Как ведет себя чацкий. "Одиночество" Чацкого на балу, или почему герой не "вписался" в общую атмосферу? Остальные гости Фамусова


УРОК 27

СОФИЯ - ЧАЦКИЙ - МОЛЧАЛИН.

АНАЛИЗ III ДЕЙСТВИЯ КОМЕДИИ
Движение пьесы не прерывается. Узел, за-

На смену Татьяне Юрьевне, о которой Чацкий «слыхал, что вздорная», приходит Фома Фомич - «образец» для Молчалина и «пустейший человек, из самых бестолковых» для Чацкого. В густой тени, отбрасываемой этими фигурами, прячется Молчалин, сбивая с толку Чацкого, который удивлен самоуничижением избранника Софии. По мере того, как нарастает удивление Чацкого, Молчалин ответами своими последовательно и расчетливо демонстрирует раболепие, усиливая в Чацком чувство разочарования и - соответственно - недоверие к признаниям Софии...

Чацкий в недоумении от таких превращений, от такой странной и нарастающей робости человека, который претендует - ни много, ни мало - на роль возлюбленного Софии. Чацкий пытается разобраться, разъяснить и понять одновременно:

Помилуйте, мы с вами не ребяты,

Зачем же мнения чужие только святы?

Молчалин своим ответом не «распрямляется», но «сгибается» еще более, нарочито подчеркивая в себе то, что, по мнению Чацкого, способно лишь унизить сколько-нибудь порядочного человека. Молчалин, оказывается, свою внутреннюю несвободу, духовную закрепощенность возводит в ранг необходимости, обязательности: «Ведь надобно ж зависеть от других».

Чацкий в недоумении: как может зависимость стать добровольной необходимостью? Осознанное рабство - что может быть отвратительнее! - «Зачем же надобно?»

И Молчалин свою заключительную реплику-ответ: «В чинах мы небольших», - произносит с таким же смирением и кротостью , с какими он начинал этот разговор. Опять наверху Чацкий, не догадывающийся, что вознес его не кто иной, как Молчалин. Опять Чацкому дано ощутить свое несомненное превосходство над человеком, к которому даже нельзя испытывать враждебных чувств,- настолько кажется он духовно нищим и нравственно беспомощным.
IХ. Домашнее задание.

Индивидуальные задания (по выбору учащихся) - подготовить письменные ответы на вопросы:

1. Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова?

2. Как связаны 1-3 явления III действия с общественным конфликтом комедии?

3. Дать словесные портретные зарисовки гостей Фамусова.

4. Как ведет себя Чацкий с гостями Фамусова?

5. Как развивается в комедии сплетня о сумасшествии Чацкого?

6. Кто пытается «спасти» Чацкого и почему это ему не удается?

УРОК 28

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «БАЛ В ДОМЕ ФАМУСОВА».

ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ
Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор,

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно...

А.С. Пушкин
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.

1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом.

2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов).

3. Дерзкий смех Чацкого.

4. Слух о сумасшествии.

6. Одиночество Чацкого.

III. Поединок благородства и низости.
ЦИТАТНЫЙ ПЛАН

I. Почему Чацкий - нежеланный гость в доме Фамусова?

II. «Мильон терзаний...»

1. «С такими чувствами, с такой душой - любим!»

2. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!»

3. «Завистлив, горд и зол!»

4. «С ума сошел!»

5. «Ученье - вот чума, ученость - вот причина...»

6. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата...»

III. Поединок благородства и низости.

Анализируя эпизод, раскрывая какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение, следует помнить о существующих приемах раскрытия характера в драматическом произведении:

Поступки;

Взаимные характеристики героев; самохарактеристика;

Взаимоотношения с другими персонажами;

Ремарки (манера поведения);

- «говорящие» фамилии.

II. Постановка проблемы.


Слово учителя 1

Вернемся к Софии и господину N, который подходит к ней в момент, наиболее благоприятный для создания интриги против Чацкого. Господин N умело и точно выводит Софию на разговор о Чацком. Он не столько спрашивает (это было бы неуместно и подозрительно), сколько констатирует:

Г о с п о д и н N: Вы в размышленье.

