Какие достижения характеризуют культуру индии. Культура Древней Индии

К наиболее ярким чертам древнеиндийской культуры можно отнести: чрезвычайный консерватизм (на протяжении тысячелетий строились одни и те же дома, прокладывались одни и те же улицы, существовала одна и та же письменность и т. п.); чрезвычайную религиозность, представление о реинкарнации, т. е. посмертном перевоплощении. Тяжелые климатические условия: удушающая жара, сменяющаяся сезонами дождей, буйство растительности, постоянное наступление джунглей на крестьянские посевы, изобилие опасных хищников и ядовитых змей рождали у индуса чувство униженности перед силами природы и их грозными богами. Во II тыс. до н э. здесь возникла строгая, замкнутая сословно-кастовая система, согласно которой люди неравны не только перед обществом, но и перед богами. Понятие прав и обязанностей применялось не к человеку вообще, а к представителю той или иной касты. Такая ограниченность человеческого существования и жесткая иерархия каст создавали предпосылки для своеобразного понимания жизни в ее связи со смертью. Правильная жизнь воспринималась как условие того, что после смерти человек вновь мог родиться в уже более высокой касте, а за глупую, никчемную жизнь мог быть наказан рождением в образе какого-нибудь животного, насекомого или растения. Следовательно, жизнь – награда или наказание, а смерть - избавление от страданий или же их умножение. Подобные представления породили у древних индусов стремление к анализу, осмыслению каждого поступка. В мире, как и в жизни человека, нет ничего случайного, что не было бы предопределено его кармой. Карма – cложное и очень важное понятие в индийской культуре. Карма – это сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е дальнейшего существования. В миросознании человека древнеиндийской культуры лейтмотивом проходит идея о скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с неземным миром. Бесконечный круговорот вещей (сансара) – мировой закон жестокой обусловленности посмертной судьбы человека его моральным поведением при жизни. Неудивительно, что главным стремлением человека становится желание освободиться, вырваться из пут вечной реинкарнации, череды жизни и смерти.

Плодом этих духовных исканий становится буддизм. Его основоположник Будда (буквально – просветленный), был принцем царствующего дома. Его подлинное имя – Сиддхартха Гаутама. Свое кредо Будда изложил в так называемой Бенаресской проповеди. Там он говорит, что жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание – это страдание. Оно происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни и т. п. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности –– вот путь к уничтожению страданий. Именно за этим путем лежит полное освобождение - нирвана. Нирвана (буквально – угасание, затухание) – это такое внутреннее состояние человека, где угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними и весь открывающийся человеку мир.

Исстрадавшимся людям не могло не импонировать учение о том, что наша жизнь страдание и что все страдания проистекают от страстей. Желание умерить свои страсти, быть добрым и благожелательным – это перед каждым открывало путь к нирване. В этом причина первоначальной популярности буддизма. Будда учил, что существуют две крайности жизни. Одна – жизнь наслаждений, похоти и удовольствий – это недостойная, низменная жизнь. Другая – жизнь аскета, добровольных страданий, она тоже низменная. Совершенный человек выбирает средний путь – путь, который открывает глаза и ум, который ведет к покою, к познанию, к нирване. Учение Будды глубоко нравственно. Он учит: «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», «можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит победу над самим собой», «победа рождает ненависть, ибо побежденный несчастен». Будда призывает ориентироваться на четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро.

Учение Будды завоевало сердца жителей Индии, Китая, Тибета, Японии, Таиланда, Непала, Цейлона, Вьетнама, Монголии, Камбоджи.

Но в самой Индии буддизм, в конце концов, был вытеснен индуизмом, который можно рассматривать как результат синтеза буддизма и брахманизма. Важной причиной этого явилось то, что буддизм придавал особое значение принципу ненасилия, в результате в глазах общества занятие земледелием, которое часто связано с убоем животных, стало считаться низким, а сами земледельцы заняли более низкую ступень социальной лестницы. Поэтому сельская община, игравшая традиционно важную социальную роль в индийском обществе, отвернулась от буддизма в сторону индуизма, сохранив многие религиозно-нравственные положения Будды.

