Как нарисованы саша и маша. Как нарисованы саша и маша Что «увидит» ребенок в рассказах

Саша в ловушке

Саша и Маша играли в саду.

Они играли в салочки. Бегали друг за другом вокруг яблони.

Они визжали и кричали очень громко.

Тук-тук, попался! - крикнула Маша и побежала от Саши.

Саша почти догнал её, но что такое? Он зацепился за дерево. Свитером.

Он стал тянуть и дёргать. Из свитера вылезла ниточка и зацепилась за кору. Но посмотрите-ка! Ниточка стала длиннее. А потом ещё длиннее, и ещё длиннее.

Осторожно! - закричала Маша. - Так весь твой свитер снимется.

Но Саше стало весело. Он пробежал немного, и нитка ещё удлинилась.

Тогда Саша начал бегать вокруг дерева. А нитка тянулась за ним.

Перестань же! - сказала Маша. - Так нельзя.

Но Саше было так смешно! Он всё бегал и бегал кругами, а нитка накручивалась на ствол. А свитер становился всё короче.

Маша тоже засмеялась. Было так забавно! На Саше осталась только половина свитера.

Но тут Саша остановился. Нитка больше не разматывалась.

Я её оторву, - сказала Маша, - и тебе надо скорее к маме.

Она оторвала нитку и освободила Сашу.

Но идти домой ему было страшновато.

Саша! - позвала мама. - Саша, что вы там делаете?

Сашин свитер с него снялся! - крикнула Маша.

А Саша испугался и спрятался за деревом.

Мама очень быстро прибежала к ним.

Она ужасно рассердилась.

Какой же ты безобразник, Саша! - сказала она. - Этот свитер связала бабушка. Она так старалась. И на тебе!

А Саша в половинке свитера очень расстроился.

Я больше не буду! - заплакал он.

Только этого не хватало, - сказала мама.

Анни Шмидт

Саша и Маша - 4

Наш ёжик проснулся, - сказал Саша.

Поглядите, так и есть! Ёжик снова гулял по саду. И пил молоко. А ведь он проспал всю зиму.

Вдруг к нему подбежал котёнок.

Берегись, ёжик! - испугалась Маша. - Кошка тебя съест.

Но ёжик вовсе не испугался. Он не стал никуда убегать, а просто растопырил все свои иголки. Котёнок стукнул его лапой и… Ай! Как больно! И котёнок быстро убежал. А пёсик Таки даже не стал подходить близко. Таки хорошо запомнил, что случилось с ним в прошлом году. Ёжики могут сделать больно.

Как здорово! - сказала Маша. - Уже почти весна. Скоро будем опять сажать цветочки в саду, да, Саша?

Будем, - кивнул Саша. - И ещё пойдём ловить головастиков в ручье.

И играть в школу, - сказал Саша.

Играть в школу? Но ведь в школу можно играть и зимой. Для этого вовсе не надо дожидаться весны.

Точно, - согласился Саша. - Так и есть. Но мне просто очень нравится играть в школу. Давай поиграем?

Давай, - сказала Маша. - Я буду учительницей.

Нет, - сказал Саша. - Я буду учителем.

Только посмотрите на них, они опять поссорились! Маша вопила, а Саша визжал. Но тут пришла мама и сказала:

Сходите-ка лучше на ферму. Там маленькие ягнята!

И Саша с Машей побежали на ферму.

День рождения Стеши

- У Стеши завтра день рождения, - сказал Саша.

Правда? - спросила Маша. - Но тогда мы должны подарить ей подарок.

Да, - сказал Саша.

Но только что за подарки дарят кошкам?

Саша и Маша пошли спросить у мамы.

Мама, - позвал Саша, - что нам подарить Стеше на день рождения?

Рыбку, - ответила мама. - Купите ей рыбку. А я её для Стеши сварю.

Саша и Маша вместе пошли в рыбный магазин. Фу, до чего же там плохо пахло! Там лежали огромные рыбины. И маленькие. И даже в коробке со льдом там были рыбы.

Я не люблю рыбу, - сказал Саша.

Я тоже, - сказала Маша. - Когда у меня будет день рождения, не надо дарить мне рыбку.

И мне тоже не надо, - сказал Саша.

Они купили одну маленькую рыбку.

Продавщица завернула её в бумагу.

Саша осторожно положил рыбу в свою корзинку.

Они вернулись домой и сказали маме:

Мы купили рыбу. Для Стеши. На завтрашний день рождения.