С о ф и я: Об Чацком.

На вопрос господина N: «Как его нашли по возвращеньи?» Софья, не задумываясь, отвечает: «Он не в своем уме».

И здесь начинается тонкая игра - словами, паузами, взглядами - между участниками диалога; игра, которая свидетельствует, кроме прочего, о художественно-смысловой выстроенности этой вроде бы ничем не примечательной болтовни двух светских знакомых.

Господин N уточняет: «Ужли с ума сошел?» София понимает, куда ведут подобные уточнения. Одно дело житейски безобидное и неопределенное «не в своем уме», применимое чуть ли не ко всякому, и совсем другое дело, когда имеется в виду сумасшествие как болезнь, как душевный недуг. Она медлит с ответом (авторская ремарка - «помолчавши») и отвечает уклончиво: «Не то, чтобы совсем...» - Грибоедов сознательно строит ответ Софии не только неопределенным, но и незавершенным. Отточие в конце реплики словно приглашает к продолжению разговора, разрешает его, протягивает ниточку для увязывания предыдущего уточнения с последующим, более смелым и конкретным. Оно не замедлило явиться: «Однако есть приметы?»

Этот момент, по сути дела, кульминационный в произведении.

Ответ Софии станет началом конца Чацкого. С молниеносной быстротой слух о его сумасшествии, обрастая фантастическими подробностями, обойдет всех гостей. И все они, люди разных возрастов и характеров, добрые и злые, знающие Чацкого хорошо или только понаслышке,- все эти люди, отмеченные идейным, социальным признаком - принадлежностью к «веку минувшему», - объединятся этим слухом, ибо для них всех Чацкий одинаково опасен.

Но пока ответа Софии нет. Она по-прежнему в нерешительности, хотя понимает, что дальше тянуть нельзя. Грибоедов с удивительной психологической проникновенностью передает состояние Софии в этот момент. Авторская ремарка, предваряющая ответ Софии, - «смотрит на него пристально». В пристальном взгляде Софии, устремленном на собеседника, - желание последний раз убедиться, до конца ли они понимают друг друга в том зловещем спектакле, который разыгрывают.

Наконец София решается: «Мне кажется».

Соучастники недоброго дела обмениваются лицемерными сожалениями по поводу ими же выдуманного несчастья... Так зарождается сплетня о Чацком. Точнее говоря, это еще не сплетня. Пока это заведомая ложь, принадлежащая Софии. Но ложь уже отдана в другие руки с молчаливым наказом передать дальше. А ложь, пущенная по кругу, теряет авторство и становится сплетней - оружием, которым владеют все и никто в отдельности. Слух, сплетня, равно как и анонимный донос, используемые как оружие в борьбе, обладают одним общим свойством - безымянность!..

Являясь источником сплетни, София в то же время понимает , что на нее не падет тень подозрения. И дело здесь не только в уклончивости ответа, но и в уверенности, что ее не подведет партнер по заговору.

И она не ошибается в своих расчетах. Отойдя от Софии и тут же встретившись со своим безымянным «коллегой» (логика распространения клеветы точна и безукоризненна), господин N сообщает ему новость, не упоминал имени Софии: «Не я сказал, другие говорят».

«Другие» - это уже классическая терминология сплетни. И дальше все пойдет, как по накатанной колее. Господин N отправляется выяснить «истину»: «Пойду, осведомлюсь; чай кто-нибудь да знает...»

Совершенно естественно, что следующим звеном в разматывающейся цепи нарастающих слухов является Загорецкий, для которого «переносить» - дело привычное и, судя по всему, увлекательное. Вопрос господина N: «Ты знаешь ли об Чацком?» - он встречает нетерпеливым, подхлестывающим: «Ну?» И когда господин N не просто сообщает, но восклицает: «С ума сошел!» - Загорецкий с какой-то бесовской лихостью тут же подхватывает весть, на ходу укрупняя ее, наделяя прошлым («помню»), утверждая в настоящем («знаю»), придавал пугающую всеохватность («слышал») и расцвечивая леденящими душу подробностями...