В основе всех ценностей индо-буддийской культуры лежит представление об Абсолютном духе, внешним выражением которого является земной мир. Вследствие этого во вселенной поддерживается порядок, господствует закономерная связь явлений и смена событий. В рамках всемирного закона личность свободна, но она стоит перед вечностью жизни и переселением душ. Карма – это страж и переселения душ, и причинности, закономерного воздаяния личности за ее прежние дела. Случайность и беспричинное зло в индо-буддийской культуре исключены. Каждому – свое.

Главных культов в индуизме три – Брахмы, Вишну и Шивы (соответственно космические силы творения, сохранения и уничтожения). Особенно почитаемы два последних.

Брахма – творец. Его изображают с цветком лотоса в четырех руках. Вишну – помощник людям. Он сообщает истину, охраняет от опасности, избавляет от зла. Такая роль достигается путем перевоплощений (Рама – герой одноименного эпоса, Кришна – ребенок или юноша). Одним из перевоплощений Вишну стал Будда. Простые смертные достигают блаженства, делаясь духовно тождественными Вишну. Ясно, что без благочестивой жизни тут не обойтись.

Шива – суровое и страшное божество, бог-разрушитель. У него 3 глаза, вокруг тела – змеи, на шее – черепа, в руке он держит трезубец, Ганг течет у его ног. Но он же представляется индусам покровителем искусства и учености, разгульной жизни и любовных утех. Многорукость танцующего Шивы символизирует силы Вселенной, танец выражает ее пульсацию.

Индуистские боги принципиально отличаются от богов других мировых религий (Бога, Аллаха). Они приближены к земным условиям. И Вишну, и Шива имеют жен. Жена Вишну – Лакшми – богиня красоты и счастья. Жена Шивы имеет ряд имен, одно из которых Кали – богиня истребления и смерти.

Так как Абсолютный дух во всем и каждое сущее в едином духе, долг каждого не относиться с презрением ни к одному созданию. Каждый должен жить и давать жить другим. Главный принцип: не отвечай злом на зло, всегда твори добро. Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают. Достойное поведение не в том, чтобы идти проверенным путем, а в том, чтобы самому найти правильный путь и бесстрашно ему следовать. Таким должно быть поведение человека.

Индуизм и буддизм расходятся в понимании ценности земных удовольствий, сладострастия и неги. Индуизм подчеркивает значимость праведной жизни, чувственных радостей и плотских утех. Пренебрежение этими дарами жизни – тяжкий грех. Буддизм проповедует умеренную жизнь, воздержание и верность в любви.

Важнейшим учением в индо-буддийской культуре является учение об освобождении от сансары и достижение нирваны. Такое освобождение – высшее блаженство и достигается путем слияния с Абсолютом, отождествлением с Брахманом. При этом индивид выпадает из цепи кармы, просветляется и выходит за пределы иллюзорного мира.

В буддизме нирвана понимается как состояние отрешенности, достигаемое за счет отказа от земных стремлений. В индуизме под нирваной понимается не полное прекращение существования, а состояние святости, в котором искоренена злоба и перестал действовать закон кармы и которое навечно стало благом для всех существ.

Особое внимание к внутреннему миру человека предопределило развитие индийской литературы, для которой характерно многообразие жанров, масштабность и глубокая поэтичность. Это же обеспечило и высокий уровень научных, прежде всего, математических, познаний индийцев.

Мы увидели, что индо-буддийский тип культуры, родиной которой являются Индия один из наиболее оригинальных типов культуры нашей планеты.

