Как объяснить ребенку выражение сметка превыше богатства. Мастер - класс "золотые россыпи"

Программой по чтению для начальной школы предусмотрено, что дети в 4 классе знакомятся с творчеством Льва Толстого, размышляют над человеческими поступками героев басни «Два товарища» и ищут ответ на вопрос о том, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Произведения эти невелики по объёму, но глубоки по содержанию, они учат детей размышлять о том, как нужно правильно поступать.

Мораль сей басни такова

Для чего изучаются басни? Что это такое? Толковый словарь С.И. Ожегова определяет басню как «краткий иносказательный нравоучительный рассказ». Знакомясь с этим жанром, дети учатся понимать его особенности, главной из которых является наличие морали. Что это такое и что понимается под этим словом?

Басня не только высмеивает недостатки и пороки, но и заставляет сделать какой-то поучительный вывод о том, как следует (или не следует) поступать. Рассказ о каких-то правилах поведения или общения, авторские наставления составляют мораль. Например, дети 4 класса в поисках морали должны ответить на вопрос о том, в чем суть басни Л. Толстого «Как мужик камень убрал» или «Два товарища».

Особенности басенного жанра

Басню можно узнать не только по наличию морали, у неё есть и другие отличительные черты. Это всегда короткий сюжет, который представляет собой занимательную интересную историю. Автору удаётся в лёгкой краткой форме изложить глубокое поучительное повествование. Например, сами события и главная мысль басни Толстого «Как мужик убрал камень» выражены всего в восьми предложениях. Небольшой объём делает произведение доступным для детей, они читают, анализируют и пересказывают его. Толстой использует жанровую форму басни для выражения своих мыслей, мораль выражена не конкретными поучениями, а иносказательно. Вывод должен сделать читатель сам для себя.

В баснях мало описаний и много диалогов. Именно таким образом достигается «жизненность» излагаемой ситуации. Главная мысль басни «Как мужик убрал камень» кроется в трёх высказываниях разных людей по одному и тому же вопросу. Каждый из героев дал тот ответ, который считал нужным, а вывод подсказан читателю автором в последнем предложении.

В басне обычно несколько героев, каждый из которых несёт в себе какую-то смысловую нагрузку. В одной из изучаемых четвероклассниками басен это два товарища, в другой - два учёных инженера и один простой мужик. Поведением или высказыванием одного из героев обычно выражается главная мысль. Басни Толстого «Как мужик убрал камень» и «Два товарища» - яркий тому пример.

Основная идея одной из басен высказана брошенным в беде товарищем в адрес своего «друга», который в трудный момент предпочёл спастись бегством, оставив напарника в опасности. Главная мысль басни «Как мужик камень убрал» высказана автором, но носителем оригинальной идеи по избавлению от камня является простой мужик, который, кстати, эту идею воплощает, за что и получает заслуженную награду.

Отличие басен Крылова и Толстого

В своих произведениях Иван Андреевич Крылов чаще делает героями животных, рыб, птиц, высмеивая через их поведение человеческие пороки. Конечно, есть в его баснях и человеческие персонажи. Лев Толстой излагает свои поучения устами людей, его басни похожи на маленькие рассказы, взятые из жизни случаи.

Для своих басен Иван Андреевич Крылов выбирал стихотворную форму, у Льва Толстого главная мысль басни «Как мужик убрал камень» и басни «Два товарища» выражена в прозе. Басни Крылова представляют нашему вниманию комичные ситуации, юмористические персонажи попадают в из-за своих недостатков.

Лев Толстой, не отходя от естественного тона рассказчика житейской ситуации, создаёт для читателей жуткую картину оставленного на съедение медведю товарища или городскую улицу, посреди которой лежит камень, убрать который может только смекалистый мужик.

Нужны ли сегодня басни?

Басни написаны Львом Толстым давно, много лет назад. Нужны ли они сегодня современным людям, которые пользуются кранами, навигаторами, компьютерами и мобильными телефонами? Учит ли чему-то их главная мысль? Басни «Как мужик убрал камень» и «Два товарища» заставляют думать и проявлять смекалку, быть добрым и ценить дружбу, не бросать товарища в беде. И в нашем веке немало человеческих пороков, поэтому поучительные истории - басни - как никогда актуальны, они нужны человеку для саморазвития, чтобы становиться лучше, избавляться от плохих качеств. Басня - это возможность увидеть себя со стороны и поработать над своими недостатками.

Всё гениальное - просто

Басни Толстого похожи на народные сказки, они близки к народной мудрости, выраженной в кратких высказываниях, пословицах. Можно подобрать в русском фольклоре изречения, поясняющие, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Например, «Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка».

Лев Толстой с помощью небольшой истории доносит до читателя мысль, что в любом деле нужно проявлять смекалку, тогда самая трудная задача станет легкоисполнимой.

Читая басню Льва Николаевича Толстого "Как мужик камень убрал", человек понимает, что в любом деле нужно рассмотреть несколько вариантов решения. Эти способы могут быть дорогостоящими и небезопасными. Например, один из инженеров предлагал рациональный взорвать камень, а ведь при этом могли пострадать городские здания.