Начинал с Загорецкого, сплетня становится легальной и политически «озвученной». За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступают зловещие очертания круга «своих людей», спаянного враждебным отношением к Чацкому.


в) Что так рассердило Софию, настроило ее против Чацкого? (Его меткая характеристика Молчалина. Софией руководит злость и женское самолюбие. Она сознательно объявляет Чацкого сумасшедшим.)

г) Почему слух о сумасшествии Чацкого так быстро распространяется? (В этом заинтересованы все: не нужно придавать значение словам, если они исходят от человека, сошедшего с ума.)

д) Кто пытается «спасти» Чацкого и почему это ему не удается? Сообщение ученика (индивидуальное задание 6).

5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.

б) Чтение по ролям сцены 21 явления со слов Загорецкого «Безумный по всему».


Слово учителя

Спор гостей о причинах сумасшествия Чацкого доведен до абсурда. В этом эпизоде автор использует сразу несколько литературных приемов: гротеск и градацию.

Спор гостей - важная сцена в пьесе. При всей внешней ее комичности Грибоедов показывает здесь процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для гостей Фамусова, готовых поверить любой небылице, истиной в последней инстанции. Может быть, это относится не только к героям комедии?..

Раздражение против Чацкого возрастает. И вот среди причин сумасшествия Чацкого названо просвещение.

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, -

восклицает Фамусов. В этих словах заключена откровенная позиция яростных защитников «века минувшего». У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Федор, химия и басни, профессоры и, главное, книги. Многочисленность этих врагов вызывает у фамусовского общества уже не раздражение, а злость, не злорадство, а страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого лицемерно можно и пожалеть. «Был острый человек, имел душ сотни три» - это последнее замечание вызывает сочувствие Хлестовой. Тревожит новое и непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать всех: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!» Фамусов мечтает о большем: «Собрать все книги бы да сжечь». При всей комичности этой сцены, она зловещая: эти проекты в разное время истории (и не только нашей страны) были осуществлены. Вот это уже поистине трагедия!

в) Как «потрясшая» всех весть о сумасшествии Чацкого связана с названием комедии? (Горе от ума»- так объясняют гости Фамусова сумасшествие Чацкого. Для фамусовского общества существует два понимания «ума»: «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Последний приносит только горе.

6. Одиночество Чацкого.

а) Чтение (наизусть) монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча...».

б) В чем смысл этого монолога? (Чацкий возмущен всеобщим поклонением иностранному, чужому. Этот монолог главного героя – единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких и значительных: об обманутых надеждах на любовь и потере веры в изменение русского общества... Чацкий настолько занят этими важными мыслями, что и не замечает, как его объявили сумасшедшим. Но одиночество свое он чувствует все время - еще до того, как все оставили его из страха, как бы не затеял «драться он».

Чацкий обращает свой монолог к Софии, при этом вовсе не замечает ее насмешливости в вопросе, обращенном к нему. И опять в пьесе - сочетание комической ситуации и драматического состояния героя.)
V . Сочинение можно закончить рассуждением о том, кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой или связать заключительные сцены бала с финалом комедии . Желательно высказать и свое отношение к происходящему
V I. Домашнее задание.

1. Обработав собранный материал, написать сочинение по теме «Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

Комедия Грибоедова "Горе от ума" входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества - эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова "Горе от ума". И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.

Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что "в девках целый век", или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим. Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал "под каблук" своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.

И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: "Я от него было и двери на запор; да мастер услужить".

Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.

Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.

Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет.

Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею "лишних" людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.

Слайд 1 Тема: Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Цель: проанализировать эпизод «Бал в доме Фамусова» и выяснить, какое место он занимает в комедии. Слайд 2 Задачи: 1.повторить структуру плана анализа эпизода; 2.развивать монологическую речь учащихся, умение высказывать собственную точку зрения; работать с текстом. 3.воспитывать эстетические чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения.

