Какие национальности населяют кузбасс презентация. «Коренные народы Кузбасса» Первый раздел проекта – татары

Коренным или исконным народом на любой территории называют народ, который проживал на данных землях в течение длительного времени до появления нынешних административных и государственных границ. Наиболее многочисленными среди малых коренных народов в считаются калмаки и шорцы, татары сибирские и телеуты.

Самым представительным из малых народов здесь стали шорцы, хотя в административной практике к ним часто применяют определение «малочисленного народа Севера». Сегодня численность этого тюркоязычного народа в России составляет 13900 человек, подавляющее большинство их проживает на исконных территориях в горно-таежной южной части Кузбасса Горной Шории.

Шорские поселки с традиционным укладом жизни, культурой, обычаями и сохранившимся разговорным шорским языком находятся в отдаленных таежных местах в Таштагольском районе на речке Мрассу и ее притоке Пызасе. В поселке Усть-Анзас на слиянии Мрассу и Анзаса находится известный музей шорского быта.

Небольшая часть шорцев сегодня проживает в , где успешно ассимилируется с другими народами. Издавна шорцы имеют собственное самоназвание «татар-кижи». По месту проживания исторические группы шорцев назывались кондомцами, проживающими на , мрасцами, проживающими на , верхотомцами, проживающими в верховьях Томи. Либо название исторических групп происходило от названия отдельных родов каргинцев, каларцев, абинцев.

На рубеже XIX — XX вв. шорцы делились на две крупные этнографические группы: северная «абинская» группа проживала в лесостепи, южная «шорско-бирюксинская» проживала в горно-таежной южной части Кузбасса. Эти группы серьезно различались уровнем экономического и социального развития, особенностями традиционного хозяйства.

Развитие шорского этноса происходило, по мнению этнографов, в три исторических этапа:
Первичное формирование отдельных шорских этнографических групп происходило преимущественно в XVII веке;
Формирование единого шорского этноса, определение его национальной и культурной специфики в советский период (1920-1930 гг.);
Частичное ослабление культурной и этнической специфики шорцев, активная ассимиляция с другими народами Кузбасса и Хакасии (1940 гг. до нашего времени).

С приходом русских казаков в верховья реки Томь, они встретили здесь уже сформировавшиеся межэтнические группы. С налаживанием экономики и образованием в XVII веке Кузнецкого административного уезда, с развитием этнокультурных связей началось постепенное формирование отдельного этноса шорцев.

В 1924 году в небольшой деревне прошел Татаро-Шорский национальный съезд с участием представителей шорцев и членов волостных исполкомов. В следующем году в отдаленном селе Мыски прошел съезд Советов жителей шорских районов, где принята программа национального и этнографического строительства шорцев.

После организации национального Горно-Шорского административного района в 1926 году постепенно представители шорского этноса начали консолидироваться в один народ. Собственное название шорцев закрепилось в официальных документах, продолжалось национальное самоопределение этнической группы. Для шорцев создана в это время письменность и литературный язык.

С освоением полезных ископаемых территории и приездом в Кузбасс большого числа рабочих на строящиеся предприятия произошло снижение доли коренных шорцев в количестве населения, что привело в 1938 году к упразднению Горно-Шорского района.

Второй, когда-то весьма значительный среди малых народов, несомненно, бачатские телеуты. Сегодня этот один из народов тюркоязычной группы сохранил национальное самосознание лишь в отдельных селах Новобачаты и Беково в и п. Телеут Новокузнецкого района.

Телеуты также входят в список малых северных народов, но всегда они жили в степях юга Сибири. До 1991 года телеуты были официально отдельной группой южных алтайцев, только потом их выделили в отдельный народ. Произошли телеуты от екочевников «теле» и кыпчакских притомских тюркских племен и кочевников «теле».

В XVII веке телеуты создали небольшое раннефеодальное «княжество», которое русские казаки назвали «Телеутской землицей», что зафиксировано в документах. Кочевья телеутов протянулись по верхнему Приобью и Иртышу. В теплый сезон они отправлялись со стадами гораздо севернее в Притомские степи и бассейн Чумыша.

Рода телеутов были в подчинении зайсана Абака, который принял свою власть по наследству. Ставка князя-зайсана была расположена на Алтае. Когда правитель телеутов Абак умер в 1635 году, его Большой улус быстро поделили на два отдельных улуса.

В «порубежных землях» русские неоднократно сталкивались с телеутами, что отражено в исторических хрониках. Взаимовыгодные и мирные связи, торговля между сторонами прерывались нападениями инородцев и разгромом казацких острогов. В XVIII веке джунгары насильственно переселили 20 тыс. телеутов на речку Или.

Остальные под зайсанами Момрачевыми жили своими поселениями и кочевали на речке Ускат по договору с казаками. Этническое ядро современных телеутов стало складываться с переселением их на речку Бачат. Здесь объединились пять этнических групп:
«Телеуты» с родами-сеоками Мундус, Тумат, Меркит, Найман, Мерет, Чалма, Толос, Пурут, Торо, Тодош, Чорос, Очу;
«Чедыберы», к ним принадлежал один род Тетпер;
«Тогулы» с единственным родом-сеоком Тогул;
«Ач-кыштымы» с исконными родами Юты, Тортас и Чынзан, принявшие к началу XX столетия большое количество степняков-переселенцев;
«Тюльберы» с сеоками Керген и Меркит.

Телеуты также приняли в свой состав другие соседние группы тюркоязычных народов керетцев, ячинцев, камларов, абинцев. Когда Китай разгромил Джунгарию в 1750 гг. беглецы от войны керетцы прикочевали в границе России. До 1812 года все телеуты жили в единой Телеутской волости.

В разное время волость делили и вновь объединяли, но телеуты жили на своих землях. В 1924 году Телеутскую волость упразднили и Бековский сельсовет, где жили телеуты, передали Бачатскому району. В советские годы здесь было создано 4 колхоза, в деревне Челухоево организовано коллективное хозяйство «Крачи», в деревне Верховская «колхоз им. Ф.Энгельса», в деревне Беково колхозы «Красный партизан» и второе коллективное хозяйство «им. К. Маркса». В экономических целях в 1950 году эти хозяйства объединили в один колхоз и назвали его «Сибирь».

Калмаки, как отдельная этническая группа сохранились в отдельных селах Кузбасса. Это пос. Логовой, Сарсаз и Замник в Юргинском районе и деревня Юрты-Константиновы в Яшкинском районе. Предки современных калмаков прикочевали на речку Искитим к томскому острогу в 1662 году из Приобья из-за многочисленных междоусобиц кочевых племен. Они стали служить в «порубежных областях» конными казаками, за что получили указом от 1673 года необходимые им пастбища.

Занимались они разным животноводством, продавали рыбу, мясо, сено, промышляли конным извозом близ Томска на московском тракте. Часть калмаков приняла православие, часть стала мусульманами. Быстро строились деревни, возводились мечети, лавки и хозяйственные постройки. Постепенно сложилась этническая и территориальная группа так называемых, татар-калмаков на Искитиме.

Сегодня наблюдается массовая миграция молодежи из национальных сел в Югру и Томск и ассимиляция калмаков среди других кузбасских народов. Всего калмаков сегодня проживает в Кузбассе 2534 человека. Примерно половина калмаков сейчас имеют явное смешанное этническое происхождение. Однако часть народа относят себя именно к калмацкой этнографической общности.