Трудно переоценить достижения в Древней Индии. Научные достижения Древней Индии использует весь мир. Индийский учёный Ариабхата известен изобретением десятичной системы исчисления, а также изобрел цифру "0". Этой системой пользуемся и мы. Возможно и цифры, какими мы их знаем, тоже были изобретены в Индии. Арьябхата, известный математик и астроном древней Индии, сформулировал и вывел правила извлечения квадратных корней, кубических корней; решение различных уравнений — линейных, квадратных, неопределенных. Он совершил ряд других открытий в математике. Также он был уверен, что земля движется вокруг своей оси, а также верно указал причины лунных и солнечных затмений. Жрецы и коллеги критиковали его взгляды. А жил он примерно в IV веке. Астроном Брашарачария в V веке расчитал время, за которое Земля совершает полный круг вокруг Солнца, с точностью до 9 знака после запятой. Будхайяна расчитал число "пи" еще в VI веке.

Система счета

Обсерватория

Индийцы умели изготавливать красители, стекло, яды и благовония. Они прекрасно разбирались в руде, сплавах и других ископаемых. "Навигация" (вождение кораблей), является видоизмененным индийским словом "водить". Исскуство управления кораблем было освоено индийцами 6 тысяч лет назад. Там же была изобретена тригонометрия — основа навигации в открытом море. Богата достижениями Индия и в медицине. Аюрведа, медицинская школа — древнейшая в мире, если не самая древняя, она была основана более 2500 лет назад. Индийцы правильно понимали назначение каждого органа, успешно лечили многие болезни. Важной чертой индийского лечения было то, что врачи, при постановке диагноза, не только оценивали физическое состояние пациента, но также и его психологический настрой. Хирурги владели более 120-ю инструментами, и делали достаточно сложные операции. В городе Такшашила был основан и построен университет, который считается первым в мире. В целом, Индия очень богата достижениями в математике, в том числе в алгебре, а также в астрономии и в медицине.


Древние тексты по медицине (музей медицины в Дармсале)

Достижения культуры Древней Индии также велики, как и научные достижения. Например, прототип шахмат пришел к нам из Древней Индии. Также карты и домино — наследие Древней Индии. В Индии было изобретено множество приправ и кулинарных рецептов. Самое известное изобретение Древней Индии — Йога, система духовных и физических практик для самосовершенствования. Философия древней Индии достигла больших высот. Многие теории, которые имели индийские философы того времени, доказаны лишь сравнительно недавно. В своих открытиях Индия намного опережала весь остальной мир.

Жизнь на полуострове Индостан зародилась столь давно, что трудно выбрать точку отсчета, с какого времени надо описывать культурные достижения Древней Индии. Пять, а то и шесть тысяч лет насчитывает шутка ли, в короткой статье дать полный анализ. Поэтому ограничимся краткими сведениями.

Особенности культуры

Народов, племен и, соответственно, языков в Индии великое множество. В отличие от европейской культуры, они развивались совершенно обособленно и самостоятельно, и то, что европейский человек считает базовым, таковым для жителя Индии не является. Мы мыслим эмпирически, а в Индии - абстрактно. Мы мыслим этическими категориями, в Индии - ритуальными. Ритуал гораздо важнее морали. Европейское мышление - юридическое (закон, права человека), в Индии - миф, в котором тонут все права. Мы мыслим в коллективных категориях, в Индии же придается значение только личному спасению и перерождению. Категории «народ», «нация», «племя», «единоверцы» для индийцев не очень понятны. Но все же их объединяла религия, в которой нет никакой систематичности. Ниже мы поговорим об индуизме, который жив до сих пор и который создала Древняя Индия. Достижения его духовных практик ценят и представители иных цивилизаций.

Зарождение жизни

Первые жители обитали в городах Хараппа и Мохенджо-Даро в долине Инда. Но о них известно мало. Это было чернокожее население (дравиды). Пришедшие светлокожие кочевые племена ариев из Ирана, что на языке означало «благородные», вытеснили аборигенов в леса и на самый юг Индийского субконтинента.

