполняет образовавшиеся пустоты. После предварительного нагревания до полного высыхания стержней они подвергаются обжигу в печи на протяжении нескольких часов при высоких температурах. Спустя двадцать четыре часа материал остывает и готов к упаковке.

Художественный уголь бывает разной твердости. Мягкий хорошо растушевывается и используется для тонирования, а твердый идеально подходит для рисования мелких деталей.

Толщина стержней тоже неодинакова, что позволяет проводить ими различные линии – от широких и четких до тонких, едва заметных. Угольные карандаши, в отличие от стержней, не пачкают руки, но боковой стороной карандаша нельзя рисовать.

Бумага и не только
Уголь выигрышно смотрится на матовой шероховатой бумаге. С гладкой или глянцевой он просто осыпается.

Растирание.

Уголь легко распределяется по бумаге, позволяя придавать изображению гладкий, бархатистый вид. Проведите ряд штрихов боковой стороной стержня и осторожно разотрите их пальцем или торшоном Насыщенность тона можно варьировать, меняя степень нажима.

Перекрестная штриховка.

Еще один способ тонирования углем – рисование в разных направлениях. Проведите ряд параллельных штрихов, а затем перечеркните их под углом другими штрихами. Для того чтобы изменить насыщенность тона, надо изменить плотность сетки.

Мягкая растушевка.

Растирать штрихи пальцами или торшоном необязательно. Слегка подточите стержень с помощью наждачной бумаги, возьмите его поближе к верхнему концу и попробуйте рисовать так, чтобы штрихи сливались друг с другом. Для получения более светлых или более темных тонов меняйте степень нажима.

Для начала вам понадобится несколько угольных стержней разной толщины, бумага и фиксирующий аэрозоль (уголь легко размазывается!). Если вы не сможете купить аэрозоль в специализированном магазине, воспользуйтесь обычным лаком для волос.

Для затачивания стержней необходим острый контурный нож или наждачная бумага, а для исправления ошибок и создания просветов – мнущаяся резинка (клячка). Растирать уголь удобно подушечками пальцев, но иногда, чтобы не испачкать рисунок, лучше взять торшон, свернутый валиком, ватные палочки или бумажные салфетки.

С какой силой надо нажимать на уголь, чтобы получились светлые и темные тени, вы научитесь определять со временем. А пока запомните, что на тонкий угольный стержень нельзя сильно надавливать, иначе он будет крошиться и пачкать рисунок.

Уголь идеально подходит для рисования с натуры, так как его легко стирать. К тому же он прекрасно передает светлые и темные тона.