Следующим малым народом здесь считаются сибирские татары. Это устойчивая сформировавшаяся из потомков татар Поволжья и Башкирии современная этнографическая общность. Проживают сибирские татары преимущественно в городах и в заселении сибирской земли татарами ученые выделили три этапа:
Годы столыпинской реформы (1907-1910 гг.), когда огромное количество крестьян из европейской части страны переселялось в Сибирь на новые земли;
В 1920-е годы, когда от голода в Поволжье и массовой коллективизации многие крестьянские семьи переселялись в Сибирь;
В 30-60 гг. с массовым переездом татар на большие сибирские стройки.

Сегодня татары поддерживают тесные этнокультурные связи либо по родственным группам, либо по земляческим объединениям кемеровские, юргинские, анжерские, прокопьевские, также организуются многочисленные НКЦ.

Особливо живут татары в поселках Теплой Речке, Тундинска, Серебряково, селе Нижегородка, они переселились сюда к XX веку и давно смешались. В советские годы здесь работали зажиточные успешные колхозы такие, как «Азат-Тебер» в Теплой Речке. Сегодня татар в Кузбассе проживает 51030 человек. Молодежь из татарских сел переезжала в большие города Кемерово, Томск, Мариинск, Анжерка.

В Кузбассе нет населенных пунктов, исключительно татарских, телеутских ли шорских, все поселки здесь со смешанным этническим населением. Но есть поселки, их около 90, с преобладанием какого-либо малого народа. В восьми школах Кузбасса, где проживают шорцы, дети обучаются шорскому литературному языку, традициям и культуре.

Заметно увеличивается число поступающих в колледжи и высшие учебные заведения из малых коренных народностей Кузбасса. Сегодня 11% молодежи коренных народов имеют высшее и среднетехническое образование. Активно участвуя в современной жизни, производстве и освоении Кузбасса этим весьма малочисленным народам удается сохранить свою самобытную культуру, традиции и разговорный язык.

Малые народы Кузбасса дали стране целую плеяду выдающихся ученых, деятелей литературы и искусства. Бережно в народе хранится память Ф.С. Чиспиякове, замечательном преподавателе, писателе и основателе самобытной шорской литературы. Никому неизвестный мальчик из отдаленного охотничьего стойбища под влиянием своего деда, который для познания окружающего мира ходил пешком в Петербург и Палестину, получил замечательное образование в Ленинградском институте Востока и Московской аспирантуре.

Хорошо известно в национальных поселениях имя автора телеутско-русских словарей Л.Т Рюминой-Сыркашевой. В разное время вошли в Союз писателей России известный поэт и талантливый шорский кайчи С. Торбоков, писатели Л. Чульжанова, С. Тотыш, Н. Бельчегешев. В научном мире общеизвестен фольклорист, стоящий у истоков кафедры национальной культуры и шорского языка при Новокузнецком пединституте А. И. Чудояков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КУЗБАСС

Зимина Елена Олеговна,

Стрекалова Светлана Александровна

Аннотация

Данная статья посвящена народам Кузбасса и их численности. Особое внимание уделяется национальным организациям.

Ключевые слова: Кемеровская область, народы, национальные объединения, русские, телеуты, численность населения, шорцы

В мире нет одинаковых людей. Да, мы все разные. Да, мы можем быть не похожими внешне, у нас могут быть разные взгляды на некоторые вещи, но есть то, что нас объединяет. Это - Наша Родина - Россия. Наш Кузбасс. Широки его просторы. Но главное его богатство - люди. Он объединяет в себе более 100 народов (наций, народностей, этнических групп) . Поэтому вопрос о толерантности и единстве национальностей Кузбасса актуален и волнует многих. Структура населения Кузбасса по национальностям представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура населения Кузбасса по национальностям

Национальность

Численность, чел.

Национальность

Численность, чел.

Украинцы

Белорусы

Азербайджанцы

Молдаване

население кузбасс национальность диаспора традиция

По числу проживающих национальностей область занимает 13 место среди 83 регионов Российской Федерации и 4 место среди 12 регионов Сибирского федерального округа (после Красноярского края, Новосибирской и Иркутской областей) .

Сколько знаменитых людей разных национальностей - ученых, поэтов, писателей, композиторов, архитекторов - стали гордостью Кузбасса. Нужно бережно и толерантно относиться не только к своей национальности, но и уважать другие и всячески поддерживать и сохранять особенность нашего Кузбасса, которая заключается в многонациональности.

По данным Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области на 10.08.2014 г., на территории Кемеровской области зарегистрированы 48 национальных общественных объединений.

Самые многочисленные организации - немецкие, татарские, армянские, шорские, азербайджанские, таджикские .

Русским языком владеют 99,95% жителей области. В меньшей степени им владеют уроженцы Кавказа (97-98%) и Средней Азии (95- 96%). Владеют языком своей национальности 95% населения области. Самый низкий уровень этого показателя у немцев, белорусов, удмуртов (16 - 19%), самый высокий (кроме русских) - у армян, таджиков, азербайджанцев, киргизов, узбеков, чеченцев (51 - 60%). Язык, соответствующий национальности, назвали родным 95,4% населения: это около 100% русских, 77 - 87% киргизов, таджиков, армян, азербайджанцев, цыган, узбеков, чеченцев, а 65% представителей различных национальностей (кроме русских) указали родным русский язык: это более двух третей немцев, белорусов, украинцев, удмуртов, мордвы, чувашей, марийцев. Гражданами России являлись 99,7% населения, других государств - 0,2% и 0,1% - лица без гражданства. Среди иностранных граждан, постоянно проживающих в области, большинство (93,6%) - граждане стран СНГ. Среди городских округов наибольшее число национальностей зафиксировано в Новокузнецком (109) и Кемеровском (107) городских округах, наименьшее - в Краснобродском (33), среди муниципальных районов - в Кемеровском (62) и Тяжинском (34) соответственно .

За период 2013 - 2014 гг. зарегистрированы новые национальные организации - местная еврейская национально-культурная автономия г. Прокопьевск, региональная общественная организация Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области, региональная еврейская национально - культурная автономия Кемеровской области, Кемеровская региональная общественная организация «Болгаро-Русская община в Кузбассе», Кемеровская региональная ассоциация общественный объединений «Координационный совет немцев», Новокузнецкая городская общественная организация «Телеутская землица», региональная общественная организация «Федерация сохранения культуры малых народностей Кемеровской области и национальных видов спорта», Кемеровская городская общественная организация Национально-культурная автономия украинцев «Злато» .

Все организации ставят своей задачей сохранение родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев народов Российской Федерации. Национальные объединения и диаспоры активно участвуют в социально-экономической, общественной и культурной жизни области, оказывают благотворительную помощь малоимущим и престарелым, работают с детьми и молодежью.

Подводя итоги, мы можем отметить, что сегодня в современных условиях восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций.

Библиографический список

1. Департамент культуры и национальной политики Кемероской области// URL: http://www.depcult.ru/national

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Выпуск 3 (часть I). Стат. сб. / Кемеровостат. - Кемерово, апрель 2012. - 146 с.