Они принесли с собой язык и религию. Спустя многие века, когда сами арии добрались до юга, то они начали мирно сосуществовать с темнокожим дравидийским населением, и их религии объединились, слились и переплавились.

Кастовая система

Ее принесли с собой арии. Сами индийцы применяют слово «варна», и оно переводится как «цвет» для обозначения своих социальных категорий. Чем светлее и белее кожа, тем выше на социальной лестнице стояли люди. Существует четыре варны. Самая высшая - брахманы, которые обладают и властью, и знаниями. Здесь рождаются жрецы и владыки.

Потом следуют кшатрии, то есть воины. Затем - вайшьи. Это торговцы, ремесленники, крестьяне. Самые низкие - шудры (слуги и рабы). Все сословия произошли от мифического человека - Пуруши. Из его головы произошли брахманы, из рук и плеч - кшатрии, из бедер и чресл - вайшьи, для которых было важно плодородие, из стоп - шудры, которые находятся в грязи. Из грязи были созданы неприкасаемые, чье положение самое ужасное. Все население было безграмотным, что сохранилось и до нынешних дней. А знаниями обладали кшатрии и брахманы. Именно последние и создавали Им обязана своим развитием Древняя Индия. Достижения в различных областях культуры были значительны. Но подняться по социальной лестнице при существовании каст невозможно. Человек от рождения до смерти связан только с той кастой, в которой родился.

Язык и письменность

Мы не будем останавливаться на нерасшифрованных языках, но обратимся к который появился почти пять с половиной тысяч лет назад и который стал языком ученых, жрецов и философов. На нем создана обширная литература. Первоначально это были религиозные малопонятные гимны, песнопения, заклинания (Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда, Атхарва-веда), а позже и художественные произведения (Рамаяна и Махабхарата).

Для брахманов санскрит являлся таким же языком, как для нас латынь. Это язык учености. Для нас он представляет интерес тем, что из него предположительно выросли все языки, на которых говорит Европа. Его корни прослеживаются и в греческом, и в латинском, и в славянских языках. Само слово «веда» переводится как знание. Сравните с корнем русского глагола «ведать», то есть знать. Так входит в современный мир Древняя Индия. Достижения в развитии языка принадлежат брахманам, а способы его распространения изучены недостаточно.

Архитектура, скульптура и живопись

Брахманы, которые произошли из глаз мифического Пуруши, занимались визуальными искусствами.

Они проектировали храмы, создавали живописные и скульптурные изображения богов. Это привлекает внимание не только благочестивых индийцев, но и всех, кто приезжает в Индию и знакомится с несравненными по красоте дворцами и храмами.

Науки

  • Математика.

Чтобы заниматься грандиозным строительством, нужны точные знания. достижения которой в этой области очень велики, разработала десятичный счет, цифры, которые по недоразумению называются арабскими и которыми мы пользуемся, придуманы в Индии. В ней же разработана концепция нуля. Учеными из Индии было доказано, что если любое число разделить на ноль, то результатом будет бесконечность. За шесть веков до нашей эры им было известно число πи. Индийские ученые занимались развитием алгебры, решали умели извлекать квадратные и кубические корни из чисел, вычислять синус угла. В этой области далеко вперед всех ушла Древняя Индия. Достижения и изобретения в сфере математики - гордость этой цивилизации.

  • Астрономия.

Несмотря на то, что у них не было телескопов, астрономия занимала в Древней Индии почетное место.

Наблюдая за Луной, астрономы умели определять ее фазы. Раньше, чем греки, индийские ученые пришли к выводу, что Земля вращается вокруг своей оси. Индийские астрономы разделили сутки на часы.

  • Медицина.

Аюрведа, в которой содержатся основные медицинские постулаты, первоначально использовалась для ритуального очищения жрецов, которые имели дело с неприкасаемыми. Оттуда пошли всевозможные чистки организма, которыми в наше время широко пользуются, поскольку очень загрязнена окружающая среда.

