Какая вера у цыган? Тайная жизнь и обычаи цыган: гадание, гипноз и воровство людей Кочевая жизнь цыган.

На территории России живет более 200 тысяч цыган. Тем не менее едва ли найдется другой народ, о котором существует больше мифов и легенд. Источниками некоторых из них являются сами цыгане, другие сложились
в результате обобщений населения, третьи — фантазия конкретных авторов, четвертые просто глупость. Наша задача — попробовать изменить эти
во многом основанные на заблуждениях представления.

Миф первый: цыгане — это единый народ. Основан миф на том, что цыгане обладают единым языком. Но существует огромное количество самых разнообразных этнических групп цыган, которые могут отличаться практически всем, прежде всего — диалектами и традициями.

Миф второй: у цыган нет собственного языка, цыгане перенимают язык народов, на территории которых живут. Но цыганский язык существует.
Он генетически родственен индийским языкам; во время миграции цыган
из Индии в Европу язык был подвержен множеству влияний, затем появились различные диалектные группы.

Миф третий: все цыгане кочуют. По всей видимости, исторически цыгане
не были кочевым народом: передвижения цыган относятся к эпохе их миграции в Европу. Кроме того, кочевье цыган сильно зависит от региона и от времени.

Миф четвертый: цыганские общины возглавляются баронами. Дело в том,
что в цыганском языке существует слово «баро», которое дословно значит «большой» и в словосочетании «баро мануш» или «рай баро» может означать большого человека, важную персону. На самом деле непосредственно вожака, который бы вел основные дела общины, у большинства этнических групп нет.

Миф пятый: цыгане — криминальный народ и промышляют исключительно преступными деяниями. В действительности существует огромное количество цыганских профессий, а в некоторых общинах есть табу на те или иные занятия, например, на торговлю наркотиками.

Миф шестой: цыгане крадут детей. Миф связан, по всей видимости, с тем,
что у цыган всегда много детей и среди них попадаются дети со светлой, «нецыганской» внешностью. 

Конспект

В русской традиции для названия народа, о котором идет речь, прижилось слово «цыгане», но сейчас все чаще употребляется термин «ром» или «ромы».
В Европе употребление слова «цыган» считается нежелательным.

В XIX веке этнографы Воронежской губернии зафиксировали такой факт: когда крестьяне хотят обидеть цыган, они называют их «фараоны». Все названия — «цыган», «фараон», «ром» — отсылают нас к той или иной версии
о происхождении цыган.

Ром. Это слово взято из цыганского языка и является самоназванием.
По всей видимости, название «ром» восходит к касте, которая в современной Индии называется «вом». С течением времени слово приобрело разные формы
в разных диалектах индийских языков: в частности, на территории Ближнего Востока и на Кавказе проживает народ, который принято называть «домы», а их язык — «домари»; на территории Армении проживает народ, который называют «ломы», а их язык — «ломоврен». По всей видимости, они восходят к единому индийскому предку.

Название «фараон» могло появиться благодаря легенде, которую, видимо, цыгане сами выдумали и использовали во время своих передвижений
по Европе. Согласно этой легенде, они — выходцы из Малого Египта
и отбывают наказание в виде паломничества по Европе за то, что отступились
от христианской веры. Цыгане рассказывали эту историю населению и даже получали от местных правителей охранные грамоты, разрешающие им беспрепятственно передвигаться по европейским землям. Так, в Венгрии цыган какое-то время называли «фараоново племя», а английское слово «gypsy» является искаженным от «Egypt» — «Египет».

«Цыган» — слово, которое используется в русском языке, — отсылает
к так называемым атсингани: некоей византийской секте отступников
от христианской веры (впервые упоминаются в XI веке), возможно, использовавших колдовство. Это слово укоренилось во многих европейских языках, и отсюда мы имеем русское название «цыган», немецкое «цыгойна»
и так далее.

Существует несколько легенд о происхождении цыган, в действительности
же они пришли из Индии: немецкий ученый Иоганн Рюдигер в 1782 году,
на основе лингвистических данных, первым доказал индийское
происхождение цыган.

Так или иначе, когда они оказались в Европе в XV веке, поначалу их принимали
с большим почетом: в первую очередь — потому что паломники, во вторую — потому что щедро платили за постой. Но уже со второй половины XV века все чаще звучат обвинения в том, что цыгане являются турецкими шпионами; женщин, практикующих гадание, объявляют отступницами от веры.

Постепенно появляются законы против цыган — в некоторых странах даже разрешалось убить любого цыгана, встреченного на улице. Так, с одной стороны, укоренялось негативное отношение к этому народу, а с другой — проводились попытки его ассимилировать, и довольно удачные: цыганам запрещалось использовать свой язык, дети отбирались и отдавались
в христианские семьи, запрещались браки между цыганами, устраивались экзамены на знание христианских догматов, все юноши забирались в армию, цыганам запрещалось жить на определенных территориях, а на территории Молдавии и Валахии цыгане долгое время фактически являлись рабами. 

Конспект

Первое упоминание, которое нам известно о цыганах на территории Российского государства, относится к 1721 году. В 1733 году появляется указ — начать взимать подать с цыган, как это делается в Малой России (из чего следует, что в Малой России цыгане оказались раньше). Те цыгане, что появились в России в первой трети XVIII века, были выходцами из Польши.

Довольно быстро эти цыгане находят себе основное занятие — музыка. Цыганские хоры, как правило, организовывались при поместьях; постепенно хоры приобретали независимость, и цыганское пение, пляска, умение повеселиться становятся лейтмотивом в русской литературе XIX — начала
XX века.

Одни группы цыган в большей степени приобщаются к традициям того государства, где проживают, другие — в большей степени сохраняют традиционный уклад жизни. Так формируются различные этнические группы цыган. В современной научной традиции существует деление на четыре основные европейские группы: северо-восточная группа (русска рома, цыгане Польши и прибалтийских стран); центральная группа (цыгане Германии — синти, цыганское население современной Чехии и Словакии, а также частично Западной Украины и Южной Польши); влашская группа, сформированная
под влиянием румынского языка и румынской культуры (кэлдэрары, ловары, влахи, сэрвы и многие другие); балканская группа (крымские цыгане, исповедующие ислам).

Цыганский язык практически исчез во многих общинах Венгрии и Словакии, быстро исчезает в Финляндии, у испанских цыган. В некоторых странах произошло специфическое явление, которое в цыгановедческой традиции принято называть появлением парацыганских языков, когда язык практически утрачивает свою грамматику и морфологию, но сохраняется в виде отдельных лексем, которые могут использоваться для того, чтобы речь была непонятна для окружающего населения. 

Конспект

Две самые большие группы цыган на территории России — русска рома
и кэлдэрары. Какова история этих названий? В балтийских странах русских цыган часто называют «хладытко рома». В языке этих цыган слово «холодо» обозначает солдата. Так русские цыгане оказываются «солдатскими цыганами».

У слова «кэлдэрары» более сложная история: румынский корень обозначает «котел». Это название практически не используется на территории России
и неизвестно самим кэлдэрарам. В России обычно эта группа именуется «котляры», что, по всей вероятности, является переводом с румынского. Оно несет в себе заодно информацию об основной профессии, которой занималась эта этническая группа: кэлдэрары прежде всего были известны как кузнецы
и лудильщики, и по сей день их занятия связаны тем или иным образом
с металлом. Русские же цыгане, как правило, занимались торговлей лошадьми.
И сейчас их специализация в основном связана с торговлей.

У русских цыган кочевье происходило так: они приезжали на новое место, табор располагался, женщины уходили в ближайшую деревню просить еду и гадать, а мужчины ездили на ярмарки, меняли или продавали лошадей.