Молодцы! - похвалила мама. - И где она?

В коридоре, - сказал Саша. - Она очень плохо пахнет.

Принесите-ка её сюда, - велела мама.

Саша и Маша пошли за рыбкой.

Но в коридоре они увидели кошку. Она быстро куда-то убегала. С рыбкой во рту!

Ой-ой! - закричал Саша. - Глупая Стеша! Это же был твой подарок!

До чего глупая и жадная кошка, - сказала мама. - Съела свой подарок.

И что нам теперь ей дарить? - спросила Маша.

Ничего, - ответила мама. - Она сама виновата.

Но Саша и Маша всё-таки решили украсить Стешину корзинку. Цветочками. Они решили, что Стеше будет очень обидно остаться в день рождения совсем без подарка.

Как вы думаете, Стеша обрадовалась? Вовсе нет. Она стала грызть цветочки. Она их съела.

Странная кошка, - покачала головой Маша. - Ну кто же ест украшения?

А мама сказала:

Вот вам по куску пирога. Всё-таки у нас день рождения!

Страшный великан

Маше подарили новую книжку. В ней было очень много картинок. И разные сказки.

Маша разрешила Саше посмотреть картинки.

У тебя чистые руки? - спросила она. - Ты не испачкаешь книжку, Саша?

Нет, - сказал Саша. - Не испачкаю.

Они вместе смотрели картинки. А потом пришла Машина мама и прочла им сказку. Очень интересную сказку. А потом ещё одну. И ещё одну. А потом была сказка про великана. Про огромного великана. Он даже был нарисован на картинке.

Ой, - сказала Маша. - Какой страшный великан.

Да, - кивнул Саша. - Ужасно страшный.

В семь часов вечера, когда Саша ложился спать, он уже совсем не помнил про великана. Но вдруг посреди ночи он проснулся. Ему приснился великан! Сон был такой страшный!

Мама! - закричал Саша. - Мама!

Мама быстро прибежала к нему и спросила:

Что случилось?

Великан… - хныкал Саша. - Ко мне в кроватку залез великан.

Глупый малыш, - сказала мама. - Это был сон. Великан ни за что не поместится у тебя в кроватке. Он ведь такой огромный.

А где же он тогда? - испуганно спросил Саша.

Его здесь нет, - успокоила мама. - Великанов не бывает. Они есть только на картинках. Вот, попей водички.

И Саша снова заснул.

На следующее утро он рассказал Маше:

Мне приснился великан.

А мне нет, - сказала она.

Вы - молодцы! Вы читаете замечательную книжку! И очень знаменитую. В стране Голландии нет ни одной мамы, ни одного папы, ни одного мальчика и ни одной девочки, которые бы не знали и не любили смешных и интересных историй про Сашу и Машу . Только в Голландии этих детей зовут Йип и Йанеке... Трудные имена, правда? Поэтому мы решили, что в России их будут звать Саша и Маша. Написала эту книжку Анни М.Г.Шмидт. Самая знаменитая голландская писательница. Она написала очень много разных историй и сказок, и даже получила самую главную премию всех детских писателей в мире - имени Ганса Христиана Андерсена. Книжка про Сашу и Машу вам обязательно понравится.

1, скачать сказки бесплатно и без регистрации и смс сообщений!

Саша гулял по саду, и ему было очень скучно. Но что это там такое? В живой изгороди Саша увидел маленькую дырочку. Интересно, а что там, с той стороны, подумал Саша. Дворец? Или карета? Или рыцарь? Саша сел на землю и заглянул в дырочку. И знаете, что он увидел? Маленький носик. И маленький ротик. И два синеньких глаза. Там была маленькая девочка! Точно такая, как Саша.

И просунул в дырку голову. Потом руку. Потом другую руку. А потом Саша застрял. Маша стала тянуть его за одну руку, потом за другую, но ничего не помогало. Саша застрял очень крепко. Он стал плакать и громко вопить. В один сад выбежал Сашин папа, а в другой сад Машин папа. И вместе они вытащили Сашу.

Таки заплакал. Он так жалобно скулил! «Ой, ай, ай», - скулил Таки.

Что случилось? - спросил Саша.

У тебя болит лапка? - спросила Маша.

Но ведь пёс не мог рассказать, что у него болит. Он стал тянуть Машу за платье на улицу, в сад. Саша помчался за ними. И посмотрите-ка, что это там в траве? Зверь! Да какой странный! Весь в иголках!