Индуизм

Эта религия насчитывает, страшно сказать, почти шесть тысячелетий, и она жива и процветает. Она очень крепко связана с кастовой системой, о которой говорилось выше. Определения индуизму никто из теологов не давал, поскольку он включает в себя все, что встречает на своем пути. В нем можно найти элементы ислама и христианства. Ересей, потому что религия «всеядна», в нем никогда не было, как не было в Индии религиозных войн. Это безусловные достижения Древней Индии. Главное в индуизме - идеи ненасилия и аскетизма. Боги в Индии как человекообразные, так и включают в себя элементы животных.

Бог Хануман имеет тело обезьяны, а бог Ганеша - голову слона. Верховное почитаемое божество, создавшее мир, а потом разбившее его на мелкие части, словно хрустальный сосуд - Брахма. Его изучением и разработкой его учения занимаются брахманы. Простым людям ближе более понятные Шива - воин (это у него был третий глаз, предназначенный для уничтожения врагов; потом произошла любопытная трансформация, и глаз стал нужен для изучения внутреннего мира) и бог плодородия, и Вишну - темнокожий защитник семьи и борец со злом.

Буддизм

Это, сразу надо сказать, не религия, так как понятие божества в ней отсутствует и нет молитвы как вопля о спасении. Это сложное философское учение создал чуть раньше христианства принц Гаутама.

Главное, чего хочет достигнуть буддист - выйти из колеса сансары, из колеса перерождений. Только тогда можно достигнуть нирваны, того, что непостижимо. А счастье и гармония - представления ложные, их просто нет. Но буддизм в Индии не получил широкого распространения, так как нет пророка в своем отечестве, а процвел, видоизменившись, за пределами этой страны. На сегодняшний день считается, что человек может ничего не знать о Будде, но если он живет инстинктивно правильно и соблюдает все законы буддизма, то у него есть возможность стать просветленным и найти путь к нирване.

Достижения Древней Индии кратко

Математика - современные цифры и алгебра.

Медицина - очистительные мероприятия, определение состояния человека по пульсу, по температуре тела. Изобретены медицинские инструменты - зонды, скальпели.

Йога - духовные и физические практики, которые совершенствуют человека.

Кухня, богатая приправами, среди которых стоит выделить карри. Основной компонент этой приправы - корень куркумы, который улучшает иммунитет и предупреждает болезнь Альцгеймера.

Шахматы - игра, которая тренирует ум и развивает стратегические способности. Они синхронизируют полушария мозга, способствуют его гармоничному развитию.

Все это дала Древняя Индия. Достижения культуры давних времен не устарели до сегодняшних дней.

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия — страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов».

Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».

Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги.

Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность.

Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной.

Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности — от местных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ является суперэтносом , включающим в себя несколько самостоятельных народов.

Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».

История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый — это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.

Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Ха- раппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Харапиы. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями.

После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.

С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский период. Об основной части этого периода главным источником сведений являются созданные ариями Веды (от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов — гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание Вед — рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами.

Они написаны на ведийском языке — древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:

  • Ригведа (религиозные гимны);
  • Самаведа (песнопения);
  • Яджурведа (жертвенные формулы):
  • Лтхарваведа (магические заклинания и формулы).

К ведической литературе также относятся комментарии Вед — брахманы и упанишады.

Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии и науки. Они содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на четыре варны:

  • брахманы (жрецы);
  • кшатрии (воины);
  • вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы);
  • шудры (рабы и военнопленные).

Эти четыре варны позднее были дополнены многочисленными кастами (более двух тысяч), которые сохранились до наших дней.

Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм — религия самих Вед. Для него характерно многобожие и антропоморфность. Главным среди всех божеств был Индра — бог Грозы, могущественный воин, покровитель ариев в их борьбе с местными племенами. В Ригведе именно ему посвящено больше всего гимнов. За ним следуют: Варуна — бог неба и космоса: Сурья — бог солнца; Вишну — олицетворяющий круговращение Солнца; Агни — бог огня и др.