Раньше отличительным признаком цыгана считались штаны, сапоги, борода
и длинные волосы. Теперь у мужчин практически не сохранилось никакого особого костюма, зато у женщин еще остались некоторые обязательные элементы. Главным образом у котлярок: они не могут носить брюки,
до недавнего времени существовало строгое правило ношения головного убора. Кроме того, котлярки носят характерную прическу в виде двух заплетенных вокруг уха косичек.

Что касается обычаев, важной особенностью до сих пор остается понятие женской нечистоты и опоганивания. Нечистой считается, например, юбка, которая соприкасается с нижней частью тела женщины; в силу этих же причин, женщина не может оказываться выше мужчины, переступать провод или другие вещи на полу и так далее (на случай осквернения у некоторых групп цыган существует ритуал распоганивания).

Другая важная вещь, объединяющая русских цыган и котляров, — цыганский суд, собирающийся для решения каких-либо конфликтов, финансовых вопросов, вопросов чести. Его решения исполняются беспрекословно. Важно, что, хотя у этих групп существует много общего, различия в обычаях и обрядах подчас довольно сильны; свадеб между котлярами и русскими цыганами почти не бывает. 

Конспект

В языке и в культуре цыган существует четкое противопоставление между цыганом и нецыганом. Если «цыган» по-цыгански будет «ром» или «гом»,
то человек нецыганской национальности будет называться «гадьжо»
или «гажю». Есть действия, которые могут совершаться только по отношению
к цыганам: так, существует запрет выходить замуж или жениться на нецыганах. Сейчас этот запрет все чаще нарушается у русских цыган, но почти никогда — у котляров.

Другой важный момент касается религии. Многие считают, что цыгане принимают ту веру, какая оказывается выгоднее. Отчасти это верно —
многие исповедуют преобладающую в том или ином регионе веру, но есть
и исключения, как в случае с цыганами-мусульманами на Балканах.

Истории известно много попыток создать литературный цыганский язык, одна из самых интересных, но безуспешных — в Советском Союзе в 1920-е годы.
Был образован Цыганский союз, начали печататься учебники на цыганском языке, были открыты цыганские школы, создавалась оригинальная литература, делались переводы классики на цыганский язык. Эта инициатива практически провалилась, в частности потому, что к 1938 году коренным образом изменилась национальная политика в СССР: был взят курс на приобщение цыган к культуре основного населения. В России до сих пор существует довольно много цыганских школ и цыганских классов, где цыганские дети обучаются отдельно от русских детей. Однако никаких курсов и тем более уроков по родной речи не существует.

Уникальная культура, несмотря на репрессии и политику ассимиляции, тем
или иным образом сохраняется. И хотелось бы, чтобы попытки по воссозданию цыганской культуры предпринимались чаще и давали возможность будущим поколениям знать и видеть, кто такие цыгане, каков их язык, культура
и традиции. 

Цыганам объяснять не надо. А вот русские часто задают вопрос: «Многие ли цыгане имеют дома?» Вот уже полвека минуло с указа 1956 года, поставившего кочевье под запрет, но неосведомлённость общества просто поразительна. Трудно сказать, кто тут виноват: то ли кино, усердно внедрявшее штамп о том, что почти все цыгане – кочевники, то ли журналисты. У нас ведь принято с апломбом судить о жизни «таинственного народа», не имея ни одного знакомого из его числа. Факт остаётся фактом. Для множества россиян фраза: «Цыгане России живут оседло» звучит как удивительная новость.
По идее следовало бы объяснить, что былой образ жизни отошёл в прошлое и поставить на этом точку. Но не получится. Люди рассуждают на бытовом уровне:
-Кого же мы тогда видим на улицах и вокзалах? Разве эта публика похожа на граждан, имеющих крышу над головой?
Игнорировать такие суждения бесполезно. Поэтому мы вынуждены уделить особый раздел тому, что зарубежные цыгановеды называют «феноменом вторичного кочевья».
Для начала повторим, что «классическое» традиционное кочевье в нашей стране умерло. Если бы не насильственные меры советского правительства, оно скончалось бы естественной смертью. Ведь не тяга к приключениям вела цыган по бесконечным дорогам. Для ремесленников, барышников и гадалок это был оптимальный способ заработать. Уже к середине ХХ века развитие промышленности (и сферы развлечений) вытеснило цыган на обочину. Им так или иначе приходилось вписываться в изменившееся общество. Вот почему указ за подписью К.Ворошилова не встретил сопротивления.

Прощайте шатры и повозки!
Здравствуйте квартиры и школы!
А для частной торговли (на милицейском жаргоне «спекуляции») не помешают дома как базы и перевалочные пункты. Дают – бери. А вы бы отказались, если бы вас сейчас остановил милиционер и, угрожая пятью годами исправительных работ, навязал недвижимость стоимостью в тысячи долларов? (Цены, я конечно, привёл в современном исчислении, но суть дела от этого не меняется). Квартиры, дома и земельные участки, которые бесплатно дало советское правительство, послужили основой для дальнейших перепродаж и обменов. Разумеется, сейчас одни цыгане живут лучше, другие хуже. Но никто не обещал полного равенства. Была цель: дать кочевому народу возможность остановиться. Цель достигнута. А уж как к этому относиться – личное дело каждого. Поколение современных российских цыган не мыслит своей жизни без комфорта цивилизации. Зарубежные цыгановеды громко сетуют на уничтожение традиции кочевья, указывая на признаки ассимиляции. (Сами, впрочем, критикуя, имеют жильё со всеми удобствами). Это очень похоже на стоны русских «патриотов-деревенщиков», которые при Брежневе ратовали за возвращение к народным устоям, но в лаптях не ходили и землю деревянной сохой не пахали. Поступь истории остановить нельзя.
И всё же, кого мы видим с протянутой рукой на улицах российских городов?
Перед нами весьма интересное и мало изученное явление. Вторичное кочевье.
Крушение социализма дало неожиданные последствия, причём не только у нас, но и за рубежом. Десятилетия целенаправленной работы по встраиванию цыганских диаспор в общество во многом пошли насмарку. В Восточной Европе делали ставку на «перековку» цыган в фабричных рабочих или труженников сельхозкооперативов.

До поры всё шло успешно. А потом начался экономический кризис, сопровождаемый безработицей. Землю вернули прежним владельцам (в числе которых не было цыган). Естественным следствием этих процессов стало возвращение многих цыганских семей к таким «традиционным промыслам» как попрошайничество.

Фотография: Войцех Данко.

В Италию и прочие страны Европы хлынула волна разом обнищавших цыган из Югославии и Румынии. Подчеркну, что это были представители оседлых групп. Всем им волей-неволей пришлось заново «изобретать велосипед».
Как ставить палатки?
Как договориться с властями?
Как организовать жизнь на таборной стоянке?
Все эти вопросы, давно и успешно разрешавшиеся традиционными кочевыми цыганами вроде кэлдэраров , представляли для вчерашних рабочих загадку.