Простой мужик оказался умнее учёных инженеров, предложив простой способ - выкопать на площади яму. Противопоставив народную смекалку и житейский опыт рационально-научным методам, Толстой показывает, что иногда не стоит слишком усложнять задачу и стоит обратить внимание на поиски кратчайшего и простого пути разрешения проблемы.

Разделы: Начальная школа

Урок русской литературы во 2-м классе

1. Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.

2. Прививать интерес к чтению.

3. Работать над выразительностью чтения.

4. Развивать речь, пополнять словарный запас.

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Работа над навыком чтения:

  • самостоятельное чтение;
  • чтение скороговоркой;
  • выразительное чтение соседу.

1. - Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество)

Назовите жанры устного народного творчества (народные песни, потешки, загадки,

пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)

Приведите примеры.

Инсценировка (участвуют 2 ученика)

- Бабушка, расскажи мне сказку.

А какую хочешь сказку, внучок?

Бабушка, а разве сказки бывают разные?

А как бы вы ответили на этот вопрос? (На доске – схема-опора)

Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают?

“Сказка - ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!” (На доске)

Чему может научить сказка?

(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)

2. Проверим, как вы знаете сказки.

  1. Как называется аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты?
  2. Кто хвостом рыбу ловил?
  3. Кто говорил такие слова: “Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, в дальние просторы”?
  4. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
  5. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.

(Ответы учеников учитель пишет на доске)

Здесь спряталось ещё одно слово. Найдите его.

Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)

3. Первичное чтение.

Назовите главных героев сказки?

4. Самостоятельное чтение.

Отметьте при чтении непонятные слова.

ПОБЫВКА – короткий отпуск

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат

ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела

ПРИМЕТИЛ – обратил внимание

ДИВИТСЯ – удивляется

Почему в сказке так много устаревших слов?

Давайте подберём слова, которые характеризуют героев.

В чём проявились эти черты. Докажите (Выборочное чтение)

Кто вам больше понравился? Почему?

Какая это сказка? Ответ обосновать .

Учащимся предлагается сделать вывод о том, что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.

(!) В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.

Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?

Какую пословицу можно подобрать к сказке?

1. Догадка не хуже разума.

2. Смётка дороже богатства.

3. Глупый киснет, а умный всё промыслит.

(Работа над содержанием пословицы)

Обобщение:

Какие бывают сказки?

Назовите особенности бытовой сказки.

Домашнее задание: (по выбору)

  • выразительное чтение;
  • пересказ;
  • попробовать сочинить бытовую сказку.
Задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую теперь называют устным народным творчеством.

Горели рукописи, в пепелища превращались библиотеки с поэтическими шедеврами, только память народную не смогли уничтожить никакие лихолетья истории. Она сохранила, донесла до нас « Золотые россыпи».

    Сказка сопровождает человека всю жизнь: в раннем детстве нам рассказывали их родители; став постарше, мы с удовольствием читаем их сами, а затем будем рассказывать своим детям и внукам.

    Сказки бывают разные, есть сказки, в которых действуют такие герои как Василиса Премудрая, Баба Яга – это волшебные сказки.

Сказки похожие на басни – сказки о животных.

Сказки, где речь идёт о быте дореволюционной России – бытовые сказки.

Бытовая сказка, как показывает её содержание и её герои – самая молодая. А вот волшебная сказка зародилась так давно, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

* Вы, конечно, хорошо знаете сказки, и я, думаю, вы меня поддержите. Я буду читать начало сказки, а вы её продолжайте.

1.По щучьему веленью

*По моему прошенью.

2. Сивка – Бурка, вещий каурка

* Стань передо мной, как лист перед травой.

3. Несёт меня лиса, в далёкие леса

* За быстрые реки,

За высокие горы.

4. Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитися

* Ваша мать пришла, молочка принесла.

5. Кто, кто в теремочке живёт?

* Кто, кто в невысоком живёт?

5. Поди туда, не зная куда

Принеси то, не зная что.

6. Скоро сказка сказывается

Да не скоро дело делается.

    Не только интерес, не только развлечения есть в сказках. « Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - писал великий поэт. Действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, чаще всего это дружеский совет. Выберите из предложенных пословиц, ту пословицу, в которой отражён смысл сказки.

1.Сказка «Каша из топора»

*Смётка дороже богатства.

2.Сказка « Лиса и Журавль».

* За добро и добром платят.

3. Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо.

* Своя земля и в горсти мила.

4. Сказка « Царевна – лягушка»

* Не дорого начало, а похвален конец.

    Русская народная сказка – глубочайший источник воспитания душевных качеств человека. Чтобы ответить на вопрос: «Чему учат сказки?» мы вырастим древо Мудрости. А дерево, как известно, красно своими плодами. Какие плоды созреют на этом дереве? Ответим на этот вопрос вместе.

Я буду называть сказку, а вы вспоминаете те лучшие душевные качества человека, которые в ней отражены.