На новом — эпическом — этапе (I тыс. до н.э.) ведизм трансформируется в брахманизм. Он представляет собой более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено к троице. Абсолютная и неопределенная сущность — Брахман — проявляется втримурги, или в триедином божестве: Брахма — творец мира; Вишну — охранитель мира; Шива — разрушитель мира.

Во второй половине I тыс. до н.э. брахманизм переходит в индуизм, который ассимилирует многие индийские верования — от языческих до буддизма. Индуизм является самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80% верующих. Он существует в виде двух главных направлений: вишнуизма и шиваизма. Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма является кришнаизм. Включение в индуизм различных культов осуществляется через концепцию аватары (воплощений) Вишны. Согласно этой концепции, Вишна нисходит в мир. перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар — десять, из которых главными являются седьмая, восьмая и девятая. В них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды.

Священным писанием индуизма является «Бхагаватгита» (Господня Песня) — одна из частей «Махабхараты». Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара ), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни.

В VI в. до н.э. в Индии появляется буддизм — одна из грех мировых религий. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имя Будда (просветленный).

В III в. до н.э. буддизм достиг наибольшего влияния и распространения, вытеснив брахманизм. Но с середины I тыс. н.э. его влияние постепенно падает, и в начале И тыс. н.э. он растворяется в индуизме. Дальнейшая его жизнь как самостоятельной религии проходит за пределами Индии — в Китае, Японии и других странах.

Основу буддизма составляет учение о «четырех благородных истинах»: существует страдание; его источник — желание: спасение от страдания возможно; есть путь к спасению, к освобождению от страдания. Путь к спасению лежит через отказ от мирских соблазнов, через самосовершенствование, через непротивление злу. Высшее состояние — нирвана — и означает спасение. Нирвана (угасание) представляет собой пограничное состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее просветление. Буддизм обещает спасение всем верующим вне зависимости от принадлежности к той или иной варне или касте.

В существуют два направления. Первое — хинаяна (малая повозка) — предполагает полное вхождение в нирвану. Второе — махаяна (большая повозка) — означает максимальное приближение к нирване, но отказ от вхождения в нее ради помощи и спасения других.

Одновременное буддизмом в Индии возникает джайнизм, который близок к буддизму, но выстоял в борьбе с индуизмом, поскольку принял деление на варны и касты. В нем также существует понятие нирваны, однако главным выступает принцип ахимсы - непричине- ние зла всему живому.

В XVI в. из индуизма выделился как самостоятельная религия сикхизм , выступавший против иерархии варн и каст, за равенство всех верующих перед Богом.

Для религиозной жизни индийцев характерно сохранение самых ранних форм религии — фетишизма и тотемизма, о чем свидетельствует поклонение многим животным. В число священных входят коровы и быки из породы зебу (которые в отличие от коров используются в хозяйственных работах). Особое внимание индийцы уделяют обезьянам. Они тысячами живут в храмах, получая от людей пищу и уход. Еще большим поклонением пользуются кобры.

В Индии существует настоящий культ змей. Им возводятся великолепные храмы, о них складываются легенды и пишутся сказания. Змея воплощает вечное движение. Знак змеи индийцы наносят по обе стороны входной двери своего жилища. Каждый год, в конце июля, торжественно отмечается праздник змей. Их угощают молоком и медом, осыпают цветочной пыльцой, к их норам кладут цветы жасмина и красного лотоса. В благодарность за такое внимание змеи в этот день не кусаются. Некоторые животные традиционно связываются с определенными богами, которых они олицетворяют: корова — с Кришной, кобра — с Шивой, гусь — с Брахмой.