Однако, методом проб и ошибок они создали новую субкультуру. Со временем её будут изучать как любопытный зигзаг в истории цыганского народа. Но сейчас палатки, обтянутые полиэтиленом, привлекают мало внимания со стороны этнологов. Особенно в России. У нас прочно господствует точка зрения, что «вторичное кочевье» – как бы не настоящее. Вот если бы к жизни под открытым небом вернулись русские цыгане, ловари или котляры – тут профессионалы оказались бы на высоте! А к чему тратить время на людей, которые даже не говорят на цыганском языке?
Для меня такой подход удивителен. Хорошо известно, что цыганский язык почти полностью сдал позиции в Испании, Венгрии, Армении и множестве других стран. Если руководствоваться чисто лингвистическим критерием, то надо исключить из числа цыган многих сэрвов или московских артистов. А пока этот шаг ещё не сделан, мы будем осторожнее в своих оценках. Что касается лично меня, то я, начиная с 1998 года, веду регулярные «полевые исследования» в среде тех цыган, которые ставят палаточные лагеря вокруг Москвы и Петербурга. Насколько мне известно, я долгое время был единственным в СНГ, кто проводил такие исследования. Однако, в 2003 году в среде таджикских цыган начал работать мой молодой коллега Сергей Габбасов.
Так или иначе, на этом сайте вы найдёте взвешенную информацию о «новом кочевье». Статьи или репортажи, которые публикует наша пресса (и дублирует интернет) основаны в лучшем случае на разовых посещениях таборных стоянок. В двух выпусках «Цыгане и пресса» я разбирал, к каким грубым заблуждениям это приводит. (См. отрывки о репортаже журналистов МК и о статье "Табор на свалке " (это в середине главы "Странная этнография").

*****
Давйте лучше перенесёмся в Закарпатье, откуда приезжают к нам жертвы экономического кризиса.
Представьте себе маленький кусочек Венгрии, отторгнутый Сталиным в 1945 году, и находящийся ныне в составе Украины. Этот цветущий солнечный край населён цыганами многие столетия, и практически весь этот срок существовали цыганские слободки. Венгерские цыгане развивались по восточноевропейской модели. Если во всех остальных регионах СССР главенствовали торговые заработки, то в Закарпатье преобладал физический труд. Причём уровень образования в ряде цыганских посёлков оставался очень низким. Не удивительно, что цыгане России «перестройку» пережили почти без потерь, а диаспора Западной Украины угодила в тот же кризис, который так больно ударил по диаспорам Венгрии, Словакии, Румынии и Болгарии.

Конечно же, оказавшись за воротами предприятий, цыгане-«мадьяры» стали лихорадочно искать выход. Кто-то живёт за счёт сбора металлолома, кого-то кормит изготовление саманного кирпича, кого-то - конный рынок. Русские цыгане этому не поверят, но для многих в Ужгороде или Берегово светлой мечтой является место дворника. Цыганам, которые сумели устроится подметать улицы, откровенно завидуют. Как же! Реальные деньги. Конечно, небольшие и порой с многомесячными перебоями – зато честные.

Цыганская девушка-дворник в центре Берегово. Фото: Н.Бессонов.

Однако, если численность людей в компактном поселении превышает несколько тысяч, то все случайными заработками перебиваться не могут. И вот, тогда цыгане, имеющие представление о кочевье лишь по фильму «Табор уходит в небо», вдруг вспоминают о своих «корнях». Целыми семьями они снимаются с места и разъезжаются в поисках удачи по украинским и русским городам. Шансов получить работу у них практически нет. Русский они знают слабо, а украинского не знают вовсе. Ни к чему было учить, когда вокруг одни венгры. А теперь поздно.
Вот этих «экономических беженцев» и увидели в метро Москвы и Петербурга с протянутой рукой в начале 1990-х.
*****
С той поры прошло пятнадцать лет. Уже выросло поколение, которое большую часть жизни проводит в палатках. «Мадьяры» крайне неудачно вкомпоновались в изменившуюся общественную структуру. Российская цыганская диаспора не имеет с ними никаких контактов, считая, что они «позорят нацию». Никто не задумывается о том, насколько закономерна эволюция этих людей, поскольку никому не известен комплекс причин, породивших «вторичное кочевье».
Как бы там не было, непрятие со стороны россиян год от года возрастает. Несомненно, в этом частично есть вина и со стороны приезжих. Но в одном им надо отдать должное. Начав с нуля, они создали своеобразную социальную модель. Их таборы, передвигающиеся железнодорожным транспортом способны быстро «отстроиться» на любом пустыре.

На стоянке венгерских цыган в Подмосковье. Конец 1990-х. Фото: Н.Бессонов.

Из жердей, картона, фанеры и плёнки они «лепят» палатки, в которых даже зимуют. (См. ГАЛЕРУЮ 2). Я жил в таких «будках» и лично убедился, что при наличии дров с русскими морозами цыгане вполне справляются. На «заработки» женщины и дети уходят «бригадами». Из среды табора выделились «переговорщики», улаживающие конфликты с властями. На стоянках функционируют «магазины», снабжающие едой тех, кто не позаботился об этом в городе сам. Конечно, всё это мало похоже на тот красочный табор, который мы привыкли видеть на экране. Тем более, что у каждого современного «кочевника» имеется как минимум лачуга на родине. Но не будем зацикливаться на киношном караване из кибиток. Специалисты знают, как изменчиво цыганское кочевье в зависимости от обстоятельств. На Западе, к примеру, привыкли представлять себе табор как вереницу красивых деревянных фургонов. Однако далеко не всем известно, какой исторически короткий век был у этих повозок. В Англии цыгане вплоть до конца XIX века навьючивали всё своё добро на спины лошадей и ослов. Когда некоторые богатые семьи стали делать в мастерских на заказ «вурдоны», соплеменники воспринимали это как немыслимую роскошь. Потом повозками обзавелись практически все. Но уже в середине ХХ века путешествие на конной тяге стало анахронизмом. Сейчас резные деревянные фургоны - коллекционная редкость со стоимостью выше автомобиля. Надеюсь, читатель понимает, почему я привёл этот пример. Всякому времени - свои песни. Цыгане всегда стремились приспособить к походному быту блага цивилизации; в той же Англии они из соображения экономии заменили на рубеже XIX и XX веков дрова на каменный уголь. Так что не удивляйтесь комфортным автофургонам немецких и французких «синти». И не считайте чем-то неестественным магнитофон на подмосковной стоянке венгерских цыган.
*****
Современное «кочевье» не сводится к приезжим из Закарпатья. Подобные палаточные лагеря разбивают молдавские цыгане (кстати, тоже исторически оседлые). Жители Подмосковья хорошо запомнили музыкантов с аккордеонами, поющих в пригородных электричках. Это они и есть.

Ещё я встречал походное жильё «влахов », которые приезжали в столицу по торговым делам. Их товар солёная рыба и одежда; палатки же не имели ничего общего с традиционным шатром. Те же «будки» из подручных досок и картона. Цель элементарная. Съэкономить на гостинице, чтобы привезти домой побольше денег.
А ведь попади к этим влахам из Волгограда журналист – сразу запишет их в «кочевые цыгане».

Пожалуй, лишь одну этногруппу на всём пространстве СНГ можно с определёнными оговорками назвать «традиционно кочевой». Это мугат (они же люли) из Средней Азии. Я не буду углубляться в описание этих обаятельных восточных людей. На сайте есть текст «Эпопея о люли », с которым вы можете ознакомиться, если ещё этого не сделали. Здесь я повторю лишь главное. Мугат не говорят по-цыгански. Они абсолютно чужды российской цыганской диаспоре по своей культуре. На родине у них имеются дома, однако проблемы с работой властно заставляют мигрировать по России. В отличие от венгерских цыган, мугат ищут малейшую возможность заработать руками, с удовольствием нанимаясь на земляные, строительные и сельскохозяйственные работы. Среднеазиатские цыгане и криминал – понятия несовместимые. Им можно попенять разве что за выпрашивание милостыни, но … не хочешь – не давай!