Таки стал лаять и скакать вокруг странного зверя. Подойти поближе или схватить его он боялся.

Таки, наверное, уколол себе нос об этого зверя, - сказал Саша. - Смотри, как он похож на подушку с иголками.

Саша и Маша стали звать маму.

У нас в саду подушка с иголками! - кричала Маша.

Таки об неё укололся! - вопил Саша.

Мама пришла и сказала:

Да это же ёжик. Вы его напугали. Саша, принеси-ка блюдечко молока. Если мы будем тихо себя вести, ёжик завтра придёт опять.

А зачем ему иголки? - спросил Саша.

А затем, - объяснила мама, - что так его не укусят собаки. И не поцарапают кошки. И никто его не обидит. Вот для этого у него есть иголки.

А у меня нет иголок, - сказал Саша.

Нет, - кивнула мама. - А представь себе, если бы они у тебя были. Я бы не смогла тебя даже поцеловать… А теперь пусть ёжик бежит себе в сад. Завтра он вернётся.

Так и получилось! На следующий день он вернулся. Он пришёл попить молока из блюдца. И знаете, что лучше всего? Таки теперь совсем не хотел его кусать. Таки был рад, что в сад пришёл ёжик. И правильно, это здорово!

На корабле

У меня есть корабль! - кричала Маша. - Корабль - это кровать!

Тогда ей нужен парус, - сказал Саша.

Маша и Саша играли в спальне. У Маши дома, потому что на улице шёл дождь. А мама сказала:

Ну-ка, отправляйтесь из кухни. Живо!

И вот они забрались на большую кровать. А кровать стала кораблём.

Я придумала, - сказала Маша. - Вот сушилка для белья. Это будет мачта.

А парус? - спросил Саша.

Ну, это совсем просто. Конечно, парусом будет простыня.

Вот это корабль! Совсем как настоящий!

Куда поплывём? - спросила Маша.

В Америку, - сказал Саша.

А Таки можно взять с собой?

Конечно.

А кошку?

И кошку.

А Мишку? А Куклутаню?

Ну, конечно, можно взять всех.

Нам нужна еда, - вспомнила Маша. - В дорогу. Принеси чего-нибудь с кухни.

На кухне Саша взял кусок хлеба, бутылку молока и грушу. Он сложил всё в корзинку и пошёл в спальню.

Эй, - крикнула мама. - Куда это вы собрались?

Но Саша так торопился, что даже не ответил.

Теперь корабль был готов. И они отправились в плавание. В открытое море. Но тут начался такой шторм! Поднялись огромные волны! И Таки чуть не выпал за борт! А потом вдруг, ой, бутылка с молоком перевернулась!

Что это вы делаете? - мама как раз зашла в комнату. - Ай-ай-ай, какие глупые дети! Всё на кровати! И молоко!

Был сильный шторм, - сказал Саша.

Мы почти доплыли до Америки, - объяснила Маша.

Но мама не захотела ничего слушать. Она прогнала всех зверей с кровати и унесла мачту. И парус. И отправила Сашу и Машу в другую комнату.

Правда, обидно?

Мыльные пузыри

Смотри, - сказала Маша. - Вот как нужно. Я буду тебя учить пускать мыльные пузыри.

Она взяла соломинку и опустила её в мыльную воду. А потом стала дуть.

Пузырь получился очень красивый. Маша перестала дуть и спросила:

Правда, здорово?

Ужасно красиво, - сказал Саша.

Тут пузырь оторвался и полетел. Прямо в небо. Он медленно поднимался вверх и сиял на солнышке. Он был лиловый и розовый.

Теперь и Саша захотел попробовать. Оказалось совсем несложно, и он тоже надул большой пузырь. Но Саше хотелось, чтобы он стал ещё больше, и ещё больше. Но тут - чпок - пузырь лопнул.

Ой, - сказал Саша. - Как жалко.

Ты его слишком сильно надул, - сказала Маша. - Поэтому он и лопнул.

Теперь Саша стал дуть очень осторожно, и пузыри перестали лопаться. Саша надувал их один за другим. И Маша тоже.

А один пузырь прилетел прямо Саше на голову. Как здорово! Но тут - чпок - он тоже лопнул.

Потом к ним пришёл Таки.

Не трогай, Таки, - сказала Маша. Но Таки очень удивился и стал злиться на пузыри. И хватать их зубами, и громко лаять. Все пузыри лопались!