Важную роль в жизни индийцев играют касты , которых насчитывается более двух тысяч. Они сложились на основе четырех варн и существуют с раннего Средневековья. Самой низшей среди них является каста неприкасаемых. Ее члены выполняют наиболее грязную и унизительную работу. Им запрещено входить не только в храмы для высших каст, но даже на кухню. Они также не могут пользоваться вещами высших каст.

В настоящее время роль каст в политической жизни юридически ограничена. Однако в повседневной жизни эта роль остается значительной, особенно в семейно-брачных отношениях. Как правило, браки заключаются внутри каст и чаше всего без учета мнения будущих супругов. У высших и средних каст свадьбы происходят в доме невесты и отличаются пышностью и роскошью. В низших кастах за невесту полагается выкуп.

Помимо , в Древней Индии высокого уровня достигли другие области культуры. В первую очередь это относится к философии. К числу так называемых ортодоксальных, т.е. признающих авторитет Вед, относятся шесть философских школ: вайшешика, веданта, йога, миманса, ньяя и санкхья. Некоторые из них близки между собой. В частности, содержание веданты и мимансы составляют размышления о путях освобождения человека, проблематика общественной жизни. Атомистическое учение вайшешики имело много общего с логикой и теорией познания ньяи . что в конце концов привело к их слиянию. В основе дуалистической философии саньяхья находится проблематика двух противоположных начал мира — материи и духа. Школа отдает предпочтение духу, исследуя возможности и пути его освобождения.

Все затронутые философские концепции тесно связаны и переплетаются с какой-либо религией. В той или иной мере названные течения имеют место в философской мысли современной Индии и сохраняют свое влияние. Однако самой известной и знаменитой является философская школа йоги , которую основан Патанджали. В основе йоги лежит идея о глубинной связи человеческой психофизиологии с космосом. Ее цель — достижение состояния нирваны, освобождение от закона кармы.

Средством для достижения этой цели выступает система специальных усилий и упражнений — как физических, так и духовно-интеллектуальных. Первые предназначены для тела, они включают определенные упражнения для освоения особых поз — асан, а также упражнения для дыхания. Вторые направлены на приведение в состояние самопогруженности и сосредоточенности. Исключительную роль при этом играет медитация.

Наряду с философией в Древней Индии успешно развивалась наука. Наиболее значительных успехов индийцы добились в математике, астрономии, медицине и лингвистике. Индийским математикам было известно значение числа «пи», они создали десятичную систему исчисления с использованием нуля. Всем известные арабские цифры скорее всего изобрели индийцы. Математические термины «цифра», «синус», «корень» также имеют индийское происхождение. Индийские астрономы высказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Высокого уровня достигла индийская медицина, создавшая науку о долголетии (аюрведу). Индийские хирурги делали 300 видов операций, используя около 120 хирургических инструментов. Лингвистика своим рождением обязана прежде всего индийским ученым.

Художественная культура Древней Индии

Не менее высокого уровня достигла художественная культура, где особое место занимает литература. Самым древним литературным памятником являются Веды. Начало их создания датируется II тыс. до н.э. Несколько позднее, в I тыс. до н.э., появились еше два великих литературных памятника — «Махабхарата» и «Рамаяна». Основное содержание первого составляет спор о власти между братьями Кауравами и Пандавами, закончившийся многодневной битвой между ними, в которой победили Пандавы. Главные герои событий — Арджуна и его возничий и наставник Кришна, поучения которого составляют отдельную часть памятника — «Бхагаватгиту».

Из более поздних памятников литературы особого выделения заслуживает «Панчатантра» (Пятикнижие, III-IVвв. н.э.) — сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка. Особого выделения заслуживает также творчество поэта и драматурга Кали- дасы. Мировую известность ему принесла драма «I Пакунтала», а также поэмы «Облако-вестник» и «Рождение Кумары».

Что касается древнеиндийской архитектуры, то ее развитие имеет некоторые особенности. Дело в том, что никакие памятники материальной культуры Древней Индии, включая архитектурные, существовавшие до III в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней. Это объясняется тем. что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытания временем. Только в III в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, постольку основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы.