С точки зрения цыгановедения, мугат – типичные “сезонные кочевники”. В своё время эта модель была характерна для балканских этногрупп или для русских цыган-сибиряков. Зима – в своих домах, лето, весна и осень – жизнь под открытым небом. Несмотря на серьёзное вовлечение в социалистическую экономику, мугат сохранили и кочевые традиции, которые никогда окончательно не прерывались. Благодаря этому только они умеют организовать быт таборной стоянки в соответствии с вековыми устоями. Свои конфликты они разрешают на собрании, аналогичном русско-цыганской сходке. У них имеется (как и у кэлдэраров ) формальный лидер, ответственный за отношения с властями, которого именуют “оксокол”. В таборе среднеазиатских цыган процветает взаимопомощь. Только у них можно изредка увидеть традиционные палатки в виде полотняных навесов. Хотя, конечно, это исключение. На территории современной России даже мугат предпочитают конструкцию из жердей, обтянутую полиэтиленом. Летом в такой палатке парниковый эффект, зимой – быстрая потеря тепла как только прогорят дрова в печке. Но возможность быстро построить, а потом без особого сожаления бросить, компенсирует все неудобства.

И напоследок. На стоянке мугат всегда очень чисто. Если “вторичные кочевники” – мадьяры – мусорят вокруг палаток объедками, памперсами и тому подобным, то “традиционно кочевые” среднеазиатские цыгане сжигают или закапывают каждую бумажку.

Полагаю, общая картина уже понятна. “Кочевье” в России носит исключительно импортный характер. Все наши этногруппы вот уже полвека живут осёдло. Иллюзия, будто цыгане до сих пор кочевой народ, создаётся приезжими из Узбекистана, Таджикистана, Молдавии и Западной Украины. Да и те - жертвы жесточайшего экономического кризиса, временно оставляющие свои дома в поисках лучшей доли.
А что тем временем в Европе?
Смотря где. В странах Западной Европы многие цыганские семьи кочуют в уютных автофургонах и трейлерах. Государство предоставляет им места для стоянок. Одним словом, древняя традиция приняла современные формы. (См. ).
А вот в Восточной Европе наблюдается удивительный процесс. Помимо уже описанного “вторичного кочевья” (которое базируется на попрошайничестве и мелком воровстве), вновь появились таборы традиционно кочевавших этногрупп. (См. ГАЛЕРУЮ 3). Это возвращаются к прежнему образу жизни люди, интегрированные одно время в социалистическую экономику. Переход восточноевропейских стран к капитализму больно ударил по цыганским посёлкам. В итоге пустились в путь и те, кто ещё не забыл, как это делается. Повозки у этих цыган, конечно, на резиновых колёсах. Но стороннему наблюдателю трудно отделаться от впечатления, что возвращается романтика XIX века. Вот они – палатки. Вот телеги с матерчатым верхом. Вот босые загорелые женщины в ярких национальных нарядах. Не хватает только ручного медведя.
А почему, собственно, не хватает? В Болгарии сейчас не меньше ста цыганских семей кормятся тем, что водят медведей. Косолапый вам и на задних лапах походит, и футболиста, вымаливающего пенальти, изобразит. О болгарских урсарах пишут мои друзья и коллеги Елена Марушиакова и Веселин Попов. Репортажный снимок, который вы здесь видите, сделан ими во время недавних «полевых исследований». И кто знает. Может быть однажды появятся мемуары о представлениях с медведем, написанные на русском языке. Ведь при Брежневе многие болгарские урсары приезжали на стройки социализма и некоторые из них возвращались, женатые на русских девушках.

Николай Бессонов

Цыгане - один из самых удивительных народов, который только можно встретить в мире. Их внутренней раскрепощенности и сохраняющемуся на всю жизнь оптимизму многие бы позавидовали. У цыган никогда не было своего государства, и, тем не менее, они пронесли через века свои традиции и культуру. По степени своего присутствия на планете они могут потягаться с другим до недавнего времени рассеянным по миру народом - евреями. Не случайно евреи и цыгане были в самом верху списка тех представителей человеческого рода, что подлежали полному уничтожению, согласно расовым законам Гитлера . Но если про геноцид евреев - Холокост -написано много книг и снято много фильмов, этой теме посвящены десятки музеев в разных странах, то про Кали Траш - геноцид цыган - мало кому известно. Просто потому, что за цыган некому было заступиться.

Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен

И евреев, и цыган объединяет вера в собственное особое предназначение, которая, собственно, и помогла им выжить - ведь и евреи, и цыгане в течение столетий жили на правах меньшинств среди других народов, с чуждыми им языками, обычаями, религией, но в то же время смогли сохранить свою идентичность. Как и евреи, цыгане оказались рассеянными по разным странам Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Северной Африки. Оба народа «держались корней», практически не перемешиваясь с местным населением. И у евреев, и у цыган есть деления на «своих» и «чужаков» (ром-гажё у цыган, иудеи-гои у евреев). Примечательно, что ни те, ни другие нигде не составляли большинство населения - и потому оказались к началу XX века без государственности.

До создания государства Израиль евреи из разных регионов Евразии использовали в обиходе разные языки. Так, евреи Центральной и Восточной Европы говорили почти исключительно на идише - языке германской группы, очень похожем на немецкий, но с использованием еврейского алфавита. Персидские евреи и евреи Средней Азии говорили на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках. Евреи Ближнего Востояка и Северной Африки говорили на различных еврейско-арабских диале ктах. Сефарды, потомки изгнанных из Испании и Португалии в XV-XVI веках евреев, говорили на сефардском языке (ладино), близком к испанскому. Не обладающие собственной государственностью цыгане также говорят на нескольких диалектах, существенно отличающихся друг от друга. В каждой местности используется собственный диалект, с большим количеством заимствованной лексики. Так, в России, на Украине, в Румынии используются диалекты с большим влиянием румынского и русского. Цыгане Западной Европы говорят на диалектах с заимствованиями из немецкого и французского. На периферии цыганского ареола расселения (современные Финляндия, Испания, Португалия, Шотландия, Уэльс, Армения и пр.) ими используются местные языки с вкраплениями цыганской лексики.

Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) - аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.

Так откуда взялись цыгане, почему они оказались рассеяны по всему миру, и почему их так не любят везде, где они имеют несчастье проживать? Смуглый цвет кожи и тёмный цвет волос однозначно указывают, что предки цыган пришли в Европу с юга. На территории североиндийского штата Раджастхан и сейчас проживают несколько племён, которые считаются родственными нынешним цыганам. Самым крупным из них являются банджары; помимо банджаров, к возможным предкам цыган относятся также чамары, лохары, домы и каджары .


Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.

Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север - на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время ( XV - XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).

Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют - как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим - примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.

По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту - общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей - были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.

По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».

Происходили и другие изменения. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств в Х - XIV веках на территории Европы и Малой Азии была Византия, которая в то время занимала территорию современных Турции, Греции и Болгарии. Несколько сотен лет проживания на территории христианской Византии привели к тому, что цыгане приняли христианство, по-видимому, это произошло примерно в XII - XIV веках . Византийские письменные источники того времени никак не выделяют цыган из других социальных и этнических групп. Это косвенно свидетельствует о том, что в то время цыгане не воспринимались как маргинальная или криминальная группа.

Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь - они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.

Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.

Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству - так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца - кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь - работе с металлом).

Начиная с XVI века экономические отношения в Европе стали меняться. Возникали мануфактуры, которые приводили к массовому разорению ремесленников. В Англии необходимость в пастбищных лугах для нужд текстильной промышленности привела к политике огораживания, в ходе которой крестьяне сгонялись со своих общинных земель, а высвободившиеся земли использовались для выпаса овец. Так как пособий по безработице и других механизмов поддержания социально уязвимых слоев населения в то время не существовало, росло количество бродяг, мелких разбойников и попрошаек. Против них по всей Европе принимались жестокие законы, зачастую предполагавшие за факт попрошайничества смертную казнь . Кочевые, полукочевые, а также пытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане становились жертвами этих законов.

Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными - передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).

Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.


Рисунок 5. Николай Бессонов. "Предсказание судьбы".

