Как сделать восковой рисунок. Мастер-класс

(Граттаж)

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наиболее близкие и естественные для дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная деятельность. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании.

Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем.

Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, печать от руки, рисование «тычками», рисование печатками, тампонирование, монотипия, пластилиновая живопись, граттаж, батик).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям: чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания изображения.

Очень нравиться детям рисовать в технике «граттаж».

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Обычно использую плотную бумагу, закрашиваю гуашью. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, острым предметом - пластиковой вилкой, зубочисткой - процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.

Виды техник граттажа с использованием разных инструментов (стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем)

Замечательная нестандартная техника рисования – граттаж – интересна всем детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что малышам готовлю исходный материал, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего в три шага.

Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.

Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:

1 этап: грунтовка листа воском (так-как эта работа сложная, грунтовку проводит воспитатель. Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком,тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной).

2 этап: Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Грунтовка закончена.

3 этап: Острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Работа в технике «Граттаж» требует больших усилий, поэтому, регулярно перед рисованием провожу пальчиковую гимнастику, которая развивает мелкую мускулатуру пальцев рук.

Этапы работы с детьми.

1 этап: Знакомство.

Знакомлю детей с техникой «граттаж», рассказываю, что это такое, показываю работы, выполненные в данной технике и в технике «граффити».

Техника «граттаж» обладает мощными графическими характеристиками. Обращаю внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике
(линия, штрих, пятно, контраст).

2 этап: Подготовительный.

Для развития точности и уверенности движения руки, дети выполняют штриховку(параллельные линии в определенном направлении, прямые линии, косые линии, зигзаги, волнистые линии). Этому способствуют игры.

Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

Задания по образцу.

Предлагаю выполнить простым карандашом несколько простых упражнений на обычном листе бумаги в технике граффити, дети копируют за взрослым изображения. Такие игры и упражнения облегчают в дальнейшем усвоение программного материала.

Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр и игровых упражнений облегчает преодоление трудностей в усвоении программного материала.

Цель: развитие внимания, двигательной координации.

Ход игры: воспитатель демонстрирует карточки-схемы с изображением видов движений. Дети повторяют его.

Знакомство с пиктограммами, зарисовка

Основной этап

Острой палочкой процарапывается рисунок. Сначала дети рисуют предметы, а в дальнейшем передают сюжеты. Объясняю детям, что любую линию лучше вести до конца одним движением, тогда она будет выразительной и чёткой.

Что можно изобразить?

Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, сельский, а так же ночной город, салют, рассвет и закат. Необычно выглядят работы на темы космоса, подводного царства, фантастические сюжеты.

Конечно же, напоминаю о технике безопасности. Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих.

Для удаления стружки туши при работе нужно использовать сухую тряпочку. Удобнее работать за мольбертами, тогда тушь, снимаемая палочкой с листа, будет падать вниз на подставку мольберта, не мешая создавать изображение.

В процессе своей работы я использую следующие методы и приемы:

методы обучения:

  • информационный;
  • исследовательский;
  • практический;

информационный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

  • беседу;
  • рассказ, искусствоведческий рассказ;
  • использование образцов педагога;
  • художественное слово.

Практический метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.Творческие способности будут развиваться, если учитывать следующие условия:

1. Создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми в дошкольном учреждении и дома, в процессе систематических наблюдений, восприятия произведений изобразительного искусства.

2. Развитие атмосферы творчества (создание состояния «разбуженности» чувств, воображения.)

3. Побуждение детей к художественному творчеству постановкой интересных, разнообразных творческих заданий.

4. Мотивация задания.

5. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

6. Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно-продуктивной деятельности.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

Приложение

Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Предлагаю конспект НОД в технике «Граттаж» в подготовительной группе.

Тема: «Космический пейзаж»

Цель : инициирование поиска изобразительно – выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов посредством использования нетрадиционного способа рисования - граттаж.

Задачи:

Побуждать детей передавать в рисунке картинку космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассмотрении репродукции, чтении литературы о космосе.

Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент (острую палочку), как того требует техника «гратажа».

Расширить представление детей о космосе;

Развивать внимание, восприятие, воображение, мышление;

Интеграция образовательных областей:

Познание;

Чтение художественной литературы;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Словарная работа:

Активизация слов: космос, ракета, космонавт, гермошлем, полет, звезды, планеты, спутники, земляне, невесомость, космический корабль, иллюминатор.

Подготовка к НОД:

  • Оформление музыкального зала в соответствии с темой занятия:

Музыкальное сопровождение;

Магнитная доска, элементы ракеты, выполненные из картона;

Модуль космического пространства;

Игрушечный телескоп, глобус, игрушечная рация;

  • Подборка и выставка литературы
  • Иллюстрации о космосе, проведение познавательных занятий
  • Беседа по космической тематике
  • Слушание музыки космической тематики с музыкальным руководителем
  • Материал для детей:

Альбомные листы с готовой основой под граттаж,

Деревянные палочки для выполнения рисунка.