3. Литература, культура, история Кузбасса// URL: http://lik-kuzbassa.narod.ru/Mnogonacionalny-kuzbass.htm

4. Федеральная служба государственной статистики. Население [сайт] URL: http://kemerovostat.gks.ru/

5. Администрация Кемеровской области. Демография [сайт] URL: http://www.ako.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место экомузеев в системе сохранения и использования этнокультурного наследия. Состояние экомузеев Кузбасса, исторические этапы развития данного региона и культуры его народностей. Особенности этнографических экспозиций экомузеев Кемеровской области.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2012

    Характеристика Кемеровской области, ее климат и ландшафт, административные границы, ресурсный и промышленный потенциал. Социально-экономическое положение региона и его стратегические объекты, значение в российской экономике. Стратегия развития Кузбасса.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2009

    Хакрактеристика Кемеровской области. Географическое расположение, рельеф, климат, экономика, история. Угольная промышленность Кузбасса - проблемы и перспективы. О развитии угольного машиностроения. Отраслевая наука. Экология.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Исследование современного состояния природных, социальных и отраслевых составляющих экономики Кемеровской области. Экономическая оценка природных условий и ресурсов. Хозяйственный и транспортный комплексы области. Анализ экологических проблем территории.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Сущность понятия "реструктуризация". Причины неудач первого периода реформирования угольной промышленности Кузбасса. Ликвидация нерентабельных угольных предприятий как один из факторов, повлиявших на повышение эффективности работы угольной отрасли.

    реферат , добавлен 18.09.2011

    Теоретические основы и основные методы геодемографического исследования. Численность и динамика численности населения, его демографические структуры. Концепция демографического перехода. Трансформация возрастной структуры населения Вологодской области.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2017

    Численность и размещение населения. Воспроизводство населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Расселение и урбанизация. Национальный и религиозный состав населения. Граждане великой страны. Разнообразие национальных культур.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Основные категории особо охраняемых территорий. Предпосылки развития сети национальных парков. Общий обзор природы Северной Америки. Национальный резерват дикой природы и рефугиумов. "Долина Смерти", Денали, Гранд-Каньон, Йеллоустоун, Гавайские вулканы.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2016

    Реки Японии, омывающие ее моря и океаны. Полезные ископаемые, отрасли промышленности, разнообразие флоры и фауны Японии. Самые большие города государства, численность и структура населения. Национальные особенности японской кухни, культуры, образования.

    презентация , добавлен 05.09.2013

    Особенности бытовых традиций современной Франции. Наглядные примеры дизайна жилища. Брачные и семейные традиции, медицина и здравоохранение. Основные суеверия и приметы населения Франции. Языки, распространенные на территории современного государства.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Одежда коренных жителей Кузбасса

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I Одежда коренных жителей Кузбасса

1.1. Телеутский национальный костюм.. …………………………….5

1.2. Шорский национальный костюм……………………………….8

Глава II Сравнительный анализ национальных костюмов шорцев и

телеутов………………………………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………........14

Литература…………………………………………………………………….16

Приложения…………………………………………………………………….

Введение

В 2013 году Кузбассу исполнилось 70 ле тс момента образования.Нам

больше заинтересовал рассказ окоренных жителяхКемеровской области.

Оказывается, они живутрядомс нами, а мытакмало знаем об их культуре,

творчестве. Ядолго думала над темой и выбрала «Одежда коренных

жителей Кузбасса». Мне интересна именно эта тема, потому что хочу узнать

о том, каким был народный костюму телеутов в древности, сравнить его с

шорским национальным костюмом. Возможно, в их национальной одежде

было много общего, а, возможно, что у каждого народа был свой

неповторимый и непохожий ни на какой другой костюм.

И тогда ярешила выяснить, как выглядела одежда этих народов.

Изучение национальной одеждыкоренных жителей Кузбасса.

1.Собрать информациюо народном костюме шорцев и телеутов.

2.Выявить различия костюмов шорского и телеутского.

3.Создать альбом «Одежда коренных жителей Кузбасса».

В ходе работы были использованы следующие методы:

- анализ источников информации;

Сравнение;

- обобщение полученных данных.

Каждая национальная группа России, какой бы малочисленной она не

была, имеет право на существование и развитие своих традиций, языка,

обрядности, обычаев и других элементов культуры. Духовная культура

народа, быт способствуют сохранению его самобытности и уникальности.

развития и художественного творчества народа. Являясь одним из элементов

материальной культуры, она всегда отражала не только этническую

принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического

развития, социальное и имущественное положение, религиозную

принадлежность.

Глава 1.ОДЕЖДА КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ КУЗБАССА

1.1.Телеутский национальный костюм

тюрков. В настоящее время телеуты живутв Беловском и Новокузнецком

процветающих тюркских родов «теле». Их кочевья простирались от Алтая до

Барабинских степей. Они первыми из коренных народов нашего края

добровольно приняли русское подданство.

Одежда телеутов отличалась своейизысканностью. Она делилась на

мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от

пола человека. Также одежда делилась на осенне - зимнюю и весенне -

летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеутоквсегда отличалась

своей красотой.

Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье

туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий

приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из

разноцветных ниток. Два раза обмотав кушаком вокруг тела, завязывают его

слева двумя узлами и переворачивают их вовнутрь. Концы пояса висят

спереди, один длиннее другого. На концах кушака красивые кисти.

Женщины носили пояс всегда, так как платья носили длинные и широкие.

(Приложение 6)

Платья шили с подкладкой на плечиках, которая сзади покрывала

лопатки, а спереди доходила до груди. Под мышками вшивалась ластовица -

кусок материала другого цвета, имеющая форму ромба. Подол с внутренней

стороны также подшивали материалом другого цвета шириной 4- 5 см. Рукава

от проймы к обшлагам сужались. Обшлага изнутри подшивали, обычно

таким же, что и ластовица материалом.(Приложение 1)

Важным украшениемженского платья являлся воротник, который имел

форму стоечки. Отложных воротников не было. Чтобы он стоял, вовнутрь

вставляли по его размеру распаренную в горячей воде бересту. Она не гниёт,

не рвётся при стирке и позволяет поддерживать форму. Воротники шились

вручную из однотонного сукна чаще красного, зелёного, или синего цветов.

Ни чёрного, ни белого воротников не было. Вдоль воротника от каждого края

по центру на сукно пришиваются избересты квадратики. На праздничном

или свадебном платье эти квадратики обшиваются «золотыми» или

«серебряными» нитками или мулине. Квадратики располагаются на

воротнике углом вниз, напоминают ромб. Их количество на воротнике

нечётное число. (Приложение 5)

Свадебное платье телеутской невесты особенно красиво. Оно украшено

тоштоком –манишкой из красного сукна. По обе стороны разреза сверху

вниз расположены прямоугольники из бересты. Их число непарное 9 или 11.

Как и на воротнике, они обшиваются «золотыми» или «серебряными»

нитками. Из каждого прямоугольника правой стороны выходит воздушная

петелька из шнурочка черного цвета для застегивания. На левой стороне

каждого прямоугольника пришивается пуговица. Чтобы манишка не мялась и

постоянно имела форму, вовнутрь вставляется по размеру проваренная

береста. Подкладка пришивается изцветного ситца. Тошток хранили

отдельно от платья, перед тем как надевать платье, тошток прикрепляли к

вороту несколькими стежками. Праздничные платья телеуток шились из

очень красивых ярких тканей: атласа, шерсти, парчи, трикотажа с люрексом,

китайскогошёлка. Повседневные платья шили чаще всего из ситца, бумазеи.

Все виды тканей, использованные телеутами во второй половине 19 в. -

начале 20 в., были покупными.