Перестань, Таки! - крикнул Саша. Но Таки понравилась эта игра. Как только появлялся пузырь, Таки делал: хап!

Глупая собака! - рассердился Саша. И выплеснул прямо на Таки мыльную воду.

Таки заскулил, а Саша сказал:

Видишь, что бывает с глупыми собаками.

Таки поджал хвост и убежал. А Саша и Маша стали пускать новые пузыри.

Пожарная команда

У-у-а-а-у-у-а-а! - неслось с улицы.

У-у-а-а-а-у-а… Динь-дилинь-динь- динь!

Что там такое? - крикнул Саша и побежал к окошку.

Маша быстро побежала за ним.

Пожарные, - сказал Саша. - Смотри, вон пожарная машина.

Мимо проезжала большая красная машина. На ней сидели пожарные. В касках. И у них была длинная лестница. И шланг.

У-у-а-у-у-а! Динь-дилинь-дилинь! Пожарная машина свернула за угол.

И уехала.

Жалко, да? - сказала Маша. - Правда, жалко, что они так быстро уехали?

Да, - вздохнул Саша. - Такая красивая машина… А давай играть в пожарных?

Давай, - сказала Маша.

Пожарным нужна машина. Это будет

длинный обеденный стол.

А каски? Саша притащил с кухни две кастрюльки.

Они надели кастрюльки на головы, а вместо пожарного шланга взяли шланг от пылесоса.

Вот это игра! Саша изо всех сил вопил:

У-у-а-а-у-у-а-а!

А Маша кричала:

Динь-дилинь-дилинь!

Они поехали на пожар.

Смотри! - сказал Саша. - Там загорелся дом! Мы должны его потушить. Хорошо, что мы вовремя выехали. П-ш- ш-ш-ш…. - Саша стал махать шлангом.

У нас же нет лестницы! - закричала Маша. - Подожди, не туши, надо найти лестницу.

Она сбегала и принесла с кухни лесенку. Маша была настоящей храброй

пожарной, вскарабкалась на лестницу и залезла в горящий дом. И спасла Мишку.

Бедный Мишка. Он был в горящем доме!

Но вот пожар потушен.

И пожарная машина поехала домой.

Может, будем тушить настоящей водой? - предложил Саша.

Но тут как раз вошла мама. Ей очень понравилась красивая пожарная машина, но она сказала, что и без воды всё по-настоящему. А водой тушить нельзя. Но можно играть, как будто вода настоящая!

Короткие смешные истории

Главные герои историй Анни Шмидт по ходу первой книжки празднуют свой пятилетний день рождения.
В самом начале, в «день их первой встречи друг с другом», Саше и Маше по четыре года, и с ними все время что-то происходит. Каждая из историй, если читать ее вслух, займет не больше пяти минут и посвящена какому-нибудь событию. Но что это за события? Вот Саша и Маша играют в доктора; вот Сашу и Машу посылают отнести дедушке корзинку с яблоками; вот они идут смотреть на двоюродную новорожденную сестренку Маши; вот они оба шлепают по луже в сапогах... Ничего волшебного. Ничего из ряда вон выходящего, что потрясало бы воображение.

Да, внутри каждой истории «хорошее поведение» героев вдруг дает какой-нибудь маленький «сбой»: начали играть в доктора - не смогли договориться, как доктор должен себя вести; по дороге к дедушке от каждого яблока откусили по кусочку - чтобы выяснить, какое самое вкусное; стали в жару обливать друг друга из шланга - и облили кошку.

Но это даже не «проделки», как, к примеру, в книге Астрид Линдгрен про Эмиля из Леннеберги, где случаются происшествия на грани возможного. Драматизм историй про Сашу и Машу носит абсолютно бытовой характер. Такая своеобразная энциклопедия поведенческих ситуаций, соотносимых с опытом практически любого маленького ребенка. Поэтому ребенок, слушая эти истории, получает уникальную возможность наблюдать за самим собой.

А ведь дети часто просят взрослых: «Расскажи, как я родился», «А как я упал в лужу?
Расскажи!», «Расскажи, как я был маленьким», и готовы слушать эти рассказы по многу раз. С помощью подобных рассказов у маленького ребенка (лет с трех-четырех) формируется представление о «личной истории», о том, что его жизнь имеет протяженность, что в ней существует «прошлое», о котором известно другим. Это фундамент развития представлений о времени и об истории вообще.
Вот вам и смешные коротенькие ситуации.