В условиях враждебной внешней среды цыгане (особенно цыгане из стран Западной Европы) стали культурно «замыкаться в себе», буквально и неукоснительно следуя старинным традициям . В поисках лучшей доли цыгане постепенно стали расселяться по странам Северной и Восточной Европы, перебирались в страны Нового Света, однако практически нигде они не перешли к оседлому образу жизни и практически нигде не смогли интегрироваться в местное общество - везде они оставались чужаками.

В XX веке многие страны предпринимали попытки разрушить традиционность цыган, привязать их к постоянному месту проживания, дать им возможность зарабатывать деньги путем официального трудоустройства. В СССР эта политика была относительно успешна - осело около девяноста процентов всех цыган .

Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.

Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.

Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.

В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.

Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции - так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции - как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.

Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей - с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем - изоляции и уничтожению.

Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII - XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.

Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.

Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение - без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.

Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган - их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.

Поскольку речь у нас зашла о кочевых народах, подумал, что интересно будет познакомить читателя с этой статьёй, только что опубликованной. Не уверен, что всё в ней верно, например, являются ли цыганами Юл Бриннер, Юрий Любимов, Чарли Чаплин и Анна Нетребко. Но в целом она мне нравится и кажется правдивой.

Исторические сведения о цыганах , переплелись с мифами и кочуют вместе с ними, из века в век, и из страны в страну. Сейчас уже точно установлено, что цыгане происходят из Северной Индии. Однако неизвестно, что толкнуло их на исход из этого региона и когда он начался. Предположительно они были вытеснены вторжениями греков, персов, скифов, кушитов, гуннов и арабов. По тем или иным причинам приблизительно в IX—X веках большие группы людей оставили свою родину и двинулись на запад…

Цыгане — самый крупный из народов, у которых до сих пор нет своего государства и они живут в прямом смысле на всей планете. Про цыган слышали все, их видели все, но они не похожи на простого обывателя, поэтому на бытовом уровне об этом народе гуляют многочисленные мифы и стереотипы. В основном, отрицательные. И возникли они, как часто бывает, от незнания и той же необычности.

Ниже - 10 самых главных мифов и стереотипов о цыганах. Что любопытно — мифы эти существуют во всех странах мира, а не только в России.

Цыгане живут в основном в Центральной и Восточной Европе.

Миф этот часто гуляет в Западной Европе, мол, все цыгане живут на Балканах и восточнее. А жителей государств бывшей Югославии некоторые считают отнюдь не сербами, черногорцами или боснийцами, а цыганами и применяют этот термин, скорее как оскорбление (так же как в России часто обыватели называют «хачиками» представителей кавказских народов, не разбирая кто они есть на самом деле). Такая же участь у венгров и румын.

Но на самом деле больше всего цыган живут в США — примерно миллион человек, затем идет Бразилия (более 600 тысяч). А вот дальше действительно Румыния и Болгария. Но цыган там далеко не большинство местного населения (500 и 300 тысяч соответственно). В России же по переписи 2010 года цыганами назвались 220 тысяч человек.

Цыгане — кочевой народ

Миф этот очень древний и прочно осел в головах европейцев. Если задать вопрос даже детям во всем мире: «Кто у нас кочевой народ?», они хором ответят: «Цыгане». Но уже несколько веков никаких массовых естественных (если нет войны, например) переселений цыган не наблюдается. Миф родился из средних веков, когда цыгане действительно кочевали и передается из поколения в поколение.


У каждой цыганской семьи много детей

Этот миф из той же серии, что и «кочевой народ». Еще век назад действительно цыгане отличались тем, что они были плодовиты. Но позвольте! Вспомните своих прабабушек и прадедушек. Сколько у них было братьев и сестер? Зачастую, много. Сейчас же цыгане во всем мире рожают как все. Норма — один, два ребенка в семье. Естественно, встречаются и многодетные, как и у любого другого народа.


Цыгане крадут детей

Признайтесь, что вас самих, ну или ваших знакомых в детстве родители пугали: «Будешь плохо себя вести — придут цыгане и заберут тебя». Этот миф чуть ли не самый дремучий. И пошел он от того, что среди цыганских детей встречались и встречаются не совсем классические цыгане — не темненькие, не кучерявые, а светленькие и ничем от нас (от русского, француза, немца, англичанина — нужное подчеркнуть) не отличающиеся.

Вот тут то и начинаются сплетни и пересуды. Нередки случаи, когда по разным причинам дальние цыганские родственники усыновляют детей, и если эти дети непохожи на «родителей», то это тоже повод пошептаться.

В центральной Греции, неподалеку от города Фарсалы у цыганской семьи была обнаружена светловолосая девочка, совсем не похожая на «родителей», теперь греческая полиция пытается установить личность девочки. После того, как тест ДНК показал, что четырехлетняя Мария не является родственницей семейной пары, у которой она жила, ее изъяли у цыган.

Цыганами управляют бароны

Ну раз у цыган нет государства или что-то его напоминающее, значит ими управляют бароны, этакие авторитетные мужчины, власть которых можно назвать «царской». Миф этот тоже древний и связан он с тем, что когда нужно было решить какие-то важные вопросы (например, полиция подозревает в преступлениях какого-то цыгана или местным властям нужно решить какие-то юридические вопросы с табором), то цыган представлял барон — как правило самый авторитетный человек.

Но в любой другой ситуации такой предводитель не требуется и все главные вопросы цыгане решают общими собраниями. Сейчас баронов в классическом понимании нет. Но у нас и европейцев сложился стереотип, что этот некий барон до сих пор «держит» своих под контролем.

Вообще, подобные вещи почти неактуальны. Многие цыгане социализированы в общество того государства, где живут и подчиняются властям также как и любые другие люди и народы. Но как и среди всех, есть маргинальные группы. Вот по ним зачастую и судят обо всех цыганах.

У цыган во всем мире единая культура

Поговорка: «Цыган — он и в Африке цыган» не совсем точно отражает реальность. Да, есть цыганский язык, который относится к группе индоевропейских языков, но цыгане в разных странах разные. Во-первых, у их языка есть куча диалектов и ответвлений, в зависимости от географического расположения. Во-вторых, их культуру нельзя назвать единой. На это во многом влияет религия того государства, где они живут.

Например, русские цыгане в основном православные, а крымские — мусульмане. Хорватские — католики, а палестинские — тоже мусульмане. Многие из нас считают, что цыгане где бы не находились, ищут связи друг с другом, со своим народом. Но в реальности их нельзя назвать единым народом. Скорее, цыгане в определенном государстве имеют общее друг с другом, но не поддерживают связи с цыганами из других стран.

Цыгане не служат в армии

Корни мифа просты: раз у цыган нет своего государства, то какой смысл им воевать за чуждое неродное государство? Вроде бы рациональное зерно у мифа есть, да и действительно не так то просто отыскать в армии цыган, кроме того они сами себя называют миролюбивым народом.

Но... Начнем с того, что цыган вообще не так уж и много (в мире насчитывается примерно 10 миллионов человек, а в России, как указано выше немногим больше 200 тысяч), а мужчин призывного возраста и того меньше. И история все же доказывает, что цыгане служат. Типичный пример — цыгане были в действующих частях наполеоновской армии. Но тогда же возник миф о пацифизме цыган: цыгане французской армии публично братались с цыганами испанской.

Тем не менее, цыгане воевали и в составе армии Османской империи, есть доказательства службы во французской армии Людовика XIV и т. д. Но действительно какого-то массового стремления воевать у них не наблюдалось.

Цыгане только и делают, что воруют, гадают и продают наркотики

Миф взят не с пустого места. Никто не будет спорить, что цыгане раньше часто воровали. Но просто потому что есть было нечего. В связи с нелюбовью к цыганам, они не могли просто так взять и войти в элиту местного населения и жить припиваючи. Можно сказать, что воровать заставила жизнь. Та же история и с наркотиками. Как говориться, в семье не без урода.