Поверх платья одевалась чиймек - из бархата или сукна синего

цвета, лёгкая накидка из шёлка или переливающейся красками тафты с

воротником шалью, отделанный галуном под золото или серебро, вышитым

золотой или серебряной нитью, с богатыми парчовыми или шёлковыми

кистями, кроме белого и черного. В том месте, где они крепятся, чиймек

застегивается на ажурную пуговицу. Воротник чиймека имел яркую

расцветку. Он мог быть тканым, матерчатым с вышитым и вытканным

орнаментом в виде разноцветных полосок, либо с нашитыми полосками

парчи или золотой нити. Чтобы было видно подол платья, его, как и телен,

делали на 30 см короче.(Приложение 2)

Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, которые одевались под

платье. Рубаха имела свободный покрой, спереди была открыта, а по краям

обсажена пуговицами и петлями. Штаны - чампар шили из ситца или льна.

Покрой их был сходен с покроем мужских штанов. Отличием являлось то,

что штанины делались очень короткими, они не превышали в длину 40 см.

лёгкая верхняя одежда телеуток, представляет собой короткий кафтан,

скроенный в талию, с невысоким воротником. Шьют телен из шерстяной

ткани или сатина чёрного, синего цветов, ещё используют бостон,

обшивается телен бархатом.

Ещё один вид верхней одежды – очкор - шелковый халат с

подкладом. Длина халата - до щиколоток, застегивается на 1 пуговицу.

Носили халат замужние женщины, поверх шубы.

Тёплая верхняя одежда была разнообразна. В 1940- х годахочень

редко встречается теплая стеганая безрукавка «купайка», к настоящему

времени она почти повсеместно забыта. Её носили девушки и молодые

женщины. Шили купайку из красного ситца на хлопчатобумажной

подкладке. Носили её, запахивая левую полу, застёгивая по середине на 1

пуговицу.

зимняя одежда из овчины, соболя, красной лисы, белки, сверху покрытая

бостоном и отделанная по подолу, рукавам, бортам мехом выдры. У телеутов

мех выдры считался ценным и самым носким мехом, застёгивался на 1

пуговицу. (Приложение 4)

В прохладную погоду женщины и мужчины носили сырмал. Сырмал

цветной подкладкой, набитое ватой, отделанное по обшлагам рукавов,

подолу и бортам бархатом. По длине сырмал был короче рубахи.

Подпоясывают сырмал кушаком.(Приложение 3)

В связи с тем, что у телеутов был обычай, запрещающий замужней

женщине появляться с непокрытой головой перед свекром и старшими

братьями мужа даже дома, головной убор в ее жизни играл важную роль.

Шапка является праздничным головным убором. Шапку кроили из четырех

клиньев, украшали золотым и серебряным галуном, который пришивали на

швы, спереди и сзади пришивался галун в виде буквы «П». Нижний край

шапки обшивался мехом выдры, и даже соболя. (Приложение 8) Внутри

шапка обшивается мехом молодого ягненка. Верх шапки при надевании

заламывали направо. Ещё один вид праздничных шапок –тагайа - имела

округлую форму, основа была матерчатой, стеженой, расшивалась золотой

нитью. Отворот обшивался бархатом. На макушке располагалась кисть

красного или голубого цветов. Красный обозначает солнце, голубой - небо.

Такой вид шапок относится к 19 веку.

Платок – повседневный и праздничный головной убор телеуток.

Особенно ценятся большие шерстяные платки. Повязывали платок по-

разному. Сначала его складывали пополам по диагонали, один угол

запускали на спину, два других завязывали узлом на затылке, либо

перебрасывали на лоб и свивали жгутом. (Приложение 9)

Из обуви телеутские модницы носили кожаную обувь (чарык) на

мягкой подошве, со стелькой, без каблуков. Обувь украшалась вышивкой.

Верх обуви был тёмного цвета, подошва - светлого.(Приложение 7)

Телеутские женщины любили украшения. Самым распространённым

украшением были серьги и украшения для волос – мелкие косички,

украшенные ракушками. В косы вплетались ленты, ракушки, кольца,

монеты. В женском костюме накосные украшения –важный элемент.

В течение двух столетий контактов телеутов с русскими произошли

большие изменения в их жилищах, одежде, быте. Мужской национальный

костюм полностью вышел из применения. Мужчины – телеуты стали

одеваться так же, как и русские. Высокие сапоги, синие или белые, льняные

штаны на шнурке у живота, белые или пестрые рубахи из домотканого

полотна до колен, шубы из овчины или кафтаны русского покроя. Шапки

носили островерхие. В отличие от мужской одежды, традиционная женская

одежда сохранилась у телеуток среднего и старшего возраста и как свадебная

скоро исчезнет.

1. 2. Шорский национальный костюм

от друга по долинам многочисленных горных рек и притоков. Они умелые

охотники и рыболовы. Русские называли их кузнецкими татарами – за их

умение плавить железо и изготавливать из него оружие, котлы, топоры и

другие предметы. От них и пошло название нашего края Кузнецкая

земля. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной

Шории.

Одежда шорцев отличалась меньшей изысканностью, чем у телеутов.

Служил материалом в основном кендырный холст, который женщины ткали

из конопляных волокон на самодельном ткацком станке. Одежда

изготавливалась вручную в основном из покупных материалов. Женская

одежда обильно украшалась вышивкой. Особой ритуальной или праздничной

одежды не было. Традиционная одежда шорцев состояла из рубахи- платья

(кунек), штанов (штан), фартука (шабур), головных уборов и обуви.

Платье- рубаха могла быть различных цветов, чаще всего синего или

чёрного. Для её изготовления использовали ситец, бязь, сатин.

Подпоясывалось оно кушаком (кур) с подвязанными к нему ключами от

летом составлял единственную одежду. В конце XIX - первой половине XX

века, с появлением покупного нижнего белья, такая рубаха стала служить

платьем. Платье чаще всего было длинным, до пят и застёгивалось на груди

на мелкие пуговицы. Полы платья были обшиты лентами из чёрной материи.

Платье шилось с использованием в крое клиньев. (Приложение 10) Поверх

платья надевался фартук. Ушорских платьев прослеживается пять типов,

выявленных на основе музейных коллекций городов Таштагола, Томска,

Омска, Кемерова,Новокузнецка.

1 тип. Традиционная шорская рубаха, длиною до пят, шилась, с

косыми боковыми клиньями от проймы рукава до подола.

2 тип. К началу XX века, с проникновением в шорский быт городской

культуры появляются платья приталенного силуэта, отложные воротники,

оборки, рюши.

3 тип. Культура телеутов оказала влияние на одежду шорцев,

проживающих вблизи Кузнецка. Так, шорские женские рубахи из покупных

тканей полностью повторяют покрой телеутских.

4 тип. Этнокультурные контакты с хакасами способствовали

появлению шорских мужских и женских рубах с наплечниками, хакасского

5 тип. Под влиянием русского старожильческого населения и

переселенцев из северных губерний России в рубахах традиционного покроя

появляются элементы, характерные для одежды северорусского типа. Рукав в

верхней части и у манжет собирается в мелкие складки. Подол над широкой

оборкой украшается широкой лентой.

Женские штаны практически ничем не отличались от мужских, они

были лишь немного короче. Их покрой был сходен с покроем штанов других

тюркских племён монгольских народов Сибири.

Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым

халатом. Он являлся как праздничной, так и повседневной одеждой шорцев.