Что «увидит» ребенок в рассказах?

На первый взгляд, автор показывает нам лишь то, что можно увидеть глазами, за чем можно наблюдать, - действия героев.
Это точный психологический ход, учитывающий особенности детского восприятия. Чем младше ребенок, тем больше места в его жизни занимает физическое движение. Он и думает в движении - «руками», «ногами», «ртом и зубами». (Поэтому Ж. Пиаже, знаменитый швейцарский психолог начала ХХ века, называл интеллект детей раннего возраста «психомоторным».)

И наблюдать детям нравится за тем, что движется. Когда ребенок слушает книжку, действует тот же закон: действия персонажей, их смена помогает удерживать внимание. Рассказы Анни Шмидт обладают невероятной динамикой:
мама Маши дает детям шляпу, чтобы играть;
сначала они надевают ее на голову;
потом делают из нее корабль и пускают плавать в корыто с водой;
затем пытаются сделать моряка из кошки, кошка убегает;
сажают в шляпу куклу;
устраивают шторм;
корабль тонет (вместе с куклой);
кукла падает в воду;
куклу вытаскивают из воды;
куклу переодевают в сухие одежки…
И все это - в рассказе на полстранички!

При этом в тексте нет привычного для нас литературного описания «внутренних переживаний» героев, пересказа их мыслей. Анни Шмидт не сообщает нам, о чем думают Саша или Маша, и что думают взрослые про Машу и Сашу в тот или иной острый момент. Ведь мысли невозможно увидеть глазами.
Тем не менее автор ненавязчиво дает понять читателю (слушателю), что есть такие жизненные пласты, которые глазами не увидишь, но можно по каким-то признакам догадаться об их существовании. Главный помощник здесь - собственный опыт чувств, которые нужно научиться узнавать и в других. А еще бывают, например, не слишком заметные движения лица (мимические движения), на которые важно обращать внимание: «“Теперь мне придется стирать шарфы”, - рассердилась мама. Но Саша заметил, что она тайком улыбнулась». Такой ненавязчивый урок «эмоциональной зоркости».

Другой урок связан с оценкой собственного поведения. У ребенка, не достигшего пяти лет, способность оценивать самого себя еще недостаточно развита. Поэтому автор не просто предоставляет ему возможность «опознать» ситуацию, но и дает этой ситуации очень понятную оценку. Вот герои катают «куклутаню» в шляпе-корабле, играют в кораблекрушение и думают, что кукле так же хорошо от этого, как и им самим. Но в следующем абзаце автор замечает: «На самом деле, ей вовсе не понравилось». Важнейшая вещь - предположить, что есть другая точка зрения на происходящее.

Есть и более «сильные» оценки, к примеру, в рассказе, где Саша облил кошку из шланга: «Кошка, конечно, высохла. Но она три дня злилась на Сашу. И шипела на него. И Саша это заслужил. Так ему и надо». Однозначная оценка - это хорошо, а это плохо; так можно делать, а так делать неправильно, - воспринимается маленькими детьми совершенно адекватно. Более того, они очень нуждаются именно в таких оценках происходящего. (Лишний довод в пользу этого утверждения - нетленность классического «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского.)

Дошколята вообще оценивают мир с помощью «дуальных оппозиций»: черное и белое, хорошее и плохое, доброе и злое. И это понятно: ребенку нужны точные координаты существования в мире, ощущение его предсказуемости, иначе у него будет развиваться тревожность.

К слову, наличие таких четких «дуальных оппозиций» в тексте может служить показателем правильного выбора книжки в соответствии с возрастом ребенка. Относительность добра и зла, диалектика хорошего и плохого - это для детей постарше, после пяти, а то и после шести лет.

Мир вокруг Саши и Маши

Однако, несмотря на четкость и однозначность авторской позиции, истории про Сашу и Машу вовсе не выглядят жестко моралистичными. Это совсем иная тональность, чем в знаменитой басне про стрекозу и муравья. Что бы ни происходило с маленькими героями Анни Шмидт, мы постоянно чувствуем: симпатия к ним первична по отношению к оценке «сбоев», которые то и дело происходят (и не могут не происходить) в их поведении.