Буддийские ступы представляют собой круглые кирпичные сооружения диаметром 36 м и высотой 16 м. По преданию, в ступах хранились реликвии Будды. Самой известной из них стала «Большая ступа № 1», окруженная оградой с воротами. Стамбхи — это монолитные столбы-колонны высотой около 15 м, наверху которых установлена фигура священного животного, а поверхность покрыта надписями буддийского содержания.

Пещерные храмы обычно входили в комплекс построек вместе с монастырями. Самым знаменитым храмом является комплекс в Ад- жанте, объединяющий 29 пещер. Этот храм интересен также тем, что в нем сохранились прекрасные образцы древнеиндийской живописи. Росписи Аджанты изображают сиены из жизни Будды, мифологические сюжеты, а также сцены из светской жизни: танец, царская охота и т.д.

Индийскую культуру нельзя представить себе вне музыки, танца и театра, которые органически слиты между собой. Вокальнучомузыку индийцы понимают как начало и конец всех искусств. Особенностям музыки, канонам и технике танца посвящен древний трактат «Натьяшастра». В нем написано: «Музыка — дерево самой природы, его цветение — танец». Истоки танца и театра находятся в культовых обрядах и играх древнеиндийских племен. Творцом танца считается Шива, которого называют Натараджа (царь танца). Как танцор, хотя и в меньшей степени, известен также Кришна. Тем не менее большая часть классических и народных танцев посвящена именно Кришне и Раме.

Культура Древней Индии занимает исключительное место в мировой культуре. Будучи восточной, она оказала огромное влияние и на западную культуру. Многие ее памятники и достижения составляют органическую часть других культур.

Чем в Европе. Предыдущий период к древности, хотя в нем уже появляются черты раннего средневековья, поэтому некоторые историки считают, что древний этап уже к V веку нашей эры.

В XII веке часть страны была захвачена Делийским султанатом, а позже почти весь полуостров стал частью Империи Великих Моголов, и только некоторые южные территории относились к другим царствам. Империя просуществовала вплоть до XVIII века – к тому времени большая часть государства была поделена между европейскими колонистами.

Раннее средневековье

В период раннего средневековья в Индии продолжали развиваться такие науки, как астрономия, медицина и математика. Вплоть до европейской колонизации индийцы были очень сильны в этих областях знаний. Одно из важнейших открытий этого периода – более точное по сравнению с древнегреческим вычисление числа пи, которое сделал индийский математик Арьбхата. Он же первым предположил, что небесная сфера не вращается – иллюзия достигается на счет вращения Земли.

Считается, что тот же Арьбхата изобрел число 0, в котором до этого не было надобности.

Индийский астроном Брашарачария сумел высчитать время, за которое наша планета делает оборот вокруг солнца.

В медицине были изобретены способы лечения водными процедурами и некоторые сложные хирургические операции. Так, известно о том, что средневековые индийские врачи уже могли удалять катаракту, накладывать швы на внутренние органы и делать трепанацию черепа.

Другие средневековые индийские изобретения

Математика в IX-XII веках продолжала развиваться очень быстрыми темпами – исследователи полагают, что это объясняется тем фактом, что средневековые индийцы уже понимали концепцию абстрактного числа.

В отличие от европейцев того времени, они могли отличить его от количества предметов в числовом виде или пространственных измерений.

Известные математики Бхаскара и Махавира умели оперировать как положительными, так и отрицательными величинами, изобрели несколько способов решения квадратных и неопределенных уравнений, могли извлекать кубические корни. Несколько открытий было сделано в области сферической геометрии и тригонометрии.

В IX-XII веках в Индии была изобретена технология мелкого бронзового литья. Индийцы первыми в средние века нашли отличный способ шлифовки алмазов с помощью металлических дисков, на которые они наносили алмазный порошок.