Халат имел туникообразный покрой, в бока вшивались косые клинья, рукав

был широкий, зауженный к кистям рук. Женский халат иногда оживлялся

вышивкой более обильно, чем мужской. Он обшивался по подолу и

обшлагам рукавов простейшим прямолинейным или криволинейным

орнаментом. Халат не имел подклада.(Приложение 11)Он, как и платье

имел кур. Запах халата был левосторонним. Иногда на уровне груди к полкам

пришивались разноцветные куски материи и пуговицы. Женскую одежду

украшали вышивками из узких полосок ткани по обшлагам, подолу и левой

поле, которая при надевании халата покрывала правую. Нашивки делали в

виде прямых и зигзагообразных полосок. Ворот иногда плотно обшивали

рядами раковин каури. Платья и халаты украшались различными

воротниками, некоторые из которых напоминают воротники телеутских

платьев. Воротник - мойдрак, чага или чола является главным и

единственным украшением шабыря. Он представляет собой полоску чёрного

сукна или плиса, воротник стоячий, спускается на грудь. Воротники

расшивались гарусом или шерстью двух- трёх цветов преимущественно

красного и жёлтого цвета. Украшались они перламутровыми пуговицами или

ромбами из бисера или бересты.

Головные уборы шорцев, в основном, заимствованы у русских. Они

были как покупными, так и самодельными - из домашнего холста, из кожи

или бересты. Головные уборы представлены шапками двух видов, шалями и

платками. Сейчас известно два вида шапок. (Приложение 12,15)Первый тип

из чёрного сатина с плоским верхом. Околыш из одного куска ткани

трапециевидной формы, расширенный кверху, а передняя часть выдвинута

нависающе вперед. Низ и верх околыша украшены полосками цветного

ситца. Сзади снизу околыша пришиты ситцевые ленты пуус. Вторая шапка с

тульёй округлой формы, меховая снаружи обшита бархатом зелёного цвета.

По краю нашита полоска из домотканого холста. В начале 20 века шорские

женщины по вязыва ли го лову платком (плат), сложенный пополам на угол, с

концами, завязанн ыми на затылке. Платок был чаще красного и жёлтого

цвета.

12

Обувью шорц ев служили ботинки или тапочки (чарык). Так же

использовались кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами ,

которые бедняки делали из кендыря. (Приложение 15) Вмес то портянок ноги

обёрт ывали мягкой трав ой осокой. В начале XX в. шорские м одницы

перешли на п окупную обу вь фабричного произво дства.

Зимняя одежда шорок состоит из овчинных полушу бков, кафтанов или

шуб (тон) или чы нча. Женские пояса в ыглядели точ но так же, как му жские.

Женский костюм оживлялся самодельными или по купными

украшениями - ушными, нако сными, ше йными, нал обными, а также

кольцами и перстнями. Материалом слу жили бисер, раковины каури, медная

проволока, шерстяные и шелковые нитки, пуговицы, сере бряные монеты,

конский волос и т.п.

Ушные украшени я. Ср еди них, в первую очередь, выделяются серьги,

с подвесками из нитей бисера, раковин каури и серебряных. Кроме того,

встречались подвески из сплетен ных в тонкие шну рки шерстяных нитей, с

кисточками, бисером и пуговицами на к онцах.

Шорские женщи ны заплетали во лосы в две косы, концы которых

соединялись несколькими рядами бус, свободно свисавши х цепочкой ниже

талии. В косы также вплетались приплетки, изготовленные из конского

волоса и униза нные раковина ми кау ри, бусинам и, маленькими медными

колокольчиками. На шею надевали н есколько нитей бу с. (Приложение 17)

Особенности традицион ной одежды шорцев объясняются их образом

жизни, связанным с охотой, оседлым скотоводств ом, примитивным

земледелием и относительно низким у ровнем с оциально- экономич еского

развития.

С XX века начался акти вный процесс заимствования от русских верхней

одежды, головных уборов и нижнего б елья, которое стали носить под

влиянием городск ой культуры. (Приложение 16) Традиционный костюм в

настоящее время практическ и нигде не со хранился. Только сапоги одук из

кожи собственной выделки продолжают носить мужчины охотники в

13

таежных поселках. В повседневном же б ыту они уступили место фабричной

обуви: валенкам, сапогам, ботинка м и др.

Глава 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНА ЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ

КОСТЮМОВ ШО РЦЕВ И ТЕЛЕУТОВ

Историческими предками и шорцев и телеутов являются тюрки. Эти

народы на протяжении многих веков жили в тесном общени и, поэтому мы

видим одинаков ые элемент ы одежды, кроя, по хожие платья и халаты.

При тщатель ном анализе мы обнару жили сходство:

- использование в крое платья клиньев ;

- туникообразн ый крой платья;

- наличие воротн иков;

- украшение платьев ромбами из бересты, п ерламу тровыми

пуговицами, б исером.

И те и другие носили платки и шапки, которые различалис ь только по

цвету и по украшению. Оба народа подпоясывались кури, зимой носили

шубы (тон). Оче нь сходными б ыли украшени я и обувь.

Но в тоже время мы увидели и отличия: в женской национальн ой

одежде телеуток нет ни фарту ка, ни головного убора - шали, и шапки

отличались от ш орских.

Свои наблюде ния мы оформили в виде таблицы.

Почти три века назад телеуты - коренные жители Кузбасса - кочевали из края в край, промышляли скотоводством и охотой, жили в юртах. Сейчас на территории Кемеровской области всего их проживает чуть более 2 тысячи человек.

Телеуты ведут своё происхождение от тюркоязычного населения. Своё название они получили от слова «тёль», что в переводе означает «семя». Для этого народа огромное значение имела семья, род, предки.

Хотелось бы верить, что на улицах Беково до сих пор можно встретить женщину в длинном цветастом платье, выходящую из юрты, или удалого телеута, летящего на коне. Но современный быт этого народа теперь практически не отличается от «нашего» - от быта пришлых людей.

Живут они в обычных домах, ухаживают за огородами, работают трактористами, инженерами, музыкантами - всё почти как у нас. Но всё же современные телеуты стараются не забывать своих традиционных промыслов. Пытаются возродить валяние из шерсти и пошив национальных кукол. Это работа не только взрослых, но и детей, которые с удовольствием посещают кружки в доме культуры: «Золотые ручки», «Рукодельницы», кружки изобразительного искусства.

Национальный костюм некоторые до сих пор носят в повседневной жизни. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

И хотя национальный костюм теперь по большей части - наряд для праздников и выступлений со сцены, некоторые бабушки носят его и в повседневной жизни. «После моего поколения вряд ли кто-то наденет кунек (платье), кроме как на праздник. Поэтому я чувствую ответственность. Ведь должна же наша молодёжь знать, что носили их предки!», - говорит жительница Беково пенсионерка Валентина Егоровна Шадеева .

Сила рода

По древней телеутской традиции, гостей встречать нужно песней. С её помощью ты открываешь своё сердце. И гость в ответ должен тоже спеть - сердце своё тебе открыть. Тогда вы оба - гость и хозяин - обязательно найдёте общий язык. Но из обихода песенная традиция уже давно вышла. Сохранилась лишь чайная церемония - горячий чай на травах и национальные блюда.

Телеуты считают, что с помощью огня можно очистить душу. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Многие традиции уже забыты. Вряд ли встретишь традиционную телеутскую семью, которая живёт по строгим правилам домостроя. Как и русские, телеуты давно отошли от них. Оно и понятно - время другое, условия жизни другие. Раньше телеуты вели бесконечные войны, поэтому безусловным хозяином дома был мужчина, он занимался воспитанием сына, готовил его к битвам, тяжёлому труду. Воспитанием дочери занималась мать: учила девочку вести хозяйство и заботиться о муже. С изменением условий жизни потребность в домострое исчезла. Хотя некоторые видят в этом плохой знак, мол, слабеет род.