Что касается гаданий, то это тоже пошло с древних времен: надо было как-то зарабатывать деньги. А так как цыгане гадали охотно, то и сложился миф о том, что они все умеют это делать. В этом во многом виноваты сами европейцы — раз цыгане отличаются, то им приписывались какие-то сверхъестественные способности. Наиболее предприимчивые цыгане используют этот стереотип сполна.

Все цыгане умеют играть на гитарах

Ну какая же свадьба без цыган, судя по произведениям XIX века. Медведи, красные рубахи и гитары. Прихоть помещиков переросла в до сих пор актуальный миф. Все это из разряда — все темнокожие американцы умеют читать рэп и играть в баскетбол, все бразильцы играют в футбол раньше, чем начинают ходить и т. д. На самом деле цыгане играют на гитарах не больше, чем русские. А, скажем, венгерские цыгане вообще предпочитают играть на скрипке.

Цыгане всегда живут общинами

Очень древний, очень устойчивый и интернациональный миф. Мол, все цыгане друг за другой, живут тесно друг с другом и где один, там и второй. Да, и еще все друг друга знают. Факт в том, что так раньше и было. Но уже не одно десятилетие такого, в основном, нет. Хотя не редкость, когда несколько семей живут рядом, но это объясняется лишь общими интересами и менталитетом. Общинного строя у цыган давно нет, а в развитых странах об этом давно забыли.

Некоторые любопытные факты:

«Цыгане» — собирательный термин, такой же, как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей.

Цыгане делятся на несколько этнических групп. Кальдераш — одна из таких групп. Другие основные группы — гитаны и мануш. Кальдераш — специалисты по металлу: лудильщики, жестянщики и т. п. Гитаны расселились в основном на юге Франции, в Испании, Португалии и Северной Африке. Мануш специализируются на дрессировке животных, странствуют и дают представления.

Есть и более мелкие этнические группы цыган: блидари, рудари и лингурари занимаются различного рода работами по дереву (блидари специализируются на изготовлении вещей для дома); чобатори — сапожники; косторари — лудильщики; гилабари — музыканты; лаутари — изготовители музыкальных инструментов; месте-ри лакатуши — слесари по замкам; салахори — каменщики и строители; ватраши — садовники; златари — золотых дел мастера. В различных регионах произношение может быть разным, но в целом эти названия легко узнаваемы...браки между представителями разных групп редки.

У цыган есть национальные гимн, флаг и художественная культура, в т. ч. литература.

Цыгане условно делятся на восточных и западных.

«Восточных» цыган стали называть цыганами лишь в 19-20 веках, когда европейцы, посещавшие Азию, обратили внимание на их внешнее сходство с цыганами, а также некоторые общие ремёсла и традиции. «Восточные» цыгане имеют культуру, резко отличающуюся от «общецыганской» (т. е. культуры заметно более многочисленных и культурно развитых «западных» цыган), хотя у тех и тех есть общее культурное наследие индийских предков. «Восточные» и «западные» цыгане практически не общаются.

Цыганские языки в подавляющем большинстве являются потомками санскрита. Этнически, цыгане являются потомками ариев, с дравидийской примесью (дравиды — коренное население Индии, завоёванное ариями, одна из древнейших владевших письменностью культур, на момент завоевания была более развита, чем культура кочевников-ариев).

В Индии цыган не было вообще, были индусы. По последним генетическим и лингвистическим исследованиям, предки цыган, группа индусов касты «дом» в 1000 примерно человек, покинула Индию где-то в VI веке. Предполагается, что эту группу музыкантов и ювелиров индийский правитель подарил персидскому, как было в обычае того времени.

Уже в Персии численность группы сильно разрослась, появилось социальное деление внутри её (в основном, по профессиям); часть працыган в IX-X веках начала постепенно передвигаться на запад и наконец, дошла до Византии и Палестины (две разные ветви). Часть осталась в Персии и оттуда расползалась на восток. Часть из этих цыган, в конце концов, дошли до родины своих далёких предков — Индии.

Византию цыгане покинули в период завоевания её мусульманами, в надежде получить помощь от единоверцев-христиан (наивные были люди и времена). Исход из Римской Империи длился десятилетиями. Часть цыган, всё же, по различным причинам осталась на родине. Их потомки со временем приняли ислам.

Есть гипотеза, что прозвище «египтяне» цыгане получили ещё в Византии, за свою смуглость и за то, что наиболее заметная часть цыган занималась, как и приезжие египтяне, цирковым искусством. С цирковым же искусством и с гаданием связано было и другое прозвище, от которого произошло и слово «цыгане»: «атсингане». Изначально, так называли неких сектантов, ищущих тайных знаний. Но со временем, видимо, слово стало нарицательным, ироническим для любого, кто занимается эзотерикой, фокусами, гаданиями и прорицаниями. Сами себя цыгане уже тогда называли «рома» и сами себе дали прозвище «кале», т. е. чернявые, смуглые

Считается, что именно цыгане широко распространили в мусульманских странах танец живота. Однако, тому нет ни доказательств, ни опровержений.

Традиционными для цыган областями деятельности являются искусства, торговля, коневодство и ремёсла (от прозаических изготовления кирпичей и плетения корзин до романтических ювелирного искусства и вышивки).

Вскоре после прихода в Европу цыгане стали одними из жертв больших социально-экономических кризисов и подверглись жесточайшим гонениям. Это привело к сильной маргинализации и криминализации цыган. От полного уничтожения цыган спасло в общем и целом нейтральное или дружелюбное отношение большей части простого народа, не желавшего исполнять в отношении цыган кровавых законов.

Говорят, что знаменитый Папюс учился гадать у цыган.

Инквизиция никогда не интересовалась цыганами.

Медицине неизвестны случаи заболевания проказой в среде цыган. Самые распространённые группы крови у цыган — III и I. Процент III и IV крови очень высок по сравнению с другими европейскими народами.

В Средние Века цыган, как и евреев, обвиняли в каннибализме.

В 18-19 веках, с повышением терпимости к ним в европейском обществе, криминальность цыган резко и сильно снизилась. В 19 веке в Европе пошёл очень быстрый процесс интеграции цыган в общество.

В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. Как и другие укоренившиеся ныне народы (например, калмыки) они получили императорское разрешение проживать в России и заниматься традиционными ремёслами (торговля, коневодство, гадание, пения и танцы). Через некоторое время эти цыгане стали называть себя русска рома, до сих пор это самая многочисленная из цыганских национальностей в России. К 1917 году русска рома были самыми интегрированными и образованными цыганами России.

В разное время в Россию иммигрировали также кэлдэрары (котляры), ловари, сэрвы, урсари, влахи и другие цыгане.

Почти все названия цыганских национальностей либо являются названиями ключевых профессий, либо отображают название страны, считающейся ими родной. Это многое говорит о цыганских приоритетах.

Знаменитый цыганский национальный костюм был придуман в 19 веке. Первыми его стали носить кэлдэрары. Национальный костюм русска рома был придуман артистами для создания более экзотического сценического образа. Исторически цыгане всегда были склонны носить одежду, характерную для страны проживания.

Короткие волосы у цыган — это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане избегают совсем коротких стрижек.

В 1812 году русска рома добровольно передавали на содержание российской армии большие суммы. Молодые цыганские парни воевали в составе российских войск. При этом, что забавно, в войске Наполеона сражалось немало французских цыган. Есть даже описание встречи во время битвы между испанцами и французами двух цыган с разных сторон.