Доска эпиграф Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! А.С. Грибоедов

Эпизод – часть литературного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Кульминация - наивысшая точка

Ход урока

I .Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим работать над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», остановимся на III действии, а именно проанализируем эпизод «Бал в доме Фамусова» и выясним, какое место он занимает в произведении. Портрет. Слайд3Откройте тетради, запишите число, тему урока и лексическое значение слов эпизод, кульминация. Ребята, посмотрите свои записи в тетради и напомните схему анализа эпизода. (Уже есть в тетради) Слайд 4 1.Что предшествует эпизоду? 2.Связь основной мысли произведения с идеей эпизода 3.Герои 4.Композиция 5.Художественные приемы 6.Роль эпизода в произведении

На предыдущем занятии мы выяснили, что именно во II Д начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия комедии.Ребята, как начинался конфликт Чацкого с Фамусовым? Вспомните их словесную дуэль и те моменты этой дуэли, которые дают нам представление об отношениях между Фамусовым и Чацким. Слайд 5 (подготовленные - Купрюхина и Нигматова) По каким позициям они разошлись? (Отношение к службе Отношение к иностранщине Отношение к крепостным Отношение к учению чинопочитание к богатству). Итак, конфликт завязался, Чацкий и Фамусов разошлись во мнениях. Какое же он будет иметь продолжение? Бал в доме Фамусова Слайд 6 1.Спокойным ли Чацкий приходит на бал? Каково его состояние? - (Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, он раздражен, пытается выяснить, кто его соперник) - (А точнее: поговорить с Софьей, почему она предпочла Молчалина, ведь тот глуп, а она – умная девушка). Она смеется над Чацким!) - (Начитавшись сентиментальных романов, она полюбила не настоящего Молчалина, а вымышленного). Раздражение Чацкого усиливается при встрече с гостями. Отсюда мы понимаем, что происходит непосредственная связь основной мысли произведения с идеей эпизода. С какой целью приезжают гости на бал к Фамусову? (- одни едут на бал от скуки.) (- Другие, чтобы завести знакомства с нужными людьми) (- Третьи, чтобы устроить судьбу своих детей.) Кто они, эти гости? Типичное московское дворянское общество начала 19 в. - Горичи муж с женой Слайд 7 - Семейство Тугоуховских Слайд 8 - Графини Хрюмины Слайд 9 - А.А Загорецкий Слайд 10 - Старуха Хлестова Слайд 11 - Полковник Скалозуб Слайд 12 - Молчалин Слайд 13 На балу собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. За глаза гости Фамусова осуждают друг друга. А Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь Чацкий успевает со всеми гостями перессориться.

А теперь посмотрим на композицию эпизода . Она тоже неслучайна. Условно картину бала можно разделить на три части. Какие? Назовите.

1.Конфликт Чацкого с гостями бала. 2.Слух о сумасшествии. Слайд 14 3.Приговор Чацкому. Ребята, как вы считаете, эта сцена бала написана в комическом или в трагическом плане? Зачем этот эпизод сделал Грибоедов смешным? А где был злой смех? Как вы это объясните? (в тетради)

В комедии Грибоедов собрал всех в одном месте, чтобы показать их пороки, их глупости, слабоумие, слабодушие, страх перед новым, но герои боятся, отгораживаются. Эта сцена- битва толпы пустой и никчемной и человека, который не в состоянии доказать, что он прав. Какие из приемов использовал Грибоедов? - (Ирония, сатира, сарказм) Слайд 15 Откуда появился слух о сумасшествии Чацкого? Д III явл 14 Софья и Г.Н.Кто пускает слух? (Софья) Цель? (Она мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине) Слух распространяется быстро, так как для светского общества привычна ситуация распространения слухов. Была подготовлена почва. Общество просто жаждало, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если Чацкий нормальный, и все что он говорит, правда, то это значит, что у них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить. А что он говорил? Цитировать. (Но если сказать графине внучке, что она зла оттого, что «в девках целый век», или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть сумасшедшим). И московское общество выносит Чацкому приговор. Какой? – (безумен). А причина какая? «Ученость – вот причина» Д III явление 21 (ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ) (Фамусов, Хлестова, Княгиня, Скалозуб, Загорецкий) Итак, сплетня связывает любовный и социальный конфликты, с одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие. Сам того не подозревая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем: вопросов культуры, морали, воспитания, говорит о судьбе России. Развитие конфликта достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого. Делаем выводы: Поэтому мы и называем эпизод «Бал в доме Фамусова»- кульминационным в комедии Грибоедова? (На доске лексическое значение) Гости разъезжаются и все бранят Фамусова за скучный бал. Теперь вам понятны возмущения гостей?