    «Марья – краса – долгая коса»

**Храбрость, смелость, любовь.

    « Петушок – золотой гребешок»

**Верность, дружба.

    «Василиса Премудрая»

**Смекалка.

    «Гуси – лебеди»

**Послушание и терпение.

    «Морозко»

**Доброта и трудолюбие.

Действительно, это невероятная страна фантазий и чудес, учит человека быть добрым и отзывчивым, честным и порядочным.

    Давно забыты первоосновы сказки – жизнь и представления древнего человека. Сейчас всё другое! Другая жизнь идёт по Земле, а сказка живёт!

Назовите современные предметы, которые пришли к нам из сказки.

Гусли – самогуды - * магнитофон.

Молодильные яблочки - * крем для лица.

Печка Емели - * автомобиль.

Бурёнушка Крошечки Хаврошечки - * стиральная машина и утюг.

Перо Жар – птицы - * электричество.

Чудо – зеркальце – * спутниковая связь и телевидение.

Клубок с нитками - * компас.

Ковёр – самолёт - * авиалайнер.

*В современной жизни сохранился принцип: чтобы что – то получить, что – то заслужить, надо хорошо потрудиться, пройти испытания. По этой схеме строится и учёба, и спорт, и карьера взрослых. На этом стоит и православие.

*Перед нами каждый день, как в сказке, стоит выбор: какими нам быть? Побеждая в себе лень, трусость, эгоизм, нетерпение мы совершаем большое чудо – становимся лучше и добрее, обретая смысл всей нашей жизни.

    Спасибо за внимание!

Мы нередко забываем о том, что в жизни существует нечто, что гораздо важнее денег. Вот 15 вещей, которые нужно запомнить:

1. Опыт взаимоотношений

Поцелуйте кого-нибудь, напишите кому-нибудь письмо, в котором расскажите о своих чувствах. Не пожалейте времени в выходной день и приготовьте интересное, вкусное блюдо. Устройте вечер при свечах любимому человеку.

2. Обучение мудрости

Если вы полагаете, что знаете ответ, то вы совершенно не мудры. Учитесь быть мудрым. Мудрость приходит из знания того, как мало вы действительно знаете.

3. Брак

Ваша жизнь сильно изменится, когда вы глубоко и без остатка примите в неё другого человека. Стремление стать лучшим будет происходить при раскрытии каждой вашей частички непосредственно другому близкому человеку.

4. Дружеские отношения

Регулярные дружеские отношения и приятельская атмосфера – прекрасное доказательство жизни. Дружба не имеет никакого отношения к вещам, которыми вы владеете, или поступкам, которые вы можете совершить – сами вещи и поступки вращаются вокруг людей и их взаимоотношений.

5. Здоровое тело

6. Психологическое здоровье

Физическое здоровье не может быть совершенным без психологического. Выражение ваших чувств должно происходить здравым способом. Беспокоящие вас проблемы нужно решать, а не избегать их.

7. Страсть

Какие поступки заставляют вас переживать волнения и наполненность? Блюдо вашей жизни будет убогим и пресным, если не приправить его специями, додающими остроту и вкус.

8. Общение

Поистине бесценен талант выражения своих мыслей и эмоций впечатлительной аудитории. Это позволяет делиться оттенками духовного мира с другими. Это то, чего не достигнуть всеми материальными благами на этой земле.

9. Упор на собственные силы

Деньги прибывают и убывают. А умение выживать, или даже преуспевать без денег, обозначает, что они становятся менее значимыми.

10. Безопасность

Направляйте все свои старания на создание безопасного места, где можно быть защищенным от провалов. Формируя основы своей безопасности в настоящее время, в будущем вы сможете получить настоящую плодотворную отдачу.

11. Поддержка других

Свойственное большинству людей оказание поддержки другим людям, приносит ощущение счастья и удовлетворенности, а это то, что не может быть заменено никаким видом материальных богатств.

12. Саморазвитие личности

Имеются бесчисленные возможности для совершенствования каждого отдельного человека как личности – его поступки, вера, и т.п. Совершенствуя свою личность сегодня, вы улучшаете свое будущее.

13. Признательность

Есть выражение: «Счастье – это когда ты чаще благодаришь Бога, чем просишь». Если вы станете чаще благодарить жизнь за то, что у вас есть - удовлетворение жизнью скоро возрастет.

14. Увлечения

Многие люди, попав в жизненную рутину, не ведают, что истинное счастье не зависит от состояния капитала или количества приобретаемых вещей. Отойдите от этого. Познайте новое, найдите то, что будет приносить вам искреннее наслаждение. Зачастую, это скрывается в самых элементарных вещах – играх, длительных прогулках, общении, любимом занятии.

15. Духовность

Духовность, по большому счёту, есть цель нашей жизни. Постигая себя посредством чтения, анализа, раздумий, молитв, вы можете приобрести неимоверную безмятежность, согласие, отраду, которые порой очень трудно отыскать в других местах, и невозможно найти с деньгами.