Во время Второй Мировой Войны цыгане участвовали в военных действиях в составе как регулярных армий (СССР, Франция; рядовые, танкисты, военные инженеры, лётчики, санитары, артиллеристы и т. п.), так и партизанских групп, смешанных и чисто цыганских (СССР, Франция, Восточная Европа). Партизанские действия цыган против фашистов иногда называют «Арии против арийцев».

В результате систематического направленного истребления цыган фашистами в Европе умерло около 150,000 (для сравнения, в СССР проживало от 60 000, по переписи, до 120 000, по предположениям) цыган. «Цыганский Холокост» называется Кали Траш (есть также варианты Самударипэн и Параимос).

Среди выдающихся цыган есть учёные, писатели, поэты, композиторы, музыканты, певцы, танцоры, актёры, режиссёры, боксёры (в т. ч. чемпионы), футболисты, историки, политики, священники, миссионеры, художники и скульпторы. Одни известны более, например, как Маришка Вереш, Ион Войку, Янош Бихари, Джем Мэйс, Матео Максимов, Юл Бриннер, Тони Гатлиф, Боб Хоскинс, Николай Сличенко, Джанго Рейнхардт, Бирели Лагрен, другие менее, но тоже могут похвастаться значительными вкладами в цыганскую культуру.

Увидев в статье о российских цыганах фразу «кочевой народ» без кавычек, можете её не читать. Автор не напишет ничего на самом деле достоверного, если не знает даже такого факта, что лишь 1% российских цыган кочует.

По данными МВД, при том, что в СМИ по упоминанию в криминальных статьях цыганские мошенничества на первом месте, в статистике они на последнем. Этнографы считают, что аналогична ситуация с цыганскими мошенничествами и наркоторговлей и в России.

Во времена Сталина цыгане подверглись целенаправленным репрессиям.

Термин «цыганский барон» используется цыганами лишь последние пару десятков лет, и далеко не всеми. Это заимствование из СМИ и романтической литературы. Термин используется специально для общения с нецыганами.

В мире существует несколько заметных цыганских театров: в России, на Украине, в Словакии, в Германии, а также театры и студии помельче в этих и других странах.

Одно из самых интересных цыганских понятий — это понятие «скверны». Оно связано с нижней частью тела замужней или просто взрослой женщины. Достаточно ей над чем-нибудь пройтись, как это место становится «оскверненным». Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь автоматически считаются «осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган мира входит большой фартук. И по той же причине, чтобы не быть оскверненными, цыгане предпочитают жить в небольших, одноэтажных домах.

Цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому цыгане так любят некоторые индийские фильмы.

У цыган есть «нежелательные» профессии, которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из цыганского общества. Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика.

Как и каждый народ, цыгане имеют свои национальные блюда. С древних времён цыгане жили в лесу или около него, поэтому питались пойманными на охоте зверями — зайцами, кабанами и прочими. Особенное национальное блюдо цыган — ёж, жареный или тушёный.

Носители цыганских генов называются романо рат. За романо рат признаётся право, если они захотят, стать цыганами. Романо рат являются гитарист группы «Rolling Stones» Ронни Вуд, Сергей Курехин, Юрий Любимов, Чарли Чаплин и Анна Нетребко.

Слово «лавэ» в русском жаргоне заимствовано из цыганского языка, где имеет форму «ловэ» (цыгане не «акают») и значение «деньги».

Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье.

Цыгане живут во многих странах Европы, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Родственные европейским цыганам группы проживают также в странах Передней Азии. Численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.

Когда-то меня потряс антифашистский фильм "Переход" с Энтони Куинном и Малкольмом МакДауэллом в главных ролях и жуткой сценой уничтожения цыган.

Желающие могут посмотреть этот фильм здесь.

Цыгане - кочевой народ... традиции и обычаи...

Одна цыганская легенда гласит,

что Бог так полюбил цыган за их веселье и талант, что не стал
привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни
весь мир. А потому цыган можно найти на всех материках, кроме
Антарктиды.

Одно из самых интересных цыганских
понятий - это понятие «скверны». Оно связано с нижней частью тела
замужней или просто взрослой женщины. Достаточно ей над чем-нибудь
пройтись, как это место становится «оскверненным». Одежда, которая
носится женщиной ниже пояса, и обувь автоматически считаются
«осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган
мира входит большой фартук. И по той же причине, чтобы не быть
оскверненными, цыгане предпочитают жить в небольших, одноэтажных домах.

Только 1% российских цыган кочует.

Короткие волосы у цыган - это символ
бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане
избегают совсем коротких стрижек.

Медицине неизвестны случаи заболевания лепрой в среде цыган. То есть, цыгане не болеют проказой.

Цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому цыгане так любят некоторые индийские фильмы.

У цыган есть «нежелательные» профессии,
которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из цыганского общества.
Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика.

Как и каждый народ, цыгане имеют свои
национальные блюда. С древних времён цыгане жили в лесу или около него,
поэтому питались пойманными на охоте зверями — зайцами, кабанами и
прочими. Особенное национальное блюдо цыган - ёж, жареный или тушёный.

Носители цыганских генов называются
романо рат. За романо рат признаётся право, если они захотят, стать
цыганами. Романо рат являются гитарист группы «Rolling Stones» Ронни
Вуд, Сергей Курехин, Юрий Любимов, Чарли Чаплин и Анна Нетребко.

Слово «лавэ?» в русском жаргоне
заимствовано из цыганского языка, где имеет форму «ловэ?» (цыгане не
«акают») и значение «деньги».

Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье.

И ещё о цыганах...

Слово «цыгане» у многих ассоциируется с
такими понятиями, как свобода, вольность. На самом деле в цыганской
семье царят довольно строгие нравы.

Цыгане, выходцы из Индии, где бы ни
появились, вели обособленный образ жизни - они везде чужаки. Но те, кто
задерживался надолго в той или иной местности, с годами перенимали
обычаи коренного населения. В России живут в основном русска рома
(русские цыгане) и сэрвы (украинские цыгане). Цыгане-мадьяры из Западной
Украины и среднеазиатские цыгане-люли приезжают в Москву в поисках
работы.

Цыгане различаются по вероисповеданию - в
России и Украине в основном проживают православные христиане, но
встречаются мусульмане и католики.

НИКАКИХ ДИСКОТЕК!

Браки у цыган заключаются довольно рано:
старшие боятся, что молодежь «разгуляется и испортится». К тому же более
юная девушка быстрее привыкает к укладу семьи мужа.

У цыган не принято ходить на свидания, на
дискотеки. Обычно молодежь знакомится на свадьбах родственников и
других торжествах. Родители, разумеется, присматривают будущих супругов
для своих детей, но чаще выступают в роли советчиков, а не диктаторов.
Каждому отцу, каждой матери хочется, чтобы семья, с которой предстоит
породниться, была уважаемой, благородной и порядочной. А если богатой -
еще лучше. Но насильно никто замуж не выдает.

Жизнь среди своих предполагает
информированность обо всем. «Цыганская почта» знает, где подросла
красавица и куда можно засылать сватов. Как только сын намекнул
родителям о своем выборе, начинается приготовление к сватовству.

Иногда это отдельное праздничное действо
со своими канонами - кому что говорить, где сидеть и так далее. А если
семьи договорились, готовится свадьба.

СВИДЕТЕЛИ ЦЕЛОМУДРИЯ

Цыганские свадебные торжества похожи на
театрализованные представления. Например, к приготовлению праздничного
каравая допускаются только те женщины, чья семейная жизнь удалась.
Обязательно благословение жениха и невесты иконами - у христиан,
разумеется.