Интерьер юрты в деревне Шанда. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Раньше его силу защищали небольшие деревянные куклы-обереги, но теперь их нет. А вообще телеутские куклы особенные. В отличие от других народов, телеуты оживляли своих хранительниц, вырезая им лица. Занимались этим исключительно люди посвящённые, обладающие сильной энергией. С куклами проводились целые обряды. Старший в роду раз в год кормил их саламатом из муки и масла при помощи огня, арчины и молока. Куклы передавались из поколения в поколение, оберегая род. Телеуты верят, что работать с энергиями - опасно, ведь можно попасть и к злым духам, поэтому-то сейчас вряд ли кто-то вырезает такие куклы.

Прошлое перед глазами

Иногда в Беково на площади дома культуры появляется хан со своей свитой, князь, вернувшийся с охоты, шаман, проводящий обряды с огнём. Так встречает своих гостей телеутский музей «Чолкой». Основал его Владимир Ильич Челухоев. Благодаря его стараниям, история народа и многовековые традиции не канут в Лету, а будут передаваться из поколения в поколение.

«Мы не имеем права забывать традиции своих предков, их законы чести и совести. Наши дети всегда с удовольствием приходят на экскурсии, разглядывают экспонаты, задают вопросы о традициях, анализируют свои поступки и оценивают их, оглядываясь на далёкое прошлое. Некоторые, увидев юрту, воодушевлённо восклицают: «Если наши предки так жили, то и мы сможем!» В такие моменты я понимаю, что всё было не зря!», - говорит Владимир Ильич.

Юрта. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

«Чолкой» - музей необыкновенный. Кроме нескольких залов на втором этаже дома культуры у него есть площадка под открытым небом, где стоят традиционные чадыр (в котором жили телеуты в тёплое время года), обо (каменная куча, украшенная ленточками) и другие строения XVII-XX вв., убранные внутри по всем правилам.

Экскурсия по музею превращается в увлекательнейшее путешествие! Хранители демонстрируют традиционный обряд очищения огнём. По поверью телеутов, он очищает душу. Посетители за считанные часы могут познакомиться с историей и традициями телеутского народа, увидеть, чем они ежедневно пользовались. На улице расположен целый посёлок. Можно войти в бревенчатую шестиугольную юрту, в которой телеут выживал в сибирские морозы.

Свои традиции телеуты хранят в коллективном творчестве. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Гостей у музеев всегда много. Отправиться в путешествие желают не только кузбассовцы, но и туристы из соседних Томской и Новосибирской областей и даже иностранцы. Свои традиции телеуты хранят и в коллективном творчестве. Беково и Шанда славятся своими коллективами: фольклорный ансамбль «Солоны», который отметил своё семидесятилетие, танцевальные коллективы «Телекей» и «Аяс» и многие другие. Ежегодно они участвуют в районных и областных конкурсах. В мае 2011 года Шандинский дом культуры занял I место в номинации «Тяраен кыс» и II место в номинации «Лучший телеутский стан» в областном национальном празднике «Святой Никола».

Не забывает народ и о национальных праздниках. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Помогают хранить культурные традиции ежегодные национальные праздники: зимний «Колодо», весенний «Табыр» и летний «Пайрам». «В моей семье праздники отмечаются традиционно. Мы поём национальные песни, готовим национальные блюда. Например, есть у нас праздник «Пельменей». К этому дню мы всей семьей лепим много-много пельменей в форме полумесяца. Пельмешки не простые, а с сюрпризом - с монеткой внутри. Монетка как символ удачи большой.

По традиции в этот день мы принимаем гостей и сами ходим в гости. Правда, сейчас больше ребятишки в гости бегают, а мы - взрослые - их встречаем. Сами в гости приходим только к родственникам. Я с молоком матери впитала и традиции, и родной язык и детям передала. Сейчас пытаюсь внуков научить. Они хоть и не могут говорить на родном языке пока, но многое понимают», - говорит жительница Шанды пенсионерка, постоянная участница праздничных выступлений Зоя Ивановна Торзунова.

Испокон веков телеуты не расставались с лошадьми. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Без языка нет народа

На фестивалях и праздниках всегда звучат телеутские песни, смысл слов которых сегодня ясен далеко не всем. Ведь в основном только старшее поколение свободно общается на родном языке. «Главная задача любого народа - сохранить свой язык. Ведь пока он жив, есть надежда, что будет жить и народ. Поэтому мне больно видеть, когда дети не могут изъясняться по-телеутски. Конечно, в большинстве своём они знают некоторые слова и фразы, но нет целостного знания», - говорит Владимир Сатин , директор дома культуры в Шанде.

Но старшее поколение не позволяет мальчишкам и девчонкам совсем забыть свой язык. В школе и библиотеке есть книжки на телеутском, телеутские буквари. Да и сами дети не потеряли интерес к родному языку и к своей культуре, они с радостью участвуют в праздниках, разучивая национальные стихотворения. «Языка, к сожалению, не знаю, - говорит смущенно семнадцатилетний Владимир Тен . - Лишь несколько слов, услышанных на улице. И в традициях плохо разбираюсь, хотя считаю, что знать их нужно. В будущем обязательно выучу язык и изучу свою историю. Ведь от нас самих зависит возрождение национальной культуры!»

Старшее поколение не даёт младшему забыть о своих корнях и традициях. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Звенящая гора

Есть у телеутов священное место - гора Шаанту в Шанде, или Звенящая гора. В 70-е годы прошлого века на ней поставили памятник матери, ждущей сыновей с войны. По легендам, здесь живут духи предков. Телеуты верят, что на горе сосредоточена сильнейшая энергия. «Здесь бывают не только пожилые люди, но и молодёжь. Правда, молодые ещё не совсем осознают великое значение этого места и частенько устраивают здесь свои гуляния. Но всё же и они гордятся своей горой. Это важно. Быть может, со временем мы вернёмся к предкам и будем все без исключения чтить это место», - надеется Владимир Сатин.

Памятник матери, ждущей сыновей с войны. Фото: Архив газеты "Знамёнка"

Телеутский народ приходит сюда молиться и медитировать. Они верят, что гора - это место их силы. Верят, что если вести себя на ней правильно, не шуметь и облагораживать её, наступит благодать. А если вести себя кощунственно, то гора заплачет. И не будет будущего у народа.

На Шаанту есть небольшая впадина. По поверью, если в неё встать и загадать желание, то можно услышать звон, означающий, что боги тебя услышали. Владимир Сатин говорит, что не раз слышал его, но некоторые слышат и гром.

  • © АиФ / Наталья Исаева
  • © АиФ / Наталья Исаева

  • © АиФ / Наталья Исаева

  • © АиФ / Наталья Исаева

  • © Архив газеты "Знамёнка"

  • © АиФ / Наталья Исаева

  • © АиФ / Наталья Исаева

  • © Архив газеты "Знамёнка"

  • © АиФ / Наталья Исаева

  • ©

Население

Численность населения области – 2992 тыс. чел., 85 % проживает в городах. В области 20 городов, 7 из них с численностью населения свыше 100 тыс. жителей (Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск, Белово, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск).