В историях про Сашу и Машу есть и взрослые, в частности мамы и папы (оба!). Эти мамы и папы - редкий случай в современной художественной литературе - вовсе не какие-то чудаки-маргиналы. Не какие-то артистичные невротики, туповатые фермеры или горькие пьяницы. Собственно, ничего лишнего нам про них не сообщается (даже их место работы) - только то, что они мамы и папы. И эти мамы и папы ведут себя по отношению к детям совершенно адекватно и с абсолютным приятием. Так же, как и автор.

Да, Саша и Маша частенько «кричат и визжат». Даже дерутся, и Саша может стукнуть Машу ложкой по лбу. Наверное, мамам и папам это не очень нравится. Они волнуются, когда Маша и Саша без предупреждения «исчезают», и сердятся, если Саша и Маша вырезают картинки из их книг или без спросу красят себе ногти маминым лаком. Но, что характерно, взрослые появляются в историях не только чтобы сказать «Ай, как нехорошо!», но - по большей части - для того чтобы предложить какой-нибудь разумный выход из ситуации. И это быстро вводит жизнь в нормальное русло и позволяет истории закончиться словами «И все опять стало хорошо!» или «А потом все пошли есть торт».

Вообще, маленькие Саша и Маша живут в абсолютно нормальном мире.
Это Голландия начала 1960-х годов, когда острое переживание ужасов минувшей мировой войны уже отодвинулось в прошлое, а содрогнуться от атак разнообразных террористов Запад еще не успел. И общество еще не стало «обществом потребления», что мы считываем по некоторым «устаревшим деталям». Например, у Маши всего одна кукла - куклатаня. У Маши нет резиновых сапожек, и когда она захотела походить под дождем по лужам, папа дал ей «поносить» свои сапоги. А уж «тетя Мила на машине» - это в восприятии Саши и Маши почти чудо. Но все эти детали не существенны для жизни, которой, прежде всего, присуще чувство безопасности.

На фоне этой безопасности Саша и Маша очень самостоятельны и инициативны: ходят без взрослых в магазин (в свои четыре-пять лет), гуляют одни, придумывают себе занятия.

Так получается, что сегодня этот безопасный мир - уже не реальность, а скорее метафора. Но через нее ребенку транслируется очень важная весть: у него в этом мире есть свое определенное место. И жить здесь, несмотря на маленькие сбои, очень даже хорошо. Хорошо и интересно.

Как нарисованы Саша и Маша

На обложках всех четырех книжек про Сашу и Машу - «фирменные» картинки, изображающие главных героев (в оригинале - Йипа и Йанеке). По ним читатели мгновенно узнают свои любимые книжки. Нарисовала иллюстрации к историям Анни Шмидт известная голландская художница Фип Вестендорп. Ее иллюстрации сопровождают текст с момента выхода в свет первой книжки в 1964 году.

Йип и Йанеке будто специально нарисованы так, чтобы опровергнуть расхожее представление: детям интересны лишь цветные картинки.
Все рисунки в книге черно-белые. Только на обложках имеются отдельные цветные детали. Тонко прорисованные контуры главных героев - а точнее их головы, руки и ноги там, где они не закрыты одеждой, - плотно «залиты» черным. Эта непроницаемо-черная «заливка» словно сигналит нам: заглянуть «внутрь» персонажей невозможно. И что там у них с внутренним миром, как он там становится-развивается, пока загадка. Мы можем наблюдать лишь то, что явлено. Мы можем наблюдать поведение. Вот они - крепенькие, упругие, плотно сбитые, как два колобка. Что характерно - без шеек. Шея, особенно, длинная, придает голове слишком большую автономную подвижность. Из-за этого единая телесная реакция расслаивается и тормозится. А Йип и Йанеке, если на что и реагируют, то целостно, всем своим тельцем. То есть реагируют понятным однонаправленным движением, как и положено маленьким, неиздерганным детям.
Динамичность их усиливается еще и за счет малюсеньких остроугольных ступней, создающих странное ощущение воздушности фигурок - будто они передвигаются, едва касаясь земли. Но при этом очень уверенно и целеустремленно.

И еще носы. Носы на рисунках Фип Вестендорп играют важную роль в создании характеров. Носы - точнее носики - у Саши и Маши совершенно одинаковые и остренькие. Такие любопытные носики-антенны, как бы настроенные на восприятие окружающего мира.
В общем, эти черненькие «силуэтные» детки - очень точная графическая метафора образов, созданных Анни Шмидт.

Марина Аромштам

________________________________

Послушать рассказы Анни Шмидт , и из книги рассказов для детей «Саша и Маша 1»