А уж целомудрие невесты - непременное
условие. Жениха и невесту торжественно провожают в отдельные апартаменты
с песнями, танцами, потом так же торжественно встречают. В знак
непорочности девушки гостям прикалывают на грудь красные цветы. Над
головами жениха и невесты раскрывают свадебное покрывало, чтобы гости
могли удостовериться в невинности невесты, молодым поют другие, уже
«взрослые» песни и частушки. Девушка надевает новый наряд, на голову ей
повязывают платок.

В некоторых группах цыган-крымов за
невесту еще платят калым. А на свадьбах цыган-ловарей не дарят подарки,
считается, что любой может прийти и просто порадоваться счастью молодых.

Легенды о том, что цыгане воруют невест,
имеют под собой реальную основу. Это происходит и в наше время, если
родители не одобряют выбор детей. Но в таких случаях свадебные
пиршества, как правило, не устраиваются. Все проходит тихо и скромно.

«БАРО РОМ» И ЕГО ЖЕНА

Молодые в большинстве случаев остаются
жить с родителями жениха. Потом, со временем, перебираются под
собственную крышу. Только самый младший сын со своей семьей должен
остаться с родителями - надо же кому-то за ними ухаживать.

Невестка встает раньше и ложится позже
всех. Она выполняет все домашние функции под руководством свекрови.
Цыганка никогда не перечит мужчине, не вступает в мужской разговор, пока
к ней не обратятся. О верности цыганских женщин ходят легенды, они
умеют уважать мужчин, ухаживать за ними, а главное - берегут честь
семьи. Никогда вы не услышите, чтобы цыганка позорила мужа при
посторонних или говорила о том, что он должен делать. Сама безмолвно
пойдет и сделает. Сама заработает и никогда не упрекнет мужа, что он не
принес денег.

Однако в большинстве своем цыганские
мужчины чувствуют ответственность за семью, детей, родственников. Это в
них воспитано с малолетства.

Иногда мужчины, конечно, позволяют себе
полениться, полежать на диване перед телевизором. Обожают покрасоваться в
обществе в шикарной одежде, пустить пыль в глаза: он большой человек,
«баро ром»!

Все мужчины влюблены в лошадей. Перстень с
изображением конской головы или подковы - достойное украшение для
цыгана. Если уж нельзя иметь в собственности лошадь, то хоть выковать ее
изображение на воротах дома! Многие мужчины коллекционируют фигурки
этих животных. Сейчас на смену коням приходят автомобили, и любой
цыганенок назовет вам десятки лучших иномарок.

«ВОЛИ ХОЧЕТСЯ!»

Уровень жизни многих цыган очень низкий:
это самострой без воды, канализации и газа. Такие места есть по всему
постсоветскому пространству. Но в Европе, как, впрочем, уже и у нас,
некоторые цыгане живут вполне достойно: путешествуют в уютных вагончиках
с прицепом.

Генетика - вещь упрямая. Поэтому в
многоэтажных домах цыганам душно, трудно, воли хочется. Они стараются
жить ближе к земле - в частных домах или по крайней мере на первых
этажах.

Свое жилье цыгане украшают коврами,
лепниной, любят дорогую посуду. Еды всегда готовят очень много - мало ли
кто заглянет на огонек. Цыганка никогда не выпустит из дома человека,
не напоив его хотя бы чаем. Кстати, чай заваривают крепко, добавляя в
него дольки лимона и яблока, и пьют из хрустальных стаканов.

Современные цыганки, конечно, не надевают
по 12 юбок, как горьковские или толстовские персонажи. Но одежда их
часто отличается от того, что носят другие. Больше всего, конечно,
цыганки любят черный цвет. Но неравнодушны и к ярким тонам - красному,
белому, бирюзовому, золотому. Излюбленные ткани - шифон, бархат, гипюр.
Длина - макси или миди, короткие юбки носят разве что городские девушки,
и то редко. Обувь в быту - без каблука, но праздничная очень шикарна!
Украшения цыгане любят золотые, да чтобы бриллиантов побольше. Любимые
камни - бирюза и кораллы.

ЧЕЙ ТЫ, КТО ТВОЙ ОТЕЦ?

У цыган не принято говорить вслух о
любви, нельзя прикоснуться к чужой женщине даже в танце. Если ты
настоящий мужчина, умей управлять своими эмоциями. Понравилась другая
цыганка - не подавай виду, ну разве что в песне или танце выплесни свою
страсть. Горячий темперамент мужчин иногда приводит их в объятия чужих,
не цыганских женщин. Общество к этому относится снисходительно, хотя и
не приветствует.

Смешанные браки тем не менее случаются. И
если жена другого роду-племени, она постепенно «оцыганивается»:
принимает цыганскую культуру, обычаи, язык. Если супруг иной
национальности, то цыганки иногда пытаются взять верх, чтобы построить
жизнь по-своему. В конечном итоге так и получается: быт ведь зависит от
женщины. Крайне редко происходят в цыганских семьях разводы. Но если
мужчина уходит, то он, как правило, заботится о детях или забирает их в
новую семью. При знакомстве цыгане спрашивают друг друга: «Чей ты? Кто
твой отец?»

Гадание - исконно цыганское мастерство,
передаваемое из поколения в поколение, - и радость, и горе для гадалки.
Если ты видишь беду и не можешь ничего сделать - это тяжело! Со стороны
может показаться, что все просто - глянул на карты и озвучил. На самом
деле - тяжкий труд для души, для ума. Чтобы увидеть прошлое, настоящее,
будущее, надо настроиться, войти в определенное состояние и
сосредоточиться. А после сеанса следует восстановить силы. Но когда тебя
благодарят люди, нашедшие свою любовь или победившие недуг, ро дившие
малыша или достигшие успехов в бизнесе, - разве это не счастье?

ВНЕ ВРЕМЕНИ

Но настоящее цыганское счастье - это быть
ребенком в таборе. Тебе - самое вкусненькое, ты всегда с мамой, тебя
все любят, целуют, дарят подарки, балуют. Поэтому если кто-то из «чужих»
в вагоне или на улице отказался цыганенку дать монетку, он не
огорчится, и его самооценка от этого уж точно не пострадает. Ну а если
обидят, то в таборе всегда найдется кто-то - сестра, брат, тетя или
крестная, которая утешит, успокоит.

К сожалению, свою задачу цыганская мать
видит только в том, чтобы ребенок был сыт и здоров. Необходимость
образования понимают далеко не все. Да и трудно цыганским детям учиться в
обычной школе. Мешает плохое знание местного языка - малыши просто не
понимают, чего от них хотят. К тому же для цыган не существует категории
времени, из-за этого научиться приходить на урок вовремя для них не под
силу.

Социальные условия тоже иногда против
учебы - не во что одеться, обуться, нет места в доме, где делать уроки.
Кроме того, у цыган существует предубеждение, что в школе более
раскрепощенные сверстники научат их детей чему-нибудь плохому.

Но тем не менее иметь образование
становится уже престижным. И многие поощряют учебу своих детей. Из вузов
цыгане предпочитают институты культуры и… туристического бизнеса - вот
где она проявилась, тоска по кочевью!

ПРИБЕЖИЩЕ ДЛЯ СТРАННИКА

Для того чтобы выжила цыганская семья,
требуется чуть больше усилий, чем коренному населению. Яркая,
характерная внешность иногда препятствует устройству на работу.
Стереотипы («цыган украл - и поет и пляшет!») мешают относиться к
человеку объективно. Поэтому семья для цыгана - прибежище, где его
выслушают, накормят, приголубят, развеселят. Жизнь вне родины научила
моих соплеменников держаться вместе, не оставлять в беде своего брата.
Президент Международного союза цыган Стахиро Станкевич однажды сказал:
«Если не-цыган приехал в чужую страну, он ищет гостиницу, чтобы
поселиться. А цыган найдет другого цыгана, который даст ему и еду, и
кров».