Ход НОД:

1. Организационная часть

Педагог: - Ребята отгадайте, куда мы сейчас отправимся? Загадка:

Он черен как ночь

И звезд в нем не счесть

Планет и созвездий

В нем множество есть

Что же это за место,

Возникает вопрос

И каждый ответит

Ведь это же............................(космос)

Правильно дети, мы сейчас полетим в космос. А как вы представляете космос? (рассказы ребят - очень много звезд, разные планеты, метеоры, кометы, солнце, луна и тд,).

Педагог: Вот сейчас мы и узнаем, так ли это в космосе

Игра: «Космическое путешествие»

Педагог: Ребята, я буду вашим главным командиром. Стульчики будут ракетами.

Космонавты наденьте скафандры. Займите места в ракете. Внимание, до старта осталось 5 секунд. Начинаем отсчет времени. Пять, четыре, три, два, один.... Старт! Дети имитируют звук двигателей (у..у.. .у..). Внимание! Экипаж, идем на посадку.

Педагог: Мы уже находимся в космосе. Вы испытываете перегрузки? Задание командира.

Откиньтесь назад, прижмитесь к спинке стула, напрягите мышцы рук и ног, изобразите человека в невесомости.(дети изображают) Внимание!!!

Посмотрите внимательно в иллюминаторы корабля, что вы интересного там видите?

Ответ детей: Нашу планету, звезды, луну, спутники, комету и др.

Внимание!!!

Ракета идет на посадку. Пристегните ремни. Поздравляю вас! Вот мы и в космосе. Будьте внимательны, вам предстоит рассказывать жителям планеты земля все, что уведете, (дети встают со стульчиков, широко расставляя ноги, ходят по группе, внимательно смотрят по сторонам).

Педагог: А теперь пора прощаться И на Землю возвращаться Командиры по местам! Старт, давайте кораблям. Внимание!!! Начинается обратный отсчет времени: Пять, четыре, три, два, один.... Старт! (Дети имитируют звук двигателей -у.. .у.. .у.. .у.. .у)

Педагог: Вот вернулись из полета.

Наши храбрые пилоты.

Понравилось вам путешествовать?

Вы увидели много интересного, вам будет о чем рассказать землянам, а еще лучше будет, если вы не только расскажите, но и нарисуете космический пейзаж. Рисовать мы будем необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками. - Ребята, кто знает, как называется этот способ рисования? (граттаж, или по-другому царапины)

2. Практическая часть:

Ребята, прежде чем вы приступите к рисованию продумайте содержание и композицию своего рисунка. Подумайте, что вы будете рисовать крупно, а что мелко. А для того, чтобы некоторые объекты (ракета, планеты, солнце и др) казались более объемными, нужно процарапать полностью всю поверхность. Дети берут листы бумаги, полочки, располагаются в удобной для каждого ребенка позе на полу, за столом (самостоятельная работа детей). Звучат музыкальные композиции группы «Земляне».

3. Итог занятия

Выставка рисунков.

Педагог: О чем вы хотели рассказать в своих рисунках? Чтение ребенком стихотворения В.Татаринова «Космонавт»

Я ракету выстрою, в дальний путь уйду.

Самую лучшую выберу звезду

И в пути, конечно, я вспомню милый дом

И пятиконечные звезды над Кремлем.

Где планеты кружатся, мой корабль пройдет.

Там со мной подружится солнечный народ.

И мальчишки местные встретятся со мной,

Я спою им песенку о Земле родной!

Используемый материал:

1. http://festival.1september.ru/articles/533240/
2. http://hmhome.ru/2011/09/27/grattazh-kristiny-penesi/
3. http://katjushina.rusedu.net/post/1758/18119
4. http://www.liveinternet.ru
5. http://www.kengyru.ru/child_i_article/child_i_literature/imagination.htm
6. http://www.openclass.ru/node/184846

Галина Богачёва

Замечательная, необычная техника "Граттаж " будет интересна детям любого возраста. Разница состоит в том, что для детей младшего возраста основу для рисования выполняет взрослый, а дети старшего возраста - самостоятельно. Техника в выполнении проста, состоит из трёх этапов. Все этапы подготовки листа к работе интересны и вызывают у ребёнка интерес и воспитывают внимание, усидчивость, чувство последовательности и умение доводить начатое дело до конца. Ребёнок познаёт многообразие окружающего мира, а также расширяет кругозор и проводит познавательно-исследовательскую деятельность.