Народные промыслы

В Кемерово на фабрике художественных промыслов «Весна» выпускают металлические подносы с ручной росписью. Здесь работают такие замечательные мастера, как В. Пантелеева, Л. Лучнина, О. Бачурина, М. Макулик, А. Захарова, М. Большанина. Их изделия выставлялись на всероссийских выставках и аукционах. У мастеров появились свои ученики, которые расписывают подносы в собственной «сибирской» манере письма, ее не спутаешь с жостовской или нижнетагильской.

А лучший сувенир из Мариинска – художественные изделия из бересты. Группа Мариинских мастеров – Ю. Михайлов, В. Кривоногов, А. Волков – возродила древний сибирский промысел – изготовление берестяных туесов. Мариинские мастера работают в совершенно уникальном стиле, совершенствуя старинные приемы и используя новые технологии. Один из мастеров – Ю. Михайлов за работу по возрождению промысла даже удостоен звания почетного жителя Мариинска.

Изделия народных мастеров можно приобрести в художественной лавке на первом этаже гостиницы «Кузбасс» (ул. Весенняя, 20, тел. 25 18 78).

Национальный характер Шорцы

Одним из самых многочисленных коренных народов Кузбасса считаются шорцы (самоназв. – шор). Они населяют юг области, Горную Шорию. Всего в России насчитывается 16,6 тыс. шорцев, из них 11,5 тыс. чел. проживают в Кемеровской области. Общим самоназванием всех групп шорцев было «татар-кижи». Кроме того, различные группы исторических предков шорцев именовались по местообитанию – черневые татары, мрасцы, кондомцы, верхотомцы, или по названиям родов – абинцы, шорцы, каларцы, каргинцы.

В русских документах XVII–XVIII вв. шорцами назывались кузнецкие, кондомские и мрасские татары. В XVII в. с образованием Кузнецкого уезда – новой этнической территории, с усилением в ее пределах экономических, языковых и этнокультурных контактов, начался первый этап формирования нового этноса, названного в XX в. «шорским».

Знаменитые люди

Леонов Алексей Архипович, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза. Родился 30 мая 1934 г. в с. Листвянка Тиссульского р-на. Через три года семья переехала в Кемерово. Первый полет в космос совершил 18–19 марта 1965 г. совместно с П. Беляевым. Впервые в мире вышел из космического корабля в открытый космос и парил 12 минут, удалившись при этом от корабл, на пять метров. Второй космический полет совершил 15–21 июля 1975 г. совместно с В. Кубасовым на космическом корабле «Союз-19» (первый совместный полет «Союза» и американского «Аполлона»). Произошла стыковка кораблей на орбите, и 44 часа корабли находились в состыкованном состоянии. Экипажи совершили взаимные переходы из одного корабля в другой и в течение полета выполнили ряд крупных научных экспериментов.

Машков Владимир Львович , актер и режиссер. Родился в 1963 г. В середине 1960-х семья переехала в Новокузнецк. (Его мама – Наталья Ивановна Машкова была главный режиссер Новокузнецкого театра кукол, отец – Машков Лев Петрович – актер этого же театра.) Учился в Новосибирском театральном училище. Окончил школу-студию МХАТ. Учился у Олега Табакова, потом работал в его театре-студии. Самые известные фильмы с его участием: «Лимита», «Подмосковные вечера», «Американская дочь», «Вор», «Мама», «Олигарх», «Идиот». Поставил фильмы «Сирота казанская», «Папа», с премьерой которого приезжал в Новокузнецк.

Макарова Инна Владимировна , актриса, народная артистка СССР. Родилась 28 июня 1926 г. в городе Тайга. Окончила ВГИК (1948, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). С 1948 г. – актриса Театра-студии киноактера. Лауреат Госпремии СССР (1949 – за исполнение роли Любови Шевцовой в фильме «Молодая гвардия»). Старшее поколение помнит ее роли в фильмах «Высота» (Катя), «Дело Румянцева» (Нонна), «Девчата» (Надя).

Раздаев Виталий Александрович , футболист, живая легенда кемеровского футбола. Родился в 1946 г. в г. Анжеро-Судженске. Самый результативный игрок второго дивизиона, забил более 200 мячей в ворота противника. Более 25 лет Раздаев посвятил футбольной команде «Кузбасс». Играл также в командах СКА (Новосибирск) и ЦСКА. Неоднократно признавался лучшим спортсменом года в Кузбассе. Почетный гражданин Кемерова.

Тулеев Аман-Гельды Молдагазыевич (Аман Гумирович), глава администрации Кемеровской области. Родился 13 мая 1944 г. В 1964 г. после окончания с отличием Тихорецкого железнодорожного техникума переехал в Сибирь в маленький железнодорожный поселок Мундыбаш Кемеровской области, где работал дежурным по станции, а с 1969 г. – начальником этой станции. После окончания НИИЖТа работал начальником станции Междуреченск, начальником Новокузнецкого отделения Кемеровской ж/д. В 1988 г. назначен начальником Кемеровской железной дороги. В 1990 г. избран в Верховный Совет РСФСР от Кузбасса. В марте 1990 г. был избран председателем Кемеровского областного Совета, а затем и председателем облисполкома. В начале 1992 г. подал в отставку с поста председателя облсовета в знак протеста против политики Е.Т. Гайдара, но депутаты отставку не приняли. В октябре 1993 г. А.Г. Тулеев был на стороне защитников Белого дома. После трагических октябрьских событий вслед за съездом народных депутатов РСФСР и советами других областей был распущен и Кемеровский областной Совет народных депутатов.

В декабре 1993 г. подавляющим большинством кузбассцев Тулеев был избран в состав нового российского парламента, а в феврале 1994 г. победил на выборах в Законодательное собрание области, стал его председателем. В августе 1996 г. А.Г. Тулеев назначен министром Российской Федерации по сотрудничеству со странами СНГ. На первых выборах губернатора Кемеровской области в октябре 1997 г. одержал победу, набрав 94,5 % голосов избирателей. Трижды баллотировался на пост Президента России. Доктор политических наук.

Говорят шорцы на шорском языке, относящемся к хакасской подгруппе тюркских языков. В языке два диалекта: мрасский и кондомский. С 1927 г. письменность у шорцев имела в основе русский, а затем в 1929–1938 гг. – латинский алфавит. В 1938 г. был создан новый алфавит на основе русской графики.

В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранились шаманство и промысловые культы. Высшее божество – Ульгень, властитель подземного мира – Эрлик, духи – хозяева гор, рек, озер, тайги.

Национальные праздники – Ольгудек-Пайрам (июнь, праздник богатыря Ольгудека), Чал-пажи (день весеннего равноденствия, начало нового года).

Шорцы сформировались в ходе длительного смешения угорских, самодийских, кетоязычных и тюркских племен. По культуре и происхождению они близки северным алтайцам и некоторым этническим группам хакасов. Вплоть до начала XX в. у шорцев оставались значительные пережитки родовых отношений. Основными занятиями были охота, рыболовство, примитивное земледелие. Большое значение имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (откуда наименование кузнецкие татары). Железными изделиями они платили дань еще джунгарам и енисейским кыргызам, а затем русскому царю. Именно благодаря шорским кузнецам, земля, на которой они жили, была названа Кузнецкой, а первый острог на ней – Кузнецким.