Эпиграф читаем.

Почему с такой иронией произносятся эти слова? Что имеется ввиду? (Чацкий испортил им бал. Никто не выполнил свою миссию на балу: ни женихов не удалось найти, ни с нужными людьми завести знакомство…,- и обозвал всех дураками.) Вывод: это поведение людей, которые не умеют, не знают, как себя вести с неугодным человеком. А вальс – это маска, прикрытие. Действие оканчивается открытым финалом. Все должны задуматься… Д/З Сочинение – миниатюру «Почему гости остались недовольные балом?» Итог урока.

"Одиночество" Чацкого на балу, или почему герой не "вписался" в общую атмосферу?

…Между главным героем и фамусовской Москвой огромная пропасть, это как небо и земля, это как медаль о двух сторонах… Жизненные принципы и устои у них различны, и, самое главное, Чацкий превосходит этих людей по уму в несколько раз. Таких людей опасаются, злятся на их превосходство --совершенно так, как в комедии. Чацкий совсем иной, выделяющийся из массы, и никто не хочет видеть человека лучше себя. Главный герой лишний на этом «празднике жизни».

Диалог Чацкого и Молчалина дает ясные предпосылки к разрыву героя с окружающими, и на балу этот конфликт обнаруживается неудержимо.

Вот начинают появляться гости, такие характерные для окружения Фамусова. Чета Горичей прибывает первой, и Наталья Дмитриевна ищет поскорей того, кто сможет по достоинству оценить ее новый наряд и мужа. Да-да, для властной дамы эти вещи равнозначны: что Платон Михайлович, что тюрлюрлю-все едино, все выставляется напоказ, все предметы хвастовства и гордости.

Унылый, подавленный вид мужа Натальи расписывает его нелегкое прошлое со своей женой-Чацкий не сразу узнает в распухшем тусклом человеке бодрого боевого товарища. Жена довольна-муж находится под ее полным контролем, она вылепила из него свой идеал, прежде всего, для показа общественности.

Князья Тугоуховские с шестью дочерьми продолжают образ хозяина дома. Княгиня лихорадочно подыскивает дочерям женихов. Узнав, что Чацкий не богат и не выслужился, она отзывает мужа, пошедшего было за ним.

Хрюмины, Хлестова, Скалозуб, Загорецкий-здесь почти каждый из гостей--соперник другому. Идет соревнование в тщеславии, и идет оно не на жизнь, а на смерть.

Появление Чацкого будоражит пришедших, и пробегает тень волнения. За минимальное количество времени Чацкий успевает досадить всем: Наталья Дмитриевна боится, что старательно вылепленный идеал мужа растает от горячих, «вольных» слов Чацкого; внучку Хрюмину оскорбило его высказывание о том, что она лишь «подражательница модисткам», Хлестову задел смех героя. Все, включая Фамусова, ощутили неприязнь, которая ищет лазейку и, наконец, выливается в слух о сумасшествии.

Интересен факт, что именно София стала причиной этого слуха-- она не меньше других раздражена и мимоходом роняет фразу: «Он не в своем уме». Но, осознав, что она сказала, решает ничего не исправлять, и ошибка становится местью.

Слух этот, как и в жизни, распространяется с невероятной быстротой. Со всех сторон слышатся предположения о причине сумасшествия Чацкого. Кто-то считает, что виной всему алкоголь, который герой якобы тянет «стаканами, нет, бутылками, нет, бочками». Другие винят наследственность, ведь «матушка его с ума сходила восемь раз». Но очень скоро и эти доводы показались слишком невинными. «Ученье-вот чума, ученость-вот причина, что…много…развелось безумных людей, и дел, и мнений…»--Фамусов наконец говорит то, что так тяжко томило всех, и каждый чувствует ненависть ко всему близкому к Чацкому - это лицеи и гимназии, профессоры, а главное - книги. Выходит, раздражение и злость испытываются не только к главному герою, но и ко всему правильному и умному. Идеи по прекращению так называемого зла высказывают Фамусов: «Собрать бы книги все да сжечь» и Скалозуб: «… в школах будут по-нашему учить: раз, два!».