"Граттаж" (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как "Цап-царапки". Детям очень нравится это смешное название и они легко запоминают эту технику. Уверяю Вас: "Попробовав технику "Граттаж" один раз, Вам захочется вернуться к ней снова и снова".

Технику "Граттаж" можно выполнять в нескольких вариантах.

Вариант № 1. (самый простой).

1 шаг. Необходимо взять плотный лист белого картона и тщательно (без пробелов) натереть его восковой свечой.

2 шаг. Нанести с помощью широкой кисти густой (как сметана) слой гуаши чёрного цвета (или другого тёмного) на весь лист картона так, чтобы не было пробелов.

добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампуня, моющего средства или клея ПВА, тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки.

3 шаг. Процарапывание. Возьмите заострённый предмет (зубочистка, перо, стержень от шариковой ручки, пластиковая вилка и др.) и начинайте наносить запланированный рисунок. Рисовать можно полосы, различные линии или штрихи. Вообщем, то, что Вам хочется. Я в данном варианте нарисовала.

"Зимняя ночь".

Вариант № 2.

1 шаг. Делаем фон гуашью. В данном варианте белый лист картона я разделила на две части по горизонтали. На нижнюю нанесла гуашь синего цвета, а на верхнюю - гуашь жёлтого цвета.

Вот, что у меня получилось.

"Звёздное небо" (волны выполнены пластиковой вилкой).

Вариант № 3. Делам фон восковыми карандашами.

1 шаг. Зарисовать (без пробелов) цветными восковами карандашами одного цвета или нарисовать цветные пятна.

2 и 3 шаг повторить, как в вариание № 1. В данном рисуке я зарисовывала лист картона цветными пятнами.


если Вы хотите перенести на "Граттаж" рисунок из книги, то переведите его на кальку и аккуратно нанесите контур рисунка слегка продавливая, а затем хорошо процарапайте.

Вариант № 4. "Граттаж" + аппликация.

1 шаг. Картон с готовым ярким рисунком. Отлично подходит обложка от цветного картона или альбома.

2 и 3 шаг повторить, как в варианте № 1.

4 шаг. Выполнить аппликацию из заранее приготовленных форм.

"Северное Сияние" (снег выполнен манной крупой).

если Вы хотите придать работе блеск - равномерно нанесите по всему листу лак для волос.

Я уверенна, что техника "Граттаж" понравится Вашим воспитанникам. Экспериментируйте, творите и царапайте!

Мастер-класс Кольбиной Марины о рисовании в технике граттаж .

Граттаж или граттография (от фр. Gratter - скрести, царапать) — графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.

Основой служит бумага или картон, залитый тушью.

Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Что примечательно, вроде бы многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.

Рисование в технике граттаж

Для рисунка берется лист очень плотной бумаги, лучше картона. Его можно оставить белым, тогда процарапанные участки будут белыми, и работа на выходе получится черно-белой. Чаще лист бумаги или картона произвольно окрашивают, особенно это предпочтительнее для новичков. Более опытные художники выполняют предварительный рисунок на бумаге, переводят его на на картон, затем раскрашивают в нужные цвета. Нужно заранее с обратной стороны картона указать где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь рисунок будет залит черным цветом.

Обычно используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель. Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином. Обязательным условием качественной работы будет то, насколько тщательно и добросовестно затерт каждый миллиметр листа. Это легко проверить на свет - нет ли пропусков.

Следующий этап после затирки — нанесение черной краски. Это может быть черная тушь, гуашь или черный акрил. Если используется тушь, то нужно подготовить для работы обычное или жидкое мыло, периодически макать кисть в мыльную водичку. Если - гуашь, то в отдельной баночке смешать ее с жидким мылом. Это делается для того, чтобы равномерно нанести тушь или гуашь и избежать ее скатывания с жирной поверхности воска или парафина.


Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать.

Следующий этап — это повторное накладывание того же рисунка, только теперь на черный просохший фон. Нужно обвести рисунок шариковой ручкой. В процессе работы изображение будет передавлено на мягкую восковую поверхность. Убираем листик с обведенным рисунком. В результате на черном фоне появится проступившее изображение. Все должно совпасть и по цвету, и по рисунку. Теперь осталось доцарапать, доскоблить или подправить, нанести еще штрихи, где это нужно. Если же необходимости в предварительном рисунке изначально не было, то можно процарапывать сразу по просохшему черному фону то, что хочется, что задумывалось. Главное, определить, какие части рисунка должны остаться черного цвета.

Инструментом для процарапывания по воску может служить спица, использованный стержень шариковой ручки, скальпель или маникюрная деревянная палочка для обработки ногтей. Поскольку вся процедура довольно грязная, следует застелить стол газетами, закатать рукава, подложить листик бумаги под ту руку, которой вы процарапываете. Периодически аккуратно ссыпайте соскобленный воск на газетку.