Интенсивное освоение природных богатств Горной Шории и, как следствие этого, резкое падение доли шорцев в общей численности населения привело к упразднению в 1938 г. Горно-Шорского района и разделению его на Таштагольский, Кузедеевский и Мысковский. С одной стороны, это улучшило управление и экономическое развитие районов, а с другой – замедлило этническое развитие шорцев. Все активнее стали протекать процессы ассимиляции, урбанизации. После решения Кемеровского облисполкома от 20 июня 1960 г. «О ликвидации колхозов Горной Шории, как нерентабельных» начались массовые миграции в города и крупные поселки. Только в трех национальных сельских администрациях – Устъ-Анзасском, Челису-Анзасском, Чувашенском они составляют ощутимое большинство и имеют перспективы национального развития.

Сейчас шорцы дают своим детям только русские имена. А вот фамилии у них остались исключительно исконного происхождения, насыщенные шипящими звуками. От русских шорцы переняли православие, но все же этому народу удается сохранять свои обычаи, культуру, язык.

Телеуты

Бачатские телеуты – второй тюркоязычный народ Кузбасса. Они проживают только в Кемеровской области и включены в число малочисленных народов Севера, хотя исконные их земли всегда располагались в южно-сибирских степях и предгорьях Алтая. До 1991 г. телеуты официально считались этнографической группой южных алтайцев, затем были выделены в разряд самостоятельных народов. У них сохранилось пять уровней самосознания: родовое (меркит, юты, торт-ас, чорос и др.), территориальное (пачаттар, томдор), основное (теленгет), историческое (татарлар), этническое (телеут).

Этническая история телеутов уходит в глубь веков, а сами телеуты ведут свое происхождение частью от местных «притомских» кыпчакско-кузнецких тюрок, частью от средневековых кочевников-скотоводов «теле». В начале XVII в. телеуты составляли раннефеодальное объединение «оток» или «княжество» различных телеутских родов – «Телеутскую землицу» по русским историческим документам. Основные кочевья телеутских князей находились в Верхнем Приобье по р. Иртышу и предгорьям Алтая, сезонные – в Притомских степях по р. Ускат, Бачат, Иня, Чумыш, вплоть до Томского и Кузнецкого острогов. Политическая история самостоятельной «Телеутской землицы» закончилась в начале XVIII в., когда около 20 тыс. телеутов было переселено джунгарами на р. Или. Оставшаяся часть продолжала кочевать по договору с русскими властями по р. Ускат и составляла отдельный улус во главе с князьями Мамрачевыми.

После его разделения на три мелких улуса – Давыда Торгаева, Сартаева, Васьки Поросенкова и переселения части телеутов на р. Бачат постепенно сложилось ядро современного телеутского народа.

В Кемеровской области проживает 2530 телеутов, из них в Беловском р-не – 1135.

В поселке Беково Беловского района работает экомузей «Чолкой», где представлены экспонаты, отражающие быт и культуру телеутского народа.

Из книги Цифровая фотография в простых примерах автора Биржаков Никита Михайлович

Население Численность населения страны превышает 60 млн человек. Почти 99% из них проживают в долине Нила и его дельте. В связи с этим Египет, несмотря на небольшую в среднем плотность населения, является одним из самых густонаселенных регионов мира. 90% проживающих в стране

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Население Численность населения области – 2156 тыс. чел., из которых две трети – городское. На территории области расположен один мегаполис – Омск (1159 тыс. чел.), и пять городов – Тара, Калачинск, Тюкалинск, Называевск и Исилькуль – с населением от 12 до 27 тыс.

Из книги Алтай (Алтайский край и Республика Алтай) автора Юдин Александр Васильевич

Население Численность населения округа – 18,5 тыс. чел. Плотность населения – самая низкая в России – 0,03 чел. на 1 км?. Большинство населения – русские. Эвенки, самая крупная коренная национальность – всего 14 %.Наряду с эвенками проживают 4122 чел. представителей коренных

Из книги Бразилия автора Сигалова Мария

Население Население – 44,1 тыс. чел. (без учета Норильского промышленного района, число жителей которого достигает 250 тыс. чел.), в том числе городского – 28,6 тыс., сельского – 15,5 тыс. чел. Население на территории округа распределено крайне неравномерно и проживает

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Население Население Хакасии 538,2 тыс. чел. Из них русские – 80,2 %, хакасы – 12 %, немцы – 1,7 %, шорцы – 0,2 %, проживают также украинцы, татары, чуваши, мордва.Хакасы – коренное население Минусинской котловины. Известны до установления этнонима «хакасы» (нач. XX в.) под именами

Из книги Италия. Умбрия автора Кунявский Л. М.

Население Численность – 306 тыс. чел. Этнический состав: 67,1 % тувинцев, 30,2 % русских и 2,7 % других национальностей. Городское население – 51,7 % от общего числа жителей. Основное занятие населения – работа в учреждениях Кызыла (здесь живет треть населения Тувы, в основном

Из книги автора

Население Население: 2786,2 тыс. чел. Состав: русские (89,8 %), буряты (3,1 %), украинцы (2,8 %) и малочисленные народы Сибири. Самая малочисленная народность: тофы (630 чел., проживают в Восточном Саяне).Административное деление – 33 района, 22 города.Наиболее крупные города области:

Из книги автора

Население Население округа 143,8 тыс. чел. Коренные жители-буряты составляют около трети населения, русские – немногим более 50 %. Плотность проживания – 6,4 чел. на

Из книги автора

Население Население Бурятии 970 тыс. чел. Городское население составляет около 60 %. Коренное население республики – буряты, эвенки и сойоты.Государственные языки – русский и бурятский. В республике распространены буддизм и православие.В Бурятии находится Традиционная

Из книги автора

Население В области проживает 1237,2 тыс. чел., в том числе в Агинском Бурятском автономном округе – 79,4 тыс. чел. Городское население – 62,1 %. Национальная структура: русские – 88,4 %; буряты – 4,8; украинцы – 2,8; другие национальности – 4,0.Население распределено по территории

Из книги автора

Население Численность населения округа 72,2 тыс. чел. Городское население 32,2 %. Этнический состав: буряты (55 %), русские (41 %), эвены (0,2 %), украинцы, татары, башкиры и представители других национальностей.Официальный язык – русский, около 60 % жителей владеют бурятским. Органы

Из книги автора

Население Население Алтайского края – 2686 тыс. чел., в том числе городское 1,3 млн чел. Крупные города: Барнаул, Бийск и Рубцовск. В крае проживают: русские (около 91,4 %), немцы (3,9 %), украинцы (2,9 %), белорусы, казахи, мордва, татары, чуваши. Знаменитые люди Бианки Виталий

Из книги автора

Население Численность населения края – 202,9 тыс. чел. Национальный состав: русские – 60 %, алтайцы – ок. 30 % (в основном в Улаганском, Усть-Канском, Онгудайском р-нах), казахи – ок. 6 % (в основном в Кош-Агачском р-не), а также староверы, признанные в республике коренным

Из книги автора

Население На территории Бразилии проживает около 188078 млн чел. (данные 2006 г.). По численности населения страна занимает 4-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии.Современный бразильский народ (порт. povo brasiliero) отличается пестрым этническим составом. Нация

Из книги автора

Население Население Индии – многообразие рас и народов, отличающихся друг от друга внешним обликом, языком и обычаями. Народы Индии говорят на 17 основных языках и 844 диалектах. Самый распространенный язык – хинди, на нем общаются 35 % населения, проживающего

Из книги автора

Население В 2009 г. население Италии достигло 59,6 млн чел., по плотности населения (около 197 чел./км2) Италия занимает 4-е место в Европе. Постоянный приток иммигрантов из Марокко, бывшей Югославии, Албании, Филиппин, Соединенных Штатов, Туниса, Китая, Сенегала и Германии