Неудивительно, что Чацкий подавлен, и «мильон терзаний» разрывают его сердце. Он возмущен всем, что здесь происходит, он говорит о низости этих людей, глупости подражания и поклонения чужому. Тем временем мы знаем, что впереди его ждут еще большие потрясения. Его монолог-- единственный на всем балу, где говорится о вещах значительных и стоящих.

…Чацкий одинок. Наверное, это проигрыш в поединке благородства и низости. Гости «старательно кружатся в вальсе», а Чацкий стоит один посреди бала, на котором он лишний и ненужный. Он уже здесь определяет для себя единственно правильный путь: «Вон из Москвы!».

В комедии «Горе от ума» отразилось противостояние новых идей ста­рым. Грибоедов показал столкновение двух идеологий: «века нынешнего» и «века минувшего». На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех есть общая черта: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие. До приезда гостей в доме Фамусова появляется самый желанный гость для хозяина - Скалозуб. Этот типичный солдафон, которого можно назвать слепым исполнителем, думает только о военной карьере. Он, как и Фамусов, является убежденным сторонником старых порядков. Повод для приезда на бал - найти богатую невесту. Фамусов видит Скалозуба достойным его дочери Софьи, потому что он - «и золотой мешок, и метит в генералы». Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная москов­ская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его женить­бы - они были товарищами по службе. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под « каб­лук», стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть», Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот». На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспо­коена поиском женихов для своих дочек, помыкает старым князем, едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, посылает своего мужа пригласить потенциального жениха к себе. Но, как только она понимает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, то что есть мочи кричит: «Князь, князь! Назад!». В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу: Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, - Тот и жених. На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окру­жающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Она говорит: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!». Ее злит, что здесь она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка высказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «мод­ным лавкам». Высокомерие Хрюминой-внучки возмущает Чацкого: Не­счастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам? За то, что смели предпочесть оригиналы спискам! Загорецкий - это едва ли не самый порочный человек из присутствую­щих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорят отъявленный мошенник, плут, Лгунишка он, картежник, вор. Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты. Загорецкий откупается своей услужливостью, в этом и есть его низость. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Чац­кий не смог не высказать свое мнение: И оскорбляться вам смешно б; Окроме честности, есть множество отрад: Ругают здесь, а там благодарят. На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Она всегда имеет свое мнение, знает себе цену, и при этом груба, деспотична с крепостными. Хлестова берет с собой на бал «арапку-девку да собачку». Для нее крепостной человек - все равно, что собака. Даже такой властной и своевольной барыне Чацкий смог досадить своей репликой: Не поздо­ровится от эдаких похвал, И Загорецкий сам не выдержал, пропал. Самым последним, к «шапочному разбору», на бал является Репетилов. Этот человек, опошляющий, дискредитирующий идеи времени, он с его «сек­ретнейшим союзом» и «тайными собраниями по четвергам», где только «шу­мят» и «пьют шампанское на убой», выступает как ни к чему не годный бол­тун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Репе­тилов использует благосклонность авторитетных людей в «секретнейшем союзе», но все эти люди не могут принести обществу реальное обновление. На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N и D. Они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Они сами не верят этому. Но их интересует, что об этом говорят другие. В образах мелких сплетников показаны цели и интересы фамусовского об­щества: карьера, почести, богатство, слухи, сплетни. Чацкий выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабристов. Чацкий пылок, мечтателен, вольнолюбив. Он восстает против крепостнического права, засилья ино­странцев, магической власти женщин в обществе, низкопоклонства, слу­жения лицам, а не делу. Он осознал истинные ценности той толпы, в кругу которой провел всего один день - и потерял надежду найти единомыш­ленников. Перед тем, как покинуть Москву, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу: ...из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день про­быть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.