Картина в технике граттаж готова, можно вставлять в рамочку и вешать на стену.

Спасибо Марине за мастер-класс, теперь у вас точно получится рисунок в этой интересной технике -граттографии.

И еще картины в технике граттаж, которые рекомендует Марина, посмотрите:

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Посмотрите также:

Монотипия «Закат на море». Мастер-класс для дошкольников
Мастер-класс по изобразительной деятельности для дошкольного возраста. Монотипия «Закат на море» А...

Картина "Барашки" в технике граттаж
Мастер-класс Пермяковой Татьяны Евгеньевны, преподавателя в МОУ ДОД "ДХШ" города Качканар, - карти...

Как нарисовать петуха и других домашних животных
Еще небольшая подборка пошаговых уроков по рисованию домашних животных из моих детских запасов. Нашл...

Крохина Оксана Александровна

Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования . Сложное слово ГРАТТАЖ , они пока не запомнили, но это дело времени. Ведь сегодня у нас был всего лишь первый урок. Итак, что же такое ГРАТТАЖ ?

Граттаж (от фр. - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых гуашь. Другое название техники - воскография . Произведения, выполненные в технике граттажа , отличаются контрастом белых линий рисунка (или цветных,если предварительно нанесли акварельную краску) и чёрного фона. представляю Вам свой вариант рисования в технике граттаж .

Для работы приготовила белый картон, парафиновую свечу, деревянную палочку, акварельные краски, черную гуашь, стакан с водой, кисти и восковые мелки.


раскрашиваем белый картон в произвольном порядке акварельными красками или восковыми карандашами.


Натираем лист парафиновой свечкой. Если лист раскрашен акварелью, дождаться полного высыхания.

Затем покрываем лист толстым слоем черной гуашевой краски

Лист готов к работе только тогда, кода высохнет краска. Я на примере показала детям, как нужно царапать и что может получиться.


И вот что вышло у моих воспитанников.




Первое занятие прошло отлично. Мы будем совершенствоваться.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования «граттаж» Цель мастер-класса: повысить желание педагогов к овладению новой нетрадиционной техникой рисования «граттаж». Задачи мастер-класса: 1. Знакомство.

"БУКЕТ СИРЕНИ" Уважаемые коллеги хочу представить Вашему вниманию мастер - класс по нетрадиционной технике рисования. В своей работе я.

Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: помочь ему в выборе чем рисовать,на чем рисовать и как рисовать. Ничто.

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования песком на стекле» 1 слайд: Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю мастер – класс «Нетрадиционная техника рисования песком на стекле». 2 слайд: Согласно.

Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования завораживает, успокаивает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс,.

Цель: знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование мятой бумагой. Задачи: развивать творческие способности, интерес.

Мастер-класс по кружковой работе «Нетрадиционная техника рисования» Мастер-класс по кружковой работе «Нетрадиционная техника рисования» Я, Парначева Татьяна Леонидовна, воспитатель Детского сада №1 занималась.

Граттаж для детей старшего дошкольного возраста

Техника рисования «Граттаж»

Мастер - класс по рисованию - изучение различных техник рисования с дошкольниками.

Мастер - класс рассчитан для воспитателей детских садов и родителей, детей старшего дошкольного возраста.

«Граттаж» (гравюра). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники - воскография.

Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:

Поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,

На поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.

Лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе.

Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей. Главное - подобрать правильно картинку: для младших дошкольников - простую, для старших можно и чуть-чуть посложнее. Желательно чтобы картинка была перед глазами. Можно взрослым процарапать основные контуры.

Название работы : «Пейзаж»

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж. (А.Кушнер).

Цель : знакомство воспитателей с техникой рисования «граттаж» и использование её в работе с детьми.

Задачи:

Развивать творческие способности дошкольников, художественный вкус, чувство композиции,

Развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки,

Воспитывать желание узнавать новое.

Назначение: оформление уголка изодеятельности, интерьера группы.

Материал: картон или лист плотной бумаги, желательно белого цвета, восковые мелки, тушь, губка, вязальный крючок.

Последовательность работы:

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. (Можно закрасить лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок покрывается обычной восковой свечей. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги, закрашенной свечой).

В черную тушь добавить немного жидкого мыла или шампунь (достаточно одной капли на столовую ложку туши), и полученной смесью, используя широкую кисть или губку, покрыть закрашенный лист. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.

На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

Вот такие рисунки в технике «Граттаж» получились у детей.

Рисуют дети на стекле,

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет ещё на карте.

В руках мелки, карандаши…

Детишки - маленькие маги.

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге! (отрывок из стихотворения Татьяны Щербачевой).